Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТОВСКАЯ И КОВЕНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РПЦ, епархия для православных приходов Литовской Республики и Виленского воеводства Польши, существовала в 1928-1941 гг. (в 1928-1939 Литовская, Виленская и Ковенская митрополия с центром в Каунасе (Литва), с 21 окт. 1939 по 24 марта 1941 Л. и К. м., с 24 марта 1941 Виленская и Литовская епархия в составе Прибалтийского Экзархата (см. Экзархат Латвии и Эстонии )). 1917-1923 гг. Разделение дореволюционной Виленской и Литовской епархии было обусловлено военными событиями 1918-1920 гг., когда независимой Литве угрожали войска Германии, Советской России, затем Польши. В янв. 1917 г. Синод принял решение об отпуске сумм на обустройство временного помещения для Литовской консистории, эвакуированной в г. Дисна Виленской губ. (ныне Витебская обл. Белоруссии). В связи с избранием архиеп. Литовского и Виленского свт. Тихона (Белавина) митрополитом Московским и Коломенским Елевферий (Богоявленский) , еп. Ковенский, вик. Литовской епархии, указом Синода от 28 июня 1917 г. был назначен управляющим Литовской епархией. Еп. Елевферий участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в кон. 1918 г. приехал в Вильну. После подписания 3 марта 1918 г. Брестского мирного договора в Вильну начали возвращаться учреждения Литовской епархии, ранее эвакуированные в Дисну, Москву и С.-Петербург. Однако далеко не все хотели ехать в пострадавший от войны город. Часть служащих Литовской консистории, находившейся в эвакуации в Москве, создали «епархиальный исполком», к-рый принял ряд постановлений. 21 июня 1918 г. последовало решение Синода о возвращении консистории в пределы Литовской епархии. Решением Синода от 22 нояб. Литовская консистория была ликвидирована, поскольку одновременно с консисторией существовал Литовский епархиальный совет, состав к-рого был утвержден 4 окт. 1918 г. 13 июня 1918 г. Синод принял решение о возвращении Виленского жен. ДУ из Владимира в Вильну. Возникла проблема с реэвакуацией Литовской ДС: власти Вильны отказались вернуть семинарии здания, возвращение семинарии стало возможным в 1919 г. В нояб. 1918 г. Литовское епархиальное управление переехало из Дисны в Вильну. 1 янв. 1919 г. был утвержден состав выборного Литовского епархиального совета во главе с правящим архиереем.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Списки великих князей и митрополитов Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 1. Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича, прозванием Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого, правнук Владимира Мономаха , 1238–1246. 2.  Святослав Всеволодович (польско-юрьевский), брат предыдущего, 1247–1248. 3.  Михаил Ярославин хараборит, сын Ярослава Всеволодовича, 1248 (сомнительный). 4. Андрей Ярославин (суздальский), брат предыдущего, 1249–1252. 5. Александр Ярославин Невский (новгородский), брат предыдущего, 1252–1263. 6. Ярослав Ярославин (тверской), брат предыдущего, 1263– 1271. 1. Миндовг, 1238–1263. 2. Воишелк, сын Миндовга, 1263–1268. 3. Шварн, сын Даниила Романовича галицкого, муж дочери Миндовговой, 1268–1270. 1. Кирилл III, 1242–1249– 1281. Великие князья галицкие: Даниил Романович, сын Романа Мстиславича Волынского, (1205–) 1229 –1264; 2. Лев Данилович, сын предыдущего, 1264–1301; 3. Юрий Львович, сын предыдущего 1301–1315; 4. Андрей Юрьевич, сын предыдущего, 1315–1324; 5. Юрий Андреевич, сын предыдущего; 1324–1337; 6. Болеслав Тройденович, княжич мазовецкий, мать которого была дочь Юрья Львовича или Андрея Юрьевича, 1337–1340, смертью которого в последнем году прекратилось существование княжества галицкого. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 7. Василий Ярославич (костромской), брат предыдущего, 1272– 1276. 8. Дмитрий Александрович (переяславский), сын Александра Я–ча Невского, 1276–1282. 9. Андрей Александрович (городецкий). брат предыдущего, 1282–1284. 10. Дмитрий Александрович во второй раз, 1284–1293. 11 Андрей Александрович. во второй раз, 1293–1304. 12. Михаил Ярославич (тверской), 1304–1319. 13. Юрий Данилович (московский), сын Данила Александровича, внук Невского, 1319–1322. 14. Дмитрий Михайлович (тверской), 1322–1326. 15. Александр Михайлович (тверской), брат предыдущего, 1326–1327. 16. Иван Данилович Калита, 1328–1340. 17. Симеон Иванович Гордый, 1340–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Том III. Литовский период в жизни м. Макария (1868–1879 г.) Предисловие Третий том монографии о Московском митрополите Макарии Булгакове , по первоначально выработанному плану, должен был обнять весь литовский период жизни архипастыря. Первую половину тома имел составить обзор деятельности преосв. Макария по управлению литовской епархией, а вторую половину книги – описание деятельности его по участью в высшем управлении русской церковью и продолжению им своего капитального ученого труда по истории русской церкви. Особенные обстоятельства личной жизни автора, главным образом, исполнение им срочных и обязательных учено-литературных поручений и трудов, связанных с профессорской его службою, были причиною замедления в печатании третьего тома монографии. Ныне же, когда готова была возобновиться работа по продолжению печатания монографии, исключительные условия переживаемого нами времени побудили автора издать третий том своей работы в незаконченном виде, только первую половину его, с некоторыми приложениями. Живое и деятельное участие в приготовлении к печати одного из важнейших приложений к настоящей книге – переписки м. Макария со своим братом протоиереем А.П. Булгаковым – принимала О.И. Булгакова, которой автор считает своим нравственным долгом выразить от лица всех почитателей славной деятельности приснопамятного архипастыря искреннюю и глубокую благодарность. Киев, 1915 года 1 октября. Четверг. I. Прибытие в Вильно и вступление в управление Литовской епархией Кончина и погребение Литовского митрополита Иосифа Семашко . Назначение преосв. Макария Литовским архиепископом. Прибытие его в Вильно, встреча и вступительное слово. Возвращение в С.-Петербург. 23 ноября 1868 года скончался Литовский митрополит Иосиф Семашко . По получении известия об этом в С.-Петербурге, Св. Синод назначил для погребения тела почившего иерарха присутствовавшего тогда в Св. Синоде Харьковского архиепископа Макария, которому было вместе с тем поручено разобрать и описать бумаги, оставшиеся после почившего 1340 . 26 ноября преосв. Макарий отправился из С.-Петербурга в Вильно и 29 числа того же месяца совершил погребение тела м. Иосифа, вместе с 5 другими архиереями и с другим духовенством, во множестве собравшимся в Вильно со всех сторон Литовской епархии. Преосв. Макарий почтил при этом память почившего иерарха, оказавшего великие услуги православной церкви, обессмертившие его имя в истории этой последней, надгробным словом 1341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

протоиерей Герасим Шорец Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский, и воссоединение униатов с Православной Церковью Источник Скачать epub pdf С легкой руки историков левого направления, наша либеральная общественность эпоху Императора Николая I считает самым мрачным периодом в Русской императорской истории. Между тем, Николаевская эпоха дала отечеству нашему много великих людей: в государственном управлении – Сперанского, Канкрина, Киселева; в литературе – Пушкина, Лермонтова, Гоголя и много других писателей и поэтов; в науке – Лобачевского, Грановского; в стратегии – Дибича, Паскевича, Нахимова, Корнилова и др. В эту замечательную эпоху выдвинула великих деятелей и наша Православная Церковь . В сердце России, Москве, святительствовал знаменитый Митрополит Филарет Дроздов ; на Дальнем Востоке подвизался замечательный миссионер, священник Иоанн Вениаминов, впоследствии митрополит московский Иннокентий, преемник Филарета; в центре Сибири нес апостольский подвиг по просвещению инородцев Алтая известный архимандрит Макарий Глухарев. Но всех их своими трудами на пользу Церкви и Отечеству превосходит приснопамятный Иосиф Семашко , митрополит Литовский и Виленский. «За последнее столетие не было более выдающейся личности, более русского государственного человека в Западной России, как митрополит Иосиф», писал в 1869 г. граф Д. А. Толстой, министр народного просвещения и президент Императорской Академии Наук. Около 50 лет неустанно трудился святитель Иосиф над возстановлением веками попираемого в Западном крае православия и возвышением русской народности. Митрополит Иосиф сам пришел в ограду православной Церкви и привел с собою более тысячи священников и полтора миллиона мирян. Главная заслуга митрополита Иосифа Семашко состоит в том, что он в течение двух десятков лет сумел разрушить унию, искусственно державшуюся более 200 лет соединенными усилиями римских пап, польских королей и панов, а также ксендзов, вместе с иезуитами и базилианами. Апостольские труды митрополита Иосифа не пропали даром. В трудное для русской государственности время двух польских мятежей (1830:1863) западно-русский православный народ, в церковной жизни руководимый митр. Иосифом, показал непоколебимую преданность и верность Отечеству и Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Попытка осуществления церковной унии в Великом княжестве Литовском (последняя четверть XV — начало XVI в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Следующим источником, содержащим информацию о действиях сторонников унии в Великом княжестве Литовском, является послание митрополита Иосифа папе Александру VI от 20 августа 1500 г. Текст этот, гораздо более краткий, чем послание папе Сиксту IV, был построен по сходной схеме. Большую вступительную часть заняли пространные похвалы величию папской власти, заимствованные, как отметил еще митрополит Макарий (Булгаков), из послания Сиксту IV . Во второй, краткой и более деловой части митрополит Иосиф, провозглашая папу «пастырем всех верных и главой вселенской церкви и всех святых отцов и патриархов», просил его о благословении и покровительстве. В доказательство истинности своих намерений митрополит излагал далее свое исповедание веры, подчеркивая (выражениями, заимствованными из послания Сиксту IV) приверженность решениям не только семи Вселенских Соборов, но и восьмого Флорентийского и свою веру в то, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына единым дуновением. Никаких конкретных вопросов в этом послании митрополит не затрагивал, ограничившись указанием, что все просьбы изложит его духовный сын и родственник Иван Сапега. Пересказ этих просьб содержится в письмах папы Александра VI виленскому епископу Войтеху Табору и великому князю литовскому Александру . Иосиф просил папу признать его полноправным «самостоятельным предстоятелем (архиепископом и примасом)» верующих греческого обряда во владениях великого князя Александра и дать ему право отпускать грехи и грекам, и латинянам, а православным, признавшим власть папы, разрешить строить каменные церкви и сохранить свои обряды, чтобы их переход под власть папы не сопровождался повторным крещением.

http://sedmitza.ru/lib/text/442976/

Закрыть itemscope itemtype="" > Легитимизация церковного раскола Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий о беззаконных действиях Фанара в Литве 10:01 09.02.2024 308 Время на чтение 6 минут Фото: orthodoxy.lt Как сообщалось , Минюст Литвы утвердил создание группой священников, отколовшихся от православной Виленско-Литовской епархии Московского Патриархата, экзархата Константинопольской патриархии. В свете последних событий митрополит Виленский и Литовский Иннокентий в интервью «Православной Литве» выразил своё отношение к созданию в Литве экзархата Фанара. «Что бы ни происходило в обществе, в отдельной стране, в мире, на всё нужно стремиться смотреть духовным зрением, опираясь на Священное Писание, учение Церкви и святых отцов, - призвал владыка. - Человеческому уму невозможно проникнуть в тайны удивительного, премудрого Промысла Божия обо всей нашей человеческой цивилизации, которая имеет свое начало и свой конец, после чего совершится Страшный Суд Господень. Богу известно не только о судьбе отдельного человека, но и отдельной страны и целых исторических цивилизациях. Литва не исключение. Будем воспринимать происходящие события как дела Божии, касающиеся каждого из нас, так и всей страны в целом. Будем стоять строго на церковных позициях, храня мир в сердце, со страхом Божиим говоря о делах человеческих». «Да, в Литве складывается новая картина религиозной жизни, - отметил иерарх. - Этот процесс нужно принимать как реальность наших дней. Все мы получили от Бога дар свободы действий, а вот как мы пользуемся этим, зависит от каждого из нас, от нашего духовно-нравственного состояния. Это касается всех людей, как церковных, так и светских, зависит от их убеждений, мыслей, за которыми следуют конкретные дела». «Понятно, - продолжил он, - что и в Литве среди людей в общественно-политических кругах существует своё видение религиозного развития страны, свои планы на этот счёт, которые начали активно реализовываться после начала в 2022 году войны на Украине. Все это мы хорошо видим сегодня, независимо от того, нравится нам это или нет».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/09/le...

XVII век Восстановление православной иерархии в Литве После Брестского Собора 1596 года большинство православных епископов Юго-Западной Руси и Литвы приняли унию с Римом. Только двое из них остались верны Восточной Церкви и продолжали окормлять православную паству на всей территории Польско-Литовского государства. Видя, что униатские храмы стоят пустыми, а простой люд не желает принимать союза с Римской Церковью, правительство стало вводить унию насильственными методами. Сначала оно действовало только экономическими ограничениями, налогами и лишением гражданских прав «схизматиков» – так называли католики исповедующих Православие. Однако эти методы были мало результативны. Тогда к делу унии были привлечены войска. Начались гонения, которые еще более усилились со смертью последнего православного епископа. «Дикий фанатизм короля Сигизмунда и иезуитов, – писал один из современников этих событий, – не уступал в свирепости языческим гонителям христианства». Православных силой сгоняли в униатские храмы, заставляя совершать молебствия о здравии римского папы. Чтобы еще более унизить чувства верующих, латинское духовенство переезжало от храма к храму в повозках, в которые вместо лошадей впрягали до 20 и более «схизматиков». Сопротивляющихся избивали, бросали в тюрьмы и лишали жизни как государственных преступников. Оставшись без своих архипастырей, православные, чтобы хоть как-то противостать гонениям, стали объединяться в братства. Главной же опорой Восточной Церкви на территории Польско-Литовского государства в это тяжелое время стало казачество. Именно благодаря его силе, сдерживающей порой безумный фанатизм униатов, Православие сумело выжить в Польше, Литве, Белоруссии и Украине. В 1620 году, возвращаясь из Москвы в Святую Землю, по территории Западнорусской митрополии проезжал Иерусалимский патриарх Феофан. Он получил разрешение от польского правительства посетить православные монастыри, церкви и временно остановился в Киево-Печерской обители – сердце казачьей республики. Ее глава – казачий гетман гарантировал патриарху защиту и свободу. Сюда же под предлогом празднования престольного праздника монастыря – Успения Божией Матери, собрались делегаты от православных союзов и братств со всех районов Польско-Литовского государства. Тайно, под покровом ночи в Киево-Печерском монастыре состоялся собор Западнорусской митрополии. На нем патриарх Феофан восстановил православную иерархию. Были избраны, а затем рукоположены митрополит и несколько епископов. Православные люди радовались восстановлению законной церковной власти. Многие приходы в разных областях Польского королевства, узнав, что для их епархии поставлен православный епископ, письменно заявляли о своей поддержке новому архиерею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Александр, архиепископ Литовский и Виленский (Добрынин Андрей Васильевич) Родился 1 августа 1820 года, а по другим источникам – около 1819 года (по РБС, т. 1. – С. 136), в селе Веретее Мологского уезда Ярославской губернии в семье священника. Окончил Ярославскую духовную семинарию, затем в 1843 году – Санкт-Петербургскую духовную академию. 29 сентября 1845 года удостоен степени магистра и назначен преподавателем математики в Новгородскую духовную семинарию. 17 ноября 1846 года был пострижен в монашество, а 21 ноября рукоположен во иеромонаха. С 31 октября 1847 года – инспектор Пермской духовной семинарии и преподаватель истории. С 30 марта 1849 года – инспектор Новгородской духовной семинарии и преподаватель философии. 3 июня 1851 года возведен в сан архимандрита. С 31 августа 1851 года – ректор Литовской духовной семинарии, профессор богословия и настоятель Свято-Духова монастыря. В этот же период исполнял обязанности цензора проповедей, произносимых в православных церквах г. Вильны, и вообще духовных сочинений; был членом попечительства о бедных духовного звания, директором Виленского губернского комитета, общества попечения о тюрьмах, благочинным монастырей Гродненской губернии, действительным членом Виленского V музея и археологического общества. 21 ноября 1860 года хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. Хиротония совершалась в Виленском Свято-Троицком монастыре. С 14 августа 1868 года – епископ Минский и Бобруйский. Был избран почетным членом Киевской духовной академии. 27 марта 1877 года возведен в сан архиепископа. С 25 апреля 1877 года – архиепископ Донской и Новочеркасский. С 1879 года – архиепископ Литовский и Виленский. Скончался 28 апреля 1885 года в Вильне. Погребен в пещерном храме Свято-Духова монастыря. Это был всесторонне образованный человек своего времени, отличавшийся замечательными личными качествами: кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в обращении, доступностью для всех и религиозностью, желанием всем помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Г.Я. Киприанович Жизнь Иосифа Семашки, митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западно-русских униатов с Православной Церковью в 1839 г. Источник Предисловие В текущем году исполнится 25 лет со дня кончины, а в 1898 году – 100 лет со дня рождения знаменитого западнорусского иерарха, митрополита Литовского Иосифа, неразрывно связавшего свое имя с одним из величайших событий отечественной истории – воссоединением униатов с православною церковью. Мы находимся также накануне двух не менее важных юбилеев. Через два года исполнится ровно 50 лет со времени перенесения митрополитом Иосифом епархиального управления в г. Вильну из места Жировиц и ровно 100 лет со времени окончательного присоединения к России Западного края. В течение этого столетия более 40 лет неутомимо трудился великий святитель над восстановлением веками попранного православия в этом крае и над возвышением русской народности. «За последнее столетие нет в Западном крае более выдающейся личности, более русского государственного человека, как митрополит Иосиф», писал в 1869 году граф Д. А. Толстой, бывший министр народного просвещения и президент Академии Наук. А профессор Коялович говорит, что «жизнь митрополита Иосифа есть история всей западной России новейшего времени». По поводу предстоящих знаменательных юбилеев, мы считаем благовременным издание давно начатого нами сочинения, представляющего возможно полное, в настоящее время, обозрение жизни и деятельности митрополита Иосифа. При составлении настоящего труда мы пользовались «Записками» митрополита Иосифа, изданными Академией Наук в 1883 году, в 3-х томах, «Записками» его современников и сподвижников и всеми, доступными нам, письменными и печатными источниками, а также – сообщениями современников и нашими личными воспоминаниями. Мы обратили особенное внимание на разработку богатого событиями последнего периода жизни митрополита Иосифа (1861–1868), отсутствующего в его «Записках» и начинающегося эпохою последнего польского мятежа. С Божией помощью, приняв на себя грудную задачу изобразить возможно полную картину жизни и трудов митрополита Иосифа, мы старались быть вполне беспристрастными и объективными, будучи уверены, что никакие темные штрихи не могут омрачить блеска и великолепия изображаемой нами личности, к которой все истиннорусские и православные люди всегда относились не иначе, как с изумлением, благоговением, любовью и признательностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Секретные православные Литвы Или зачем литовские дипломаты ездили к патриарху Варфоломею? 20.09.2022 825 Время на чтение 3 минуты Фото: СПЖ 19 сентября 2022 года патриарх Константинопольский Варфоломей принял делегацию из Литвы во главе с заместителем министра иностранных дел Мантасом Адоменасом, сообщает Союз Православных Журналистов со ссылкой на romfea.gr . В сообщении отмечается, что в ходе встречи глава Фанара и литовские политики обсудили «служение Матери-Церкви» и другие вопросы, представляющие взаимный интерес. Сообщение СПЖ лаконичное, но в нём бросается в глаза формулировка, что литовские политики, а среди них заместитель министра иностранных дел обсуждают «служение Матери-Церкви». Из этого можно сделать вывод, что Мантас Адоменас и другие чиновниками являются чадами Константинопольского патриархата. Наверное, секретными чадами, или готовы даже ими стать, чтобы только создать проблемы для Русской Православной Церкви в Литве. В таком случае, визит можно воспринимать двояко: либо это – визит официальных лиц литовского государства, либо это – визит духовных чад к патриарху Варфоломею. Во втором случае непонятно, почему этот визит становится поводом для информационного сообщения о встрече патриарха Варфоломея. Если же это официальный визит литовских чиновников, то какой «Матери-Церкви» они обсуждают служение? Константинополь не является Матерью-Церковью ни для католиков, которые составляют большинство верующего населения Литвы, ни для православных, которые в большинстве своем являются чадами Русской Православной Церкви. В связи с этим странным визитом уместно напомнить , что 29 июня митрополит Виленский и Литовский Иннокентий своими указами лишил священного сана священнослужителей Виталия Моцкуса, Виталия Даупараса, Георгия Ананьева и Владимира Селявко. Суд установил, что бывшие священнослужители в сотрудничестве с представителями государственной власти предприняли активные действия по созданию в Литве параллельной церковной структуры в юрисдикции Константинопольского патриархата. При этом было отмечено, что церковный суд рассматривал деяния Моцкуса, Даупараса, Ананьева и Селявко исключительно в плоскости церковно-канонического права. Видимо, этих священнослужителей и эти три-четыре общины, стремящиеся выйти из лона Русской Православной Церкви, и пытаются представить как порождение Константинопольской «Матери-Церкви».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/20/se...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010