Израиль поставил ее посреде (Ин.8,3) для исполнения смерти, чтобы побить камнями, но Бог, Святый Израилев, явившийся в Своей милости посреде Израиля, совершил исполнение жизни, дал надежду не имеющей надежды. От нее стремительно, в страхе перед явленной посреде Израиля правдой Божией, удаляется сонмище мужей, желавших судить ее по закону, и не знающих, что такое «правда и суд, благость и милосердие» (Ос. 2,19). Она, восставленная, теперь для них «грозна, как полки со знаменами» (Песн. 6,4). Ибо Бог милости хочет, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжения (Ос. 6,6). Он пишет закон Свой новый — на камнях, омытых водою, на сердцах, обновленных крещением (Иез. 26,25–27). Он воздвигает от камней чад Аврааму (Мф.3,9), чад Нового завета, превозмогающего Ветхий Закон Моисеев, повелевающий «таковых побивать камнями» (Ин.3,5). Пишет не рукою посредника, (Евр. 11,17) но животворящим Духом Своим, перстом Божиим, изгоняя всякую нечистоту (Лк. 11,20), мешающую Богообщению лицом к лицу. В сердце новое вливается Дух Завета воистину kainos — нового, небывалого, а не очередного, но вино не прорывает, а обновляет мехи (Лук.5,37–38). Так совершается «Завет нов» (Иер. 31,31–34). Она была черна — но омыта чернота ее, и теперь она красива, «как завесы Соломони» (Песн.1,4). Незаслуженное прощение даровано ей — ибо крепка, как смерть, любовь (Песн.8,6). Большие воды ее не затопят. «И ты не должна знать другого Бога, и нет Спасителя, кроме Меня» (Ос. 13,4). Ибо он — Бог, а не человек (Ос. 11,9). Ибо только Он — «единственный Человек, способный на такое мужество» — как говорит Богоматерь в античной христианской поэме «Христос Страждущий». Он пребывает верен, ибо отречься Себя не может (2Тим.2,12–13). Он сдержал слово. Он сделал, как сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их (Ос. 13,14). Воды, как огонь, один и тот же для оправдываемых грешников, «которые возлюбили много», и осуждаемых праведников, которые не дали и воды на ноги (Лк.7,44), это — Божественная любовь, дошедшая до смерти и прошедшая через нее, и ставшая для них бичом, по слову мудрого и чистого сердцем сирийского монаха Исаака.

http://pravmir.ru/nedelya-o-strashnom-su...

Лк.14:15 ). Та же идея общения Бога с Израилем выражается и во втором отделе книги Левит (гл. 8–10), рассказывающем о посвящении Аарона в первосвященника и сынов его–в священники,–особенно в словах Господа, передаваемых Моисеем Аарону и выражающих сущность ветхозаветного священства: «в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» ( Лев.10:3 ). Здесь ясно выражена мысль, что то всеобщее, всенародное священство, к которому был предназначен Израиль ( Исх.19:6 ), составляло лишь идеал, необходимым условием достижения которого было законное, богоустановленное священство ( Исх.19:22 ). С новой стороны и с особенною силою выступает идея религиозного жизненного общения между Богом и Израилем в следующем, третьем отделе рассматриваемой книги (гл. 11– 15). Для того, чтобы на самом деле быть богоизбранным обществом Иеговы, Израиль должен был оберегаться от разных видов так называемой ритуальной нечистоты: 1) от употребления в пищу нечистых животных (11 гл.); 2) от нечистоты, связанной с актом деторождения и вообще с половою жизнью женщин и мужчин (гл. 12 и 15); 3) от нечистоты проказы (гл. 13–14), и 4) более всего от осквернения прикосновением к трупу человека или животного,–нечистоты смерти ( Лев.11:33, 19:11–22 ). «Потребность в ритуальном очищении для ветхозаветных людей создавалась сознанием ими своего греховного состояния, действия как в них самих, так и в окружающем мире последствий первородного греха... Законодатель, стремившийся направить жизнь еврейского народа по началам, указанным Творцом, дал ряд постановлений, посредством которых ограждалась жизнь общества Израилева от губительного действия греховной скверны и заразы. Но не удовольствовавшись одними этими постановлениями, имевшими значение чисто внешних, санитарных мероприятий, законодатель в то же время стремился указать на коренную причину внешней скверны и нечистоты, на действие первородного греха, и на внутреннюю необходимость устранения оной, а посему дал ряд постановлений ритуального характера, целью которых служило указать на необходимость внутренний борьбы со грехами и на потребность сверхъестественных средств для возрождения и очищения человека, другими словами, на потребность очистительной жертвы Сына Божия, имевшего сокрушить главу виновника грехопадения ( Быт.3:15 ) и греховной скверны, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Отошел… Опять начинается эта напряженная, эта страшная молитва. Наконец Спаситель изнемог до последней степени и покрылся кровавым потом. Святитель Димитрий Ростовский, обращаясь к Спасителю, спрашивает: «Господи, Спасителю наш, кто Тебя изранил? Ты еще не на Кресте, Тебя еще не бичевали… Кто Тебя изранил?.. Почему Ты кровью покрыт?» И отвечает сам же: «Любовь изранила. Любовь… Та любовь, которая заставила Безгрешного взять на Себя бремя грехов и Того, Которому несвойственны страдания, идти прямо на эти страдания». И только тогда, когда увидел Отец Небесный, что для человеческой природы Спасителя уже все силы исчерпаны и в полное изнеможение приходит Он на молитве Своей, послал Ангела Своего, чтобы показать, что молитва Сына услышана и что, если Отец и не благоволит эту молитву исполнить и чаша не отстраняется от Него, то, однако же, любовь Отца Небесного посылает небесного вестника. И этот небесный вестник-Ангел укрепляет Того, Кто всё Сам носит глаголом уст Своих… Так молился Господь. Но дальше в этой молитве начинают звучать как бы уже новые мотивы. Борьба приходит к концу. Когда Господь снова пошел к апостолам и они опять были спящими, тогда Он снова, уже в последней части этой молитвы, пошел и повергся пред Отцом Своим. Но теперь Он уже молится так: «Отче Мой, если не может миновать Меня чаша сия, чтобы не пить ее, да будет воля Твоя». Мы знаем, какую молитву дал Иисус Христос Своим апостолам тогда, когда они просили Его: «Научи нас молиться». Он дал им молитву «Отче наш». И вот там-то, как вы знаете, есть прошение, которое говорит: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» (Лк 11, 1–2). И уча Своих апостолов так молиться, Он в этот исключительно страшный для Него момент дает им и нам пример, как нужно свою человеческую волю покорять воле Отца Небесного, и молится: «Да будет воля Твоя. Не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Не Моя воля, а Твоя да будет» (см.: Лк 22, 42). И тогда уже, преодолевши голос немощной человеческой природы, ее протест против незаслуженных страданий, взяв на Себя невыразимо страшное, тяжкое бремя грехов наших, Он подходит к апостолам снова и тут уже говорит им: «...вы всё еще спите и почиваете? Встаньте! Пришел конец. Прииде час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (см.: Мк 14, 41–42).

http://pravoslavie.ru/3229.html

а) желают видеть чудеса из любопытства: Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо ( Лк.23:8 ); б) не понимают чудес и забывают о них: Отцы наши не уразумели чудес Твоих ( Пс.105:7 ); забыли дела Его и чудеса ( Пс.77:11 ). Лжепророки иногда совершают чудеса (ложные, подобие чудес): Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи, не от Твоего ли имени мы пророчествовали, и не Твоим ли именем бесов изгоняли, и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас: отойдите от Меня делающие беззаконие ( Мф.7:22 ). Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных ( Мф.24:24 ). Пришествие беззаконника, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными ( 2Фес.2:9 ). И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою ( Откр.19:20 ). Примеры чудес, совершенных непосредственно Богом Смешение языков: ( Быт.11:1–9 ). Обитатели Содома, пораженные слепотою, и окаменевшая жена Лотова: ( Быт.18:20–22 , Быт.19:1–28 ; Лк.17:28–38 ). Огненная купина и вещание Божие из нее: ( Исх.3:1–9 ). Жезл Моисея, изменившийся в змия: ( Исх.4:2–5 ). Столп облачный и огненный: Господь шел пред сынами Израилевыми днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица всего народа ( Исх.13:21–22 ). Манна: возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне. И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле египетской, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом. И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день. А в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни. Поутру лежала роса около стана. Роса поднялась, и – вот, на поверхности пустыни, нечто мелкое, круповидное. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна. Она была как кориандровое семя, вкусом же как лепешка с медом. Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской (Исх.гл. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поелику же те наследуют жизнь вечную, кои знают единого точию истинного Бога, и егоже Он послал Иисус Христа: то явствует, что чрез спасение верующих прославляется и Отец, и Сын. Итак вся связь в смысле слов Господних есть сия: «прослави Сына Твоего, да и Сын Твой Тя прославит, якоже прославил еси Его», и Им прославился, «егда дал еси Ему власть всякия плоти» ( Ин.17:1–2 ), а Он дал верующим жизнь вечную. Виждь же, како и единству Божества научил, сказав: «да знают Тебе единаго истинного Бога». К сему ж еще предал и догмат спасительного Своего воплощения: «и егоже послал еси Иисус Христа». Не сказал: еже послал еси Слово, – дабы кто-нибудь, отсюда взяв повод, не подумал, что разлучает и разделяет Божество Свое от Божества Отча; но сказал: «Егоже послал еси Иисус Христа», да всяк уразумеет, что Он говорит о Своем вочеловечении, откуда отделяет Он едино токмо Божество от Своего человечества, многобожие всеконечно исторгая. Да знают, говорит, и веруют в единого токмо истинного Бога, и воплощенного Христа. Не в двух богов, но во единое точию Божество Отца и Сына и Святого Духа, хотя Сын воплотивыйся бысть и человеком. О чем же молясь глаголал, то самое паки в нижеследующих объясняет словах, говоря: Ин.17:4 .  Аз прославих Тя на земли: дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю. Праведно говорит, «на земли»: понеже на небеси Бог Отец Его всегда препрославлен был с Самим Своим Сыном, и с Пресвятым Своим Духом, имея по естеству бесконечную славу, и святыми Ангелами непрестанно славословимый. Прославил же Его «на земли», яко человек, совершением того дела, еже предал есть Ему. Какое же есть сие дело? То не есть дело, но дела, якоже инде и Сам изъявил, сказав: «дела, яже даде Мне Отец, да совершу я» ( Ин.5:36 ). Дело есть проповедание спасительной веры «благовестити Ми подобает царствие Божие, яко на се послан есмь» ( Лк.4:43 ). Дело – обращение грешников: «не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние» ( Мф.9:13 ). Дело – примирение и соединение человека с Богом, по слову: «аще бо, врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся в живот Его: не точию же, но и хвалимся о Бозе Господем нашим Иисус Христом, Имже ныне примирение прияхом» ( Рим.5:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Вот почему я нахожу чрезвычайно опасным для религиозного развития юношей требовать от них буквального понимания некоторых ветхозаветных повествований, и считаю необходимым открыть им истинный смысл этих повествований и, по возможности, примирить его с буквальным смыслом их. Приведу несколько примеров. 1) Господь наш Иисус Христос говорил, что Бога никто, кроме Него, не видел. Понятно, что если никто из людей не видел Бога, то никто не мог и разговаривать с Ним непосредственно, так, как мы разговариваем друг с другом. В книгах же Ветхого Завета весьма часто упоминается о разговорах Бога с людьми. Чтобы устранить такое противоречие между словами Иисуса Христа и ветхозаветными повествованиями, надо прежде всего не забывать, что авторитет Иисуса Христа выше авторитета всех ветхозаветных писателей; а потому надо считать, что ветхозаветные писатели лишь для наглядности и вразумительности своих повествований говорили об открытой им каким-либо иным путем воле Божией как о разговоре их с Самим Богом, но что непосредственно никто из людей с Богом не разговаривал. Веруя, что созданные Богом люди должны были образовать управляемое Самим Богом Царство Божие, Царство мира, любви и добра, я признаю, что Царь этого Царства, Бог , не мог устранить Себя от вмешательства в жизнь людей, как отдельных лиц, так и народов; связь между Ним и Его подданными должна была быть с самого начала; она должна была выражаться в откровениях (объявлениях) людям Его воли и окончательно установилась воплощением Его Слова, Сына Божия. Поэтому я не могу не признавать постепенного откровения этой воли и в ветхозаветном периоде истории человечества, но хочу только придать этому откровению, по возможности, удобопонятное объяснение, не противоречащее непререкаемой истинности слов Господа нашего Иисуса Христа. Из книг Ветхого Завета мы знаем, что особо избранных людей Бог приводил иногда в такое состояние, при наступлении которого они ясно чувствовали и сознавали присутствие в себе Духа Божия и как бы слышали Его голос; под влиянием такого озарения Духом Божиим, они шли и возвещали людям усвоенное ими слово Божие, волю Его, говоря: сказал мне Господь; было слово Господне ко мне. В тех же книгах говорится, что таким избранным людям Бог посылал особых вестников, а иногда открывал Свою волю и в сновидениях. Мы знаем также из Евангелия, что при крещении Иисуса Христа, при преображении Его и перед окончательным выходом Его из храма Иерусалимского, слышен был голос, говоривший именем Бога, и что слышали его не все, а только избранные ( Мф.3:17 ; Мк.1:11 ; Лк.3:22 ; Мф.17:5 ; Мк.9:7 ; Лк.9:35 ; Ин.12:28 ). Такой же голос слышали Адам и Ева, Каин, Моисей и пророки. Но никто из слышавших голос, звучавший по повелению Божиему, не видел Бога. Наконец, мы знаем, что Бог дал всем вообще людям возможность согласовать свои поступки с волей Его внушением божественного голоса совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

«Младшие повинуйтесь пастырям» ( 1Пет.5:5 ). «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается, а отвергающийся Меня, отвергается Пославшего Меня» ( Лк.10:16 ). Священноначалие должно почитать: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе... и почитать их преимущественно с любовью за дело их» ( 1Фес.5:12–13 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно воздавать сугубую честь» ( 1Тим.5:17 ). Грехи пастырей не уничтожают благодати священноначалия: Безгрешных нет; «если говорим. что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас». Только одни более грешны, а другие менее ( 1Ин.1:8 ). Иуда «был вор» ( Ин.12:6 ), но и ему, как всем Апостолам, даровал Господь благодать исцелений, и он действовал, доколе не предал Христа. И наши пастыри, хоть и грешны бывают, но священнодействуют благодатно, разве что продадут Христа, изменивши Православию. Тогда, конечно, теряют благодать, она лишь осуждает их ( Мф.10 ). Каиафа был отвратительным человеком, но и чрез него Дух Святый дал откровение о смерти Христовой ( Ин.11:51 ). Между ап. Павлом и Варнавой произошел спор, но они не лишились благодати апостольства ( Деян.15:36–40 ). Кроме, Тимофея, современные апостолу пастыри были корыстолюбивы, но из-за этого никто из первенствующих христиан не оставлял Православия, как теперь из-за корыстолюбия священников переходящие в секты ( Флп.2:20–21 ). Ап. Петр кривил душой и лицемерил, но от этого не лишился апостольства ( Гал.2:13 ). Священноначалие нельзя злословить: Ап. Павел признал, что даже беззаконного Иудейского первосвященника нельзя злословить ( Деян.23:5 ). Ругатели священноначалия осуждаются ( 2Пет.2:9–10 ; Иуд.1:4–8 ). Священноначалие содержится от паствы: У Христа и Апостолов был ящик, в который опускали пожертвования ( Ин.12:6 ). Многие женщины «служили Ему (Христу) имением своим» ( Лк.8:3 ). «Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). «Вы... и раз, и два присылали мне на нужду» ( Флп.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

г) будут наказаны с диаволом: «идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф. 25:41 ). Верующие а) опечаливаются диаволом по попущению Божию: «сказал Господь сатане: вот все, что у Иова, в руке твоей, только душу его сбереги. И... после, отнятия имения и детей, поразил сатана Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» ( Иов. 2:12, 2:6, 7 ). б) искушаются: «восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян» ( 1Пар. 21:1 ). в) преследуются: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусит вас» ( Апок. 2:10 ). Верующие должны а) противиться диаволу: «Облекитесь во всеоружение Божие, чтобы вам можно было встать против козней диавольских» ( Еф. 6:11 ). – «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак. 4:7 ). б) не допускать его к себе: «не давайте места диаволу» ( Еф. 4:27 ). Верующие а) преодолевают диавола: «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны... и вы победили лукавого» ( 1Ин. 2:14 ), «низвержен клеветник братий наших... Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего» ( Апок. 12:10, 11 ). б) восторжествуют, наконец, над диаволом: «Бог... мира сокрушить сатану под ногами вашими вскоре» ( Рим. 16:20 ). Торжество Господа нашего над диаволом предсказано: «семя жены будет поражать тебя в голову» (по-славянски: «сотрет главу твою») ( Быт. 3:15 ). – " Ты, Господи, восшел на высоту, пленил плен» ( Пс. 67:19 ). Состояло а) в том, что Он противостоял искушениям его: «отойди от Меня, сатана... Тогда оставляет Его диавол» ( Мф. 4:10, 11 ). – «Мы имеем... такого первосвященника... Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр. 4:15 ). б) в изгнании бесов: " приводили ко Господу всех... бесноватых, и лунатиков... и Он исцелял их» ( Мф. 4:24 ). – «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» ( Деян. 10:38 ). в) в даровании Своим ученикам власти изгонять диавола: Господь дал апостолам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их, говоря: больных исцеляйте, бесов изгоняйте ( Мф. 10:1, 8 ). «Созвав... двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами... Семьдесят учеников возвратились с радостию и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем... се, даю вам власть наступать... на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» ( Лк. 9:1, 10:17, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Голубь . Таинственность движения ветра и дыхания находит выражение в образах Святого Духа как птицы. В Писании Дух впервые появляется «носящимся над водою» наподобие птицы ( Быт.1:2 ). В Евангелии от Марка Святой Дух впервые появляется при крещении Иисуса, когда, по общему представлению авторов евангелий, Дух сошел, «как голубь» ( Мк.1:10 ; Мф.3:16–17 ; Лк.3:22 ; Ин.1:32–33 ). Образ голубя не имеет отношения к «миру», как иногда ошибочно полагают. Тот, на Которого сошел Дух, будет сразу же отправлен в пустыню, где встретится с искушением ( Мк.1:12 ), а затем начнет служение, чреватое опасностями и раздорами. Мягкое сошествие голубя вызывает в воображении полет Духа с неба «наверху» на землю «внизу». Образ птицы может также быть отзвуком рассказа о сотворении в Бытии и выражать мысль о начале нового творения в лице Мессии Израиля. По мнению других, образ голубя служит напоминанием о посланце доброй вести в рассказе о Ное, когда голубь вернулся к нему со свежим масличным листом в клюве ( Быт.8:11 ). Елей помазания . На протяжении всего Писания елей символизирует присутствие Святого Духа при помазании сооружений или определенных лиц. Помазанные елеем предметы отделялись как святые для Бога. Так, Бог повелел Моисею приготовить специальное миро для помазания, когда род Аарона был избран для служения Богу в скинии ( Исх.30:25 ). Оливковое масло смешивалось с дорогими специями и использовалось для помазания мест пребывания Духа Божьего; помазывались все предметы в скинии ( Исх.40:9 ), а также голова и одежда Аарона и его сыновей ( Исх.29:7, 21 ; Лев. 21:10 ). Тела людей, не подлежащих помазанию, помазывать запрещалось ( Исх.30:32 ). По словам псалмопевца, помазание елеем указывает на присутствие и благоволение Бога ( Пс.22:5; 88:21 ); избранные Богом помазываются «елеем радости» ( Пс.44:8 ). Исаия пишет: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим... возвестить... что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости» ( Ис.61:1–3 ). Иезекииль показывает, что отвержение Духа равнозначно использованию елея для иных целей, помимо поклонения Ему ( Иез.16:18; 23:41 ). В видении Захарии стоящие пред Божьим престолом помазываются елеем ( Зах.4:14 ). Святой Дух пребывает в посвященных Ему сосудах, и помазание елеем служит символом этого посвящения и отождествляется с Ним. Помазание и запечатление Павел связывает с получением залога Духа: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   Так [Молитва] говорит о [Боге] Отце, об имени Отца и о Царстве [Его]. Кроме того, она показывает, что молящийся есть сын этого Отца по благодати; требует единства воли для небесных и земных существ и повелевает просить хлеба насущного. Она узаконивает примирение людей [друг с другом], взаимной уступчивостью их скрепляет воедино природу [человеческую], неразделяемую различием воли [у отдельных лиц]. Она учит молиться о том, чтобы не впасть в искушение, то есть в закон греха, а также увещает [молиться] о том, чтобы избавиться от лукавого. Ибо необходимо, чтобы Самосовершитель и Раздаятель благ был вместе с тем и Учителем для верующих в Него — учеников Своих, и чтобы Он дал подражающим жизни Его по плоти, в качестве залога [вечной] жизни, слова этой Молитвы, которыми Он показал сокрытые сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3), существующие в Нем зримым образом, для того, без сомнения, чтобы возбуждать у молящихся желание наслаждаться ими.    Писание назвало это учение «молитвою» потому, думаю, что оно содержит в себе испрашивание у Бога даров, которые Он уделяет людям по благодати. Ибо богодухновенные отцы наши именно так определяют молитву: молитва есть испрашивание того, что Бог, свойственным Ему образом, обыкновенно дарует людям. А моление определяется как обещание, или обет, который служащие Богу люди искренне приносят Ему . Это многократно подтверждает и Писание своим словом, как, например: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему» (Пс. 75:12). И еще: «Елика обештах, воздам Тебе во спасение мое Господи» (Иона 2:10) — это сказано о молении. С другой стороны, [Писание говорит и] о молитве, как, например, «И помолися Анна ко Господу, глаголющи: Адонаи Господи Элои Саваоф, аще услыши рабу Твою, и даш ми плод чрева» (1 Цар. 1:11). И еще: «И помолися Езекиа царь Иудин, и Исаиа сын Амосов пророк пред Господем» (2 Пар. 32:20). Также: «Когда молитесь, говорите: Отче наш, суший на небесах!» (Лк. 11:2) -что сказано ученикам [Самим] Господом. Итак, моление есть соблюдение заповедей и исполнение их волей молящегося, а молитва есть испрашивание того, кто сохранил [эти заповеди], [у Бога] обновления себя для добрых дел. Или, сказать лучше, моление есть подвиг добродетели, посвящаемой Богу, Который благосклонно принимает его; а молитва есть награда за подвиг добродетели, воздаваемая [человеку] Богом с великой радостью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010