Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ († вероятно, в 1061 - нач. 1062), митр. Киевский. В новгородском летописании под 1055/56 мартовским годом упоминается осуждение Е. Новгородского еп. Луки Жидяты из-за клеветы некоего «холопа Дудикы». Митрополит подверг Новгородского владыку заключению, продлившемуся 3 года, после чего он был оправдан. Это наиболее раннее свидетельство о Е., заставляющее видеть в нем преемника Киевского митр. Илариона , поставление к-рого связано с неким церковным конфликтом между Киевом и К-полем (суть этого конфликта неясна). Следствием этого был ряд гипотез относительно деятельности Е. Так, по мнению А. Поппе , суд над еп. Лукой был вызван тем, что последний принадлежал к числу сторонников церковной политики киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого и настаивал на праве Собора Русской митрополии избирать и рукополагать митрополитов помимо патриарха. Еще ранее М. Д. Присёлков , развивая догадку И. Е. Евсеева , полагал, что Е. тождествен тому Ефрему, к-рый, согласно неск. сбивчивым данным новгородских летописей XV в. (ПСРЛ. Т. 3. С. 473; Т. 4. Ч. 1. С. 113; Т. 6. Вып. 1. Стб. 176; и др.), был подготовлен 1-м Новгородским еп. Иоакимом в качестве своего преемника, но не был утвержден кн. Ярославом, заменившим его спустя неск. лет Лукой; после же смерти Ярослава (в февр. 1054) его ставленник Иларион под давлением патриархии был вынужден оставить митрополию, на к-рую и был якобы назначен несостоявшийся Новгородский епископ, противник церковной линии кн. Ярослава Мудрого и сторонник «греческой миродержавной политики». Для такого рода построений не видно достаточных оснований. Особые церковно-политические взгляды еп. Луки, если таковые имели место, не могли быть секретом, и для их осуждения вряд ли было необходимо дожидаться доноса; скорее всего речь шла об обвинении в каких-то канонических нарушениях, о к-рых мог быть осведомлен только близкий к епископу человек. Еще одно свидетельство борьбы Е.

http://pravenc.ru/text/182105.html

Великий Новгород. Кремль. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Софийский собор построен в 1045-1050 гг. по заказу князя Владимира Ярославича. Действует. Софийская звонница построена в 1439 г. К востоку от Софийского собора стоит Софийская звонница. В 1439 году она была построена на месте рухнувшей " колокольницы " . Первоначально её сделали трёхпролётной. В 16-ом веке звонницу надстроили, увеличили число пролётов. В результате звонница стала более монументальной. В 17-ом веке пристроены крыльцо и домик с юга, увеличено декоративное убранство. Крыша бочкой и глава - в 18-19 веках. В настоящее время звонница действует, также в ней работает выставка, а в домике с юга располагается отдел хранения письменностей. В 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм (по В.Л. Янину - в 1046 г.) Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи - к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Известный историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье - в предпразднование Спаса Преображения. Оно было связано с окончанием строительства храма. Второе же имело место в праздник Воздвижения - 14 сентября 1052 г., когда София была расписана фресками и украшена иконами. Между прочим, подобная же, двойная дата указана источниками и в относительно Софии Киевской. Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, два членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые.

http://sobory.ru/article/?object=00314

Воспитание власти государственной Прежде всего церковь принесла, неведомую русским язычникам, идею богоустановленной власти. Прочнее этого фундамента для опоры авторитета власти трудно представить что-нибудь другое. Уже первые епископы русские внушают кн. Владимиру по поводу предстоявшей казни злодеев следующее: «ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милование». Митр. Илларион в речи, произнесенной пред сыном Владимира, Ярославом, говорит: «добр же зело и верен послух сын твой Георгий, его же сотвори Господь наместника по тебе твоему владычеству». Владимиру и Ярославу, как единовластным правителям русской земли, было еще легко усвоить эту идею, но потом, при удельных междоусобиях фактический порядок вещей не только не благоприятствовал, но и прямо препятствовал ее усвоению: слишком была явной среди всеобщей путаницы роль случайных обстоятельств и грешной человеческой воли. Однако духовенство продолжало проповедь в прежнем направлении. Митр. Никифор в своих посланиях к Владимиру Мономаху писал, что князья «избрани бысте от Бога и возлюблени бысте Им». И русские князья действительно прониклись этой идеей, хотя и понимали ее несколько грубовато. Так, напр., князья половецкие говорят Глебу Юрьевичу: «Бог посадил тя и князь Андрей на отчине своей и на дедине», т. е. избрание Божие представляют в виде конкретной силы, действующей в ряду других конкретных факторов, создающих власть, и в том же самом смысле. Наряду с проповедью идеи богоустановленной власти, духовенство усиленно учило и принципу почитания всяких властей. В поучении, известном с именем Луки Жидяты, читаем: «Бога бойтесь, а князя чтите». В одном сборнике XII в. дается наставление «буди боязнив пред царем, готов в повелении его». Поучение XIII в. (Слово св. отец како жити крестьянам) гласит: «наипаче же своему князю приязнь имей, а не мысли зла нань. Глаголет бо Павел апостол: от Бога власти всяки устроени суть: Бога ся бойтесь, а князя чтите. Аще бо властем кто противится, Божию суду повинен есть, повелению бо противится Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

И.Е. Евсеев, Ф.Г. Калугина III. Иларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения, Ф. Г. Калугина Древность оставила нам весьма немного сведений о жизни и деятельности митрополита Илариона 59 . Летопись передает, что он был священником («пресвитером») при церкви святых Апостолов в селе Берестове, любимой загородной резиденции великого князя Ярослава, и характеризует его эпитетами «муж благ и книжен и постник». Сохранившиеся до нас факты из жизни Илариона вполне подтверждают эту характеристику. Будучи в сане пресвитера, он заявил себя строгим подвижником, искавшим удовлетворения своим аскетическим наклонностям в усиленных нравственно-религиозных подвигах и отшельническом уединении. На соседней с Берестовым горе, где ныне раскинулась Киево-Печерская лавра, тогда стоял дремучий лес. Здесь Иларион выкопал себе небольшую – в две сажени – пещеру и часто удалялся сюда для уединенной молитвы и аскетических подвигов 60 . Об его «книжности», или образованности, для того времени выдающейся, свидетельствует оставленное им слово «о законе и благодати " , в котором помимо природного ораторского таланта и богословской начитанности, отражаются также некоторые черты его нравственного характера и высокой религиозной настроенности. Эти личные выдающиеся качества Илариона, известные, без сомнения, великому князю и всему Киеву, и послужили, можно думать, главным мотивом к назначению его на кафедру митрополита Киевского. В 1051 году, по избранию великого князя Ярослава, он собором епископов посвящен был во св. Софии в сан митрополита 61 . Факт этот был исключительным и беспримерным в нашей истории. До этого времени и впоследствии митрополитами были греки и поставлялись они для России константинопольским патриархом, в административном подчинении которому находилась тогда русская митрополия. Между тем здесь ставится во главе русской иерархии природный русский и посвящается собором местных епископов 62 . Можно с вероятностью предполагать, что на это посвящение получено было согласие и разрешение от патриарха, ибо иначе самостоятельное поставление Илариона грозило бы разрывом с патриархом, и такой выдающийся факт имел бы крупные последствия в русской церкви, между тем он прошел в истории незаметно и без всякого влияния на последующие события 63 . – При посвящении Иларион, по обычаю, прочитал символ веры и изложил кроме того пред епископами особо составленное им «исповедание веры», – образец догматических знаний того века 64 . О деятельности Илариона в сане митрополита не сохранилось никаких известий, кроме того, что он освящал построенную Ярославом церковь св. Георгия 65 . Неизвестен также и год его смерти. – На том основании, что в летописном описании похорон великого князя Ярослава говорится только о «попах» и не упоминается о митрополите, предполагают, что в 1054 году, когда Ярослав скончался, Илариона уже не было в живых 66 . В 1055 году митрополитом называется уже Ефрем, судивший новгородского епископа Луку Жидяту 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

И.Е. Евсеев, Ф.Г. Калугина II. Преподобный Феодосий Печерский и его поучения В обстоятельствах жизни преп. Феодосия Печерского (– одного из первых представителей монастырской проповеди в южной Руси) современников особенно поразил его пламенный, но замечательно цельный и сильный характер. Черты его жизни, сохраненные у его биографов XI века 40 , обрисовывают его, по преимуществу, как подвижника, на которого успело весьма сильно подействовать христианство . Всю свою жизнь, начиная с молодых лет, он неуклонно и упорно трудился над осуществлением иноческого идеала. Усвоив его уже с детства, он до самой смерти своей, не только старался осуществить его в самом себе, но и других – примером и словом стремился увлечь по тому же пути к нравственному совершенствованию. Родом из Васильева, нынешнего Василькова (Киевской губернии), он молодые годы до принятия иночества провел в Курске (Черниговской губернии), куда по воле князя переселились его родители. Еще будучи отроком, он чуждался детских игр, любил носить одежду, покрытую заплатами, каждый день посещал церковь и внимательно прислушивался к чтению божественных книг. Жажда духовного знания заставила его упросить родителей отдать его какому-либо учителю для обучения. Научившись грамоте изумительно скоро, он впоследствии восполнил свое первоначальное образование через чтение богослужебных книг, житий святых и творений св. Отцов 41 . 13 лет лишившись отца, св. Феодосий остался под надзором матери, женщины, обладавшей при мужской физической силе твердым характером и вспыльчивым нравом 42 и с этого времени с особенным усердием посвятил себя благочестивым подвигам 43 , которые вскоре стали для него школой тяжелых душевных испытаний. В лице своей матери он нашел сильное стеснение для своих подвигов. Поэтому он принял решение удалиться из-под родительского крова и однажды ночью присоединился к палестинским поклонникам («странникам»). Спустя три дня мать узнала, что он ушел со странниками и догнала его. Возвращенный насильно домой, он занялся в Курске просфоропечением. Но через два года 44 он во второй раз тайно удалился из дому и поселился в одном окрестном городе у священника, где также занялся просфоропечением. Здесь он пробыл довольно продолжительное время, но опять был найден матерью, которая воротила его домой. Однако и эта неудача не смутила его и после вторичного возвращения в Курск, где на время он был взят посадником («властелином града») к церкви («и повеле же емоу да пребывает у него в церкви»), у будущего печерского подвижника созрело окончательное решение стать иноком. В третий и последний раз он оставил родной город, удалившись в Киев, где в то время уже было много монастырей. Нигде, однако, вследствие его бедности не принимали его. Наконец, услышав о преп. Антонии, жившем в пещере, он явился к нему и, получив от него благословение, принял пострижение от Никона, как догадываются, в 1055 или – 1056 году.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

«Сей блаженный Кирилл рожден и воспитан в городе Турове. Сын богатых родителей, не любил он богатства и тленной славы мира сего, но сердцем (паче всего) прилежал к учению божественных книг и приобрел большие познания (добре извыче) в божественных писаниях. По некотором времени пришел он в монастырь, стал монахом, здесь паче всех собратий своих по монастырю работал для Бога, удручая тело свое постом и бдением и тем «сотворяя себя чистым приятелищем – жилищем св. Духа». Многим он был полезен (в монастыре) и своим учительством, так как поучал монахов быть в покорности и повиновении игумену, иметь его яко Бога, во всем слушаться его, потому что чернец, который не имеет послушания к игумену, согласно обетам монашества, не может спастись. Посем, стремясь к большему подвигу, блаженный Кирилл вошел в столп (уединенное жилище в виде небольшой башенки) и затворися в нем. Здесь он пребывал некоторое время, отдаваясь посту, молитве и изложению писаний божественных. И славен сделался он во всей стране той (в Туровской области), а потому, умоленный от князя и народа, возведен был (избран) на епископский престол и посвящен митрополитом Киевским во епископа города Турова, что близь Киева. В этом сане св. Кирилл добре подвизался за церковь Божию, и лжеучение Федорца (в укоризну так называемого), епископа-еретика, обличил от божественных писаний и проклял его. Князю Андрею Боголюбскому написал много посланий на основании Евангельских й Пророческих писаний; писал он также слова на Господские праздники, читаемые и теперь на эти праздники, и «многия иныя душеполезныя словеса», молитвы и похвалы многим (святым) и иное множайшее написал и предал церкви; сложил великий канон к Господу о покаянии по главам (буквам) азбуки. Это и до ныне держат и творят русские люди. «И тако добре, честно и блогочестиво пожив, добре упасши порученное ему стадо Христово, преставился святитель Кирилл в вечный покой и в жизнь безконечную...». Далее в сказании следует похвала св. Кириллу, который называется «учителем нашим», другим Златоустом, «паче всех воссиявшим на Руси», просветившим «пресветлыми учениями своими все концы России», и оканчивается сказание молитвой святому «об избавлении от безбожных Агарян (татары), присно мучащих нас».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

И.Е. Евсеев, Ф.Г. Калугина I. Поучение Луки Жидяты, архиепископа новгородского И. Е. Евсеева Немного сведений сохранила нам древняя летопись о первом 1 нашем проповеднике Луке Жидяте. Его духовная пастырская деятельность была более назидательна, чем поразительна по внешности, а потому современный ему летописатель почти прошел ее молчанием: его простые, безыскусственные поучения не могли привлекать к себе особенного внимания потомков, а потому и то, что сохранилось от современников, было забыто в последующее время. В результате всего этого мы имеем несколько строк летописных заметок о его жизни и одно небольшое поучение, сохранившееся в 2–3 списках 2 . Вот что говорят летописи о жизни Луки Жидяты: «в лето 6538 (=1030) преставися архиепископ Аким Новгородский, и бяше ученик его Ефрем иже ны учаше. 3 В лето 6544 (=1036) Мьстислав изиде на ловы, разболеся и умре ... по сем же перея власть его всю Ярослав и бысть самовластец Русьстей земли. Иде Ярослав Новугороду и посади сына своего Володимера Новегороде, епископа постави Жидяту 4 .... и людям написа грамоту, рекъ: «по сей грамоте дадите дань». 5 В лето 6563 (=1055) клевета бысть на архиепископа Луку от своего холопа Дудики, и изыде из Новагорода, и иде к Киеву, и осуди и митрополит Ефрем и пребысть тамо три лета. 6 В лето 6566 (=1058) архиепископ Лука приа стол свой в Новегороде и свою власть; Дудици же холопу оскомины беша, урезаша ему носа и руце отсекоша, и сбеже в Немци 7 . В лето 6567 (=1059) октовриа в 15 день, преставися епископ новгородский Лука, едучи из Киева, на Копысе, и положен бысть в Великом Новегороде за святою Софиею, и бысть во епископии 23 лета» 8 . Из этих немногих летописных данных можно составить о Луке следующее представление. Лука, знатный новгородец по происхождению 9 , известный лично Ярославу по своим выдающимся способностям, может быть воспитавшийся в школе Иоакима Корсунянина под влиянием Ярослава, был поставлен Ярославом в епископа для Новгорода, помимо ближайшего кандидата на епископство Ефрема.·Ефрем был учеником умершего Иоакима и учителем в состоявшей при епископе школе (иже ны учаше). Перед смертью Иоаким назначил его своим наследником по кафедре (благословен бысть) и новгородцы смотрели на него как на несомненного кандидата на епископство (сеи же поучив люди пять лет святительству же не сподобися). Очевидно, грек 10 , Ефрем не соответствовал политическим и просветительным целям Ярослава 11 и был устранен от кафедры в пользу Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

И.Е. Евсеев, Ф.Г. Калугина Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 1. Поучения: Луки Жидяты, митр. Илариона, Феодосия Печерского и Кирилла Туровского Источник Выпуск 3 → Содержание I. Поучение Луки Жидяты, архиепископа новгородского И. Е. Евсеева Поучение архиепископа Лоукы к братии II. Преподобный Феодосий Печерский и его поучения I. Слово святого Феодосия о терпении и о любви II. Слово святого Феодосия о терпении и о любви III. Поучение святого Феодосия о терпении и милостыни IV. Поучение святого Феодосия о терпении и о смирении V. Поучение святого Феодосия о хождении к церкви и о молитве III. Иларион митрополит Киевский и его церковно-учительные произведения, Ф. Г. Калугина О законе Моисеом данеемъ и о благодати и истинне Иисус Христомь бывшим и како закон отъиде, благодать (же) и истина всю землю исполни, и вера в вся языки простреся и до нашего языка русьскаго, и похвала кагану нашему Владимеру, от негоже крещени быхом (и молитва к Богу от всеа земли нашеа) IV. Св. Кирилл, епископ Туровский и его поучения. Проф. А. И. Пономарева Поучения св. Кирилла, епископа Туровского I. На неделю цветоносную I. Слово на Пасху II. На Фомину неделю III. Слово в неделю третью по пасхе (Похвала Иосифу Аримафейскому и мироносицам) IV. Слово о расслабленном, в четвертую неделю по Пасхе V. В неделю о слепом – шестую по Пасхе VΙΙ. На вознесение Господне VIII. Слово на собор святых отцов IX. Слово на пятидесятницу X. Слово о поучении церновном XI. Притча о хромце и слепце Предпринимаемое нами издание имеет в виду соединить в одном общедоступном сборнике все выдающиеся произведения древнерусской церковно-учительной письменности. Но так как наша древняя письменность до XVII в. включительно почти вся по преимуществу богословского и церковно-учительного содержания и направления, то считаем нужным предварительно и прежде всего установить для читателей, какие именно памятники древнерусской письменности войдут в наше издание. В него войдут как собственно древнерусские церковные слова и поучения наших известнейших церковных пастырей и учителей, так и церковно-учительные произведения, однородные с ними по форме, содержанию и направлению, хотя бы и анонимные, переводные или такие, которые не назначались прямо для церковного употребления (напр. многие церковно-учительные статьи и рассуждения в разных древнерусских сборниках), но которые несомненно имели и имеют более или менее важное значение в церковном, в религиозно-образовательном и нравственно-воспитательном отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Собор Софии Премудрости Божией (Великий Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Так выглядел Софийский собор с контрфорсами и четырехскатной кровлей (до реставрации 1890-х годов). 1045 году в Великом Новгороде случился пожар. Огонь, частый и неуправляемый гость в древнерусских городах, уничтожил деревянную Софийскую церковь, выстроенную в 989 при святителе Иоакиме Корсунянине епископе Новгородском , вскоре после крещения новгородцев. Известно, что церковь та была дубовая, «о тринадцати верхах». Стояла она вне стен тогдашнего кремля. Еще не успело остыть пепелище, как новгородский князь Владимир Ярославич заложил — уже каменный и уже в детинце — новый собор. При закладке присутствовали, согласно летописным сведениям, и родители Владимира, великий князь Ярослав Мудрый и великая княгиня Ирина (впоследствии она приняла постриг с именем Анна и, погребенная в Софийском соборе, была прославлена Церковью как св. Анна Новгородская). Каменный собор во имя Софии, Премудрости Божией, возводился под непосредственным наблюдением князя и новгородского епископа — небезызвестного Луки Жидяты (+1059). Один из первых русских архиереев (в то время существовал обычай поставлять на епископские кафедры греков), он по праву должен быть назван среди первых просветителей Руси. Увы, из всех его письменных трудов сохранилось только «Поучение к братии». А главным памятником его деятельности стал каменный Софийский собор, при нем основанный и при нем же освященный. Строительство завершили в пять (по другим источникам — в семь) лет. Над собором, который следует признать одним из самых прекрасных храмов домонгольской Руси, трудилось множество мастеров. Среди них были и русские, и греки. В 1050 или 1052 году храм освятили. Если предположить, что произошло это именно в 1052 году, то освящение Софийского собора приобретает драматический оттенок: оно состоялось за месяц до кончины князя Владимира Ярославича. С самой своей постройки Святая София была центром христианского просвещения в Новгороде. Положение первых новгородских христиан — и в первую очередь духовенства — видится довольно сложным. Как пишет историк Церкви А. В. Карташев , Новгород, а равно и другие окраинные города Киевской Руси, был населен «ревностными язычниками, так что, по некоторым археологическим признакам, первые епископы в них жили, так сказать, на военном положении: их дома и церкви представляли особую окруженную стеной крепость». Уникальная фреска «Христос Пантократор» в центральном куполе Софии была уничтожена в 1941 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Софии_Пр...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 4.10.1052, Новгород), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. В. Я. был первенцем от заключенного в 1019 г. брака Ярослава и принцессы Ингигерд ( Ирины ), дочери швед. кор. Олава Шётконунга (ок. 994/5 - 1021/22). В новгородской традиции, фиксируемой не ранее 1-й пол. XIV в., матерью В. Я. считается блгв. кнг. Анна , к-рая была, вероятно, 1-й супругой Ярослава. Ошибочное представление о В. Я. как о сыне Анны возникло, вероятно, вслед. того, что с сер. XI в. раки обоих находились рядом в новгородском Софийском соборе. Кн. Ярослав благославляет сына на княжение в Новгороде. Поставление на Новгородское епископство свт. Луки Жидяты. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 86 об.) Кн. Ярослав благославляет сына на княжение в Новгороде. Поставление на Новгородское епископство свт. Луки Жидяты. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 86 об.) Согласно разным редакциям ПВЛ, с 1034 или с 1036 г. и до конца жизни В. Я. занимал новгородский стол в качестве наместника своего отца. Для княжения В. Я. характерно активное каменное строительство в Новгороде: город был обнесен крепостной стеной (ок. 1044), в 1045-1050 гг. в нем был возведен кафедральный Софии Святой собор , освященный Новгородским еп. св. Лукой Жидятой в 1050 г. По мнению ряда исследователей, эта дата была выбрана не случайно: В. Я. и Анна уподоблялись равноапостольным имп. Константину Великому и царице Елене . Тогда же, как считает И. А. Стерлигова, в Софии появился серебряный Иерусалим (малый новгородский сион) - модель храма-ротонды, построенного святыми Константином и Еленой над Гробом Господним в Иерусалиме. По заказу В. Я. в 1047 г. свящ. Упирь Лихой переписал пророческие книги с толкованиями (запись писца вместе с текстами толкований скопирована в более поздних списках Библии: ГИМ. Син. 915, 1499 г. и Син. 30, XVI в. и ряд отдельных кодексов Книг 16 прор. с толкованиями - Горский, Невоструев. Описание. Т. 1. С. 112, 113 и др.).

http://pravenc.ru/text/154991.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010