Глава IX. Переход к новому времени 1. Раскол папства События бурного понтификата Бонифация VIII (1294–1303) на заре XIV столетия готовили сцену, на которой развернется история папства в позднем Средневековье. Вполне приемлемым кажется определение всего периода как «лебединой песни» средневекового папства 804 . Драматическое столкновение между папой и французским королем Филиппом IV Красивым имеет все признаки переломного момента: этот конфликт значительно подорвал авторитет и доверие к Риму. Фактически эта первая конфронтация между молодым монархическим государством и позднесредневековым папством приведет к крушению прежней григорианской системы управления. Курс папской дипломатии изменится радикально. В этом смысле происшедший конфликт обозначил разлом в истории папства. Дни «имперского» папства как важной международной силы были, так или иначе, сочтены, особенно после грубого физического насилия, учиненного над папой в Ананьи (1303). Строго говоря, это столкновение уходило корнями в предшествующую эпоху, поскольку во второй половине XIII века папство оказалось под светской властью честолюбивого Карла Анжуйского. Одним словом, задолго до событий в Ананьи римская курия попала в зависимость от французской королевской династии. (Мы уже отмечали в одной из предыдущих глав, проанжуйская политика папы в итоге окажет решающее воздействие на мертворожденную Лионскую унию.) Конечно, растущие амбиции правителей и их секулярные политические представления нельзя назвать совершенно новым явлением, однако отличие в том, что такие идеи, как светский суверенитет, статизм и антиклерикализм, впервые отчетливо были озвучены именно в XIV столетии 805 . Хотя столкновение между Филиппом IV и папой Бонифацием сравнимо по накалу с более ранним конфликтом между Григорием VII и германским императором Генрихом IV, вызвано оно было совсем другими причинами. То же можно сказать и о непосредственном поводе для раздора, – о праве короля судить духовенство и взимать с него налоги как во Франции, так и в Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

А. Л. Дворкин Скачать epub pdf XIII. Унионистские переговоры. «Авиньонское пленение» папства. Великий западный раскол. Куриалисты и консилиаристы Литература: Papadakis; Previte-Orton; Runciman, The Fall of Constantinople; Runciman, The Great Church; Tierney, The Crisis of Church and State; Southern; Walker; Gill J. The Council of Florence. Cambridge, 1959; Head, The Imperial Twilight; Ostrogorsky, History of The Byzantine State; Vasiliev. 1. Вся вторая половина XIV в. прошла в постоянных переговорах об объединении Церквей. Многим в Византии было очевидно, что без помощи Запада Империи не выжить. Эти люди считали, что если такую помощь можно получить лишь ценой подчинения Православной Церкви Риму, то на это необходимо пойти, ибо альтернативой является только гибель. Так думал, например, Михаил Палеолог, подписавший Лионскую унию. Однако она была отвергнута народом. Но теперь положение стало куда более угрожающим. Уния стала нужна уже не чтобы откупиться от врагов-христиан, а чтобы заручиться поддержкой в борьбе против постоянно наступающих неверных. Тем не менее лучшие люди в Церкви весьма обоснованно сомневались, стоят ли любые политические выгоды отказа от правой веры и вечного спасения. Но для интеллигентов-гуманистов высшей ценностью было эллинистическое культурное возрождение, естественно, немыслимое под турецкой властью. Ввиду этого никакая цена за спасение Константинополя не казалась им слишком дорогой. Но они не были политическими реалистами. Тот бесконечный торг уния за крестовый поход или крестовый поход за унию, который императоры постоянно вели с папами, походил на разговор двух глухих. Папы ошибочно считали, что императоры располагают достаточной властью, чтобы заставить свою Церковь и свой народ принять унию. А императоры ошибочно считали, что папы располагают достаточной властью, чтобы заставить все западное христианство отправиться в крестовый поход на турок. Но к XIV в. эра крестовых походов ушла в невозвратное прошлое. Папы слишком долго и охотно пользовались этим инструментом, провозглашая крестовые походы против язычников на севере Европы, против еретиков на юге Франции, против своих политических врагов в Германской империи и, наконец, против врагов французских королей, под чьей властью они находились с 1309 г. Произошла девальвация понятия, и призывы пап к священной войне уже никто не воспринимал всерьез, тем более что европейские государства слишком глубоко были погружены в свои собственные проблемы, выяснения отношений и дрязги, чтобы обращать внимание на далекую восточную окраину. И наконец, для многих в Западной Европе греки были еще отвратительнее турок. Например, Петрарка писал: «Турки враги, а греки схизматики, и значит хуже врагов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 ОКТЯБРЯ Страдание двадцати шести святых преподобномучеников Зографских – игумена Фомы и с ним 21 инока и 4 мирян Византийский император Михаил Палеолог в 1261 г. успел неожиданно отнять у латинян Константинополь, завоеванный ими, но, как бы по роковой неизбежности, от них же чаял спасения уже небольшого слабого государства своего, которое громили турки, сербы и болгары; в этом чаянии решился он соединить Церкви Восточную и Западную так, чтобы первая подчинилась второй в лице папы, как главы всего христианского мира. Ошибочно полагая, что только в этом соединении он найдет спасение, Палеолог с ревностью старался привлечь к своему безумному плану своих подданных и убеждениями, и крутыми насильственными мерами, но он встретил сильное сопротивление со стороны своего народа и клира, а наипаче монастырей св. Горы Афонской, в которых в это время спасались, кроме греков, иноки грузинские, сербские, болгарские и русские. Святогорские отцы все сообща отправили к нему свое послание, в котором основательно доказали, что ни первенство и главенство папы, ни поминовение его в церквах, ни служение евхаристии на опресноках, ни прибавление к символу веры «и от Сына», не могут быть терпимы, и, назвав Михаила еретиком, умоляли его оставить многотревожное и опасное предприятие. Они, между прочим, писали: «Мы ясно видим, что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял и которое вверено тебе, зная, кем ты научен. Храни добрый залог и отринь несвятые новоучения ложного ведения, прибавляющего к вере догадки, да чрез тебя, с тобою и с советом твоим и мы со всеми христианами явимся в день пришествия Господня, как православные и Богу любезные, и сподобимся вечного наследия Царствия Небесного» 263 . Михаил Палеолог, как известно, не слушался афонских отцов. Напротив, не отступая ни перед какими мерами к утверждению унии, он особенно свирепствовал против монахов. После объявления Лионской унии в 1274 году последовали казни на осуждавших оную, а в 1278 году был издан указ вводить унию всеми мерами насилия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Векк Иоанн Векк Иоанн – Константинопольский патриарх (1275–1282 г.), выдающийся церковно-­общественный деятель и богослов – писатель византийской эпохи. До занятия патриаршего престола В. состоял хартофилаксом великой Христовой церкви, т. е., был канцлером Константинопольского патриарха, его постоянном делегатом в деле учения и отправления правосудия, хранителем церковного книгохранилища и архива. Он, по словам византийского писателя Никифора Григоры, был человек умный, – питомец красноречия и науки, наделённый дарами природы, как никто из современников, в частности – свободною и плавною речью, гибким и в высшей степени находчивым умом. Свою учёность и административную опытность В. всецело посвящал на пользу церкви и пользовался не только общим уважением, но и «величайшею известностью», как говорит другой византийский историк Георгий Пахимер. Однако авторитет и влияние патриаршего хартофилакса были неприятны современному византийскому императору Михаилу Палеологу (1261–1282 г.). Дело в том, что император, из видов политических, затеял известную Лионскую унию с Римом, но встретил в этом сильное противодействие со стороны духовенства, монахов и народа. Противников унии сначала был и В., который открыто называл латинян еретиками и мужественно сопротивлялся царскому распоряжению вступить с ними в церковное общение. Царь старался склонить его на свою сторону и личными убеждениями, и доводами тогдашних учёных, но напрасно: силою своею ума и слова В. совершенно спутал всех, а возражения оппонентов «распустил, точно Пенелопову ткань», так как «по гибкости ума, оборотливости языка и знанию церковных догматов все пред ним казались детьми» (Григора). Обманувшись в своих расчётах, Михаил Палеолог избрал другой путь. Он приказал схватить В. вместе почти со всеми его родственниками и заключить в тюрьму. Но В. и в положении узника сначала не изменял православию. Лишь после того, как он познакомился с сочинениями византийского писателя Никифора Влеммида (см. о нем), которые, как написанные в сочувственном для латинян тоне, намеренно, по распоряжению царя, были посланы В.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Л.Ю. Лобова-Костогрызова Дочь видного византийского сановника конца XIII-XIV вв. Никифора Хумна Ирина никогда не думала, что пойдет по стопам своей старшей сестры и станет монахиней, ибо отец приготовил ей другую участь. В 12 лет она стала женой сына византийского императора Андроника II Палеолога шестнадцатилетнего деспота Иоанна. Но брак, «заключенный на небесах» 1 , длился только четыре года до внезапной смерти молодого супруга в 1307 году. Снова выйти замуж юная вдова не могла, так как лишилась бы титула βασλισσα, который приносил большую честь дому Хумна, и до конца жизни она должна была бы, не изменив своего статуса, играть при дворе роль безутешной вдовы (именно этого, как считают исследователи Ж. Верпо и Д. Николь, хотел ее отец) 2 . Ирина, несмотря на протесты родителей, решила стать монахиней. Ответственным за такое решение дочери Никифор Хумн по праву считал митрополита Филадельфийского Феолипта – видного церковного деятеля того времени, прославившегося еще в годы правления Михаила Палеолога тем, что не принял Лионскую унию с католической церковью 1274 года, за это был подвергнут гонениям 3 , а после прихода к власти Андроника II Палеолога, напротив, был возвеличен и назначен на высокую должность – около 1283 г он был рукоположен в сан митрополита Филадельфии 4 . Каким образом свела судьба Ирину Хумнену и Феолипта, нам неизвестно. В своем очерке об Ирине Д. Николь называет его «другом семьи» Хумна 5 , но мы не можем утверждать это с полной уверенностью, так как, вспомнив события, связанные с Лионской унией, увидим, что Никифор Хумн занимал по отношению к ней прямо противоположную Феолипту позицию – был ее сторонником 6 . Более вероятным представляется то, что Ирина познакомилась с Феолиптом Филадельфийским , находясь при императорском дворе. Как бы то ни было, именно митрополит настоял на том, чтобы она приняла монашеский постриг, и сам налагал на нее тонзуру. Βασλισσα стала монахиней, а вскоре и настоятельницей монастыря ΦιλνθρωποςΣωτηρ под именем Евлогии. Д. Николь считает, что она взяла это имя в честь тетки своего мужа – сестры Михаила VIII Ирины-Евлогии Палеологини, которая трудилась и страдала во имя православной веры 7 . Ирина-Евлогия Хумнена доказала, что она не случайно избрала это имя: до конца своей жизни (около 1355 г.) 8 пребывая и монастыре, она следовала наставлениям благочестия, привитым ее духовным отцом и учителем митрополитом Филадельфийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН XI ВЕКК [греч. Ιωννης Βκκος] (30-е гг. XIII в., Никея? - март 1297, крепость св. Григория близ Никомидии), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии (см. ст. Лионская уния ). Получил прекрасное образование в школе Георгия Бабускомита, основанной никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем (1221-1254) в окрестностях Никеи для подготовки гос. чиновников и церковных деятелей. И. В. был известен как один из лучших ученых и риторов своего времени, славился красноречием. До избрания на Патриарший престол был диаконом; с 1263 г. занимал пост патриаршего хартофилакса (вел. хартофилакса), с 1274 г.- вел. скевофилакса. В 1268 г. И. В. вместе с К-польским патриархом Иосифом I участвовал в визант. посольстве к сербскому кор. Стефану Урошу I для заключения брака между Анной, 2-й дочерью визант. имп. Михаила VIII Палеолога , и младшим сыном короля и наследником престола царевичем Милутином (впосл. кор. Стефан Урош II Милутин). Отправившееся из К-поля посольство остановилось в пограничной Веррии, откуда дальше в серб. земли были отправлены И. В. и некий Кудумин Траянопул. Согласно сведениям визант. историка Георгия Пахимера, И. В. проехал по Сербии и вскоре вернулся в Веррию и сообщил патриарху и др. членам посольства, что сербы не подготовились должным образом к приему визант. царевны и не могут обеспечить безопасность посольства. Царевна и ее спутники решили вернуться в К-поль ( Georg. Pachym. Hist. V 6). Возможно, причина неудачи посольства заключалась в изменении политической обстановки: Стефан Урош I был женат на Елене Анжуйской, родственнице противника Византии Карла Анжуйского, кор. Сицилии. Брак Анны и Милутина должен был укрепить союз Сербии и Византии, что осложнило бы осуществление завоевательных планов Карла. Потерпев неудачу в заключении союза с сербами, имп. Михаил попытался повлиять на политику Карла Анжуйского через его брата, французского кор. Людовика IX. С целью удержать Карла от военных действий против Византии Михаил в 1270 г. отправил И. В. и придворного архидиак. Константина Мелитениота к Людовику, к-рый в то время находился с крестоносной армией в Тунисе. Однако скорая смерть Людовика помешала выполнению миссии посольства ( Georg. Pachym. Hist. V 9). Для защиты от притязаний Карла Анжуйского имп. Михаил решил добиваться поддержки Римского престола (с 1 сент. 1271 его занимал папа Григорий X , сторонник восстановления общения Церквей).

http://pravenc.ru/text/469598.html

Папа Римский Иоанн Павел II совершает Божественную литургию по визант. обряду в сослужении духовенства Вен-герской греко-католической Церкви. Мариапоч (Венгрия). 18 авг. 1991 г. большинство из к-рых являются католич. аналогами ряда Поместных Православных Церквей, Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей и Ассирийской Церкви Востока , напрямую связано с униональной политикой Римско-католической Церкви. Уже после разрыва между К-польским Патриархом и папой Римским (1054) греч. храмы на территории Италии, где сохранялось визант. богослужение, утратили каноническую связь с К-польским Патриархатом и были введены в церковную юрисдикцию Рима. С началом крестовых походов и созданием крестоносцами Антиохийского княжества (1098) и Иерусалимского королевства (1099) были образованы лат. патриархаты, деятельность к-рых была направлена на обращение в католицизм правосл. верующих. Захват крестоносцами К-поля в 1204 г. и учреждение в том же году лат. К-польского патриархата ознаменовали окончательный разрыв между Православием и Римско-католической Церковью. Одновременно с этим в католицизме развивается и формулируется учение о примате Римского епископа и его власти над всем христ. миром, что выразилось в провозглашении Латеранским IV Собором (1215) главенства Римского престола над всеми вост. патриархатами. Однако создание параллельной католич. иерархии на Востоке не способствовало обращению большинства правосл. христиан в католицизм. С сер. XIII в. Рим предпринял ряд безуспешных попыток заключить с правосл. Патриархами унию, предполагавшую сохранение их автономности и употребление вост. обрядов при условии подчинения Римскому папе и принятия лат. Символа веры (с прибавлением Filioque ). Формальное принятие епископатом Греко-Православной Церкви унии на Лионском II (1274) и Ферраро-Флорентийском (1438-1445) Соборах не привело к упразднению лат. патриархатов и лат. иерархии на Востоке и к прекращению католич. прозелитизма в целом. Выработанные на Ферраро-Флорентийском Соборе условия и форма присоединения христиан к католич. Церкви после Тридентского Собора (1545-1563) были переосмыслены в пользу признания истинности только римско-католич. вероисповедания и легли в основу рим. униатизма, следствием к-рого стало образование большинства В. к. Ц.

http://pravenc.ru/text/155376.html

Сожжение Зографских мучеников. Роспись кафоликона мон-ря Зограф. 1818 г. Мастер Митрофан Зограф († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф (игум. Фома, Антоний, Варсонофий, Дометиан, Евфимий, Иаков, Иаков (второй), Иларион, Иоанникий, Иосиф, Иов, Киприан, Кирилл, Косма, Мартиниан, Мина, Михей, Павел, Парфений, Савва, Сергий, Симон) и 4 мирянина (имена неизв.), которые были сожжены в башне (пирге) обители за отказ заключить унию с католич. Церковью. О мучении З. п. подробно сообщает «Сказание о 26 Зографских преподобномучениках» (в варианте Афонского патерика - «Повесть о нашествии папистов на святую гору Афонскую»). Согласно Афонскому патерику, визант. имп. Михаил VIII Палеолог (1261-1282) после заключения Лионской унии Зап. и Вост. Церквами (6 июля 1274) попросил «государства католиков» помочь в борьбе с болг. царем Иоанном Калояном (анахронизм, т. к. он правил в 1196-1207). По пути на К-поль латиняне остановились на Афоне и через одного из отлученных священников склонили монахов Великой Лавры присоединиться к их вере. Потом они пришли в Иверский мон-рь и за отказ признать главенство Рима утопили пожилых насельников, а молодых продали в рабство (см. ст. Иверские преподобномученики ). В Ватопеде латиняне умертвили пожилых и немощных монахов, молодых иноков, к-рые пытались скрыться, повесили (см. ст. Ватопедские мученики ). Затем окружили Зограф и потребовали, чтобы мон-рь признал истинной лат. веру. Но игум. Фома и насельники были предупреждены о грозящей беде явлением чудотворной иконы Божией Матери (см. ст. Акафистная Зографская икона Божией Матери ), поэтому они заперлись в башне и из укрытия обличали еретиков. В ответ латиняне подожгли башню. Погибли все насельники, кроме экклисиарха Парфения, к-рый порывом пламени был сброшен с башни и умер через 30 дней. При пожаре сгорели 193 хранившиеся в мон-ре книги, золотая церковная утварь и облачения, подаренные болг. царями Симеоном (893-927), св. Петром (927-969) и Иоанном Асенем II (1218-1241).

http://pravenc.ru/text/Зографские ...

Т.Р. Руди Роль новых переводов византийских религиозных текстов в образовании культуры Московского государства Г.М. Прохоров Разгром в начале XIII в. участниками Четвёртого Крестового похода Ромейской православной империи, Византии, привёл к тому, что оплотом Православия стал уже не «вселенский» патриархат Константинополя, а монашество, обитающее на полуострове Афон. И по возвращении столицы в Царьград в 1261 г., восстановлении Империи и начале «реконкисты» – отвоевания ею у захватчиков-латинян своих земель, авторитет хранителей верности Православию монахи сохранили. Они оказались победителями в противостоянии императору Михаилу Палеологу, старавшемуся (в политических целях) реализовать в стране Лионскую унию. И в дальнейшем, уже с конца XIII в. и в XIV в., они неуклонно увеличивали своё влияние в обществе, так что всё больше молодых людей из хороших византийских городских семей увлекалось мечтами о преуспеянии не в мирских делах, а в духовных – в мистическом богообщении. Об этом свидетельствуют жития таких святых, как Савва Новый, Григорий Синаит , Григорий Палама . Они уходили из родных домов, как правило, не в уже существующие монастыри, а в лесистые горы, в горные пещеры, на пустынные острова. Потом, со временем, они оказывались опытными наставниками следующего поколения энтузиастов-подвижников в общежитиях-киновиях (как Савва Новый), в скитах (как Григорий Синаит ) и на епископских кафедрах (как Григорий Палама ) 1636 . Именно такого типа русским святым, вкусившим, по словам агиографа Епифания Премудрого , «божественыя сладости безмолвия» 1637 , т. е. исихии, является Сергий Радонежский (в миру Варфоломей). Он ушёл из дома не в какой-то существующий монастырь, как его овдовевший старший брат Стефан, а в лес. Там, в пустынном радонежском лесу, прошла та же, что происходила тогда у многих его современников на Балканах, эволюция его обители – от кельи отшельника, через стадию лавры-скита-особножития, до киновии-общежития. Общежительный порядок в ней Сергий ввёл, получив рекомендацию сделать это от Константинопольского патриарха Филофея Коккина и благословение от московского митрополита Алексея 1638 . В дальнейшем его ученики, да и не только его, но, к примеру, также епископа Дионисия Суздальского , расходились по стране, основывая новые общежительные монастыри, так что в течение нескольких десятилетий осуществилось то, что называют монашеской колонизацией Русского Севера, возникновение «Северной Фиваиды». Происходило это, надо сказать, не только на Севере, но, представляется, по всей Великой Руси 1639 . Это – очень значительное в русской истории явление, ибо повсеместно возникавшие духовно-хозяйственные (неизбежно, и хозяйственные) монашеские организации очень быстро становились культурными центрами формирующегося в Восточной Европе нового мощного этнополитического образования – Московского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИВЕРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Четырнадцать Иверских священномучеников (современная фреска, трапезная монастыря Кутлумуш) Преподобномученики Афонские, от униатов пострадавшие. Грузинская икона Сведения о них содержатся в " Сказании о 26 Зографских мучениках " . В источнике описываются события, связанные с заключением Лионской унии между Западной и Восточной Церквами 6 июля 1274 года, после чего византийский император Михаил VIII Палеолог отправил послание папе Римскому, прося помощи в борьбе с болгарским царем. Однако, как передает составитель Афонского патерика, " западные государи-католики ополчились и решились идти в Константинополь не столько на помощь, сколько на погибель " . По пути они пришли на Афон , стремясь склонить к унии и афонских насельников. Монахи Великой Лавры через отлученного священника приняли унию. В Иверском монастыре униаты встретили сопротивление; около 200 старейших монахов были утоплены в море вместе с монастырским кораблем, молодые проданы в рабство " иудеям в Италии " . Следующими были замучены монахи Ватопеда  и Зографа (см.  Зографские преподобномученики ), после чего " беззаконные латиняне рассеялись по всей Святой горе... все было разрушено или предано огню, а имущество разграблено " . Монахи Ксиропотама встретили униатов с " ветвями в руках " и приняли в качестве дара " часть награбленных богатств " , после чего случилось землетрясение и многие погибли. Уцелевшие униаты вернулись на суда и поплыли в Константинополь; некоторые остались на Афоне и приняли монашество. Большинство болгарских ученых (М. Живоинович, И. Божилов, И. Вишенский, К. Павликянов и др.) оспаривают историческую основу " Сказания... " , считая, что афонское предание базируется на фольклорных сюжетах и на фактах из истории латинской власти над Св. Горой (1204-1224), нападений каталонцев (нач. XIV в.), войн между Болгарией и Византией (кон. XIII в.) и др.

http://drevo-info.ru/articles/13680650.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010