I. Римско-католическая Церковь. Общий обзор H. Я. Данилевский. Папство. Разделение Церквей. Фрагменты (...) Католичество зародилось, собственно, со времен Карла Великого 102 , когда он своим покровительством утвердил власть римского епископа во всем своем государстве, границы которого почти совпадали с тем, что, собственно, должно называть Европою. До этого времени римские первосвященники пользовались только тем уважением, которое сопряжено было с именем Рима, а также тем, которое они утвердили за собою в глазах покоренных романских народов Италии, Галлии и Испании своею верностью православию, исповедоваемому этими народами до покорения их варварами, тогда как варвары-покорители приняли по большей части арианство 103 . Это же уважение, по подобной же причине, начало утверждаться и на Востоке во время гонений, воздвигнутых иконоборцами. Ежели бы папы остались верными догматам православия, то весьма вероятно, что они получили бы не главенство, конечно, но преобладающее влияние и уважение на Востоке, точно так же, как и на Западе; ибо восточные христиане видели бы в них прибежище против деспотизма, который нередко позволяли себе византийские императоры в церковных делах. От посредничества, от звания верховного третейского судьи недалеко, как известно, до преобладания. Папы не могли не видеть открывавшейся пред ними перспективы, которая могла составлять достаточную цель для их честолюбия в то время, когда не были еще изобретены Лжеисидоровы декреталии 104 и, угнетенные ломбардами, римские епископы не могли еще предвидеть ни своего светского владычества, ни учреждения феодально-теократической монархии в Европе, наполовину еще наполненной язычниками, угрожаемой магометанами и представлявшей бессмысленную кровавую неурядицу меровингской Франции 105 . Очевидно, что догматическое различие с Востоком не могло входить в их планы, да оно и не входило. Не папы произвели догматический раскол в Церкви, как это превосходно доказано в известной брошюре Хомякова 106 , они только приняли его после долгого сопротивления, а приняв, конечно, и воспользовались им.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В.В. Симонов Глава 7. Пневматологический вызов. Второе разделение Церкви: восточное (православное) и западное (католическое) христианство После изучения данной главы студент должен: знать • политические предпосылки и основания конфликтов между Римом и Константинополем в IX и XI вв. и их отражение в межцерковной полемике; • особенности организации греческой церкви (система Патриархатов); • содержание исихастского богословия и события «паламитских споров»; • учение богомилов и события, связанные с преодолением богомильской ереси; • социально-экономические и политические предпосылки, религиозное содержание и основные события Крестовых походов; • национальные особенности развития Русской церкви; Уметь • показать изменение роли учения о Filioque в формировании предпосылок восточно-западной схизмы; • доказать формальный характер отнесения события «разделения церквей» к 1054 г.; • доказать неадекватность экклезиологических, канонических и литургических подходов к преодолению церковной схизмы, предлагавшихся латинской церковью, содержанию поставленной исторической задачи; • проанализировать роль политического фактора в процессе христианизации славянских племен; владеть • приемами критического анализа религиозной полемики. § 1. Папа Николай I и патриарх Фотий. Болгарский вопрос и Filioque 1. Николай I и идея папской супрематии Воспользовавшись разделом и ослаблением державы Каролингов, папы стали проводить все более независимую политику. Наиболее значительным понтификом этой эпохи стал Николай I (858–867), который первым со всей ясностью сформулировал и последовательно отстаивал притязания Рима на абсолютное главенство (примат). Ссылаясь на Лжеисидоровы декреталии, папа претендовал на юрисдикцию над всеми без исключения епископами на Западе и Востоке христианского мира. Более того, он ставил папскую власть над императорской, в силу чего все светские правители также оказывались подлежащими его юрисдикции. Понтификат Николая ознаменован конфликтами с влиятельными западными архиепископами (Гинкмаром Реймсским и др.), с королем Лотарем II (из-за его развода), а также с византийским патриархом Фотием (858–867, 877–886), избрание которого папа признал незаконным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. сыграл важную роль в споре о законности низложения кор. Франции Гуго Капетом Реймсского архиеп. Арнульфа (988-1021), принадлежавшего к боковой линии династии Каролингов. Он был возведен на кафедру при условии, что принесет клятву верности королю и пообещает не поддерживать своего дядю Карла Лотарингского, противника Гуго Капета. По просьбе короля и вопреки жалобам, полученным от епископов-суффраганов Реймсского архиепископа, И. утвердил Арнульфа в сане и послал ему паллий ( Jaff é . RPR. N 2932). Однако вскоре Реймс был занят войсками Карла Лотарингского. В апр. 991 г. Гуго Капету удалось восстановить власть в городе и пленить архиепископа. Уверенный в предательстве Арнульфа, король созвал для суда над ним провинциальный Собор в Верзи близ Реймса (17 июня 991, в источниках упом. как Реймсский Собор). По решению Собора Арнульф был низложен, вместо него архиепископом Реймсским поставлен Герберт Аврилакский (впосл. папа Римский Сильвестр II ) ( Gerbertus archiepiscopus. Acta Concilii Remensis//MGH. SS. T. 3. P. 658-686). Низложение архиепископа провинциальным Собором без утверждения папой Римским противоречило канонам (впосл. т. н. Лжеисидоровым декреталиям ), согласно к-рым только папа Римский обладал правом суда над епископами. Воспользовавшись этим предлогом, Арнульф обратился за помощью в Рим. И. отказался поддержать решение Собора в Верзи и попытался созвать др. Собор за пределами владений Гуго Капета. Однако предложение папы не нашло поддержки у франц. епископата и короля: Собор в Шеле (близ Парижа) в 993/4 г., сославшись на каноны отцов Церкви, отверг притязания папы вмешиваться в дела франц. епископата. В то же время папская инициатива нашла поддержку у герм. епископов (вероятно, конфликт вокруг Реймсской кафедры стал предлогом для вмешательства герм. кор. Оттона III в дела Французского королевства). В герм. земли для пересмотра вопроса был направлен папский легат аббат Лев; оттуда он отправил епископам послание с предложением созвать Собор в Ахене или в Риме, однако те отказались. В качестве компромиссного варианта было решено провести Собор в Музоне, располагавшемся на территории Реймсского архиеп-ства, недалеко от границы владений кор. Оттона III. Собор прошел под председательством аббата Льва; примечательно, что на нем кроме Герберта Аврилакского не присутствовали др. франц. епископы. 2 июня 995 г. решением Собора Арнульф был восстановлен в должности, а Герберт низложен ( Gerbertus archiepiscopus. Acta Concilii Mosomensis//MGH. SS. T. 3. P. 690-691). В 995 г. состоялся новый Собор в Реймсе, к-рый вынес окончательное решение о низложении Герберта (его избрание признавалось неканоническим) и о восстановлении в должности Арнульфа. В 997 г. решения Реймсского Собора подтвердил Собор в Павии.

http://pravenc.ru/text/469700.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ [лат. doctrina de duo gladii, франц. théorie des deux glaives; нем. Zweischwerterlehre; англ. Two Swords Theory], средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти (папская теократия). Основные положения Д. м. т. сформулированы в период борьбы папства и империи за инвеституру (XI-XII вв.). В основе Д. м. т. лежало аллегорическое истолкование Евангелия от Луки, беседы Иисуса Христа с апостолами на Тайной вечере: «Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч... Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лк 22. 36-38). Д. м. т. опиралась на учение папы Римского Геласия I «о двух властях» - священной власти духовенства и мирской власти государей. В период акакианской схизмы (484-519) папа в послании к имп. Анастасию I охарактеризовал власть Церкви (лат. auctoritas sacra pontificum) и власть империи (regalis potestas), которые правят миром в обоюдной взаимосвязи, при этом священники имеют больший вес, поскольку на Страшном Суде они должны будут держать ответ и за королей, в то время как за правителями признается высшее достоинство (dignitas) среди людей ( Jaff é. RPR. N 632). В VIII в. вопроса о взаимоотношении власти Церкви и власти империи коснулись в посланиях папы Григорий III и Адриан I (MGH. Epp. Bd. 5. S. 51). На Соборе в Париже 829 г. о равновесии властей говорилось в связи с отношениями королевской власти и епископата во Франкском королевстве (MGH. Conc. Т. 2. S. 610-611); отстаивалась более широкая церковная автономия (libertas episcopalis). Во 2-й пол. IX в. тексты, содержащие геласианское учение «о двух властях», были включены в Лжеисидоровы декреталии , к-рые впосл. использовались для обоснования независимости папы от светских государей, а также папских притязаний на верховную светскую власть.

http://pravenc.ru/text/171523.html

Пётр Заведеев Римское вероисповедание С самого начала христианской истории, мир христианский разделялся на две главные части: восточную и западную. Восточная половина христианского мира, по преобладающему составу населения, языку и характеру цивилизации, называлась греческой, западная – латинской. Та и другая половина содержали одно и то же учение христианское и находились между собой в мире и согласии. Но вот латинская Церковь в лице своих представителей – пап, сначала, можно сказать, бессознательно, а потом уже и вполне сознательно, начала систематически стремиться к подчинению себе всех частных Церквей, не только западных, но и восточных. К несчастию, и в первые века христианства было немало исторических обстоятельств, способствовавших постепенному возвышению римского епископа, а тем более увеличились эти обстоятельства в века последующие, каковы: перенесение столицы империи из Рима в Византию ( Константином Великим ), а вследствие этого ослабление на западе власти императоров и возвышение власти пап; иконоборческие волнения на востоке, давшие папам повод отделиться и сделаться совершенно независимыми от византийских императоров; сближение пап с франкскою династией Каролингов и приобретение через это светской власти над некоторыми областями в Италии. Эти случайные исторические обстоятельства папам казалась делом сверхъестественным, направленным именно к их возвышению, и они окончательно утвердились в мысли, что они – «наместники Христа», «тень Бога на земле», «преемники ап. Петра в его княжеском достоинстве»; что они поэтому имеют право решать все вопросы в Церкви, и что их голос непогрешим. Утверждению подобных папских притязаний в мыслях христиан западных много способствовали, так называемые, лжеисидоровы декреталии, или различные подложные документы, распространившиеся на западе в их пользу в 8 и 9 веках. Опираясь на эти документы, папы вводили все новые и новые пункты в учение христианское, несогласные с ним и прямо противоречащие ему. В 867 году собран был в Константинополе многочисленный собор, на котором были отмечены и обличены заблуждения римской церкви. С этого времени началось разделение церквей. Окончательно же западная церковь отделилась от восточной в 1054 году, когда, по случаю прибытия в Константинополь легатов папы Льва 9-го, гордо требовавших принятия церковью восточной постановлений папского двора и латинских догматов, всенародно была произнесена анафема на западную Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ [Лат. Decretales Pseudo-Isidorianae; англ. Pseudo-Isidorian Decretals, False Decretals; нем. pseudoisidorische Dekretalen; франц. Fausses décrétales], памятники канонического права , созданные в IX в. в империи Каролингов группой авторов, условно именуемой Лжеисидор. В узком смысле Л. д.- это ок. 100 посланий Римских пап (см. Декреталия ), включенных в сборник «Лжеисидорово собрание». Подложные канонические своды Основные сборники, связанные с деятельностью Лжеисидора, созданы по образцу более ранних сводов и включают разнообразные источники канонического права - постановления Соборов, папские декреталии, капитулярии и т. д. 1. «Испано-галло-отёнское собрание» (Collectio Hispana Gallica Augustodunensis) - переработанная версия «Испано-галльского собрания» (Collectio Hispana Gallica), которое в свою очередь представляет собой франк. редакцию «Испанского собрания» (Collectio Hispana), составленного в VII в. в вестгот. Испании. Все 3 версии канонического свода включают постановления вост., африкан., галльских и испан. Соборов IV-VII вв., а также декреталии Римских пап от Дамаса I (366-384) до Григория I Великого (590-604). Особенности франк. версии - большое число ошибочных чтений и нарушенный порядок текстов, вызванный перестановкой тетрадей в протографе (были перемещены листы с текстами декреталий Иннокентия I и Льва I Великого, при этом нек-рые послания были разделены на части, что привело к дальнейшей порче текстов при копировании). Вопреки мнению более ранних исследователей, считавших, что Лжеисидор использовал «Испанское собрание», Ф. Маассен пришел к выводу, что в распоряжении составителей Л. д. была особая редакция франк. версии этого сборника, подготовленная Лжеисидором, т. е. «Испано-галло-отёнское собрание» ( Maassen. 1885). Полный текст сборника сохранился в единственной рукописи (Vat. lat. 1341, IX в.; создана в аббатстве Корби , впосл. хранилась в Отёне; транскрипция текста: http://www.benedictus.mgh.de/quellen/chga). Из мон-ря Корби происходит также рукопись «Собрания Дионисия-Адриана» (Collectio Dionysio-Hadriana) с редакторской правкой сер. IX в., выполненной на основе «Испано-галло-отёнского собрания» (Berolin. SB. 132; см.: Hinschius. 1884; Maassen. 1885. S. 824-831). Др. редакция испано-галло-отёнского свода представлена в рукописи Eton. College Lib. B.1.I.6, XII в. (только 1-я часть сборника), в к-рой содержатся также 1-я и 3-я части «Лжеисидорова собрания» (редакция А1). По свидетельству мавриста Пьера Кустана († 1721), рукописи «Испано-галло-отёнского собрания» хранились в Бове, Лане и Нуайоне (см.: K é ry. 1999. P. 69-70).

http://pravenc.ru/text/2463631.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковное и каноническое право КАФЕДРА ЕПИСКОПСКАЯ церковно-правовое понятие, указывающее на юрисдикцию епископа или на город, в котором епископ совершает служение КАЮЩИЕСЯ в широком значении слова грешники, приносящие покаяние в своих грехах; в узком значении - термин из области покаянной дисциплины КЕЛЕЙНИК в монашеской традиции монах или послушник, по благословению игумена или архиерея прислуживающий одному из насельников монастыря КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г. КИРИАРХАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ церковно-правовое понятие, относящееся гл. обр. к взаимоотношениям между Поместными Церквами, одна из к-рых имеет автокефальный статус, а другая - автономный КНИГА ПРАВИЛ [полное название - «Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец»], офиц. собрание общецерковных канонов, составляющих фундамент действующего церковного права Русской Православной Церкви CODEX IURIS CANONICI обладающий высшей правовой силой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей КОРМЧАЯ КНИГА название сборников, основную часть к-рых составляют правила Апостольские, Вселенских, Поместных Соборов, отцов Церкви, переведенные с греческого на слав. языки Петр Александрович (1833/34 - 1899), проф. канонического права, исследователь церковной археологии ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ памятники канонического права, созданные в IX в. в империи Каролингов группой авторов, именуемой Лжеисидор МАЛАКС Мануил (нач. XVI в. - ок. 1580), греч. канонист, составитель одного из самых распространенных в поствизант. период номоканонов НИККОЛО ДЕ ТУДЕСКИ [де Тедески, также Панормитан, Палермец] (1386-1445), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник

http://pravenc.ru/rubrics/122820_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТИНСКИЕ ПАТРИАРХАТЫ Вьезд в Венецию патриарха Антонио Коррера. Нач. XVIII в. Худож. М. Мариески (частное собрание) Вьезд в Венецию патриарха Антонио Коррера. Нач. XVIII в. Худож. М. Мариески (частное собрание) Архиеп-ства лат. обряда Римско-католической Церкви, главы которых наделены почетным титулом патриарха (в наст. время действующими являются Л. П. Венеции, Иерусалима, Лиссабона и Гоа), а также номинальные кафедры, предстоятели которых имели в католич. Церкви лат. обряда титулование патриарха (напр., вакантный с 1963 престол патриарха Зап. Индий). Ряд Л. П. был основан в результате крестовых походов , когда кафедры патриархов Вост. Церквей были заняты лат. епископами, однако после изгнания крестоносцев с Востока Л. П. К-поля, Александрии и Антиохии продолжали существовать в качестве титулярных кафедр (упразднены в 1964). По действующему Кодексу канонического права 1983 г. (см. Codex iuris canonici ) титул патриарха в католич. Церкви является «почетной прерогативой» и «не предполагает никакой власти управления, если только в отношении некоторых лиц не явствует иного по апостольской привилегии или в силу одобренного обычая» (CIC. 438). Длительное время титул патриарха Запада (Patriarcha Occidentis) входил в титулатуру папы Римского, однако употреблялся крайне редко. Так, он не был упомянут на Латеранском IV Соборе (1215) и Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445) в связи с признанием вост. патриархами главенства папы Римского. С 2006 г. титул патриарха Запада отсутствует в списке папских титулов в папском ежегоднике «Annuario Pontificio» , а его удаление было официально объяснено юридической неясностью данного титула и невозможностью его использования в совр. условиях. В средние века предпринимались попытки придать реальное значение титулу патриарха в Зап. Церкви. Так, в Лжеисидоровых декреталиях (IX в.) в разд. «De episcopis et primatibus et patriarchis eorumque minstris» описаны патриархи и примасы, полномочия к-рых должны были быть противопоставлены неограниченной власти архиепископов над простыми епископами (PL. 130. Col. 73-76). Кроме того, на статус патриархов оказало влияние представление о верховенстве папы Римского над главами Вост. Церквей: они рассматривались как иерархи, подчиненные папе Римскому, но превосходящие по статусу глав митрополий.

http://pravenc.ru/text/2463175.html

105. НИКОЛАЙ I ВЕЛИКИЙ Римские Папы. Список 105. НИКОЛАЙ I ВЕЛИКИЙ. 858—867. Римлянин. Был родственником Льва IV и сразу же после избрания на папский трон решил проводить «независимую политику», которая в Риме завоевывала все большую популярность. Его короткий (длившийся около девяти лет) понтификат вошел в историю как период, когда впервые была последовательно сформулирована идеология папской теократии. По мнению Николая I, папа римский обладает всей полнотой власти в церкви, является ее единственным главой. Власть всех других епископов (на Востоке и на Западе) исходит от папы, который имеет право судить любое духовное лицо как ему заблагорассудится. Не менее сильно Николай подчеркивал верховенство папской власти над властью светских государей. Весь понтификат Николая I был непрерывной цепью усилий и борьбы, направленных на то, чтобы эти принципы осуществить на практике. С этой целью он использовал упоминавшиеся уже «Лжеисидоровы декреталии», которые обосновывали право папы на вмешательство в дела всей церкви. На Западе главным оппонентом Николая I стал архиепископ Реймса Инкмар, против выпадов которого папа выступал самым решительным образом. Острой была также реакция Николая I на дело о разводе короля Лотаря II, который бросил жену, чтобы вступить в брак со своей любовницей Вальдрадой. Папа осудил епископов, которые признали новый брак императора, и под черкнул свое право порицать светских владык. Однако Лотарь остался верен Вальдраде. Самым ожесточенным был спор Николая с константинопольским патриархом Фотием. Патриарх признавал первенство Рима что, однако, не означало еще признания им примата папской юрисдикции. Николай же решил трактовать епископов восточного христианства наравне с подчиненными ему епископами на Западе. Предметом спора была также сфера влияния восточного христианства в Болгарии и на территории северных славянских племен, где монах Константин (позднее Кирилл) и его брат Мефодий осуществляли интенсивную деятельность по инициативе Фотия. Несмотря на большие усилия, ни одно из предприятий Николая не увенчалось успехом. В тогдашней политической ситуации великие замыслы римского епископа о завоевании власти над всем христианством, восточным и западным, не имели шансов на успех. Только через четыре столетия они смогли быть частично реализованы после успешной григорианской реформы (см. ниже). Церковная историография почтила Николая наименованием Великий и внесла его в список католических святых. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/442160/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Каноническое право неправославных христианских исповеданий АДМИНИСТРАТОР в структуре католич. Церкви общее название различных должностей управляющих: апостольский администратор, приходской администратор, управляющий церковным имуществом ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды GLOSSA ORDINARIA [лат.- общепринятая глосса], комментарий к Свящ. Писанию или тексту правового характера, офиц. признанный и получивший статус единственного общепринятого ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти ЕРЕСЬ [греч. - выбор, направление, учение, школа], ошибочное учение, искажающее фундаментальные основы христ. веры ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО понятие, используемое в политико-правовых теориях для обозначения совокупности основополагающих принципов и прав, не зависящих от социальных условий и вытекающих из самой природы человека ИННОКЕНТИЙ IV (ок. 1195 – 1254; до избрания папой - Синибальдо Фьески), папа Римский (с 25 июня 1243), канонист КАЗУИСТИКА метод применения к частным случаям общих принципов и норм, используемый в юриспруденции, этике и церковных науках, в частности в каноническом праве, нравственном и пастырском богословии; самостоятельная богословская дисциплина в католицизме CODEX IURIS CANONICI обладающий высшей правовой силой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ памятники канонического права, созданные в IX в. в империи Каролингов группой авторов, именуемой Лжеисидор НИККОЛО ДЕ ТУДЕСКИ [де Тедески, также Панормитан, Палермец] (1386-1445), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник ОРДАЛИЯ судебное доказательство вины или невиновности обвиняемого в преступлении посредством физического испытания

http://pravenc.ru/rubrics/122896.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010