Г.И. Ясиницкий Глава II. Три свидетельства боговдохновения В Библии есть места, которые невозможно ни понять, ни объяснить. Другими словами. Слово Божие содержит в себе такие глубины, какие ум человеческий не в состоянии ни охватить, ни измерить. Однако и такие места имеют свое назначение и, в конце концов, получат ясный ответ. Возьмем для примера Ис. 7:14 , где говорится о Деве, которая приимет во чреве и родит сына. Разве ум человеческий не посмотрел бы на это сообщение как на ошибку, если бы пророчество не нашло буквального исполнения ( Лук. 1:26–31 ). А ведь в течении семисот лет оно могло смущать сердце не одного благочестивого человека. Св. Писание написано нам в наставление, а не для критики ( Рим. 15:4 ). Лучше, поэтому, довериться всем его сообщениям и понятным и непонятным еще, нежели выискивать неудобоваримые места и ставить над ними знаки вопроса, или, что еще хуже – считать их ошибками. Без сомнения, вот эти, именно, непостижимые глубины Писания являются свидетельством его Божественного происхождения; если бы всякий смертный в силах был постичь все Писание от начала до конца, не скорее ли бы это поколебало нашу веру в Боговдохновенность Библии? Однако положение остается согласным с указанием пророка Исаии, сделавшим его от имени Бога: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь, но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис. 55:8–9 ). В другом месте сказано еще прямее: «Как ты не знаешь путей ветра (духа, в другом переводе) и того, как образуются кости во чреве беременной: так не можешь знать дело Бога, который делает все“ ( Еккл. 11:5 ). Теперь обратимся к трем свидетельствам, удостоверяющих Боговдохновенность Библии; назовем их по порядку: Свидетельство археологии. Свидетельство самого Писания. Свидетельство Иисуса Христа. 1. Свидетельство археологии . Ни один критик не сможет противоречить открытиям, сделанным за последнее время в Египте, Палестине, Месопотамии и других библейских странах, а они дают богатейший материал, подтверждающий точность библейских сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Том 1 Том 2 Том 3 Показание Источников из коих собрана сия Летопись и самая История Княжества Псковского. I. РУКОПИСНЫЕ: 1) Псковская Летопись по Архивскому и Эрмитажному Списку. 2) Летопись Князя Курбского. 3) Серапиона Монаха Описание Осады Пскова Королем Баторием. 4) Летопись Покровской Церкви на Проломе о том же. II.NEЧATHЫE: 5) Несторова Летопись по Кенигсбергскому и Лаврентьевскому Списку. 6) Русский Времянник и другие Русские Летописи. 7) Татищева Российская История. 8) Н. М. Карамзина История Государства Российского. 9) Н. С. Ильинского Историческое Описание Города Пскова. 10) Герберштеина Путешествие в Россию в начале 16 века. 11) Линденблатта Прусские Летописи. 12) Даниила Принца Бухавского Путешествие в Россию при Царе Иване Васильевиче. 13) Арнолда Продолжение Гелмолдовой Летописи. 14) Стрыковского в конце Польской и Литовской его Хроники Описание похода Короля Стефана Батория на Псков до Великих Лук. 15) Гейденшптеина, Секретаря Короля Стефана Батория, бывшего с ним в походе под Псков Описание осады оного. 16) Самуила Кихеля Путешествие в Россию через Псков с 1585 г. 17)Лифляндские Истории Арндта, Гилзена, Гадебуша, Генриха Летта, Гиерна, Гелмса, Келха. 18)Далина Шведская История. 19)Польские Истории Сарницкого, Папроцкого, Догеля, Богомольца жизнеописание Замойского и Онацевича жизнеописание Короля Стеф. Батория. Лета от Рожд. Христ Пришествие Славян Кривичей во Псковские страны и основание ими города Изборска, не известно когда точно, а по крайней мере не ранее 7 века. Пришествие Князя Трувора на княжение в Изборск. Кончина Князя Трувора и присоединение Изборского Княжества к Новгородскому. Ольга взята в Киев из Выбутской веси невестою Великому Князю Киевскому Игорю Ольга, вдовствовавшая уже Великая Княгиня, объезжая Новгородскую и Изборскую Область, была с своем отечестве, и на память оставила там сани свои, на коих ездила; потом отправилась в Константинополь креститься и по возвращении прибывши паки во Отечество свое, назнаменовала основание града Пскова и против оного на реке Великой водрузила Крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

архим. Модест (Никитин) Содержание Предисловие Введение I глава II глава III глава IV глава V глава VI глава VII глава Приложение (перевод творений св. Астерия) Слово о пророке Данииле и Сусанне На 5-ый псалом. Слово 1-ое Ha тот же 5-ый псалом. Слово 2-ое На тот же 5-й псалом, иначе. Слово 3 Ha тот же 5 псалом, иначе. Слово 4 На толкование 5 псалма, слово 5, в котором говорится и о Иосифе. Сказано в Великий Второй день (Понедельник) Беседа на 6-ой псалом На 7-ой псалом Отрывки из сочинений Астерия (По Библиотеке Фотия) Из слов на текст: „человек некий схождате от Иерусалима в Иерихон» Его же слово на текст: „человека два внидоста в церковь помолитися» (Лук.18:10) Его же слово о Закхее Его-же о двух сыновьях, упомянутых у Луки Его-же о слуге сотника, которого исцелил Господь Его-же слово о Иаире и кровоточивой     Предисловие Мир и Церковь в лице своих представителей очень часто не понимали и не понимают друг друга. Они говорили и говорят разными языками. Властные божественные глаголы Слова Божия не проникают в сердце легкомысленных сынов земли, не трогают, не поражают его до изменения мыслей, настроений, чувств и желаний. Если слово Церкви ведет в глубины и тайны неба, приподнимает завесу над „бездной богатства, и премудрости, и ведения Божия», то мир восклицает на это: „какия странныя слова! Кто может это слушать?!» ( Ин.6:60 ). Если Церковь говорит, наоборот, простыми, ясными словами земли, в которых „каждый слышит собственное наречие» ( Деян.2:8 ), чувствует язык своей души, узнает свои собственные мысли, чувства и желания, то все изумляются и, недоумевая, говорят друг другу: „что это значит? Сии говорящие не все ли Галилеяне... как же мы слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» Минута сомнения, потом насмешка и разгадка готова: они напились сладкого вина ( Деян.2:7–8, 11–13 ). Если представители Церкви внимательно приникают к интересам земли, одушевленным языком говорят о хлебе, питающем человечество, болезнуют и служат немощам его, тогда народ возвышает голос свой, говоря по-ликаонски: „боги во образе человеческом сошли к нам» ( Деян.14:11 ). Но лишь только служители слова, оставив такие речи, скажут властно и строго: „не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин.2:15 ), восторженные ликаонские речи сменяются криками ненависти: „они не говорят ничего истинного, а все лгут» ( Деян.14:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

II. О ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА § 149. Связь с предыдущим, понятие о первосвященническом служении Иисуса Христа, истина сего служения и превосходство Как Пророк, Христос-Спаситель только возвестил нам о спасении, но еще не совершил самого спасения: просветил наш разум светом истинного Боговедения, засвидетельствовал о Себе, что Он есть истинный Мессия, пришедший на землю взыскати и спасти погибших ( Матф. 18, 11 ); объяснил и то, каким образом Он спасет нас, каким образом мы можем усвоять себе Его заслуги, и указал нам прямой путь к животу вечному. Но самым делом Он спас нас от греха и от всех следствий греха, самым делом заслужил для нас живот вечный чрез служение свое первосвященническое. Это служение нашего Спасителя состояло в том, что Он, соответственно служению ветхозаветных первосвященников, которых главная обязанность была – приносить дары же и жертвы о гресех ( Евр. 5, 1 ), принес самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мipa, и таким образом примирил нас с Богом, избавил нас от греха и его следствий, приобрел нам вечные блага. Истину первосвященнического служения нашего Спасителя – а) провозгласил еще в ветхом Завете сам Бог устами пророка Давида, говоря к Мессии: ты, иерей, во век, по чину Мелхиседекову ( Пс. 109, 4 ); б) засвидетельствовал Христос Спаситель, относя к Себе этот пророчественный Псалом, в котором назван Он вечным иереем по чину Мелхиседекову ( Матф. 22, 44 ; Марк. 12, 36 ; Лук. 20, 42 ); в) наконец, с подробностию раскрыл св. апостол Павел в послании к Евреям. Здесь он – 1) Ясно и многократно называет Иисуса Христа первосвященником, Святителем, Архиереем. Например: Христос не себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к нему. Сын мой еси ты, аз днесь родих тя: якоже и инде глаголет: ты еси священник во век, по чину Мелхиседекову ( Евр. 5, 5. 6 ); разумейте посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа (3, 1); имуще убо архиерея велика прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания (4, 14. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Второй день. Поуч. 6-ое. Сретение Господне. (Почитай старость). I. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей ( Лук. 2, 28–30 ). Слова эти с умилением и радостию произнес праведный Симеон, когда восприял на руки свои Иисуса Христа, принесенного Иосифом и Мариею в храм иерусалимский, в сороковой день по рождении Его, по обычаю законному. Счастлив был старец, узревший собственными очами Богомладенца – Мессию, давно ожиданнаго. Праведному Симеону обетовано было, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. И вот обетование Св. Духа исполнилось. Есть предание, что Симеон был в числе семидесяти переводчиков св. Писания ветхого завета с еврейского языка на греческий, по поручению египетского царя Птоломея, и что на долю Симеона досталась книга пророка Исаии. При переводе слов пророка: се дева во чреве зачнет и родит сына, и наречеши имя ему Эммануил (Исаии 7, 14), Симеон усумнился и хотел заменить слово дева словом женщина, но был удержан рукою ангела. И при этом-то случае сказано было: «ты сам увидишь исполнение пророчества». Представьте же, братия, с каким нетерпением праведный старец ожидал рождения Эммануила – Богочеловека! Долго длилось это ожидание; лета давали уже себя чувствовать; старость и неизбежные при ней недуги тяготили его; 360 лет прожил он, когда наконец, узрев и восприняв Спасителя всех людей, отошел с миром в вечность. Ожидание Мессии ободряло старца в преклонных летах и облегчало их бремя; исполнение пророчества, видение лицем к лицу рожденного от пресвятыя Девы Богочеловека соделало его несказанно блаженным. II. Слушатели! Жизнь человеческая неодинаково Господом распределяется: очень многие умирают в младенчестве, многие в цветущей юности и летах мужества, и сравнительно не очень многие доживают до глубокой старости. Дние лет наших, в них же семдесят лет, аще же, в силах осьмдесят лет, и множае их труд и болезнь ( Пс. 39. 10 ). Но тем должна быть почтеннее, тем достойнее уважения – старость.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

прот. Иоанн Чижевский Отделение четвертое. О благоустройстве храмов Глава I. Храм и его части 1 . Православный христианский храм или церковь , есть особое здание посвященное Триипостасному Богу, в которое верующие, в установленное Церковью время, собираются на общественную молитву и совершения св. Таинств ( Лук.19:45–46 ) и потому храм, как место особенного таинственного присутствия Божия, называется Домом Божиим (Мат.21:31; Иоан.2:13, 25 ; Деян.5:11 ; 1Корф.14:23; 1Тим.3:15 ). Примечание 1. Устав православной Церкви предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Так, божественная литургия может совершаться только в храме (50 прав. Вселен. Собор.), также и все таинства, хотя некоторые например крещение 40 и елеосвящение дозволяется совершать и в домах (II. С. З. 23 мар. 1805 г. 21678; но таинство брака предписано совершать непременно в церкви 41 (т. X, ч. 1, ст. 31, Свод. Зак. изд. 1887 г.; инстр. благоч. § 19, кн. о должн. пресв. приход. § 123). Примечание 2. Определением Св. Син. 12–23 декабря 18 нарта 188 5 / 6 г. за 2899, согласно постановлению собрания Преосвященных, происходившего в июне 1885 г. в Казани, предоставлено право епархиальным Преосвященным разрешать миссионерам и приходским священникам в далеко отстоящих от церквей в инородческих деревнях, в особенности в тех, которые окружены язычниками и магометанами, совершать богослужение с литургией на переносном антиминсе и переносных престолах, в молитвенных домах, часовнях и в других приспособленных к сему зданиях, а равно и в открытых местах. 2 . Каждый Православный христианский храм имеет свое особенное название, смотря по тому, в память какого события из истории веры он устроен и посвящен Богу, или в честь и память угодника Божия, которого общество верующих (приход) избирает своим особенным предстателем пред Господом Богом. Поэтому храмы, или церкви носят названия: Воскресенский – в память Воскресения Господня, Христорождественский – в память Рождества Господня. Рождество-Богородичный в память Рождества Пресвятые Богородицы. Николаевский, Митрофаньевский – в честь сих святителей, Архангело-Михайловский в честь Архистратига Михаила, и проч. В тех городах и селах, в которых несколько церквей, и приходы называются: Воскресенский, Николаевский, Михайловский и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Двадцать пятый день. Поучение 2-ое. День Рождества Христова и торжественного воспоминания избавления Церкви и державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти языков. (О том, какие чувствования должны возбуждать в нас эти события и к чему они должны располагать нас). I. В настоящий день, братия, мы воспоминаем два великие события: одно всемирное – рождение во плоти предвечного Сына Божия для спасения рода человеческого, а другое наше отечественное – избавление церкви и державы российские от нашествия галлов и с ними двадесяти языков. Воспоминаемые ныне события должны возбуждать в нас живую радость и самую искреннюю благодарность Богу за те великие благодеяния, какие Он благоволил оказать нам в них. II. а) Сын Божий, по любви к роду человеческому и беспредельной благости к нам грешным, сошел с небес на землю и воплотился ради нашего спасения, дабы научить нас истине и добродетели, избавить нас от грехов и адских мучений за них, освободить от власти диавола и духовной смерти, примирить с разгневанным Богом и открыть нам вход в царство небесное для вечного в нем блаженства. Можно ли не радоваться такому благодеянию? Оно так велико, что сами ангелы Божии радуются ему и благословляют за него Господа. Это видно из того, что когда родился Христос – Сын Божий, то «внезапно», говорит евангелист, «явилос многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение» ( Лук. 2, 13–14 )! Но и другое благодеяние Божие, явленное в чудном избавлении нашей церкви и державы от нашествия галлов и двадесяти языков, должно наполнять сердца наши не только радостию, но и чувством искренней благодарности к Богу – Спасителю нашему. Страшный вождь галлов, дотоле непобедимый и предводительствовавший грозными полчищами, пред которыми трепетала вся Европа, в кичливой самонадеянности мечтал уничтожить и сокрушить наше отечество. «Россия, взывал он, увлекается роком к погибели: да совершится судьба ея!» – Что же было бы с нашим отечеством, что было бы с нашею верою и с нами самими, если бы Господь сил не помог нашим отцам и дедам побороть сего страшного воителя и уничтожить его пагубный умысел? Вот от какого бедствия избавил нас Бог в годину искушения! Ибо Он, только Он – всемогущий, мог сокрушить непобедимого врага нашего. Поэтому и мы, братия, воспоминая это дивное избавление нашего отечества от угрожавшей ему погибели, должны с радостию благодарить Бога, заступника нашего, и от души взывать к Нему: «слава Тебе, благодателю нашему!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Великие Луки. Часовня Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Часовня Александра Невского являлась самой известной в дореволюционных Великих Луках. Она же была памятником императору Александру Второму. Первая часовня была построена в 1881 году на средства, собранные народом. Разрушена в 1918 году и восстановлена на новом месте к 830-летию Великих Лук в 1996 году. Часовня Святого Благоверного князя Александра Невского кирпичная. Освящена в 1996 году. Построена на новом месте по образцу чугунной часовни, отлитой и установленной в 1881 году на Вознесенской площади (на месте сквера возле музыкальной школы). Первая часовня Александра Невского была памятником Александру II, убитому революционерами. Часть денег на строительство часовни была собрана горожанами, часть выделила городская дума, почти половину суммы пожертвовал великолукский купец М.М. Глазов (общая сумма составила 5000 рублей). Часовня была на постаменте из тесаного камня, вокруг неё по краям панели были размещены девять чугунных колонн, соединенных чугунными цепями. В память святого князя Александра Невского 23 ноября (6 декабря) в ней совершалось богослужение, 1 (14) марта, в день кончины императора Александра II, проходила панихида. Часовня была приписана к Вознесенскому монастырю. 1918 году её разрушили, на фундаменте установили бюст Карлу Марксу, вскоре развалившийся, так как сделан он был из недолговечного гипса. В 1996 году, к 830-летию города Великие Луки, часовня восстановлена из кирпича попечением благочинного архимандрита Сергия (Стурова) на средства ХК «ЭЛВО» архитектором В. Медведевым. Освящена часовня архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=10264

Что касается исторического значения сказания, то, несмотря на широкую распространенность его на Востоке и на Западе, оно все-таки скоро встретило себе и сильных противников. Подлинность приписываемого Христу письма отвергал уже бл. Иероним (In Iesech. 14, 30). Прокопий, во II веке, также выражал сомнение касательно его. В настоящее время в этом отношении в критике господствует отрицательное воззрение, по которому приписываемые Авгарю и Иисусу Христу письма составляют позднейшее произведение. По исследованию оказывается, что письма эти составлены из мест, заимствованных из Евангелий и особенно письмо Авгаря воспроизводит текст согласно с «Диатессароном» Татиана, где сочетаются два стиха: Матф.11:5 , и Лук.7:21 . На это указывают также и встречающиеся анахронизмы в сказании, как упоминание о Тиверие, как правителе страны, межу тем как Осроена пользовалась независимостью до 216 г. по Р. Х. Очевидно, такие ошибки могли быть допущены лишь потому, что прошло уже значительное время с той эпохи, когда совершались рассказываемые события. Первым христианским царем Осроены был Авгарь IX (179–214 г.), которого впоследствии стали смешивать с его соименником, Авгарем V, современником Христа. Правда, христианство насаждено было в Едессе еще раньше официального обращения этого царства. До 170 г. христианская община там была настолько важна, что в Едессе именно составлен был сирийский перевод Пешито и, быть может, также «Диатессарон». В то же время там имели своих приверженцев маркиониты, валентиниане и другие гностические секты. Цари Едессы отказались от язычества, во всяком случае, не раньше, как через 170 лет после времени, указываемого в сказании. Авгарь IX Великий пользовался доверием Севера, и с честью был принят этим императором в Риме около 202 г. Без сомнения, во время этого путешествия на Запад, он познакомился с христианством и принял его. У него гостил Юлий Африкан ; он любил литературу и науки; поощрял Вардесана и первых сирских писателей; установил благодетельные законы; поднял Едессу из развалин, и увековечил свою память важными сооружениями, следы которых долго существовали потом. Благодаря ему, Едесса получила важное значение на всем востоке и потому занимает первое место в летописях Сирин. Когда она сделалась крупным христианским центром страны в области Евфрата, то в народном сознании естественно явилась воплотившаяся в предании мысль, что Едесса получила особое благословение от Самого Спасителя, еще при его жизни, и была осчастливлена тем, что Евангелие ей возвещено было непосредственно одним из апостолов, и это предание перешло к будущим векам в виде сказания в Авгаре, которое получило особенную известность во всем христианском мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Мессиею признавали Иисуса лучшие из современников Его, озаренные откровением . Таковы были восточные волхвы (Мат. 2, 1) и пастыри вифлеемские ( Лук. 2, 10. 11 ). Захария зрел духом в сыне своем предтечу Мессии и говорил, что он даст уразуметь народу спасение во оставление грехов ( Лук. 1, 76 – 79 ). Праведному Симеону обещано было, что Он не увидит смерти до-толе, пока не увидит Христа Господня, и он увидав Иисуса, возрадовался о Нем, как о свете для язычников, как о славе израиля, а вместе нарек Его каменем преткновения для многих, предметом лютой скорби для матери ( Лук. 2, 26 – 38 ). Иоанн предтеча именовал Иисуса агнцем вземлющим грехи мира (Иоа. 1. 32–34. Мат. 21, 25). Иудеи соединяли с именем Мессии понятие о царе земном, который должен восстановить политическое значение народа Божия (Иоа. 6, 14. 15. Мат. 21, 8. 9) и если будет вместе и великим пророком – учителем; то только для иудеев . Такое понятие о Мессия разделяли с прочими и приближенные к Иисису ученики, прежде нежели они были просвещены духом Божиим (Мат. 20, 20, 21· Лук. 24, 21 Деян. 1, 6 ). Но это несправедливое понятие обличал в народе и учениках и Сам Иисус Христос ( Лук. 17, 20. 21; 13, 29 . Иоан. 6, 15. 18. 36–38. 10. 16. 4, 24 . Мат. 21. 43). Особенно же утешитель Дух истины, когда избранные Христовы мало по малу сделались способными носить тайны Иисусовы, вполне открыл им, и чрез них всем людям, славу сына человеческаго, указал в Иисусе Спасителя, предназначенного не для одних иудеев, по и для язычников, царя не земного, а вечного. И в учении апостолов имя Мессии – Иисуса стало после того именем единственного просветителя и Спасителя мира ( φς χοσμο, σωτρ). ( . Пет. 1, 11. Иоан. 5, 1 . Иоан. 20, 31 ) 76 II. О лице Иисуса Христа § 177. Нужда и содержание учения   Когда откровение показало во Иисусе определенного Отцем небесным Искупителя мира: то не должен ли человек -грешник обратиться со всем своим вниманием к сему единственному Спасителю, дарованному для человеков и рассмотреть: кто сей Иисус сам в себе? Св. апостолы показали нам, что христианину необходимо нужно иметь верное ведение о лице Христа Иисуса ( 1Иоан. 4, 2. 3. 2 Иоан. ст. 7. 2Петр. 2 , и).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010