Мы же, поклоняясь в нем (кресте) Христу, помыслим о величии силы Его и о чудесном Его домостроительстве о нас чрез крест, как говорит Божественный Давид: «Бог царь наш прежде век содела спасение посреде земли» (Псал. 73:12). Сей крест есть и видимое древо и часто в Писании называется «знамением». И подлинно, что значат слова Давида: «сотвори со мною знамение во благо» (Псал. 85:17), «знаменася на нас свет лица Твоего, Господи» (Псал. 4:7), «дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука» (Псал. 59:6)?! Или что говорит и Сам Господь в Евангелии: «и тогда явится знамение Сына человеческаго» (Матф. 24:30), и прежде сего: «род сей... знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка» (Матф. 12:39; Лук. 11:29), которое и само объясняется крестом? А что хотел сказать Симеон Богоприимец, благословляя Деву, когда принял во образе младенца Господа и произнес: «се лежит сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» (Лук. 2:34)? Не ясно ли словом «знамение» он указал на крест? Крест называется также «силою», на что указывает Давид: «сказал еси силу Твою в людех Твоих» (Псал. 76:15), — и «мышцею»: «избавил еси мышцею Твоею люди Твоя» (Псал. 76:16). А что сила Христова есть крест, об этом послушай Павла, который говорит: «слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть» (1 Кор. 1:18, 24). Послушай и Самого Господа, Который говорит Моисею: «ожесточая ожесточу сердце Фараоново, дабы явить на нем всю силу Мою» (Исх. 4:21, 7:3, 9:12), указывая здесь на силу, явленную чрез жезл Моисеев не без прообраза креста, на силу всемогущую — содетельницу преславных чудес Его. Так научились мы и мыслить, и мудрствовать о кресте; так всегда мы увещаваем верный народ Божий чтить и величать крест: ибо им были уловлены языки, повсюду разсеялась вера. Возделав им, как ралом, безплодное человеческое естество, ученики Христовы приготовили Церкви обильную жатву уверовавших во Христа. Укрепляемые им (крестом) мученики и падая поражали мучителей. Чрез него познан Христос, и церковь верных, постоянно раскрывая Писания, вводит Сына Божия, Самого Бога Господа, громогласно возвещающего: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и последует Ми» (Лук. 9:23). Чрез него везде процветает и проповедуется христианство. Им укрепляется царская власть, утверждается государство, изнемогают враги, как громом поражаются демоны: ибо мы веруем, что им и в нем спасаются, и он есть знамение Сына Человеческого, и в нем, по написанному, «всяка плоть узрит спасение Бога нашего» (Лук. 3:6), и «воззрят иудеи нань, его же прободоша» (Зах. 12:10). Мы же, ходящие во свете Его, с ним прославимся и воцаримся вместе с Богом, составив с ангелами один лик вокруг Святой Троицы, покланяемой во Отце и Сыне и Святом Духе, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Теперь мы обратимся к выяснению новозаветного словоупотребления термина μυστριον. Но предварительно нам необходимо заметить, что ветхозаветному библейскому языку совсем почти чуждо понятие тайны в религиозном смысле. Μυστριον в нем (в переводе LXX) обозначает тайну друга и вообще близкого человека ( Сир.22:25; 27:16,18,28 ), либо «тайну цареву» ( Тов.12:7–11 ; Иудиф.2:2 ), либо военную тайну ( 2Мак.13:21 ). С религиозным оттенком наш термин впервые встречается в книге прор. Даниила в приложении к таинственным сновидениям, значение которых открывается Богом ( Дан.2:18, 19, 27–30, 47; 4:6 ). Религиозно-культовой оттенок придается понятию μυστριον в неканонической книге Премудрости Соломона ( Прем.2:22; 6:23; 14:15, 23 ). Исключительно же рлигиозный характер термин μυστριον имеет только в Новом Завете, на почве которого он получает свое глубокое, исключительно новозаветное, христианское содержание. Рассмотрим отдельные случаи новозаветного его употребления. I-я глава В Евангелии слово μυστριον употреблено только однажды – в сочетании τ μυστρια τς βασιλεας – тайны царствия (небесного или Божия). Все три синоптических евангелия согласно свидетельствуют, что это изречение произнесено Спасителем после того, как Он сказал притчу о сеятеле, на вопрос учеников: «почто притчами глаголеши им?» ( Мф.13:10 ). Христос на это ответил (приводим слова Его по Луке, наиболее краткому здесь): «вам есть дано ведати тайны царствия Божия (τ μυστρια τς βασιλεας το Θεο) 8 , прочим же в притчах, да видяще не видят и слышаще не разумеют» ( Лук.8:10 ; ср. Мф.13:11–17 ; Мк.4:11–12 ). Эти слова являются вставочными с одной стороны между притчей о сеятеле, с другой – между следующими притчами: о пшенице и плевелах, о сокровище на поле и о купце, о неводе и, наконец, о зерне на поле посеянном и постепенно растущем ( Мф. 13 , Мк. 4 , Лук. 8 ). Во всех этих притчах Иисус Христос раскрыл учение о царствии Божием. Следовательно, и вышеприведенное изречение Христа имеет непосредственное отношение к изложенному в них учению о царствии Божием. По смыслу слов Христа, тайны царствия Божия, то есть скрытое, внутреннее содержание названных притчей дано знать только ученикам Христа, а прочим доступна только форма, оболочка Христова учения, внешняя сторона притчей, и недоступно внутреннее их содержание. Таким образом, τ μυστρια τς βασιλεας – тайны царствия есть не что иное, как то общепонятное учение о царствии Божием, которое изложено в столь простой и вместе прекрасной форме притчей, и с раннего детства известно всем и каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

Пс.36:14 .  Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем. Пс.36:15 .  Меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся. «Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем». «Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся». И сие имеет один и тот же смысл с сказанным выше. Ибо показывает, что грешник, хотя всякие способы употребляет против не сделавших ему никакой обиды, однако же запутается в собственных своих сетях. Ибо мечем и луком Пророк назвал различныя казни. Это подобно сказанному в седмом псалме: «ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела» ( Пс.7:16 ). Пс.36:16 .  Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых. «Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа». Иметь у себя одно необходимое и быть правдивым, говорит Пророк, лучше беззаконнаго богатства и неправеднаго изобилия. Потом, показывая плоды того и другаго, говорит: Пс.36:17 .  Ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. «Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь». Мышцами в переносном смысле Пророк назвал силу; потому что посредством мышц обыкновенно действуют люди. Весьма же прилично употребил выражение: «утверждает праведныя», потому что, приводимые в колебание демонами и людьми, но поддерживаемые Божественною благодатию, они стоят и превозмогают встречающияся с ними напасти. Пс.36:18 .  Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек. Пс.36:19 .  Не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты. Пс.36:20 .  А нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут. «Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет». «Не постыдятся во время лютое и во днех глада насытятся». Избравшие неукоризненную жизнь, воспользуются всяким о них промышлением, потому что, если и в бедствия впадут, то преодолеют оныя, и во время общей скудости необходимо нужное приимут от Бога, а сверх того насладятся вечными благами. Думаю же, что Пророк предызображает здесь голод, угрожавший древним Иудеям: «послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня» ( Ам. 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Начальство бысть на раме Его, говорит Пророк. О, присланная Отрасль! Ибо Он нарицается, по словам Пророка, велика совета Ангел и Бог крепкий. О, Владычество всемогущее! Ибо Он есть Чуден Советник и Князь мира. Посему, как мы прославим нынешний праздник? Как возвеличим таинственное торжество настоящего времени? Кто исследует бессмертное богатство дня сего? Какими велегласными и возвышеннейшими глаголами мы исповедуем сие всехвальное и победоносное таинство нетления? – О, день, достойный бесчисленных славословий, день, в который воссияла нам звезда от Иакова, небесный человек восстал от Израиля, пришел к нам Бог крепкий, осветило нас Солнце правды, открылось сокровище Божественных добродетелей, произошло для людей древо вечной жизни, воссиял восток с высоты и из девственных недр явился в тленный мир для его искупления Владыка неба и земли! Яко родися вам Спас, иже есть Христос Господь ( Лук. 2:11 ), Который есть и свет языков и спасение дома Израилева. О, чудо! Тот, Кого не могут вместить небеса, почивал в яслях, как младенец; Кто единым словом сотворил мир, Тот согревался в объятиях матерних; Кто даровал бытие всем премирным силам, Тот питался млеком от непорочной груди Девы. Бысть же, повествует Евангелие, егда быша тамо, исполнишася дние родити Ей: и роди Сына Своего первенца, и повит Его, и положи Его в яслех, зане не бе им места во обители ( Лук. 2:6–7 ). Какая же в этом – новая и удивительная тайна? В чем выразилось всемогущее и потребное для тленного человека благоволение Божественного Промысла? В чем также состоит грозное и премудрое противодействие диаволу? – Мир освобожден Девою, – тот мир, который древле подпал греху также чрез жену. Родившимся от Девы низвергнуты в преисподнюю все, столь многочисленные и столь сильные, полчища невидимых демонов. Господь принял образ рабов, дабы рабы опять сделались подобными в образе Богу. О, Вифлеем, город освященный и данный в удел всем людям! О, ясли, имеющие честь вместе с херувимами и равночестные серафимам: ибо Тот, Кто по Божеству от века восседает на оных небесных Силах ( Псал. 79:2 ), ныне по человечеству возлежит среди вас. О, Мария, родившая Первенца, Создателя всяческих! О, человечество, сообщившее свою телесную сущность Слову Божию и в сем отношении предпочтенное всем небесным и умным силам! Ибо Христос не благоволил принять неизменный образ ни архангелов, ни начал, ни сил, ни властей ( Евр. 2:16 ), но облекся во образ человека, хотя он и потерял свое достоинство и уподобился скотам бессмысленным ( Псал. 48:13 ). Здоровые не имеют нужды во враче ( Матф. 6:12 ), а человечество, одержимое продолжительною болезнью, получило могущественного и великого Врача, Который не только изгнал его болезнь, но и даровал ему нечто более здоровья – спасение. Но где же теперь – тот ненавистный, враждебный, коварный и нечестивый змий, который хотел на высоте поставить престол свой ( Ис. 14:13 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«Савле, Савле, почто Мене гониши?» ( Деян. 9:4 ) «Какое богатство Я у тебя отнял? Какой славы обнажил? Какого первенства лишил? Разве Я затворил тебе вход в рай? Разве из-за Меня ты оделся листьями смоковницы? Разве Я явился виновником твоего возвращения в землю? Разве из-за Меня ты отпал от начальства, повредил свой жребий, уменьшил свой образ?» «Савле, Савле, почто Мене гониши? Ты имел закон, Я же, как Благой, приложил благодать. Ты служил букве, Я же явил Дух. Несли скорбь тени, и придя, Я показал истину. Ты претыкался об образы, Я же единое врачевство принес за многих, бессребренное – за сребролюбивых. Я, изъяснив тебе субботу, прославил ее, Я остановил язву обрезания, Я освободил алтарь от стенаний и показал вместо многостонных жертв вечнорадостную и бесстонную». «Савле, Савле, почто гониши Мене? Постыдись скинии Авраама ( Быт. 18:1 ) и вспомни об алтаре Исаака ( Быт. 22 ) и восприими в память борьбу Иакова ( Быт. 32, 24–30 )! Почему ты предал забвению сны Иосифа? ( Быт. 37:6–10 ) Как ты не постыдился жезла Моисея ( Исх. 14:16 ), милоти Илии ( 4Цар. 2:13 ), мужества Елисея? Ведь это Мои прообразы, их пророчества относятся ко Мне!» «Савле, Савле, почто Мене гониши? Я показал Иеремии миндальный жезл ( Иер. 1:11–12 ). Я живописал Захарии золотой светильник! ( Зах. 4:2 ) Я показал Даниилу несекомый камень ( Дан. 2:34 ). Я расширил чрево кита для Ионы! ( Ион. 2:1 ). Меня видел как возницу херувимов Иезекииль великий ( Иез. 1:26–27 ). Аз есмь многоплачевная овца Исаии» ( Ис. 53:7 ). «Савле, Савле, почто Мене гониши? Внимай, против Кого ты лук напрягаешь. Мне небо – престол, а земля – подножие. Куда ты стрелы посылаешь? “Я во Отце, и Отец – во Мне” ( Ин. 14:10 ). Против Кого ты бросаешь камни? Я “измерил рукою воду и ладонью небо и дланию – всю землю” ( Ис. 40:12 ). Против Кого ты язык вооружаешь? Я уясняю язык гугнивых, Я создал слабослышащего и глухого, Я вылепил зрячего и слепого. Смотри, Кого ты называешь обманщиком? Я видения умножил ( Ос. 12:11 ) и руками пророков являл подобия».

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Такое употребление светильников имело значение религиозное и отнюдь не было простым освещением, необходимым для присутствия в святилище в ночное время ( Исх. 30:8 ). В Новом Завете есть также указания на религиозное употребление светиль ников – указания, хотя и краткие, но тем не менее из них можно заключить, что это употребление хорошо было из вестно всем и не требовало каких-либо пояснений ( Деян. 20:7–12 . Откр. 1:12– 13:4–5 ). Относительно же обычая возжигать пред св. иконами свечи, сделанные из пчелиного воска, а не из сала животных, должно заметить, что православная Церковь поступает так по следующим весьма важным основаниям. Кровавые и, вообще, животные жертвы отменены в Новом Завете, воск же составляется пчелами из множества благоуханных трав, а потому может служить наилучшим выражением желания христианина принести в дар Богу нечто приятное в природе и дорогое ( Лев. 22:21–22 . Мал. 1 гл.). Бескорыстный труд и усердие пчелы служит выражением искренности и усердия, с каким христианин приносит жертву и молитвы Богу, а чистый воск напоминает христианину заботу о чистоте души своей. Употребление восковых свечей при богослужении ведет начало еще от вре времен апостольских (Правил. апостол. 72, л. 20). Употребление при богослужении фимиама, а также и светильников существует по указанию св. Писания (см. Исх. 30:7–8; 40:5; 40:26 – 27 ; 2Пар. 26:16–18 ; Мал. 1:11 и и др.) и из Нового Завета видно, что вифлеемскими волхвами принесены Богомладенцу дары: золото, ладан и смирна. Во время земной жизни Иисуса Христа в знак глубочай шого почтения одна женщина помазала йоги его дрогоценными миром, издаю щим необыкновенно топкий и приятный аромат ( Лук. 7, 37–38 ; Ин. 12:3 ). И Христос не отверг такого помазания (см. еще Ин. 19,39–40 .) Поэтому и право славная Церковь , при совершении боже ственной литургии, повелевает кадить фимиамом св. Дары в воспоминание со бытий смерти и погребения Иисуса Христа. Наконец, Иоанну Богослову в открове нии было показано, как 24 старца пали пред агнцем, имее каждый гусли и золотыя чаши, полные фимиама, кото рые суть молитвы святых» (5, 8). В 8 главе св Иоанн Богослов описывает фимиампыя возношения, чистыя жертвы искупленных сынов Божиих (ст. 2–4). Здесь указывается внутреннее знамепо вание каждения фимиамом при бослужепии. Итак, обряд возжепия светильников и курения фимиама находит для себя осно вание, как и почитание св. храмов, в свящ. Писании. II. Основания из слова Божия для православного учения о храмах

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

15 Имеются в виду языческие народы, принявшие христианство, в противопоставление иудейскому народу. Ср. Ориген, In Ex. hom. 2, 4: «Мыслю, что в дочери Фараоновой можно усматривать Церковь, собираемую от язычников». 16 Ср. Tract. Orig. 7, р. 82: «Под дочерью Фараона я, стало быть, понимаю не что иное, как очистившуюся освящением в живоносной купели Церковь, которая Христа, отторгнутого плотскою матерью, Синагогой, и подкинутого, как младенец,— ибо когда Он явился во человечестве, Он предстал как младенец, — забирает к себе и оберегает, так что впредь Он принадлежит уже не той матери, которая отторгает Его и подкидывает, но той, которая принимает Его и оберегает». 17 Олицетворяемый сестрой Моисея. 18 Отождествление убитого Моисеем египтянина с диаволом не совсем обычно, однако оно естественным образом вытекает из традиционного истолкования Египта как мира сего, подвластного диаволу-Фараону, а воинов Фараона — как бесов. Хотя типологическое отождествление Фараона с сатаной, или диаволом, непосредственно связано с темой перехода через Чермное море, о которой Иларий даже не упоминает, однако Иларий, очевидно, был знаком с этой традицией (или, по крайней мере,— с символизмом, связанным с темой Египта). 19 Здесь имеет место традиционное противопоставление Закона и Благодати как иудейской и христианской веры, Ветхого и Нового Заветов. 20 Ср. Пс. 144:13: «Царство Твое — царство всех веков». Ср. также 1 Тим. 1:17: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков». 21 Вельзевулом, то есть «князем бесов», называли Иисуса Христа фарисеи. См. Мф. 10:25, 12:24, 27; Мк. 3:22; Лук. 11:15—19. 22 Лат. sinus переводится на русский язык не только как «пазуха», но и как «лоно». Конечно, речь здесь идет о так называемом «лоне Авраамовом» — образе рая, месте блаженного упокоения праведников («сынов Авраама»). Один из распространенных мотивов христианской иконографии Страшного суда — изображение Авраама, укрывающего за пазухой души умерших верующих и ограждающего их своими отеческими объятиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3197...

1Кор. 4:1 . Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. 1Кор. 3:9 . Мы соработники у Бога, а вы Божия нива... Тит. 1:7 . Епископ должен быть... как, Божий домостр. Ефес. 4:11–12 . (Бог) поставил... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения. ж) Откуда видно, что в Церкви Христовой всегда пребывает и действует Дух Святой? Иоан. 14:16–17 . Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя да пребудет с вами во век. Деян. 2:3–4 . Явились им разделяющиеся языки, как бы огненные... И исполнились все на Духа Святого ? 1Кор. 15:10 . Но благодатью Божией есмь, то что есмь. – Это говорит Ап. Павел о себе: нам же нужно помнить и другие слова Апост. Ефес. 3:2–3 . Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас. Потому что мне чрез откровение возвещена тайна... ? Филип. 4:13 . Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе. – Фил. 4:12 . Умею жить в скудости... и терпеть голод… 2Кор. 6:10 . Мы ничего не имеем, но всех обогащаем В этом только смысл и должно понимать слова апостолов «Все могу»... 9) О почитании Пресв. Богородицы б) Приснодевою Лук. 1:26–35 . Послан был ангел Гавриил от Бога к Деве... Срав. Ис. 7:14 ; Мф. 1:23 . Мф. 1:18;20;24–25. Оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого... Иезек. 44:2. И сказал мне Господь: ворота сия будут затворены, не отворятся... ибо Господь Бог Израилев вошел ими... В Ев. Иоан. 10:9 . Иисус Христ. назвал Себя дверью, которою входят на небо, так и у пророка названа Дева Мария, которою, как бы чрез врата, пришел на землю Спаситель. в) Владычицей, Царицей небесной – Как Матерь Владыки и Царя небесн. Пс. 44:10 . Дочери царей... стала Царица одесную Тебя. г) Честнейшею херувимов... серафимов – Как мать, родившая и воспитавшая Царя земного, считается выше всех министров, слуг царских, так и Мать Царя Небесного выше служебных Духов: Евр. 1:7;13–14 . Об Ангелах сказано... (что) они суть (только) служебные духи (у Господа). е) Иис. Христ. первый дал пример почитать Деву Марию, как Матерь Божию

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Все духовные требы, в особенности соединенные с совершением таинств, также дневные богослужения, православные обязываются исправлять для себя в церквах, а не в домах, исключая особенные, уважительные причины, как то–немощи, преклонность лет, или когда самое молитвословие, по роду и по предмету своему, относится к домашнему быту и в доме должно быть совершаемо (VI всел. 59. VII всел, 10). 6 2. Частные постановления А) о священных местах богослужения. Христианский православный храм есть не только дом общественной молитвы ( Лук. 19, 45 ), по и место совершения тайн Божиих ( 1Kop. I I , 20. 22 след.), в которых верующие имеют духовное общение между собою (I О,16. 17), теснейшим образом соединяются с главою своею,–Иисусом Христом ( Иоан. 6, 56 . Матф. 18, 20 ) и, в общении с Церковию небесною, представляют Церковь видимую, на земле. От того и самый храм получает название церкви (1 Коринф. 14, 23. 28. 55. 11, 18. 22). Этой главной идее христианского храма должно соответствовать не только внутреннее устройство его, определенное впрочем положительными правилами, но древнейшему преданию Церкви, но и внешнее устройство его (архитектура ц цр,), в этом отношении, как и в других случаях, весьма важно соблюдение священной древности, отличавшейся строгостию вкуса и соответствием наружного вида храмов их внутреннему значению. К этому направлены многие из наших отечественных постановлений. Наши законы также имеют в Виду, чтобы сооружение новых храмов служило к сохранению и распространению только православной веры, а не к усилению каких либо еретических или раскольнических общин, чтобы построение и поддержание храмов было обеспечено достаточными средствами, чтобы все устройство их было благоприлично и сообразно их священному назначению.–Таковы следующие постановления. 1) Православные церкви строятся не иначе, как с ведома духовного начальства и с разрешения или св. Синода, или самих епархиальных архиереев 7 . 2) Епархиальные Начальства представляют На разрешение св. Синода о . построении церквей в городах (и на городских кладбищах), также о распространении невместительных и перестройке обветшавших городских церквей 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Деревянные храмы прослужили до начала XIX столетия. Тщанием прихожан первой в камне выстроена теплая церковь во имя Благовещения Божией Матери, чуть позже над ней возведен второй этаж и устроена холодная Спасо-Преображенская церковь. Теплый храм в 1794 году освящен знаменитым иконописцем, протоиереем Успенского собора Василием Аленевым, а холодный в 1807 г. – игуменом Троицкого монастыря Германом. Окончательный вид («церковь двухэтажная с колокольней в одной связи») храм принял не скоро. В клировой ведомости за 1840 год сообщается, что колокольня все еще не завершена: выложено 7 сажен (14 метров) «и еще по плану должно выкласть 3 сажени и 2 аршина». В следующем, 1841 году, кладку завершили, но еще оставалось сделать крышу и шпиль. Таким образом, от начала строительства и до его завершения прошло более 50 лет: грамота на построение была прихожанам выдана еще в 1789 году. В 1840-60 годах церковная территория занимала 95 кв. сажен (из них 37 кв. сажен приходилось на приусадебное хозяйство священно- и церковнослужителей, которые выращивали для своих семейств картофель, лук, редьку); храму принадлежало 58 кв. сажен пашенной земли (высевалась 1 четверть зерна, урожай шел на различные церковные потребы), 5,5 десятин сенокоса. Причт состоял из священника, диакона, пономаря и дьячка; они жили в собственных домах. До введения штатов в 1864 году всем членам причта от крестьян выплачивалась руга согласно рангу: священник получал 39 четвертей ржи и овса, диакон – 19 ½ четверти, дьячок и пономарь вместе - 19 ½ четверти хлеба. Деньгами или по согласованию дополнительно оплачивались различные требы и молебны. Кроме того, за «славы» в праздники – на Пасху, в Рождество, а также в день Петра и Павла все церковнослужители получали подношения от крестьян как продуктами (маслом, яйцами, крупой, печеным хлебом), так и деньгами. В приходе Спасо-Преображенской церкви состояло 27 деревень, из них 11 черносошных, 16 - экономического ведомства, ранее принадлежавшие монастырям и церквям Устюга. Ризница храма понемногу пополнялась; с годами изменялся и интерьер. Согласно описей 20-х- 30-х годов XX в., в холодном храме находился четырехъярусный деревянный с белым фоном иконостас, в теплом – двухъярусный с розовым фоном. Тот и другой были украшены позолоченными колонками и резьбой3. На колокольне имелось 8 колоколов, из которых «большой» весил 101 пуд 34 фунта, «часовой» - 44 пуда, «средние» (2) – по 10 пудов и «подзвонки» (4 шт.) – по 2 пуда 26 фунтов каждый. Вокруг церкви стояла каменная ограда с железными решетками по парадной стороне, и деревянными решетками по другим сторонам.

http://sobory.ru/article/?object=10269

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010