Митрополит Арголидский Нектарий: Святитель Лука Крымский — образец бескорыстного служения людям Святитель Лука для всех нас – не только образец бескорыстного служения людям, но и символ, объединяющий и примиряющий 5 апреля, 2016 Святитель Лука для всех нас – не только образец бескорыстного служения людям, но и символ, объединяющий и примиряющий Святитель Лука очень почитается Элладской Православной Церковью. В Греции уже более 40 новых храмов освящены в честь этого русского святого. Митрополита Арголидского Нектария (Антонопулоса) в Греции называют «секретарем епархии святого Луки». — Я родился в 1952 году в Афинах, где окончил семинарию, богословскую школу и Богословский факультет Афинского университета. Посвятить себя Богу решил еще в детстве. В Греции в монастыре Сагмата, где раньше я был игуменом, есть придел во имя святителя Луки. Мне удалось создать небольшой музей, в котором собрано много фотографий и личные вещи святителя: архиерейская митра, части облачений, хирургические инструменты, научные труды и исследования, книги, картины, письма. Монастырю Сагмата более 900 лет, но он стал очень известным лишь в последнее время – благодаря иконе святителя Луки, написанной греческими иконописцами, которая вся увешана дарами исцеленных им людей, и довольно большой частице его мощей, частице его сердца. Люди спешат сюда, чтобы поблагодарить святого за исцеление и другую помощь. В последние годы святитель Лука – русский святой XX века, гордость и украшение Русской Православной Церкви и всего Вселенского Православия – стал в Греции необычайно близким и любимым святым. Везде его почитают, и буквально в каждом доме теперь есть его икона. -Как Вы впервые узнали о русском святом? — Много лет тому назад я купил в Крыму книгу протодиакона Василия Марущака «Святитель-хирург. Житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)». Мы перевели ее на греческий язык. Мне и самому выпала большая честь написать и издать на греческом языке книги о жизни святителя, о его крестном исповедническом пути, о его пастырских и научных трудах, о его подвигах жертвенного служения человеку. Первое издание книги вышло в 1999 году тиражом 72 тысячи экземпляров.

http://pravmir.ru/mitropolit-argolidskiy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Братья, не спешите с решением! Иерархи обратились к Собору Элладской Церкви, собирающемуся признать т. н. «ПЦУ» 12.10.2019 928 Время на чтение 3 минуты Сегодня Элладская Православная Церковь проведет внеочередное заседание Архиерейского собора для обсуждения вопроса о признании т. н. «ПЦУ». Митрополит Керкирский Нектарий предложил архиереям Элладской Православной Церкви не спешить с принятием какого-либо решения по украинскому вопросу, дождаться решения «старших» Патриархатов и выступить посредниками для начала диалога между Москво й и Константинополем, сообщает РИА Новости. Митрополит Нектарий пишет, что в связи с внеочередным созывом Синода Иерархов Греческой Церкви, на котором он не может присутствовать из-за запланированной поездки в Румынскую Православную Церковь, хотел бы довести свою позицию по украинскому вопросу до сведения иерархии. «Поскольку я не считаю, что время является подходящим для того, чтобы мы могли принять решение по этому вопросу, и поскольку и геополитические условия в регионе не нормальные, с последствиями, которые решение может вызвать трудности для нашей родины, я верю, что мы должны были бы отложить принятие этого решения. Хорошо было бы дождаться, когда старшие Патриархии и Церкви, которые предшествуют нам в диптихе, решили бы первыми, и мы не спешили бы», - говорится в письме, которое публикует митрополия Керкирская, Паксийская и Диапонтийских островов. Элладская Церковь стоит на 11-м месте в диптихе Автокефальных Православных Церквей. «Я бы согласился также, если бы как Элладская Церковь и мы попытались стать посредником, чтобы можно было начать диалог между Вселенским Патриархатом и Русской Церковью по этой проблеме», - пишет владыка Нектарий. Митрополит Запорожский Лука распространил свое обращение к иерархии Элладской Церкви, в котором поделился мыслями по поводу церковной проблемы Украины, вышедшей далеко за пределы страны и создавшей напряжение внутри семьи Православных Церквей, сообщает Царьград . Любовь всегда ищет путь к единству, миру и пониманию, а там, где есть раздор, там нет любви, напомнил владыка. По его словам, каждый раскол наносит рану в Тело Христово - Церковь, требующую мудрого и терпеливого лечения.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/12/br...

Блохин В. С. Раздел V. Православие в Греции и Албании Глава 12. Элладская Православная Церковь 12.1. Элладская Православная Церковь до образования независимого Греческого королевства На территории современной Греции первая христианская проповедь была произнесена в 40 – 50-е гг. по Р. Х. благодаря миссионерским путешествиям святого апостола Павла и его ученикам. Во время второго и третьего своих благовестнических путешествий он основал христианские общины в ряде городов Македонии и Ахаии (Филиппах, Фессалониках, Афинах и Коринфе), написав им свои послания (одно – к филиппийцам и по два послания – жителям Коринфа и Фессалоник). В Коринфе трудился сподвижник апостола Павла – Аполлос ( Дeяh. XVIII, 24; XIX, 1 ). В Ахаии проповедовал святой апостол Андрей, в Афинах – апостол Филипп. На территории Греции проповедовал также апостол и евангелист Лука, а на острове Патмос получил Божественное Откровение святой Иоанн Богослов. На Крите первым епископом был ученик апостола Павла Тит. О точном устройстве церковных общин на территории Греции сведений не сохранилось. Известно лишь, что Коринф был главным городом римской провинции Ахаии, вследствие чего епископ Коринфа постепенно возвысился над другими иерархами Греции и стал митрополитом. В начале IV в. император Константин Великий провел административную реформу, в результате которой Римская империя была разделена на 4 префектуры – Восток, Иллирия, Италия, Галлия, которые в свою очередь делились на диоцезы, а диоцезы – на провинции. Территория Греция вошла в состав Македонского диоцеза (центр – Фессалоники). В итоге Коринфская кафедра начала терять свое значение, на первый план вышел Солунский епископ, который стал добиваться признания своей власти другими епископами своего диоцеза (в силу политического значения Солуни). В 415 г. папа Иннокентий I назначил Солунского епископа своим викарием над всей Восточной Иллирией. В 421 г. император Восточной Римской империи Феодосий II отвоевал Восточную Иллирию у папы и подчинил её Константинопольскому Патриарху, но вскоре, по настоянию императора Западной Римской империи Гонория, она вновь отошла в подчинение папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 10. Элладская Православная Церковь 10.1. Краткий очерк истории Элладской Православной Церкви 10.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Элладе Первоначально проповедь евангельского учения на территории Греции – тогда провинции Римской империи Ахаия – была совершена апостолом Павлом во время второго и третьего миссионерского путешествия. Он основал христианские общины в Филиппах, Фессалониках, Афинах и Коринфе. В Афинах ему удалось обратить члена городского совета – Дионисия Ареопагита , впоследствии епископа Афин, прославившегося своей святостью. К Фессалоникийским и Коринфским общинам он направил два послания, к Филиппийцам – одно. В Коринфе трудился и «сведущий в Писаниях» Аполлос. По преданию, в Ахаии проповедовал и святой апостол Андрей, в Афинах был святой апостол Филипп. Святой евангелист Лука проповедовал в других частях Греции. На остров Патмос был в 96 г. сослан св. ап. и Евангелист Иоанн Богослов. На о. Крит епископом был ученик апостола Павла Тит. Именно в Греции во II в. развивается христианская апология – защита церковного учения от критики языческого мира. Среди апологетов стоит назвать Кодрата, Аристида и Афинагора Афинского . Относительно церковного устройства первых христианских общин в Греции нет ясных сведений. В Греции было два крупных церковных центра – митрополии Коринф и Фессалоники, причем Коринф состоял в подчинении Константинопольского Патриарха, а Фессалоники – в юрисдикции Рима. В связи с римским административным переустройством Балканского полуострова императором св. Константином Великим (337) западная часть Балканского полуострова вошла в Иллирийскую префектуру. Греция с ближайшими островами составляла часть Македонского диоцеза, где главным городом был Солунь (Фессалоники), поэтому Солунский епископ начал добиваться власти над другими епископами диоцеза. Встретив противодействие Коринфского и других епископов, Солунский епископ обращается к Римскому папе. В 415 г. папа Иннокентий I назначил Солунского епископа своим викарием над всей Восточной Иллирией, а в начале IV в. папе была подчинена и Коринфская митрополия. В связи с решительными выступлениями папы Григория III в защиту гонимого на Востоке иконопочитания византийский император-иконоборец Лев Исаврянин около 732 г. снова отнял у папы Восточную Иллирию и подчинил ее Константинопольскому Патриарху. Вместе с тем было упразднено папское Солунское викариатство. Коринфская митрополия, как и другие митрополии Восточной Иллирии, вошла в ведение Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Желая стать монахом, Л. Э. тайно ушел из дома, но в Фессалии его приняли за беглого раба и заключили под стражу. В др. раз он покинул родные места вместе с паломниками и принял монашеский постриг в мон-ре Пресв. Богородицы в Афинах. Мать Л. Э. глубоко скорбела и просила Бога вернуть ей сына. Она умолила Господа, и по Божественному Промыслу игумену мон-ря, где подвизался Л. Э., в ночных видениях было открыто, что юноше надо возвратиться домой. Он провел с матерью 4 месяца, а затем уже с ее благословения удалился для монашеского жития на гору, к-рая называлась Иоанница (ныне Вардусия). Там он соорудил себе келью при ц. святых бессребреников Космы и Дамиана и прожил 7 лет отшельником. Преподобный умерщвлял плоть ночными коленопреклонениями и дневными трудами. Устроив небольшой сад и разбив огород, он раздавал нуждающимся плоды и овощи. Разорявшим огород оленям Л. Э. велел больше не приходить, и они повиновались святому. Однажды у него остановились 2 старца-инока, направлявшиеся в Рим, и они постригли Л. Э. в великую схиму. После этого преподобный прилагал к своим прежним подвигам еще более тяжкие труды. Слава о добродетелях подвижника распространилась по окрестностям, и к нему стали приходить верующие. Господь при жизни удостоил святого даров чудотворения и прозорливости. Так, Л. Э. заранее предсказал нашествие болгар, указал 2 братьям, куда спрятал деньги их умерший отец, обличил человека, убившего друга. В 917 г., во время опустошения болг. войском Центр. Греции, Л. Э. отплыл в Коринф. Он стал посещать занятия в школе, но скоро оставил их из-за дурных нравов учеников. Услышав о столпнике, подвизавшемся рядом с Патрами, Л. Э. отправился туда и 10 лет служил ему, а затем вернулся на гору Иоанница. Когда один из придворных остановился в Коринфе, у него украли золото, к-рое он вез по приказу императора в Африку. Поиски оказались безуспешными, и коринфяне посоветовали сановнику обратиться к Л. Э. Преподобный обличил одного из слуг придворного, и тот сознался в содеянном. Л. Э. имел обычай посещать богодухновенных мужей для душеспасительных бесед. Однажды, придя в один из мон-рей в Фивах, он по просьбе игум. Антония исцелил умирающего сына одного из жителей города.

http://pravenc.ru/text/2110827.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Лукус в Кинурии, Греция. XII–XIII в. [Греч. Ιερ Μον Λουκος], мон-рь в честь Преображения Господня, действующий, женский, общежительный, принадлежит Мантинийской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен примерно в 4 км от г. Астрос, в Аркадии на Пелопоннесе. В рим. период рядом с Л. существовал г. Ева, известный благодаря вилле Герода Аттика и храму Полемократа, сына Асклепия (к западу от мон-ря). На территории Л. найдены статуя Афины (II в. по Р. Х.) и мраморный рельеф (400-350 гг. до Р. Х.) с изображением семьи, приносящей дары богу Асклепию, а рядом с мон-рем - фрагмент статуи Асклепия. Вода в Л. поступала по рим. акведуку. В V в. на месте Л. была построена раннехрист. базилика. В атриуме находился фиал из серого туфа. О том, что базилика была богато декорирована, свидетельствуют рельефы панели темплона (с символическими изображениями рыб, потиров и артоса) и эпистилия (в наст. момент вмонтирован в сев. келейный корпус). Еще 4 др. панели темплона вставлены в пол. Фрагменты античных и раннехрист. зданий включены в кладку монастырского собора (кафоликона) и др. монастырских строений. Относительно происхождения названия мон-ря существуют различные версии: от имени Лука или Лукия, от оросительных каналов близ Л. (τ λοκια), от волков, обитающих в окрестных лесах (λκος - волк). В наст. время исследователи связывают топоним Л. с лат. словом lucus (священная роща) или lux (свет). Крестово-купольный 4-колонный собор с нартексом был построен в 1117 г. (согласно надписи на стыке юж. стены). В сигиллии К-польского патриарха Иеремии III 1719 г. упоминается об «обновлении монастыря» при патриархе Дионисии. Если имеется в виду Дионисий I, то это событие произошло в 1466-1471 и 1488-1490 гг. Однако более вероятно, что эти строительные работы относятся к периоду правления Дионисия II (1546-1556). Средства на них выделили пелопоннесские купцы, проживавшие в К-поле. А. Орландос датировал существующее здание собора XII в. ( Ορλνδος. 1923. Σ. 431), однако Х. Бурас отнес эту постройку к XVII в. ( Μπορας Χ., Μπορα Λ. Η Ελλαδικ ναοδομα κατ τν 12ο ανα. Αθνα, 2002. Σ. 330), а Г. Пулименос считает, что здание XII в. было незначительно перестроено в сер. XVI в. ( Πουλημνος. 2001. Σ. 347-353). В недавнем исследовании В. Мессис высказал мнение, что собор был построен в нач. XVII в. ( Μεσσς. 2014. Σ. 179-180) и подражает архитектуре средневизант. периода. Однако вопрос хронологии остается открытым. Собор сложен из хорошо обработанных блоков местного туфа и плинфы. Фасады и барабан украшены кирпичным орнаментом и мраморными сполиями. Пол выложен мраморной кладкой в технике opus sectile.

http://pravenc.ru/text/2110881.html

Пример силы материнской молитвы Преподобный Лука 11 , уроженец элладский, от юных лет возлюбив иноческие подвиги, ушел тайно от своей матери и в одном из афинских монастырей постригся в монахи. Евфросиния (имя его матери), зная благонравие сына, хотя и догадывалась о святом его поступке, но, будучи вдовою, не могла перенести разлуки и беспрестанно жаловалась Богу: «Господи! Ты свидетель вдовства моего и всех огорчений, с ним соединенных; не забудь меня до конца; не отними у меня единственную отраду жизни, любезного сына. Ах! я не подала ему ни малейшей причины оставить меня, Господи! Ты ведаешь мое с ним обхождение: я не запрещала ему жить по закону Твоему; я была ему матерью не только по плоти, но и по душе; хотела видеть его совершенным в добродетелях. Господи! не презри слез моих, возврати мне сына, да прославлю имя Твое святое». Так молилась осиротевшая мать, и Господь услышал молитву её. В одно время игумен обители, в которой подвизался святой Лука, узрел в сонном видении плачущую мать. «Почто меня, бедную вдову, так жестоко обижаешь? – вопияла она к настоятелю. – Почто отнял у меня единородного сына, утеху моей старости? Это – единый свет очей моих, и той несть со мною! Возврати мне сына, или не перестану жаловаться на тебя к Богу». Устрашенный игумен пробудился, долго размышлял о сновидении и, наконец, почел за пустое мечтание. Но в следующую ночь увидел то же; в третью ночь услышал тот же вопль сетующей матери. Тогда познал он, что это не есть действие духа-искусителя, но явление, Богом устрояемое; долго рассуждал о каждом иноке порознь и, так как святой Лука всегда скрывал от него и от всей братии свой род и отечество, наконец, уверился, что сновидение относится к нему. На другой день, когда, совершив божественную службу, братия отобедали, он призывает к себе Луку и говорить с гневом: «Как осмелился ты обмануть нас, уверив, что не имеешь родителей? Знаешь ли, кто начальник лжи? Уйди от нас; уйди даже из пределов афинских и возвратись к твоей родительнице. Уж третью ночь она укоряет и смущает меня. Горе тебе, если меня ослушаешься!» Пораженный Лука стоял недвижно; потупив глаза свои,не смел выговорить ни единого слова: он плакал, не желая оставить святую дружину. Тогда настоятель сжалился над ним и сказал с кротостью: «Сын мой! теперь непременно возвратись к твоей матери; а после Сам Господь поможет тебе в добром намерении. Послушайся: я вижу, что её молитва имеет великую силу у Бога и может уничтожить все твои молитвы. Иди с миром и помни, что без благословения родительского ничего предпринимать не должно». Выслушав сие, святой Лука в молчании поклонился настоятелю, простился с братию и отправился в путь свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кафоликон мон-ря Кинигу. Рисунок. ХХ в. [греч. Κυνηγο], мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи, жен., действующий, общежительный. Принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен у сев. подножия горы Имитос (Аттика). Основан во 2-й пол. XI или в нач. XII в. В кон. XII в. игуменом К. был Василий Киниг, по родовому имени к-рого мон-рь получил свое название. Упоминание о нем содержится в переписке Афинского митр. Михаила Хониата (Акомината). Обитель также именовалась мон-рем Философон (Θιλοσφων, т. е. философов). Видимо, его ктиторы были связаны с расположенным близ Димицаны мон-рем Философу, также посвященным св. Иоанну Предтече. В нач. XIII в. племянник Василия Лука Киниг обновил К. В надписи на надгробной плите 1235 г. упомянуты «монах Лука ктитор с Философом». Игум. Неофит (упом. в 1238) построил дорогу, которая соединяла Афинскую и Месогейскую равнины. А. Х. С. Миго датировал монастырский собор (кафоликон) 2-й четв. XII в. Однако на фрагменте мраморной плиты, находившейся ранее над одним из порталов наоса, сохранилась надпись с указанием года строительства собора - 1205 г. Кафоликон относится к купольным храмам типа вписанного креста. Своды опираются на мощные предалтарные столбы, в зап. части - на 2 изящные мраморные колонны с ионическими капителями. Апсида 3-гранная с 2-частным окном. Барабан 8-гранный, грани оформлены колонками. Преобладает кладка из неотесанных камней и плинфы; обработанные камни использованы только в кладке конхи и барабана. Нижние части стен сложены из больших частично отесанных блоков туфа, каменных плит и плинфы. Выложенные плинфой арочные полукружия над окнами и порталом составляют скупой, но выразительный декор храма. Над входом в нартекс в стену вмонтирована плита визант. саркофага с рельефными изображениями крестов. В XVII в. к наосу был пристроен нартекс с куполом, в XVIII в.- стоя с арками, часть к-рой снесена. У местных жителей сложилась традиция обвязывать мраморные колонны храма лентами и нитями в надежде, что это избавит их от болезней и др. несчастий.

http://pravenc.ru/text/1684654.html

Памятник святителю Луке в Симферополе, фото stirringtrip.com 10 июня 2015 г. 14:40 Митрополит Арголидский Нектарий: Сердце святителя Луки, архиепископа Крымского, вмещало в себя весь мир В канун дня памяти святителя Луки Войно-Ясенецкого в МИА " Россия сегодня " состоялся видеомост Симферополь – Москва на тему: «Поклонение святыням как образ жизни. Кто и зачем идет к мощам святого Луки?», на котором его участники рассказали, когда впервые было составлено жизнеописания о святом и почему этот святой так почитаем  православными не только в России, но и в Греции. «Если бы у вас был возможность облететь в эти дни Грецию на вертолете, то вы увидели бы оживление, сравнимое в праздником Пасхи, - рассказал посещающий в эти дни Симферополь митрополит Арголидский Нектарий (Антонопулос), (Элладская Православная Церковь). - Везде звонят колокола, люди радуются и благодарят русского святого, который стал для них так близок». По словам митрополита Нектария на это есть две причины: греков всегда поражало само жизнеописание святителя Луки, его глубокая вера, от которой он не отрекся несмотря на все выпавшие на его долю испытания и гонения, которые трогают сердца даже самых закоренелых атеистов. И вторая причина — большое количество чудес, совершаемых святителем по молитвам к нему православных греков. «В Греции святитель Лука является людям воочию- или в архиерейских одеждах или в медицинском белом халате, - пояснил митрополит. - Его видят больные в больничной палате или дома, в хирургическом операционном зале. Они видят его также и во сне, что святитель их оперирует. А утром находят следы крови у себя на одежде или на простыне. Кроме того, святитель Лука много раз являлся людям, которые не отличаются глубиной веры и помогал им победить болезнь. И эти факты чудесной помощи передаются среди людей подобно молнии. Я лично знаком с теми, кто рассказал мне об этих чудесах, случившихся с ними». Преподобный Максим Исповедник говорил о том, что человек, который прожил свою жизнь с любовью, принимает от Бога дар чудотворения. Благодаря этим словам можно понять и объяснить присутствие многих чудес в жизни святителя. Митрополит Нектарий рассказал, что когда ему показали сердце святителя, которое осталось нетленно, то несмотря на то, что оно было небольшое, он почувствовал, что по той силе любви, которая жила в этом сердце, оно вмещало в себя мир.

http://e-vestnik.ru/church/svyatitel_luk...

Продолжается поездка председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона во Святую Землю. Продолжается поездка председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона во Святую Землю. В ночь на 26 августа 2011 года Божественную литургию в Храме Гроба Господня в Иерусалиме совершили митрополит Назаретский Кириак (Иерусалимский Патриархат), митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Серресский и Нигритский Феолог (Элладская Православная Церковь) и епископ Сиэтлийский Феодосий, викарий Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви. В числе сослужащих были заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев), заместитель начальника Русской духовной миссии игумен Феофан (Лукьянов), референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), сонм духовенства различных Поместных Православных Церквей. Молитвы возносились на греческом, церковнославянском и арабском языках; в храме прозвучали богослужебные песнопения, как на греческом языке, так и на церковнославянском (знаменным распевом). 26 августа митрополит Иларион посетил Галилею. Владыку сопровождали члены делегации и заместитель начальника Русской духовной миссии игумен Феофан (Лукьянов). На пути из Иерусалима паломническая группа посетила развалины древнего селения Эммаус (Никополис) места, где апостолы Лука и Клеопа встретили воскресшего Христа. В Галилее владыка посетил монастырь святой Марии Магдалины в Магдале (Московский Патриархат) и храм Двенадцати апостолов в Капернауме (Иерусалимский Патриархат). Утром 27 августа, в день памяти преподобного Феодосия Печерского, митрополит Иларион совершил Божественную литургию в храме монастыря во имя равноапостольной Марии Магдалины. Председателю ОВЦС сослужили его заместитель протоиерей Николай Балашов, игумен Феофан, сотрудник Миссии иеромонах Антоний (Гутник) и иеродиакон Иоанн (Копейкин). Литургия сопровождалась знаменным пением.

http://pravmir.ru/predsedatel-otdela-vne...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010