Сходство и различия между Евангелиями Критики говорят о различиях между Евангелиями. Для меня куда важнее их сходство, а также пронизывающее их тонкое чувство гармонии. Тщательное изучение Писаний раскрывает куда более многочисленные совпадения, чем кажется на первый взгляд. Вот, например, список двенадцати пунктов, которые находятся буквально на поверхности евангельских рассказов, но сообщают все главные подробности рождения Христа: 1 . Иисус родился в последние дни Ирода ( Матф. 2:1,13 ); ( Лук. 1:5 ). 2 . Он был зачат Святым Духом ( Матф. 1:18,20 ), ( Лук. 1:35 ). 3 . Мать Его была девственницей ( Матф. 1:18,20,23 ); ( Лук. 1:29,34 ). 4 . Она была обручена с Иосифом ( Матф. 1:18 ); ( Лук. 1:27 ), ( Лук. 2:5 ). 5 . Иосиф был потомком Давида ( Матф. 1:16,20 ); ( Лук. 1:27 ), ( Лук. 2:4 ). 6 . Иисус родился в Вифлееме ( Матф. 2:1 ); ( Лук. 2:4,6 ). 7 . По Божьему указанию Он был наречён Иисусом ( Матф. 1:21 ); ( Лук. 1:31 ). 8 . Его провозгласили Спасителем ( Матф. 1:21 ); ( Лук. 2:11 ). 9 . Иосиф знал, что Мария была беременна от Духа Святого ( Матф. 1:18–20 ); ( Лук. 2:5 ). 10 . Однако он взял Марию в жёны и принял все отцовские обязанности по отношению к Младенцу ( Матф. 1:20,24,25 ); ( Лук. 2:5 ) и далее). 11 . Благовещение и рождение Христа сопровождались откровениями и знамениями ( Матф. 1:20 ); ( Лук. 1:26–27 и др.). 11 После рождения Иисуса Иосиф и Мария поселились в Назарете ( Матф. 2:23 ); ( Лук. 2:39 )». Одним из кажущихся расхождений между двумя Евангелиями являются родословные Христа, приводимые Матфеем и Лукой. Однако первый даёт родословную Иосифа, а второй – Марии. Поскольку Иосиф был потомком Иехонии, у Иисуса, казалось бы, не было законного права на трон ( Иер. 22:30 ), ( 2Цар. 24 ); речь там идёт о том же Иехонии, что и у Матф. 1:11 ). В то же время родословная Марии не включает Иехонию, и в силу того, что Иосиф не был отцом Иисуса, у Христа – «семени» женщины, т.е. Марии – право на трон имелось ( Лук. 3:23 ). Свидетельства Марка, Иоанна и Павла Критики нередко ссылаются на то, что из всех авторов Нового Завета о непорочном рождении Иисуса пишут только Матфей и Лука. Из этого делается вывод о несущественности догмата о непорочном рождении для новозаветного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Нетрудно увидеть, что первый всадник имеет много общего со Христом: белый конь, оружие, увенчание венцом или диадемами, победоносное величие и царственность. Более того, стихи 6:2 и 19:11 имеют идентичную структуру, одинаковое начало (κα εδον, κα δο πποςλευκς, κα καϑμενος π’ ατν…), что, конечно же, сближает два эти отрывка. Сщмч. Ириней Лионский отождествлял первого всадника со Христом («Против ересей». IV.21.3), того же мнения придерживались Тихоний, Примасий, Беда Достопочтенный . Можно сказать, что явление Христа как победительного первого всадника, шествующего среди событий мировой истории, предвосхищает Второе пришествие Христа во всей полноте Его славы и божественной власти (ср. также Ин. 10:9 и 10:14). Сторонниками данного толкования является целый ряд современных исследователей, к примеру У. Ванни, П. Прижан, Й. Херцер, А. Спатафора . Аргументы от ветхозаветных текстов. Исследователи обращают внимание на символику лука в Ветхом Завете. В древнем мире лук являлся оружием не обычных воинов, но преимущественно командующих и царей. Пс. 44 описывает царя Израиля поражающим врагов стрелами из лука: «…воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. Остры стрелы Твои, [Сильный], — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя» (ст. 4–5) . Иногда лук обозначает могущество врагов Израиля (Пс. 10:2; 36:14; Иез. 39:3). Достаточно часто лук связывается с Богом: Бог сокрушает луки грешников (Пс. 45:10; 75:4; Иер. 51:56; Иез. 39:3), а лук Самого Бога символизирует суд Божий (Пс. 7:13; 20:13; Авв. 3:9). Особую значимость имеет отрывок из Книги пророка Захарии, где Бог возвещает: «Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца. И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных» (9:13–14, ср. также Ис. 49:2; Ода Соломона 23:5). Как указывает Херцер, лук и меч являются в этом отрывке книги Захарии оружием Божиим . Поэтому вполне возможно полагать, что Иисус Христос, Сын Божий, обладает и луком (Откр. 6:2), и мечом (19:15). Андре Фейе в своей посвященной толкованию первого всадника статье высказывает мнение, что лук символизирует божественное правосудие, осуществляемое Мессией (ср. Иез. 5:16–17) .

http://bogoslov.ru/article/6195603

Михаил Васильевич Мантуров, строя для обители Рождественский храм, никогда ничего без благословения батюшки отца Серафима не делал. Так, однажды нужно ему было о чем-то спросить о. Серафима, и он, собравшись в Саров, зашел за о. Василием Садовским, чтобы позвать его идти вместе. Было это во время Петровского поста. «Придя в Саров, — пишет о. Василий, — и узнав, что батюшка находится в ближней пустынке, что близ его источника, мы отправились сейчас же туда. Он нас встретил у самого источника, и Михаил Васильевич, приняв благословение, спросил, о чем было нужно. Шагах в 6 от источника виднелась грядка недлинная, но широкая, в пол-аршина вышины, с зеленым луком. Батюшка и говорит: " Этот лук уже поспел, вырвите его! " Мы оба начали рвать, но батюшка, видя, что мы рвем с осторожностью, дабы не запачкаться, так как земля была сыровата, зашел в середину и стал между нами на коленочки, начал вырывать обеими ручками лук, приговаривая: " Вот как надо, батюшка! " И так серединой грядки прополз до конца, вырывая лук обеими руками с обеих сторон и по краям, сколько его на грядке ни было. Потом заставил омыть луковки, находившиеся в земле, у желоба, из которого текла вода, и когда это было сделано, то, навязав нам обоим этого луку по немалой ноше, приказал отнести в Дивеевскую обитель сестрам на трапезу, прибавив, чтобы и сами кушали сколько угодно, так как этот лук целебный. Что же? По приходе домой узнал от сестры Евдокии Трофимовны, что на эту грядку прошлый день они с батюшкой кузовами носили мох, лишь за несколько часов до нас, а поутру на ней увидали уже лук, и мы вырывали этот лук во время вечерни. Какого он был вкуса, об этом и сказать невозможно; не теряя вкуса лука, и душист он, и сладок, и приятен необыкновенно; чудный во всех отношениях лук и целебный, как оказалось это на жене моей, которую, вернувшись, нашел крайне больной и, дав ей кстати принесенного лука, сказал: " Батюшка говорит, что это целебный лук, на-ка, поешь-ка! " Как только она вкусила этого за одну ночь выросшего лекарства, так и стала здорова».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Народное название дня мц. Гликерии, девы, и с ней мч. Лаодикия, стража темничного, 13/26 мая. К этому дню на Руси наступала комариная пора, поэтому св. Гликерию крестьяне называли комарницей. Множество комаров – хороший признак для урожая грибов, роста травы и хлебов. В народном сознании она представлялась в виде трудящейся женщины с лукошком. Луков день Название, встречающееся в народном календаре 5 раз: 5/18 авг., 1/14 сент., 4/17 сент., 7/20 сент., 18/31 окт. Августовский Луков день совпадал с днем Евстигнея Житника. В это время убирали лук. Связки луковиц развешивали в комнатах – чтобы очищался воздух. Сырой лук ели с хлебом, солью и квасом. Считалось, что так прибавляется здоровье и лицо имеет свежий вид. На Евстигнея примечали погоду на декабрь. Вечером выходили в поле на пожню и слушали эхо: далеко оно разносилось – к ведру, близко раздавалось – к дождю. По обычаю на Евстигнея выпекали житник – первый ячменный хлеб из зерна нового урожая. Луков день 1/14 сент. совпадал с днем Симеона Столпника. В Ярославской и Вологодской губ. в это время убирали лук. Луков день 4/17 сент. совпадал с днем празднования чудотворной иконы «Неопалимая Купина» и Вавилой – праздником острых вил. Во многих местах в это время рвали лук с гряд. Луков день 7/20 сент. приходился на празднование прп. Луки. Этот день еще назывался Лука, Луковница. На Неопалимую Купину лук начинали собирать, а в этот день несли его продавать на базар. Луков день был печален по двум причинам: во-первых, он «бабье лето» кончает, а во-вторых, бабы да девки в этот день от лука плачут, когда начинают чистить его для всяких солений. Девушки, заплетая лук в косы, как всегда, гадали. Просили святого Лука, чтобы дал он им такие же золотистые и тугие косы, какие они из лука вяжут и которые бы от времени не тускнели, всегда парней привлекали. А святой Лук специально слезы на девушек насылал – для их же пользы. Крестьяне говорили так: «Наплачешься над луком – легче с долей девичьей расставаться, замуж выходить». С Лукова дня начиналась свадебная пора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) Из сказания евангелистов об обстоятельствах рождения Иисуса Христа. Евангелисты повествуют: а) Как ангел благовествовал Пресв. Деве: не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнети во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус ( Лук. 1, 30. 31 ). б) Как ангел вразумлял Иосифа, обручника Девы Марии: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: родшеебося в ней – от Духа Свята. Родит же Сына, и наречеши имя ему Иисус (Мат. 1, 20. 21). в) Как потом действительно родила Пресв. Дева, по прошествии обычного времени чревоношения: бысть же, егда быша тамо (в Вифлееме), исполнишася дние родити ей: и роди Сына своего первенца, и повит его, и положи его в яслех: зане не бе им места во обители ( Лук. 2, 7 ) 114 . г) Как вифлеемские пастыри, по наставлению от ангела, приидоша во град Давидов, и обретоша Мариамь же и Иосифа, и младенца лежаща во яслех ( Лк. 2, 16 ), а равно и волхвы с востока, по указанию необычайной звезды, пришедше в храмину, видеша отроча с Мариею материю ею, и падше поклонишася ему (Мат. 2, 11). д) Как, по исполнении осьми дней от рождения, Он был обрезан, и нарекоша имя ему Иисус, нареченное ангелом прежде даже не зачатся во чреве ( Лук. 2, 21 ). е) Как, по исполнении дней очищения матернего, вознесоста его во Иерусалим поставити пред Господем, и как здесь старец Симеон приял на руки свои Божественного Младенца и благословил Бога (- 22. 28). 4) Из всей последующей евангельской истории о земной жизни Иисуса Христа. Здесь читаем, что Господь Иисус, как человек, еще во дни младенчества должен был, по устроении Промысла, удалиться из Вифлеема во Египет, вместе с материю своею и Иосифом, чтобы избегнуть угрожавшей Ему смерти (Мат. 2, 13. 14); как человек, постепенно растяше и крепляшеся духом ( Лук. 2, 40 ); как сын Мариин, бе повинуяся ей и ее обручнику ( Лук. 2, 51 ); как человек, крестися от Иоанна во Иордане ( Марк. 1, 9 ), и Иоанн потому только узнал Его между другими людьми, приходившими креститься, что узрел Духа Божия, сходяща и пребывающа в Нем ( Иоан. 1, 32. 33 ). Видим, потом, что Господь Иисус, вступив в должность своего служения, обходил грады и веси с спасительною проповедию, и всюду был признаваем за истинного человека, ни разу не встречал надобности удостоверять кого-либо в истине своего человечества; что Он принимал иногда участие в учреждениях ( Лук. 5, 29 ), был на браке в Кане галилейской ( Иоан. 2, 1–11 ), возлежал на вечери в доме Лазаря ( Иоан. 12, 2 ), в доме Закхея ( Лук. 16, 5–8 ); что Он ежегодно приходил в Иерусалим на праздник пасхи, и сам совершал пасху с учениками своими, по закону обрядов (Мат. 26, 17 и др.). Наконец, евангелисты изображают с величайшею подробностию страдания нашего Господа, говорят о Его смерти, погребении, воскресении и вознесении на небеса, – все о таких событиях, которые решительно были бы невозможны, если бы Он не имел человеческого естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Дмитрий 4 февраля 2021, 15:58 " Будьте мудры, как змеи и просты, как голуби " Мф10, 16-18. Читал, что и преподобный Серафим Саровский много дней стоял на камне, борясь с каким-то искушением... Но наверно, форма житий святых, часто допускает некоторую поэтизацию и упрощение. Хотя рассказ про инока, который никого не осудил и спасся, похож на правду. Но опять же, какой ценой это ему далось? НН 4 февраля 2021, 14:52 Матушка, спасибо Вам за ваши статьи, всегда читаю с интересом, хоть и не во всем соглашаюсь. В данном случае по существу согласна, а вот по поводу: «Примером служит наше советское общество... " - на мой взгляд, НЕКТО точнее, потому что советское общество было по определению нерелигиозное, а имперское- по определению же религиозное. Мораль стоит выше религии? Мы всё время огядываемся назад и старательно избегаем настоящее. А оно вызывает гораздо больше беспокойства, согласны? В советское время храмов и прихожан было меньше. А сейчас в Москве и Питере, где проживает прим 25% взросл населения страны, храмы практич в шаговой доступности, но мораль упала ниже плинтуса. Если не согласны, то почему? Алла 4 февраля 2021, 13:11 Некто, в живых уже не осталось людей, которые бы помнили дореволюционные реалии. Поэтому практичней вспоминать развал СССР, этому явлению множество свидетелей. А живое свидетельство всегда лучше, чем книжное. Наталья 4 февраля 2021, 12:55 Удивительно! Когда читала на днях ту статью, которую критикует уважаемая монахиня, не могла отделаться от лёгкого недоумения от прочтённого. Оказывается, такие впечатления были не только у меня ) Катерина 4 февраля 2021, 10:43 Игорь Александрович 4 февраля 2021, 02:53 -- пожалуй, соглашусь я с Вами. Грехи те же, но ж люди изменяются, внешняя сторона этих изменений - меняющийся образ нашей жизни. инокиня Наталья -- Некто 4 февраля 2021, 10:29 Нет, не ближе. Гражданская война - плохо, но после революции в народе все же с трудом приживались ярко безнравственные идеи, вроде теории стакана воды. А после перестройки народ пошел во все тяжкие. Во все, а не только социальную вражду.

http://pravoslavie.ru/137140.html

По LXX же было столь великое презрение к Богу, что они при жертвеннике на веревках развешивали одежды свои, в которых спят или блудодействуют, и устраивали παραπετσματα, то есть завесы, чтобы никто не мог видеть блудодействующих во храме, и, предаваясь пьянству и разврату, даже и вино, которое пили, приобретали не собственным трудом, а посредством клеветы, и это делали они в храме бога своего, для того, чтобы своими мерзостями и любодеяниями опозоривать тех, коих считали богами. Так говорят и так объясняют это те, которые следуют простому историческому смыслу. Но мы, указав [в толковании] на Осию, что под именем Израиля, Самарии, Ефрема и сынов Иосифа (из племени которого происходил Иеровоам, отделивший народ от царства Давидова Иерусалима и храма Божия), разумеются еретики, также и теперь, после Иуды и Иерусалима, означающих церковь , должны понимать пророческую речь в отношении к еретикам, которые продают мужа святого и правого, но бедного, за деньги. Муж бедный и правый – это тот член церкви, который не обладает знанием Писаний, но, довольствуясь простотой, исполняет заповеди и повеления и о котором написано: нищий не терпит прещения ( Притч13:8 ) и [в послании] к Галатам: точию нищих да помним ( Гал2:10 ). Это делают все еретики ради богатства и обуви, которой попирают прах земной, потому что они не могут босыми ногами стоят на земле святой (на которой стояли Моисей и Иисус, сын Навин [ Исх3:5 ; Нав5:15 ], вследствие чего и апостолам повелевается ходить босыми ногами [ Лк10:4 ], чтобы они не имели ничего смертного и кожаного, что указывает на плоть), и поэтому они бьют бедных по голове. И Спаситель заповедует ученикам отрясать прах от ног своих, если что-либо смертное присоединится к их делам, потому что они еще были на земле ( Мф10:14 ; Мк6:11 ). Еретики бьют бедных по головам (хотя этого в еврейском тексте нет), потому что они уклонились от пути смиренных. Это тот путь смиренных, который говорит: Аз есмь путь, живот и истина ( Ин14:6 ), и который призывает нас ходить по нему словами: придите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Относительно их Господь повелевает Ахазу, царю иудейскому и Иерусалимскому не бояться этих двух полусожженных головней, указывая ему, как на знамение полного освобождения, на то, что Дева зачнет и родит. Таким образом, сыны Самарии живут в стране и углу постели, покоясь на помощи сириян и обнадеживая себя победой на ложе Дамаска, так что как тот, кто утомлен, подкрепляет себя в постели, так и они подкрепляли ослабевшие силы помощью соседнего народа. Поэтому у того же Исаии говорится, как образ (рег typum) будущего, что родится дитя, которое прежде, нежели будет уметь называть отца и мать, получит добычу Самарии и силу Дамаска ( Ис8:4 ), то есть тех, которые соединенными силами воевали против Иерусалима. Вместо угла постели и ложа Дамаска LXX перевели: против колена и в Дамаске, чтобы мы в переносном смысле разумели под коленом Иуду, а под Дамаском призванных язычников; из них образовалось одно стадо Господне, овец которого часто растерзывают лютые львы, и из пасти их едва исторгаются две голени или край уха. Голень указывает на путь учений, а ухо на таинственное значение слов. Поэтому и апостолам повелевается ходить босыми ногами, без обуви и без всего, сделанного из кожи мертвого животного ( Мф10:10 ). И верующим говорится: имеяй ушы слышати да слышит ( Лк8:8 ). Также в Апокалипсисе Иоанна мы читаем: имеяй ухо да слышит, что Дух глаголет церквам ( Откр2:7 ), и яснее у пророка говорится: «примите слова ваши в уши сердца нашего». Этот путь как еретики, так учители их, демоны, стараются заградить и опутать сетями, чтобы мы пали на пути, который есть Христос. Но приходит член церкви, человек Божий, Сампсон, означающий солнце, и убивает льва; сошедши в ров преисподний, освежающий воды во время снега, бури и дождя, он удушает льва, чтобы мы твердой ногой могли следовать за Господом и внимательными ушами слушать слова Его. Ам.3:13–15 . Слушайте и засвидетельствуйте в доме Иакова, говорит Господь Бог воинств. Ибо в тот день, когда Я начну посещать Израиля за преступления его, посещу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря и падут на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но великий грех – ненавидеть обличающего, в особенности, если он обличает тебя не из ненависти, а по любви, если [сначала обличает] один наедине, если [затем] в присутствии другого брата, и если после того пред церковью ( Мф18:15–17 ), обвиняя, очевидно, не по наклонности к злословию, а для твоего исправления. О двояких воротах – смерти и жизни, пороков и добродетелей, мы часто читаем в Писаниях, как например, в Псалмах: возносяй мя от врат смертных, яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони ( Пс9:14–15 ). Высокая гора Сион, без сомнения, означает церковь и град Бога живого, небесный Иерусалим, и множество ангелов и церковь первенцев, написанных на небесах. Вознесенный в воротах Сиона не может бояться ворот смерти, о которых Господь говорит Петру: на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей ( Мф16:18 ). О воротах добродетели ясно говорится в другом псалме: отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви. Сия врата Господня, праведнии внидут в ня ( Пс117:19–20 ). Также и премудрость с уверенностью при воротах города говорила: «доколе невинные будут соблюдать правду, они не будут посрамлены» ( Притч1:22 ). Я полагаю, что ворота города, то есть души, верующей во Христа, означают добродетели, чрез которые Христос входит к верующим. И, так как не написано, в каких воротах ненавидели обличающего, в [воротах] ли добра или зла, то мы можем относить это к тем и другим. Пророк обличает грешников, стоящих в воротах зла, и поэтому они гнушаются им. Или, может быть, сам пророк стоит в воротах и начинаниях добродетелей, и его ненавидят те, которых он обличает, и не ограничиваются грешники ненавистью к обличающему или укоряющему в воротах, но и гнушаются словом святым, исходящим из уст его. Ибо кто не принимает пророка, тот не принимает пославшего его ( Мф10:41 ). Если же они возгнушались словом святым или тем, кто говорит правдиво (ибо слово святое есть Господь Иисус, о котором говорится: не даси святому Твоему видети истления ( Пс15:10 ), то все иудеи, произносившие анафемы на Иисуса, гнушаются словом Божиим, которое и совершенно, и свято, и непорочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

День тот означает день плена, когда будут отведены в Ассирию и Халдею оба народа, для которых, вследствие великой скорби, солнце закатится в полдень и, между тем как у всех будет сиять свет, у них все будет покрыто мраком, когда праздники их и все песни обратятся в сетование и плач, спины или чресла всех будут покрыты власяницей и на головах, по древнему обычаю сетующих, будет плешь, что, как мы читаем, сделал и Иов при смерти сыновей ( Иов1:20 ). Печаль и сетование будут столь велики, что превзойдут скорбь матери о смерти единственного, самого дорогого для нее сына, и все будет полно плача и горести. Можем мы понимать это место и в отношении к страданию Господню, когда солнце в шестой час скрыло свои лучи и не дерзало взирать на висящего на кресте Господа своего ( Лк23:44–45 ), когда при тьме, все покрывшей, праздники и песни их, при победах Веспасиана и Тита, превратились в плач и сетование, когда все наполнилось слезами, покаянием и власяницами, и сделались плешивыми головы, которые прежде украшались волосами назореев, растившимися для Господа. Тогда первородный сын Божий, народ израильский, наложивший руку на единородного и истинного Сына Божия, предан был на вечное сетование, и последние времена его или те, которые были с ним, исполнились горести. Поэтому теперь они, отвергнув солнце правды, имеют тьму, а мы, сидевшие во тьме и тени смертной, увидели великий свет ( Ис9:2 ), и все праздники их перенесены на таинства церкви, так что они плачут, а мы воспеваем хвалы Господу. Они вместо пояса опоясываются веревками и власяницами, а нам вместе с апостолами говорится: да будут чресла ваша препоясана и светилници горящии в руках ваших ( Лк12:35 ). Мы препоясались истиной Христовой, исполняя слова Писания: станите, препоясани чресла ваша истиною ( Еф6:14 ), а они облеклись вместо истины в ложь диавола. Наша голова, о которой Спаситель говорит: вам же и власи главнии изочтены суть ( Мф10:30 ), имеет постоянно волосы и во главе нашей, то есть во Христе, мы обладаем силой, чтобы убить льва, а они спят на коленах блудницы, синагоги (сн. Суд16:19 ), и быв острижены рукой диавола, утратили присущую голове силу, утратив вместе с силой глаза, о которых в Екклезиасте написано: мудрого очи его во главе его, а безумный во тме ходит ( Еккл2:14 ). Их сообщники постоянно находятся в печали, а наши спутники облекаются одеждой веселья.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010