156–225; Acta Sanct, июнь, t. III, 418–425); его избирает своим главным источником св. Димитрий Ростовский в жизнеописании Василия В., а потому он рассказывает и о тех чудесных явлениях св. Василию при составлении им литургийного чина, о которых сообщается в Сп.-Прилуцком списке Пролога и в Новг.-Соф. 1324 (л. 24), XIV в. (см. Ч.-Мин. Димитрия Р., по Киев. изд. 1714 г., стр. 329 об. и сл., – в примечании к житию Василия В., Димитрий Р. сам заявляет, что сведения о нем он почерпал «от Афилохия, епископа Иконийскаго, и от иных достоверных», – стр. 326). Из всех творений св. Василия В., известных в древне-славянских переводах наибольшей распространенностью пользовались его Постнические Слова (которые и внесены в Четьи-Минеи под 1 января) и вообще творения аскетические, конечно, между прочим и потому, что монашеские правила св. Василия были руководственными для древне-русского монашества и легли в основу внутренней жизни всех древне-русских монашеских уставов. Владимир святой, просветитель Руси верой Христовой, приняв при крещении имя Василия В., воздвиг несколько храмов, посвященных его имени (см. у еп. Димитрия, указан. Месяцеслов святых, стр. 4 и сл.), и с того времени имя св. Василия, великого пастыря и учителя церкви – одно из самых почитаемых в русском народе, почему и храмы и приделы в них, посвященные его имени, рассеяны в настоящее время по всему лицу земли русской. Указания Пролож. чтения относительно наружности св. Василия В. вошли в Иконописные Подлинники, которыми руководились наши старинные живописцы при составлении своих изображений (см. Григорьева, Рус. Иконоп. подлинник – Зап. археолог. общ. т. III). В греко-византийской иконописи он изображался седовласым, с длинной бородою и выпуклыми темными глазами; в западной живописи его изображали в епископском одеянии, с голубем на его правой руке, служившим символом св. Духа (H. Detzel, Christl. Ikonographie, 1896, Bd. II, s. 185). 3–4. Св. Сильвестр, папа Римский (2 янв.). – В древних славянских Прологах житийное сказание о нем – дословный перевод из Минология Василия, причем имя еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

В воскресенье, 4 апреля, заупокойную литургию в академической церкви совершил почетный член нашей Академии, высокопреосвященный Николай, архиепископ Варшавский, в сослужении профессоров протоиереев С. А. Соллертинского и М. И. Орлова и студентов священников и диаконов. По окончании литургии архиепископ с сослужившим ему духовенством, в сопровождении профессоров, студентов, бывших учеников, почитателей покойного Василия Васильевича, торжественно, при несмолкавшем пении студенческого хора, проследовал на Никольское кладбище Александро-Невской Лавры. Многочисленная толпа вплотную со всех сторон окружила сооруженный на его могиле любовию учеников и почитателей его гранитный памятник, к подножию которого чья-то сочувственная рука принесла живые цветы. У памятника, перед красующимся на нем большим образом св. Василия Великого , отслужена была владыкой лития. В конце литии студент III курса академия А. Акимов произнес речь, в которой поведал присутствующим о том чувстве благоговейного умиления перед идеально-ученою личностию Василия Васильевича Болотова , которое неизменно живет среди студенчества С.-Петербургской Академии, передаваясь в нем из поколения в поколение, как самое дорогое наследие минувшей славной жизни Академии. Высокопреосвященный Николай, с своей стороны, в живом, импровизированном слове обрисовал образ покойного Василия Васильевича, как истинного христианина, и призывал учащуюся академическую молодежь к деятельному подражанию всему жизненному подвигу его и подвигу его научного воодушевления и труда, и подвигу истинно-христианской его жизни. 5 апреля, в 6½ часов вечера, панихиду по приснопамятном рабе Божием Василии совершил в академическом храме почетный член Академии высокопреосвященный Тихон, архиепископ Ярославский, в сослужении наместника Лавры архимандрита Феофана, профессоров Академии, имеющих священный сан, столичных священников учеников почившего, в том числе почетного члена Академии прот. Т. А. Налимова, и священников-студентов. По окончании панихиды открылось в актовом зале особое, устроенное Советом Академии, торжественное собрание в память незабвенного для нее Василия Васильевича Болотова . Вблизи кафедры на особом пьедестале, изящно декорированном зеленеющими растениями (в изобилии доставленными управлением Лавры), возвышался портрет Василия Васильевича в лавровом венке. На торжественное академическое собрание прибыли, кроме преосв. Тихона, присутствовавшие и за панихидой, высокопреосвяшенные архиепископы Никандр Питовский и Арсений Псковский, преосвященные епископы Иоанн Полтавский и Иоаким Оренбургский, г. обер-прокурор Св. Синода С. М. Лукьянов, академическая профессорская корпорация, ученики, почитатели и почитательницы ученых трудов Василия Васильевича. Кругом них плотными рядами разместились студенты Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

По выражению Р. Тафта, «армянская Патараг ( - Жертва; обычное арм. обозначение Евхаристии.- Ред.) - Божественная литургия - является одним из наименее изученных евхаристических последований восточного христианского мира» (OCP. 1993. Vol. 59. P. 274). Неизвестно, какая именно литургия совершалась в Армении в III-IV вв., скорее всего это была традиц. каппадокийская евхаристическая служба. C IV в. этот евхаристический чин называется литургией свт. Василия Великого , поскольку он был отредактирован самим святителем (J. Fenwick). В нач. V в. эта литургия (содержащая раннюю, т. н. краткую, версию анафоры свт. Василия) была переведена на арм. язык и под именем литургии св. Григория Просветителя стала в V в. основной литургией ААЦ ( Мартиросян. С. 21-29; Taft. The Armenian. P. 181). К кон. V в. были сделаны 2 новых перевода литургии свт. Василия (с пространной версией анафоры): 1-й получил имя св. католикоса Саака (Исаака) Великого ( H ä nggi, Pahl. P. 332-336; в тексте анафоры св. Исаака даже сохранилось большое число оставшихся непереведенными греч. фраз, буквально совпадающих с соответствующими фрагментами анафоры свт. Василия), 2-й - свт. Кирилла Александрийского (Ibid. P. 337-341), он проявляет сходство с 1-й (до IX в.) визант. редакцией литургии свт. Василия, а также с греч. литургией «свт. Григория Богослова», носящей следы монофизитского влияния. Кроме того, известны еще 2 арм. анафоры этого времени - приписываемые свт. Григорию Богослову и свт. Афанасию Великому (Ibid. P. 319-331). Ок. X в. на арм. язык была вновь переведена литургия свт. Василия Великого, уже в развитой к-польской форме; в XIII в. ( Taft. The Armenian. P. 183) был сделан перевод к-польской литургии свт. Иоанна Златоуста ( Aucher. La versione. P. 370-404). В XI-XIV вв. под влиянием традиций Яковитской Церкви на арм. язык были переведены основной евхаристический чин яковитов - сир. редакция литургии ап. Иакова , брата Господня (Ibid. P. 342-346), а также еще одна традиц. зап.-сир. анафора сщмч. Игнатия Богоносца ( Winkler. Armenian Worship. P. 50; Τρεμπλας. Σ. 372-373). Кроме того, известны арм. переводы рим. мессы и литургии преждеосвященных Даров , а также (в греч. переводе утраченного арм. антимонофизитского сочинения - Sinait. gr. 1699. Fol. 91, XIV в.) фрагменты анафоры под именем свт. Епифания Кипрского ( H ä nggi, Pahl. P. 262-263), близкие к анафоре «Апостольского предания» . Несмотря на указанное разнообразие литургий, с X в. (по крайней мере) главной, а после XIII в. и единственной совершаемой на практике становится литургия, носящая имя свт. Афанасия Великого, в к-рой отчетливо прослеживается сильное визант. и в гораздо меньшей степени рим. влияние. Помимо рукописей литургий важнейшими источниками по истории арм. евхаристического чина ( Taft. The Armenian. P. 183-195) являются литургические комментарии еп. Хосрова Великого (Андзеваци) ( ок. 963), Нерсеса Ламбронаци ( 1198), Ованнеса Арчишеци ( ок. 1330). Анафоры

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

В печатном Прологе чтение на этот день, сравнительно с приведенным у нас по древнейшим рукописям, представляющим буквальный перевод из Минология Василия, – немного больше по объему, но по содержанию совершенно сходно с ним. 2. Св. Василий Великий (1 янв.). – В Спас.-Прилуц. Прологе XIV в.: «Сеи Bac. В. бе от Понта Каподокииския сын Васильев же. мудростью и разумом. весь ветхи и новыи закон исправляя. и толми бысть благоговеин. яко святитель бысть престола Кесариискаго. и строяше церковь Божиим промыслом. бе же в царствование Оуалента. сего же дезнув (дерзнув) обличи Васильп. в Ариеве ереси пребывающаго. обаче аще и ересь до конца не отвергся пребысть. но в церковь приде служащю великому Василью. и дары принесе». Далее следует рассказ о составлении – «написании» литургии – «служб Божиих» св. Василием, о чудесных явлениях и видениях, каких он был удостоен при этом, о золотом голубе, который был сделан по его повелению и повешен над святым «олтарем» – престолом, чудо с дьяконом, сослужившем ему и об убиении Юлиана мучеником Меркурием, по молитве св. Василия, а затем окончание рассказа, как и в приведенных у нас проложных чтениях. Эти излишние житийные подробности, сравнительно с другими проложными чтениями о св. Василии, взяты из жития св. Василия В. Амфилохия Иконийского (Кизичского), но ему не принадлежащего (Амфилохий был современник Василий В. и ему принадлежит одушевленное надгробное Слово о нем) – из жития, составленного не ранее IX в. и содержащего много чудесных рассказов. Это жизнеописание св. Василия и было у нас наиболее известным из житийных повествований об нем. Кроме указанного в Сп.-Прил. Прологе, в других списках, а также и в печатных его изданиях, под 1 января из этого же жития сообщалось о чуде св. Василия в Никее, о епископе Петре Севастийском, о Валенте и прение св. Василия с арианами; в до-Макарьевских Четьи-Минеях и в Макарьевской оно приводится (под 1 янв.) в полном славянском переводе, греческий текст его с латинским переводом издан Комбефисом между творениями Амфилохия (Paris, 1644 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Литургия, по своему существенному содержанию, одна: разные же названия она получила от лиц, которые изложили письменно тот самый порядок, тот чин, по которому она теперь у нас совершается. У православных совершаются три чина литургии, а именно: литургия Василия Великого , Иоанна Златоустог о и Григория Двоеслова , или Преждеосвященная литургия. Литургия Василия Великого совершается только десять раз в году: накануне или же в самые праздники Рождества Христова и Крещения Господня, смотря потому, в какой день придутся они, в новый год – 1-го числа Января, потому что в этот день празднуется память Св. Василия Великого , во все воскресные дни Великого поста, кроме Вербного воскресенья и в четверг и субботу на Страстной неделе. В остальные дни года обычно служится литургия св. Иоанна Златоустог о, исключая среды и пятницы сырной недели 1 и пятницы страстной, когда не полагается никакой литургии, а также и тех дней, когда служится литургия Преждеосвященная, которой называется совершаемая по средам и пятницам Великого поста, а на пятой неделе поста и в четверг (когда на утреннем стоянии читается великий покаянный канон св. Андрея Критского ) и на страстной неделе: в понедельник, вторник и среду. Но, по требованию различных обстоятельств, напр., если случится какой-нибудь праздник или похороны, она может совершаться и в какой угодно день Великого поста, кроме только тех дней, в которые служатся обедни или Василия Великого , или Иоанна Златоустог о. Литургия Преждеосвященных Даров отличается от обыкновенной ( Василия Великого и Иоанна Златоустог о) литургии тем, что она совершается вместе с вечернею и есть сокращение полной литургии. Она называется литургией Преждеосвященных Даров, потому что на ней причащаются Св. Дарами (Телом и Кровью Христовыми) прежде уже освященными, вкушают Агнца прежде приготовленного, прежде освященного и напоенного Кровью Христовой. Агнцем называется вырезанная из просфоры четвероугольная часть для Св. Причащения. Она называется Агнцем, потому что изображает собою страждущего Иисуса Христа, подобно тому как в ветхом завете изображал его Агнец Пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели в память избавления от рабства в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Из отчета об ученых занятиях заграницей в 1882 г. Казань», в которой «издано было им, как заявляет г. Красносельцев, довольно значительное количество письменных памятников, относящихся к истории литургии православной Церкви и преимущественно литургии св. Иоанна Златоуста » (стр. 3). В этой книге им помещены а) «толкование литургии с именем св. Василия Великого в сборнике XIV-XV в.», b) «толкование литургии без имени в сборнике XV в.», с) «толкование св. Иоанна Постника , патриарха константинопольского», d) «толкование Софрония, патриарха иерусалимского», е) «толкование Германа, патриарха константинопольского», f) обширный трактат: «описание западных и русских списков, изданных и не изданных; замечания об их особенностях, выводы по отношению к вопросу о первоначальной редакции литургии св. Златоуста; замечание об особенностях александрийских списков литургии Златоуста» и g) несколько списков греческих и южно-славянских чинов литургии св. Иоанна Златоуста . Но и после выпуска в свет упомянутой книги, «мы, заявляет в своем настоящем первом выпуске «материалов» проф. Красносельцев, не переставали со всем усердием разыскивать и собирать в русских и заграничных библиотеках новые памятники, относящиеся к тому же предмету. Результатом было то, что в наших руках вновь скопилось немалое количество новых памятников того же рода, частию весьма мало известных, частию же вовсе неизвестных, но не менее важных и полезных для истории литургии, чем те, которые изданы в поименованной книге. Эти последние, т. е. уже изданные, памятники относятся по-преимуществу к тому очень древнему периоду, когда не было еще полных и подробных уставов литургии и в обращении находились редакции краткие, состоящие почти только из одних молитв с самым малым количеством уставных указаний или рубрик. Те же памятники, которые мы имеем под руками и издаем теперь, относятся к периоду более позднему, но для выяснения особенностей текста современного чинопоследования литургии гораздо более важному, а именно к тому периоду, когда начали составляться подробные уставы литургии и когда явился тот общераспространенный устав ( διταξις), который, осложнив собою, древние краткие редакции, определил тот вид чинопоследования литургии, который вскоре получил всеобщее распространение и употребляется до ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Прп. Иоанн Дамаскин в написанном в 1-й пол. VIII в. «Точном изложении православной веры» счел необходимым объяснить, почему свт. Василий употребил в своей анафоре термин ντιτπα (см. Вместообразная ), поскольку, как следует из сочинений прп. Анастасия Синаита († после 701), к кон. VII в. этот термин перестал использоваться в православной среде в отношении Евхаристических Даров (см. ст. Евхаристия , разд. «Византийское богословие Евхаристии в VI-VII вв.»). По мнению прп. Иоанна Дамаскина, «если некоторые и называли хлеб и вино «вместообразами» Тела и Крови Господней, как говорил, [напр.], богоносный Василий, то употребляли этот [термин] не после освящения [Даров], но называли так, прежде освящения, сам [факт] приношения» ( Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 13). Впосл. эта интерпретация была одобрена VII Вселенским Собором (ДВС. Т. 4. С. 538-540). Вероятно, в VI-VII вв. сложилось и Житие свт. Василия Великого, согласно к-рому святой «просил Бога подать ему благодать и мудрость и разумение, чтобы ему приносить Богу бескровную Жертву при помощи своих собственных слов» (греч. текст: Combefis F. Sanctorum Patrum Amphilochii Iconensis, Methodii Patarensis, et Andreae Cretensis: Opera omnia quae reperiri potuerunt. P., 1644. P. 175). В этом же Житии упоминается, что свт. Василий впервые устроил алтарную завесу и поместил над св. престолом золотого голубя в качестве дарохранительницы, т. е. создал не только текст литургии, но и ее храмовый контекст, а также описываются евхаристические чудеса, происшедшие при совершении святителем его литургии (общие сведения о Житии свт. Василия и его возможной датировке см. в ст.: Муравьев А. В. Переписка Юлиана Отступника и св. Василия Великого (BHG, N 260) в связи с житийной традицией последнего//ВДИ. 1997. 2. С. 138-145). В послеиконоборческую эпоху предание о том, что свт. Василий не опирался на к.-л. предшествующий текст, а, напротив, составил свою литургию из «своих собственных слов», пользуясь помощью Божией, постепенно вытесняется др. этиологической легендой.

http://pravenc.ru/text/литургии св ...

В это время православные христиане много терпели угнетений от восточного императора Валента, зараженного ересью арианскою. Зная, как велико уважение православных к св. Василию, Валент особенно старался склонить его к своему заблуждению, но напрасно. Наконец Валент послал к нему вельможу своего Модеста с тем, чтобы он обещаниями и угрозами вынудил св. Василия присоединиться к арианам. Неуспев склонить святого ласками, Модест начал угрожать ему лишением имущества, ссылкою, мучениями, смертию. Но св. Василий твердо и спокойно отвечал ему: «угрожай мне чем-нибудь другим, а не этим; ты хочешь лишить меня имущества? Но у меня нет ничего, кроме этой ветхой одежды и нескольких книг, которые, конечно, не возбудят твоей жадности. Ты угрожаешь ссылкою? Но у меня нет своего места, а всякое, куда пошлют меня, будет мое, потому что вся земля Божия. Мук и смерти не боюсь, потому что они только скорее приведут к Богу, для Которого живу и тружусь, для Которого большею частию я уже умер, и к Которому я давно поспешаю». Модест изумился твердости архипастыря и написал Валенту: «мы побеждены настоятелем церкви, – он выше угроз». Валент повелел не тревожить более угодника Божия, и потом сам прибыл в Кесарию, чтобы увидеть его. Он увидел св. Василия в храме, благоговейно и торжественно совершающим Божественную литургию; вид этот привел Валента в изумление и трепет. Но вскоре приближенные к царю ариане склонили его подписать приговор о заточении св. Василия в ссылку. Три раза трость или перо ломалось в руках Валента, приговор был уничтожен, но потом снова утвержден и подписан. В это время тяжко заболел сын царский. Валент видит в этом гнев Божий, призывает святителя и просит, чтобы он молитвами своими исцелил отрока. Святитель соглашается, но с условием, чтобы Валент принял православие. Валент обещался исполнить волю святителя, – и отрок выздоровел. Но впоследствии Валент изменил своему слову и отрок умер на руках ариан, готовившихся крестить его, а сам Валент скоро погиб ужасною смертию: он сожжен в хижине, в которую скрылся, разбитый в сражении неприятелями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

( Желтов, Правдолюбов. С. 487-491). В обряде accessus ad altare правильно разделены возгласы (слова Лк 1. 35b обращены к старшему священнику, а не к диакону), умовение рук еще не перенесено из комплекса священнодействий великого входа в начало литургии (см. Taft. Great Entrance. P. 165-177); в эпиклезе анафоры не указаны диаконские «Аминь» при благословении Даров и нет тропаря 3-го часа («Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа»); указаны особая формула на преломление Св. Хлеба («Въ прломлнии хлеба...»; ср.: Орлов М. И. Литургия св. Василия Великого. СПб., 1909. С. 279) и молитвы до и после Причащения («Въ множеств грховъ...», «Даждь ми, Господи...»; «Тло и кровь, Юже прияхъ...», «Буди мне, Господи, отдание грховъ...»), характерные для периферийных рукописей Евхология ( Taft R. Byzantine Communion Rites: II. Later Formulas and Rubrics in the Ritual of Clergy Communion//OCP. 2001. Vol. 67. P. 275-372); не описан обряд вливания теплоты (хотя возглас диакона «Благослови и освяти [Так! - Ред.], отче, чашю сию» и ответ священника «Исполнние Святаго Духа...» указаны; см.: ibid. P. 441-502); священник вопреки древней традиции причащаться из рук другого ( Taft R. Byzantine Communion Rites: I. The Early Ritual of Clergy Communion//OCP. 1999. Vol. 65. P. 307-345) причащает сам себя; благодарственная молитва предстоятеля помещена на своем месте (после Причащения народа). На листах 1а и 10 об. находятся миниатюры - изображения святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста (проведенное в 1992 г. во ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря исследование показало, что ни миниатюры, ни заставки рукописи вопреки встречающемуся в лит-ре мнению не поновлялись); еще одна миниатюра должна была находиться между листами 19-20 (перед формуляром литургии Преждеосвященных Даров), но этот лист был вырван, видимо, потому, что там был изображен не свт. Григорий Двоеслов (имя к-рого в качестве творца литургии Преждеосвященных Даров указывается в рукописях только с XVI в.), а др. святой (рукописи старше XVI в. иногда указывают в качестве автора этой литургии святителей Епифания Кипрского, или Василия Великого, или Германа К-польского).

http://pravenc.ru/text/Варлаама ...

– «Грози чем-нибудь другим, если можешь: у кого нет имения, у того и описывать его нельзя, – у меня одна только власяница и несколько книг. Ссылки я не считаю ссылкою: вся земля – Божия, а я пришлец и странник. Смерть – благодеяние для меня: она скорее приведет меня к Богу, для Которого я живу, служу и большею частью уже умер». Бесстрашие св. Василия привело в изумление Модеста и Валента, и они оставили его в покое. В борьбе с еретиками и язычниками, в устном и письменном назидании своей паствы, делах милосердия, гонениях за истину протекла большая половина жизни великого святителя, окончившего свое многотрудное и многоплодное земное поприще в 1-й день м. января 379 года. Св. Василий Великий написал много знаменитых сочинений и проповедей, защищающих и уясняющих истину веры Христовой, и составил чин Божественной литургии, которая между прочим совершается и в настоящий день его памяти. II. Так как мы имеем заповедь апостольскую подражать жизни святых, то поревнуем благочестивой жизни св. Василия Великого . а) Во-первых, будем подражать любви св. Василия Великого к просвещению. Слово Божие и здравый смысл человека указывают сильные побуждения к занятию науками. Искание истины и ведения делают человека «мудрым». «Лучше знание, нежели отборное золото, говорится в притчах Соломона; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею .. ( Npumч. VIII, 10–11, 33 ). «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя», пишет св ап. Павел Тимофею ( 1Tuм. IV, 16 ). б) Во-вторых, будем подражать св. Василию Великому в осторожности в дружбе. Этот св. отец во время школьного своего обучения в г. Афинах (в Греции) имел у себя единственного друга св. Григория Богослова , также прибывшего сюда для научного образования. Вот как эти христианские юноши спасались от искушений, их окружающих. «Мы знали, говорит св. Григорий, только две дороги: одну, которая вела нас в церковь и к святым наставникам, в оной проповедующим, – другую, которая вела нас в академию (высшее училище) к учителям словесности и любомудрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010