Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Валуеве (новая). Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:2003. Перестроена из здания кон. 19 в. Ссылки:     Адрес: Россия, г. Москва, Новомосковский административный округ (НАО), с. Валуево Координаты: 55.57262, 37.3564 Проезд:Проезд от станции метро Юго-Западная авт. 611, 611с и 272 до остановки " с/х Московский " , далее авт. 420, 39 до Санаторно-оздоровительного комплекса " Валуево " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В живописном месте юго-западной части ближнего Подмосковья, на берегу реки Ликовы (Ликовки) среди заливных лугов расположилась усадьба Валуево. Находившееся здесь ранее село поначалу было вотчиной одного боярского рода — сподвижников московских князей XIV в. Родоначальником дворян Валуевых был воевода великого князя Дмитрия Донского — Т. Окатьевич, который погиб на Куликовом поле. Прозвище «валуй» (лентяй) он получил за свой характер. Собственно, это прозвище и дало начало фамилии Валуевых. В первой половине XVI в. село Валуево еще называлось Покровским по поставленной здесь деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы (церковь погибла во времена вторжения Лжедмитрия I). Именно тогда дворецкому Новгородского Софийского дома Ивану Михайловичу Валуеву было пожаловано село Покровское. Позднее (в 1622) уже дьяк Григорий Валуев разделил свою вотчину между наследниками, и с 70-х гг. XVII в. эти земли стали называться Валуевом. В 1719 г. имение было продано П. А. Толстому, при котором в имении был разбит модный регулярный парк. После смерти П. А. Толстого имение перешло к вдове его сына — Прасковье Михайловне Толстой (в девичестве Троекуровой), которая в свою очередь подарила Валуево Василию Ивановичу Толстому, последнему владельцу усадьбы из рода Толстых. В XVIII в. имение несколько раз меняло своих хозяев: в 1742 г. владельцами его становятся генерал-аншеф, обер-гофмаршал Д. А. Шепелев (строитель Зимнего дворца в Санкт-Петербурге) и его жена Д. И. Глюк. При них здесь была сооружена каменная церковь. Усадебный ансамбль состоял лишь из деревянного дома и «французского» парка. В 1768 г. Валуево по завещанию наследует Мария Кошелева, которая и собрала знаменитую картинную галерею, хранящуюся теперь в Рыбинском музее-заповеднике. Поскольку своих детей у нее не было, то наследниками Валуева стали ее племянники. Имение досталось представительнице знатной московской семьи Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной (в девичестве Волконской). Е. А. Мусина-Пушкина активно занималась хозяйством и даже разбила огород, который крайне редко встречался в подмосковных усадьбах. А вот строительные работы патронировал ее муж — А. И. Мусин-Пушкин.

http://sobory.ru/article/?object=15712

Коломна. Кремль. Кремль. Не действует.   Год постройки:Между 1525 и 1531. Ссылки:   Адрес: Московская обл., Коломенский р-н, г. Коломна Координаты: 55.102802, 38.754531 Проезд:От станции м. Выхино авт. до Коломны, ост. " Площадь двух революций " . Электричка Москва-Голутвин (можно Москва-Рязань) с Казанского вокзала. Остановка " Станция Коломна " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Строительство каменного коломенского кремля было начато 25 мая 1525 года Великим князем Василием III (1479-1533) и продолжалось 6 лет. Кремль возводился с внешней стороны деревянной стены. В плане он представлял собой близкий к овалу многоугольник с периментром стен почти 2 км (что лишь на 300 м меньше протяжённости стен Московского Кремля), толщиной 3-4,5 м и высотой 18-21 м. Стены были облицованы кирпичом с каменной забутовкой внутри. Они были снабжены бойницами подошвенного, нижнего, среднего и навесного боя, не имели машикулей и завершались зубцами, на которых подвешивались ставни для защиты оборонявшихся. Число башен не было постоянным и менялось в разные периоды. Коломенский кремль имел как минимум 13 башен, трое " больших " ворот (Пятницкие, Ивановские, Косые) и трое " малых " (Малаховские, Георгиевские, Водяные). Северо-западный и северо-восточный углы крепости со стороны Коломенки и Москвы-реки защищали могучие Коломенская и Свиблова башни. Самая мощная и высокая круглая Свиблова башня контролировала течение Москвы-реки после впадения в неё Коломенки, а также дорогу вдоль северо-восточной стороны крепости к Пятницким воротам. Она достигала в высоту 34,6 м при диаметре 13,8 м. У речки Коломенки дорогу Москва-Рязань контролировала угловая двадцатигранная восьмиярусная Коломенская башня 34,4 м. Она отличаются высоким, расширяющимся книзу цоколем и круглой смотровой вышкой, прежде имевшей два яруса. Башня украшена декоративными машикулями. С ней связано предание о Марине Мнишек, жене Лжедмитрия I и Лжедмитрия II. Польскую авантюристку заточили в этой башне здесь она и умерла, отчего башню называют " Маринкина " .

http://sobory.ru/article/?object=17597

1615 г. (ГИМ. Син. 819. Л. 1) Титульный лист певч. сборника (вклад архим. Исаии в ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Сольвычегодске). 1615 г. (ГИМ. Син. 819. Л. 1) С 1602 г. в источниках об И. говорится уже как об архимандрите владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря, к-рый при И. пользовался расположением царя. Уже в 1-й год архимандритства И. между мон-рем и кн. И. М. Барятинским возникло спорное дело о «сельце» Палашкине и дер. Середниковой в Юрьевском у., завещанных обители как вклад кн. Замятней Бестужевым. Барятинский отрицал правомерность передачи монастырской братии «вотчины тестя своего», т. к. отсутствовало письменное подтверждение последней воли родственника. Однако царь Борис решил дело в пользу «Исайи с братиею» (АЮБДР. Т. 1. С. 235-236). Митр. Иона (Думин) , возглавивший Ростовскую и Ярославскую кафедру после смерти митр. Варлаама (Рогова) , а ранее, незадолго до И., настоятельствовавший в том же мон-ре, пожаловал в монастырскую б-ку дорогую рукописную книгу - Апостол толковый (см.: Буланин Д. М. Владимирский Рождественский мон-рь как культурный центр Др. Руси//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 74). В 1607 г. «иждивением» митрополита под надзором И. в обители была построена надвратная ц. св. Александра Невского ( Тихонравов К. Н. Владимирский Рождествен мон-рь XII в. Владимир, 1869). Во время настоятельства И. в Богородице-Рождественском мон-ре между ним и кн. Барятинским продолжалась тяжба за упоминавшиеся «сельцо» и деревню. В челобитной от 12 окт. 1620 г. на имя патриарха Филарета (Романова) , жалуясь на «Исайю з братею», к-рые «тому осмнатцать лет» завладели «вотчиною тестя его», Барятинский писал, что «как рострига (Лжедмитрий I, июль 1605 - май 1606.- Авт.) был на Москве, и ему в той вотчине указу не учинил, потому что Рожественого монастыря архимарит был ростриге духовник». В своей грамоте патриарх Филарет повелел оставить село и деревню обители (РГАДА. Ф. 281. 1903. Л. 1; АЮБДР. Т. 1. С. 235-236). Неизвестно, почему Лжедмитрий выбрал себе в духовники И.

http://pravenc.ru/text/674838.html

В городском соборном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилась древняя святыня – чудотворный образ свт. Николая. Согласно преданию, резной образ был выполнен в XIV в. мастерами из калужского города Перемышля. Ранее находился в деревянном Никольском храме; когда в 1812 г. храм сгорел, чтимый образ перенесли в Никольский придел Благовещенского собора. В 1544 г. повелением царя Иоанна Грозного, на юго-вост. окраине г. Боровска, на посаде был основан Христорождественский муж. монастырь (с 1651 г. – женский). В 1610 г. при нашествии Лжедмитрия II обитель была сжжена, но затем восстановлена. В 1764 г. ее упразднили, а в 1834 г. на этом месте выстроили новую ц. Рождества Христова. В 1930-е гг. храм был взорван, после войны на его месте построили среднюю школу 2. С 1633 по 1761 гг. в городе известен мужской монастырь Пресвятой Богородицы, что на Гноище. В 1826 г. на месте упраздненного монастыря была выстроена каменная ц. Успения Пресвятой Богородицы. Во время хрущевских гонений храм был взорван, сегодня на его месте – кинотеатр «Родина» БОРОВСКИЙ ВЫСОКО-ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ныне городское кладбище) Город Боровск. Часовня на могиле родителей прп. Пафнутия. Расположен на высоком правом берегу р. Протвы. Впервые упоминается в 1410 г. Около 30 лет здесь подвизался прп. Пафнутий Боровский. Его духовный наставник прп. Никита в 1421 г. ушел на север, где им был основан Костромской Богоявленский монастырь, в котором он и погребен (с 1864 г. Богоявленско-Анастасиинский м-рь стал женским). В 1610 г. обитель была сожжена, в 1618 г. восстановлена и приписана к Пафнутьеву м-рю, а в 1764 г. упразднена. Существующий ныне Покровский храм в с. Высоком (сегодня часть г. Боровска) построен на рубеже XVII-XVIII вв. В XIX в. он был приписан к Крестовоздвиженской церкви Боровска (сохранилась в изуродованном виде). Не действующий. За алтарем находится отреставрированная часовня на могиле родителей прп. Пафнутия. Проезд : до ст. Балабаново Киевской ж/д (90 км), далее авт. до г. Боровска (17 км)

http://pravoslavie.ru/1905.html

      " Ваше римско-кесарское величество, - писал он, - должны назначить одного из братьев Вашего величества в качестве государя, который взял бы эту страну (Россию - прим. авт.) и управлял бы ею... Монастыри и церкви должны быть закрыты. Города и деревни должны стать свободной добычей воинских людей... " Далее Штаден разрабатывает подробный план захвата и оккупации Руси при движении на Москву с севера.       " Отправляйся дальше и грабь Александровскую слободу, - рекомендует автор, - заняв ее отрядом в 2000 человек... За ней грабь Троицкий монастырь " . Затем, по его мнению, окруженная " Москва может быть взята без единого выстрела " . Чтобы закрепить победу и лишить русских людей традиционного харизматического руководства, царя Иоанна " вместе с сыновьями, связанных как пленников, необходимо увезти " подальше от родной земли.      Не правда ли, у создателей плана " Барбаросса " были весьма достойные предшественники?      Не прошло и трех десятилетий после неудачи этого глобального предприятия, как нашлись охотники попользоваться русской смутой, ставшей результатом затяжного династического кризиса. На этот раз за дело взялись признанные профессионалы - иезуиты, монахи католического " общества Иисуса " , прекрасно понимавшие, что основа русской мощи находится в области духовной, религиозно-церковной. Размыть, пошатнуть ее с помощью так называемой " унии " , то есть присоединения русской Церкви под власть папы римского - таков был их главный замысел.      Внешне Русь являла собой печальную картину разброда и хаоса. Зная, однако, как обманчив этот русский хаос, отцы-иезуиты дали своему воспитаннику, самозванцу Лжедмитрию I, занимавшему в то время русский престол, следующие инструкции:       " ... - Самому государю заговаривать об унии редко и осторожно, чтобы не от него началось дело, а пусть русские первые предложат о некоторых неважных предметах веры, требующих преобразования, и тем проложат путь к унии;      - Издать закон, чтобы в Церкви русской все подведено было под правила Соборов и отцов греческих, и поручить исполнение закона людям благонадежным, приверженцам унии: возникнут споры, дойдут до государя, он назначит Собор, а там можно будет приступить к унии;

http://zavet.ru/book/ioanns07.htm

В 1613 г. владения М. м., Шалочской Гурьевой пуст. и соборного Рождественского храма были «подвергнуты дозору», и оказалось, что формально вотчина запустела более чем в 2,5 раза. Если размер обложения в кон. XVI в. по результатам описания кн. Бельского был определен в 65 четей, то по дозору 1613 г.- только в 24 чети. Но и это было тяжелым налоговым бременем. Игумен просил, чтобы всякие подати «платить с посадом вместе, а в уезд к сохам [единица измерения кадастрового состояния земли.- Авт.] не приписывать... и доходов никаких с уездными сохами не имать», т. к. с 1609 по 1613 г. они платили «всякие подати и острог ставили, и пушки ковали с устюженцы, с посадцкими людьми вместе» (Указные грамоты. 2012. 13). К тому времени М. м. приобрел в Устюжне дополнительную недвижимость. По купчей и по вкладной грамотам, М. м. владел мельницей с двором и огородом на р. Вороже, принадлежавшей ранее посадскому человеку Василию Степанову сыну Тормасову (ГАВО. Ф. 1009. Оп. 1. Д. 48. Л. 37 об.- 39). До 20-х гг. XVII в. М. м. был независим от местной власти, а тем более от посада, и фактически обладал полным иммунитетом на свои владения. В основе его статуса лежали жалованные грамоты московских государей. Сохранилась копия жалованной тарханной грамоты, полученной М. м. в окт. 1607 г. от царя Василия Иоанновича Шуйского (Там же. Л. 20-21 об.), в ее основе - 2 грамоты, полученные мон-рем от царя Иоанна IV Васильевича Грозного в 1578 г. и от его сына Феодора Иоанновича в 1585 г. В тексте перечислены льготы, которыми пользовался М. м., предоставлявшие обители практически полный податный, таможенный и судебный иммунитеты. Кроме того, жалованная грамота освобождала М. м. от экономического и адм. подчинения Новгородскому архиерею. Все льготы мон-рю были даны, видимо, еще царем Иоанном Грозным, а затем подтверждались Феодором Иоанновичем, Борисом Феодоровичем Годуновым , а также Лжедмитрием I в 1605 г. (Там же). В 1620, 1623 и 1626 гг. М. м. получил новые жалованные грамоты от царя Михаила Феодоровича .

http://pravenc.ru/text/2563912.html

«В общем, с 1572 по 1595 гг. Годуновы, царица Ирина и царь Федор, дали не менее пятнадцати крупных владений, что составляло приблизительно половину всего земельного богатства монастыря в конце XVI в.» ( Веселовский. 1969. С. 185). В 1598-1600 гг. костромская вотчина И. м. включала 3 погоста, 3 слободы, 10 сел, 10 селец, 17 починков, в к-рых насчитывалось 684 крестьянских двора (проживало 767 крестьян), 365 бобыльских дворов (проживало 442 бобыля), 23 двора монастырских детенышей, 36 пустых дворов и 117 пустошей (РГАДА. Ф. 281. 5144, 5147). В 1675 г. И. м. принадлежало 11 504 (по др. данным, 10 504?) крестьянина. По дворцовой переписи 1678 г., И. м. занимал 4-е место по количеству крестьянских дворов (более 3650), уступая лишь Троице-Сергиеву, Кириллову Белозерскому и ярославскому в честь Преображения Господня мон-рям. И. м. владел селами и деревнями в Ярославском, во Владимирском, в Московском, Казанском и Симбирском уездах, но большая часть владений (3529 дворов) находилась в Костромском у. Уже в XVI в. И. м. располагал преимущественным правом на ловлю рыбы в окрестных реках и озерах. Грамотой царя Феодора Иоанновича от 14 марта 1586 г. в вотчину И. м. были пожалованы (бывшие до этого у обители на оброке) рыбные ловли в Семёновских песках и заводях Борщовское и Манаково на Волге: участок «от речки Келнати вниз реки Волги по Воржинский остров по обе стороны реки Волги на семи верстах, да заводь Манакова, что ниже города (Костромы.- Авт.) …у обеих берегов на версту» ( Антонов. 1997. С. 130; Он же. 2001. С. 106). Право обители на вотчинное владение рыбными ловлями на Волге подтверждали грамотами Борис Годунов (12 февр. 1601), Лжедмитрий I (30 сент. и 4 окт. 1605), Василий Шуйский (20 июня 1606), царь Михаил Феодорович Романов (31 авг. 1613 и 26 июня 1623). И. м. принадлежали также рыбные ловли на р. Костроме (от речки Игуменки до Андреевской слободы) и на 7 озерах (в т. ч. на Святом, Мерском, Воржском, Чёрном; в сер. XX в. почти все озера поглощены Костромским водохранилищем), на реках Узоксе, Ворже, Мусе и др.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Город МОЖАЙСК Можайск. Никольский Собор. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Расположен в 110 км к западу от Москвы, в верхнем течении р. Москва. Впервые упоминается в Никоновской летописи в 1231 г.; удел Черниговского, а затем Смоленского княжества. В 1303 г. вошел в состав Московского княжества как крепость на его западных стратегических рубежах. В 1389-1454 гг. – центр удельного княжества. В нач. XV в. значение Можайска как крепости было усилено сооружением Лужецкого и Колочского монастырей. В 1541 г. город был укреплен бревенчатыми стенами и каменными башнями. В это время Можайск – значительный торгово-ремесленный центр с огромными посадами и многочисленными слободами. В 1608-14 гг. был занят войсками Лжедмитрия II, а в 1617-18 гг. осаждался войсками польского королевича Владислава. В 1620-е гг. воевода Д.М.Пожарский построил новую крепость вокруг города. С 1708 г. – уездный город Московской губ. 18 окт. 1941 г. оккупирован немецко-фашистскими войсками и разрушен; освобожден 20 янв. 1942 г. Уже к XVI в. город известен как один из крупных духовных центров России. Сохранились сведения о многочисленных монастырях Можайска: Проезд: д о ст. Можайск Белорусской ж/д (110 км). Далее авт. 2 км. Минское ш. МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ЦАРЕВО-БОРИСОВОМ Городке (Не Сохранился) Борисов городок. Церковь Обновления Храма Воскресения Христова. Располагался в 10 км. от Можайска, на дороге к гг. Верее и Боровску, на высоком правом берегу р. Протвы. В 1598 г. Борис Годунов выстроил здесь каменную крепость, украшением которой стал каменный шатровый храм в имя свв.Бориса и Глеба, созданный по образу и подобию Вознесенского храма в Коломенском, но превосходивший его по высоте (74 м). Позднее городок превратился в обычное село. В 1755 г. обветшавший храм разобрали для строительства присутственных мест в Можайске и Верее. Вероятно, монастырь, известный с кон. XVI в. и имевший 15 келий, пострадал от «литовских людей», т.к. в 1629 г. здесь значилось только «место монастырское». Не пережил Смутного Времени и храм св.Иоанна Предтечи. До наших дней в с. Борисово дожила лишь обезображенная ц. Обновления Храма Воскресения Христова , впервые она упомянута в 1629 г. как приходская, в 1811 г. на средства прихожан вместо деревянной выстроили каменный храм с приделами Собора Пресвятой Богородицы и свв.Бориса и Глеба, - под последним похоронен благотворитель храма крестьянин Матвей Яковлев. Храм не действует.

http://pravoslavie.ru/1905.html

Несмотря на частичный паралич, к-рый разбил К. К. в нач. 1604 г., кн. Острожский по-прежнему старался быть активным в общественной жизни. В 1604 г. киевский воевода написал письмо Московскому патриарху св. Иову с жалобой на преследования православных в Речи Посполитой и просьбой о помощи. К. К. был одним из тех магнатов, кто активно сопротивлялись оказанию помощи властями Речи Посполитой Лжедмитрию I , вероятно, К. К. не желал тогда ухудшения отношений с Россией. Несмотря на то что князь уже не принимал участия в сеймах, он интересовался тем, что происходило на сеймиках (особенно на волынском сеймике в Луцке). Его заботил вопрос безопасности укр. земель в связи с многочисленными набегами татар в 1604-1607 гг. Он также по-прежнему следил за соблюдением интересов православных. В 1606 г. началось выступление шляхты против Сигизмунда III (рокош Зебжидовского). К. К. постарался использовать мятеж с целью получения уступок со стороны короля в пользу правосл. Церкви. И хотя он сам не мог принять участия в мятежных съездах, тем не менее при посредничестве сына Януша ему удалось вынудить короля дать обещания, касающиеся Православия. Они воплотились в сеймовом законе 1607 г., были усилены позднее сеймовым законом 1609 г. Закон фактически подтвердил существование Православия в Речи Посполитой: среди прочего православным обеспечивалась свобода богослужения, укрепилось положение братств, были прекращены судебные процессы против православных. Однако закон не признал православных епископов. К. К. скончался в Острожском замке, погребен 27 апр. в замковой ц. Св. Троицы. Арх.: Archiwum Gówne Akt Dawnych (Warsz.). Archiwum Radziwiów. Dz. V, 11078; Archiwum Zamoyskich. Dz. 222, 637; Archiwum Potockich z ancuta. Dz. 9/I; Archiwum Poludniowej Prowincji Jezuitów (Kraków). Dz. 1366 (k. 285-289); Archiwum Panstwowe (Kraków). Archiwum Sanguszków. teki: 129-132, 139; Biblioteka Muzeum im Ksit Czartoryskich (Kraków). Oddzia rkopisów. Dz. 77, 79, 80, 91, 318, 320, 333, 2244; Biblioteka Polskiej Akademii Nauk (Kórnik). Oddzia rkopisów. Dz. 289, 1398, 1399, 1400, 1401-1403, 1539; Biblioteka im. Raczyskich (Pozna). Oddzia rkopisów. Dz. 74; Riksarkivet (Stockholm). Extranea Polen. vol. 89, 90; РНБ. Ф. 971. Оп. 2. Авт. 234. Д. 58, 190-193; РГИА. Ф. 823. Оп. 1. Д. 262; Оп. 3. Д. 47, 53, 54; ЦГИАЛ. Ф. 129.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

12 июня 1604 г. был принят соборный приговор о сборе служилых людей для борьбы с объявившимся в Речи Посполитой Лжедмитрием I и об установлении новых норм службы. В принятии решения участвовали И., церковная иерархия и высшее духовенство. Особо оговаривалось, что высшее духовенство и мон-ри обязаны выставить на службу «холопей годных». При невозможности послать «холопей» предусматривались денежные выплаты на содержание служилых людей в военное время: «по гривне за четверть». За уклонение от этой повинности назначались большие штрафы - по 15 р. Во исполнение приговора патриаршие дети боярские вошли в «большой полк» армии, направленной против Лжедмитрия I во главе с Ф. И. Мстиславским (Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. С. 72-73, 53). На Соборе было проведено расследование с участием свидетелей, установившее, что Лжедмитрием называл себя беглый монах Чудова мон-ря Григорий Отрепьев. Лжедмитрия и его сторонников «прокляли соборне и всенародне», «и вперед кто учинит на то прельщатися и ему верити, соборне и всенародне прокляли и ныне проклинати велели» (ААЭ. Т. 2. С. 78-84, 28, 29). В произведениях Смутного времени и в более поздних текстах содержатся сведения о том, что И. знал Отрепьева до бегства последнего в Речь Посполиту. В «Ином сказании» сообщается, что Отрепьев был рукоположен во диакона И. (РИБ. Т. 13. Стб. 18, 155; ср.: Стб. 568). Троицкий келарь Авраамий (Палицын) писал, что буд. самозванец «у патриарха Иова боле года во дворе был, служа писмом» (Сказание Авраамия Палицына/Подгот. текста, коммент.: О. А. Державина, Е. В. Колосова. М.; Л., 1955. С. 112; РИБ. Т. 13. Стб. 493; ср.: ДАИ. Т. 1. С. 255, 151). В «Новом летописце» говорится, что И., «слышав про нево (Лжедмитрия.- Авт.), что изучен бысть грамоте, и взят его к себе х книжному писму. Он же живяше у патриярха и начат сотворяти каноны святым. Ростовский ж митрополит Иона виде его у патриярха и возвести патриярху, яко сий чернец дияволу сосуд будет. Патриярх же не поверя ему» (ПСРЛ. Т. 14. С. 59).

http://pravenc.ru/text/578144.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010