1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

Скачать epub pdf Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы творим память святого, близкого и дорогого нашему храму, которому мы молимся каждый день, имя которого произносится на каждом отпусте. Этот святой с первого взгляда ничем не отличается от целого ряда других русских святых, многие из которых удалялись в пустыни, многие, как и он, были строителями монастырей. Но этот угодник Божий, Феодосий Тотемский, может быть особенно близок нам оттого, что выявил одно свойство, которое и воспевается в тропаре: «славу суетную в ничтоже вмени». О какой славе говорится здесь? «Есть слава, – говорит Иоанн Лествичник , – происходящая от Господа, как сказано в писании прославляющих Меня прославлю ( 1Цар. 2, 30 ), и есть слава, которая после подходит от дьявольского коварства, как Господь говорит в Евангелии: горе, когда добре рекут вам вси человецы ( Лук. 6, 26 ). Явно познаешь в себе первую славу, когда будешь взирать на славу, как на вредное для тебя, когда всяким ухищрением будешь от нее отвращаться, и куда бы ты ни пошел, везде будешь скрывать свое жительство. Вторую же славу можешь узнать в себе тогда, когда и самое малое что-либо делаешь для того, чтобы видели тебя люди» (И. Лествичник, Сл. 22, 36). Вот эту вторую славу Феодосий Тотемский «в ничтоже вмени», ибо он искал славы иной, СЛАВЫ ВЕЧНОЙ, к которой все должны стремиться и которая ожидает человека не только на небе, но и приходит к нему уже на земле. Мы же все стремимся к славе человеческой, которую Иоанн Лествичник называет тщетной, тщеславием. Мы почти ничего доброго не делаем, но если случится, что и сделаем что-нибудь совсем маленькое и ничтожное, то стараемся, чтобы люди видели нас, говорили о нас, и чтобы это маленькое понемногу доставило нам славу, ибо мы любим предвозлежание в синагогах и чтобы звали нас «учителю, учителю». Если у нас есть что-нибудь хорошее, то мы должны хранить его внутри себя, ибо это Господь нам дает. Когда будешь всячески отворачиваться и бежать от славы человеческой, скрывать свое истинное лицо, вот тогда ты узнаешь истинную славу. Если же мы делаем все для других, ища славы человеческой, то мы ничего не получим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

123 Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67. 124 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267. 125 Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519. 126 Толковая Псалтирь 1 Цар. 2:1—10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1—6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1—18) и др. 127 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321. 128 Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого. 129 Там же. 130 Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты». 131 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130. 132 Там же. 133 Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11. 134 Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94. 135 Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12—23), царя Соломона (3 Цар. 8:22—53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15—20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1—14), псалмы 142, 118 и др. 136 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 293 137 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 1—9. 138 Творения. Ч. 5. М., 1850. Сл. 137. С. 149. Ср.: Лествица. Сл. 28. Гл. 13. Указ. изд. С. 234. 139 Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 130. 140 Ср. покаянные молитвы: священника Ездры (1 Езд. 9:5—15; 2 Езд. 8:71—87), Неемии (Неем. 1:5—11), пророка Иеремии (Иер. 14:19—22) и пророка Варуха (Вар. 3:1—8). 141 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 118. 142 Лествица. Слово 5. Гл. 13 и 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 61—62; ср.: Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Ч. 7. М., 1852. С. 103—201. 143 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 129—130. 144 Там же. С. 130. 145 Там же. Т. 5. С. 46. 146 Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 400. (святые Варсонофий и Иоанн).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

88 Т а м ж е. 89 Житие преп. Пахомия Великого. Ε п. Ф е о ф а н, цит. труд, стр. 22. 90 Житие св. Саввы... Цит. труд, стр. 77. 91 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц, Пандекты, сл. 29. Цит. изд., л. 77. 92 Т а м ж е. 93 Т а м ж е. 94 Т а м ж е. 95 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц, сл. 29. Цит. труд, л. 77 об. 96 Р i t r a, Hymnographie de l " église grecque. Rome, 1867, p. 43. 97 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц , сл. 29. Цит. изд., л. 199 об. 98 Т а м ж е, л. 77. 99 Т а м ж е. 100 Т а м ж е. 101 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц, цит. изд., л. 70. 102 Житие св. Саввы... Цит. изд., стр. 132. 103 Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица в русском переводе. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901, стр. 35—36, сл. 4, гл. 34. 104 Н и к о н Ч е р н о г о р е ц, Пандекты, сл. 29. Цит. изд., л. 78. 105 Рукопись описана в статье проф. А. А. Д м и т р и е в с к о г о „Что такое κανων της ψαλμοδιας ?” в журнале „Руководство для сельских пастырей”. Киев, 1889, 38, стр. 69—73, а раньше архим. Антонином Капустиным в очерке „Из записок синайского богомольца”. Труды Киевск. дух. акад. 1873, кн. III, стр. 411—412. 106 А. И. Д и а к о в с к и й, Последование часов и изобразительных. Киев, 1913, стр. 77—78, 176 и др. 107 Προ т. Μ . А. Л и с и ц ы н, Первоначальный славяно-русский типикон. СПб., 1911, стр. 9. 108 Проф. А. А. Д м и т р и е в с к и й, Древнейшие патр. типиконы, стр. 79, 81, 213. 109 Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. М., 1914, стр. 177. 110 С о к р а т С х о л а с т и к, Церковная история, V, 22. 111 Τυπικα , ч. I. стр. 127. 112 Т а м ж е, стр. 35. 113 T а м ж е, стр. 40. 114 Т а м ж е, стр. 134. 115 Гл. 6—9. 116 Проф. А. И. Алмазов. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань. 1884. стр. 65. 117 Ευχολογια , т. II, стр. 1001, и Goar, Ευχολογιον , p. 36. 118 Прот. М. А. Л и с и ц ы н. Цит. труд, стр. 29. 119 T а м ж е, стр. 31. 120 Instit. coenobiorum. II, 2. M i g n е, P.L., t. 49, col. 78. 121 Житие св. Саввы Освященного. Цит. изд., стр. 230.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

Слово 28, гл. 51. 96 Пс. 72:17. 97 Гл. 14. 98 Лк. 17:11. 99 Св. Исаак Сирин. Сл. 8-е. 100 Св. Исаак Сирин. Сл. 2-е. 101 Пс. 50:21. 102 Деян. 3:6. 103 Мф. 25:3. 104 Пс. 38:4. 105 Ответ 115-й. 106 Ин. 5:3. 107 Ин. 13:18. 108 Ин. 15. 16. 109 То есть, по действию Божественной благодати. 110 Цветник, Поучение 32. Сведения о священноиноке Дорофее помещены в 1 части, в статье «Посещение Валаамского монастыря». 111 Весьма редкие получают соединение ума с сердцем вскоре после начатия молитвенного подвига, обыкновенно протекают многие годы между началом подвига и благодатным соединением ума с сердцем: мы должны доказать искренность нашего произволения постоянством и долготерпением. 112 Ис. 26:19. 113 Наставление 32. 114 Мф. 5:8. 115 Наставление 29. 116 Наставление 4. 117 Наставление 11. 118 Наставление 11. 119 Наставление 6. 120 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 121 Мф. 7:8. Слово 28, гл. 56. 122 Пс. 50:17. 123 Евр. 13:13. Доброт., ч. 4. 124 Ответ 177. 125 Мф. 22:12, 13. 126 Прп. Варсанофий Великий и Иоанн пророк, ответ 325-й. 127 Лествица, Слово 28, гл. 64. 128 Лествица Божественных даров инока Феофана. Доброт., ч. 1., Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 5; Доброт., ч. 2, наставление старца Серафима 11. 129 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, — ответ 263. 130 Там же. 131 1 Тим. 2:4. 132 Лк. 12:44. 133 Ис. 6:7. 134 Притч. 3:34. 135 Ответ 111. 136 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5.//Доброт., ч. 2. 137 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца.//Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы.//Доброт., ч. 1. 138 Слово 28, гл. 45. 139 Доброт., ч. 1. 140 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 141 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 142 Лествица, Слово 28, гл. 51.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

     Объявления в Ионинском монастыре Киева: скрыть способы оплаты Комментарии Марина 4 декабря 2013, 13:06 " И приказы, распоряжения, запреты — символы равнодушия, объявления нелюбви к людям (то есть к самим себе) заполоняют наши приходы. А те, к кому они обращены, — покидают храмы " . Такое ощущение, что статью писал 12 летний ребенок! Неумная детская статья ни о чем. Неужели автору не жаль тратить время на такие занятия. Увидели объявление в храме, обиделись и ушли. Смешно и грустно читать такие статьи на данном сайте. Лара 13 сентября 2013, 10:22 Статья помогла мне понять одну карикатуру из ж-ла " Крокодил " : изображена яма (ремонтные работы), она заставлена немыслимым количеством табличек, в т.ч. с глубочайшими извинениями на английском. От ямы отскакивает зарубежный гражданин в патетической позе, весь в слезах, его перст указует на таблички и все существо гражданина вопиет: " ах! меня обидели! " ... я-то думала, что шутка в количестве табличек, в нашей-то глухомани необразованной поставят знак с копающим человечком и ограничение скорости - и все! А оказывается смысл не в этом: сколько табличек не поставь, гражданин все-равно рыдает. И со свечами тоже: сказано - не приносите. Так трудно исполнить? Нет, мы будем доказывать обратное, а не докажем - устроим скандал, а не поможет - напишем в газету, обличим как следует... Подчиниться?! Без тысячи реверансов? Никогда! Лариса 11 сентября 2013, 15:02 /...а в магазине, рискуя сломать ногу, двинется прямо на табличку «Опасно! Мокрый пол!». Что уж скромничать, я и себя причисляю к категории «нормальных». Периодически./ При мне человек случайно поскользнулся на мокром полу в супер-маркете и повредил руку. Никогда не думала, что кому-то хочется пережить такое же намеренно. Лариса 11 сентября 2013, 12:58 И это всё? Автор нашла вопиющую проблему, что литературу нужно возвращать на место? Или что по Церковному Уставу свечи возжигаются в том храме, в котором они приобретены? Да, действительно есть объявления малограмотные, но не все на этой грешной земле изучали логику и право в ВУЗе. Или, если желаете по изречениям святых отцев: " Всем известно, что во всех науках и во всех искусствах, занимающиеся ими имеют различные степени знания и различные намерения; ибо не у всех все бывает в совершенстве по скудости тщания или по недостатку естественных сил " (прп.Иоанн Лествичник, Лествица, ст.27, сл.29).

http://pravoslavie.ru/63979.html

Поистине невозможно. (Кал. Игн. гл. 15-я)». Относительно избрания наставника духовного преп. Исаия отшельник пишет: «Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, а на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностью, дабы вместо пользы не получить вреда к усилению страстей твоих» 11 . Св. Иоанн Лествичник советует: «если ты пришел к неизвестному врачу и в неведомую лечебницу, то будь в ней как бы мимоходом; а между тем тайно рассматривай жизнь и духовную опытность там живущих, и когда от сих духовных художников и служителей почувствуешь пользу в твоих недугах, а наиболее если найдешь между ними то, чего и должно искать, то есть врачевство против душевной надменности, тогда уже и приступи к ним и продайся на злате смирения, на хартии послушания (Сл. 4-е, § 94-й). – С радостию и страхом приступим к доброму сему подвигу: не будем бояться врагов наших, ибо они взирают на лицо нашей души, хотя сами и невидимы, и когда заметят, что оно изменилось от боязни, тогда сии коварные яростнее вооружаются против нас, зная, что мы устрашились. Итак, вооружимся против них благодушно, ибо с мужественным борцом никто бороться не смеет» (Сл. 1-е, § 22-й). Таковы советы святых Отцов подвижников, желающим отречься от мира и, в тишине монашеской жизни, стремиться к духовному совершенству и несомненно верному спасению души. Из этих изречений и советов мы видим, что желающий вступить в монастырь должен: 1) Прежде всего, много и усердно молиться Богу и просить Его помощи в этом деле. 2) Испытать себя: твердо ли решается на терпение всего прискорбного, до самой смерти? 3) Просить Бога от всей души, чтобы Он указал ему Обитель, как место подвига, и отца духовного – наставника и руководителя в жизни монашеской. 4) Спрашивать и узнавать, собирать необходимые о сем сведения от других людей, и 5) найдя искомое, предать себя в совершенное послушание своему наставнику, ибо эта добродетель – искреннее послушание – есть главная, необходимейшая и приносящая наилучшие плоды в жизни монаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Святого Иоанна Лествичника . «Безмолвник тот, кто существо бестелесное — душу свою усиливается удерживать в пределах телесного дома. Подвиг редкий и дивный!» (27, 6). «Безмолвник тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. пес. 5, 2). Затворяй дверь келлии для тела, дверь уст для бесед, а внутреннюю дверь души — для лукавых духов» (27, 17—18). «Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это, и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие и какие тати хотят войти и украсть грозды винограда. Когда страж сей утрудится, то встаёт и молится; а потом опять садится и принимается за первое дело с новым мужеством» (27, 22, 23). «Иное дело хранение помыслов, а иное — блюдение ума; и елико отстоят востоцы от запад (Пс. 69, 2), столько последнее делание выше первого, хотя и несравненно труднее его» (26, 78). — «Как тати, видя, что в каком–либо месте лежат царские орудия, не как попало нападаю: так и сочетавший молитву с сердцем не как попало окрадается мысленными татями». Видишь ли глаголы, обнаруживающие дивное делание сего великого Отца? Но мы, как во тьме ходящие, без внимания пропускаем сии душеспасительные вещания духа, и как произвольно глухие не слышим их. Аввы Исаии «Когда кто отдалит себя от шуяго, тогда познает верно и все грехи свои, какие наделал пред Богом: ибо не видит он грехов своих, если не отделится от них отделением горьким (с болезнованием сердца). Достигшие же в сию меру, — эти обрели плач и молитву, и то, чтоб стыдиться пред Богом, воспоминая о своём содружестве со страстьми» (Сл. 17, 21). «Станем же, братие, подвизаться по силе нашей, и Бог посодействует нам, по множеству милости Своей. Если не сохранили мы сердец наших, как отцы наши, употребим усилие наше сохранить хоть тела, как требует Бог, безгрешными; и веруем, что Он во время глада, если такой постигнет нас, сотворит и с нами милость, как и со всеми святыми Его» (Сл. 21, 20). Утешает здесь великий сей отец крайне немощных, говоря: если не сохранили мы сердец наших, как отцы наши, хоть тела наши соблюдём безгрешными, как требует Бог, — и Он сотворит с нами милость. — Велико благоутробие сего Отца и снисхождение! Макария Великого

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

Скажешь другому, и он определит — здоров ли ты или немощен, и какая у тебя немощь. Так поступали Апостолы. Когда Господь сказал: «един от вас предаст Меня» , тогда все, один по другом, спрашивали: «не я ли?» (Мф. 26:21—22, Мк. 14:18—19)» (Крат. прав. 301). Святой Варсонофий говорит: «никто да не скрывает помыслов. Кто скрывает помыслы, о том злые духи радуются, видя возможность погубить душу его» (Отв. 583). «Скрывающий помыслы пребывает неисцелен; ибо они исцеляются только частым вопрошением о них отцев духовных» (Отв.317). «Не скрывающий никакого змея в недре своем действительную показует веру; а скрывающий еще вне пути спасения своего блуждает», — говорит святой Лествичник (сл. 4, п. 46). Такое правило открывать все великий налагает страх на душу не только сделать, но и сказать что-либо и помыслить худое, напоминая имеющий быть суд от отца-наставника, — налагает страх и на бесов, ибо при сем никоим образом нельзя им укрыть своих козней (Там же. п. 53). Потому-то и стараются они отклонить от сего и, опасаясь обличения, бегут от того, кто во всем открывается, ненавидят и терпеть не могут самого даже гласа откровенности, как учит святой Дорофей (сл. 5-е). А какое облегчение душе от этого! Три года один томился под тяжестию неоткровенности (Пролог Мая 6), и потом, когда одолел себя, тогда вышло из него мрачное облако — знак, что неоткровенность есть дело сатанинское. Иначе, как будет пользовать нас отец, когда не знает, что в нас; а общие наставления можно найти и в книгах. Потому-то святой Лествичник учит, что как с первого раза должно открыть все своему отцу, всю жизнь рассказать, так и во все последующее время — не отрицаться духовнику, споспешнику своего спасения, исповедоваться со смирением, яко Богу (сл. 4, п. 10, 63, 66). «В одном монастыре, — пишет еще святой Лествичник, — увидел я у гостиника на поясе книжицу малую и, спросивши для чего она, узнал, что он в ней записывал все то, что чрез весь день помышлял и все оные помыслы пересказывал своему пастырю. И не только его, но и других многих той обители иноков я видел так поступающими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2918...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010