27. Пятница Пятидесятницы. Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского. Прав. Иоанна Русского, исповедника. Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (с 29 мая) . Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского. Обретение мощей прп. Нила Столобенского (службу зри 7 декабря) . Прп. Ферапонта Монзенского (службу зри 12 декабря) . Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы. Примечание. На этот день с воскресенья, 29 мая, может быть перенесена полиелейная служба свт. Луки, архиеп. Симферопольского (см. Типикон, 25 мая, 2-я Маркова глава). Служба сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прав. Иоанна Русского, исповедника, в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б) и порядок совершения полиелейной службы свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (с 29 мая), в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (В) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 4-й – 3, и священномученика, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 2-й: «Троицу Единосущную...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Утешителя имуще...». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября), «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и священномученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-09/

29. Вторник 6-й седмицы по Пасхе. Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского . Блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского. Иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных» (службу зри 7 марта) . Обретение мощей прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского . Служба прмц. Феодосии девы не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского, в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (о слепом), глас 5-й – 3, и преподобномученицы, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Правды Солнце мысленное...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «За милосердие милости...». По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава» – тропарь преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Триоди, глас 5-й: «Землю, на нюже не возсия...» (см. в Неделю о слепом), со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и преподобномученицы на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобномученицы). По 3-й песни – кондак преподобномученицы, глас 2-й; седален преподобномученицы, глас 8-й. «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Всех Владыка и Творец...» (см. в Неделю о слепом, по 3-й песни канона). Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученицы, глас 4-й: «Божественная память...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Май. Киев, 1893. Л. 242) этот кондак также отсутствует.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-11/

Скачать epub pdf Глава 11 Молитва Господня (1–4). Наставления о постоянстве в молитве (5–10) и о благости Божьей (11–13). Исцеление бесноватого и речь к фарисеям по этому случаю (14–26). Ответ женщине (27– 28). Знамение Ионы (29–30) и суд над народом (31–32). Приточные изречения о свече и светильнике (33–36). Христос на обеде у фарисея и обличительные изречения против фарисеев и законников (37–54). Лк.11:1 . «В одном месте молился»: ев. Лука, по преимуществу перед прочими евангелистами, часто говорит о том, что Господь молился; так он упоминает о молитве Его при крещении ( Лк.3:21 ), в пустыне ( Лк.5:16 ), перед избранием Апостолов ( Лк.6:12 ), в уединении ( Лк.9:18 ), перед преображением ( Лк.9:28–29 ). Не называет евангелист места, где теперь молился Господь; но если он следует в этом случае хронологическому порядку: то надобно полагать, что это было неподалеку от Вифании (Лк.10и прим.); и так как Господь любил молиться восходя на горы, то, может быть, эта молитва совершалась на близ Вифании лежащей горе, т. е. Елеонской, невдалеке от Иерусалима.– «Когда перестал, один из учеников сказал» и пр.: ев. Матфей, излагая молитву Господню, совершенно одинаково с ев. Лукой, не упоминает об этом поводе к изречению этой молитвы и помещает ее в изложении нагорной беседы ( Лк.6 и дал.). Если не предполагать, что Господь повторил эту молитву ученикам, то надобно полагать, что ев. Матфей по связи речи поместил ее в изложении нагорной беседы; евангелист же Лука помещает ее при сказании о том случае, по которому она действительно была произнесена. – «Как и Иоанн научил учеников своих»: из евангелий не видно, какой особенной молитвой молиться научил учеников своих Иоанн; но что действительно научил, об этом свидетельствует настоящее место, и есть еще намек на это выше ( Лк.5:33 ). Лк.11:2–4 . «Он сказал им» и пр.: см. прим. к Мф.6:9–13 . «Ибо и мы оставляем» и пр.: у ев. Матфея – «как и мы оставляем». Выражения несколько различные, но общий смысл одинаков: если мы не прощаем, и Бог не простит нас; чтобы получить прощение от Бога, необходимо, чтобы и мы прощали другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление: Господь Иисус Христос никогда не говорил: “Я Бог, поклоняйтесь Мне”? Филипп Чэмпион В разговоре с христианами мусульмане часто используют один и тот же аргумент, впервые высказанный исламским проповедником Ахмадом Дидатом. Он гласит: “Нигде в Библии Иисус не говорит, что Он — Бог, и нигде Он не призывает поклоняться Ему”. Тем самым, мусульмане намекают своим слушателям, что в Священном Писании не содержится учения о Божественности Господа Иисуса Христа. Я уже частично рассматривал этот вопрос в других статьях 1 , 2 Из Священного Писания мы знаем, что Христос множество раз принимал поклонение (От Иоанна 9:38 ; От Матфея 14:33 ; От Матфея 28:9 ; От Луки 24:52 ), а также благословлял называющих Его Богом и Сыном Божиим (От Иоанна 20:28-29 ; От Матфея 16:16-18 ). Спаситель говорил иудеям, что Он и Отец — одно (От Иоанна 10:30 ), а также называл Себя единственным путем, истиной и жизнью (От Иоанна 14:6 ), прекрасно зная, что единственной истиной и жизнью является Господь Бог (Иеремия 10:10). Тем не менее, критики христианства продолжают требовать от нас дополнительных цитат, в которых Христос говорил бы о Своей Божественности. Целью данной статьи является разбор нескольких таких явных евангельских отрывков. Периодически мы также будем ссылаться на Коран, чтобы сравнить полномочия Аллаха с полномочиями Господа Иисуса Христа. «…И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Св. Евангелие от Матфея 28:18-20 ) Примечательно, что Господь Иисус Христос не только подтверждает здесь православное учение о Пресвятой Троице, утверждая, что Отец, Сын и Дух Святой имеют единое Божественное Имя (стих 19й), но также говорит Своим ученикам, что Ему дана всякая власть на земле и на небе. Эта же мысль встречается и в других местах Евангелия, где Спаситель говорит о Своей абсолютной власти над миром видимым и невидимым:

http://azbyka.ru/naibolee-rasprostranyon...

Глава 6 1–15. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. – 16–21. Хождение Иисуса Христа по морю. – 22–71. Речь, сказанная Христом в Капернауме о Себе как о хлебе жизни. Ин.6:1 .  После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. «После сего». После чудесного исцеления расслабленного при Вифезде прошло уже довольно много времени. Это видно из того, что Христос находился в настоящий раз на море Галилейском, а чтобы дойти до этого моря от Иерусалима, где находился Христос, когда исцелил расслабленного, требовалось немалое время. Затем, нет сомнения, что чудеса насыщения пяти тысяч и хождения Христа по морю, описываемые здесь евангелистом Иоанном, те же самые, которые описаны у евангелистов Матфея ( Мф.14:13–34 ) и Марка ( Мк.6:30–53 ). Евангелист Лука повествует только о первом чуде ( Лк.9:10–17 ). А эти чудеса или знамения составляют у синоптиков высший пункт, которого достигла мессианская деятельность Христа в Галилее. Отсюда можно заключить, что Иоанн здесь пропускает несколько месяцев, в течение которых Христос проживал в Галилее по возвращении из Иерусалима с праздника Кущей ( Ин.5:1 ). Из Евангелий Матфея и Марка мы узнаем, что в течение этих месяцев местом Своего постоянного пребывания Христос имел Капернаум, откуда и ходил по окрестностям Галилейского моря, и что Он уже послал Своих апостолов на проповедь. Когда они вернулись из путешествия, Христос получил известие об умерщвлении Иоанна Крестителя Иродом Антипой, и так как убийца Крестителя, пребывавший в то время, вероятно, в своей столице Тивериаде, мог прийти к мысли покончить и с Иисусом и Его учениками, которые не могли, конечно, одобрить его образ действий, то Господь в это время и признал нужным на некоторое время удалиться с учениками из сферы влияния Ирода на северо-восточную сторону Галилейского моря, где начиналась тетрархия Филиппа ( Мф.14:13 ; Мк.6:31 и сл.). Море Галилейское (см. комментарии к Мф.4:18, 15:29 ), названное у Луки ( Лк.5:1 ) Геннисаретским, здесь называется еще Тивериадским, вероятно, с отношением к греческим христианам, читателям Евангелия, которым известно было имя Тивериады, столицы Ирода Антипы, названной так в честь императора Тиверия. Выражение русского перевода «в окрестности» лишнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 1–6. Непризнание Христа Его согражданами – жителями Назарета. – 7–13. Послание апостолов на проповедь. – 14–16. Суждение народа и Ирода Антипы о Христе. – 17–29. Умерщвление Иродом Иоанна Крестителя. – 30–33. Возвращение апостолов из путешествия. – 34–44. Насыщение пяти тысяч народа в пустынном месте. – 45–52. Укрощение Христом бури на море. – 53–56. Чудеса Христа в Геннисаретской земле. Мк.6:1 .  Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. До 7-го стиха у евангелиста Марка идет рассказ о пребывании Христа в Назарете после совершения Им чуда воскрешения дочери Иаира ( Мк.5:43 ). Из повествования евангелиста Матфея видно, что это посещение имело место после того, как Христос окончил Свое учение в притчах, которое Он предлагал народу при море ( Мф.13:53–58 ). Согласно евангелисту Луке, это событие падает, по-видимому, на начало выступления Христа как Учителя в Галилее ( Лк.4:16–30 ). Но все-таки евангелист Матфей относит это событие к тому же периоду деятельности Христа, к какому и Марк, как об этом можно заключать из следующих далее рассказов, содержащихся в Евангелии Матфея ( Мф.14 ; Мк.6:14 и сл.). Что же касается евангелиста Луки, то он, очевидно, не держится строго хронологического порядка, ставя рассказ о посещении Христом Назарета в начале Его деятельности в Галилее: у него самого есть намеки на это (см.комментарии к Лк.4:16 ). Поэтому нет надобности (как предполагает, например, Кнабенбауэр) допускать двукратное выступление Христа с проповедью в Назарете. «Пришел в Свое отечество» (ср. Мк.1:9, 24 ). Этим не отрицается рождение Христа в Вифлееме, но обозначается только, что местом жительства ближайших предков Христа по плоти был именно Назарет («отечество» – тот город, где жили отцы, предки). Один евангелист Марк отмечает, что в это путешествие с Христом были и Его ученики: Христос шел в Назарет не для того, чтобы увидеться со Своими родными, а для проповеди, при которой и должны были присутствовать Его ученики. Евангелист Марк вообще обращает большое внимание на то, как ученики Христа были подготовляемы Им к будущей деятельности...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Греческая церковная поэзия в славянской передаче Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 3 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 1 Коль скоро равноапостольный Кирилл-Константин сам перевел Евангелие на славянский язык — а это засвидетельствовано в его житии, составленном равноапостольным Мефодием 1 , — то именно с него и начинается традиция славянской передачи греческой церковной поэзии, поскольку составление христианских песнопений начинается с Евангелий и Нового Завета, и скорее даже до окончательной редакции отдельных книг; эти песнопения до сего дня входят в состав богослужебных текстов наряду с чтениями из Писания. Они содержатся в первых главах Евангелия от Луки (песнь Богородицы, 1:46–55; песнь Захарии, 1:68–79, песнь Симеона, 2:29–32), а также в Посланиях апостола Павла (Флп 2:6–11), в том числе в пастырских посланиях (1 Тим 3:16; 6:15 и сл.) и в Откровении (Апокалипсисе) Иоанна Богослова (4:11; 5:9 и сл., 5:12,13б). Современные исследования Нового Завета со все большей ясностью показывают, что призыв к верным апостола Павла назидать “самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными” (Еф 5:19; ср. Кол 3:16) никоим образом не остался втуне; эти исследования, исходя из того, что издавна известные раннехристианские песнопения нашли отражение в канонических книгах Нового Завета, обнаружили, что и еще немалое количество фрагментов новозаветного текста представляет цитаты из таких песнопений 2 . Разумеется, песнотворчество не иссякло, когда новозаветное Писание обрело окончательную форму и сложилось в канон Нового Завета. Напротив, общинно-богослужебное пение, как замечает Плиний Старший в письме императору Траяну в 112 г. 3 , стало характерным отличием христиан, а в III в. фрагмент из анонимного антиеретического трактата 4 , дошедшего в передаче Евсевия Кесарийского, свидетельствует о неиссякаемой радости множества христиан, получаемой ими от создания, пения и слушания подобных песнопений. Тем не менее IV век принес с собой планомерную гимнографическую вырубку.

http://pravmir.ru/grecheskaya-tserkovnay...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Всё идет по плану. Слава Богу за всё» Стартовал пеший Крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск; до 8 августа крестоходцы пройдут 2,5 тысячи километров 29.04.2015 724 Время на чтение 3 минуты Ранним утром в субботу, 25 апреля, в храме Семи Священномучеников Херсонесских на территории Национального заповедника «Херсонес Таврический» была совершена Божественная литургия, за которой отправляющиеся в дальний путь смогли причаститься Святых Христовых Таин, сообщает портал «9-й КРЫМ» . Непосредственно перед началом Крестного хода в Свято-Владимирском соборе также совершили Богослужение, которое возглавил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Вечером 26 апреля Крестный ход сделал остановку в селе Верхнесадовое, сообщает пресс-служба Севастопольского благочиния. Настоятель храма пророка Илии иерей Георгий Лукашов вместе с прихожанами, взявши кресты, иконы и хоругви, вышли навстречу крестоходцам. Два крестных хода соединились и вместе пошли в храм, где были встречены колокольным звоном. В храме отец Георгий совершил молебен. По окончании совместной молитвы все крестоходцы, пришедшие из Херсонеса, были накормлены ужином и отправлены на ночлег. На следующее утро 27 апреля, после завтрака, в храме был отслужен молебен и крестоходцы вместе с членами общины пророка Илии отправились на окраину села к памятнику неизвестному солдату, установленному на братской могиле воинов, погибших в Великую Отечественную войну. Здесь была совершена заупокойная служба по погибшим защитникам Отечества. Затем Крестный ход продолжил свой путь в сторону Бахчисарая, а жители села Верхнесадового с пасхальными песнопениями вернулись в храм пророка Илии. Подробности прохождения Крестного хода сообщил «Русской народной линии» организатор молитвенного шествия Андрей Бардиж: «С некоторыми задержками крестный ход вышел из Владимирского собора Херсонеса, из Севастополя на пароходе до Инкермана. За 2 дня прошли до Бахчисарая, остановились в храме Фёдоровской иконы. Служили панихиду на братской могиле, молебны - каждый день утром и вечером. Организовали поездку для участников в Успенский монастырь. Вчера вышли из Бахчисарая, прибыли в Чистенькое – на окраину Симферополя. Ночью в 3.00 подъём, отслужили молебен и ранним утром, пока нет пробок, пришли к мощам свт. Луки. Снова молебен с акафистом, было помазание. В эту минуту крестный ход выходит из Симферополя. Пока всё по плану. Участников от 30 до 50 на разных этапах, слава Богу за всё».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/04/29/vs...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 29 июня, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». «Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мр. 9:50). У Луки то же изречение приводится в иной редакции: «Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее» (Лк. 14:34–35). Здесь упоминается еще один способ употребления соли: в качестве удобрения. Однако и для этой цели нельзя использовать испорченную соль. Раннехристианские авторы толкуют изречение Иисуса как в буквальном, так и в переносном смысле. Ориген говорит о том, что, как соль предохраняет мясо от порчи и позволяет ему долго сохраняться, «так и ученики Христовы всячески поддерживают и сохраняют эту земную область, препятствуя зловонию, происходящему от грехов идолослужения и блуда» . По словам Иоанна Златоуста, Христос как бы обращался к ученикам: «Слово, которое вы слышите, относится не только к вашей жизни, но и ко всей вселенной. Я посылаю вас не в два, не в десять, не в двадцать городов, не к одному народу, как некогда пророков, но на сушу и море, во всю вселенную». Говоря «вы — соль земли», Христос «показал, что вся человеческая природа обезумела и прогнила от грехов. Поэтому Он требует от учеников таких добродетелей, которые были особенно необходимы и полезны для других» . Кирилл Александрийский считает, что солью Иисус называет рассудительность, которой исполнено апостольское слово, «ибо подобно тому, как без соли не съедобны ни хлеб, ни рыба, так и без апостольского разумения и научения всякая душа и безумна, и нездорова, и неугодна Богу» . Каков изначальный смысл слов Иисуса о соли земли? В этот образ заложен многоуровневый смысл. В самом широком смысле можно говорить о том, что христианство придает вкус человеческой жизни, делает ее содержательной, не пресной. Если Царство Небесное, принесенное людям Иисусом, является неким особым измерением человеческой жизни, то сравнение его с солью позволяет лучше понять его свойства и его ценность. Христиане, согласно Его учению, живут «в мире» (Ин. 16:33), но они «не от мира» (Ин. 15:19). Не смешиваясь с миром, они наполняют его жизнь смыслом, их присутствие в мире становится важным фактором человеческого благобытия.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (10.03.1629-29.01.1676), рус. царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых , сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны. С 5 лет А. М. находился под надзором «дядьки» Б. И. Морозова, к-рый оказал на него значительное влияние. В пятилетнем возрасте А. М. под руководством Морозова обучался чтению (сначала по букварю, затем по Часослову и Псалтири), с 7 лет - письму, а с 9 - церковному пению (столповому знамени, а также строчному пению и демественному пению - у певчих дьяков Луки Иванова, Михаила Осипова, Ивана Семионова). К 12 годам у А. М. составилась б-ка из духовных и светских книг, благодаря разносторонней начитанности он был одним из самых образованных людей своего времени. Чтение способствовало глубокой и сознательной религиозности, А. М. был набожен, не пропускал ни одного богослужения, часто вставал ночью и молился до утра, прекрасно знал церковный устав; по праздникам сам отправлялся в тюрьмы и богадельни и лично раздавал милостыню, кормил нищих. Внимательно выслушивал челобитчиков, по преданию, в царском с. Коломенском стоял ящик для просьб на имя царя. Требовал во всем соблюдать порядок («чин») и строго взыскивал за его нарушение, был вспыльчив, но отходчив. В характере А. М. соединялись склонность к размышлению и наблюдению и исключительная любознательность. А. М. страстно увлекался соколиной охотой и даже составил ее правила - «Урядник сокольничья пути», любил театральные представления. Царь Алексей Михайлович. Портрет. 70-е гг XVII в. (ГИМ) Царь Алексей Михайлович. Портрет. 70-е гг XVII в. (ГИМ) В 14 лет А. М. был объявлен наследником престола. Рано лишился родителей. В 16 лет, после смерти отца, А. М., по существовавшему правилу, был избран на царство земским Собором из представителей духовенства, бояр, служилых, торговых «и всяких чинов людей». При этом молодой царь не взял на себя никаких письменных обязательств, «что прежние цари выдавали», да с него их «и не спрашивали, потому что разумели его гораздо тихим».

http://pravenc.ru/text/82384.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010