«Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста после Литургии Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя» 21.03.2024 13:44:59 20 марта 2024 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Время Великого поста — это время, которое дается нам, чтобы мы укрепились в добродетели воздержания, в молитве, а также в доброделании. Что касается доброделания, то это достаточно понятная для всех категория — хорошо известно, что многие занимаются совершением добрых дел, существуют целые организации, и действительно, благодаря доброделанию идут быстрее на поправку раненые и больные, обретают надежду те, кто оказался в трудном материальном положении и потерял всякую надежду. Доброделание ни у кого не вызывает никаких вопросов — ведь так оно и должно быть. А вот другая добродетель — воздержание — понятна далеко не всем. Для человека, далекого от Православия и вообще от христианской традиции, не задумывающегося, что есть вера, что значит человеческая жизнь и что значит жизнь загробная, воздержание — абсолютно непонятная тема. «Зачем воздерживаться? Я же работаю, зарплату получаю — почему я не могу купить себе или своей семье что-то повкуснее, калорийное?» А когда такому человеку говорят, что лучше эти сорок дней скоромное не вкушать, для него это абсолютно неприемлемо. Он и представить не может, как в течение сорока дней не есть мясное или молочное. И от такого человека, даже при его доброй воле, потребуется огромное напряжение сил, чтобы он смог наконец понять огромное значение воздержания не только для духовной, но и для физической составляющей нашей природы. Но ведь это действительно так. Воздержание от пищи — и не только от пищи, но и от дурных слов, от конфликтов — сохраняет наши жизненные силы, нашу жизненную энергию. Кстати, такого рода практики существуют не только в христианстве. И это вполне понятно: мы имеем заповедь о посте, а потому с полным доверием относимся к этому божественному установлению, а другие естественным путем, прибегая к дисциплине самоограничения, в том числе в пище, на практике опознали его огромную пользу для организма, но также и для воспитания волевых и даже умственных сил. Другими словами, не существовала бы тысячелетняя традиция поста и воздержания, если бы люди не видели в этом пользы.

http://radonezh.ru/2024/03/21/patriarsha...

поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл Проповедь после Литургии Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого поста " Сегодня мы переживаем особое время в жизни нашего Отечества, трудные предвыборные дни " 29 февраля 2012 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Великий пост мы посвящаем тому, чтобы проанализировать свою внутреннюю духовную жизнь, подвергнуть строгому экзамену свои мысли, чувства, волевые устремления, поступки. Этот экзамен и эти размышления должны основываться не просто на нашем субъективном восприятии собственной жизни, а на неких объективных истинах, которым учит нас Святая Церковь, учит нас слово Божие. И одна из этих истин заключается в том, что грех, столь привлекательный для человека, наносит ему непоправимый вред, вред его жизни – и не только духовной, но и физической. Грех и зло возникли в тварном мире как противодействие Богу. Диавол, желая противодействовать Богу, тем самым совершил первое дело, которое не соответствовало Божиему замыслу о творении, – первый грех. Затем, никем не принуждаемый, диавол бесконечно укоренился в этом грехе, став противоположностью Богу, став воплощением зла, которое есть противоположность добра. А затем грех вошел в род человеческий. Через искушение диавола первые люди согрешили, согрешили точно так же, как он, – отказавшись от Богом определенного порядка жизни, нарушив Божию волю и Божий закон. Как диавол был отлучен от общения с Богом, так и первые люди, согрешив, не могли пребывать в общении, в единстве с Богом. Грех, войдя в природу человека, воздействовал на его нравственное начало таким образом, что, возбудив голос совести, привел Адама в смятение. Согрешив, Адам простодушно, наивно прятался от Бога в тени райских деревьев – потому что нравственное чувство говорило, что он поступил неправильно, неверно, греховно, преступно. И внутреннее состояние первого человека было таково, что он уже не мог вернуться к общению с Богом, он не был к этому общению готов.

http://religare.ru/2_92858.html

  Пятница 1-й седмицы Великого Поста Слово после молебна великомученику Феодору Тирону (ок. 306) и благословения колива Литургия Преждеосвященных Даров 6 марта 1998 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с Литургией Преждеосвященных Даров, с завершением первой седмицы Великого Поста. Завтрашний день - это день, когда мы будем вкушать плоды того пути, который прошли. А сегодня и в среду Святая Церковь приобщает нас Святых Христовых Тайн, с тем, чтобы не изнемогли изнемогающие. В первую субботу Великого Поста Церковь совершает память великомученика Феодора Тирона. Совершает настолько торжественно, что даже в самую Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу прежде отпуста входит канон и молитва святому. Событие, связанное с памятью великомученика Феодора Тирона, произошло в 362 году в Антиохии во времена царствования Византийского императора Юлиана Отступника (отступника от веры Христовой), который воздвиг гонения на Церковь, всячески притесняя христиан. Когда они готовились к Великому Посту, он издал тайный указ, чтобы на рынках, где христиане покупали себе постную пищу, все было осквернено идоложертвенной кровью, и они, вкушая свою трапезу, приобщались бы идольской пищи. Тем самым их трапеза и сами христиане будут осквернены. Смысл сегодняшнего праздника в том, что небесная Церковь, участвуя во всем, что происходит с нами в наших трудах, подвигах в противостоянии греху, молится за нас и готова даже вмешаться в то, что происходит с нами. Так антиохийскому епископу Евдоксию в сонном видении явился святой великомученик Феодор Тирон, предупредив его о том, какая опасность подстерегает христиан, и повелел в течение всей недели ничего не покупать христианам на рынке, а питаться коливом. Мы освящаем коливо с медом в знак того, что сладок пост, сладка постная пища, которую мы вкушаем, потому что она с благодатью Божией. Великая разница в том, чтобы вкушать с благодатью и любовью Божией, как говорит Премудрый в своих притчах, самую скромную пищу, и в том, чтобы вкушать самую роскошную пищу без любви и без Божией благодати. Эта " сладость " не просто вещественная сладость пищи, созданной для нас Богом, о вкусе которой тоже заботится Господь. Речь идет о сладости истинной, о сладости духовной.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_26...

Вениамин (Федченков) в этой книге проникновенно пишет о празднике Благовещенья. Кроме собственно толкования праздника здесь содержатся и богословские замечания. «Благовещение — один из самых радостных праздников года. Самое слово «благая весть» говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, — что с греческого языка значит тоже «благая весть»; и даже звон в храм называется «благовестом»: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому — у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек. Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя Василия Великого, а обычная — святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается — в том смысле, что дозволяется есть рыбу; другой раз в Великом посту это разрешается лишь на Вход Господа в Иерусалим. На трапезе вообще «бывает утешение братии велие: ядим рыбы, пием вино, в кий-либо день случится» в посту. Впрочем, на страстной неделе, в первые четыре дня, разрешение дается «на елей и вино точию»; а в великую пятницу — только на вино; и «ядим сухоядение»: обыкновенно в этот день монахи не едят и даже не пьют ничего… Но что является особым исключением для этого праздника — зажжение свечей пред 9-й песнью канона, как и на полиелее. Конечно, никогда не поется «Покаяния отверзи ми…»: время — не покаянное, а только — радостное… Благовещение… Звон — «во вся тяжкая». Так радуется Церковь!» Группа Вконтакте Facebook группа Благовещение Раздел I. Мысли на праздник РАДОСТНОЕ ТОРЖЕСТВО Благовещение — один из самых радостных праздников года. Самое слово «благая весть» говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, — что с греческого языка значит тоже «благая весть»; и даже звон в храм называется «благовестом»: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому — у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек. Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя Василия Великого, а обычная — святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается — в том смысле, что дозволяется есть рыбу; другой раз в Великом посту это разрешается лишь на Вход Господа в Иерусалим. На трапезе вообще «бывает утешение братии велие: ядим рыбы, пием вино, в кий либо день случится» в посту.

http://predanie.ru/book/216804-blagovesc...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пятница 1-й седмицы Великого Поста. Слово после молебна великомученику Феодору Тирону и благословения колива 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , великомученик Феодор Тирон , Пятница 1-й седмицы Великого Поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поздравляем всех с Литургией Преждеосвященных Даров, с завершением первой седмицы Великого Поста. Завтрашний день — это день, когда мы будем вкушать плоды того пути, который прошли. А сегодня и в среду Святая Церковь приобщает нас Святых Христовых Тайн, с тем, чтобы не изнемогли изнемогающие. В первую субботу Великого Поста Церковь совершает память великомученика Феодора Тирона. Совершает настолько торжественно, что даже в самую Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу прежде отпуста входит канон и молитва святому. Событие, связанное с памятью великомученика Феодора Тирона, произошло в 362 году в Антиохии во времена царствования Византийского императора Юлиана Отступника (отступника от веры Христовой), который воздвиг гонения на Церковь, всячески притесняя христиан. Когда они готовились к Великому Посту, он издал тайный указ, чтобы на рынках, где христиане покупали себе постную пищу, все было осквернено идоложертвенной кровью, и они, вкушая свою трапезу, приобщались бы идольской пищи. Тем самым их трапеза и сами христиане будут осквернены. Смысл сегодняшнего праздника в том, что небесная Церковь, участвуя во всем, что происходит с нами в наших трудах, подвигах в противостоянии греху, молится за нас и готова даже вмешаться в то, что происходит с нами. Так антиохийскому епископу Евдоксию в сонном видении явился святой великомученик Феодор Тирон, предупредив его о том, какая опасность подстерегает христиан, и повелел в течение всей недели ничего не покупать христианам на рынке, а питаться коливом. Мы освящаем коливо с медом в знак того, что сладок пост, сладка постная пища, которую мы вкушаем, потому что она с благодатью Божией. Великая разница в том, чтобы вкушать с благодатью и любовью Божией, как говорит Премудрый в своих притчах, самую скромную пищу, и в том, чтобы вкушать самую роскошную пищу без любви и без Божией благодати. Эта «сладость» не просто вещественная сладость пищи, созданной для нас Богом, о вкусе которой тоже заботится Господь. Речь идет о сладости истинной, о сладости духовной.

http://moral.ru/пятница-1-й-седмицы-вели...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово Божие — всегда крестное 26.03.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Крестопоклонная Слово на литургии Преждеосвященных Даров в среду 4 седмицы Великого поста Сегодня у нас средопостная среда, святая Церковь приносит поклонение Честному Животворящему Кресту Христову. А что говорит о Кресте Христовом слово Божие? Мы слышали, как всегда за литургией Преждеосвященных Даров, книгу Бытия, пророчество Исаии и Притчи Соломоновы. Как будто не о Кресте это слово, но слово Божие — всегда крестное, как свидетельствует апостол. Крестное в самом конкретном смысле, как сейчас мы увидим. Все, что открывает нам жизнь, — две противостоящие друг другу тайны: «тайна беззакония» и «тайна благочестия», тайна греха и тайна креста. Тайна креста заключается в отдаче себя Богу и людям. А тайна греха — в сосредоточенности на себе. Некоторые спрашивают, откуда появилось зло. Почему тот, кто был светлее всех, денница, стал темнее всех? Каждый из нас может увидеть на себе эту коренную причину греха. Отсюда произрастают все прочие грехи, и никто не свободен от этой порчи. Только любовь Божия, Крест Христов, Его жертвенная отдача может исцелить нас от этой замкнутости на себе, от этого саморазрушения, ищущего утвердиться в душе человеческой и в истории. Сегодня книга Бытия повествует нам о Ное, о том, как после спасения от потопа, единственный со своей семьей во всем роде человеческом, он устраивает пир. Праздник у него, он пьет вино. Но он пьет, от избытка радости, слишком свободно, не зная удержу, и становится пьяным. Это был его грех, великий грех. Хуже всего, что это произошло так скоро после избавления, которое даровал ему Господь. Бог оставил его, когда он слишком замкнулся на себе, на своей радости, и забыл о Боге. И Бог предоставил его собственной свободе. А нам оставил его в Священном Писании, чтобы показать, что даже лучшие из людей, после того как совершилось грехопадение, не могут избежать греха. Они могут быть бдительными в своей духовной жизни, исполненными решимости быть верными Богу, и когда приходят к ним испытания, мужественно одолевают их. Но из-за самонадеянности, из-за забвения благодати Божией, когда они уже кроме себя ничего не видят, внезапно впадают в грех. Они могут впадать в грех, когда час испытаний, кажется, миновал. Они, как говорится, терпят кораблекрушение в гавани. Именно это произошло с Ноем. Он пережил всемирный потоп, все погибли, а он за верность Богу остался живым. И вот после всего не избегает падения.

http://moral.ru/sredopostnaya/

Чин соборования в храме в честь Воскресения Словущего на Успенском Вражке ЖМП 4 апрель 2022 /  11 апреля 2022 г. 18:00 В суете будней сохранить главное ПРЕЛОМЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ВЕЛИКОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩИНАХ: ЦЕЛИ И СМЫСЛЫ СОВМЕСТНОГО  ДЕЛАНИЯ ПАСТЫРЕЙ И ПАСТВЫ Во время Великого поста от священнослужителей и мирян требуется особое напряжение сил — как душевных, так и физических. Как, не за­бы­вая о делах повседневных, не впасть в суету, уделяя главное внимание Святой Четыредесятнице? О важных аспектах созидания приходской жизни в это спасительное время «Журнал Московской Патриархии» поговорил со священнослужителями.  PDF-bepcuя. Литургия Преждеосвященных Даров: утром или вечером? Согласно богослужебному уставу, Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, что отвечает порядку совершения самой вечерни, входящей в состав богослужения, а также согласуется с возможностями современного человека, в дневное время обремененного работой и прочими обязательствами. «Литургический опыт, который получает верующий при участии в Литургии Григория Двоеслова, особенный. Мы обязательно должны дать возможность нашим прихожанам пережить его. Кроме того, перенос чинопоследования вечерни на положенное ей время суток позволяет точнее воспринять это богослужение», — замечает епископ Волгодонский и Сальский Антоний . В некоторых удаленных от пределов Отечества епархиях Русской Церкви (например, в Сурожской , объединяющей приходы Великобритании и Ирландии) православных храмов немного. Поэтому прихожанам, как правило, требуется время и силы на дорогу, чтобы успеть к началу богослужения. Потому вечернее время совершения Литургии Преждеосвященных Даров для людей может оказаться наиболее подходящим. «В Успенском кафед­ральном соборе Лондона за последние годы уже сложилась традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время, которая была принята прихожанами с радостью, — рассказывает секретарь Сурожской епархии иерей Димитрий Недоступенко. — Несколько последних лет Преждеосвященные Литургии в нашем храме совершались еженедельно: по средам — в вечернее время, по пятницам — утром. В условиях столичного мегаполиса практика совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время вполне оправданна. Такое расписание позволяет практически всем хотя бы один раз за пост поучаствовать в службе».

http://e-vestnik.ru/analytics/v_suete_bu...

Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре/из архива Пресс-службы Московской Патриархии (2006 год) 13 марта 2012 г. 09:05 Литургия Преждеосвященных Даров: подробности церковной практики В 1969 году на заседании Священного Синода обсуждался вопрос о совершении Литургии Преждеосвященных Даров вечером. Поводом стало обращение к Святейшему Патриарху митрополита Сурожского Антония, который, «прежде чем поставить … этот вопрос… совершил … несколько Преждеосвященных литургий по вечерам». «Они легче могут быть введены среди православных западного происхождения, чем среди русских, легче среди молодежи, чем среди старых», — писал архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий. Предлагаем вашему вниманию выдержку из протокола заседания, где на основании высказываний Преосвященных и исторической справки по вопросу причащения Святых Таин натощак, было принято постановление.  Слушали: 1. Представление Преосвященного митрополита Сурожского Антония, Патриаршего Экзарха в Западной Европе, от 2 октября с.г.:  «Ваше Святейшество! Обращаюсь к Вашей архипастырской мудрости по следующим делам: Ввиду предельной разбросанности верующих, живущих даже в самом Лондоне на расстоянии нескольких часов езды от единственной нашей церкви, и невозможности для громадного большинства, работающего с самого утра, посещать утренние богослужения в будние дни, почти все верующие лишены во время Великого поста возможности участвовать в совершении Преждеосвященной литургии. Обращаюсь поэтому к Вашему Святейшеству с просьбой разрешить применение на территории Западноевропейского Экзархата Церковного устава, предусматривающего совершение литургии Преждеосвященных Даров вечером. Прежде чем поставить перед Вашим Святейшеством этот вопрос, я совершил в прошлом году несколько Преждеосвященных литургий по вечерам. Это было воспринято верующими очень положительно и дало возможность многим из них участвовать. Служащий священник постился с полуночи, а верующие, желавшие причаститься Святых Таин, воздерживались от пищи, питья и курения в течение семи предшествующих часов, т. е. от полудня.

http://e-vestnik.ru/docs/liturgiya_prezh...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Православный храм: Свет и светильники Большое богослужебное и таинственное значение имеют многочисленные источники света в храме. Они бывают трех видов: окна, лампады и свечи. Богослужебный Устав, ныне в точности не соблюдаемый по отношению к светильникам, предусматривает в одних случаях возжжение всех светильников, в других - только некоторой части, в третьих - полное погашение почти всех светильников и затем снова возжигание. В алтаре за престолом горят в особом светильнике лампады или свечи (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре. В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по несколько лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди, Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами " Свет Христов просвещает всех. " Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемые в положенных случаях, - паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила - более двенадцати. Прежде чем рассматривать символические значения отдельных светильников, обратимся к основным духовным значениям света в храме.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/032svet.htm

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сорок Севастийских мучеников 5 мин., 22.03.2024 Содержание Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. Церковь вспоминает подвиг Севастийских мучеников 22 марта. В этот день служится  Литургия Преждеосвященных Даров (в 2024 году, из-за совпадения со службой святому Феодору Тирону , служба 40 мчч. Севастийских переносится на субботу; соответственно и литургия служится не Преждеосвященная, а обычная Иоанна Златоуста) . Накануне дня праздника верующие пекут из постного теста «жаворонков» — они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии — песнь этих птиц символизирует молитву Севастийских мучеников Богу. Житие 40 Севастийских мучеников В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. В городе Севастии, который находился в той части империи, которой правил Ликиний, находилось одно войско, состоявшее из христиан. Под началом язычника Агриколая состояла целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. Разделяя антихристианские настроения императора, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет». Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

http://foma.ru/sorok-sevastijskix-muchen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010