Сообразно этому распорядку изменялось их взаимное отношение и отношение к современным, полноправным членам христианской общины или верным. В третьем веке уже устанавливается этот распорядок, это деление оглашенных на классы, и в памятниках тогдашней литературы находятся указания на существование первого, низшего класса оглашенных, так называемых слушателей (audientes, auditores, и второго разряда оглашенных – коленопреклоненных. Но окончательное и строгое развитие катихумената принадлежит уже четвертому веку, когда определилось каноническое разделение между разными классами оглашенных, и установилась сама их терминология. Приготовление оглашенных состояло из наставлений теоретических и образования нравственно-практического. Первые преподавались в частных домах и преимущественно огласительных училищах; местом для второго со всем удобством стали служить собрания христиан для молитвы; на эти собрания с известным ограничением начали допускать и оглашенных. Не говоря о других церковных собраниях, для них открыли и общую часть литургии, вследствие чего она приняла вид округленного целого, имевшего особый состав и рассчитанного на присутствие лиц, не обладавших правами полноправных членов христианской общины, и вот благодаря этому-то назначению она и получила впоследствии название литургии оглашенных. Когда впервые вошла в силу эта практика, то есть разделение как литургии, так и других утренних и вечерних служб на две части, из которых одна была доступна, участию оглашенных и других неполноправных членов церкви, а другая назначалась исключительно для верных (fideles) и составляла закрытое, таинственное богослужение; современна ли она началу самого христианства или образовалась впоследствии, уже после времен Иустина, как говорят некоторые, – вопрос темный и трудный для решения по недостатку твердых исторических данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Sinait. NE. E66 Пергаменный свиток веков Е66 является наиболее древней и наиболее интересной по составу рукописью литургии апостола Марка из новых синайских находок. У свитка утрачены начальный и финальный отрезки, но объемы утрат не очень велики. Первая сторона свитка заканчивается поминовениями анафоры, обратная открывается institutio – таким образом, отсутствуют окончание поминовений, Sanctus и первая эпиклеза, приходившиеся на финальный отрезок свитка. После institutio литургия доходит почти до самого конца, недостает лишь трех-четырех строк заключительной молитвы 71 . Можно поэтому предположить, что утраченный начальный отрезок – где литургия начиналась и где она же, на обратной стороне свитка, и заканчивалась – имел всего несколько сантиметров в длину. Однако первая сторона свитка начинается, как можно было бы ожидать, не с литургии оглашенных, а сразу с литургии верных. Точнее, сохранившийся текст открывается молитвой, которая в чине литургии апостола Марка обычно читается еще до начала литургии оглашенных – «первой молитвой утра» (не с начала) 72 , – сразу после которой выписаны священнодействия литургии верных, начиная с лобзания мира 73 . Можно предположить, что чин литургии оглашенных в Е66 все-таки был выписан, но из этого предположения следуют две вещи: 1) достаточно объемному чину литургии оглашенных на первой стороне свитка соответствовало либо незаполненное пространство на обратной (что маловероятно, учитывая стоимость пергамена), либо какой-то иной чин – это следует из того, что на обороте «первой молитвы утра» литургия уже заканчивается; 2) «первая молитва утра» поставлена в Е66 на место молитвы херувимской песни. Указанное предположение вполне допустимо, но нам кажется более разумным другое объяснение: в Е66 чин литургии оглашенных не был выписан вовсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Но вскоре обстоятельства изменились: уже в начале второго века положено было начало особому приготовлению таковых лиц к принятию христианства, и возникла целая дисциплинарная система, целый институт оглашенных. При Иустине уже была довольно сложная процедура приготовления таких лиц, как видно из следующих его слов: которые поверят и убедятся, что проповедуемое нами учение истинно, и дадут обещание жить согласно этому учению, мы учим поститься и молиться и испрашивать у Бога оставления прегрешений, молясь и постясь вместе с ними«. Лица, проходившие этот предварительный путь приготовления, назывались и с течением времени разделились на несколько классов, соответственно степени своего религиозно-нравственного развития и большей или меньшей духовной зрелости. Сообразно этому распорядку изменялось их взаимное отношение и отношение к современным, полноправным членам христианской общины или верным. В третьем веке уже устанавливается этот распорядок, это деление оглашенных на классы, и в памятниках тогдашней литературы находятся указания на существование первого, низшего класса оглашенных, так называемых слушателей (audientes, auditores, и второго разряда коленопреклоненных. Но окончательное и строгое развитие катихумената принадлежит уже четвертому веку, когда определилось каноническое разделение между разными классами оглашенных, и установилась самая их терминология. Приготовление оглашенных состояло из наставлений теоретических и образования нравственно-практического Первые преподавались в частных домах и преимущественно огласительных училищах: местом для второго со всем удобством стали служить собрания христиан для молитвы; на эти собрания с известным ограничением начали допускать и оглашенных. Не говоря о других церковных собраниях, для них открыли и общую часть литургии, вследствие чего она приняла вид округленного целого, имевшего особый состав и рассчитанного на присутствие лиц, не обладавших правами полноправных членов христианской общины, и вот благодаря этому-то назначению она и получила впоследствии название литургии оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

38 стр. 19. Замечено о возгласах к молитвам входа и трисвятого 10–11. 26–30); есть заглавия молитв: за оглашенных, по перенесении даров начиная 3), набросан кратко порядок литургии до конца. 39 стр. 42. В рукописи литургия начинается молитвой 3 антифона. В описании даны заглавия молитв: 3 антифона, первой о верных благодарственной b) и 40 Там же, стр. 64. Дано заглавие молитвы предложения. Замечено о молитвах: заамвонной и о молитве по перенесении даров. 41 Там же, стр. 75–76. Заглавия молитв: предложения, за оглашенных по перенесении даров С возгласа 3) краткий порядок литургии до конца. 42 Там же, стр. 83. В конце рукописи замечено: На стр. 85–86 там же даны: заглавие молитвы за оглашенных начало молитвы после особая молитва вместо (40b 1 ). 44 Там же, стр. 146–147. Даны заглавия молитв: b) и по перенесении даров с). 45 Там же, стр. 159–160. По встречающимся в рукописи именам императоров (Алексея I Комнина, Комнина, Мануила Комнина под именем Матфея, Алексея II Комнина, Алексия III Ангела) описатель относит рукопись к первой половине XIII века. На стр. 160–161 даны: заглавие молитвы предложения, мол. за оглашенных заметка о заглавие пер. мол. за верных b), начало молитвы после конец литургии со слов 46 Там же, стр. 175. Литургия начинается возгласом мол. первого антифона. Замечено об ектеньи и молитве за просвещаемых b c). 47 Там же, стр. 202. Встречаются имена: (XII века). На стр. 205–206 даны: заглавие мол. за оглашенных и краткий порядок литургии после великого входа, кончая просительной ектеньи. 48 Там же, стр. 232–233. Даны заглавия молитв: за оглашенных c), c 1 ). 49 Там же, стр. 249. В конце рукописи приписано: N 1 . В Описании замечено о моменте пресуществления даров 23–24) и о заамовных молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

Что касается сегодняшней практики затворения царских врат не после чтения Евангелия, а с началом ектении об оглашенных, то она, вероятно, сложилась постепенно и без влияния «Послания» патриарха Паисия. Можно предположить, что эта практика связана с обычаем читать с открытыми царскими вратами ектению об усопших, которой, как уже было сказано, нет в греческом чине литургии. Как мы видели в предыдущей главы, ектения эта находится между сугубой ектенией и ектенией об оглашенных, сугубая же ектения следует сразу после Чтения Евангелия. Поскольку между Евангелием и ектенией об усопших находится одна лишь сугубая ектения, затворять царские врата после чтения Евангелики снова отверзать их на ектению об усопших со временем, возможно, показалось непрактичным, и врата стали оставлять открытыми после Евангелия и до окончания ектении об усопших. А за ней непосредственно следует ектения об оглашенных. Таким образом, закрытие царских врат после ектении об усопших и в начале ектении об оглашенных может не иметь никакой связи с последней. Это просто «запоздалое» закрытие врат после Евангелия. Во всяком случае, в русских толкованиях Божественной литургии нет ни упоминания о затворении врат с началом молитв об оглашенных, ни тем более объяснения этого 613 (существующего в «Послании» патриарха Паисия), а толкование затворения царских врат после Евангелия встречается 614 . Против этой гипотезы можно возразить, что сегодня царские врата часто затворяются с началом ектении об оглашенных и в том случае, если ектения об усопших не читается. Однако, учитывая распространенность практики чтения ектении об усопших почти на каждой литургии, указанную нами в третьей главы, это можно объяснить своего рода «литургической инерцией»: даже когда заупокойная ектения опускается, врата всё равно затворяют так, как если бы она читалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Певцы: Подай, Господи. Господу помолимся. Певцы: Господи, помилуй. Возглас: Яко Ты еси воскресение, и живот и покой усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея), (имя), Христе Боже наш: и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Ектения об оглашенных Прочитаем ектении об оглашенных. … 1. Помолитеся, оглашеннии, Господеви. Певцы: Господи, помилуй. Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Огласит их словом истины. Что такое «слово истины»? Слово истины – то есть истинное христианское учение. … Откроет им Евангелие правды. Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви… 2. Елицы оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыдите. Елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных. Не внушают ли некоторых чувств нам, верным, слова, обращаемые к оглашенным: «Елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных»? В это время мы должны спросить себя: не принадлежим ли и мы к числу оглашенных по жизни и делам своим и посему достойны ли мы остаться в церкви при совершении великого Таинства? И, взывая в душе словами каявшегося мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному», – молимся, чтобы Господь был милостив к нам и помог нам исправиться. Литургия верных Какая часть Литургии называется Литургией верных? Последняя, во время которой совершается самое Таинство Святого Причащения. Она начинается словами диакона: «Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся». Почему эта часть Литургии называется Литургией верных? Потому что к слушанию ее допускаются одни верные. С окончанием Литургии оглашенных при словах диакона: «Елицы оглашеннии, изыдите», – оглашенные и кающиеся обыкновенно выходили из храма как недостойные присутствовать при совершении Таинства, и в храме оставались только одни верные. Нельзя ли разделить на части Литургию верных? Можно разделить ее на пять частей, так как ее составляют: во-первых, перенесение Даров с жертвенника на престол для принесения Богу и освящения; во-вторых, приготовление верных к достойному присутствию при совершении Таинства; совершение самого Таинства; приготовление верных к причащению и самое причащение; благодарение за причащение и отпуст. Перенесение даров Каким образом совершается перенесение Даров с жертвенника на престол для принесения Богу и освящения?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

(35,2):...после того, как воспоют вечерний псалом, диакон пусть возгласит об оглашенных, и обуреваемых, и просвещаемых, и кающихся, как описано выше. 1161 Это отсылает нас к Книге VIII, где моления после Евангелия в Климентовой литургии описаны следующим образом: (6,1): Когда же окончит он слово учительное... (2), а диакон, взойдя на возвышение, пусть возглашает: да никто из послушающих, да никто из неверных. (3) Когда же наступит тишина, пусть говорит он: Помолитесь, оглашенные. (4) И все верующие со вниманием пусть молятся о них, говоря: «Господи, помилуй». Диакон же пусть возглашает о них, говоря: (5) Об оглашенных все помолимся Богу, чтобы Он, Благой и Человеколюбивый, милостиво услышал молитвы их и призывания... (8) Встаньте, оглашенные. Мира Божия Христом Его просите, дня мирного и безгрешного и всего времени жизни вашей, христианских вам кончин, милостивого и верного Бога, оставления прегрешений. Преклонитесь и благословитесь. (9) На каждое из этих возглашений диакона народ, как сказали уже мы, пусть говорит: Господи, помилуй, и – прежде всех отроки. (10) Когда же оглашенные преклоняют головы, рукоположенный епископ пусть благословит их таким благословением: (11) Боже Вседержителю, нерожденный и неприступный, (14) После сего диакон пусть говорит: изыдите оглашенные в мире. 1162 В этом тексте Матеос отметил следующие элементы: 1163 1 . Так как только верные отвечают на начальное прошения молитвы, становится ясно, что воззвание «молитесь, оглашенные» должно интерпретироваться так: «молитесь в тишине, в то время как верные молятся за вас». Это соответствует существующей византийской литании о оглашенных, которая является не молитвой самих оглашенных, но молитвой за них. 2 . Диакон призывает, чтобы они поднялись после первого моления. Таким образом, они стояли на коленях вплоть до этого момента. 3 . Следовательно, молитва ясно разделена на две части: первую, в которой верные отвечают на диаконские воззвания, возглашаемые от их имени над оглашенными, стоящими на коленях в молчании; вторую, в которой оглашенные поднимаются и присоединяются к верным в ответах на ряд прошений, очевидно связанных с нашей литанией «Ангела мирна». Подобный строй молений замечен в нескольких других древних памятниках. 1164

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время ектенийного прошения о Патриархе, как и на полной литургии, священник развертывает илитон и антиминс с трех сторон, а по окончании ектении возглашает: Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси... За сугубой ектенией произносится ектения об оглашенных. Диакон: Хор: Господи, помилуй. Диакон: Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их. Хор: Господи, помилуй. Диакон: их словом истины. Хор: Господи, помилуй. Диакон: им Евангелие правды. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Оглашеннии, ваша Хор: Тебе, Господи. Священник в это время читает молитву об оглашенных: Боже, Боже наш, Создателю и Содетелю всех, Иже всем хотяй спастися и в разум истины приити! на рабы Твоя оглашенныя и избави их древния и козни сопротивнаго, и призови их в жизнь вечную, просвещая их и и сопричитая их словесному Твоему стаду, на немже Имя Твое Святое нарицается. По окончании ектении священник возглашает: Да и с нами славят... В начале этого возгласа он развертывает верхнюю сторону антиминса, делает на нем антиминсною губкою знак креста, целует губку и полагает ее на правой стороне антиминса. (Илитон и другие стороны антиминса развертываются ранее – после молитвы прилежного моления.) Хор: Аминь. Диакон произносит: Елицы оглашеннии, оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, вернии, паки и паки миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Начиная со среды Крестопоклонной (четвертой) седмицы после возгласа: Да и тии с нами славят... полагаются особая ектения и молитва о готовящихся ко святому Просвещению (Крещению). Диакон: Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии, изыдите; ко Просвещению, изыдите (правильнее, с греч.: приступите); иже ко Просвещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

От участия в нем устранялись ищущие крещения, не имели на ней времени принести свои дары и верующие, так как им вменялось в обязанность молиться за оглашенных. В виду этого, акт приношения был отнесен к более позднему времени, к началу литургии верных, занял место пред возношением евхаристических молитв. Его положение оказалось как нельзя более соответствующим и требованию не принимать даров от оглашенных и порядку литурических действий: дары приносятся в тот момент, когда становятся нужными. В такой именно последовательности располагаются указанные действия Василием Великим . Объясняя 28 пс., он говорит: «псалмопевец желает, чтобы мы были сначала детьми Божиими, а потом уже приступили приносить Богу дары, но не случайные, а те, которые Он сам установил приносить. После же приношения нужного необходимо обожение, которое совершается не вне церкви, но в доме Божием в молитве» 7 . Под молитвою, доставляющею обожение, Василий Великий разумеет благодарственно-просительную евхаристическую молитву; и если ей непосредственно предшествует приношение даров, то само собою понятно, что оно совершалось после удаления оглашенных из храма, так как к началу евхаристии ни один из них не оставался, по свидетельству древних литургических памятников, в церкви. Следы рассматриваемой практики наблюдаются и в древних литургиях. Так, в литургии евангелиста Марка после начальных молитв, занявших место древних молитв об оглашенных 8 , встречается пред молитвами евхаристии возглас: «помолитесь о приносящих 9 ». Молитва «о приносящих» предполагает, конечно, факт совершения верующими приношений. И так как приглашение к ней стоит после литургии оглашенных, пред самою евхаристею, то несомненно, что в данное же время совершалось и приношение даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Но если таким образом одна часть древнего акта приношения была оставлена на старом месте в виду полной нормальности подобного положения, то мы имеем полное право и основание предполагать, что перенесение другой было вызвано ее несоответствием ходу и порядку литургии. В таком, действительно, положении и оказался акт приношения после исключения из состава литургии молитв за оглашенных, кающихся и т. п. При существовании этих последних его совершение после удаления оглашенных было вполне естественно: кончалась литургия оглашенных, наступало время литургии верных, и пред ее началом, как и следует, верующие приносили дары для таинства евхаристии. Начиная при подобном порядке литургию верных, акт приношения оказался в средине ее, когда, исключив предшествовавшие ему молитвы за оглашенных, оставили такие действия, как чтение Писания, поучение, а впоследствии еще более увеличили число начальных литургических действий пением трисвятого, «Единородный Сыне» и т. п. В этом случае неестественность положения акта приношений на прежнем своем месте, т. е. пред молитвами евхаристии, и его несоответствие древней практике было на лицо. Литургия верных давно уже началась, а то, чем она предварялась в древности и всегда должна предваряться, – принесение даров еще не совершено. Единственным исходом из подобного положения средством к восстановлению древней практики и через то нормального хода литургии и явилось перенесение акта приношения в начало службы. Рассматриваемая со стороны своего происхождения проскомидия как видели выше, есть ничто иное, как перенесенная в начало литургии первая часть древнего акта приношений. Сообразно с этим вполне естественно предполагать что ее состав не представлял, по крайней мере на первых порах, чего либо совершенно нового, неизвестного этому последнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010