А. Грехи против девятой заповеди закона Божия 1. Ложное свидетельство на суде а) Библейские изречения о свидетельстве ложном. Свидетельство ложное запрещается: не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего ( Исх. 20, 16 ). – Не прелюбодействуй, не убивай, не лжесвидетельствуй ( Лук. 18 – 20 ). Свидетельство ложное противно истине и справедливости: кто говорить то, что знает, тот говорит правду, а у свидетеля ложного – обман ( Притч. 12 – 17 ). Наказание за лжесвидетельство по закону Моисея: судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему: и так истреби зло из среды себя ( Втор. 19, 18 – 19 ). б) Тяжесть греха лжесвидетельства. Из многих грехов лжи против ближнего самый тяжкий есть ложное показание на кого-либо в суде, которое может быть иногда почему-либо и без присяги. Здесь не просто хотят лишать чести невинного, но и подвергнут его наказанию. Да и обвинение (при невинности) гораздо тяжелей перенести по приговору суда, нежели осуждение или клевету в частной жизни. По правилам церковным самая меньшая эпитимия лжесвидетелю в суде или при исследовании дела полагается шестилетняя. (Вас. В.). Из многих примеров известно, что когда лжесвидетели явно изобличались, то они весьма часто по допущению Божию сами подвергались тому наказанию, до которого хотели довести ближнего, или вообще наказывались неуспехами в своих делах. 2. Клевета а) Библейские изречения о клевете. Клевета запрещена: не ходи переносчиком в народе твоем, и не восставай на жизнь ближнего твоего ( Лeb. XIX, 16 ). – Клевета происходит от злого сердца: порождения ехидны! как вы можете говорить доброе, будучи злы? ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф. 34, 35). от ненависти: ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят с мною языком лживым. Отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины ( Пс. 108 , ст. 2, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Есть ли будущее у человечества? Сегодняшний разгул в социальном мире сатанинского зла направлен, прежде всего, на уничтожение «Человека Разумного», стремится заглушить остатки Божественного Света 23.05.2023 546 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф. 24:34-36). Человек, по мнению новоевропейской «экспериментальной» науки, есть разумное существо, способное к творчеству и логическому постижению действительности как концептуальному основанию прогнозирования исторического будущего. В противоположность этому оптимистическому взгляду на человека религиозная традиция Библии видит в нём «греховное», «падшее существо», обречённое безумием собственных дел на «Страшный Суд» погибели человечества. Господь Бог, будучи создателем окружающего мира, за нарушение Своего запрета не есть плоды с «древа познания добра и зла» покарал проклятием Адама как первого человека вместе с землёй, из которой тот был создан. « Адаму же сказал: — сообщает Ветхий Завет о каре Божьей рода человеческого, — за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19). Таким образом, библейская традиция предрекает гибельные страдания человечества. «Я взглянул, — говорится в Откровении Иоанна Богослова о смертельных битвах последней эпохи, — и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя " смерть " ; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Апок. 6: 2-8).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/23/es...

Симеон Метафраст. Творения Преподобный Симеон Метафраст известен собранной им коллекцией житий, которые он литературно обработал и подверг исторической критике (насколько тогда было возможно). Кроме дополнений, внесенных Симеоном Метафрастом от себя, ради «полноты и силы» (здесь и далее — цит. Михаил Пселл) повествования и красоты речи, в житиях Симеона Метафраста есть элемент исторической критики: Симеон Метафраст устранял из древних сказаний то, что было написано в них «несправедливого», а также «ошибки в словах», вообще все, что могло вызывать «насмешки и даже презрение» читателей. В собрание творений Симеона Метафраста вошли: «Слово на Плачъ Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, принявъ со креста, Честное Тело Господа нашего Христа», «Житие Святого Григория Великого», «Житие и деяния Илариона Грузина», «Слово на преставление святого Иоанна Богослова», « Сочинения Слово на Плачъ Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, принявъ со креста, Честное Тело Господа нашего Христа. ( Переводъ и архимандрита Это — то, что образно представили тогда волхвы, изъ въ Вифлеемъ, принесли свои дары: не только золото, какъ Царю, и ливанъ — какъ Богу, но и смирну — какъ смертному, родившемуся тогда Тебе (Матф. 2, 11)  . Это — то которое имело пронзить Мое сердце, какъ предсказалъ Симеонъ (Лук. 2, 35). Это — тотъ огонь, который Ты пришелъ низвести на землю, какъ это Ты Самъ предсказалъ (Лук. 12, 49). Потому что более жгуче, чемъ огонь, для любящаго сердца Матери смерть единороднаго Сына Ея. Въ маломъ, чтобы не оказаться противоположными, даже Мне представляются слова (Лук. 1, 28–55). Потому что не только сейчасъ Господа нетъ со Мною, какъ Онъ Мне возвестилъ (Лук. 1, 28), но Ты, будучи бездыханнымъ и среди мертвыхъ, озаряеши сокровищницы ада, а Я, между темъ, вдыхаю воздухъ и пребываю среди живущихъ. И, однако, Я не понимаю: за какую вину Ты былъ Потому что добродетель Твоя, какъ говоритъ Аввакумъ, покрыла небеса (Авв. 3, 3); а ныне Ты лежишь не имея образа, Ты — Который прекраснее, паче (всехъ) сыновъ человеческихъ (Пс. 44, 3), и не имея славы, будешь преданъ земле, Ты — славу Котораго возвещаютъ небеса (Пс. 18, 2). И гробница, вырубленная въ камне принимаетъ Тебя, которую, какъ отсеченную безъ человеческихъ рукъ гору виделъ (Дан. 2, 34–35). Безстрастнымъ явилось здесь Рождество Твое, какъ и въ Купине Божественное Твое съ людьми (Исх. 3, 2–4), и на (Прекрасномъ) былъ какъ образъ представленъ злой умыселъ въ Тебя (Быт. 37, 11–28), какъ и смерти — въ Исааке (Быт. 22, 1–18). Итакъ, остается (неисполненной еще) тайна Твоего предъявленная въ (Матф. 12, 39–40; Лук. 11, 29–30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

Скачать epub pdf Сущность цели брака «Тайна сия велика...» ( Ефес. 5:32 ) «К мужу твоему влечение твое», – сказал Бог Еве ( Быт. 3:16 ). И это влечение – любовь женщины и мужчины – настолько могущественно, таинственно и имеет такое значение в жизни людей, что его невозможно постичь разумом. Не случайно поэтому, что Господь в тех случаях, когда говорит о сильнейших и радостных переживаниях людей, то применяет терминологию, относящуюся к браку: «брачный пир» ( Матф. 22:2 ); «сын чертога брачнаго» ( Лук. 5:34 ); «брачная одежда» ( Матф. 22:11 ); «десять дев, вышедших навстречу жениха» ( Матф. 25:1 ) и т.д. Блаженством же святых в Царствии Небесном именуется в Откровении «брачной вечерью Агнца» ( Откр. 19:9 ). Надо помнить, что брак христианский имеет силу и качество таинства. Таинство брака было освящено Самим Господом. Он начал служение свое миру присутствием на браке в Кане Галилейской и там совершил свое первое чудо – претворение воды в вино. Освящено оно и присутствием на этом браке Богоматери и ознаменовано ее первым заступничеством за людей, перед Ее Сыном – Богочеловеком. Брак был установлен Богом еще до грехопадения человека: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» ( Быт.2:18 ; Быт.2:22–24 ). Глубину единения в браке раскрывает нам ап. Павел: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь . Потому, что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так, каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа». ( Еф. 5:28–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

В Иисусе Христе а) выполнились пророчества, в которых указано было время пришествия Мессии, аа) По пророчеству Иакова ( Быт. 49, 10 ) Мессия должен был придти тогда, как Иуда перестанет иметь своих законодателей и потеряет значение . политического народа. Иноплеменник Ирод, убивший Гиркана, последнего законного первосвященника и вождя иудейского, владел иудеями, когда родился Христос ; а вскоре после смерти Иисуса народ иудейский рассеялся и перестал быть политическим народом ; бб) по пророчеству Даниила (2, 44 ,45) три сильные царства после Навуходоносорова должны явиться на позорище мира, и тогда уже откроется царство духовное вечное. Царства: вавилонское, персидское, македонское, одно за другим пали; из монархии Александровой образовалось несколько царств; и вот нерукотворенное царство Христа Иисуса сокрушает и обнимает все земные царства, вв) Число седмин и их события выполнились с смертию Иисуса ( Дан. 9, 24–27 ). По общему признанию, счет седмин начинается с исхода царского слова или с указа о восстановлении Иерусалима, последовавшего на 20 году Артаксеркса Лонгимана (Невм. 2, 8, 18. Дан. 9, 25 ), так как до того времени стены Иерусалима стояли в разрушенном виде ( Неем. 1, 3 ). А 20 год Артаксеркса по счету хронологов падал на 455 г. до р. Хр. и на 299 г. Рима. Итак с 455 окончание 69 седмин или 483 годов приходится в 782 году Рима и в 15 год имп. Тиверия. А это-тот самый год, в который Христос Иисус вступил в торжественное служение свое ( Лук. 3, 1 ). Евангельская проповедь Христа Иисуса, по свидетельству евангел. Иоанна, указывающего в служении Иисуса четыре пасхи, продолжалась три с половиною года 71 . В конце полссдмины «Христос убит », как говорил пророк ( Дан. 9, 26 ), а с тем вместе кончилось законное употребление прообразовательных жертв . Спустя 35 лет, пока утверждался в понятии людей новый порядок дел, иудеи, скажем словами самого иудеянина и очевидца Флавия, «привели в исполнение пророчество против отечества; было древнее слово, что тогда будет взят город и святое сожжено будет по праву войны, если откроется возмущение; и руки иноземные осквернят святилище Божие. Зилоты не верили тому, и однако ж представили самих себя в служебныя лица» 72 . После того народ рассеян по лицу всей земли и никакие усилия человеческие не могли и не могут возвратить ему политического бытия. Иудеи хотели бы приносить свои вещественныя жертвы, но уже не могут,– когда нет у них храма. Новый Завет , о котором прорекал и Иеремия (31, 31 – 34), утвержден ( Матф. 26, 28 . 2Кор. 3, 6 . Евр. Я, 6) 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

II. Исагогика частная Глава I. О Евангелии от Матфея § 16. Писатель первого Евангелия Христианская Церковь всегда твердо верила и верит, что писатель Евангелия, занимающего первое место в новозаветном каноне, есть Матфей, из мытаря, Апостол Христов, так что не было об этом сомнения даже в обществах еретиков и врагов истины. Нет нужды приводить многочисленные свидетельства о сем из творений всех древних отцов; достаточно указать на слова Оригена , сказанные вообще о четвероевангелии: κα μον ναντητα ςν ν τ πο τν ορανν εκκλησ το Θεο. 31 § 17. Краткие сведения о жизни Евангелиста Матфея Св. Апостол и Евангелист Матфей (богодарованный), как повествуется в древнем арабском его жизнеописании, был родом иудей, житель Назарета, брат св. Апостола Иакова Алфеева, до обращения своего был сборщиком или откупщиком податей. У других Евангелистов он называется Левий (Λυις) Алфеев, для чести апостольства, как говорит св. Димитрий Ростовский , чтобы прикрыть первое его мытарское житие, а сам Матфей, по смирению, называет себя прежним именем, исповедуя свое прежнее греховное состояние; 32 ибо «ремесло мытарей, по замечанию Златоуста, было нагло и бесстыдно. Эта корысть, ничем неизвинямая, бесчестная, хищение под видом закона». 33 Когда Господь, удалившись из Капернаума, проходил мимо мытницы Матфея и сказал, ему: гряди по мне ( Мф.9:9,12 ; сн. Мк.2:13–17 ; Лук.5:27–29 ), тогда Матфей, после пира, учрежденного в честь Иисуса Христа, оставил все, пошел за Ним и удостоен чести быть в числе двенадцати Апостолов, После вознесения Господня Матфей несколько времени (не менее восьми лет) проповедовал Евангелие палестинским иудеям, а по рассеянии Апостолов из Иерусалима, он отправился с проповедью к другим народам; был в Македонии, Ефиопии 34 и Персии. 35 Но подробные сведения о трудах и подвигах апостольского служения Евангелиста Матфея не дошли до наших времен, так что достоверно неизвестно, когда и где окончил он свою святую жизнь. Св. Ипполит говорит, что Матфей побит камнями в Иераполе, городе парфянском, около 60 года по Рож. Христ., а арабский жизнеописатель говорит, что он скончался мученически в эфиопском городе Бешбери. Св. мощи его находятся в Салерне, городе Неаполитанского Королевства. § 18. Время написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Меч (Sword) Меч был самым важным боевым оружием на Ближнем Востоке древности и в греко-римском мире. Он мог иметь длину от 40 см до метра, мог быть заточенным с одной или с двух сторон, им протыкали или рубили неприятеля. В Библии меч упоминается более четырехсот раз, в основном в буквальном смысле, но слово меч может приобретать и переносное значение. Так как чаще всего меч упоминается в рассказах о битвах, он стал символом войны. Обратить свой меч против кого-то значит вызвать его на войну. О поражении говорилось, что некто «сражен мечем» (см. Иер.19:7 ). В пророчествах Ветхого Завета предвещается будущее время, когда больше не будет войн и мечей. Осия провозглашает: «И лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности» ( Ос.2:18 ). Исаия описывает время, когда люди «перекуют мечи свои на орала» и «не будут более учиться воевать» ( Ис.2:4 ). Даже вне контекста войны меч символизирует кровопролитие и раздор. Нафан пророчески объявляет Давиду, что «не отступит меч от дома» его ( 2Цар.12:10 ); это значит, что несогласие и насилие будут свирепствовать среди представителей следующих поколений его семьи. Заговор Авессалома против отца – один из примеров того, о чем пророчествовал Нафан ( 2Цар.15–18 ). Меч также символизирует Божий суд. Псалмопевец предупреждает: «Если кто не обращается, Он изощряет Свой меч» ( Пс.7:13 ). В Писании даже Божий суд назван «мечом Господа». Когда в день отмщения Божий гнев вырвется наружу, по словам Исаии, «меч Господа наполнится кровию» ( Ис.34:6 ). Иеремия говорит о неизбежности Божьего суда: «Меч Господа пожирает все от одного края земли до другого: нет мира ни для какой плоти» ( Иер.12:12 ). Уста Иисуса описываются как обоюдоострый меч ( Откр.1:16 ), которым Он «поразит народы» в последние времена ( Откр.19:15 ). Образ меча может обозначать власть гражданской администрации, которая имеет полномочия наказывать и казнить преступников. В Послании к римлянам Павел говорит, что обладающий властью «не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло» ( Рим.13:4 ). Этот отрывок утверждает, что правительству дарована власть от Бога, для наказания нарушителей общественных законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

894 Греч. τν πιστμην – слав. хитрость, науку, наставление, обещанное в 32:6, [прим. 7]. 895 Т. е. фактами и событиями из действительной жизни, а не одними теоретическими доводами и умозаключениями. 900 Греч. ες νος [почти во всех ркпп. и гёттинг.] – слав. на победу; в знак преимущества и славы их пред другими людьми. [У Ральфса, притом без разночтт., орфографически худший вариант νεος (битва, ненависть, но по итацизму встречается в том же смысле, что νος): это чт. есть только в ват. после испр. и 252. Масор. в совр. переводах интерпретируется по наиболее часто встречающемуся в Ветхом Завете значению навсегда, хотя первое значение – превосходство, сила, победа. Интересно, что греч. νος кроме победы (единственный перевод, зафиксированный в распространенных греко-русских словарях) у LXX употребляется еще (несогласно с классическим греческим вследствие калькирования евр. Π3) как синоним славы и вечности (см.: LSJ. Supplementum. Р. 1176, s. v.), так что выражение ες νος может переводиться еще навсегда и соответствовать евр. т. во всех смыслах.] 904 Т. е. и малых погрешностей, свойственных всем людям, не оставляли в себе, а заблаговременно, не дожидаясь, подобно нечестивцам (9 ст.), укрепления их, оставляли их и обращались к Богу. Ту же мысль Елиус более подробно высказывал в 34 гл. 905 Греч. τξουσι – слав. возмутят; как будто, было чт. ταρξουσιν [есть в 637, во 2-й подгруппе лук. спп. (254, 754), в группе 534, 613 и в 523], в Вульг. provocant – вызовут. 906 «От стыда они, как бы связанные, не поднимают к Богу лица и не открывают с молитвою уст» (Олимп.). По 8 ст., они будут связаны оковами в темнице. 907 Ангел смерти пусть рано прекратит их жизнь в противоположность праведнику, который будет избавлен от этих ангелов (33:28). 908 Греч. θσει – слав. изложит, т. е. нарушенную на суде нечестивцев правду Господь восстановит для кротких (см. 6 ст.). 910 Слав. исторгну соответствует не греч. т. – πτησεν [большинство ркпп. и гёттинг.] или προσεπιηπτησεν (ват., [син. до испр., алекс., 23] и др.) – обманул [син. после испр. προστι πτησεν], а Вульг. removit и евр. т., а равно и контексту. Объяснение Олимпиодора обманул устами врага очень неубедительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   Иудей! Приклони ко мне ухо твое, и выслушай со вниманием слова мои. Ты много хвалишься и тщеславишься, что осудил Иисуса Назарянина на смерть, и напоил его оцтом и желчию. Но приступи и разсмотрим вместе, не безразсудно ли этим ты, Израиль, хвалишься? Не эта ли малость оцта и желчи навлекла на тебя сей страшный гнев, не за нее ли ты находишься в сих безчисленных бедствиях?    И так пусть выступит на средину глаголющий Духом Святым, нелживый Давид, сын Иессеев. Он, поя нечто пророчески об истинном Христе, воспел Духом Святым Бога нашего, ясно предвозвестил все, что сделано было Ему от Иудеев во время (Его) страдания. Так в Псалме 68-м уничижившийся и облекшийся в образ раба, Адама, Христос как бы от лица нас взывает к Богу Отцу небесному таким образом: «спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Углебох в тимении глубины» (Псал. 68:2—3), то есть, в тлении ада за преслушание в раю, «и несть постояния» (Псал. 68:3), то есть, помощи: «изчезосте очи мои, от еже уповати ми на Бога моего» (Псал. 68:4), когда Он приидет и спасет меня.    Потом Христос далее как бы уже от своего лица говорит: «яже не восхищах, тогда воздаях» (Псал. 68:5), то ест, в чем не согрешил, за то подвергся смерти ради греха Адамова: ибо, «Боже, Ты уведел еси безумие мое, и прегрешения моя от Тебе не утаишася» (Псал. 68:6), как бы так Он говорит: ибо я не согрешил. Посему «да не постыдятся о мне терпящии», то есть, ожидающие видеть тридневное Мое воскресение, Апостолы. «Яко Тебе ради», ради послушания Тебе, «претерпех поношение», то есть, крест, когда Иудеи срамотою покрыли «лице мое» (Псал. 68:7—8); когда я «чужд был братии моей» по плоти, «и странен сыновом матере моея» (Псал. 68:9), то есть, синагоги. «Яко ревность дому Твоего», Отче, «снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя» (Псал. 68:10). Посему «о мне глумляхуся седящии во вратех», ибо распяли меня вне врат, «и о мне пояху пиющии вино» (Псал. 68:13), то есть, в праздник Пасхи. Аз же молитвою моею к Тебе, Господи, глаголал: «Отче, отпусти им» (Лук. 23:34), — язычникам, потому что — «время благоволения» к язычникам (Лук. 2:14). И так «да не потопит мене буря» искушений, «ниже да пожрет мене глубина» (Псал. 68:16), то ест, ад: «яко не оставиши душу мою во аде» (Псал. 15:10), «ниже сведет о мне ровенник уст своих», то есть, гроб (Псал. 68:16). «Враг моих ради избави мя» (Псал. 68:19), чтобы не хвалились Иудеи, говоря: «пожрохом его» (Псал. 34:25).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2-го числа Сретение Господне во храме Иерусалимском Егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, говорит св. евангелист Лука о Богоматери и Богомладенце, вознесоста Его во Иерусалим, поставити Его пред Господем, и еже дати жертву: якоже ест писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется ( Лк.2:22–24 ). За древнее искупление Израильтян от рабства Египетского, смертию первенцев Египетских, погубленных рукою Ангела, закон Господень требовал от Евреев ( Исх.13 ), чтобы всякий перворожденный их младенец мужеского пола, как собственность Божия, приобретенная кровию чуждых первенцев, в 40 день по рождении своем был принесен во храм Божий, посвящен Господу и искуплен у Господа. Это было представление или посвящение младенца Богу. Божественный Законодатель, как перворожден всея твари ( Кол.1:15 ), яко первородный в избранных Божиих ( Рим.8:29 ) и яко первенец Девы Марии ( Мф.1:25 ), исполнил закон Моисеев о первенцах. Тот, Которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам преждепосвящен Богу и искуплен! «Ветхий денми, давший древле на Синаи закон Моисею, днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится». Младенец Господь принесен был во храм Иерусалимский Богоматерью и Иосифом в настоящий день, который есть сороковой по рождении Спасителя. По закону Моисееву ( Лев.12 ), жене, родившей младенца мужеского пола, воспрещено было входить во храм в продолжение 40 дней: это были дни очищения по закону. По окончании сего срока, мать новорожденного приходила во храм Божий для принесения жертвы Богу. В жертву приносили агнца и горлицу, или двух горлиц, если не в состоянии были дать агнца. Дщерь Давида могла принести только последнего рода жертву! Хотя Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его, и, не переставая быть Девою, не имела нужды в очищении по закону общему, «яко нескверная, неблазная, нетленная и пречистая Дева», но по глубокому смирению подчинилась предписанию закона. Тогда жил в Иерусалиме праведный и благочестивый старец Симеон, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят о нем ( Лук.2:25 ). Ему обещано было, что он не умрет, не увидев Христа Господня. По внушению Духа Божия, Симеон пришел во храм в то время, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы поставить его пред Господем; принял Богомладенца на руки, почему и называется Богоприимцем; благословил Бога и изрек пророчественную песнь о Спасителе: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: Свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля ( Лк.2:29–32 ). Иосиф и Матерь Божия дивились сказанному. Симеон благословил и их и продолжал пророчествовать о Младенце: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили. И тебе же самой, св. старец предрек Богоматери, душу пройдет оружие, да от многих сердец откроются помышления ( Лк.2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010