В службе ему положены, как и всем святителям, «святительские» паремии. Это не просто ошибка, но грубая ошибка, ведущая к разрушению вековой богослужебной традиции и практики. Далее, если посмотреть на выбор чтений, которое предложил составитель службы, то обнаруживается полная несуразица и, просто выражаясь, грубое невежество и незнание церковного устава. Ладно было бы сменить Ветхозаветные на Новозаветные паремии, т.е. святительские на апостольские, но здесь происходит замена, которая ведет к смешению «жанров» литургических и паремийных. Т.е. первое чтение автор назначил из Апостола: послание к Тимофею (главы 3 и 4), которое положено читать за Литургией и никогда не было употребляемо Церковью за вечерним богослужением. О втором чтении можно сказать то же самое. Послание апостола Павла к Ефесянам (глава 6), которое положено читать за Литургией в 27 неделю по Пятидесятнице и в субботу по Просвещении. Третье чтение продолжает 6 главу к Ефесянам: «Чада! Послушайте своих родителей о Господе, сие бо праведно есть…» Выбор таких паремий создает разительный контраст и разрыв со сложившейся традицией и богослужебной практикой, которая используется при святительских службах со знаком полиелей и выше. При выборе паремий нужно, конечно, руководствоваться уставом и сложившейся традицией. Если же житие святого действительно имеет ряд удивительных особенностей, которые хотелось бы зафиксировать и отразить в паремийной части богослужения, то для этой цели не нужно прибегать к «революционным» методам, а искать традиционные и оправданные практикой. Для этой цели устав и гимнография всегда предполагают использовать «центонную технику», т.е. паремия строится из разных стихов Священного Писания. Например, все три Сретенские паремии в византийском профитологии «имеют структуру центона, которая обусловлена богословским замыслом… Специфический характер имеют паремии святителям Григорию Богослову (25 янв.), Василию Великому (1 янв.) и Иоанну Златоусту (13 ноября и 27 янв.). Их основу составляет чтение Прем.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

— В 2014 году мы отметим 100-летний юбилей великого освящения Никольского храма. Очевидно, что подворье нуждается в серьезном и комплексном ремонте, реставрации фресок, освежении иконостаса. Ремонт уже начался, а его полное завершение ожидается ко дням юбилейных торжеств в 2014 году. В центральном нефе нашего храма поставлены леса. На протяжении всей недели с понедельника по пятницу идут ремонтно-реставрационные работы. С точки зрения безопасности, в этом пространстве не могут совершаться богослужения. Но, вопреки объективным трудностям, литургическая жизнь в подворье продолжается. Мы служим Божественную святую литургию в субботу и воскресенье, совершаем воскресную вечерню, акафисты святителю Николаю, преподобному Иоанну Рыльскому и преподобному Серафиму Саровскому — соответственно в субботу вечером, в четверг вечером и в воскресенье. Еще раз повторяю — для нас важно, вопреки текущим ремонтно-реставрационным работам, чтобы литургическая жизнь в подворье не прекращалась. — Каким принципам отвечает Ваше пастырское служение? — Я глубоко благодарен Вам за этот вопрос. Периодически священник должен задавать себе подобные вопросы и пытаться честно отвечать на них. По словам архимандрита Киприана (Керна), пасти (глагол, который филологически близок глаголу «спасти») — значит созидать Царствие Божие в человеке. Пастырское служение состоит из известных нам вещей: священник должен проповедовать Слово Божие, совершать богослужения и Таинства, заниматься духовным окормлением людей. Но я хотел бы рассказать о своем личном опыте. Мой священнический, пастырский опыт достаточно многообразен. Я сформировался как личность в священнической среде (мой отец и мой дед были священниками) еще в советское время, и я очень хорошо помню атмосферу тех лет, когда Христовой Церкви противостояла безжалостная государственная машина. В те годы священников уже не расстреливали. Государственная политика гонения Церкви стала значительно хитрее и изобретательнее — ее медленно душили. С тех пор я ношу в своем сердце любовь к церковному уставу, красоте церковного богослужения и атмосфере истинного священнического братства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2549362...

Демоны, «духи злобы поднебесной», вкупе с людьми, находящимися под влиянием этих духов, до определенного времени сопротивляются Божественному порядку. Направленное против Бога и Его порядка, действо дьявольское сеет хаос, анархию, грех и смерть. Но к людям приходит Спаситель, Сын Божий, Бог, ставший человеком, Который Своим страданием и смертью искупает человека от власти диавола, Своей смертью попирает смерть и открывает всему человечеству путь ко спасению. Именно такое восприятие истории — как единого неразрывно развертывающегося процесса, двигателем которого является Бог, — лежит в основе литургических текстов, таких как анафора святителя Василия Великого. С текстом анафоры перекликается, местами почти дословно, следующий текст, принадлежащий перу святителя: Бог сотворил человека по образу и подобию Божию, удостоив знания о Себе, украсив перед всеми животными даром слова, дав ему наслаждаться безмерными красотами рая, поставив его князем над всем, что на земле. И после того, как он, будучи обольщен змием, ниспал в грех, а через грех в смерть и во все, что достойно смерти, не презрел его, но сперва дал ему в помощь закон, для сохранения его и попечения о нем приставил ангелов, для обличения порока и научения добродетели, посылая пророков, порочные стремления пресекал угрозами, усердие к добрым делам возбуждал обетованиями. Неоднократно на разных лицах для вразумления прочих показывал конец порока и от тех, которые при всех таковых пособиях, пребывали в непокорности, не отвратился, потому что не были мы оставлены благостью Владыки и не прерывали любви Его к нам… но воззваны от смерти и снова оживотворены Иисусом Христом, у Которого и сам способ благодеяния еще более удивителен. Ибо, будучи образом Божиим, Он не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Флп. 2:6-7), воспринял на Себя наши немощи, понес болезни, был язвлен за нас, чтобы мы Его язвой исцелились (Ис. 53:5), искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой (Гал. 3:13), претерпел позорнейшую смерть, чтобы нас возвести к славной жизни, и не удовольствовался тем одним, что оживил нас, мертвых, но еще даровал нам достоинство божества, вечные упокоения…

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3648572...

1 . Главы 17, 15, и 18 «Мистагогии» св. Максима Исповедника , включённые в главу 41 толкования св. Германа. 2 . Фрагменты писем 1, 136, 122 и 228, вставленные в главы 19, 26, 43 толкования св. Германа. 3 . Дополнительная глава о предложении Даров, добавленная к главе 22. Дополнительные разделы включены также в главы, посвящённые Трисвятому (гл. 25) и каждению перед Евангелием (гл. 30). Эти фрагменты резко отличаются от подлинного толкования по форме и по содержанию. 4 . Пространное описание монашеской одежды, включённое в главу 19. Помимо этого, текст, помещённый в квадратные скобки, собран из разных рукописей, чтобы заполнить пробелы в греческом тексте и привести его, таким образом, в соответствие с латинским переводом Анастасия Библиотекаря. Коротко говоря, Н. Борджиа реконструировал греческий текст так, чтобы он соответствовал относящейся к IX в. версии Анастасия Библиотекаря, обозначив при этом и первоначальный вид толкования. Огромное разнообразие рукописных версий толкования св. Германа – результат его большой популярности и широкого распространения, а также принятия его в качестве как бы нормативного объяснения византийского богослужения. Однако на протяжении веков, последовавших за его составлением, сама Литургия продолжала изменяться. Так, уже после того как был выполнен перевод Анастасия Библиотекаря, фрагменты, объясняющие проскомидию, т. е. чин приготовления Святых Даров, со своего изначального места (непосредственно перед выносом Святых Даров) были перемещены на новое – перед Литургией 17 . И, наконец, авторитетность издаваемого толкования в византийском богословии породила множество предположений относительно его автора. Оно приписывалось разным лицам, включая патриархов Германа II 18 и Германа III 19 Константинопольских и даже св. Василия Великого 20 и св. Кирилла Иерусалимского 21 . Н. Борджиа, однако, резонно ссылаясь на свидетельство Анастасия Библиотекаря и на структуру описываемого этим толкованием богослужения, категорически настаивает на авторстве Германа I 22 . Эта точка зрения в основном разделяется современными учёными 23 . Автор

http://azbyka.ru/otechnik/German_Konstan...

Таким образом, прообраз крещального чина Sinait. NE МГ 93 был очень близок к мелькитскому чину «святителя Василия». Его порядок можно реконструировать следующим образом: экзорцизмы и прочие обряды во время огласительного периода (не сохранились в нашем свитке); отречение от сатаны, сочетание со Христом и исповедание веры (в нашем свитке сохранились заключительная молитва и примыкающие к ней «Мир всем» и ектения: 1, 2, 3); освящение елея и помазание им крещаемого 5 и 8); переход непосредственно ко Крещению (соответствующая молитва , которая должна была, как и 1, завершаться «Мир всем» и ектенией: 4, 6, 9); освящение воды, имеющее параллель с порядком евхаристической литургии 10, 11, 12); освящение елея и помазание им купели 7); крещение в воде, помазание миром и т.д. (не сохранились в нашем свитке). Как и чин в нашем свитке, древний палестинский чин Крещения должен был иметь большое сходство с сирийскими чинами. Это предположение подтверждается свидетельством древнего грузинского перевода палестинского чина Крещения 16 . Здесь обнаруживаются и большинство из молитв нашего свитка: 4 и 11 (и, вероятно, 12), а также 5, но в переработанном виде 17 . Характер переработки 5 в грузинском тексте – из молитвы исключены упоминания о елее и она стала одной из молитв общего характера о крещаемых, – указывает на уже состоявшееся искажение чина 18 , аналогичное перемещению молитвы 7 в Sinait. NE МГ 93. Вполне возможно, что текст в нашем свитке отражает более раннюю стадию развития не мелькитского (т.е. сиро-антиохийского), а именно палестинского чина Крещения 19 . Вне зависимости от того, следует ли связывать чин Крещения в Sinait. NE МГ 93 именно с Иерусалимом или всё же с Антиохией, он находится гораздо ближе к тем традициям, которые отражены в древних сирийских и грузинских источниках, чем к чину византийского Евхология. Впрочем, последний, как видно из тождества ряда его молитв сиро-палестинским, также тесно связан с традициями этого региона. Отдельного упоминания заслуживает и атрибуция мелькитского чина именно святителю Василию Великому , который в средневизантийскую эпоху часто рассматривался в качестве отца-основателя прежде всего константинопольской литургической традиции. Вопрос генезиса константинопольского чина в свете данных сиро-палестинских источников мы планируем подробнее рассмотреть в последующих публикациях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Итак, только в IV веке, когда Христианство в Римской империи восторжествовало над язычеством, чин апостольской литургии, хранившийся дотоле в устном предании, был заключен в письмена. Как замечает архимандрит Гавриил, «что св. Прокл в его трактате о литургии пишет, что апостолы и их преемники совершали божественную службу весьма пространно, желая выразить в Евхаристии все дело нашего искупления и спасения. Им хотелось вспомянуть при Евхаристии о всем и ничего не опустить из благодеяний Божиих или из нужд христиан. Отсюда в литургии явилось множество молитв, и очень длинных: но в последующие времена христиане, охладев в благочестии, не стали приходить к слушанию литургии по причине долговременного ее продолжения. Св. Василий Великий , снисходя сей слабости человеческой, сократил оную, а св. Иоанн Златоуст в свое время и по той же причине еще более сократил ее. Кроме этого побуждения, заставившего св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о сократить литургические формы богослужения и предать их образ совершения письменно, было то обстоятельство, что неблагонамеренность и ложные начала лжеучителей могли искажать самое содержание молитв и запутывать состав и порядок отправления литургии, вследствие свободы в деле образования богослужения. Далее, при передаче образа совершения литургии из уст в уста, из века в век могли невольно произойти многие разности в форме молитв и обрядов, хотя несущественные, могли явиться в каждой церкви прибавления и убавления в порядке совершения литургии, по усмотрению предстоятелей ее» (эту мысль высказал св. Киприан Карфагенский на Соборе в 258 г.) 25 . Таким образом, это было сделано для упорядочения богослужения и для единообразия совершения литургии. Сделал это сначала св. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской, который несколько упростил и сократил палестинско-сирийскую литургию, носившую имя св. апостола Иакова, а затем немного позднее вторично переработал чин литургии св. Иоанн Златоуст , в бытность свою архиепископом Константинопольским. Авторитет великих вселенских учителей и святителей Василия Великого и Иоанна Златоустог о содействовал распространению этих двух литургий по всему миру среди христиан, принявших веру Христову от греков. За этими литургиями, которые, выражаясь по-современному, были редактированы сими святителями, сохранились их имена. Сама иерусалимская Церковь приняла в свое постоянное употребление обе эти литургии еще в VII веке. Они дошли и до нашего времени и совершаются и поныне на всем православном Востоке, лишь с очень немногими изменениями и добавлениями. Время совершения Литургии

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вопрос об авторстве чина Литургии Преждеосвященных Даров В богослужебных книгах и популярной литературе ныне распространено мнение, что автором чина Литургии Преждеосвященных Даров был свт. Григорий Двоеслов (т. е. “[писавший] диалоги»), папа Римский (нач. VII в.). Однако это мнение не подтверждается ни данными рукописей (ни одна греческая или славянская рукопись старше XVI в. не называет свт. Григория автором чина; как правило, последование Литургии Преждеосвященных Даров не надписано ничьим именем, иногда встречаются имена свт. Василия Великого, Епифания Кипрского, Германа Константинопольского; кроме того, в рукописях сохранилось еще одно чинопоследование Литургии Преждеосвященных Даров, отличное от нашего и надписанное именем ап. Иакова), ни сохранившимися текстами трудов самого свт. Григория (в первую очередь, его Сакраментария), где нет ничего похожего на византийский чин Литургии Преждеосвященных (единственная параллель — священнодействие освящения Чаши Преждеосвященных Хлебом в Великую пятницу; но, несмотря на наличие здесь явной параллели с нашим чином, в остальном чин не имеет почти ничего общего с византийским), ни тем, что Литургия Преждеосвященных получила распространение еще до времени деятельности свт. Григория. Однако сам свт. Григорий был великим литургистом, очень много потрудившимся в деле обустройства богослужения Римской Церкви; его Сакраментарий содержит указание (уже отмеченное) на практиковавшееся в Риме раз в году освящение Чаши через погружение в нее Преждеосвященного Хлеба. Эти, а также и некоторые другие причины и послужили тому, что имя свт. Григория после XVI в. закрепилось за чином Литургии Преждеосвященных Даров, хотя здесь указание на авторство имеет совершенно условный характер (в отличие от Литургий свт. Василия Великого и Иоанна Златоуста — даже современная критическая наука пришла к выводу, что оба святителя действительно были авторами анафор тех литургий, которые носят их имена). Дни совершения Литургии Преждеосвященных Даров Дни совершения Литургии определены одинаково и в современном и в дониконовских Типиконах, и в греческом Иератиконе.

http://sedmitza.ru/text/413753.html

(Лахтинский пр., 94) 18 января 08:30 - царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - Всенощное бдение с литией. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, крестный ход к иордани, освящение иордани (Лахта, Береговая ул., 19, яхт-клуб " Геркулес " ). Погружения в иордань:  19 января с 10:00 до 22:00 Храм Сошествия Святаго Духа на апостолов на Долгоозерной улице (пересечение ул. Долгоозерной и Планерной) 18 января 18:00 - Всенощное бдение, по окончании - освящение иордани (Ольховая ул., 2, напротив детской поликлиники). 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды, по окончании - освящение иордани. Погружения в иордань:  18 января с 21:00; в ночь с 18 на 19 января до 3:00; 19 января с 7:00 до 21:00 Пушкинский округ Собор святой великомученицы Екатерины в Царском Селе   (Царское село, Соборная пл., 1) 18 января 09:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 17:00 - Всенощное бдение; 21:00 - Крестный ход от Екатерининского собора (Царское село, Соборная пл., 1) до Колонистского пруда (Софийский бульвар). По окончании крестного хода состоится водосвятный молебен и погружение в иордань до 03:00. 19 января 09:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды. Погружения в иордань: 18 января с 20:00; в ночь с 18 на 19 января до 6:00 Для всех желающих будут установлены теплые палатки для переодевания и горячий чай. На территории иордани будут дежурить службы МЧС и скорой помощи. Храм Преображения Господня в поселке Тярлево (г. Павловск, пос. Тярлево, Спортивная ул., 2) 18 января 09:00 - царские часы, Божественная литургия святителя Василия Великого; 18:00 - Всенощное бдение; 19:30 - крестный ход на иордань, великое освящение воды. 19 января 10:00 - Божественная литургия. Погружения в иордань: 18 января с 21:00; в ночь с 18 на 19 января до 05:00 Для всех желающих будут установлены теплые палатки для переодевания и горячий чай. На территории иордани будут дежурить службы МЧС и скорой помощи.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=126...

Да, таинство причащения – евхаристия – это величайшее чудо и тайна, а также величайшая милость нам, грешным, и видимое свидетельство того, что Господь установил с людьми Новый Завет «в крови Его» (см.: Лк. 22: 20), принеся за нас жертву на кресте, умер и воскрес, воскресив Собою все человечество. И мы можем теперь причащаться Его Тела и Крови во исцеление души и тела, пребывая во Христе, и Он будет «пребывать в нас» (см.: Ин. 6: 56). Происхождение литургии Таинство причащения с древности получило также именование литургия, что с греческого переводится как «общее дело», «общее служение». Святые апостолы, ученики Христовы, приняв от своего Божественного Учителя заповедь совершать таинство причащения в воспоминание о Нем, после Его вознесения стали совершать преломление хлеба – евхаристию. Христиане «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42). Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или трапезами любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов. В I–II веках порядок литургии, видимо, не был записан и передавался изустно. Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии – литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях. Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова.

http://pravoslavie.ru/31420.html

Ни одна из сохранившихся рукописей старше XV в. не атрибутирует Преждеосвященную Григорию Двоеслову . Свт. Григорий Двоеслов, папа Римский (+604), – один из великих отцов Церкви. Некоторые исследователи сравнивают его влияние на церковную традицию на Западе со значением свт. Василия Великого в литургических реформах на Востоке. Имя свт. Григория в над писании Преждеосвященной Литургии присутствует в списках начиная с XV в. Позже эта атрибуция утверждается в печатных изданиях. Существует мнение, согласно которому Григорий Великий задокументировал чин Преждеосвященной Литургии в годы своего пребывания в Константинополе в статусе папского легата c 579 по 585гг. (См., напр.: [Hudleston, 1909, 780–787]). В рукописной традиции свт. Василий Великий упоминается в синайском диакониконе – служебнике особого состава, предназначенном для диакона Diakonikon Sinai gr. 1040 (XII в.), в примечании на полях в Ottoboni gr. 344 (1177), а также в армянском переводе Литургии Преждеосвященных Даров, ранних грузинских [Желтов, 2016, 271–272], некоторых сирийских и славянских рукописях 2 . В русских рукописях до XV в. Литургия называется либо «Служба святого поста», либо «постная служба святого Василия». В рукописях XVI в. появляется современная атрибуция, хотя и редко. И лишь после XVII в. авторство Григория становится общепринятым [Желтов, 2016, 271–272]. Византийские комментаторы В византийском литургическом комментарии Protheoria (Протеория), написанном между 1054 и 1067гг., так говорится об авторстве Литургии Преждеосвященных Даров: «…говорят одни, что она Иакова, называемого братом Господним, иные – Петра верховного апостола, иные – иных» [Феодор Андидский, 1884, 409]. Любопытным является мнение патр. Михаила Керулария Константинопольского (XI в.). Отметив древность Литургии Преждеосвященных Даров и поместив ее во времена «еще до великих мистагогов» – свтт. Василия Великого и Иоанна Златоуста , он замечает, что после принесения Даров к алтарю «произносится тайная молитва святителя Афанасия, патриарха Александрийского… Эта молитва встречается в каком-то древнем Евхологии» (Цит. по: [Alexopoulos, 2009, 50]). Он же обращает внимание на то, что во многих современных ему богослужебных книгах свт. Григорий Двоеслов назывался автором Преждеосвященной Литургии, которая совершалась в Риме [Alexopoulos, 2009, 50].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010