Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕЙР-БАЛАЙЗЫ ПАПИРУС Дейр-Балайзы папирус [Deir-Balaizah Papyrus; в рус. литературе встречается устаревная форма: Дейр-Бализе], фрагменты литургической рукописи VI-VII вв. (Bodl. MS. Gr. liturg. c. 3 (P), d. 4 (P)), найденные У. Флиндерсом Питри в разрушенном мон-ре близ г. Асьюта (В. Египет), которые являются ценным источником по истории александрийского богослужения и христ. литургике в целом (также известен и др. литургический папирус из Дейр-Балайзы, содержащий фрагменты неких молитв, см.: van Haelst. 1976. N 738). Рукопись представляет собой 3 папирусных листа плохой сохранности размером примерно 26,5×17,5 см, происходящие из кодекса, вероятно являвшегося полным Евхологием . Написана по-гречески унциалом копт. типа и хранилась в мон-ре св. Аполлоса в Египте (Ibid. N 737). Содержит 2 молитвы (Fol. 1r - 1v, 2-я, вероятно, на лобзание мира), фрагменты анафоры (Fol. 1v - 2v), благодарственной молитвы после причащения (?; Fol. 3r) и Символа веры (Fol. 3v). 1-е издание Д.-Б. п. было подготовлено П. де Пунье ( Puniet. Fragments. 1909; см. также idem. Le nouveau. 1909), оно воспроизводилось в ряде работ 1-й пол. XX в. (в т. ч. с важными исправлениями в кн.: Schermann. 1912). Новое, существенно уточненное издание подготовили К. Робертс и Б. Капелль ( Roberts, Capelle. 1949), оно до наст. времени остается наиболее авторитетным. Свою реконструкцию Д.-Б. п. предложил Й. Хаммерштедт ( Hammerstaedt. 1999. S. 171-186). В Д.-Б. п. наибольший интерес представляет анафора, относящаяся к александрийскому типу. На рус. язык она переводилась в 40-х гг. XX в. ( Киприан (Керн). 1947. С. 93-96; перевод по изд. де Пунье) и в нач. XXI в. ( Желтов. 2003. С. 310-312; перевод по изд. Робертса и Капелля с учетом реконструкции Хаммерштедта). По свидетельству Робертса и Капелля, в XX в. эта анафора была одним из наиболее часто изучаемых литургических текстов христ. Египта ( Roberts, Capelle. 1949. P. 7). Она восходит к тому же источнику (или источникам), что и анафора из Серапиона Евхология : обе буквально совпадают друг с другом в Pre-Sancmus, Sanctus и Epiclesis I (в последнем случае следует говорить о совпадении начальной части Epiclesis I анафоры из Д.-Б. п. со 2-й фразой Epiclesis I анафоры из Евхология Серапиона), т. е. в тех частях, где анафора из Евхология Серапиона близка к анафоре литургии ап. Марка (главной александрийской анафоре). Но в первых 2 анафорах сохранилась такая архаическая черта, как указание на то, что серафимы, упоминаемые в рассказе о небесной литургии в Sanctus, закрывают «лик» (а не «свои лица», как в анафоре литургии ап. Марка - см.: Johnson. 1995. P. 205-206) - предположительно Божий. В обеих анафорах присутствует моление о собрании Церкви воедино, текстуально восходящее к 9-й гл. «Дидахе» (в анафоре из Евхология Серапиона оно отнесено только к хлебу; в анафоре Д.-Б. п.- и к хлебу и к чаше).

http://pravenc.ru/text/171601.html

Письмо архиепископу финляндскому Антонию 1 Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Владыко, Позвольте предложить Вам несколько заметок по поводу текста литургии Василия в.: быть может они покажутся Вашему Высокопреосвященству не совсем безынтересными, В проповеднической литературе есть двойные тексты одного и того, же слова. Дело объясняется тем, что уцелели записи двух тахиграфов. Но дело может обстоять и хуже: любимые произведения – в роде слов св. Ефрема Сирина – иногда подвергались такому множеству переделок (последующие проповедники приспособляли текст к местным обстоятельствам), что подлинный текст – быть может навсегда – затерялся в массе переделок. – Тоже могло быть и с некоторыми молитвами. Вот напр. несколько строк из александрийской (греческой) литургии евангелиста Марка: «И сподоби нас, Владыко человеколюбче Господи 2 , со дерзновением неосужденно, чистым сердцем, душею просвещенною, непостыдным лицем, освященными устнами, смети призывати Тебе, небеснаго святаго Бога, Отца, и глаголати». И из александрийской (греческой) литургии Василия в.:  «Благословляяй благословящыя Тя [и т. д. до] и не остави нас Боже уповающих на Тя. Болящыя уврачуй, отшедшыя умири, воздухи благораствори и плоды земныя благослови 3 . Мир мирови Твоему даруй, церквам Твоим, священником, царем нашим, воинству и всем людем Твоим. Прежде почившыя упокой,  принесшыя дары и их же ради принесоша помяни. Иже во всякой скорби и нужде сущыя спаси, и нам благодать Твою посли. В тройческой вере даже до последняго нашего издыхания нас сохрани. Яко всякое даяние благо» [и т. д.]. Следовательно молитвы – в течение времен – могут подвергаться вставкам («шпациям»). Литургия Василия в. есть не у нас только 4 . Есть и литургия св. Василия александрийская. В переводе на (северно-) коптский язык она и до ныне употребляется в коптской [а чрез посредство ее – и в эфиопской (абиссинской)] церкви и употребляется постоянно, так что литургия евангелиста Марка (в коптской редакции называемая литургией св. Кирилла) совершается (теперь) только раз в год: в пятницу перед неделей ваий, а литургия св. Гpuropuя Бorocлoba (sic) – только трижды в год: в рождество, богоявление и пасху 5 . И мы – с нашим употреблением литургии Василия в. десять раз в год – едва ли можем считать себя хранителями истинно древней литургической традиции: около 520 г. скифские монахи (около нынешней Кюстендже) в своем послании к епископам африканским, сосланным в Сардинию, говорят между прочим:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) ПАМЯТЬ В Библии можно найти много фактов, связанных с проявлениями П., как чисто психологического явления, напр., воспоминание о полученном благодеянии ( Быт 40, 14 ) или забвение отцовских советов ( Тов 6, 16 ); но здесь нас интересует только религиозный смысл П., ее роль в отношении к Богу. В Библии говорится о П. Бога о ч-ке и о П. чка о Боге. Любое взаимное воспоминание предполагает прошлые события, при к-рых имелось некое взаимоотношение; и, восстанавливая в П. эти события, воспоминание приводит к возобновлению этих отношений. Именно так это происходит между Богом и Его народом. П., как ее понимает Библия, относится к встречам, происходившим в прошлом, при к-рых установился Союз–Завет. Напоминая об этих основоположных фактах, она укрепляет этот Союз и помогает переживать настоящее с интенсивностью присутствия, запечатленного в Союзе. Воспоминание здесь тем более обосновано, что речь идет о событиях исключительного значения, предрешавших будущее и даже уже заключавших его в себе. Только верная П. о прошлом может обеспечить правильное направление в будущем. 1 . Возникновение воспоминания а) Факты. – Самым первым событием является мира, знамение непрестанно являемое ч-ку, чтобы напоминать о Боге ( Сир 42, 15–43, 33 ; Рим 1, 20 сл.). Сам ч-к есть нечто большее, чем знамение, он – Бога; оттого он и может помнить о Нем. Следовавшие затем Бога с ч-ком (Ноем, Авраамом, Моисеем, Давидом) имели своим источником П. Божию: тогда Он вспоминал и обещал помощь ( Быт 8, 1; 9, 15 слл; Исх 2, 24 ; 2Цар 7 ), чтобы спасать ( Быт 19, 29 ; Исх 6, 5 ). Спасительным же событием, навсегда давшим направленность П. народа о Боге, является ( Ос 13, 4 слл). б) Воспоминание о фактах. – Память располагает многими возможностями продлевать в настоящее действенность прошлого. Смысл евр. глагола зкр, в его различных формах, дает об этом нек–рое представление: помнить, вспоминать, упоминать, но также и хранить и призывать – все это акты, имеющие чрезвычайное значение в духовной и литургической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) СВЯТОЙ Во время литургии взывают к Богу трисвятому, Христос провозглашается как «Един Свят» и поминаются святые. Мы говорим также о св. Евангелиях, о св. седмице. И мы призваны стать С. Святость, следовательно, является некоей сложной реальностью, к-рая соприкасается с тайной Божией и в то же время с богослужением и нравственностью. Святость заключает в себе понятие священного и чистого, но она выше их. Она кажется относящейся только к Богу и недоступной, и в то же время ее постоянно приписывают его творениям. Семитское слово кодеш (свящ. предмет, святость), к-рое происходит от корня, обозначающего, вероятно, «отрезать, отделить», содержит идею отделения от мирского. Свящ. предметы – это те, к к-рым не прикасаются и к к-рым приближаются только при определенных условиях ритуальной Являясь как бы носителями некоей силы, тайны и величия, в к-рых видится нечто сверхъестественное, они вызывают то смешанное чувство страха и притяжения, к-рое заставляет чка осознать свое ничтожество перед этими проявлениями «священно–божественного». Библ. понимание святости много богаче. В Библии показаны не только реакции чка перед божественным и святость определяется не только как отказ от мирского, – она содержит откровение Самого Святость в ней определяется, восходя к своему источнику, т. е. к Богу, от К-рого исходит всякая святость. Но этим самым в Писании ставится проблема природы святости, к-рая есть в конечном итоге проблема тайны Божией и ее сообщения людям. Эта производная святость, вначале внешняя для лиц, мест и предметов, к-рые она делает «священными», становится подлинной и внутренней только через дар Самого Духа Св. Тогда любовь, к-рая есть Сам Бог ( 1Ин 4, 16 ), будет сообщена после победы над грехом, к-рый препятствовал излучению ее святости. ВЗ Святость Божия недоступна ч-ку. Для того, чтобы он ее узнал, надо чтобы Бог «освятил Себя», т. е. показал Свою святость, проявив Свою Творение, теофании, Наказания и ( Числ 20, 1–13 ; Иез 38, 21 слл), а также и чудесная защита и нечаянные избавления открывают, в каком смысле Бог свят ( Иез 28, 25 сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики) УЧИТЬ/НАСТАВЛЯТЬ В обоих Заветах вера основывается на божественном носителями к-рого являются пророки в общем смысле этого слова. Но это откр. должно быть познано людьми со всеми подробностями и практическими выводами. Поэтому в жизни народа Божия имеет такое значение дело просвещения, к-рое передает в форме обучения познание божественного. Это просвещение состоит прежде всего в возвещающей о божественном совершающемся в ходе истории (κρυγμα); затем оно дает более глубокое его понимание и показывает, как жизнь в созданном Богом осуществляется в условиях жизни Его народа. ВЗ В ВЗ эта функция исполняется по–разному, в зависимости от назначения тех, кто его совершает. Но через их всех научает Свой народ Сам Бог. 1 . Отец семейства, ответственный за своих детей, должен на этом основании передавать им религиозное наследие национального прошлого. Дело идет не о каком–либо углубленном преподавании, но о простом наставлении, заключающем в себе самые главные понятия о вере. Эти нравственные наставления имеют основу в Заповедях Божия: «Вот Заповеди, постановления и Законы, к-рым повелел Господь, Бог ваш, научить вас… И внушай их детям твоим …» ( Втор 6, 7; 11, 19 ). Это также наставления литургические и исторические, к-рые даются в связи с праздниками Израиля, чтобы объяснять их смысл и напоминать о великих событиях, лежащих в основе этих праздников: пасхальная жертва ( Исх 12, 26 ), обряд опресноков (13, 8) и т. д. вопросы, задаваемые детьми об обычаях и обрядах, предоставляют отцу случай учить их вере Израиля ( Втор 6, 20–25 ). Он же учит их и древним песням, связанным с преданием ( Втор 31, 19, 22 ; 2Цар 1, 18 сл.). Т. обр. религиозное наставление начинается уже в семейном кругу. 2 . Священники несут еще большую ответственность в этой области. Имея своей обязанностью исполнение и толкование Закона, они естественно должны были выполнять учительные функции.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

СВЯТЕЙШАГО МИТРОПОЛИТА ЕФЕССКАГО КИР МАРКА ЕВГЕНИКА ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЛАТИНСКИХ ГЛАВ, КОТОРЫЯ БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ОЧИСТИТЕЛЬНАГО ОГНЯ. 1. Поскольку нам долженствует, сохраняя наше Православие и преданные Отцами церковные догматы, с любовию ответить на сказанное вами, то мы каждый аргумент и свидетельство, псьменно приведенные вами, как общее правило приводим впереди, дабы затем кратко и ясно следовал ответ и разрешение на каждое из них. Итак, в начале вашего доклада вы так говорите: " Всли истинно кающиеся отошли из этой жизни в любви (к Богу), прежде чем успели достойными плодами удовлетворить за свои согрешения или проступки, их души очищаются после смерти очистительными страданиями; но для облегчения (или " освобождения " ) их от этих страданий, им способствует та помощь, которая оказывается им со стороны верных живых, как-то: молитвы, литургии, милостыня и прочия дела благочестия " . На это отвечаем следующее: то — что усопшим в вере, несомненно, помогают совершаемыя за них литургии и молитвы и милостыни, и обычай этот был в силе от древности, свидетельствуют о сем многие и различные изречения Учителей, как латинских, так и греческих, сказанные и написанные в разные времена и в разных местах. А что касается того, что души освобождаются благодаря некоему, имеющему характер помощи, очищающему страданию и временному огню, обладающему таковой (очистительной) силой, — этого мы не находим ни в Писаниях, ни в молитвах и песнопениях, бываемых об усопших, ни в словах Учителей. Но мы приняли, что и душам, содержимым в аду и уже преданным вечным мукам, самым ли делом и опытом или в не допускающем надежды ожидании таковых, возможно пособить и оказать некую малую помощь, хотя и не в том смысле, чтобы совершенно разрешить их от мучения или дать надежду на конечное освобождение. И это обнаруживается из слов Великаго Макария Египетского подвижника, который, найдя в пустыне череп, был научен им о сем по действию божественной силы И Василий Великий в молитвах чтомых на Пятидесятницу, дословно пишет следующее: " Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник очищения убо молитвенная о иже во аде держимых сподобивый приимати, великия же подаваяй нам надежды ослабления содержимым от содержащих я (их) скверн, и утешению Тобою низпослатися " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Беседа на Евангелие шестой недели по Пятидесятнице 1 Исцеление расслабленного в Капернауме (Об осторожности в суждениях о других) Какое евангельское чтение предложено было нам, братие, сегодня? О чуде исцеления Иисусом Христом расслабленного и об обличении Им фарисейских злых мыслей по поводу сего чуда ( Мф. 9:1–8 . Зач. 29). ... «Иисус вошел в лодку и переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам». ... В Евангелии говорится, что однажды к Иисусу Христу принесли для исцеления расслабленного, положенного на постеле, или по-славянски на одре, и Иисус Христос, видя веру принесших, сказал больному: «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи». Что за болезнь расслабления, что такое одр, на котором принесли к Иисусу Христу расслабленного? И как понимать слова: «видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи»? Под названием «расслабления» в Священном Писании Нового Завета разумеется несколько болезней: и удар, поражающий все тело, и паралич одной какой-либо части, например, руки и т. п. «Одр» – это постель вроде простого матраца или одеяла с ручками, чтобы легко было носить. У евангелиста Марка ( Мк. 2:4 ) при описании сего чуда говорится, что расслабленного хотели было внести в дом, в котором учил Иисус Христос, но за множеством народа не могли. Тогда взнесли его на верх дома, раскрыли кровлю и сквозь отверстие спустили одр перед Иисусом Христом. Взойти на верх дома и разломать крышу было легко, потому что в странах на Востоке, где жил Господь, кровли домов плоские, там можно было свободно ходить и там обыкновенно проводилось жителями вечернее, прохладное время. Для входа на кровли устраивались лестницы с улицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Владыка Марк: Мирянину желательно причащаться три раза в месяц Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский о частоте причащения и о взаимосвязи исповеди и причастия 21.02.2013 1444 В интервью порталу Православие.ru архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк рассказал об итогах прошедшего 2-5 февраля 2013 года в Москве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В частности, он затронул вопрос о взаимосвязи таинств исповеди и причастия. Многие участники дискуссии, основываясь на опыте грекоязычных Поместных Церквей, призывают Священноначалие разрешить мирянам причащаться за каждой Литургией без непременной предварительной исповеди, как это сейчас принято в Русской Православной Церкви. По словам владыки Марка, «человек должен приступать к таинству причастия как можно чаще». «Если меня спрашивают, как часто это желательно делать, то, полагаю, обычному мирянину - три раза в месяц: может быть, в два воскресенья и один какой-нибудь праздник среди недели. При этом наши верующие редко пользуются возможностью приступать к Чаше без повторной исповеди, хотя многие имеют эту возможность. Я, например, благословляю своих духовных чад причащаться без повторной исповеди, и в наших монастырях такая практика существует: я исповедую монашествующих раз в неделю, а причащаются они три раза за эти семь дней. Но я говорю о небольших промежутках времени. Когда же эти промежутки между участием в таинстве причастия достигают двух-трех недель, тогда уже новая исповедь необходима. Нет человека, который жил бы такой жизнью, что мог бы быть уверен: он провел это время, не совершая никакого греха», - отметил архиерей. Он также сообщил, что на Страстной седмице разрешает причащаться каждый день до понедельника Светлой седмицы тем своим чадам, кто приступал к исповеди в Лазареву субботу. «Так же советую поступать своим священникам. Но это я могу позволить только тем, кого я хорошо знаю», - добавил архипастырь. «Редкая исповедь в грекоязычных Церквях - порочное явление.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/21/vl...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Несколько соображений о совместных молитвах с инославными и категорическом императиве Канта 26.08.2023 505 Источник: Хризма 21 августа под председательством митрополита Берлинского и Германского Марка в онлайн-формате состоялось очередное заседание комиссии Межсоборного присутствия по церковному праву. Была обсуждена и такая тема: «О совместных молитвах с инославными». Конечно, обсуждение этого вопроса можно только приветствовать: ведь в прошлые годы антиканоническая практика совместных молитв с еретиками (прежде всего, римо-католиками) неоднократно вызывала смущения среди верующих. Чего стоит, например, история с участием епископа Русской Православной Церкви в межконфессиональной молитве за мир в октябре 2020 г. в Риме. Однако не может ли оказаться так, что данная дискуссия ведётся не для того, чтобы прекратить неканоническую практику, а для того, чтобы её закрепить, легитимизировать в современных церковных реалиях? Сложно сказать наверняка, не имея доступ к инсайдерской информации. Но сведения о предыдущем заседании упомянутой комиссии (прошло 28 марта) несколько настораживают: как сообщается , обсуждались вопросы «совместных молитв с инославными (вне общения в таинствах)», причём эта тема «вызвала продолжительную дискуссию, которая по решению комиссии будет продолжена на площадках духовных школ и иных канонических подразделений Русской Православной Церкви с привлечением специалистов» (интересно, продолжена ли и привлечены ли?). Вчитайтесь внимательно: совместные молитвы с инославными (вне общения в таинствах). Кажется, речь здесь идёт о слегка уже проржавевшем тезисе о том, что, дескать, если совместная молитва осуществляется не литургически, не в таинствах, не в богослужебных облачениях, то ничего страшного в ней нет – это вполне «нормально». Закавыка, однако, в том, что каноны Церкви никак не различают молитву с еретиками (инославными) в зависимости от указанных факторов (литургия, таинства, богослужебные облачения). По канонам, любые такие молитвы запрещены – и точка!

http://ruskline.ru/opp/2023/08/26/neskol...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Великая тайна милосердия Божия 04.07.2015 Рубрика: Перед Пасхальным Судом Слова Метки: Седмица 5-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении Господом двух бесноватых людей в стране Гергесинской. Господь не только имеет всю власть на небе и на земле, но у Него есть и ключи ада. Он — Победитель сатаны с легионами бесов. В сегодняшнем Евангелии Господь показывает нам, до чего может дойти человек, когда он живет так, как ему хочется, без Бога. Мы видим, до чего может дойти все человечество, если все будет продолжаться так, как происходит сейчас. Что случилось с бесноватыми людьми, вышедшими из погребальных пещер навстречу Иисусу? Их уже и людьми-то нельзя назвать, для них естественная среда обитания там, где смерть, где гробы. Они не имеют никакой одежды, они обнажены от всего: и физического, и духовного. Полная незащищенность и страшное безумие, которое терроризирует всех проходящих мимо. Господь говорит, что смысл всей деятельности сатаны заключается в том, чтобы заставить людей ненавидеть друг друга. Сатана достигает этого через наши грехи, страсти, похоти, воюющие в наших членах. Он достигает этого через зависть, злобу, гнев, ненависть, через месть, так что человек становится не только недостойным и непригодным для человеческого общества, но и страшным для общения. А когда во всем обществе грехи возрастут до такой степени, что станут уже естественным явлением, действительно будет «война всех против всех». Бесноватых людей, о которых мы читаем в сегодняшнем Евангелии, как бы уже не существует, потому что у них нет имени. Когда Господь спрашивает одного бесноватого в Евангелии от Марка, описывающем это же событие: «Как тебе имя?» — то за него отвечают бесы: «Легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5, 9). Этот человек полностью потерял самосознание, от его имени отвечают бесы. Глядя на то, что происходит сегодня, мы можем понять, в чем заключается тактика и стратегия диавола. Она заключается в том, чтобы овладеть телом человека, а через него — умом и сердцем, чтобы пожирать ум и сердце человека, как кровожадный зверь, опустошая человека и его душу от Божественной красоты и чистоты, от разумности и праведности, от любви и веры, и даже от желания добра. Замысел сатаны — утвердить грех как норму, то есть создать для себя самую благоприятную среду, чтобы умы и сердца человеческие стали обиталищем бесов. «Иже херувимы тайно образующе», — поем мы за Божественной литургией. Мы, таинственно изображающие, являющие собой небесных ангелов, на которых как на престоле, восседает Бог, должны быть действительно престолом Господним, а не бесовским.

http://moral.ru/nedela-5/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010