Отречение и предательство . Грусть и печаль в рассказе о крестных муках вызывает неоднократное отречение от Иисуса Его былых товарищей. Вызывающим наибольшее отвращение примером служит предательство Иисуса Иудой Искариотом ( Мф.26:14–15 ; Мк.14:17–21 ) с лицемерным поцелуем в Гефсиманском саду как самым известным образом. Отречение других учеников было лишь менее очевидным, но не более простительным. Это, в частности, проявилось в том, что ученики заснули в Гефсимании, когда их Учитель скорбел о предстоящих мучениях ( Мф.26:36–46 ; Мк.14:32–42 ; Лк.22:39–46 ). Ученики также убежали, когда Иисуса арестовывали ( Мф.26:56 ; Мк.14:50–52 ). Групповое дезертирство становится еще более показательным в свете личного отречения Петра, которое показано дважды – сначала в предсказании Иисуса ( Мф.26:30–35 ; Мк.14:26–31 ; Лк.22:31–34 ; Ин.13:36–38 ), а затем в действительности ( Мф.26:69–75 ; Мк, 14:66–72; Лк.22:55–62 ; Ин.18:15–27 ). Скорбь, муки и страдания. Над всеми образами крестных мук Христа возвышаются физические и психологические страдания, которые Он претерпел. Психологические мучения достигают наивысшей точки не в пытках, которым подвергли Иисуса после ареста, а в уединении в Гефсиманском саду ранним вечером ( Мф.26:36–41 ; Мк.14:32–42 ; Лк.22:39–46 ). Здесь мы видим Иисуса одного «скорбящим и тоскующим», покинутым товарищами, ожидающим смерти за грехи мира. Здесь Иисус падает на землю в борении, молясь, чтобы чаша миновала Его без необходимости смерти на кресте, и Его пот подобен каплям крови. Когда Иисуса арестовали, действие акцентируется на образах пыток и издевательств. Мучители плевали Ему в лицо ( Мф.26:67 ; Мк.14:65 ) и били Его ( Мф.26:67–68 ; Мк.14:65; 15:18–19 ; Лк.22:63 ; Ин.19:1, 3 ). Наивысшим образом физических мучений стал терновый венец, надетый на голову Иисуса ( Мф.27:29 ; Мк.15:17 ; Ин.19:2 ). Физические пытки сопровождались разными психологическими издевательствами в виде насмешек ( Мф.27:29 ; Лк.22:63–65 ). В число конкретных образов входят надетая на Иисуса багряница и вложенная в Его правую руку трость ( Мф.27:28–29 ) с соответствующим издевательским обрядом ( Мф.27:29–31 ; Мк.15:18–20 ; Ин.19:2, 5 ). А в сцене непосредственно у креста видное место занимают насмешки над Иисусом главным образом со стороны давних врагов, поддержанные, по всей видимости, случайными прохожими ( Мф.27:35–44 ; Мк.15:29–32 ; Лк.23:34–38 ; Ин.19:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Во время последней трапезы Иисуса с Апостолами, Иуда, вкушавший вместе с ними пищу, вышел и донёс, где иудеи могут схватить его Учителя. Ночью предатель привёл множество слуг, и схватили Иисуса и повели на допрос к иудейским старейшинам. Апостолы же, оставив Его, все бежали ( Мк.14:50 ). На синедрионе (религиозном суде иудеев) первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны Тогда первосвященник стал посреди и спроси Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спроси Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетели? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти ( Мк.14:55–56, 60–64 ). А люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? ( Лк.22:63–64 ) и плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам ( Мф.26:67 ). Затем повлекли Его к римскому наместнику Понтию Пилату, так как Иудея тогда находилась под владычеством Рима и местным властям не дозволялось самим выносить смертные приговоры. Заслушав обвинения, Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места ( Лк.23:4–5 ). Римский наместник предлагал иудеям отпустить Иисуса, но они продолжили с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их ( Лк.23:23–24 ) и Иисуса, бив (то есть подвергнув бичеванию), предал на распятие ( Мф.27:26 ). Был час третий, и распяли Его ( Мк.15:25 ), и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты были с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти, если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий сын ( Мф.27:37–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Во время последней трапезы Иисуса с Апостолами, Иуда, вкушавший вместе с ними пищу, вышел и донёс, где иудеи могут схватить его Учителя. Ночью предатель привёл множество слуг, и схватили Иисуса и повели на допрос к иудейским старейшинам. Апостолы же, оставив Его, все бежали (Мк 14:50). На синедрионе (религиозном суде иудеев) первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти (Мк 14:55–56, 60–64). А люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? (Лк 22:63–64) и плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам (Мф 26:67). Затем повлекли Его к римскому наместнику Понтию Пилату, так как Иудея тогда находилась под владычеством Рима и местным властям не дозволялось самим выносить смертные приговоры. Заслушав обвинения, Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места (Лк 23:4–5). Римский наместник предлагал иудеям отпустить Иисуса, но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их (Лк 23:23–24) и Иисуса, бив [то есть подвергнув бичеванию], предал на распятие (Мф 27:26). Был час третий, и распяли Его (Мк 15:25), и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты были с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын (Мф 27:37–43).

http://pravmir.ru/musulmanskoe-predstavl...

Будучи Овидием прозаиков 44 , речь которого часто звучит ритмом 45 – он был патриархом всего литературного оживления во всех отраслях 46 . Сенека был блестящим и важнейшим представителем стоицизма императорской эпохи 47 – с преобладанием общих нравственно-религиозных убеждений 48 . По воззрениям же мы видим тут новое и единственное явление 49 , в коем столь часто слышится веяние христианского духа 50 . Этот философ напоминает библейские откровения больше всех греческих и римских классиков 51 , и ни один из них не был так близок к христианству 52 , с которым сливается и теснее и чаще других 53 . Вполне естественно, что Апостол должен был симпатизировать ему, откуда утверждается вероятность прямого пользования его философскими концепциями ради христианских интересов. Это тем возможнее, что и в мыслях и по языку несомненны совпадения, которые всеми почитаются весьма поразительными 54 . В такой связи получает теоретическую правдоподобность предположение, что св. Павел знал и утилизировал труды Сенеки, а этот был оригинален 55 и простирался со своим влиянием не только на увещательно-моральные наставления, но и на метафизические предпосылки 56 . Философское воздействие доводится до того, что даже слова всепрощения со стороны умирающего Христа ( Лк.23:34 ) иногда сближаются с Сенекиными сентенциями 57 . Эта карикатурная крайность еще не устраняет основной идеи об обязательствах Неронову ментору апостольского благовестия, которое будет философски обусловленным в своем содержании. Мы вынуждаемся проверить, было ли это фактически? Философская типичность Сенеки заключается в стоическом направлении, откуда неизбежно принципиальное несходство с христианством 58 . Еще Лактанций говорил 59 , что это был самый строгий стоик (acerrimus Stoicus) 60 , и новейшие расследования свидетельствуют, что его отличие от древних основоначал больше лишь количественное 61 . К, нему всецело относятся общие определения насчет стоицизма. В существенном, Сенека, не смотря на религиозно-индивидуалистический язык 62 , был пантеистом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Максим М. 27 апреля 2018, 08:50 Спаси Господи! Прекрасный батюшка, очень нравятся его размышления, всегда старался связать слова Писания и нашу жизнь, этим показывал, что ценность Евангелия заключается в его практической реализации (т.е. мы должны быть христианами по духу, а не по букве). Сергий 1 января 2017, 19:26 Замечательная статья о дорогом сердцу человеке. Храни вас Бог! Владислав 25 декабря 2016, 21:23 Пересмотрел массу изданий книг о. Никона, и хотя в новых появились воспоминания знавших людей об о. Никоне, его завещание духовным чадам и прочее, но лучше первого издания под названием " Нам оставлено покаяние " ничего нет. Во первых, в этом издании самые полные версии писем, а во вторых, письма собраны по хронологической последовательности, - интересно и полезно видеть как иногда ошибался, менялся и возрастал батюшка! Для меня это было очень ценным - видеть сквозь письма жизнь настоящего православного человека! Спаси всех Господь! Наталия, Васильковая Русь 25 декабря 2016, 17:03 Милая Матушка Магдалина,спасиБо за Ваши простые,но проникновенные до глубины души слова о Человеке истинно любящего Бога!Ваша жизнь для нас,ищущих Истину, это закрытая книга. Откройте ее нам, пожалуйста!Она будет замечательным уроком, как «приносить плод в терпении»(Лк. 8:15).Кто из нас это сможет? Роман 23 декабря 2016, 16:56 В ютубе есть замечательный фильм - воспоминания А.И.Осипова об игумене Никоне.Всем советую. Ольга 23 декабря 2016, 16:54 Как замечательна эта связь поколений. Хорошо бы нашлись люди, которые могли б составить подробные воспоминания м. Магдалины. Светлана С 23 декабря 2016, 13:01 Спасибо порталу Православие.ru и матушке за эту публикацию. Shtit Oo 22 декабря 2016, 16:04 Святой наших дней...но еще не канонизирован...уже игуменья Арсения святая...может дождемся..здоровья матушке вот горюшка в советской России хлебнула есть видео в ютубе там более все подробно... Сергей Старательный 22 декабря 2016, 14:05 Я тоже, только приготовился читать, а уже конец... Алексей 22 декабря 2016, 13:23

http://pravoslavie.ru/99619.html

Сего бо в память держать рустии людие, поминающе святое крещение, и прославляють Бога в молитвах, и в песнях, и в псалмех, поюще Господеви новии людие просвящени (просвещенни) Святым Духом, чающе надежи великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа въздати комуждо противу трудом неизреченную радость, юже буди улучити всем христьяном. О святая царя Константине и Володимере! Помагайта на противныя сродником ваю (вашим), и люди избавляйта от всякыя беды, греческыя и рускыя, и о мне грешнемь помолитася к Богу, яко имуще дерзновение к Спасу, да спасуся ваю молитвами. Молюся и мило (милы) вас дею писаниемь грамотица (грамотице) сея малыя, юже похваляю ваю, написах недостойным умом и худым и невежьственным смыслом. Вы же, святая, молящеся о нас, о людех своих, приимете (приимите) на молитву к Богу святую ваю сыну, Бориса и Глеба, да вси вкупе възможете Господа умолити, с помощью силы Креста Честнаго и с молитвами Пресвятыя Богородица, Госпожа нашея и с всеми святыми (угодившими Христу, Емуже подобаеть всякая слава) . Примечания В подлиннике число дней означено буквою, которую можно принимать как за и — 8, так и за н — 50. Во всяком случае этого известия нет в летописи. См. отселе: Лаврент. летоп. С. 46 и след. в П. с. русск. лет. Т. 1 Этого известия также нет у летописца. У летописца: «В церкви святаго Василья». Можно теперь судить о справедливости догадки Карамзина (И. Г. Р. Т. 1. Прим. 155 касательно церкви Иакова. В летописи не означено имя этой церкви. В летописи нет этого известия о Волосе. Мф. 5. 7. Лк. 12. 23. Вообще, всего этого сравнения Киева с Иерусалимом и Владимира с Моисеем нет в летописи. Рим. 5. 20. Иез. 33. 11. Текст приведен с опущением некоторых слов. Здесь — пропуск (вероятно, происшедший от переписчика), судя по тому, как мысль эта изложена в летописи (ПСРЛ. Т. 1. С. 56 Притч. 16. 7. Всего этого последнего отделения нет в летописи. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/text/443895.html

Мы вамъ блговствемъ бывшее ко [ Деян.13:32 ]. И испрошь дщиц, написа, глагол: бдетъ им [ Лк.1:63 ]. Поднебесню всю стопама своима, весь свтиста. Кто убо тхъ мнитъ ти с быти впадшем въ разбойники; нъ же реч: сотворивый милость съ нимъ [ Лк.10:36–37 ]. И та въ той часъ приставши исповдашес гдеви, и глаголаше немъ всмъ чающымъ во [ Лк.2:38 ]. И ставльше вс бжаша [ Мк.14:50 ]. И глгола има: идита въ весь, же прм вама, и вхдща въ ню, брщета жреб привзано, на неже никтоже человкъ всде: ршша приведита [ Мк.11:2 ]. И видвъ падъ ницъ, молс глгол: гди, аще хощеши, можеши м чистити. И простеръ рк, коснс рекъ: хощ, чистис [ Лк.5:12–13 ]. т въ ланит подаждь и дргю: и взимающаг т риз, и срачиц не возбран (не препятствуй взять и рубашку) [ Лк.6:29 ]. Живый на нбсхъ посметс имъ, и гдь поргаетс имъ [ Пс.2:4 ]. сел узрите небо версто и агглы восходщы и нисходщы над сна члвческаго (к Сыну Человеческому) [ Ин.1:51 ]. Глагола жена самарнын: како ты, жидовинъ сый, пити просиши, жены самараныни сщей; не прикасаютъ бо с жидове самарнмъ [ Ин.4:9 ]. И кленыйс нбсемъ, кленетс пртоломъ и сдщимъ на немъ [ Мф.23:22 . Оужасъ бо держаше и вс сщы съ нимъ [ Лк.5:9 ]. Оузрвше же рабына нка, сдща при свт ( гн) , и воззрвши нань, реч: и сей съ нимъ б [ Лк.22:56 ]. И возвратишас славще и хвалще бга всхъ (за всё), же слышаша и видша, коже глаголано бысть къ нимъ [ Лк.2:20 ]. Любите враг ваша, добро творите ненавидащымъ васъ, благословите кленщы вы, и молитес за творщихъ вамъ бид [ Лк.6:27–28 ]. верзши же, видитъ троча плачщеес въ ковчежц, и пощад дщерь фарана [ Исх.2:6 ]. Глаголаше же исходщымъ народмъ кртитис нег: кто сказа вамъ бжати грдщаг гнва; [ Лк.3:7 ]. Единъ же нихъ, видвъ, к изцл, возвратис, со гласомъ слав бга: и пад ницъ при ног хвал возда: и той б самарнинъ [ Лк.17:15–16 ]. вщаша глаголюще: добр дл (за доброе дело) не мещемъ на т, но хл (за хулу), к ты, члвкъ сый, твориши себ бга (делаешь себя богом) [ Ин.10:33 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В большинстве традиционных религий осуждение и даже наказание подобных людей является нормой. В древнем Израиле, например, благочестивые иудеи должны были до смерти забить камнями грешников, уличенных в супружеской измене. А в тех мусульманских странах, где в основе уголовного права лежит шариат, взятому с поличным грешнику и сегодня грозит тяжкое физическое наказание, вплоть до смертной казни. С точки зрения обычной человеческой логики, это вполне нормально: преступление требует наказания, а грех — возмездия. Однако евангельский принцип отношения к грешникам решительно противоречит подобному рассуждению. Своей земной жизнью Иисус Христос показал людям ту норму человечности, к которой все мы призваны, и поэтому любой поступок Христа, описанный в Евангелии, является эталоном поведения для каждого человека, искренне стремящегося исполнить волю Божию. Что же говорит Евангелие об отношении Христа к грешникам? Только одно: Он их не осуждал, но относился к ним с любовью и жалостью. Христос не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин 8:11); не осудил жителей Самарянского селения, отказавшихся дать Ему пищу и кров (Лк 9:51-56); и даже Иуду, пришедшего предать Его на мучительную смерть, Господь не исключил из числа Своих друзей (Мф 26:50). Более того: первым человеком, которого Христос ввел в Рай, был покаявшийся бандит и убийца, распятый за свои грехи (Лк 23:32-43). Евангелие упоминает лишь одну категорию людей, которая подверглась резкому осуждению Христа. «Змиями» и «порождениями ехидниными» Господь назвал первосвященников, книжников и фарисеев. Это была религиозная элита иудейского народа — то есть именно те люди, которые как раз и считали себя вправе осуждать грешников. В чем же причина такого парадоксального отношения к грешникам в христианстве и почему в Православии любая форма негативной оценки даже очевидно согрешившего человека считается тягчайшим грехом? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала выяснить: а как вообще понимается грех в Православии? Принцип бинокля В греческом языке грех часто называется словом «амартиа», что в буквальном переводе на русский означает «мимо цели», «промах».

http://zavet.ru/a/post_1301285995.html

Древнейший известный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария V-VII в. (издан прот. К. Кекелидзе и М. Тархнишвили). Он совершался в базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь на 6 гл. «Егда преставилася еси…»; прокимен гл. 3 «Величит душа моя Господа»; чтения (Притч 31. 30–32, Иез 44, 1–4, Гал 3. 24–29); аллилуарий «Слыши Дщи и виждь»; то же, что и сейчас, Евангельское чтение (Лк 1.39–50, 56). Типикон (устав) Великой церкви (т.е. храма св. Софии Константинопольской; издан А. А. Дмитриевским и Х. Матеосом) IX-XI вв. содержит подробное описание устава службы празднику Успения. Празднование начинается рано утром процессией от мартирия св. Евфимии во Влахернский храм, где затем совершается Божественная литургия. На вечерне положены три паремии (ветхозаветные чтения), как на Рождество Богородицы (те же, что и ныне), тропарь 1 гласа «В рождестве девство сохранила еси» (этот тропарь доныне поется в Православной Церкви на праздник Успения), ектения просительная, чтение и паннихис (особая служба вечером накануне праздников). На литургии — те же, что и ныне, прокимен, Апостол и Евангелие. Рассмотренный Устав Великой Церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший же монастырский послеиконоборческий устав — Студийский Ипотипосис IX в. — полагает также попразднство для праздника (наряду с Преображением, Воздвижением, Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым, Богоявлением и Сретением). Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря (XII в., отражает практику XI в.) имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (до 23 августа), но они отличаются меньшей торжественностью по сравнению с сегодняшней практикой. Разница с нынешним монашеской паннихис; количества и распорядка кафизм; способа пения канона; состава литургии оглашенных до Евангелия. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, принятому в Русской Церкви до кон. XIV в., отдание праздника совершается 18 августа, т.е. на третий день.

http://sedmitza.ru/text/774755.html

Древнейший известный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария V-VII веков (издан протоиереем К. Кекелидзе и М. Тархнишвили). Он совершался в базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь 6 гласа «Егда преставилася еси…»; прокимен, глас 3 «Величит душа моя Господа»; чтения (Притч. 31, 30–32; Иез. 44, 1–4; Гал. 3, 24–29); аллилуарий «Слыши, дщи, и виждь»; то же, что и сейчас, Евангельское чтение (Лк. 1, 39–50, 56). Типикон (устав) Великой церкви (т.е. храма св. Софии Константинопольской; издан А. А. Дмитриевским и Х. Матеосом) IX-XI веков содержит подробное описание устава службы празднику Успения. Празднование начинается рано утром процессией от мартирия святой Евфимии во Влахернский храм, где затем совершается Божественная литургия. На вечерне положены три паримии (ветхозаветных чтения), как на Рождество Богородицы (те же, что и ныне), тропарь 1 гласа «В рождестве девство сохранила еси» (этот тропарь доныне поется в Православной Церкви на праздник Успения), ектения просительная, чтение и паннихис (особая служба вечером накануне праздников). На Литургии — те же, что и ныне, прокимен, Апостол и Евангелие. Рассмотренный Устав Великой церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший же монастырский послеиконоборческий устав — Студийский Ипотипосис IX века — полагает также попразднство для праздника Успения (наряду с Преображением, Воздвижением, Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым, Богоявлением и Сретением). Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря (XII века, отражает практику XI века) имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (до 23 августа), но они отличаются меньшей торжественностью по сравнению с сегодняшней практикой. Разница с нынешним монашеской паннихис; количества и распорядка кафизм; способа пения канона; состава Литургии оглашенных до Евангелия. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, принятому в Русской Церкви до конца XIV века, отдание праздника совершается 18 августа, т.е. на третий день.

http://patriarchia.ru/db/text/37539.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010