Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА Война, к-рую вело Русское гос-во в 1558-1583 гг. за выход к Балтийскому м. сначала с Ливонским орденом , после его распада - с Литовским великим княжеством (после 1569 - с Польско-Литовским гос-вом) и со Швецией. Главной причиной войны было стремление рус. власти установить контроль над торговыми путями, соединявшими по Балтийскому м. западную и вост. части Европы, роль к-рых резко возросла в XVI в. с расширением экономических связей между разными европ. регионами. Сложившееся положение использовали власти Ливонского ордена и нем. купечество ливонских городов, не пропуская рус. купцов на запад и запрещая им заключать сделки с западноевроп. купцами, навязывая свое посредничество. В этих условиях рус. купцы были вынуждены длительное время находиться в ливонских городах, для них в этих городах (Риге, Ревеле (Таллине), Дерпте (ныне Тарту)) были построены правосл. церкви. С распространением в Прибалтике Реформации и развитием иконоборческого движения начались нападения на эти храмы, сопровождавшиеся их разорением и осквернением икон. В кон. 40-х гг. XVI в. правосл. храмы в Риге и Дерпте были закрыты, церковь в Ревеле разорена. Русско-ливонский договор 1554 г. (как и нек-рые более ранние соглашения) предусматривал возвращение рус. людям храмов в Риге, Ревеле и Дерпте и беспрепятственное совершение в них правосл. богослужения. Однако это постановление, как и ряд других, не выполнялось. В 1558 г. царь Иоанн IV Васильевич начал войну с Ливонским орденом, чтобы силой устранить установленные барьеры на пути в Зап. Европу. Первым городом, к-рый в 1558 г. перешел под рус. власть, стала Нарва. Взятию города способствовал начавшийся в нем пожар, вызванный тем, что местные немцы бросили в огонь православную икону свт. Николая. Рассказ об этом читается не только в официальной летописи и в «Книге Степенной» , но и в летописи псково-печерского игум. прмч. Корнилия и в «Истории о великом князе Московском» кн. А. М. Курбского . По приказу царя архимандрит Юрьева во имя вмч. Георгия монастыря и протопоп Софийского собора освятили город, где были поставлены правосл. храмы: Воскресения Христова в крепости - Вышгороде и «соборный» храм Богоматери Одигитрии. Царь велел «и иные храмы ставити». Всего в 1558 г. в Нарве было построено 5 храмов. При занятии рус. войсками пограничного города Нейшлосса (Сыренска) царь приказал поставить в нем храм Св. Троицы с приделами свт. Николая и св. Илариона. В итоговой записи офиц. летописи о действиях рус. войск в 1558 г. отмечено, что они заняли 20 городов и во всех этих городах «церкви крестианские воздвигнули» (ПСРЛ. Т. 13. 2-я пол. С. 306).

http://pravenc.ru/text/2110471.html

Судьба католического епископа Германа из Юрьева Ливонского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 16 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 Вторая половина царствования Иоанна Грозного была омрачена затянувшейся Ливонской войной, завершившейся бесславным образом. “Поводом для объявления Ливонской войны послужил вопрос о так называемой Юрьевской дани. Вопрос этот был резко поставлен русскими дипломатами во время переговоров в Москве в 1554 г. с ливонским посольством, отправленным Орденом, Рижским архиепископом и епископом Дерптским для продления на тридцать лет истекшего перемирия 1503 г.” 1 . Особенностью архипастырской деятельности прибалтийских иерархов в древности является их участие в дипломатических переговорах с Московской Русью 2 . Во время переговоров с русской стороны были предъявлены претензии о неуплате “Дерптским епископом дани со своих владений, которые прежде принадлежали русским Великим князьям и были уступлены прибывшим из-за моря немцам только под условием уплаты дани” 3 . Русская сторона также хотела добиться на переговорах для русских купцов свободной морской торговли, было отмечено и разорение протестантами православных храмов. Дидерих Кавер из состава посольства доносил затем в Ревельский (Таллинский) магистрат, как они на переговорах отклонили требования о торговле 4 . “Перемирие было продлено на пятнадцать лет с условием выплаты Юрьевской дани с недоимками за три года” 5 . 21 октября 1557 года бургомайстер с ратманами Дорпата в письме сообщали епископу Герману о пунктах-условиях при ведении дипломатических договоров в Москве 6 . Но напряженность между Московской Русью и Ливонским орденом росла и в январе 1558 года начались военные действия. “Главные силы русских войск действовали в Дерптском епископстве” 7 . Немалый интерес представляет личность епископа Юрьева Ливонского Германа и его судьба. Он родился в семье Вейланд в городе Везеле. Время его рождения можно датировать, очевидно, началом XVI века. Н. Карамзин пишет, что он “хвалился более воинскою доблестию, нежели смиренною набожностию христианскою пастыря” 8 .

http://pravmir.ru/sudba-katolicheskogo-e...

Донесение юрьевского воеводы князя И.А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте) Источник Содержание Донесение из Разрядного приказа Донесение юрьевского воеводы князя И.А. Хилкова Перечень утвари, присланной в Юрьев архиепископом Псковским и Изборским Макарием Перечень предметов, дополнительно необходимых для собора     В мае 1656 г. царь Алексей Михайлович объявил войну Швеции. Задержанные в Москве шведские послы 25 октября 1657 г. отправили своему королю Карлу Густаву обширную записку, содержавшую сведения о причинах войны, которые им удалось собрать. В записке говорилось и о том, что царя призывал к войне глава Русской Православной Церкви – Патриарх Московский и всея Руси Никон. По словам послов, он побуждал молодого царя освободить православных, живущих под властью протестантского правителя, и ставил ему в пример царя Ивана IV Грозного 1 . Таким образом, одной из целей войны являлось восстановление традиционных позиций православия на землях, оказавшихся к середине XVII в. в составе Шведского государства. Во время военной кампании русским войскам удалось добиться определённых успехов. 12 октября 1656 г., после 10-недельной осады, отрядам под командованием князя А.Н. Трубецкого сдался Дерпт (Тарту), крупный административный центр в северо-восточной части шведской Ливонии 2 . В этом городе, Юрьеве Ливонском, основанном предположительно в 1030 г. князем Ярославом Мудрым, и под властью захвативших его ливонских рыцарей продолжали в особом «конце» жить русские православные люди. В городе действовали 2 православные церкви – для новгородцев и для псковичей 3 . После начала Ливонской войны и занятия Дерпта русскими войсками город стал центром управления русскими владениями в Ливонии, в нем была учреждена православная епископская кафедра, в юрисдикции которой состояли ливонские земли, вошедшие в состав Русского государства 4 . После окончания Ливонской войны, когда Дерпт был утрачен, православный епископ покинул город, а православные жители подверглись гонениям. В частности был закрыт православный храм свт. Николая Чудотворца 5 . Как явствует из публикуемых документов, вскоре после капитуляции города в нём появился православный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Документы говорят об усилиях, предпринимавшихся для того, чтобы в храме было необходимое число клириков, и чтобы он был снабжён иконами, книгами и утварью. Почему соответствующие документы сохранились в архиве военного ведомства России – Разрядного приказа, – ясно из их содержания. Поскольку Псковский архиепископ не снабдил своевременно храм всем необходимым, этим пришлось заниматься воеводам Юрьева-Дерпта, направлявшим свои запросы в Разрядный приказ, которому они подчинялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ЖМП 8 август 2023 /  31 августа 2023 г. 15:00 Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря . У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними.   PDF-bepcuя. — Псково-Печерская обитель — единственный в нашей стране монастырь, где не прерывалась традиция старчества. Как зародилось и что способствовало укреплению и сохранению старчества на Псковской земле? Иеромонах Прохор: Исторические и гео­графические условия благоприятствовали формированию в нашей святой обители такого феномена, как старчество. Если обратиться к истории, монастырь основал преподобный Марк, ученик преподобного Евфросина Псковского, одного из великих подвижников благочестия. Этот святой не только уединился в пустыни, но и взрастил целую плеяду учеников, которые прошли по всей Псковской земле и просветили ее светом Евангелия. Преподобный Евфросин готовил монахов-миссионеров, которые из обители шли в те места, где процветало язычество. Монастырь с самого начала существования был в некоторой степени миссионерским. Связанная с этим традиция сохранялась и при преподобномученике Корнилии, когда во время Русско-ливонской войны на вновь присоединенных к русскому государству территориях за счет монастыря строились и снабжались необходимыми богослужебными книгами и утварью храмы. И те люди, которые проживали рядом с монастырем, или обращавшиеся в монастырь за помощью в нелегкие дни войны, были крещены преподобномучеником Корнилием. Недалеко от обители до сих пор существует поселение Сигова, где проживает народность сету (малый прибалтийско-финский народ), предков которых крестил этот псково-­печерский игумен. Каждый год на престольный праздник монастыря — Успение Пресвятой Богородицы — сету приходят в национальных костюмах, они с глубоким почтением относятся к своему просветителю.

http://e-vestnik.ru/church/pecherskie_po...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, отцы и братия! Благодарю за предоставленную мне возможность поделиться с Вами своей болью, так как боль разделенная - половина боли. История Православия в Эстонии является неотделимой частью истории Русской Православной Церкви - само появление Православия в Эстонии связано с приходом на эти земли христианских проповедников с Древней Руси. Прибалты: эсты, чудь - постоянно общались с православными из Киева, Новгорода и Пскова, посеявшими семена Слова Божия на земле Эстонии. Начиная с Xl-ro века, здесь существовали православные приходы, окормлявшие не только русских " гостей " (купцов или воинов), но и привлекавшие к истинной вере местных жителей-эстонцев. Сама Пресвятая Дева Богородица благословила распространение веры православной на Эстонской земле, в XIII веке явившись на святой Пюхтицкой горе эстонским пастухам. В XVI веке на этих землях проповедовал священномученик Корнилий Псково-Печерский. Приходы существовали в Ревеле (ныне Таллин) и Юрьеве-Тарту, причём право русских купцов иметь свой храм в Ревеле гарантировалось договором Ливонского Ордена с Новгородом, а позднее - с московскими государями. Начало XVIII-beka - новый этап в жизни эстонского Православия. После окончания Северной войны на землях Эстонии, ставших частью Российской Империи, медленно, но верно стало увеличиваться число православных приходов, в основном объединявших русское население. Народной Церковью Православие становится в XIX столетии. За массовым обращением эстонцев следует возникновение большого количества, действительно, эстонских приходов: увеличивается число священников-эстонцев. Православная Духовная Семинария в Риге готовит священнослужителей для всей Прибалтики - некоторые ученики и выпускники этой семинарии стали впоследствии у кормила государственного и церковного правления в Эстонии и Латвии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429646/

Вчера выставку открыли Святейший Патриарх Кирилл и Президент РФ Владимир Путин. Фото священника Игоря Палкина 5 ноября 2018 г. 22:18 «Православная Русь» меняет облик ЭКСПОЗИЦИЯ XVII ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ-ФОРУМА ДЕМОНСТРИРУЕТ ШЕДЕВРЫ ИЗ ПОЛУСОТНИ РЕГИОНАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ После нескольких сезонов проекта «Россия - моя история», увенчавшихся открытием одноименного исторического парка на ВДНХ и его аналогов в 19 субъектах РФ, выставка-форум «Православная Русь» в очередной раз кардинально обновила имидж. Творческий коллектив организаторов при общей координации Патриаршего совета по культуре замахнулся на беспрецедентный проект: под крышей Центрального выставочного зала «Манеж» собрана 281 живописная работа из 50 провинциальных музеев России, многие из которых прежде не только ни разу не были в столице - вообще не покидали родные стены. Несмотря на перезагрузку формата, выставка-форум продолжает придерживаться установившихся за годы ее творческой «биографии» добрых традиций. Помимо обширной деловой и образовательной программы из шести десятков мероприятий (полностью с ней можно познакомиться на веб-сайте выставки ), это принесение одной из чудотворных икон Божией Матери для молитвенного поклонения верующих. На этот раз место на специальном аналое в аванзале занял образ «Умиление» из Успенского Псково-Печерского монастыря , по преданию написанный в 1521 году иеромонахом Арсением с Владимирской иконы Божией Матери. В Псково-Печерскую обитель его в XVI веке принесли местные купцы, после чего образ прославился как защитник северо-западных российских рубежей (во время Ливонской войны войска Стефана Батория пять месяцев осаждали псковскую крепость и 30 раз тщетно пытались взять ее штурмом, а в 1812 году ввиду угрозы взятия города Наполеоном 7 октября с иконой был совершен крестный ход, после чего враг отошел, а русская армия освободила Полоцк). Еще одна ставшая традиционной компонента «Православной Руси» - организованное московским правительством групповое посещение Манежа столичными школьниками. На этот раз к школьникам присоединились группы ветеранов и пенсионеров. Само экспозиционное пространство Манежа специально к выставке, озаглавленной организаторами «Сокровища музеев России», пришлось немного видоизменить. Здесь установлены современнейшие системы климат-контроля, разработанные для музеев с художественными коллекциями живописи. Многие картины, кстати, пришлось реставрировать прямо в Манеже, а некоторые, требующие более длительных и серьезных восстановительных процедур, попадут в руки специалистов профильных институтов Министерства культуры уже после окончания выставки.

http://e-vestnik.ru/reports/pravoslavnay...

Даугавпилс. Собор Александра Невского. Daugavpils Svt labticg kaza evas Aleksandra pareizticgo katedrle /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1856 и 1864. Год утраты:1969 (взорван) Архитектор:И.Т. Таманский, Образцовый проект К.А. Тона для Петергофа Адрес: Латвия, г. Даугавпилс, ул. Саулес 20 Saules iela 20, Daugavpils, Latvija Координаты: 55.870101, 26.517245 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Исторический центр Даугавпилса является памятником градостроительства государственного значения 7429. Уникальность этого памятника в том, что город почти полностью был заново построен в короткое время – в течение 19 века. В Латгалии тесно переплелись все ветви христианской культуры. Вот перечень исторических событий, пронесшихся над Двинской землей. Старый орденский замок был возведен немецкими рыцарями в 14 веке выше по течению Даугавы, и окончательно разрушен шведами в 1655 году. Нынешний исторический центр города в границах так называемого «Большого Форштадта», впервые упоминаемого в письменных источниках в 16 веке, связан с событиями Ливонской войны царя Ивана Грозного. Затем последовали русско-шведская война, осада шведами , взятие немецкого городка Динабург в 1656 году войсками царя Алексея Михайловича (накануне дня памяти Св. Бориса и Глеба) и 13-летнее существование городка Борисоглебска. Далее - возвращение поляков, формирование центра воеводства, строительство резиденции ордена иезуитов. Страшная чума 1710 года, в результате которой вымер весь русский гарнизон, еще пребывавший тогда в маленькой крепости. После раздела Польши в 1772 году – переход Латгалии в состав Российской империи и бурное развитие города : строительство Двинской крепости (1810 – 1871), дамб для защиты города от наводнений, прокладка через город новой трассы дороги С.-Петербург – Варшава и строительство моста через Даугаву, открытие телеграфа, строительство железной дороги. В 1839 году был утвержден проект застройки города, градостроительная концепция которого не имела аналогов : монументальная композиция, в которой главная площадь примыкала к магистрали, переходила в эспланаду, замыкалась валами крепости и вертикалью иезуитского собора.

http://sobory.ru/article/?object=32087

Доможирка. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь построена в 1558 году по указу Государя Иоанна Васильевича Грозного в честь взятия в Ливонскую войну г. Нарвы и г. Сыренска, который находится в 9 км от храма, о чем повествует Никоновская летопись. Указ о строительстве храма после победы вез с жалованьем в войска родной дядя Митрополита Филиппа (Колычева), замученного впоследствии Малютой Скуратовым, Григорий Семенович Колычев. Храм является практически единственной сохранившейся в Псковской области каменной сельской погостской церковью XVI века, сложенной из известнякового плитняка, который возили для строительства на судах по Чудскому озеру более чем за 120 км из под Пскова. Уникален храм еще и тем, что является практически единственной трехпрестольной церковью, так как обычно в Пскове и псковской земле церкви имели по два придела. В с. Доможирка центральный придел посвящен Святой Троице, северный придел свт. Николаю, а южный - мч. Параскеве Пятнице. Церковь неоднократно могла погибнуть и во время шведской интервенции, когда до 1622 года Гдов был занят войсками Якова Понтуссона Делагарди, и до алтарной абсиды в то время ими был разрушен Никольский придел, и в 1900 году когда случился пожар, уничтоживший все деревянные части храма, а крестьяне из опасения, что разрушится купол, разобрали своды центрального придела. Мог погибнуть храм и в годы Великой Отечественной войны, когда в 1944 году при отходе немецких войск были подожжены деревни Доможирка и Лядины, и были взорваны все средневековые храмы Гдова и древний храм в Ольгином кресте на реке Нарове. Но Бог хранил Доможирскую Троицу. В начале века на церковь обратил внимание академик, а впоследствии протоиерей Петр Петрович Покрышкин, который составил реконструкцию храма и Господь открыл ему его первоначальный вид, который он опубликовал в известной статье вестника Императорской археологической комиссии " Храмы причудского побережья XVI века " . Чудом является и то, что советская безбожная власть в 1965 году выделила на реставрацию храма 965 тысяч рублей! Сумму по тем временам неслыханную.

http://sobory.ru/article/?object=03911

Закрыть itemscope itemtype="" > На международной конференции, посвященной царю Иоанну Грозному 02.02.2017 950 Время на чтение 5 минут Конференция проходила в самом центре столицы - в конференц-зале «Московский» гостиницы «Националь». Инициатором ее проведения был известный предприниматель и общественный деятель В.В.Бойко-Великий (в своем выступлении я заметил, что все, что проходит по почину Василия Вадимовича - солидно, твердо и решительно; сам Бойко-Великий по своей стилистике, а главное по духу, напоминает царева служивого человека). К сожалению, я не смог попасть к началу конференции и не слышал выступление выдающегося русского историка из Петербурга И.Я.Фроянова (Л.Болотин назвал его великим человеком). Когда я вошел в зал, выступал В.Манягин. Говорил он о крепости семейных уз в древней Руси, о значении для современности знаменитого «Домостроя» (было подчеркнуто, что это особенно актуально для сегодняшнего времени, после того как у руля правления США стал Трамп). Следующим выступающим был профессор В.М.Лавров (в 1979-м году мы вместе заканчивали истфак Московского Государственного педагогического института). Тематика выступления Владимира Михайловича была посвящена русским царям. Было приведено несколько интересных моментов. В правление царя Михаила крымский хан арестовал наших послов. По его повелению их пытали. Советники царя предлагали ему в качестве ответной меры схватить крымских послов и даже объявить хану войну. Царь же, выждав некоторое время, послал хану подарки; послы были отпущены. Второй эпизод, упомянутый выступавшим, произошел в правление императора Николая II. Несмотря на Цусимскую катастрофу, борьбу, войну с Японией можно было продолжать. Страна восходящего солнца была истощена. Император запросил мнение специалистов о перспективах войны. Те ответили, что для достижения успеха нужно будет воевать еще год и это приведет к большим жертвам - не менее 200 тыс. убитых и раненых. По этому пути император не пошел, сказав: «Людей жалко». Хотя Лавров себя не позиционировал как специалист по эпохе правления Иоанна Грозного, тем не менее, он неосторожно заметил, что Грозный проиграл Ливонскую войну, допустил ошибку с учреждением опричнины и виновен в убийстве митрополита Филиппа. В зале поднялся шум. Возмущенные голоса заглушали голос докладчика. Некоторое время Владимир Михайлович держался, говоря: «Раз меня пригласили - будьте добры слушать. На меня шикали в советское время, было даже покушение». Зал, однако, не унимался, и докладчик покинул зал. Потом Л.Болотин упрекал собравшихся в нарушении российских традиций проведения научных конференций. Было, однако, очевидным, что собравшиеся почитатели Грозного царя не в малейшей степени не были склонны к компромиссу.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Каменные Поляны. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Иоанна Предтечи. В 1646 с приделом Иоанна Новгородского; в 1718 с каменным приделом Св. Духа и деревянным свт. Климента Римского (сгорел в 1827); в 1832 с приделом свт. Митрофана Воронежского в крипте. Закрыта в 1939, действовала в 1942-45. Была разрушена в Великую Отечественную вместе с деревней, так и брошена, невзирая на попытки восстановления (следы видны, но теряются). Храм новгородского типа, с огромной сводчатой криптой (придел Митрофана Воронежского), колокольня моложе века на три. Каменные Поляны Тесовской вол. – церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, каменная, 1552–1563 гг. с позднейшими пристройками и изменениями, закрыта в 1939 г., действовала в 1942–1945 гг., сохранилась со значительными разрушениями. Деревни с названием Каменные Поляны нет уже более 30 лет. Когда-то это было видное село, один из ключевых пунктов древней Ивангородской дороги, связывающей Новгород с Принаровьем и далее с европейскими странами. Ивангородская дорога шла от Каменных Полян по своему несохранившемуся участку до совр. д. Велегощи Батецкого р-на Новгородской области. Сегодня Каменные Поляны – это нежилое урочище, находящееся вблизи фермерского хозяйства, расположенного к северо-востоку от д. Мошковые Поляны, на малопроезжей грунтовой дороге, ведущей из волостного центра Тесово-4 в новгородскую д. Большие Кусони. Наиболее ранние сведения о Каменных Полянах и здешней церкви содержатся в Писцовой книге Вотской пятины за 1566 г., где деревня именуется с. Высокие Поляны и значится как архиепископское владение. О храме сказано: «церковь Иван Предтеча стал после писма». Церковь относилась к Климентовскому погосту. До присоединения Новгорода к Москве Высокие Поляны принадлежали Новгородскому Софийскому дому, вновь став владычным имением с 1552 г. Большинство исследователей относит строительство храма к 1552–1563 гг. Мы считаем возможным ограничить этот период рамками первого, в целом удачного для русских этапа Ливонской войны, то есть 1558–1563 гг.

http://sobory.ru/article/?object=02217

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010