Беседа на Евангелие Недели мытаря и фарисея Пример истинного покаяния Какое Евангелие сегодняшнего дня? Сегодня читалась притча о мытаре и фарисее, научающая, как должно каяться во грехах, отчего и название недели этой Неделею о мытаре и фарисее. ( Лк. 18:10–14 . Зач. 89). Заметимте, братие, что с нынешнего воскресенья Церковь начинает приготовлять нас к Великому посту – приготовлять особенно, евангельскими чтениями по воскресным дням. ... «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». ... В Евангелие в притче говорится, что вошли в Церковь помолиться двое из Евреев: один фарисей, а другой мытарь и, когда молились, то один, именно фарисей, молился так, что был осужден за свою молитву, а другой, мытарь – был оправдан. Для объяснения притчи о мытаре и фарисее должно сказать, кто такие были фарисей и мытарь? Затем пояснить слова их молитвы и слова Евангелия о плодах их молитвы и, наконец, сказать, кого из нас представляют собою эти фарисей и мытарь? Кто такие у Евреев были фарисеи и мытари, это вы, братие, знаете из прежних наших объяснений. «Мытари» – это были сборщики податей у них. Мытари считались у Евреев грешниками, потому что при сборе податей делали разные обиды и притесняли народ, богатство их давало им возможность предаваться порокам скупости, гордости и т.п. «Фарисеи» же – это были такие из Евреев, которые отличались строгим исполнением закона, преимущественно наружных его обрядов, и таким своим поведением любили хвалиться. Между тем, в сущности, по большей части фарисеи были лицемерами: были в душе и горды, и сварливы, по наружности же казались благочестивыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Сортировать по Исключить новости И прочие безумные глаголы Посмотрим на фарисеев. Ругает ли Господь их за принадлежность к фарисейству, за следование Закону, за их «национализм в хорошем смысле»? Да нет же! Ни одна йота не прейдет из Закона, говорит Христос. А хананеянке отвечает: «Я послан к погибшим овцам дома Израилева». Никакого модернизма и космополитизма. Более того: Иисус велит исполнять всё то, что говорят фарисеи. 13 февраля, 2011 Посмотрим на фарисеев. Ругает ли Господь их за принадлежность к фарисейству, за следование Закону, за их «национализм в хорошем смысле»? Да нет же! Ни одна йота не прейдет из Закона, говорит Христос. А хананеянке отвечает: «Я послан к погибшим овцам дома Израилева». Никакого модернизма и космополитизма. Более того: Иисус велит исполнять всё то, что говорят фарисеи. Притча о мытаре и фарисее – Лк 18:10–14 (зач. 89): Сказал Господь притчу сию: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Великий пост подступает постепенно. Первая весточка – рассказ о Закхее : слыша его на литургии, мы понимаем: пора готовиться к посту. Пока, может быть, лишь держать в уме саму эту мысль: скоро пост. До следующих субботы-воскресенья ничего не происходит, и мы почти уже готовы поверить, что на сей раз обойдется. Но Церковь не дает нам расслабиться, не дает закоснеть в самодостаточности и самоуспокоенности. На праздничной утрене после воскресного Евангелия, после песни «Воскресение Христово видевше…» и 50-го псалма мы слышим песнопение, содержание которого не оставляет сомнений: « Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! ».

http://pravmir.ru/i-prochie-bezumnye-gla...

Сортировать по Исключить новости Один вздох В этой притче о мытаре и фарисее Спаситель говорит: „И пошел из храма мытарь более оправданный, нежели фарисей…” Неужели это значит, что вся добродетель, подлинная добродетель фарисея не значит ничего перед Богом, а один только вздох мытаря спас его и превознес над праведным фарисеем? 5 февраля, 2011 В этой притче о мытаре и фарисее Спаситель говорит: „И пошел из храма мытарь более оправданный, нежели фарисей…” Неужели это значит, что вся добродетель, подлинная добродетель фарисея не значит ничего перед Богом, а один только вздох мытаря спас его и превознес над праведным фарисеем? Первая подготовительная неделя к Великому Посту . Неделя о мытаре и фарисее. Лк., 89 зач., XVIII, 10-14 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы слышали сегодня притчу о мытаре и фарисее. В этой притче Спаситель говорит: „И пошел из храма мытарь более оправданный, нежели фарисей…” Неужели это значит, что вся добродетель, подлинная добродетель фарисея не значит ничего перед Богом, а один только вздох мытаря спас его и превознес над праведным фарисеем? Иллюстрация: mpda.ru Нет; церковная песнь нам говорит, что мы должны избежать горделивых слов фарисея и научиться высоте мытарева смирения. И одновременно Церковь говорит, что нам надо научиться подлинной, истинной добродетели; но если она нам – повод для превозношения, лучше бы ее не было, лучше бы не было ничего, кроме глубокого, скорбного сознания нашего недостоинства перед Богом.

http://pravmir.ru/odin-vzdox/

По 3-й песни канона – седален «Смирение вознесé», «Слава» – «Смирение древле», «И ныне» – Богородичен «Скоро приими...» Чтение устáвное. По 6-й песни – кондак, глас 3-й. «Воздыхания принесем мытáрская Господеви, и к Нему приступим грешнии яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков. Оставление подает всем кающимся: нас бо ради воплотися Бог сый Отцу Собезначальный». Синаксарий Триоди. Икос. Пред 9-ю песнью поется «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог». Светилен, или ексапостиларий, воскресный, «Слава» – Триоди «Высокоречия убежим». «И ныне» – Богородичен Триоди. Стихиры на «Хвалите» из Октоиха воскресные 4 и Триоди 4. «Слава», глас 8-й – «От дел похвалéнми». «И ныне» – «Преблагословенна еси». Поется великое славословие. Тропарь воскресный. Ектении. Отпуст. «Слава, и ныне» – евангельская стихира. На часах тропарь воскресный. По Трисвятом – кондак Триоди. На Литургии после изобразительных псалмов Блаженны: из Октоиха на 6, из канона Триоди – песнь 6-я на 4. По входе (в храме Христовом) – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма Богородицы. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма святого, «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак Триоди. Прокимен гласа. Апостол – Тим., зач. 296. Аллилуиарий гласа. Евангелие: от Лк., зач. 89. Причастен «Хвалите Господа с небес». См. От сего дня до Недели всех святых Апостол и Евангелие по субботам читаются сначала субботы, потом ряда. См. Если праздник Сретения Господня случится в субботу мясопустную, то заупокойная служба субботы поется в субботу перед Неделей о блудном сыне. О служении с бдением святому или храму, или с полиелеем см. том 1. с. 91, 92. Здесь и далее ссылки на издание: Настоящая книга священнослужителя. Т. 1. М., изд. Московской Патриархии, 1977. Глава 2. Неделя о блудном сыне Служба совершается, как и в Неделю о мытаре и фарисее. На великой вечерне стихиры на «Господи, воззвах» – воскресные 6, Триоди на 4. «Слава», глас 2-й – «О коликих благ окаянный», «И ныне» – Богородичен 1-го гласа. На литии – стихира храма, «Слава» – глас 4-й: «Яко блудный сын...», «И ныне» – «Призри на моление...» На стиховне – стихиры Октоиха, «Слава» глас 6-й – «Отеческаго дара расточив богатство», «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы» – «Творец и Избáвитель мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лк.18:8 . глагóлю вáм, яко сотворит отмщéние их вскóре. Обáче Сын человеческий пришéд ýбо обрящет ли [си] веру на земли? (сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?) Обаче (но) Сын Человеческий, т. е. Он, Христос (чит. о сем 24 ст. 5 гл.) пришед вообще и в особенности при разрушении Иерусалима и конце мира, так как это разрушение служит прообразом конца мира. Обаче и пр. Эти слова значат следующее: несмотря на несомненную истину, что Бог защитит избранных Своих вскоре, найдет ли Он верных, которые имели бы такое постоянство и такую настойчивость в молитве, какая требуется? Можно скорее опасаться за то, что христиане ослабеют в своей вере, чем за то, что Бог не окажет помощи своим верным. Но в этих словах обрящет ли веру на земле не разумеется совершенное оскудение веры на земле пред вторым пришествием Спасителя: так как слово вера в Священ. писании имеет смысл и более широкий и ограниченный – означает и вообще религию, и твердость, постоянство (Мих.). Зач. 89. Притча о мытаре и фарисее. Читается в неделю о мытаре и фарисее. Лк.18:9 . Речé же и ко другим уповáющым собóю, яко сýть прáведницы, и уничижáющым прóчих, притчу сию: (Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:) Здесь указывается цель, с которою высказана Господом притча, подобно как также указана цель притчи о судье и вдове (ст. 1). Притча о мытаре и фарисее имеет тесную связь с тою притчею: она служит как бы продолжением ее – в притче о судье указывается, что молитва , для того, чтобы быть услышанною, должна быть постоянною, неустанною, а в этой – смиренною. Эта притча, подобно как и та, имеет цель и общую, и вместе частную – именно относительно времени второго пришествия Христова. К другим, уповающим собою, яко суть (к некоторым, которые уверены были о себе, что они) праведницы и пр. Это – черта фарисеев (о них чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.), но евангелист не называет именно их, как таких, к которым обращена притча. Может быть, закваска фарисейская так глубоко проникла и в народ, что и он был заражен самомнением о своей праведности, и Господь поэтому обращает притчу не к фарисеям только, а и к народу (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Начиная с Недели о мытаре и фарисее и во все последующие подготовительные Недели Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрени, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-й Неделей Великого поста, в воскресные дня после Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше...» и чтения 50-го псалма – поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери...» (вместо «Молитвами Апостолов...»). На «И ныне» – «На спасения стези...» (вместо «Молитвами Богородицы...»). Затем: «Помилуй мя, Боже...» и «Множество содеянных мною лютых...». В основу первого тропаря – «Покаяния отверзи ми двери...» – положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря – «На спасения стези...» – положена притча о блудном сыне, а в основу третьего – «Множество содеянных мною лютых...» – предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде). Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди – вместо евангельской стихиры 73 . На литургии: прокимен гласа, Апостол – Тим., зач. 296, Евангелие – от Лк., зач. 89. Таким образом, в Неделю о мытаре и фарисее имеются следующие особенности: Пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди. Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее. Отменение поста в среду и пятницу – «сплошная», или «всеядная» седмица, в знак обличения горделивого поста фарисея. От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно – воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на литургии, после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 4-й, 5-й и б-й Недели), т.е. в эти Недели поются кондаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

При чтении во время отступки эти зачала располагают таким образом, чтобы пред Неделей о мытаре и фарисее приходилась непременно Неделя 32-я (о Закхее), то есть так, как это дано в указателе, чтобы отсчет вспять можно было начинать только с Недели 32-й. С Недели 33-й указателя (Лк., 89 зач.) отсчет вести нельзя: это зачало читается только в Неделю о мытаре и фарисее. Зачало о хананеянке, по Уставу, следует помещать перед Закхеевым. Если чтений не хватает для четырех воскресений, то в них последовательно читают зачала 30-й, 31-й 17-й и 32-й Недель по Пятидесятнице. Пасхальный круг чтений заканчивается, согласно Уставу, зачалами седмицы 33-й пред Неделей по Просвещении. Но поскольку эта Неделя не всегда бывает 33-й по Пятидесятнице, то к концу пасхального года может оказаться 33 седмицы и менее: 32, 31, 30; и более – 34, 35. При ранней Пасхе текущего года к концу пасхального круга чтений окажется более 33 седмиц, то есть недостанет зачал указателя. При поздней Пасхе текущего года к концу пасхального года окажется менее 33 седмиц, то есть будет излишек зачал. К Неделе по Воздвижении Креста Господня заканчивается чтение Евангелия от Матфея, и в понедельник после нее начинается чтение Евангелия от Луки. При ранней Пасхе текущего года Матфеевы седмицы заканчиваются задолго до Воздвижения, так что до Недели по Воздвижении зачал Матфеевых не остается; если начать читать до этой Недели Евангелие от Луки, то к концу круга чтений не хватит зачал указателя. Во избежание этого делают Воздвиженскую отступку. До Недели по Воздвижении может не хватить одной или двух пятериц седмичных дней. «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистом приятие, откуду начинают, и до зде стают», помещаемое в начале богослужебного Евангелия, разъясняет: «Седмая же надесять (седмица) имать токмо субботу и Неделю, и чтется в ряде седмиц Матфеевых токмо когда Пасха есть на 22 марта: а когда Пасха на 15 априлиа и до 25, чтется в седмицах Лукиных прежде мытаря и фарисея: понеже тогда простирается мясопуст, и не достает в Луце суббот и недель. В другая же лета оставляется и не чтется нигде. Когда же чтется обаче тая седмица, возвращатися подобает вспять, и чести отнюдуже хощем пять дний...». (Евангелие служебное. М, 1904).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Свое наименование эта подготовительная Неделя получила от того, что на ней читается Евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк., зач. 89-е), из которой видно, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь примером мытаря указывает на истинное начало, основание покаяния и всякой добродетели – смирение, а примером фарисея – на главный источник греха, препятствие к покаянию и добродетели – гордость. Гордость разрывает связь, общение с Богом, общение любви, делает человека богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической натуре, препятствует развитию в нем добра. Об этом говорится и в песнопениях службы: «Тщеславие отщетевает (наносит убыток) богатство правды, смирение же расточает (рассеивает) страстей множество». Превосходный путь к прославлению показал Бог Слово, Сам смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы («до зрака раба»), и всякий, кто Ему подражает, смиряясь, прославляется. Поэтому в песнопениях Недели Церковь призывает отвергнуть («отринуть») высокохвальную гордыню и стяжать «высокотворное смирение» и умиление. Особенности богослужения Начиная с Недели о мытаре и фарисее, во все подготовительные Недели (воскресенья) Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрени в воскресные дни, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-й Неделей Великого поста, в воскресные дни после Евангелия, пения «Воскресение Христово…» и чтения 50-го псалма поются покаянные песни, в которых покаянное чувство выражается с особой силой глубиной: на «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери...» (вместо: «Молитвами апостолов...»), на «И ныне»: «На спасения стези...» (вместо: «Молитвами Богородицы...»); затем «Помилуй мя, Боже...» и «Множества содеянных мною лютых...». В основу первой песни «Покаяния отверзи ми двери...» положена притча о мытаре и фарисее; из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второй песни: «На спасения стези...» положена притча о блудном сыне, а в основу третьей: «Множества содеянных мною лютых...» – предсказания Спасителя о Страшном суде. Таким образом, эти покаянные песнопения тесно связаны с Евангелиями, которые читаются в подготовительные Недели к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и мясопустную).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых Евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди. На литургии – прокимен гласа; Апостол – к Тимофею, зач. 296-е; Евангелие от Луки, зач. 89-е. Таким образом, богослужение в Неделю о мытаре и фарисее имеет следующие особенности: 1) Пение на утрени после полиелея и Евангелия особых покаянных песнопений. 2) Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди. 3) Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее. 4) От Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий по существующей практике к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям полагается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и только в Недели Православия и Крестопоклонную – припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Типиконе и Триоди на этот счет нет. 5) От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечериях, на полунощнице и на литургии после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство, попразднство или память великого или храмового святого, за исключением 4-й, 5-й и 6-й Недель, когда поются специальные кондаки. Например: в Недели 4-ю и 5-ю Святой Четыредесятницы вместо кондака Триоди берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику , преп. Марии Египетской); на литургии этот кондак следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого). Кроме того, отменяется пост в среду и пятницу после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее («сплошная», или «всеядная» седмица) – в знак обличения этим горделивого поста фарисея. Седмица и Неделя о блудном сыне В эту Неделю Евангельской притчей о блудном сыне (Лк., зач. 79-е), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу; в этом случае благодать Божия исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

С другой стороны, для той же цели, как бы ассоциируя 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилон­ском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 136 псалма «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом» Неделя о мытаре и фарисее Свое наименование эта подготовительная Неделя получила потому, что на ней читается Евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк., зач.89-е), из ко­торой видим, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь примером мытаря указывает на истинное начало, основание покаяния и всякой добродетели – смирение, а примером фарисея – на главный источник греха, препятствие к покаянию и добродетели – гордость. Гордость разрывает связь, общение с Богом, обще­ние любви, делает человека богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической воле, препятствует развитию добра в человеке. Об этом гово­рится и в песнопениях службы. «Тщеславие отщетевает (наносит убыток) богатство правды, смирение же расточает (рассеивает) страстей множество». Превосходный путь к прославлению показал Бог Слово, Сам смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы («до зрака раба»), и всякий, кто Ему подражает, смиряясь, прославляется (Там же, канон, песнь 4, тропарь 1). Поэтому в песнопениях Недели Церковь призывает отвергнуть (отринуть) высокохвальную гордыню и призывает приобретать, стяжевать высокотворное смирение и умиление (Там же, канон, песнь 3, тропарь 4 и песнь 4, тропарь 5 ) (Там же, с.189–191). Седмица и Неделя о блудном сыне В эту Неделю Евангельской притчей (Лк., зач.79-е), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу, в этом случае благодать исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения. «Познаим, братие, таинства силу, от греха бо ко отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блуднаго сына преблагий Отец предусрет лобзает, и паки Своея славы познание (отличия) дарует; и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитаннаго, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу и славному Заколению, Спасу душ наших» (Неделя о блудном сыне, вечерня, стихира на «Господи, воззвах»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010