В воспоминание введения Пресв. Богородицы во храм Иерусалимский древле учрежден Церковию праздник, 21 ноября. Указание на этот праздник можно находить в IV веке – в преданиях христиан палестинских, кои доселе указывают на бывшую древле церковь Введения Богородицы и построение этой церкви приписывают царице Елене. В IV веке указание на праздник Введения Богородицы находят также в словах Григория Нисского . В VIII в. – в день Введения произнесены были поучения Германом и Тарасием, Константинопольскими патриархами; в IX веке Георгий Никомидийский и Василий Македонянин, император Византийский, на день Введения сложили некоторые стихиры, ныне поемые Церковию в этот день. Праздник Введения Богородицы есть великий, дванадесятый и вселенский. Это есть день отделения от мира Богоизбранной Девы. По песнопениям Церкви, Введение Пресв. Девы есть предъизображение благоволения Божия, проповедание спасения человеком, предвозвестие Христа. «От Господа приимше обещания плод Иоаким и Анна, Божию Матерь, благоприятну жертву во храм введоша днесь». Пророчество Аггеево о втором храме Иерусалимском: велия будет слава храма завета сего последняя паче первыя (2:10) – со дня введения Богородицы начало сбываться. Во втором храме в сравнении с первым недоставало ковчега завета, пророческого – урим и туммим, небесного огня, облака, знаменующего присутствие Божие, и священного елея помазания ( 1Мак.2:6–9 ). Не смотря на это, второй храм делается славнее храма первого. В последнем является Богоносный ковчег – Пресв. Дева, престол Бога Слова; здесь сияет свет и совершенство (урим и туммим) в благодатной Деве; здесь огонь небесный – серафимская любовь в ее сердце; и облак славы Божией – в пречистом теле ее; и священное помазание – та обильная благодать Св. Духа, которая исполняла Благословенную и от нее чрез приближение к ней сообщалась другим ( Лк.1:41 ). Воспоминание Введения во храм Пресв. Девы продолжается 6 дней – с 20-го по 25-е ноября. В событии Введения Богоизбранной Отроковицы Церковь созерцает исполнение пророчеств царя Давида: предста царица одесную тебе в ризах позлащенных одеяна. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает царь доброты твоея: зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему. Вся слава дщере царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся царю девы в след ея, искренния ее приведутся тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм царев ( Пс.44:10–12, 14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Далее: вне Церкви Христовой нет спасения, а истинная Церковь Христова существует только там, где верующие во Христа соединены между собою единством Апостольского исповедания веры, таинств и священноначалия. Поэтому как все члены Церкви имеют обязанность блюсти это церковное единение в себе самих, и между собой, в общем союзе веры и духа, так сама Церковь охраняет это единство своим учением и постановлениями. Сохраняя это единство, Церковь сохраняет саму себя; не сохраняя его, она теряла бы свою крепость: всякое царство раздельшееся на ся запустеет: и всяк град или дом разделивыйся на ся не станет ( Мф. 12:25 ). Для такого самосохранения даны Церкви от Бога все необходимые силы и средства, – а для действования ими она облечена от Иисуса Христа высшим полномочием. Это преимущество Церкви, или эта особенная благодать, дарованная Церкви, раскрывается в следующих чертах: а) Спаситель мира, сообщив Церкви свое Божественное откровение, и на нем утвердив её основание, оградил ее на все времена обетованием несокрушимости. Так Он говорит о исповедании Петровом: блажен ecu Симоне вар Ионе, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец мой, иже на небесех. И Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют её ( Мф. 16:18 ). б) Он определил для своей Церкви назначение не какое либо частное и временное, но всемирное и вечное, – вечное спасение всех человеков ( Мф. 28:20 ; Лк. 24:46–47 ), а тем самым утвердил её непрерывное самосохранение на земле; в) для исполнения этого назначения дарованы Церкви и средства не преходящие и случайный, но сверхъестественные и неизменные: – благодатные силы Духа Божия, имеющего пребывать в Церкви во век ( Ин. 14:16 ); вместе с этим, – г) сообщив ей полномочия употреблять эти средства сообразно своей цели, Он не ограничил Церковь никаким местом, временем, народом, и таким образом бытие и духовную силу Церкви поставил в независимости и безопасности от внешних разрушительных причин и всех случайных обстоятельств в мире ( Мф. 18:18–20 ; Ин. 20:21–23 , Ин. 14:17 , Ин. 15:16 след.) д) Он дал Церкви высшую благодать непогрешимости ( Ин. 14:16 ; Ин. 26:16, 13 ; 1Тим. 5:15 ), по которой, безопасная от заблуждения, она не может иметь и внутренних, в себе самой, причин к своему падению и разрушению. Наконец е) и Сам Спаситель принес особенную торжественную молитву Богу Отцу о сохранении своей Церкви в мире ( Ин. 17:9 – до конца).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

6) Моисей оказал первый знак будущей своей должности и благодеяния, убив Египтянина ( Исх.2:12 ) и след., и освободив Израильтянина: Христос, приступая к освобождению грешников от работы греха, победил диавола ( Мф.4:10 ), и первые начатки даров Духа Святаго явил во храме, как пишется о Нём: ужасахуся же вси послушающии его о разуме и о ответех его ( Лк.2:47 ). 7) Моисей, желая усмирить ссору братьев своих, ( Деян.7:26 ), от оных отвержен: Христа, примиряющего нас Отцу, свои не прияша ( Ин.1:11 ). 8) Моисей, по словам Павловым, отвержеся нарицатися сын дщере Фараоновы, паче же изволи страдати с людьми Божиими ( Евр.11:24–25 ): Христос, оставивши престол Небесный, богат сый, бысть нас ради нищ, да нищетою его мы обогатимся ( 2Кор.8:9 ). 9) Моисей, бежавши из Египта в землю Мадиамскую, сидел у кладезя, как пишется: пришед же в землю Мадиамскую седе при кладязе ( Исх.2:15 ): Христос неоднократно уходил [( Лк.4:30 ), ( Мф.15:21 ), ( Ин.6:15 )] от ищущих Его убить, сидел также на источнице Яаковлевом ( Ин.4:6 ). 10) Моисей назван от Бога, и послан для освобождения Израильского народа от руки Фараоновы и работы ( Исх.3:10 ): Христос послан от Отца Небесного, избавить весь род человеческий от работы вражия ( Ин.3:17 ). 11) Моисей говорил с Богом; и Бог взаимно с ним на горах Синае и Хориве, не без светлости лица ( Евр.2:15 (стр. 81). Христос разговаривал с Отцом молитвами; и Отец с Ним взаимно при Иордане, на Фаворе, и в Иерусалиме не без сияния лица ( Мф.17:2 ). 12) Моисей произвёл великие и удивительные чудеса, кои по большей части исчисляются в Исходе: Христос славен был делами весьма удивительными, о коих в истории Евангельской повествуется. 13) Моисей воды Аравийского залива перешёл невредимо с Израильтянами, коих в пустыне кормил манною и коростелями: Христос с Петром по водам ходил, как пишется: и видевше его ученицы по морю ходяща ( Мф.14:26 ). – И излез из корабля Петр, хождаше по водам, приити ко Иисусови ( Мф.14:29 ): и хлебами и рыбами кормил несколько тысяч людей ( Мк.8:6–7 ), ( Ин.6:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Мф.15:24 .  Он же отвещав рече: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева. Истинно Сам Иисус Христос, по обетованиям Божиим, Пророками возвещенным, к роду Израильскому послан, и ему проповедал и благовестил: Божественные же Апостолы, происходящие от рода Израильского, проповедали Евангелие языком. Иисус Христос ответствовал к ним так: «несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева», чтобы сими словами показать, что Он не хотел послушать той Хананеянки, и чтобы таким образом обнаружилась вера и добродетель оной во изобличение Иудеев, которые, мня о себе, что веруют Богу, не веровали сказанным от Бога о Иисусе Христе. Виждь же, что учинила Хананеянка по ответе сем. Мф.15:25 .  Она же, пришедши, поклонися Ему, глаголющи: Господи, помози ми. Хотя не подействовало и самое Апостольское прошение: однако она, по горячности веры своей, ниже отчаялась, ниже отошла, но вящшую восприяла смелость и ближе приступила ко Иисусу Христу. И прежде взывала в след идя, и не дерзая предстать пред лице Его, но потом пришла пред Него и, падая пред ногами Его, просила Его и говорила: «Господи, помози ми»! Не говорила она: попроси Бога, или помолись о мне, но: «помози ми» 20 . Из сего явствует, что она веровала, что Иисус есть Бог истинный и всемогущий. Мф.15:26 .  Он же отвещав рече: несть добро отъяти хлеба чадом, и поврещи псом. Псами называет язычников, ради нечистоты их жизни и идолослужения: чадами – Иудеев, ради Богопочитания и данного им закона; хлебом же – благотворение посредством чуда 21 . Ты, говорит Он ей, просишь благодеяния; но не добро есть взять благодяния, определенные верующим в Бога, и поврещи оные пред неверными. Сии же слова хотя были и поносительны, однако Иисус не имел намерения досадить ей, но представить и открыть веру, и доброе ее произволение, так как негде говоря сотнику: «Аз пришед исцелю его», обнаружил веру его и благоговение и смирение чрез сей его ответ: «Господи! несмь достоин, да под кров мой внидеши: но рцы слово, и исцелеет отрок мой» ( Мф.8:7–8 ) подобно и кровоточивой обнаружил веру, говоря: «Аз чух силу изшедшую из Мене» ( Лк.8:46 ). Что же на сие ответствовала жена Хананейская?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Далее священник читает молитву на освящение масла, которым будут помазаны изображения крестов на стенах. Согласно Священному Писанию, елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4; 2 Кор. 1: 21 и след.; 1 Ин. 2: 27). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13). Православная Церковь восприняла библейское значение елея как символа света (см.: Мф. 25: 1–13), милосердия, врачевания (см.: Лк. 10: 34) и благословения. Освятив масло, священник окропляет весь дом святой водой, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя, в бегство да претворится все лукавое бесовское действо. Аминь». Это имеет духовно очистительное значение. Затем священник помазывает маслом с четырех сторон стены дома, где были начертаны или наклеены перед началом молебна кресты. Помазуя, он произносит: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Это самая главная часть чина благословения дома. Кресты, изображенные на стенах соответственно четырем сторонам света, являются как бы духовными стражами жилища. Кресты эти надо сохранить даже тогда, когда в квартире будет производиться ремонт. После помазания читается Евангелие от Луки. Повествование о посещении Спасителем дома мытаря Закхея очень назидательно. Каждый христианин должен стремиться к тому, чтобы и его дом посетил Господь. Чтобы сподобиться этой радости, надо исправить свою жизнь и стремиться жить по евангельским заповедям. После чтения Евангелия совершается каждение всего дома. Оно имеет не только символическое значение, оно является реальным очищающим действием. Освящение дома не повторяется. Бог благословил дом. Желание получить повторное благословение будет проявлением нашего маловерия. Живущие в доме могут регулярно окроплять жилище святой водой. На Руси был благочестивый обычай кадить свои дома. При этом надо использовать не кадило, которым пользуются священнослужители, а кацею – кадильницу с ручкой. Сейчас этот обычай возрождается. Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, обычно произносят 90-й и 100-й псалмы, а также читают молитвы: «Отче наш», «Царю Небесный», «Богородице Дево, радуйся», «Взбранной Воеводе победительная», «Да воскреснет Бог».

http://pravoslavie.ru/42371.html

Как же понимать это творение душ? Сама Церковь с точностью не определяет, но, на основании представленного свидетельства пятого Вселенского Собора и в соответствии с другими догматами Церкви, надобно полагать, что здесь разумеется не непосредственное творение Божие, а посредственное, – что Бог творит человеческие души, как и тела, силою того самого благословения, «раститься и множиться», которое Он даровал нашим праотцам еще вначале; творит не из ничего, а от душ родителей. Ибо, по учению Церкви, хотя души человеческие получают бытие чрез творение, но так, что на них переходит от родителей зараза прародительского греха, а этого не могло бы быть, если бы Бог творил их из ничего. Как же именно творятся человеческие души и соединяются с телом? Образование тела, как вещественного, происходит во утробе матерней постепенно, а душа, как существо простое, может твориться только мгновенно, и действительно творится и дается от Бога, по учению Православной Церкви: «в то время, когда тело образуется уже и соделается способным к принятию оной» (Прав. Испов., ч. 1, отв. на вопр. 28). Так учили и древние учители Церкви: Кирилл, Александр, Августин, Феодорит, Геннадий и другие, причем в доказательство своих слов указывали на слова св. пророка Моисея: «аще кто поразит жену непраздну и изъидет младенец ея неизображен, тщетою да отщетится. Аще же изображен будет, да даст душу за душу, око за то» ( Исх.21:22–24 ). Этим самым он дает разуметь, что неизображенный или необразовавшийся младенец еще не имеет души, а образовавшийся имеет душу. С другой стороны, можно указать и на другие места Св. Писания, из которых видно, что младенцы еще во утробе матерней, след., до рождения своего, имеют души. Напр., о Ревекке замечено: «играста же младенца в ней» ( Быт.25:22 ); св. Елисавета говорит о самой себе пред Пресвятою Девою Мариею: «взыграся младенец радощами во чреве моем» ( Лк.1:44 ). А так как, по сказанию Евангелия, благовещение Пресвятой Деве Марии было в шестой месяц по зачатии св. Иоанна Предтечи, а чрез несколько дней было и свидание Девы Марии с Праведной Елисаветой, то из сего явствует, что младенцы в шестой месяц по зачатии уже имеют душу и оживают.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dusha-...

1Пет.1:16 ; Мф.5:48, 6:9 ; Ин.1:12 ; 1Пет.1:23, 11, 21–25 ; 2Пет.1:4 ; Ис.50:6, 53:7, 9, 42:1 ; Мф.12:17–21 ; Лк.10:27 ; Ин.5 ; Деян.2:44–47, 4:32 и след.; Рим.8:15, 12:1–21, 13:12–14 ; 1Кор.13 ; Еф.5:1, 2, 8–10, 6:10–18 . Флп.4:8, 9 ; 1Фес.2:1–12 . и проч. § 9. Отсюда положительная главная цель собеседования церковного есть воспитание и усовершение человечества по духу и плану Религии Иисуса Христа, или учение о возрождении 9 . При содействии благодати Божией благовествованием о Христе Иисусе породить истинных чад Богу ( 1Кор.4:15 ; Гал.4:19 ); словом Бога живого воскрешая грешников, яко от мёртвых живых, ( Иак.1:18 ; 1Пет.1:23 ; Еф.2:6 ; Кол.3:1 ), вдохнуть им новую жизнь( Еф.2:5 . Рим.4:11 ), образовать новое творение ( 1Кор.5:7 ; Пс.50:12 ; Гал.6:15 ), – новых людей, созданных по Богу в правде и преподобии истины ( Еф.4:22–24 ), – вести человека к Богоподобию; – вот вторая главнейшая и постоянная точка 10 , к которой должны быть направляемы все церковные беседы. § 10. Растление человека преимущественно обнаруживается в упадке и неправильном действии трёх главных сил духовной природы человеческой – ума, воли и чувства, или сердца. В настроенности этих сил, в приведении их к надлежащей цели должно состоять и возрождение или пакибытие – ( Тит.3:5 ) человека. Отсюда главная положительная цель церковных наставлений объемлет три особенные цели: I. образование ума 11 соответственно духу Евангелия; II. истинное направление воли; III. развитие религиозного чувства 12 или вкуса 13 . § 11. Светское любомудрие завещает духовной природе человеческой три главные идеи: идею отрешённой истины для ума, идею добра для воли, идею красоты 14 для чувства. Христианство не любит ни отвлечённой истины, ни отвлечённого добра и красоты. У него есть одна воплощённая Истина, и одно Добро, и одна вечная Красота и сладость – Господь и Бог наш Иисус Христос . Потому в учении церковно-библейском жизнь и стремление ума к истине выражаются верою в Бога, – жизнь воли стремлением к осуществлению в себе совершенств Божиих, или любовью, – жизнь чувства наслаждением, миром, всяк ум преимущим, или стремлением к блаженству. Но как полное наслаждение блаженством на земле невозможно: то религиозный вкус питается сладостным предчувствием, предвкушением благ небесных, а недостаток оного восполняется надеждою, или, по-другому весьма характеристическому выражению Писания, живым упованием ( 1Пет.1:3 ). Ибо живое упование и совершенная надежда на получение блаженства есть почти действительное обладание блаженством, с тем только различием, что оно пока ещё не в наших руках, но что мы получим его непременно (мысль Св. Иоанна Лествичн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Церковная жизнь иерусалимских христиан строилась вокруг Иерусалимского храма, они участвовали в храмовых молитвах (Деян 3. 1; 22. 17; ср.: Деян 2. 42, 46-47; Лк 24. 53), жертвоприношениях и обрядах очищения (Деян 21. 15-26), проповедовали (Деян 5. 20-21, 42). При этом они держались обособленно от др. иудеев, регулярно собираясь в притворе (портике) Соломона (Деян 3. 11; 5. 12-13). Кроме того, важное значение имели собрания христиан по домам (Деян 4. 24-31; 12. 5, 12; ср.: Деян 1. 14, 24-25). Во время этих собраний совершалось «преломление хлеба» (Деян 2. 46; 20. 7 и след.), в котором традиционно видят таинство Евхаристии . Также известно о врачевательной практике и о совершении крещений (подробнее см. в статьях Врачевания чины , Крещение ). Отношения с иудеями и римскими властями Члены ИПЦ, продолжавшие соблюдать закон Моисеев, видимо, вплоть до начала 1-го иудейского восстания (66 г. по Р. Х.) не отделялись полностью от иудеев, не принявших христианства, поскольку иудаизм эпохи Второго храма допускал достаточно большую степень свободы в толковании закона Моисеева. Ключевыми для идентификации являлись культовые предписания (обрезание, соблюдение субботы, законов о чистоте и т. п.). По этой причине иерусалимские христиане не хотели вступать в общение с теми христианами, к-рые пришли в Церковь из язычников, не приняв закона Моисеева. Хотя на Иерусалимском Соборе апостолов (Деян 15. 2-12; Гал 2. 1-10) бывш. язычникам было позволено не соблюдать ритуальные заповеди закона в полном объеме, вопрос не получил окончательного разрешения. По всей видимости, иерусалимские христиане, признав, что христиане из язычников могут обрести спасение, не соблюдая ветхого закона, по-прежнему отказывались от полного общения с ними, чтобы самим не нарушать закона (см. рассказ о последнем визите ап. Павла в Иерусалим в Деян 22. 22). Т. е. ИПЦ на этом этапе, видимо, не разделяла представлений ап. Павла о едином избранном народе из евреев и язычников, считая, что 2 общины должны существовать по отдельности.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Обратим тщательное внимание на нижеследующее: не двоедушие ли наше укрепляет врагов наших в борьбе с нами? Не оно ли – причиною частых побеждений наших? Не сами ли мы упрочиваем власть и влияние наших врагов над нами, исполняя их волю исполнением наших плотских пожеланий, влечений, пристрастий? Не прогневляем ли этим Бога, не удаляем ли Его от себя? Не действует ли в нас миролюбие, оставляющее за нами наружность служителей Бога, отъемлющее существенное достоинство Божиих рабов, соделывающее в сущности врагами Бога ( Иак.4:4–5 )? «Муж двоедушен не устроен во всех путех своих добродетелей» ( Иак.1:8 ): тем паче поколеблется он на пути возвышеннейшей, первенствующей добродетели – молитвы. Он отвергается Богом, как ни теплый, ни студеный ( Откр.3:16 ). Он не возможет быть учеником истинной молитвы, приводящей учеников своих пред лицо Божие для вышеестественного назидания, водящей их во след Иисуса, «если не отречется всего своего имения» ( Лк.14:33 ): болезненных уклонений воли падшего человека к миру. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» ( Гал.5:24 ): только принадлежащие всецело Христу могут стяжать истинную молитву. Ничтожное по-видимому пристрастие, невинная по-видимому любовь к какому-нибудь предмету одушевленному или неодушевленному, низводят ум и сердце с неба, повергают их на земле между бесчисленными гадами и пресмыкающимися пространного житейского моря ( Пс.103:25 ). Святые Отцы уподобляют подвижника, преуспевшего в молитве, орлу, а мелочное пристрастие петле силка; если в этой петле запутается один коготь орлиной могучей лапы, то орел делается неспособным воспарить горе, делается легкою и непременною добычею ловца 79 : тщетны тогда и сила и отвага царственной птицы. «Иди», наставляют нас святые Отцы, заимствуя наставление из святого Евангелия, «продаждь вещественное имение твое, и даждь нищим, и взем крест, отвергнись себя противодействием твоим пристрастиям и твоей падшей воле» ( Мф.19:21, 16:24 , Мк.10:21 ), да возможешь помолиться невозмущенно и без рассеянности 80 . Доколе живы в тебе пристрастия, дотоле наветуют молитву смущение и рассеянность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В кн. «Любовь и ответственность» папа Иоанн Павел II обсуждает проблему более позднего развития духовной позиции воли. Более позднего - потому что к необходимости полной и исключительной самоотдачи Богу, к-рая являет собой внутреннюю суть Д., человек нередко приходит тогда, когда уже не обладает девственностью в плотском смысле. Позиция эта возникает как результат внутренних поисков в разных жизненных обстоятельствах, напр., кто-то, потерпев неудачу в браке, отказывается от него. Но человеку свойственна потребность жертвенной любви, потребность самоотдачи др. личности, и, когда такую личность найти не удается, человек воспринимает это как своего рода указание - ведь существует возможность самоотдачи Самому Богу. Тут обнаруживается трудность психологического характера: можно ли отдать Богу то, что «не удалось» отдать человеку? Брак и в особенности Д., связанное с жертвенной любовью, по убеждению большинства людей, должны быть плодом «первой любви», т. е. первого выбора. Принятие возможности «повторного девства» приходит через осознание, что жизнь человеческая может и должна быть поиском пути к Богу, пути все более правильного и все более близкого. Таким именно путем является Д. Ветхий Завет о Д. «Приведутся Царю девы в след Ея...». Икона «Введение Богородицы во храм». Ок. сер. XV в. (ЦАК МДА) «Приведутся Царю девы в след Ея...». Икона «Введение Богородицы во храм». Ок. сер. XV в. (ЦАК МДА) Как особое состояние, как идеал, как начало особого рода жизни Д. не имело почвы в библейском мировоззрении. Моисеево законодательство, к-рое столь подробно рассматривает все, касающееся брака, столь обстоятельно говорит об обете назорейства (Числ 6. 1-8) и др. обетах и обещаниях (ср.: Числ 3. 3-16), ни слова не содержит о Д. Даже в отношении священства, отмеченного в законе как высшее состояние, как определяемый Богом удел, законодательство провозгласило моногамный брак (Лев 21. 10-14), потребовав, т. о., от первосвященника возвращения к райскому состоянию ( Переверзев. С. 594, 595). Д. было чуждо древнеевр. народу, поскольку идея деторождения имела в нем глубокие корни (ср.: Втор 25. 9). Д. отождествлялось с бесплодием, считавшимся позором, поношением (Быт 30. 23; 1 Цар 1. 11; Лк 1. 25). Дева скорбела о своем Д., т. к. она лишалась награды от Бога (Пс 126. 3). Дочь Иевфая, к-рая по обету отца осталась навсегда девственницей, оплакивает свое Д. (Суд 11. 38), «и вошло в обычай у Израиля», чтобы др. дочери Израилевы совершали плач о дочери Иевфая в продолжение 4 дней в году (Суд 11. 40). Отрицание Д. доходило почти до органического отвращения; так, Сарра, дочь Рагуила, обращается с молитвой к Богу взять ее от земли, чтобы не слышать больше укоризны, ибо для нее лучше умереть, чем остаться девой (Тов 3. 15).

http://pravenc.ru/text/171553.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010