143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Св. Иоанн Златоуст. Т. 11. Ч. 2. С. 673. Св. Ефрем Сирин. Творения в 8 томах. Т. 3. Поучение падшему брату. «Отчий дом», 1994. С. 51. Климент Александрийский. Педагог. Кн. 3. Гл. 5. О поведении в банях. М., 1996. С. 238. «Всех стыдится мужчина, кроме своей жены; всех стыдится женщина, кроме своего мужа» (св. Иоанн Златоуст. Т. 6. Ч. 2. О творении мира. 5. М., 2005. С. 797). Св. Исаак Сирин. Сл. 89. С. 421. Св. Иоанн Златоуст. Т. 11. Ч. 1. Посл. к Ефес. XX. С. 179. Климент Александрийский. Педагог. Кн. 2. Гл. 10. С. 191. Преп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. 10;3. С-ПБ. 1996. С. 106. Св. Игнатий Брянчанинов. Христианский пастырь и христианский художник//Богословские труды. Сборник 32. С. 279. Преп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. 15;72. С. 133. Св. Иоанн Златоуст. Т. 11. Ч. 2. Посл. к Тим. VIII. С. 675. Четьи-Минеи. 25 июня. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1992. С. 552. Четьи-Минеи. 29 октября. С. 598. Четьи-Минеи. 4 мая. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1992. С. 181. Четьи-Минеи. 24 августа. Издание Введенской оптиной Пустыни. 1992. С. 417. Одеждой души является добродетель. Следовательно, нагота души состоит в отсутствии добродетелей или, что одно и тоже, в наличии порочности (св. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские. Бес. XVII. С. 168). Четьи-Минеи. 30 октября. С. 632. К примеру, стыдливость требует не демонстрировать различные выделения человеческого тела. Предосудительным считается и то, когда стыд отлагается ради похоти (блуд, прелюбодеяние), или ради корысти (стриптиз, проституция), или ради тщеславия (участия в конкурсах красоты и т.п.). Четьи-Минеи. 7 февраля. С. 137. Четьи-Минеи. 14 мая. С. 471-472. Четьи-Минеи. 14 июня. С. 313-314. Нечто подобное совершил и св. Симеон, Христа ради юродивый, когда один вельможа, увидев, что одна блудница носила святого старца на плечах, а другая била его ремнем, соблазнился в мысли своей. Юродивый же, заметив его соблазн, побежал к нему и, открыв свою одежду, показал, не стыдясь, свою умерщвленную плоть, сказав при этом: «Думаешь, окаянный, что тут может возникнуть похотение»? (Четьи-Минеи. 21 июля. С. 490).

http://bogoslov.ru/article/547331

См.: Ιω. Ν. Θεοδωρακοπολου. Εισαγωγ εις τον Πλτωνα. Αθναι, 1941. Σ. 195. 874 Μ. Κριτοπουλου. " Ομολογα…//I. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικ και Συμβολικ Μνημεα της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Γραζ, 1968. Σ. 548. 875 П. Ν. Τρεμπελα. Υπμνημα ες το κατ Λουκαν Ευαγγλιον. θηναι, 1952. Σ. 269. 876 Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. 4. Гл. 25: О слепце Дидиме. М.: Росспэн, 1996. С. 193. 877 Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопр. 19//ΒΕΠΕΣ. 35, 105 (9–23). 878 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении…//ПСТ. Т. 9 С. 930. 879 Он же. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 28. Ст. 3//М., 1993. Т. 2. С. 317–318. 880 Преп. Иоанн Синайский. Лествица. Сл. 26. О рассуждении помыслов, и страстей, и добродетелей. Ст. 107. 881 Νικοδημου γωρετου. Να Κλμαξ… Κωνστανπνουπλει, 1844. Σ. 300–301. · 882 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 13. Μ., 1992. С. 36–37. 883 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея евангелиста. Μ., 1993. Беседа 28. Гл. 3. 884 Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении//PG. Л. 46. 84 С; сщмч. Иустин Философ. Беседа 5, 3//ΒΕΠΕΣ. 3, 214; свт. Ипполит Римский. Слово к эллинам//ΒΕΠΕΣ. 6, 227. 885 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της ρθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. Αθναι, 1961. Τ. 3. Σ. 383. 886 Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении//PG. 46, 85В. 887 Νικοδημου γιορετου. " Εορτοδρμιον. Βενετα, 1836. Σ. 400. 888 Π. Ν. Τρεμπελα. πμνημα εις το κατ Λουκαν Εαγγλιον. Αθναι, 1952. Σ. 487. 889 Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 20//ΒΕΠΕΣ. 35, 105 (24–35). 890 Ευγ. Βολγαρη. Αδολεσχα Φιλθεος (4). Αθναι, 1962. Σ. 176. 891 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 39, 3//PG. 61, 335–336. Он же. На Посл. к Евр. беседа 28, 1//PG. 63, 192. 892 Свт. Кирилл Александрийский. Беседа на Лк. 16, 19//PG. 72, 821, 824, 825: «Суд будет после Воскресения мертвых, как записано повсюду в Священном Писании, Воскресение же будет не прежде сошествия к нам с небес Христа в славе Отчей со святыми Ангелами […]. Но поскольку Христос еще не явился, то и Воскресения не произошло и воздаяния по делам не последовало». 893

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

310 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 54. 311 «Хр. Чт.» 1835. Ч. 3. С. 7 (святитель Иоанн Златоуст). 312 Беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 272 (Беседа 41, § 1). 313 Тихон Задонский, святитель. Творения. Т. 5. М., 1899. С. 166. § 50. 314 См: Жития святых. Февраль. 13 день. 315 Добротолюбие. Т. 3. С. 20. Гл. 27 (блаженный Диадох). 316 Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 217—218. (О покаянии 4). 317 Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения и послания. М., 1888. С. 57—58. 318 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. О Макарии Египетском. М., 1845. С. 153. § 36. 319 Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 59—68. (Слово 5, § 4—25). 320 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 103. (святитель Иоанн Златоуст). 321 Там же. С. 123 (святитель Иоанн Златоуст). 322 Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 244. (О покаянии 7). 323 «Хр. Чт.» 1829. Ч. 36. С. 23. 324 «Хр. Чт.» 1834. Ч. 3. С. 20. 325 «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 24. 326 Каменяка А., священник. Святоотеческое учение о страстях и борьбе с ними. (По Добротолюбию). (Курсовое сочинение). Загорск, 1953. С. 12; ср.: преподобный Иоанн Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 125. (Сл. 15, § 73), Добротолюбие. Т. 3. С. 417—418, § 3. 327 Макарий Египетский, преподобный. Беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 181—182. (Беседа 24, § 2). 328 Может случиться, что все стадии развития страсти: помысл, сочувствие и пожелание протекут очень быстро. «Явление подобного рода должно рассматриваться как вражеский прилог, который подлежит немедленному изгнанию». (А. Каменяка, священник Указ. соч. С. 61). 329 Макарий Египетский, преподобный. Беседы, послания и слова. Указ. изд. С. 176—177. (Беседа 21, § 4). 330 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 41—42 (святитель Иоанн Златоуст). 331 Беседы, послания и слова. Указ. изд. С. 135—136. (Беседа 15, § 48). 332 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 95 (святитель Иоанн Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

   Сисой Великий, прп. († 429).    Тихон Задонский, свт. († 1783).    Феофан (Говоров), свт. († 1894).    Феофил Антиохийский, свт. (II в.).    Феофилакт Охридский, блаж. († ок. 1107).    Филарет (Дроздов), свт. († 1867).    Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 54.    «Хр. Чт.» 1835. Ч. 3. С. 7 (святитель Иоанн Златоуст).    Беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 272 (Беседа 41, § 1).    Тихон Задонский, святитель. Творения. Т. 5. М., 1899. С. 166. § 50.    См: Жития святых. Февраль. 13 день.    Добротолюбие. Т. 3. С. 20. Гл. 27 (блаженный Диадох).    Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 217—218. (О покаянии 4).    Дорофей, преподобный. Душеполезные поучения и послания. М., 1888. С. 57—58.    Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. О Макарии Египетском. М., 1845. С. 153. § 36.    Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 59—68. (Слово 5, § 4—25).    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 103. (святитель Иоанн Златоуст).    Там же. С. 123 (святитель Иоанн Златоуст).    Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 244. (О покаянии 7).    «Хр. Чт.» 1829. Ч. 36. С. 23.    «Хр. Чт.» 1834. Ч. 3. С. 20.    «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 24.    Каменяка А., священник. Святоотеческое учение о страстях и борьбе с ними. (По Добротолюбию). (Курсовое сочинение). Загорск, 1953. С. 12; ср.: преподобный Иоанн Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 125. (Сл. 15, § 73), Добротолюбие. Т. 3. С. 417—418, § 3.    Макарий Египетский, преподобный. Беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 181—182. (Беседа 24, § 2).    Может случиться, что все стадии развития страсти: помысл, сочувствие и пожелание протекут очень быстро. «Явление подобного рода должно рассматриваться как вражеский прилог, который подлежит немедленному изгнанию». (А. Каменяка, священник Указ. соч. С. 61).    Макарий Египетский, преподобный. Беседы, послания и слова. Указ. изд. С. 176—177. (Беседа 21, § 4).    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 41—42 (святитель Иоанн Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

ЕВАНГЕЛИСТА МАТФЕЯ И 6 ГЛ. ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ (21–36 СТ.) Святоотеческие толкования 1) Св. Григорий Нисский о блаженствах. «Творения свв. отцов». Тв. Григория Нисского . 2) Св. Лев, Папа Римский. Изъяснение изречений о блаженствах. «Воскресное чтение», 1807. 3) Св. Василий Великий о кротости. В ком она есть? Плоды оной; Как с кротостию совместно негодование? 4) Св. Иоанн Златоуст . Смерть души. «Духовная беседа». 5) На ст. 20; Преп. Максим Испов. «Воскресное чтение», 1833. 6) Преп. Исидор Пелусиот . на тот же стих. «Творения свв. отцов». 7) Св. Григорий Богослов . Гнев позволителен нам на одного диавола. 8) Исидор Пелусиот на ст. 23; «Творения свв. отцов». 9) Его жена ст. 28. «Творения свв. отцов», т. 35 и т. 36. 10) Его же. на ст. 29–30; Как должно разуметь сказанное: аще око твое или рука твоя соблажняют тя. 11) Его же о том, что душа бессмертна; «Творения свв. отцов», т. XXXV. Его же на ст. 11. 12) Его же о том, что Евангельское учение не противоречит ветхозаветному законоположению. 13) Преп. Исидор Пелусиот о клятве. 14) Св. Григорий Богослов . И давать клятву, и требовать оной значит оскорблять правду. 15) Св. Василий Великий . Не должно доводить людей до клятвы. Давший клятву в злом деле должен принести в этом покаяние и не поддерживать худого намерения под предлогом клятвы. Наказание клятвопреступнику. 16) Преп. Исидор Пелусиот об ударяемом в ланиту, ст. 39. 17) Его же на слова: бьющему тя в десную ланиту подаждь и другую. Лк. 6:29 . 18) Преп. Максим Исповедник . Учение о совершенной любви. «Воскресное чтение», 1821. 19) Св. Дмитрий Ростовский о любви ко врагам. 20) Св. Иоанн Лествичник . О кротости. Лествица, сл. 24. Новейшие толкования в духовных журналах 21) Митр. Гавриил. О блаженствах. «Христианское чтение», 1837. 22) О 8 блаженствах (ст. 3–10). «Христианское чтение», 1825. 23) Евангельские блаженства (ст. 3–12). «Христианское чтение», 1853. 24) Архиеп. Анатолий. Слова о 9 евангельских блаженствах (ст. 3–12). «Христианское чтение», 1855. 25) Прот. Нечаев. Блаженны в литургии оглашенных (ст. 3–12). «Душеполезное чтение», 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

24 .   Достойно замечания то смиренное мнение о себе, которое насаждается правильною молитвою Иисусовою в делателе ея. Блаженный отец Серафим молитвенник Саровский достиг в ней величайшего преуспеяния. Однажды настоятель прислал к нему монаха, которому благословил начать пустынножитие с тем, чтобы о. Серафим наставил этого монаха пустынножитию столько, сколько сам знает этот многотрудный образ иноческого жительства. Смиренный о. Серафим, приняв инока очень приветливо, отвечал: «и сам я ничего не знаю!». При этом он повторил иноку слова Спасителя о смирении ( Мф 11,29 ), и объяснении их св. Иоанном Лествичником (Сл. 25, гл. 4), чрез действие сердечной молитвы Иисусовой. 25 .   Подвиг служения Богу – подвиг молитвы, должен быть совершаем от всей души, постоянно и непрестанно… И оставление молитвенного подвига и промежутка в нем крайне опасны. (См. о молитве Иисусовой Еписк. Игнатия Брянчанинова , – слово). О «Добротолюбии» или словесах и главизнах священного трезвения 1 . Какой человек сыщется, могущий научить нас собеседованию со Иисусом в своем сердце так, как учит Добротолюбие? Едва ли кто из самых великих мудрецов века сего может взяться за это дело. Без Бога жить скучно. Христос сказал: без Мене не можете творити ничесоже ( Иоан. 15, 5 ), следовательно, Он объявил нам свою волю: быть нам с Ним неразлучно. Поэтому св. отцы оставили нам в Добротолюбии наставления, как соединяться с Богом умом в сердце. До издания Добротолюбия (на славян. наречии) желавшие учиться Иисусовой молитве, ходили в Молдавию и Нямецкий монастырь к истинному учителю Иисусовой молитвы старцу Паисию Величковскому , и там получали наставления, и согласно с ними жили в России. Ныне же, по издании Добротолюбия, для желающих заниматься умною молитвою открылся удобный случай, потому что все козни диавола в этой книге объяснены (это говорил Соловецкий иеросхимонах Иероним). Сердечная молитва есть дар Божий, а не человеческая хитрость. Обращаясь с искусными молитвенниками, я насмотрелся, как они занимаются этим деланием. Совершенно верую и чистосердечно возвещаю, что это делание душеполезно, но только требует совершенного безмолвия. И те люди лишаются этого делания, которые вдаются в какое-либо хлопотливое занятие.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iskate...

42. Отец современного иночества. М., 2001. С. 22-23. 43 . Лествица, Сл. 26; гл. 87. 44. Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002. С. 52-54. 45. Там же. С. 54. 46. Там же. С. 54. 47. Там же. С. 60-62. 48. Странствие ко вратам вечности. Переписка с Оптинскими старцами. М., 2001. С. 23—24. 49. Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002. С. 59. 50 . Преподобноисповедник Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. С-Пб., 1994. С. 96. 51. Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления. Оптина пустынь, 2002. С. 38. 52. Творения святителя Игнатия. Т. I. М., 1996. С. 563. 53. Творения свт. Игнатия. Т. I. М., 1996. С. 112-113. 54. Творения. Т. V. М., 1998. С. V. 55. См. Патерик на церковно-славянском языке; житие прп. Пахомия Великого в Четьих-Минеях свт. Димитрия Рос-товского; Древние иноческие уставы. М., 1994; Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. М., 2000. С. 318-319. 56. Алфавитный патерик. Житие прп. Иоанна Колова. 57. Алфавитный патерик. Житие прп. Иоанна Колова. Достопамятные сказания. Буква «И». 58 .Цит. по кн.: Отец Тихон. Последний великий русский старец на Афоне. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 5. и свящ. Дионисий Тацис “Архондарик под открытым небом”. М., 1998. С. 41. Глава 4. Ограничивал ли святитель Игнатий послушание — Прав ли иеромонах Доримедонт, утверждая: «Святитель советует новоначальным общежительным монахам оказывать послушание игумену и старшей братии (Т. V. С. 77), но категорически отвергает возможность глубокого послушания, отсечения мудрования, таинственного духовного союза “послушник — старец” для своей эпохи ...Послушание внешнее, деятельное отсечение воли должно, по святоотеческому учению, иметь в своей основе послушание внутреннее, духовное, “послушание мудрования”. ...Он ограничивает послушника лишь внешним, деятельным послушанием (Т. V. С. 76—77). Послушание мудрования (святитель может называть его и другими именами, например, “послушание старцу”, “послушание в его древнем виде”), им отвергается категорически» (С. 13)?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

42. Отец современного иночества. М., 2001. С. 22-23. 43 . Лествица, Сл. 26; гл. 87. 44. Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002. С. 52-54. 45. Там же. С. 54. 46. Там же. С. 54. 47. Там же. С. 60-62. 48. Странствие ко вратам вечности. Переписка с Оптинскими старцами. М., 2001. С. 23 - 24. 49. Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002. С. 59. 50 . Преподобноисповедник Никон (Беляев). Дневник последнего духовника Оптиной пустыни. С-Пб., 1994. С. 96. 51. Преподобные старцы Оптинские. Жития и наставления. Оптина пустынь, 2002. С. 38. 52. Творения святителя Игнатия. Т. I. М., 1996. С. 563. 53. Творения свт. Игнатия. Т. I. М., 1996. С. 112-113. 54. Творения. Т. V. М., 1998. С. V. 55. См. Патерик на церковно-славянском языке; житие прп. Пахомия Великого в Четьих-Минеях свт. Димитрия Рос-товского; Древние иноческие уставы. М., 1994; Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. М., 2000. С. 318-319. 56. Алфавитный патерик. Житие прп. Иоанна Колова. 57. Алфавитный патерик. Житие прп. Иоанна Колова. Достопамятные сказания. Буква " И " . 58 .Цит. по кн.: Отец Тихон. Последний великий русский старец на Афоне. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 5. и свящ. Дионисий Тацис Архондарик под открытым небом. М., 1998. С. 41. Глава 4. Ограничивал ли святитель Игнатий послушание - Прав ли иеромонах Доримедонт, утверждая: " Святитель советует новоначальным общежительным монахам оказывать послушание игумену и старшей братии (Т. V. С. 77), но категорически отвергает возможность глубокого послушания, отсечения мудрования, таинственного духовного союза послушник - старец для своей эпохи ...Послушание внешнее, деятельное отсечение воли должно, по святоотеческому учению, иметь в своей основе послушание внутреннее, духовное, послушание мудрования. ...Он ограничивает послушника лишь внешним, деятельным послушанием (Т. V. С. 76 - 77). Послушание мудрования (святитель может называть его и другими именами, например, послушание старцу, послушание в его древнем виде), им отвергается категорически " (С. 13)?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

Они, при вступлении в иноческий подвиг, сих добродетелей, по особенному Божию Промыслу, не достигнув, напоследок в намерении своем обманувшись, вовсе от него отпадают. Ибо враг внушает им искать их прежде времени, с тем да по довольном в оных обращении в настоящую пору оных не получат» (от 4-ой степени). К сему еще сами прочтите в первой части Добротолюбия , y святого Григория Синаита , из числа 15 глав, на 84 листе 8-ю главу с половины: «простых убо»... a в других главах 89 листа на обороте: о прелести главу 7; увидите, что память Божия, или молитва умная высша всех деланий есть, и какое бывает наказание дерзающим самочинно проходити оную. Все сие я вам написал не отводя вас от молитвы, но предлагая, как опасно искать дара ее прежде времени и самочинно, и выше своей меры; видите, какая бывает прелесть от сего. Ибо по словам святого Макария: «чем кто о большем даре прилежит, тем большим усилием нападение чинить лукавый, почему и нужно пещись о плодах любви, смиренномудрия и прочих» (Сл. 3, гл. 2). A как думаю, вы сознаетесь в неимении еще смирения, то и опасно высоких искать. Молитесь просто в определенное время, количеством со смирением, от чего рождается и качество, понуждая себя к молитве; о чем пишет св. Зосима: «еже бо с нуждею молитися и терпети, раждает и с покоем молитися. И еже с нуждею молитися от произволения есть; a еже с покоем, ce от благодати есть» 3 . Святый же Петр Дамаскин , во 2-й книге, в 24 слове, пишет (см. Добротолюбие, часть 3-я): «даяй молитву молящемуся, сиречь, молящемуся добре телесною молитвою дает Бог умную молитву» и проч... В случае же рассеянности мыслей на молитве не надобно смущаться, но смирять себя и окаевать, что может нас успокоивать, в чем святый Иоанн Лествичник укрепляет научая: «старайся всегда бродящия твои мысли собрать во едино. Бог не взыскивает того, чтоб ты во время молитвы совсем ни каких не мог иметь других мыслей; не отчаявайся, будучи мыслями расхищаем, но благодушествуй, созывая всегда бродящие свои помыслы: никогда бо не быти расхищаему мыслями, единому Ангелу свойственно» (Степ.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010