Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (30(31).08.1831, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 8.05.1891, Лондон), основательница теософского движения, виднейший представитель традиции «западного эзотеризма». Род. в семье полковника Петра Алексеевича фон Гана и известной романистки Елены Андреевны (урожд. Фадеевой). После смерти матери, в 1842 г., поселилась в доме бабушки и дедушки по материнской линии, где в ее распоряжении оказалась большая б-ка оккультной лит-ры. Через неск. месяцев после заключения брака со статским советником Н. В. Блаватским 18-летняя Елена покинула мужа и начала свои многолетние странствия по миру. Она посетила Турцию, Грецию, Египет; в 1851 г. приехала в Лондон, откуда отправилась в путешествие по США, Мексике, Юж. Америке и о-вам Вест-Индии. В 1852 г. Б. впервые пыталась проникнуть на Тибет из Индии, но, по ее словам, удалось ей это только в следующий приезд (1855); в 1858 г. Б. приезжает в Европу и через Францию и Германию возвращается в Россию, чтобы навестить свою семью; в 1860-1863 гг. путешествовала по Кавказу, Балканам, Египту, Сирии, Греции и Италии, где участвовала в восстании Гарибальди. 7 июля 1873 г. Б. оказалась в Нью-Йорке и вскоре познакомилась с полковником Г. С. Олкоттом и юристом У. К. Джаддом. 17 нояб. 1875 г. они основали Теософское об-во, целью к-рого было осуществление практических опытов в области оккультных наук, сбор и распространение среди христиан сведений о вост. религ. философиях. Впосл. это об-во стало также распространять среди язычников материалы о «преступлениях христианского духовенства, проступках, схизмах, ересях, спорах и тяжбах, расхождениях по учению, критике и пересмотрам Библии». 8 июля 1878 г. Б. стала первой российской подданной, принявшей амер. гражданство. В 1879 г. Б. и Олкотт открыли штаб-квартиру Теософского об-ва в Бомбее и начали издавать ж. «The Theosophist» (Теософ). В 1880 г. они посетили о-в Цейлон (совр. Шри-Ланка), где в храме Галле приняли буддизм; в 1882 г. штаб-квартира переехала в Адьяр (неподалеку от Мадраса), в купленное специально для этого поместье; в 1884 г. состояние здоровья Б. ухудшилось и она уехала в Европу, где начала работу над кн. «Тайная Доктрина». В кон. 1884 г. Лондонское об-во психических исследований (ОПИ) создало специальный комитет по расследованию деятельности Б., к-рую обвиняли в шарлатанстве, в дек. 1885 г. член комитета Р. Ходжсон, проводивший расследование в Индии, называл ее гениальной мошенницей.

http://pravenc.ru/text/149253.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кард. Г. Э. Маннинг. Фотография. 1880 г. [Англ. Manning] Генри Эдуард (15.07.1808, Тоттеридж, графство Хартфордшир (ныне в составе Лондона) - 14.01.1892, Лондон), кард., католич. архиеп. Вестминстерский, англ. католич. деятель. Род. в семье крупного торговца сахаром У. Маннинга (1763-1835), депутата англ. парламента от партии тори. Крещение М. совершил англикан. еп. Бата и Уэлса Ричард Бидон, одним из восприемников М. стал Г. Аддингтон, премьер-министр Великобритании в 1801-1804 гг. В 1816 г. М. поступил в частную школу в Стритеме (графство Суррей), однако вскоре по настоянию отца стал обучаться в Тоттеридже у викария, дававшего частные уроки. В 1822-1826 гг. учился в частной школе Харроу. В апр. 1827 г. был принят в Бейллиол-колледж Оксфордского ун-та, где его наставником был историк Г. Меривейл, а среди знакомых - У. Ю. Гладстон (впосл. премьер-министр Великобритании (1868-1874, 1880-1885, февр.-авг. 1886, 1892-1894)) и Ч. Вордсворт (впосл. англикан. епископ Сент-Андруса, Данкелда и Данблейна (1852-1892)). Вероятно, во время учебы в Оксфорде М. познакомился с братьями Робертом, Самьюэлом и Генри Уилберфорсами, сыгравшими важную роль в его жизни. Впосл. все 3 брата стали клириками Церкви Англии, а С. Уилберфорс занимал Оксфордскую (1845-1869) и Уинчестерскую (1869-1873) епископские кафедры. Все они были активными сторонниками Оксфордского движения , позднее Р. и Г. Уилберфорсы перешли в католицизм. В дек. 1830 г. М. получил степень бакалавра и поступил на службу в Мин-во по делам колоний, однако в апр. 1832 г. вернулся в Оксфорд, где был избран членом Мертон-колледжа (оставался им до 1837) и в дек. 1832 г. рукоположен во диакона. В нач. 1833 г. назначен викарием приходов Лавингтон и Графем (графство Зап. Суссекс). В том же году М. получил степень магистра, был рукоположен во пресвитера и назначен ректором приходов Лавингтон и Графем. В нояб. 1833 г. он женился на дочери Дж. Сарджента Кэролайн († 1837); ее сестры Эмили и Мэри были женами С. и Г. Уилберфорсов.

http://pravenc.ru/text/2561846.html

Источники и пособия Библия на еврейском языке. Издание А. Рейхарда. Вена 1877. Vetus Testamentum graecum cum variis lectionibus edidit. Holmes. Т. 4. Prophetae. Oxonii. 1827. Biblia sacra, Vulgatae editionis, Sixti Qunti. Editio nova, auctoritate summi pontificis leonis XII excusa. Francofurti a M. 1826. Библия на славянском языке. Санкт-Петербург. 1872. Библия в русском переводе. Издание третье (синодское). Санкт-Петербург. 1882 г. Книги Священного Писания переведены с еврейского языка и изданы Обществом распространения Библии в Британии и в других странах. Лондон. 1875. Пророческие книги Ветхого Завета. Опыт переложения на русский язык. Алтайского миссионера Архимандрита Макария. Москва.1863. Св. Ефрема Сирина . Творения в русском переводе. Москва. 1853. Часть 8-я. «Толкование на книгу пророчеств Иоиля». Стр. 131 и сл. Alexandr. Opera. T. 4. ωλ. (Migne Curs. Completus. Series Graeca. T. 71. Parisiis. 1859). Бл. Феодорита. Творения в русском переводе. Москва. 1857. Часть 4-я. «Толкование на пророка Иоиля» Стр. 318 и сл. Hieronymi. Opera. Editio Mariani Victorii Reatini Parisiis. 1643. Tom. V. Commentaria in Ioelem p. 77 sqq. Rosenmilller. Scholia in Vetus Testamentum. Prophetæ minores. Vol. 1. Lipsiæ. 1812. Ioel p. 430 sqq. Justi. Ioel neu ubersetzt und erklärt. Lpz. 1820. Kurzgefasstes exegetisches Handbuch zum Alten Testament. 1 Lieferung. Die kleinen Propheten von. Hitzig. Lpz/1838/Ioel.. Ewald. Die Propheten des Alten Bundes 1 Bd. Stuttgart. 1840. Ioel. Migne. Scripturae sacrae cursus completus. T. 20. Parisiis. 1841. Ioel. Здесь помещено толкование на кн. пр. Иоиля Кальмета. Hengstenberg. Christologie des Alten Testamentes, 1 Bd. 2 Ausgabe. Berlin 1854. Ioel. Schegg. Die kleinen Propheten. 1 Thl. Regensburg. 1854. Ioel. Keil. Biblischer Commentar uber die zwolf kleinen Propheten. Leipzig. 1806. Ioel. Wünsche. Die Weissagungen des Propheten Ioel. Leipzig. 1872. Grätz. Der einheitliche Character der Prophetie Ioels. Breslau. 1873. Cook. The Holy Bible with a explanatory and critical Commentary. Vol. VI. London 1876. Ioel p. 494 flw. Это сочинение, обыкновенно, называется «Speaker Bible».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИФАКС [англ. Halifax] Вуд Чарлз Линдли (7.06.1839, Лондон - 19.01.1934, Донкастер), 2-й виконт Галифакс, видный англ. церковный и общественный деятель, историк, публицист и эссеист. Будучи англиканином, являлся сторонником идей и практики Высокой Церкви . Род. в знатной англ. семье. Образование получил в привилегированной школе в Итоне, затем в Крайст-Черч-колледже Оксфордского ун-та. Оксфорд в 30-70-х гг. XIX в. являлся центром высокоцерковного трактарианского (Оксфордского) движения, ставившего целью возрождение Церкви Англии в качестве духовного института, каковым она долгое время являлась. Слушая проповеди такого деятеля Оксфордского движения, как Э. Б. Пьюзи , знакомясь с произведениями Дж. Г. Ньюмена , Дж. М. Нила и др. деятелей англокатолич. направления в англиканстве, Г. воспринял идеи и идеалы Высокой Церкви. В 1865 г. он участвовал в создании «Общества св. евангелиста Иоанна». В его состав входили как священники, так и миряне, принявшие монашеские обеты и занимавшиеся миссионерской и образовательной работой. После нек-рых раздумий Г. не вошел в состав «Общества», являвшего пример одной из первых попыток организации англиканского монашества, но всегда проявлял большой интерес к его деятельности. До 1931 г. он ежегодно приезжал в Коули (близ Оксфорда), где базировалось «Общество», для уединенной молитвы. В 1868 г. Г. был избран президентом основанного в 1859-1860 гг. «Английского церковного союза», целью к-рого являлась защита принципов Высокой Церкви. Пост президента Г. занимал вплоть до смерти (с перерывом в 1919-1927). В этом качестве он оказался вовлечен практически во все конфликты между высокоцерковной и низкоцерковной партиями в Церкви Англии, обострившиеся на рубеже XIX-XX вв. Вместе с Пьюзи Г. отстаивал (1870-1873) необходимость сохранения в англиканской «Книге общих молитв» Афанасиева Символа веры , защищал священников, стремившихся к возрождению дореформационной богослужебной практики и ритуалов, от преследований в соответствии с законом «Об общественном богослужении» (1874). Хотя Г. далеко не всегда удавалось добиться принятия решений, соответствующих интересам Высокой Церкви, благодаря активности возглавлявшегося им «Английского церковного союза» в высокоцерковное движение, первоначально привлекавшее преимущественно клириков, оказались вовлечены миряне, а само оно приобрело более широкий характер.

http://pravenc.ru/text/161537.html

В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Пётр Ильич брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой. Он не только был талантлив в музыке, но и сочинял стихи. Старшие дети Чайковских получили хорошее образование: они учились в Санкт-Петербурге в пансионе Шмеллинга. Здесь Пётр Ильич познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. В юном возрасте случилась беда: Пётр Чайковский переболел корью, от последствий которой страдал всю жизнь. В 1850 году Пётр Ильич Чайковский поступил в Императорское училище правоведения, где проучился вплоть до 1859 года. До разорения отца и кончины матери Пётр Ильич также брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Из-за бедственного положения семьи их позже пришлось прекратить. После окончания учёбы Пётр Ильич Чайковский работал в Министерстве юстиции, где вёл дела крестьян. В свободное время он ходил в театр и музицировал. В 1861 году Чайковский впервые побывал за границей, где посетил Гамбург, Берлин, Антверпен, Брюссель, Париж, Остенде и Лондон. Пётр Ильич Чайковский. Музыкальная карьера В 21 год юный Пётр Чайковский еще не думал о музыкальной карьере, а музыку считал лишь своим увлечением. Всё перевернуло открытие в Санкт-Петербурге новой консерватории, руководителем которой стал сам Антон Рубинштейн. Пётр Ильич Чайковский твёрдо решил туда поступать. Это ему удалось, он стал одним из первых студентов по классу компощиции и окончательно бросил юриспруденцию. Впоследствии Пётр Ильич преподавал в Московской консерватории и даже сам переводил обучающую литературу для своих студентов. В Москве же начался подъем его творческой карьеры. В 1873 году Чайковский написал другое свое знаменитое произведение – симфоническую фантазию «Буря», снова начал путешествовать, учиться и искать вдохновение. В 1870-ые годы родились другие великие произведения классика: Пётр Ильич Чайковский путешествовал с концертными гастролями, дружил со знаменитыми музыкантами Европы, перенимая их опыт. Незадолго до своей кончины он переехал в Клин, где много занимался благотворительностью. В 1885 году он помогал бороться с пожаром, из-за которого в городе сгорело несколько десятков домов.

http://pravmir.ru/chajkovskij-petr-ilich...

Кандидатское сочинение Соловьева в переработанном виде 1268 было напечатано в журнале «Православное обозрение» за 1873 г. под названием «Мифологический процесс в древнем язычестве» (см. Сочинения, т. I). Уже к этому времени Соловьев стал страстным и пламенным последователем христианского учения (что не помешало ему испытывать очень сильное влияние Шопенгауэра – см. об этом дальше); у Соловьева начинают уже в это время формироваться грандиозные планы. В 1874 г. он публикует магистерскую свою диссертацию под заглавием «Кризис западной философии. Против позитивистов»; защита её состоялась в Петербургском университете. Молодому ученому был всего 21 год, но его солидная эрудиция, глубокая вера в свои идеи и замыслы, вдохновенная, почти пророческая речь на диспуте, – всё это сразу снискало ему славу. Любопытно, что известный историк Бестужев-Рюмин заявил после диспута: «Россию можно поздравить с гениальным человеком». Уже в начале следующего года Соловьев стал читать лекции в Московском университете и на Высших женских курсах, – а летом он испросил себе командировку для научных занятий в Англию, куда и уехал летом 1875 г. В эти годы умственные интересы Соловьева сосредоточивались не на философии в точном смысле слова, а на мистической литературе, которую он пристально изучал и раньше, а в Лондоне всецело отдался её изучению. Но уже через несколько месяцев он неожиданно покидает Лондон и едет в Египет. Официальным поводом для этой поездки, остающейся и ныне достаточно загадочной 1269 , была необходимость изучить некоторые материалы в Египте. Конечно, это так же мало правдоподобно, как и сообщение Соловьева одному приятелю, что на спиритическом сеансе (Соловьев в эти годы очень интересовался спиритизмом) духи сообщили ему о существовании в Египте тайного Каббалистического общества (в Лондоне Соловьев, между прочим, усиленно занимался изучением Каббалы, о значении которой в религиозно-философском творчестве Соловьева мы будем ещё иметь случай говорить). Сам Соловьев в известном стихотворении «Три свидания» объясняет свою внезапную поездку в Египет «таинственным зовом Софии».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Одновременно «адские газеты» и смежные сатирические формы распространялись в образованной прицерковной среде и среди книжников-старообрядцев. При этом частные иронические нападки на модную одежду, прически, увлечение табаком и иные злободневные общественные пристрастия получали символическое обобщение как признаки падения нравов людей последних времен. В свою очередь, в зависимости от конфессиональной принадлежности читателя (переписчика) сатиры исходная просветительская критика невежественного и нерадивого священства обращалась против самочинной «раскольнической» иерархии либо против косной «никонианской» церковной структуры. В провинциальных дворянских и мещанских субкультурах «Ведомость из ада», как правило, реанимировала первоначальную функцию сатиры на злобу дня, включая некоторое число локальных примет и намеков на известные аудитории обстоятельства и лица. Дальнейшая судьба сатиры связана не только с энтропийными процессами копирования текста в малограмотной демократической среде, но и с адаптацией текста к жанровой системе городского (ярмарочный раешник) и традиционного крестьянского фольклора Характерным итогом устного бытования «Ведомости из ада» в солдатской среде является включение «цитаты» из нее в структуру народного анекдота «Солдатский Отче     ПРИМЕЧАНИЯ   Афанасьев А.Н. Адская газета//Библиографические записки. 1858. Т. 1. С. 53 –55. Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный В. Кельсиевым. Вып. 3. Лондон, 1862. Приложения. С. 11–12; Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. Т. 4. СПб., 1873. С. 161 –162; Рождественский Т. С . Памятники старообрядческой поэзии. М., 1909. С. 93–96. Лествицын В. И . Крестьянская газета из ада. Народная сатира//Русская старина. 1875. Т. 14. С. 213–216; Шилков П. А. Адская газета//Этнографическое обозрение. 1891. 3. С. 235–237; Яцимирский А. И. Мелкие тексты и заметки по старинной славянской и русской литературам//Известия Отделения русского языка и словесности. 1906. Кн. 2. С. 315–318; Оглоблин Н. Н. Из бытовой истории XIX века//Чтения в императорском Обществе истории и древностей российских. М., 1909. Т. 232. С. 27–30.

http://sedmitza.ru/lib/text/4682862/

Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Слюнин Иоанн (дата рождения не установлена – 7.8.1938, Варна, Болгария), митрофорный протоиерей. Окончив духовную семинарию, принял священство в России до революции, служил на приходах в России и в Северной Америке, протоиерей, член епархиального совета Северо-Американской епархии РПЦ (до 1914), во время 1-й мировой войны священник на Дальнем Востоке, эмигрировал в Болгарию (1921), состоял в юрисдикции РЗЦ, настоятель русской церкви Св. Афанасия в г. Варне (19221938). Архив: Прошения священнослужителей о местах. АЕУА; Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Смирнов Василий (даты рождения и смерти не установлены), диакон. Состоял в клире Германской епархии РЗЦ в сане диакона (1950), больше сведений о нем не имеется. Архив: АГЗ. Смирнов Григорий Георгиевич см. Гавриил, игумен . Смирнов Евгений Константинович (1845, Рижск. губ. – 4.1.1923, Лондон, Великобритания), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил С.-Петербургскую Духовную семинарию и прошел три курса С.-Петербургской Духовной академии, определен на церковную службу за границей, псаломщик Троицкой церкви в Нью-Йорке (18701873), утвержден в звании кандидата богословия (1871), назначен священником домовой церкви кн. Орлова в Брюсселе (18.12.1873), священник (21.4.1874), рукоположение совершил митр. Исидор С.-Петербургский, одновременно обслуживал российскую посольскую церковь в Брюсселе, настоятель посольской Успенской церкви в Лондоне (4.4.18774.1.1923), протоиерей (1882). Автор книг и статей на русском и английском языках о Православии и о его отношениях с Англиканством. Соч.: A short account of the history development and present position of Russian orthodox missions. L., 1903 (2-е изд. 1986) Russian Orthodox Missions. L., б.г. Архив: Приход – Лондон (19211923). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Смирнов Иаков Георгиевич (1.10.1854, пос. Никольский на Дубне Владимирск. губ. – 13.7.1936, Париж, Франция), протопресвитер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 1888. – No 6. – С. 121–124). 1 Беле Шарль Эрнест (1826–1874) – французский археолог, депутат национального собрания (с 1871 г.), министр внутренних дел (с 1873 г.), покончил жизнь самоубийством в результате потери министерской должности и неудачной игры на бирже. 3 Вестминстерское аббатство – Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере (Лондон), расположенная западнее Вестминстерского дворца. Исполнена в готическом стиле, строилась с перерывами с 1245 по 1745 год. В Вестминстерском аббатстве коронуют монархов Великобритании. 4 Стенли Артур (1815–1881) – англиканский богослов, историк Церкви, профессор церковной истории (1856–1864), декан Вестминстерского аббатства, сторонник примирения между Высокой и Низкой англиканскими церквами, в своих исследованиях немало внимания уделял Православной Церкви, истории иудейства, автор произведения о путешествии по Востоку («Sinai and Palestine»), написанного в 1856 году. 6 Веслеевы братья – англиканское общество, созданное в Оксфордском университете в 1729 году и возглавленное Джоном Веслеем, позднее получившим священнический сан. В общество вошли пятнадцать молодых людей, которые обязывались укреплять друг друга в вере и благочестии общей молитвой и назидательными собеседованиями, помогать больным и бедным, за что их прозвали методистами и «клубом святых». Позднее Веслей проникся идеями Лютера и совершил совместно с Витфильдом миссионерские путешествия по Англии. Их проповедь стала весьма популярной, в результате вышло Постановление о запрещении им доступа в церкви. Стали открываться методистские капеллы, к проповеди были допущены миряне и женщины. В 1744 году состоялась первая конференция веслеянцев для решения догматических и иерархических вопросов. Догматика содержала учение об оправдании верой, для поддержания которой необходимы добрые дела, и не отступала существенно от англиканства. Веслей был уверен в несправедливости отлучения методистов от Англиканской церкви, призвав защищать учение Английской церкви, повиноваться епископам, соблюдать каноны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

2 in-8°, 1877; „Св. Земля н Библия“, 1877. 747 – Годе (Godet, 1812–1900), Commentaire sur S. Jean, 2 in-8°, 1888–1889; sur S. Luc, 3 изд., 2 in-8°, 1876; études bibliques, 2 in-12°, 1873–1874. – Havernick (1811–1845), Богословие Ветхого Завета, 2 изд. 1853; Общее введение, 1836–1844; Иезекииль, 1843; Даниил 1832. – Генгстенберг (1802–1869), Христология Ветхого Завета, 2 изд. 1854–1858, Псалмы, 2 изд. 1852, и т. д. – Герцог, Энцикдопедия протестантской теологии, 3 изд. сделан. Наиск’ом, 1896, и сл. – Кейль (1880–1882 Пятокнижие и все исторические и канонические книги Ветхого Завета; св. Матфей, Лейпциг, 1877; св. Марк и св. Лука, 1879; св. Иоанн, 1881; св. Петр и св. Иуда, 1883. – Китто (1804–1854), „Библейская энциклопедия“, 3 нзд., 3 in-4°, 1862–1866. – Kliefoth, Иезекииль, 1864; Даниил, 1868; Захария, 1862. – C. Knoesgen, Деяния, Лейпциг, 1882. – Ланге (J. P. Lange, 1802–1884), Гомилетический и экзегетический комментарий Ветхого и Нового Завета, опубликованный под. его редакцией, 1864–1878. Сотрудннки: Шредер, Фай, Кассель, Бер, Цоклер, Молль, Нагельсбах, Шмоллер, Клейнерт, Оосторцен, Клинг, Алберлен, Рнггенбах и т. п. – Левнн (Th. Lewin), „Жизнь и послания св. Павла“, 2 in-4°, 4 нзд. 1878. – Ляйтфут (J. В. Lightfoot, 1828–1889), „Комментарии на послания к Колоссянам, Филимону, Галатам и Филиппийцам“, in-8°, 1875, 3 тома. – Лютардт, св. Иоанн, 2 изд. 1875. – Ольсгаузен (Olshausen, 1796–1839), „Комментарий на Новый Завет“. – Ed. В. Pusey (1800–1882), „Даниил“, in-8°, 1864; „Малые пророки“, in-4, 1876. – Вильям Шмит (1813–1893), „Библейский словарь“, 3 in-4, 1863. – Тирш (H. Thiersch), Бытие, 1870. – Толюк (1799–1877), Псалмы, 1843; св. Иоанн, 3 изд. 1857; Нагорная проповедь , 5 изд. 1872. – Тренч, (1807–1886), „Примечания на Притчи Н. З.“, 1841, многочисленные издания; „Изъяснение нагорной проповеди“, 1884, многие издания; „О чудесах Н. Господа“, 1846; „Синонимы Нового Завета“, 1854, многочисленные издааия. 748 – Весткотт (B.F.Westcott), „История Канона Нового Завета“, 1855; „Введение в изучение Евангелий“, 1860; „Послание к Евреям“, in-8°, Лондон, 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010