священник Владимир Вукашинович Глава IV. Sacrosanctum concilium: II Ватиканский Собор и литургическое движение Литургическое движение подготовило плодородную почву для проведения литургической реформы на II Ватиканском Соборе. Поэтому во многих работах отмечается значение этого движения, вместе с подобными ему феноменами, о которых мы писали ранее: Библейское, литургическое и евхаристическое движения, а также общее богословское возрождение в Церкви, создали такой духовный подъем, который можно сравнить с тем, что происходил в первые века. При этом бесчисленные исследования и книги на всех языках осветили литургию и особенно святую мессу с библейской, догматической, литургической, пастырской и исторической точек зрения, чего, вероятно, в истории Церкви еще не было 451 . Сложную связь литургического движения с литургической реформой II Ватиканского Собора комментировали многократно. Различные авторы чаще всего согласны в том, что Собор использовал в своей реформе самые важные достижения и идеи литургического движения 452 . Указывается, что церковная власть и до Собора начала поддерживать литургическое движение, его идеи и выводы. В качестве доказательства приводятся слова, которые папа Пий XII произнес перед участниками I Пастырско-литургического конгресса в Ассизи 453 , что литургическое движение явилось знаком Божия Промысла для сегодняшнего времени, что оно вдохновлено Святым Духом 454 . Собор – это своего рода ответ на стремления и богословские искания представителей литургического движения. Литургическое движение достигло своего наивысшего богословского выражения в Конституции о священной литургии II Ватиканского Собора, ярко выраженный пастырский характер которой хорошо известен 455 . Было бы ошибочно рассматривать литургическое возрождение в жизни Католической Церкви, исходя из соборных решений. Общепризнанно, что литургическое возрождение не было начато II Ватиканским Собором. Ему предшествовали многие научно-богословские труды и пастырские эксперименты 456 , прежде всего представителей литургического движения, без которых не было бы соборного литургического возрождения 457 . Конституция Sacrosanctum Concilium стала своеобразной подтверждающей печатью, которую высший авторитет в Церкви поставил на главные результаты деятельности литургического движения 458 . Поэтому эта Конституция называется вершиной литургического движения 459 . Участники Собора высказали это следующим образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Введение Часть первая. Литургическое возрождение на Западе Определение основных понятий: литургическое движение, реформа, возрождение Глава I. Предыстория литургического движения в католической церкви A. Литургическая реформа Каролингов и судьба римского обряда литургии Б. Тридентский Собор B. От Тридентского Собора до дона Проспера Геранже Глава II. Этапы и деятели литургического движения A. Монашество и литургическое движение Дон Проспер Геранже и начало литургического движения Б. Организованная научно-исследовательская деятельность и литургическое движение 1. Дон Ильдефонс Хервеген 2. Дон Одо Казель B. Приход и литургическое движение Дон Ламбер Бодуэн – патриарх и патрон литургического движения Глава III. Основные богословские идеи литургического движения Глава IV. Sacrosanctum concilium: II Ватиканский Собор и литургическое движение Часть вторая. Литургическое возрождение и православие Глава V. Православие и богословские идеи литургического движения A. Католические теологи о связи литургического движения с Православной Церковью и о литургическом возрождении в православии Б. Православные богословы о литургическом возрождении в православии 1. Начало 2. Отдельные позиции 3. Богословские совещания 4. Александр Шмеман: православный ответ на литургическое движение? B. Две попытки литургической реформы в Православной Церкви в XX веке 1. Россия – как была скомпрометирована одна идея 2. Новый Скит – возрождение в другом конце света Богослужебные книги – результаты реформы Нового Скита А. Книги суточного богослужебного круга – часословы и молитвословы Б. Служебники В. Гимнографическо-поэтический и библейско-литургический материал Литургическая реформа Нового Скита Что такое литургическая реформа Причины и критерии литургической реформы Отношение к существующему положению Образование как предварительное условие литургической реформы Богослужебный язык Монашество и литургическая реформа Критика и противодействие литургической реформе Будущее литургического обновления Г. Литургическое возрождение в Православной Церкви сегодня Заключение Библиография Документы (в хронологическом порядке) Богослужебные книги Литература Частные сообщения  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лицом к Востоку Нуждается ли Русская Церковь в «литургическом обновлении» 20 августа, 2016 Нуждается ли Русская Церковь в «литургическом обновлении» В преддверии православного фестиваля «Преображенские встречи. Имеющие надежду», который открывается сегодня в Москве, Правмир публикует интервью с кандидатом богословия иеромонахом Петром (Прутяну). Перед началом интервью отец Петр рассказал, что, оказывается, начиная с Адвента этого года (27 ноября 2016) римо-католические священники призваны вернуться к прежнему положению во время служения литургии, т.е. не стоять лицом к народу, как это было со времен II Ватиканского собора и до сегодняшнего дня, но «ad Orientem», лицом к Востоку, как всегда и везде молились духовенство и миряне. «Предлагаю рассматривать эту новость как своего рода «девиз» этих ответов и, возможно, всего фестиваля», – отметил священник. Обновления необходимы – Нуждается ли Русская Православная Церковь сегодня в литургическом возрождении? Насколько актуален вопрос о этом, который прозвучал еще на Соборе 1917-18 гг.? – Если бы в Русской Церкви удалось официально утвердить и воплотить в жизнь те предложения, которые обсуждались в Москве сто лет назад, это послужило бы импульсом к подлинному «литургическому обновлению» для всего Православия. И в этом смысле Собор 1917–1918 гг., хотя и был поместным, и вследствие исторических условий остался незавершенным, тем не менее, был гораздо более серьезным, чем недавно прошедший собор на Крите, который ничего не решил и ничего не сказал. Хотя поместные Православные Церкви являются автокефальными и не могут собраться вместе даже для «семейного фото», не думаю, что мы можем говорить о каком-либо «литургическом обновлении», которое касалось бы только Русской Православной Церкви. Теоретически каждый епископ может составить собственные литургию и устав для своей епархии, однако конкретные реалии, в которых живет Церковь, иные, и только наивные люди мечтают о переменах, способных совершиться в одночасье. Например, из более трехсот пятидесяти епископов Русской Православной Церкви я не знаю ни одного, который установил бы в своей епархии обязательное совершение утрени утром или литургии Преждеосвященных Даров вечером, не говоря уже об опущении тропаря третьего часа из эпиклесиса или о других исправлениях. В этих условиях все дискуссии об общем пении в храме, о «целовании мира» между верными, о служении с открытыми царскими вратами и о других подобных идеях остаются словами, не имеющими перспективы.

http://pravmir.ru/litsom-k-vostoku/

Литургическое освещение праздника Рождества По прибытии в Вифлеем Пречистая почувствовала наступление времени родов. С поисками пристанища медлить было нельзя. Между тем, для бедной Святой семьи ни в одном городском доме не нашлось свободного места для ночлега. Лишь рядом с Вифлеемской гостиницей Иосиф нашел пустую пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Сюда он привел Деву-Агницу, чревоносившую Христа. «Вертеп показался Ей прекрасной палатой». 30 декабря, 2004 По прибытии в Вифлеем Пречистая почувствовала наступление времени родов. С поисками пристанища медлить было нельзя. Между тем, для бедной Святой семьи ни в одном городском доме не нашлось свободного места для ночлега. Лишь рядом с Вифлеемской гостиницей Иосиф нашел пустую пещеру, куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот. Сюда он привел Деву-Агницу, чревоносившую Христа. «Вертеп показался Ей прекрасной палатой». Церковные песнопения и каноны, посвященные прославлению Рождества Христова, составлены знаменитыми песнопевцами Церкви, святыми Константинопольскими архиепископами: Григорием Богословом, Анатолием и Германом; святым Андреем, архиепископом Критским, преподобным Иоанном Дамаскиным, св. Космою, епископом Маиумским, инокиней Кассией и другими. Произведения названных богословов прекрасны поэтическими образами, безграничной глубиной богословского умозрения и силой чувства. Идейное содержание этих творений в целом представляет историко-богословское изображение тайны Рождества Христова. Песнопения праздника упоминают также о переписи иудеев кесарем Октавианом Августом, о путешествии Иосифа Обручника и Пресвятой Девы Марии в Вифлеем, излагают некоторые подробности Рождества Христова и кратко замечают о бегстве Святого семейства в Египет от царя Ирода. Основываясь на Евангельском повествовании о Рождестве Спасителя, святые песнопевцы подчеркивают исключительное значение этого мирового события для спасения всего человеческого рода и вдохновенно призывают к духовному торжеству и ликованию. По сравнению с Евангелием, литургическое раскрытие истории настоящего праздника закономерно отличается некоторыми особыми свидетельствами. Например, здесь мы встречаем слова Богоматери к родившемуся Богомладенцу и Ее разговор при встрече с волхвами. Другой пример. В Евангелии не поясняется, какова была буря смятения в душе Иосифа Обручника при виде Пресвятой Девы непраздною. В богослужебных же песнопениях приводится диалог на эту тему Иосифа и Преблагословенной Марии.

http://pravmir.ru/liturgicheskoe-osveshh...

Место великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии церкви Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 24, 2000 4 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 23, 24, 2000 1 Труды песнопевцев и Отцов Церкви, вошедшие в состав Богослужения, рассматриваются в последнее время как особый раздел — Литургическое Богословие. Мы не находим подобного определения в работах маститых исследователей песнопения и песнопевцев Православной Церкви ни в XIX веке, ни в начале ХХ-го. С трактовкой богослужебного достояния отцов и песнопевцев Церкви как Литургического богословия, мы встречаемся только во второй половине XX столетия — особенно отчетливо она представлена преосвященным Вениамином (Миловым) 2 . Разбирая чинопоследование вечерни, утрени и других частей богослужения Православной Церкви, изложенное в различных богослужебных книгах, преосвященный Вениамин, касаясь трудов святых песнописцев, весьма обстоятельно излагает значение тех или иных произведений, которые, будучи посвящены различным спасительным догматам нашего православного исповедания, и в наше время имеют непосредственное отношение к жизни, подвигу и великому делу спасения каждого из членов Церкви — как мирянина, так и инока. Автор “Чтений по Литургическому Богословию” отдает дань как отдельным отцам, так и их различным произведениям, то бегло, то более подробно касаясь тех основных богословских положений, которые в них раскрываются. Эти-то положения и составляют живую ткань предмета Литургического Богословия. В наших опытах разбора богослужебного достояния православной Церкви мы пошли по пути исследования отдельных творцов этого великого достояния — с уяснением как отдельных богословских истин, являющихся предметом воспевания этих отцов, так и возможного понимания индивидуальности каждого из преподобных песнопевцев, обогативших в меру своих дарований сокровищницу православного Богослужения. Тем плодотворней было бы, по нашему разумению, сопоставить между собой различные подходы к изучению православной Литургии; рассмотреть труды отдельных церковных песнопевцев со стороны их значимости как литургистов-богословов, иными словами, — со стороны участия каждого из церковных песнописцев в созидании Литургического богословия.

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Чтения по литургическому богословию «Чтения по литургическому богословию» епископа Вениамина (Милова) — нетипичный курс литургики. Владыка Вениамин не разбирает историю богослужения, не описывает его нынешнее состояние, не размышляет о богословии богослужения. Он ставит другую задачу: вскрыть вероучение Церкви так как оно отобразилось в богослужении. Еп. Вениамин (Милов) на материале богослужебных книг раскрывает учение о Троице, ангелах, Сыне Божьем, Его Искупительной Жертве, Сошествии во Ад, о Св. Духе, Богородице. Также о посте как он представлен в текстах богослужения, переживании Литургии верующим, о загробной участи. Наконец о двунадесятых праздниках. Епископ Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов) Автор " Чтений по литургическому богословию " родился в Оренбурге 8 июля 1887 г. в семье священника. Окончил Вятскую семинарию и в 1918 г. Московскую Духовную Академию. В том же году принял монашеский постриг и управлял московским Покровским монастырем в сане архимандрита до его закрытия. В 1946 г. он вступает в монашеское братство Троице-Сергиевой Лавры и назначается доцентом Московской Духовной Академии, где возглавляет кафедры патрологии и пастырского богословия. Защитив магистерскую диссертацию на тему " Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви " , архимандрит Вениамин становится профессором и одновременно назначается инспектором Московской Духовной Академии. В 1954-55 гг. он — настоятель Ильинской церкви в городе Серпухове Московской области. 4 февраля 1955 г. архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископы и назначен на Саратовскую кафедру. При вручении новопоставленному епископу архипастырского жезла патриарх Алексий сказал: " Неисповедимые пути Промысла Божия вели тебя до сего времени узкой и трудной стезей многоразличных испытаний и скорбей. Но все трудности и страхи победила твоя непоколебимая вера, подкрепленная любовью ко Христу, явившему нам Своим беспримерным подвигом страданий ради нашего спасения образ терпения и покорности воле Отца нашего Небесного " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Глава 1. Предварительные понятия курса § 1. Литургическое богословие Прежде чем говорить о нашем предмете – Литургическом Предании, – нам следует выяснить, что же такое в целом Литургическое Богословие – та наука, составной частью которой и является Литургическое Предание. По определению выдающегося русского православного литургиста архимандрита Киприана (Керна) , «под литургическим богословием следует понимать систематизацию богословских идей, заключенных в нашем богослужении, в наших церковных песнопениях, иконографических композициях, последовании праздников, Таинств и вообще во всем церковнослужебном обиходе. Литургическое Богословие должно быть изучаемо в исторической перспективе, при обращении внимания на постоянное развитие и изменение тех или иных чинов или праздников, при сравнении их с богослужебными обычаями других инославных христианских обществ». 1 Рассмотрим чуть подробнее смысл этого определения архимандрита Киприана. Быть может, многие из вас привыкли думать, что Литургическое Богословие, Литургика – это лишь содержание и уставные указания тех толстых книг, которыми мы пользуемся на клиросе и в алтаре, тех фолиантов, по которым совершается служба. На самом деле это не совсем так. Архимандрит Киприан обращает наше внимание на то, что, помимо всех этих книг, в сферу интересов Литургического Богословия входит еще и богословский смысл совершаемых в наших храмах священнодействий, само богословие богослужения, а в нашем с вами случае, в связи с Литургическим Преданием, – и богословие Таинств. Потому что во всем нашем богослужении, во всем строе церковной жизни, в наших священных молитвах и чинопоследованиях прежде всего отражено и заложено церковное учение. По православным богослужебным книгам можно изучать не только Литургику, но также и догматику. И если бы случилось так, что все учебники догматики, все написанные труды и трактаты по богословию вдруг исчезли бы, «испарились», оказались бы для нас недоступны, и у нас остались бы только богослужебные книги, мы смогли бы по этим книгам в полноте, без всяких утрат, вновь восстановить и сформулировать то православное богословие, которое исповедует Церковь Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского. Часть 9 Принятие монашества и монашеские обеты Прп. Нил Синайский Пострижение в монашество в то время, когда жил преп. Нила (то есть в конце IV – начале V веков) представляло собой целый литургический обряд . В трудах преп. Нила он изложен не полностью. Лишь в отдельных произведениях находятся места, в определенной мере указывающие на составные части этого обряда. Преп. Нил, разделяя общераспространенное мнение , рассматривает монашеский постриг как одно из таинств, которое с постриженика совлекает «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4: 22), и облекает его в нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3: 10) . Сам же чин принятия монашества, по учению преп. Нила, представляет собой торжественный литургический обряд, имеющий целью излить на постригаемого особую Божественную благодать. Это ясно видно из его письма, адресованного монаху Амфилохию, который, как казалось, ослабевал в духовной брани. Утешая его и укрепляя, преп. Нил указывает ему на Божественную благодать, сопровождающую монаха в его земной жизни и помогающую ему в делах духовного совершенствования. «Запомни, – пишет, в частности, преп. Нил, – что ты, приступив к пречестному монашескому лику, помазан, подобно блаженному Давиду, таинственным елеем… Божественным помазанием называю я благодать Святого Духа» . В другом письме, направленном затворнику Филомену, преп. Нил упоминает и об отдельных актах самого чина пострижения. Здесь он обращается к Филомену с вопросом: «Когда ты облекся в сию честную монашескую одежду? Какой авва возложил на тебя благословляющую руку?» Из этого письма очевидно, что чин монашеского пострига во времена преп. Нила был уже связан с облачением в особую монашескую одежду, с чтением определенных молитв и с возложением рук аввы. Помимо этих действий, чин монашеского пострига, как это отмечено во многих местах в произведениях преп. Нила, включает в себя и монашеские обеты, то есть добровольные обязательства по исполнению всего того, что требует «высокое монашеское достоинство». Сколь непременным считалось хранение обетов, видно из трактата «Слово подвижническое», в котором сам преп. Нил говорит, что «лучше умереть, чем сделать что-либо противное обетам» . Обеты, которые, по учению преп. Нила, суть одно из главных условий для принятия в монашеский чин, в широком смысле слова являются торжественным обещанием того, что постригаемый «возьмет крест и пойдет за Христом, оставив все: отца, лодку, сети и все виды занятий, а вместе с тем расторгнет он всякую родственную связь и даже воспоминание о ней».

http://pravoslavie.ru/3256.html

Опыт литургического богословия в трудах русских песнотворцев Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13-14, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13-14, 1997 От публикатора. Для уходящего столетия характерно оживление инте­реса к литургиче­скому преданию Православной Церкви и к право­слав­ной гимногра­фии, в частности, со стороны как церковных, так и светских ученых 1 . Статья монахини Игнатии (Петровской), которую мы предлагаем вниманию читателей, на первый взгляд не выделяется из ряда других работ по этому предмету, однако заслуживает, по на­ше­му мнению, особого внимания. Монахиня Игнатия (Петровская; 2 родилась в Москве в семье служащего. В 1920 г., закончив школу, она поступила в МГУ на естественное отделение физико-математического факультета, а в 1924 г. стала прихожанкой Высоко-Петровского монастыря и ду­хов­ной дочерью старца иеромонаха Агафона (Лебедева) 3 . Вскоре она при­ня­ла тайный постриг, но по благословению старца продолжала учить­ся в университете, и после его окончания в 1926 г. стала работать в об­лас­ти патоморфологии туберкулеза. На долгие годы научно-ис­сле­до­ва­тельская деятельность, понимаемая как послушание, подобное мо­на­стырскому, стала составной частью ее монашеского делания. В 1943 г. матушка Игнатия защитила докторскую диссертацию, а в 1947 г. ей было присвоено звание профессор патоморфологии. С 1940-х гг. научная деятельность монахини Игнатии стала дополняться “служением слову”: литературным трудом, выросшим из дневниковых записей духовного содержания 4 , а с начала 1980-х гг. — гимнографи­ческим творчеством. На сегодняшний день ею написаны десять служб святым и три акафиста. Большая часть созданных ею служб уже во­шла в богослужебный обиход Русской Православной Церкви. Тогда же монахиней Иг­на­тией написан ряд статей по православной гимнографии. Некоторые из них были опубликованы в “Богословских трудах”: “Пре­подобный Косма Маиумский и его каноны. (Духовные размышле­ния)” (БТ. Сб. 22. М., 1981. — Сс. 116–138), “Преподобный Иоанн Да­маскин в его церковно-гимнографическом творчестве” (БТ. Сб. 23. М., 1982. — Сс. 59–93), “Церковно-пес­нотворческие труды инокини Кас­сии” (БТ. Сб. 24. М., 1983. — Сс. 320–336), “Гимнографическое твор­чество преподобного Андрея Критского” (БТ. Сб. 25. М., 1984. — Сс. 260–275), “Труды русских песнописцев в Киевский период” (БТ. Сб. 28. М., 1987. — Сс. 230–245). Остальные статьи это­го цикла будут опубликованы в нашем журнале 5 .

http://pravmir.ru/opyit-liturgicheskogo-...

Распятие из конструктора LEGO: как относиться? Икона как сакральное изображение не должна употребляется в целях не литургических. 22 июня, 2015 Икона как сакральное изображение не должна употребляется в целях не литургических. Что можно и что нельзя назвать иконой? – поясняет митрополит Антоний (Паканич). — Можно ли считать любое изображение Христа, Богородицы, святых,  иконой? И, например, как относиться к Распятию, сделанному из деталей конструктора LEGO, который сегодня пользуется популярностью? — Сам термин «икона» в переводе с греческого языка означает «образ», «изображение». Однако понятие иконы нельзя просто свести к первичному значению этого слова. Православная икона – не просто образ-изображение кого-либо или чего-либо, это не просто «продукт художественного таланта». Икона имеет богословское содержание и литургическое употребление. Это не картина на религиозную тематику, это образ с очевидным богословским значением, настолько прозрачным для верующего воцерковленного человека, что в древности икону называли книгой для неграмотных. В ту эпоху, когда грамотность была уделом совсем незначительного количества людей, икона — наравне с проповедью и чтением священных текстов за богослужением — рассматривалась как источник обучения богословским истинам. И я уверен, что, несмотря на практически поголовную образованность людей в наше время, до сих пор существует проблема с богословской грамотностью, и иконы до сих пор выполняют свою древнюю функцию – говорят нам о Боге и о том, что Он сделал для нас. Есть немало людей, чей путь в Православие начался с того состояния восторга, который они пережили пред православной иконой. В свое время я был заведующим Церковно-археологического кабинета при Московской духовной академии, там собрано много уникальных православных икон. Не раз случалось, что люди, так сказать, искушенные в искусстве, придя на экскурсию в музей, были поражены глубиной православной иконы. Многие из них стали церковными людьми. И в Киевской духовной академии мы также общими усилиями занимаемся собиранием коллекции икон для нашего Церковно-археологического музея, в котором есть уникальные шедевры украинской иконописи.

http://pravmir.ru/raspyatie-iz-konstrukt...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010