Сектанты говорят: Мы возродились от слова Божия, и получили Духа Святого, как Корнилий Сотник. Нам и не нужна Церковь Православная. Православный ответ: Деян.10:1–6, 46–47 . Корнилий Сотник, хоть очень благочестив, но не мог спастись без Церкви и хотя получил Святого Духа чудесно до присоединения к Церкви ( Деян.10:44 ), но и Корнилию с домашними его ап. Петр повелел чрез крещение присоединиться к Церкви ( Деян.10:48 ). Сектанты говорят: Нас Господь призвал от мертвой жизни, как некогда Савла – гонителя, и мы теперь проповедуем милость Божию к нам. Православный ответ: Деян.9:1–18; 22:12–16 . Ап. Павел, хотя и чудесно был призван Господом, но и ему Спаситель повелел идти в Церковь Его ( Деян.9:9 ), а потом еп. Анания присоединил Савла к Церкви крещением ( Деян.9:18; 22:16 ). Сектанты говорят: Мы верим, что Господь даст Духа Святого нам, просящим у Него ( Лк.11:9–13 ). Православный ответ: Не даст Господь благодати Духа Святого сектантам – противникам св. Церкви Божией, потому что Сам Спаситель сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Лк.11:23 ). Можно ли дать благодать сектантам расточителям Божия достояния, чтобы они имели большую силу для разрушения. Сектанты говорят: Мы спасаемся, как разбойник, покаянием и верой ( Лк.23:42–43 ). Православный ответ: Не идти же всем в разбойники, чтобы в последние минуты жизни сказать: «помяни мя, Господи!» При том разбойник еще и не дожил до начала Церкви и спасся наравне со всеми угодившими Господу в Ветхом Завете. Сектанты говорят: Вы отвергаете всех проповедников Христовых, если они не с вами, но Господь не отвергает, и не запрещает. ( Мк.9:38–39 ). Православный ответ: 1-е, сектанты не творят чудес, как человек, который был не с Апостолами. 2-е, он был не против Апостолов, а «кто не против вас, тот за вас» ( Мк.9:40 ). Сектанты против Церкви и преемников апостольских, ибо они не собирают людей в Церковь , но расточают: «кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает » ( Лк.11:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» ( Лев.24:19–20 ). «До пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» ( Гал.3:23–24 ) 80 . «Древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения» ( 2Кор.5:17–18 ). Будучи истинным Богом, Христос властно вносит изменения в прежнее, данное чрез Моисея законодательство 81 , поскольку Его пришествие на землю и Его евангельское благовестие изменили сам характер спасения людей по вере в Него, как Искупителя и Спасителя мира 82 . Законническое учение, по мысли святителя Иоанна Златоуста , «было детское, сие же (евангельское, благодатное, – М.Т.) – доблественных и великих мужей» 83 . Закон дан бысть чрез Моисея, раба, служащего Богу, «который, приняв от Иного, предал другим, которым дата поведено; сие же, благодать и истина бысть, означает Царя, со властию вся согрешения оставляющего и Свое дарование устрояющего, почему и глаголал: «отпущаются тебе грехи» 84 . «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» ( Мф.5:38–39 ). «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Мф.5:43–45 ). «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Мф.9:36–38 ). «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» ( Лк.10:3 ), «и говорите им: приблизилось к вам Царство Божие» ( Лк.10:3 ). «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Уникальные места Евангелия от Луки 1:5–79 Благовестие праведному Захарии. Рождество Иоанна Предтечи. Благовещение Деве Марии. Посещение Девой Марией дома праведной Елисаветы 2:8–20 Благовестие пастухам. Поклонение пастухов 2:21–38 Сретение 2:41–52 Двенадцатилетний Отрок Иисус в Храме 5:4–9 Первый чудесный улов рыбы 7:11–17 Воскрешение сына Наинской вдовы 7:36–50 Христос и грешница в доме Симона фарисея 10:1–12 Отправление и наставление Семидесяти 10:29–37 Притча о милосердном самарянине 10:38–42 Христос в Вифании у Марфы и Марии 11:5–8 Притча о докучливом друге 12:16–21 Притча о безумном богаче 12:35–40 Притча о бодрствующих слугах 12:42–48 Притча о благоразумном домоправителе 13:1–9 Христос о галилеянах, казненных Пилатом, о падении Силоамской башни. Притча о бесплодной смоковнице 13:10–17 Исцеление скорченной женщины в субботу 13:31–33 Предостережение от Ирода 14:1–6 Исцеление больного водянкой 14:7–14 Притча о званных на брак 15:8–32 Притчи о потерянной драхме и блудном сыне 16:1–12 Притча о неправедном управителе 16:19–31 Притча о богатом и Лазаре 17:11–19 Исцеление десяти прокаженных 18:1–8 Притча о неправедном судии 18:9–14 Притча о мытаре и фарисее 19:1–10 Христос и Закхей 23:6–12 Суд у Ирода 23:39–43 Исповедание благоразумного разбойника 24:13–35 Явление воскресшего Господа ученикам по пути в Еммаус 24:50–53 Вознесение Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Господне и искушение в пустыне Исцеление бесноватых (бесноватого) в земле Гадаринской (Гергесинской) Мк . 1:14–20;       1:29–45;       2:1–17;       Лк. 4:14–15 ; 4:38–5:32 и соотв. места в: 4,8–9 гл. Мф Начало общественного служения в Галилее. Призвание Петра, Андрея, Иакова, Иоанна. Исцеление тещи Петра. Исцеление расслабленного. Призвание Матфея. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой Отправление Двенадцати на проповедь Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого в субботу. Заговор против Господа Иисуса Христа. Вопрос о посте и ответ Христа о сынах чертога брачного Ирод принимает Христа за воскресшего Предтечу

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Итак, Господь в страшных муках висит на Кресте… Одежду Его разделили между собою воины. Не только палачи, но и распятые с Ним бандиты поносили Христа. Они плевали на распинателей, проклинали их и, обратившись ко Иисусу, говорили: «Если Ты Христос», сойди с Креста «…спаси Себя и нас» ( Лк.23:39 ). Но совершилось изумительно психологическое чудо. Разбойник, распятый справа, стал останавливать своего товарища: «…мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли…», — говорил разбойник, — «…а Он ничего худого не сделал». На мгновение задумавшись, бандит обратился к умирающему Спасителю: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» ( Лк.23:41-42 ), — произнес он. Изумительная божественная любовь и власть из уст Иисусовых излились на раскаявшегося злодея: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). За содеянные злодейства разбойник еще долго висел на Кресте, но он первым из представителей человечества в тот же день получил Небесные Обители. Какую великую надежду подает нам случившееся! За каждый грех справедливый Господь попускает нам очистительные страдания. Если грехи превосходят определенную меру, то страдания эти продолжаются в Вечности. Ничто оскверненное грехом не в силах наследовать чистейших Небесных Обителей. Если в скорбях грешник кается, то становится чистым душою. Подобное случилось с разбойником, названным Церковью благоразумным. Оба злодея страдали, но только один раскаялся и наследовал Царство Небесное. Потрясающий пример для нас! Страдания и болезни, перенесенные благостно и с покаянием, приносят спасение, и те же страдания, сопровождаемые озлоблением, оскверняют и губят душу. Вся природа содрогнулась от совершенного над Спасителем злодейства. Началось страшное землетрясение. Трепетала вся Палестина. Образовались глубокие расщелины в земле. Отверзлись гробы многих праведников. По воскресении Иисуса они явились в Святой город. Среди них были Иосиф Обручник, Симеон Богоприимец, пророчица Анна и многие другие.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Плодом первых трудных попыток в составлении материала Евангельской истории было возможно лучшее Собрание изречений Христа, именно изречений, потому что они были великим и главным средством для целей Ев. учения, а потому и в тоже время главным содержанием устного и письменного предания о Христе. В это время возникло содержание весьма важного Евангельского произведения – Собрания изречений Иисуса Христа (Spruchsammlung). Образцами собрания изречений представляются: Нагорная беседа, – Мф. 5–7 ; речь против книжников и фарисеев: Мф. 23:2–39 ; притчи, в которых говорится о созидании, истинном достоинстве и распространении Царства Божья, выясняется существо этого Царства, открывается его история до последнего мыслимого её конца; таковы: Мф. 13 ; Мк. 4; Лк. 8:4–18, 13:18–21 ; Мф. 21:28–32, 33–46 ; Мк. 12:1–9, 22:1–4, 1–14 , Мф. 22:1–14, 21:1–16, 25:14–30 ; Лк. 19:12–27 ; Мф. 24:43, 44–50, 25:1–13 ; Лк. 11:5–8, 18:1–8 ; Мф. 24:32 ; ; Мф. 18:23–35 ; Лк. 12:16–21, 16:1–13, 19–31 . Сюда же относятся и некоторые отрывки речей Спасителя: Мф. 10:5–42, 18:1–20, 24 . Все это содержание первых опытов располагалось в группах по круглым числам, преимущественно по числу семи. Много труднее, чем собирание по воспоминанию изречений Христа, были опыты составления связных рассказов Ев. Истории. И если принимать понятие такой связи в его строжайшем смысле, так, чтобы каждое отдельное происшествие и каждое особое дело было восстановлено совершенно точно на своем первоначальном месте, то ясно, что это было решительно невозможно по причине великого множества таких отдельных происшествий. Но усилие некоторых лиц достигло великой полноты собрания отдельных воспоминаний, причем воспоминания и рассказы, сродные по своему содержанию, соединялись в группы и держались твердо один при другом. Следы таких групп, сродных по материи рассказа, существуют еще и теперь в наших Евангелиях, из точно таких групп составились и главные основоположения их. В таких же группах составлялись более или менее отдельные и сравнительно большие рассказы. Последним результатом такого рода опытов было произведение, сохранившее разрозненный материал Ев. истории в виде первоначального устного предания, хотя и не без искусственного порядка. Тип такого труда представляет Евангелие от Марка, но не в виде второго канонического Евангелия от Марка, а в первоначальном его составе (Ur-Markus), впрочем, мало измененном, за что ручается его простейший план, сохранившийся в каноническом Евангелии от Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Потщимся узреть Господа, пока еще мы живы. Ибо если сподобимся узреть Его здесь, то не умрем и смерть не возгосподствует над нами… (57,180). Когда душа вожделевает Бога, тогда в молитве непрестанно созерцает Его и о Нем помышляет ночь и день (23,97). ВТОРНИК. Лк. Зач. 87. (17,26–37) О ДОБРОДЕТЕЛЯХ Когда внезапно взойдет Судия на высокий и славный престол Свой, тогда небо совьется, подобно свитку, спадут звезды, предстанут Силы ангельские, отверзутся гробы, восстанут тела, иссякнут источники, поколеблются бездны, придет в смятение вся земля (40,930). Бог не объявлял нам дня нашей смерти, не открыл: сегодня, или завтра, или через целый год, или через несколько лет. Он придет, чтобы по неизвестности ожидаемого мы постоянно соблюдали себя добродетельными (43,39)… Как земледелие изменяет качество растения, так попечительность души о добродетели может одержать верх над всеми недугами (1,79). Добродетель принадлежит человеку и при жизни, и по смерти (4,301). Употреби старание успевать в важнейших добродетелях и не вознерадеть о меньших (5,43). Будь верною сокровищницею добродетелей, а ключом имей язык духовного твоего отца (5,47). Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам (5,51). Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божией, есть сокровище благое (5,277). Приобретение добродетели и обогащение добрыми делами есть любостяжание похвальное; хищение, не доводящее до слез; ненасытность, достойная венца, и виновен тот, кто не делает таких стяжаний (5,360)… Добродетель должна быть бескорыстна, если желает быть добродетелью, у которой в виду одно добро (11,36). О добродетели дознаем мы от апостола, что у нее один предел совершенства – не иметь самого предела (14,225). Конец добродетели – мир, упокоение и веселие, не имеющее ничего общего со страстями, преуспевающее в уповании на общение с Богом (15,18). Разнообразная и многовидная попечительность о добродетелях делается многомощною, доставляет спасение преуспевающему (15,38). Для добродетели главное – Божия помощь, которой сподобляется своею жизнью присвоивший себе Божию милость (15,160).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пример 1-й. О двух разбойниках из Евангелия Пример отречения от Христа мы видим во время страдания Иисуса Христа на кресте. Один из бывших при Нем распятых разбойников, порицал Иисуса Христа, сказав Ему: «аще ты еси Христос, спаси Себе и наю». Тогда как другой разбойник обличал его за это, говоря: «ни ли ты боишися Бога, яко в томже осужден еси; и мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: сей же ни единаго зла сотвори. И глаголаше Иисусови: помяни мя Господи, егда приидеши во царствии си.» И Господь на это сказал ему: «аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи» ( Лк.23:39–43 ). Вот два примера, из которых мы должны поучаться: один – немногими, повидимому, не особенно дерзкими словами отрекся от Иисуса Христа и получил осуждение; другой же, благоразумный разбойник, немногими словами обличил ругателя и исповедал Иисуса Христа невинным, безгрешным и напрасно страждущим, а себя признал достойным казни и просил Господа помянуть его во Царствии Своем, и этим кратким, но исполненным глубокой веры, исповеданием Иисуса Христа он получил прощение всех своих грехов и сделался наследником вечного живота, ибо Господь сказал ему:«аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи ». Пример 2-й. Из сказания о страданиях 40 мучеников Другой пример мы видим в сказании о 40 святых мучениках, пострадавших за исповедание Христа в Севастии граде от Лукия мучителя в 912 г. (по Рождестве Христове). В сказании этом говорится, что они, после продолжительных и тяжких мучений, в холодную зимнюю ночь загнаны были в озеро, покрытое льдом: а при этом озере устроена была баня, которая натапливалась тепло, дабы этим соблазнить св. мучеников, так что, если бы кто из них не стерпел холодной ледовитой воды, то мог бы прибежать в эту баню и обогреться. И вот из числа 40 св. мучеников, действительно, один почувствовал лютость холодной воды и решился выбежать из озера и войти в теплую баню; но как только он вступил на порог бани, то тут же умер и погиб за измену свою Христу, и лишился мученической награды небесного венца. Между тем воин неверный, увидевший, сходящие с небес от Бога, 39 венцов на мучеников, но не 40, и от сего уразумевший, что избежавший из воды мученик погиб и лишился своего венца, уверовал во Христа и вошел в озеро к мученикам, и с ними пострадал, и таким образом был причислен к лику св. мучеников; о чем подробности находятся в описании их страданий в Четьи-Минеи 9 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Единственная цель молитвы — соединение человека с Богом. Господь и без наших просьб знает, в чем мы нуждаемся, проходя поприще земной жизни. Он видит, действительно ли нам полезно то, о чем мы просим. Главное, чтобы мы достигли вечной жизни, получили прощение грехов. Когда мы говорим Господу: «Прости меня, я согрешил тем-то и тем-то», — мы не открываем Ему ничего нового. Но этим мы свидетельствуем свое стремление быть с Ним, желание очиститься от грехов и наследовать спасение, совершенное Христом. Как быть, если человек не молится, а сам по себе старается быть добрым, честным, жертвенным? Разве Бог его не спасет без молитвы? Надо понимать, что спасение — это не награда за добрые поступки и правильные слова, а соединение с Богом. Господь не навязывает Свое общение тому, кто этого не хочет и не желает. И наоборот, древние патерики и святоотеческие поучения исполнены примерами спасения явных грешников, которые обращаются к Богу в молитве. Вспомним евангельского разбойника, который просил Христа помянуть его во Царствии Своем и первым вошел с Ним в рай за свое покаяние (см. Лк. 23, 39—43). Другой пример — язычники Виктор и Сосфен, охранявшие великомученицу Евфимию. Когда они увидели, как бесстрашно святая переносит жестокие пытки, они уверовали во Христа. Их приговорили к казни, и перед смертью они молились не о пощаде, а о том, чтобы Господь принял их в Свое общение. Господь слышит каждую молитву и принимает ту, которая возносится искренно. Но молитва — это не заклинание, которое должно подействовать после правильно выполненного ритуала. Было бы легкомыслием ожидать, что ответ на молитвенное прошение последует немедленно, автоматически, в один клик. Даже на просьбу праведника Господь может долго не отвечать. Евангельская вдовица несчетное количество раз ходила к судье и не уставала просить его о своем деле, пока ее настойчивость не была вознаграждена (см. Лк. 18, 3—8). Этой притчей Господь призывает нас молиться и не унывать в этом самом главном деле жизни. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/126024.html

Именование И. А. «членом совета» в Мк 15. 43; Лк 23. 50 (βουλευτς встречается только в этих местах в НЗ) могло подразумевать его участие в управлении некой местной общиной (см.: Taylor. 1959. P. 600; а также: Broer. 1972. P. 175-177). Однако, вероятнее всего, И. А. являлся членом Иерусалимского синедриона, т. к. он был богатым землевладельцем (Мф 27. 57; Jeremias. 1969. P. 96) и был связан с Никодимом, др. членом синедриона (Ин 7. 50; 19. 39). Кроме того, Иосиф Флавий использует однокоренное слово «совет» (βουλ) по отношению к Иерусалимскому синедриону ( Ios. Flav. De bell. II 16. 2 (336)). На основании иудейского закона, по к-рому тело казненного не должно было оставаться на дереве после захода солнца (Втор 21. 23), а погребение рассматривалось в качестве обязанности, к-рая должна выполняться даже по отношению к телам врагов ( Ios. Flav. De bell. III 8. 5 (361)), нек-рые совр. библеисты предположили ( Broer. 1972. P. 175-183, 190-198; Brown. 1988. P. 234-238), что И. А., как один из иудейских вождей, мог просить у Пилата тело Иисуса, ссылаясь на требования закона. Т. о. благодаря И. А. Господь, распятый как преступник, был достойно и благоговейно погребен (ср.: Ис 53. 9). Однако в таком случае И. А. мог нарушить постановления закона о ритуальной чистоте (ср.: Числ 19. 11-13; Brown R. E. John 13-21. Garden City (N. Y.), 1970. P. 940) и серьезно рисковал своим высоким положением в обществе (Ин 19. 38; ср.: Мк 15. 43, где сказано, что И. А. «осмелился войти к Пилату»). Действия И. А. скорее свидетельствуют о нем как о последователе Господа, бывшем прежде «тайным учеником» из-за опасений преследования со стороны иудеев. Согласно мнению Дж. Кроссана, история с И. А. является позднейшей легендой, возникшей на основе апокрифического «Евангелия от Петра» (ок. II в. по Р. Х.) и вставленной в текст Евангелий ( Crossan. 1988), однако эта гипотеза была отвергнута большинством специалистов, в т. ч. и на основании текстологического анализа (см. подробнее: Das Evangelium nach Petrus: Text, Kontexte, Intertexte/Hrsg. Th. J. Kraus, T. Nicklas. B.; N. Y., 2007). В святоотеческой экзегезе

http://pravenc.ru/text/673659.html

На самом деле, эти слова настолько необычны, что нередко привлекают к себе внимание молящихся. Так, мы можем увидеть цитату из этого песнопения в «Словах» прп. Паисия Святогорца : — Геронда, а каким образом спасся один из разбойников, распятый рядом со Христом? — Этот разбойник перелез через забор и забрался в райский сад! “Разбойничье покаяние Рай окраде”. То есть своим великим покаянием благоразумный разбойник сумел “обворовать” даже Рай. 1 В первой фразе говорится о том, что «покаяние разбойника обокрало рай». Данное выражение отсылает нас к очень важному евангельскому рассказу о «благоразумном разбойнике» ( Лк.23:39-43 ), который был распят вместе с Христом, принёс Ему предсмертное покаяние и получил обещание:  истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю  ( Лк.23:43 ). Песнопение, использующее этот сюжет поражает своей парадоксальностью: как из рая – особого места присутствия Бога – можно что-то украсть? В этих словах, как и во многих других песнопениях, используется язык поэзии, прибегающий подчас к неожиданным формулировкам, не связанным предельной точностью богословской терминологии. Конечно, мы видим связь с прежним образом жизни разбойника, который, скорее всего, занимался воровством. Здесь же это противозаконное действие внезапно переносится в нравственную сферу и становится символом всесильного покаяния, которым можно «обокрасть» даже рай. Понимают это песнопение ещё и так: из-за покаяния разбойника рай «обеднел» на одно место. К тому же мы можем увидеть связь мысли песнописца с другим евангельским текстом, а именно сложными для понимания словами Христа:  От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его  ( Мф.11:12 ). Что в славянском переводе, что в греческом оригинале слово «восхищают» (ρπζουσιν) обозначает «похищение, разграбление», т.е. отнятие силой («силой берётся» – βιζεται). Этой силой является покаяние, которое настолько изменяет человека, что помогает ему «похитить» рай, «отобрать» себе место в нём. И один из главных примеров покаяния для христиан – это благоразумный разбойник, который через своё покаяние унаследовал спасение.

http://azbyka.ru/razbojnicho-pokajanie-r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010