Макарий, урочище. Макариева Хергозерская пустынь. Макарий Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1872. Адрес: Архангельская область, Каргопольский район, урочище Макарий (полуостров на Хергозере) Координаты: 61.8413, 38.252968 Проезд:От села Морщихинская (Лёкшмозеро), имеющего регулярное автобусное сообщение с Каргополем, около 17 км пешком по лесной дороге. Также есть лесные дороги от сел Думино и Порженского погоста. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Его высокоблагословению каргопольской Свято-Духовской церкви священнику Феодору Успенскому Хергазерскаго погоста священника Михаила Кенозерскаго. Сим имею честь известить Вас, что деревянная в нашем Хергозерском погосте во имя св. Живоначальныя Троицы с пределом преп[одобного] о[тца] Макария, Желтоводского и Унже[н]ского чудотворца, церковь по формулярам значится построенною в 1653 году. Письменной грамоты на построение ее при церкви не имеется, равно и других записей, кроме двух деревянных крестов, хранящихся в св[ятых] олтарях издревле, из которых на одном написано: «Освятися олтарь Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви Живоначальныя Троицы Отца и Сына и св. Духа лета 7161 (1653) года месяца декабря в 16 день при благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче и при Патриархе Никоне3, Московском и всея Русии, и при митрополите Макарии, Великаго Новаграда и Великих Лук». На втором: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сий в церкви преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария, Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, 7161 (1653) году месяца июня в 13-й день на память св. мученицы Акилины и св. отца Трифиллия, епископа Лескусийскаго, при благоверном царе и великом князе Алексие Михайловиче всея России, и при Святейшем Патриархе Московском и всея Русии Никоне, и при Преосвящ[енном] митрополите Макарии, Великаго Новаграда и Великих Лук». Св[ященник] М[ихаил] Кеноз[ерский]. Сентября 6 дня 1853 г.

http://sobory.ru/article/?object=18355

II. Исагогика частная Глава I. О Евангелии от Матфея § 16. Писатель первого Евангелия Христианская Церковь всегда твердо верила и верит, что писатель Евангелия, занимающего первое место в новозаветном каноне, есть Матфей, из мытаря, Апостол Христов, так что не было об этом сомнения даже в обществах еретиков и врагов истины. Нет нужды приводить многочисленные свидетельства о сем из творений всех древних отцов; достаточно указать на слова Оригена , сказанные вообще о четвероевангелии: κα μον ναντητα ςν ν τ πο τν ορανν εκκλησ το Θεο. 31 § 17. Краткие сведения о жизни Евангелиста Матфея Св. Апостол и Евангелист Матфей (богодарованный), как повествуется в древнем арабском его жизнеописании, был родом иудей, житель Назарета, брат св. Апостола Иакова Алфеева, до обращения своего был сборщиком или откупщиком податей. У других Евангелистов он называется Левий (Λυις) Алфеев, для чести апостольства, как говорит св. Димитрий Ростовский , чтобы прикрыть первое его мытарское житие, а сам Матфей, по смирению, называет себя прежним именем, исповедуя свое прежнее греховное состояние; 32 ибо «ремесло мытарей, по замечанию Златоуста, было нагло и бесстыдно. Эта корысть, ничем неизвинямая, бесчестная, хищение под видом закона». 33 Когда Господь, удалившись из Капернаума, проходил мимо мытницы Матфея и сказал, ему: гряди по мне ( Мф.9:9,12 ; сн. Мк.2:13–17 ; Лук.5:27–29 ), тогда Матфей, после пира, учрежденного в честь Иисуса Христа, оставил все, пошел за Ним и удостоен чести быть в числе двенадцати Апостолов, После вознесения Господня Матфей несколько времени (не менее восьми лет) проповедовал Евангелие палестинским иудеям, а по рассеянии Апостолов из Иерусалима, он отправился с проповедью к другим народам; был в Македонии, Ефиопии 34 и Персии. 35 Но подробные сведения о трудах и подвигах апостольского служения Евангелиста Матфея не дошли до наших времен, так что достоверно неизвестно, когда и где окончил он свою святую жизнь. Св. Ипполит говорит, что Матфей побит камнями в Иераполе, городе парфянском, около 60 года по Рож. Христ., а арабский жизнеописатель говорит, что он скончался мученически в эфиопском городе Бешбери. Св. мощи его находятся в Салерне, городе Неаполитанского Королевства. § 18. Время написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Отдел IV. Церковный суд. Имея свои законы и самостоятельно устанавливая внутренний порядок своей жизни, Церковь имеет право, посредством своего суда, охранять эти законы и порядок от их нарушения ее членами. Совершать суд над верующими – есть одна из существенных функций церковной власти, основанной на божественном праве, как показывает Слово Божие. Так, И. Христос предоставил Церкви судить согрешающих и дал Апостолам власть связывать и разрешать ( Матф. 18:15–18 ); Апостолы повелевают предавать церковному суду развращенных ( 1Кор. 5 гл). и неоднократно указывают на полученную ими от Христа власть строго наказывать всякое непослушание ( 2Кор. 10:6; 13:2–10 ), определяют некоторые действия суда над пресвитерами ( 1Тим. 5:19 ), и др. Суд Церкви бывает двояким. а) Есть суд чисто духовный, нравственный, происходящий при таинстве покаяния, когда христианин или получает отпущение своих грехов, или же остается без него, причем и тот и другой приговор может сопровождаться духовными наказаниями (эпитимиями). Этот суд имеет дело с совестью человека, совершается тайно, по одному лишь разумению духовника, а не по определенным церковно-юридическим нормам; поэтому, его рассмотрение имеет мало общего с наукой церковного права (в нее могут входить только немногие внешние условия совершения). б) Есть суд церковно-общественный, явный, рассматривающий открытые действия, обличаемые поступки члена Церкви, – суд, облеченный в определенные формы и принимающий, кроме духовных, и внешние меры против правонарушений. Мы рассмотрим здесь этот последний суд. Область церковного суда. Суд Церкви простирается на всех ее членов, как совершенных, т. е. крещенных, так и оглашенных, которые могут быть подвергнуты за свои грехи мерам церковного взыскания (I всел. 14; Неок. 5); но Церковь не судит внешних, т. е. чуждых ей лиц, – их судит Бог ( 1Кор. 5:12–13 ). Относительно предметов, суду Церкви должны подлежать вообще все церковные отношения ее членов и все открытые нарушения ими ее правил, для исправления которых, по их степени и по нравственному состоянию виновного, недостаточны были бы одни частные пастырские меры ( Матф. 18:15–17 ). Судить же дела мирские, чисто гражданские, – такого права Церковь себе не присваивала, как и сам ее Глава, при жизни, отстраняя от Своего суда такие дела ( Лук. 12:13–14 ) (Некто сказал И. Христу: «Учитель, скажи брату моему, чтобы разделил со мною наследство.» И. Христос ответил: «Человек! кто поставил Меня судить или делить?»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Библия, изложенная для семейного чтения. Чудесный улов рыбы. Изгнание торгующих из храма Чудесный улов рыбы Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Лук. 5:4-6 После этого Иисус «пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (см. Ис. 9, 1–2). С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Проходя же близ моря Галилейского (озера Генисаретского), увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним». (Мф. 4, 13–18. Лк. 5, 2–11) «Идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков», — дополняет святых апостолов евангелист Марк в своем повествовании сказанным Иисусом Христом при совершении этого второго чуда (Мк. 1, 17). Немного дней пробыл Иисус в Капернауме, так как приближалась Пасха Иудейская, Он пошел в Иерусалим, где и заявил Себя немедленно ревностнейшим почитателем и поклонником храма Господня.

http://pravoslavie.ru/3043.html

Всем сомневающимся в том, что будет Второе Пришествие Христово. «... Еще бо мало елико елико, Грядый приидет и не укоснит». (... Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит).  К Евреям гл. 10 ст. 37. «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися, доколе унынием слезиши; что не помышляеши о страшном часе Смерти? что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова?...»  Стихира в неделю Мясопустную. Перед наступлением Великого Поста, в третью приготовительную неделю к нему, именуемую неделей Мясопустной, Св. Церковь живописует пред нашим мысленным взором потрясающее зрелище кончины мира, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Делает это она, как любвеобильная попечительная мать, пекущаяся о нашем спасении, с целью дать нам сильнейшее побуждение к искреннему раскаянию в своих грехах в течение предстоящего Великого Поста. В полном согласии с учением Слова Божия, изложенном в Евангелиях (см Евангелие от Матфея главы 24-я, 25-я, от Марка гл. 13, от Луки гл. 12, 35–59; 17, 22–37 и 21, 8–36 и Иоан. 14, 3 ), в Апостольских Посланиях (см. 2Петр. 3, 1–18 ; 1Иоан. 18–22, 28; 4, 1–3 ; Иуд. 1, 14–15 ; 1Кор. 1, 7–8; 3, 13–15; 15, 20–58 ; 2Кор. 4, 14; 5, 1–10 ; Колос. 3, 4 ; 1Солун. 4, 13–18; 5, 1–11 ; 2Солун. 1, 5–10; 2, 1–15 ; Тит. 2, 11–14 ; Евр. 10, 30–37; 12, 26–29; 13, 14 ) и в Апокалипсисе, церковные песнопения недели Мясопустной внушают нам непрестанно помышлять о наступлении этого  великого и страшного дня Господня  и жить так, чтобы всегда быть готовыми ко сретению Господа, грядущего судить живых и мертвых. Не убеждать себя и других, как это ныне делают некоторые, что этот день наступить еще не скоро, что впереди еще много времени для того, чтобы заняться благоустроением своей земной жизни, а думать о нем постоянно, как о дне, который может наступить мгновенно и для нас совершенно неожиданно, – по образному выражение Слова Божия,  «яко тать в нощи»   ( Матф. 24, 43 ; Лук. 12, 39 ; 2Петр. 3, 10 и 1Солун. 5, 2–4 ).. Так именно настраивать себя и так готовиться к этому великому дню повелел нам, христианам, Сам Божественный Спаситель наш – Господь Иисус Христос, говоривший неоднократно:  «Бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет»   ( Матф. 24, 42 ),  «будите готови, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет»   ( Матф. 24, 44 ). Говоря о неизвестности дня и часа Своего Второго Пришествия ( Матф. 24, 36 ), Господь Иисус Христос, тем не менее, учил распознавать «знамения времен»: указав целый ряд признаков близости Своего Второго Пришествия, Он заключил: «егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех»  ( Матф. 24, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

митр. Елевферий (Богоявленский) «Надлежало ли вам ради Бога говорить неправду и для Него говорить ложь? Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться? Хорошо ли будет, когда Он испытает вас? Обманете ли Его, как обманывают человека? Строго накажет Он вас, хотя вы и скрытно лицемерите». ( Иов.13:7–10 ). «Знаю дела твои; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни, и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя». ( Апок.3:1:3 ). Содержание I. Папство, как верховная власть в церкви, по преемству от св. ап. петра» при свете Свящ. Писания. Христос не выражал своего желания сделать св. Петра главою апостолов и церкви до смерти своей II. Христос по воскресении не поставил ап. Петра главою апостолов. Дух Святый ничем не выделил ап. Петра из лика апостолов при сошествии на них. Он разграничил между Петром и Павлом области преимущественного проповеднического ведения – Петру – обрезанных, Павлу – необрезанных, хотя в этих областях были проповедниками и другие апостолы. Апостолы Петр и Павел признавали взаимный авторитет учительства в своих областях. Сам ап. Петр никогда не претендовал на приматство III. Св. апостолы не видели в ап. Петре главы для себя и Церкви IV. Не знала приматства св. ап. Петра Церковь, т. е. верующие V. Св. апп. Иоанн и Павел по преимуществу – боговдохновенные учители вселенной. «Говорю по человеческому рассуждению» (Рим.3:5). VI. Разбор 1. «И будет едино стадо и един пастырь» (Ин.10:1–16) 2. Ев. Иоанна 21:15–17 Смысл Мф.16:15–18. «И сказал Господь: симоне, симоне! вот сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу; но я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лук.22:31–32). VII. Отношение церкви после апостольского времени к вопросу о главенстве римского епископа в учении и власти. В чем непогрешимость Церкви, и как она проявлялась а) в период времени до вселенских соборов б) в период Вселенских Соборов VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

От чудес пойдем, братия, на чудеса Господни и будем восходить как бы от силы в силу. Ибо как в золотой цепи из переплетающихся звеньев одно держится другим и каждое из них последовательно соприкасается одно другому: так и чудеса святых Евангелий переходят от одних к другим, будучи соединяемы Святым Духом, и питают Христову Церковь не тленною пищею, но пребывающею в жизнь вечную. Итак, приступим и мы, возлюбленные, с сердечным расположением, и внимательными ушами послушаем, что такое говорит нам Христос Бог чрез пророков и евангелистов о сем святом празднике. Поистине, Он речет мир на люди Своя, и на преподобныя Своя, и на обращающия сердца к Нему ( Псал. 84:9 ). Сегодня пророческие трубы пробудили вселенную, осветили и увенчали все церкви Христовы, научили петь Господу новую песнь мира, созвали вместе все возрасты и, что всего удивительнее, юным незлобивым младенцам и грудным детям предоставили честь начать славословие Господу, как прежде Мариам – народу, исходящему из Египта: благословен грядый во имя Господне ( Ин. 12:13 ). Сегодня, братия, Давид радостью радуется тому, что младенцы предвосхитили у него гусли, и, с ними ликовствуя и веселясь, скача, как некогда перед кивотом Божиим, воспевает: благословен грядый во имя Господне. Скажи нам, Пророче: кто есть сей грядый во имя Господне? Сегодня не мое, – говорит он, – учение: ибо это сегодня предоставил младенцам Тот, Кто из уст младенец, и ссущих совершил хвалу, еже разрушити врага и местника ( Псал. 8:3 ), обратити сердца отцем на чада, и противныя в мудрости праведных ( Лук. 1:17 ). Скажите нам, дети, откуда у вас – эта новая и радостная песнь? кто научил вас? кто наставил вас? кто собрал? какие учителя? где учебные тетради? Пристаньте, – сказали они, – к нашему веселию, и вы научитесь тому, чего не знал Моисей. Итак, поскольку мы приглашены и приняты детьми к участию на правой стороне, то пойдем туда, возлюбленные, поревнуем сему доброму и боголепному лику и с апостолами будем сопутствовать Восшедшему на небеса небес, к Востоку, и на земле воссевшему, как Он соблагоизволил, на подъяремнике, возьмем с младенцами ветви и с ваиями встретим Его, чтобы и нас вдохновил Святой Дух, и чтобы мы воспели богопреданную песнь: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних. Сегодня Захария пророк идет впереди младенцев и проповедует Иерусалиму, говоря: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, Той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна ( Захар. 9:9 ). Сегодня жребец приготовляется, как престол, и отроки предшествуют с ангельскими ликами, и люди подстилают одежды, и древо подстилает ветви свои. и Царь славы путешествует по земле, и земнородные входят в общение с небожителями в песнях: вверху – благословена слава Господня от места его (Иезек. 3:12); внизу – благословен грядый во имя Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Скачать epub pdf Память святого Апостола Иакова Зеведеева Память 30 апреля Святой Иаков, сын Зеведеев и брат святого Евангелиста Иоанна Богослова, был одним из двенадцати Апостолов, избранных Господом в ученики Себе из простых рыбарей. Позванный Иисусом Христом, Иаков, вместе со своим братом, оставил корабль, отца и рыболовные сети и пошел за Христом ( Мф.4:21–22 ), следуя за Ним всюду, внимая речам Его и видя чудеса, совершаемые Им. И Господь так возлюбил обоих братьев, что одному позволил возлежать на персях Своих ( Иоан.13:23 ), а другому (Иакову) обещал дать пить чашу, которую Сам должен был испить ( Мф.20:22–23 ). И сами Апостолы так сильно возлюбили Господа своего и показали такую преданность Ему, что хотели низвести на неверующих в Него огонь с неба, чтобы истребить их ( Лук.9:54 ); и они сделали бы это, если бы Сам милосердый Господь Иисус Христос не воспретил им. Этим двум Апостолам, Иакову Зеведееву и Иоанну, а также Апостолу Петру Господь преимущественно пред всеми другими Апостолами открывал Свои Божественные свойства и Свои тайны, как это было, например, на Фаворе, когда Господь, пожелав показать славу Своего Божества, взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна (Мф.17и след.) После вольного страдания, воскресения и вознесения Господа нашего и по ниспослании Святого Духа, святой Апостол Иаков прошел Испанию и другие страны с проповедью слова Божия. Потом он снова вернулся в Иерусалим и был здесь грозен для иудеев, как гром ( Мк. 3:17 ) ибо мужественно и дерзновенно проповедовал Иисуса Христа, говоря, что Он есть истинный Мессия, Спаситель мира. Иаков побеждал в спорах фарисеев 2836 и книжников 2837 , обличая и укоряя их за жестокосердие и неверие. Они же, не будучи в силах противостать ему, за деньги наняли против него некоего волхва, по имени Гермогена, дабы он вступил в прение с Иаковом и посрамил бы его. Но волхв, будучи гордым, не пожелал сам беседовать с Иаковом, а послал своего ученика, по имени Филита, сказав: – Не только меня самого, но даже и ученика моего Иаков не сможет одолеть в споре.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Январь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Аввакума [Авв.3:7–17]/Пер. П.И. Казанского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1895. Т. 1. 1. С. 307–322 (1-я пагин.). (Продолжение.) —307— ным с ним лукавым силам, имже мрак тмы во веки блюдется ( Иуд.13 ). Ст. 8. 9. Еда в реках прогневаешися Господи? еда в реках ярость твоя? или в мори устремление твое? яко всядети на кони твоя, и яждение 1 твое спасение. Наляцая налячеши лук твой на скиптры, глаголет Господь. Цель пророка показать, что второе домостроительство (новый завет) гораздо лучше и блистательнее ветхого и сопровождается несравненно большими благами. Древле он освободил Израиля чрез Моисея от плотского рабства, превратив в кровь египетские реки и сотворив знамения и чудеса, потом разделив Чермное море и переведши чрез него освобожденных, а самых воинственных из Египтян потопив в водах. Когда же Единородное Слово Бога сделалось человеком, то Оно избавило всю вселенную, подчиненную диавольскому владычеству, не реки превратив в кровь, не на воду изливая Свой гнев, не волны морские разделив и не людям причиняя погибель, напротив убив самого убийцу – змия и истребив от него и чрез него усилившийся грех , разрушив несокрушимую державу смерти и призвав всех к богопознанию чрез святых апостолов, которые, обойдя всю вселенную и возвестив всюду о имени Христа, по всей справедливости возбудили удивление. О Господи, говорит, Ты сам совершил дела, весьма достойные удивления и несравненно превосходнейшие совершенных Тобою чрез Моисея. Не на реки Ты наведешь гнев, не против моря Ты устремишься, не на них, как некогда, возблистает чудо Твоей божественной власти; напротив Ты всядеши на кони —308— твоя и яждение твое спасение. Но, далее, что это за кони? Это – блаженные ученики, апостолы и евангелисты, всецело преданные Его божественной воле, послушливые, благопокорливые, с готовностью исполняющие все угодное Ему, носящие в себе Христа, из коих один блаженный Павел; о нем Он сам говорит, яко сосуд избран ми есть сей, пронести имя Мое пред языки ( Деян.9:15 ). Весьма быстры эти кони, обтекли всю вселенную. Так говорится, что есть колесница, имеющая тьмы тем и тысящи управляющих ( Пс.67:18 ); впоследствии после них было весьма много вождей народа, подчинивших выю ума игу Спасителя и распространяющих славу Его по всей земле и право правящих слово истины и как бы конницей покоряющих всю землю. Спасение же коней или конницы означает, что не напрасно они совершали бег, но чтоб спасти города, страны и народы, в то время как Христос ниспровергает владычество демонов, которые, так сказать, разделили между собою всю землю, подчиняя своей воле ее обитателей. А так как древнее владычество демонов падет, то справедливо поэтому говорит: наляцая налячеши на скиптр; ибо Он устремится, как я сказал недавно, не на реки, или моря, напротив ниспровергнет скиптры демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(6) Тому, кто желает судить по справедливости, покажется совершенно очевидным, что нет ничего более мощного и грандиозного, чем те события, которые произошли в этих войнах 6 . (7) В ходе них были совершены дела более достойные удивления, нежели все те, о которых нам известно по преданию, разве только кто-нибудь, читая наш рассказ, не отдаст предпочтения старым временам и не посчитает события своего времени не заслуживающими внимания. (8) В самом деле, некоторые, например, называют нынешних воинов стрелками, в то время как самых древних величают ратоборцами, щитоносцами и другими возвышенными именами, полагая, что такая доблесть не дожила до нашего времени. Поспешно и без всякого опыта составляют они свое суждение. (9) Им не приходит в голову мысль, что у гомеровских лучников, которым самое название их ремесла служило поруганием 7 , не было ни коня, ни копья; щит не защищал их, и ничто другое не оберегало их тело. Они шли в бой пешими и для защиты были вынуждены либо брать щит товарища, либо укрываться за какой-нибудь надгробной стелой. (10) В таком положении они не могли ни спастись, когда приходилось обращаться в бегство, ни преследовать убегающих врагов. Тем более они не могли открыто участвовать в битве, но, в то время как другие сражались, они, казалось, что-то творили украдкой. (11) Кроме того, они нерадиво владели своим искусством: притянув тетиву к груди, они пускали стрелу слабую и совершенно безопасную для того, в кого она попадала. Таким было в прежние времена искусство стрельбы из лука 8 . (12) Нынешние лучники идут в сражение, одетые в панцирь, с поножами до колен. С правой стороны у них свешиваются стрелы, с левой – меч. (13) Есть среди них и такие, у которых имеется копье, а [на ремне] за плечами – короткий без рукояти щит, которым они могут закрывать лицо и шею. (14) Они прекрасные наездники и могут без труда на полном скаку натягивать лук и пускать стрелы в обе стороны, как в бегущего от них, так и преследующего их неприятеля. (15) Лук они поднимают до лба, а тетиву натягивают до правого уха, отчего стрела пускается с такой мощью, что всегда поражает того, в кого попадает, и ни щит, ни панцирь не может отвратить ее стремительного удара. (16) И все же есть люди, которые, пренебрегая всем этим, благоговеют перед древностью и дивятся ей, не отдавая дани новым изобретениям. (17) Однако вопреки этому мнению в ходе этих войн произошли дела величайшие и достопамятные. Сначала мы поведем свой рассказ о том, что довелось претерпеть и совершить в ходе войны римлянам и мидийцам 9 . Причем начнем повествование с более ранних событий. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010