Углич. Церковь Леонтия Ростовского за Волгою. Леонтиевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Леонтия Ростовского Год постройки:1778. Год утраты:1939 (разобрана) Адрес: Ярославская область, Угличский район, город Углич, ул. Речная Координаты: 57.531559, 38.297831 Проезд:при строительстве ГЭС церковь оказалась на берегу шлюза Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Время строительства первого Леонтьевского храма в Угличе за р. Волгой неизвестно. Начало же строительства каменной церкви Святителя Леонтия Ростовского Чудотворца относится ко 2-й трети XVIII в., когда в ветхое состояние приходит средневековый деревянный храмовый комплекс, состоявший из отдельно расположенной колокольни и двух церквей – холодной и зимней в честь Святителя Леонтия и великомученика Никиты. Перестройка ветхих зданий началась со строительства новой каменной колокольни, разрешение на которое последовало Указом из Духовного правления за 725 от 25 мая 1743 г., а разрешение на храмовое строительство последовало лишь через 20 лет – Указом Духовного правления от 29 ноября 1763 г. за 2735 . Указ гласил о позволении возведения вместо обветшалых двух деревянных зданий нового 2-этажного каменного храма. Указом Духовного правления за 528 от 5 марта 1764 г. определялось холодную деревянную церковь продать на слом, а теплую использовать на обжиг кирпича для новостроящейся каменной церкви. На этот период Углич имел дорегулярную планировку и средневековая застройка левобережной части города обуславливала каменной Леонтьевской церкви градостроительную доминанту, сохранявшуюся затем и при регулярном плане, конфирмованном Екатериной II 13 августа 1784 г. В епархиальных справочниках при характеристике угличской Леонтьевской церкви годом ее строительства указывается «1778-й». Но следует предполагать, что это дата освящения одного из престолов новой церкви, поскольку многие внешние и внутренние строительные и перестроечные работы продолжались не одно десятилетие, что зависело от доходов прихода, потому как церковь строилась тщанием прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=34797

Тутаев. Церковь Вознесения Господня. Леонтьевская церковь Карта и ближайшие объекты Если пройти через парк с памятником погибшим (стоя спиной к Волге - направо от крепости), увидишь стоящую на широком лугу церковь Вознесения, или Леонтьевскую (1795). Построена стараниями некоего купца при помощи прихожан. Паперть в ложнорусском духе добавили в 1810 году. Второе имя церкви – от имени луга, который в народе искони называется Леонтьевка. Некогда на лугу стоял деревянный храм Леонтия Ростовского, который, по-видимому, сожгли поляки. Именно в этом храме находилась икона Параскевы Пятницы, которая ослепила поляков, когда те хотели ее осквернить. Возможно, этот храм Леонтия Ростовского – самый древний в Романове, он появился, быть может, еще до построения крепости. Дело в том, что Леонтий (родившийся в Константинополе, “окончивший курс” Печерского монастыря в Киеве, и погибший от рук язычников в 1073 году) почитался как креститель Ростовской земли и как борец с местным язычеством. Поэтому закономерно было бы думать, что этот храм поставили тогда, когда крестили местное население. А это могло случиться в 11-12 вв. По материалам сайта http://archeologia.narod.ru Церковь Вознесенская приходская, каменная, пятиглавая с шатровою колокольнею, построена в 1795 г. старанием купца Григория Карповича Сырейщикова с прихожанами. В церкви четыре престола: в 1795 г. был устроен только нижний теплый придел храма в честь знамения Богородицы с приделом муч. Параскевы; отделан верхний холодный этаж в 1815 г. в честь Вознесения Господня; в 1879 г. этот придел капитально обновлен и украшен новым античной архитектуры придельным алтарем, освященным 18 мая 1880 г. в честь св. Леонтия епископа ростовского и преп. Сергия Радонежского чудотв. Церковь двухэтажная. Особо чтимая храмовая икона муч. Параскевы древнего письма, икона св. Леонтия ростовского чудотв. и преп. Сергия Радонежского, крест с частицею Животворящего Креста Господня, икона Распятия Иисуса Христа в серебряной вызолоченной ризе с 13 частицами св. мощей и икона Божией Матери «Нечаянная радость».

http://sobory.ru/article/?object=02991

Ярославль. Церковь Леонтия Ростовского на Леонтьевском кладбище. Леонтьевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Леонтьевская - кладбищенская каменная, одноглавая, бесприходная, зимняя, прочная. О трех престолах: во имя Святого Леонтия, Ростовского Чудотворца, Святых девяти Мучеников Кизических, и Святого великомученика Феодора Стратилата. Построена в 1791 году иждивением ярославского городского общества. На отведенном ярославскою городскою управою в полутораверстном расстоянии от церкви участок земли под холерное и больничное кладбище, имеется деревянная часовня; построена в 1901 году. Земли под кладбищем 17 дес, 1495 кв. саж. Церковных домов пять: два двухэтажных каменных, один двухэтажный деревянный и два одноэтажных деревянных. Из них первые три для жительства причта, четвертый для жительства помощника церковного старосты и церковных сторожей и пятый для жительства рабочих по кладбищу. Церковного капитала в % бум. 16213 руб. Прихожан при церкви не имеется, кроме проживающих временно. На расстоянии 80-ти сажен от церкви, в общественной Леонтьевской богадельне ярославских мещан в колич. 60 д. муж. п. и 155 ж. При церкви церковно-приходская школа с ученическою при ней библиотекою и вышеозначенная Леонтьевская общественная богадельня. Школа с библиотекою содержится на средства церкви, богадельня же - на средства ярославской городской управы. По штату положено быть трем священникам, диакону и трем псаломщикам. Причтового капитала (в процентных бумагах) 43448 руб. (по данным на 1908 г.). Леонтьевская церковь находится на территории Леонтьевского кладбища. Первоначально Леонтьевский приход в Ярославле располагался в Земляном городе, недалеко от Кирилло-Афанасьевского монастыря. В 1635 г. на месте старого деревянного храма сооружается новый каменный во имя святителя Леонтия, епископа и чудотворца Ростовского, с приделом Девяти Мучеников Кизических и колокольней над входом. Крупным вкладчиком нового храма был ростовский купец Василий Федотов Мальгин. В 1688 г. прихожане строят на месте сгоревшей деревянной вторую каменную церковь - пятиглавую церковь Рождества Христова, а также каменное здание богадельни. Среди храмоздателей выделяется имя прихожанина Леонтьевской церкви, известного своей благотворительностью ярославского купца Ивана Ивановича Мякушкина. В начале XVIII в. приход состоял из 61 двора, а число прихожан вместе с проживающими в богадельне составило около 200 человек.

http://sobory.ru/article/?object=09676

Житие и жизнь святого отца нашего Исайи епископа ростовского чудотворца Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Савельевой ЖИТИЕ И ЖИЗНЬ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИСАЙИ ЕПИСКОПА РОСТОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА Святой Исайя, епископ Ростовский, занимает важное место в ряду святых, почитаемых русской церковью. Ростовский край, населенный в XI в., когда св. Исайя занимал здесь епископскую кафедру, неславянскими языческими племенами, еще только начинал принимать христианскую веру. Как известно, первый ростовский епископ Леонтий был убит язычниками, хотя в Житии Леонтия Ростовского, сохранившемся во множестве редакций и списков, ничего не говорится о мученической смерти первого ростовского епископа. После него Исайя Ростовский становится истинным просветителем, обратившим в христианство жителей Ростовской земли. Именно поэтому составитель жития святого сравнивает его подвижничество с деяниями апостолов, постоянно подчеркивает, что подвиг Исайи «равный со апостолы». Житие Исайи Ростовского сохранилось в двух редакциях: краткой и пространной. Пространная редакция памятника, вошедшая в состав майского тома ВМЧ, была создана на основе краткой, по мнению М. Д. Каган, в начале 1-ой четв. XVI в. для установления общерусского празднования памяти святого. Вскоре после этого составилась и служба св. Исайе, во многом отразившая содержание жития (см.: Каган М. Д. Житие Исайи//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 279–280). Источниками для создания пространной редакции жития Исайи Ростовского наряду с текстом краткой редакции послужили также Повесть временных лет, Киево-Печерский патерик, Житие Феодосия Печерского . Текст памятника публикуется по Софийскому списку ВМЧ (РНБ, Софийское собр., 1321, лл. 427–428 об.). МЕСЯЦА МАЯ 15. ЖИТИЕ И ЖИЗНЬ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИСАЙИ ЕПИСКОПА РОСТОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА , Господи! Венец многоцветный, всяких цветов красотой украшенный, видящим его великую радость приносит, каждый цветок своим обликом влечет к себе: один белым цветом сияет, другой же красным, и багряным, и золотистым, и разный вид они имеют, в едином же великолепии соединены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фатьяново. Церковь Леонтия Ростовского. Карта и ближайшие объекты Село было не помещичье, а " экономическое " - казённое. Храм построен в 1794 г. и первоначально имел 2 придела: Архистратига Михаила и Чудотворца Николая. До этого здесь была деревянная церковь, снесённая неизвестно когда. В приходе было установлено 3 крестных хода: 2 из них " по случаю порчи озимых полей червями " , а 3-й - " по случаю конского падежа " (Титов А. А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885). В 1910-11 гг. созданы на средства св. Иоанна Кронштадтского приделы: южный во имя Смоленской иконы Божией Матери (годовой или " престольный " праздник в соседней деревне Муравейка) и северный во имя св. Димитрия Ростовского (сообщила местная жительница). В наше село Фатьяново приезжали отдыхающие, посещали наш храм святителя Леонтия, епископа Ростовского. Они-то и высказали пожелание помочь храму, отреставрировать его и построить летнюю церковь. Сельские жители их поддержали. И в начале 1905 года началось строительство. Первым делом соорудили два кирпичных завода – в лесах за деревнями Муравейка и Ершники. Готовый кирпич деревенские жители возили на лошадях в Фатьяново. Господа Пустошкины привезли из Питера рабочих, и пошло дело. За год летняя церковь с четырьмя красивыми колоннами была построена. Да ещё переделали купол первой церкви и водрузили над ним позолоченный крест. И засияли под лучами солнца кресты на куполах. Внутри летней церкви все делали питерские рабочие. Красивые иконостасы, паникадила. Иконы писали питерские художники, настенное оформление внутри и снаружи – тоже их работа. Вот качество работы старых мастеров! Человеческой совесть была. Пол выложен мелкой разноцветной плиткой, печи высокие, изразцовые. Изразец белый размером 60х40 сантиметров. С северной и южной стороны новые большие двери. Вся церковная утварь была новая, блестящая, привезенная из Питера. Закончили строительство в 1906 году. Так у храма стало два придела – Архангела Михаила и Николая Чудотворца. На освящение храма из Ярославля приезжал Владыка со священниками.

http://sobory.ru/article/?object=04142

Ростов. Церковь Леонтия Ростовского. Леонтия на Заровье Карта и ближайшие объекты Церковь Леонтия на Заровье была построена на средства прихожан в 1772 г. в стиле барокко. Богато оформленные, сужающиеся кверху объемы собственно храма и колокольни составляли исключительно гармоничное целое. Благодаря своей значительной высоте и устремленному вверх силуэту памятник господствовал над всей окружающей застройкой. Церковь не только своим обликом, но и названием постоянно напоминала ростовцам о далекой древности, как бы зримо утверждая связь времен. В самом деле, храм был посвящен ростовскому святому епископу Леонтию, жившему еще в XI в. К тому же памятник располагался на краю городского рва XII-XIII вв. (потому и " на Заровье " ). И сейчас можно разглядеть остатки этого рва в виде неглубокой ложбины у южного фасада церкви. В 1930-х годах снесли верх храма и колокольни, приспособив здание под хозяйственные нужды. А уже в начале 1960-х годов попытались его взорвать... Памятник чудом уцелел (в центре храма с южной стороны имеется сквозной пролом, шириной 3-5 и высотой 7-9 метров. На современном снимке храма он виден в центре. С восточной стороны - также существенные разрушения). И вот, по сию пору стоит обезображенный храм - теперь уже памятник вандализма, иначе и не назовешь. Ведь совсем недавно в непосредственной близости от памятника, нарушив его естественную среду, построили здание, врезавшееся к тому же в древнейший элемент городской планировки - ров XII-XIII вв. И наконец, одним из кощунственных символов поругания был дощатый нужник, " красовавшийся " на месте алтаря храма. В 1990-х годах останки Леонтьевской церкви переданы Русской Православной Церкви. Сейчас там есть староста, главной деятельностью которого является получение дохода от торговой точки в магазине " Лионъ " . Пока, из-за недостатка средств, храм не делается никак (только поставили симпатичный бетонный забор, который, впрочем, не мешает проходу посетителей), но постоянно возрастающий интерес людей к нашему прошлому и, в частности, к истории Ростова Великого, дает надежду на будущее воссоздание святыни.

http://sobory.ru/article/?object=04634

VII. Восстановление пещерного придела св. Леонтия в Ростовском Успенском соборе Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором в 990 году собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец, – град Ростов мало не весь и соборная церковь сгорела и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли». При великом князе Андрее и Ростовском епископе Несторе, 12 мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23 мая, обретены были мощи Ростовских епископов Леонтия († 1073 г. ) и Исаия († 1089 г. ), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу. Епископ Ростовский Лука, в 1185–1189 гг., расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25 апреля 1213 года князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым в последствии – 1238 г. – татарами на р. Сити), храм был достроен и 25 февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре Ростовским епископом, приложил не мало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и с предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапез, сосуды же, и рипиды, и двери церковныя прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святыхъ в раках прекрасных, в заступление и покров граду Ростову». В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Настоящее житие Егда создаша церковь камену в ростов. на мст погорвшиа церкви. повелниемъ благочестиваго господина и царя нашего князя андря. онъ же прихавъ в ростовъ. к мужем своимъ поклонися блаженному и святому тлоу леонтиеву глаголя… Егда създаша церковь камену в ростов на мст церкве господина благочестиваго царя и князя нашего андря. В лто 6678-е самъ князь приехавъ в ростовъ из володимеря поклонися блаженному и святому тлоу преподобнаго отца нашего глаголя… После молитвы князя, в первом житии списатель прямо переходит к сказанию о устроении раки и чуде с клириком; в настоящем же житии в этом месте вводится несколько исторических эпизодов, в числе которых помещено весьма интересное сказание о кончине св. князя Андрея Боголюбского, и только много ниже говорится: «и по семъ въ лто 6702-е присп праздникъ святого»… и т.д. С другой стороны, настоящее житие является более подробным м потому, что мы включаем в состав его и все сказания о чудесах святителя Леонтия, которые имеются в нашем сборнике. Из сказанного следует, что все настоящее житие по главным предметам его содержания можно разделить на цепи сказания, соединенными связующими вставками: 1) самое житие, то есть, сказание о рождении, жизни, хиротонии и успении святителя; 2) сказание об обретении мощей святителя при постройке новой соборной церкви в Ростове: 3) сказание о внесении мощей в новую церковь ; 4) сказание о чудесном видении пономаря и клирике, пораженном м исцелившем у гроба святителя; 5) молитвенное обращение к святителю, которым заключается слово, и 6) сказания о чудесах св. Леонтия. Так как жития св. Леонтия (особенно последних редакций) представляют собою со стороны своего содержания, ценный и богатый материал для разработки истории ростовской митрополии и весьма важный материал для истории языка со стороны орфографии и слога; то мы и помещаем настоящее житие с сохранением всех подробностей и, по возможности, всех стилистических и орфографических особенностей текста, причем сохранены ошибки, напр. год х. о. (стр. 7), напаче (стр. 31). При печатании мы позволили себе лишь отделять предлоги от управляемого ими слова, оставляя их в таком случае без конечного ъ. Сохраняя вообще всюду титла, мы позволили себе ввести в строку буквы, помещенные над строкой, но не под титлом; большинство случаев такого надстрочного написания касается последней значущей буквы слова, напр. сты, что мы передавали постоянно без ъ, например стых. В случае удвоенного н над вторым согласным в рукописи довольно последовательно стоят два значка, подобных греческому легкому придыханию; вследствие типографских причин мы передавали это через нн.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Алёша, сын отца Леонтия О герое Русского эпоса 28.08.2023 586 Время на чтение 12 минут Фото: предоставлено автором «В та поры взмолится Тугарин Змеевич млад: «Гой еси ты, калика перехожея! Не ты ли Алёша Попович млад? Только ты Алёша Попович млад, Сем побратуемся с тобой!» В та поры Алёша врагу не веровал, Отрезал ему голову прочь» ( Былина «Алеша Попович и Тугарин» ) Самым младшим, в составе богатырской троицы – защитников Русского народа, является Алёша Попович, сын «соборного попа Леонтия Ростовского». Этот неоднозначный, а потому и сложный персонаж Русских былин, на первый взгляд, «проигрывает» своим старшим собратьям по ратному делу. Сдержанный и немногословный опытный воин Илья Муромец, чья холодная ярость в бою читается как неизбежный приговор, «дипломат» Добрыня Никитич, способный разрешать сложные вопросы не только силой оружия, но и с помощью такта и мудрого слова. На их фоне «быстрота и натиск» Алёши часто выглядят не совсем уместными, а, иногда, и вовсе вредными, причем как для него, так и для окружающих. Мы приведем ряд эпизодов с его участием, вроде бы подтверждавшими нелицеприятную биографию этого могучего богатыря. Смотрите сами. Эпизод 1. После того, как Илья Муромец посредством своих первых подвигов (былина «Первые подвиги Ильи Муромца» ) стремительно ворвался в богатырскую элиту, с правом сидеть за пиршественным столом рядом с главой государства, это событие: « За досаду Алёше Поповичу показалося, Взял Алёша булатный нож, Он и кинул его в Илью Муромца: Поймал на полету Илья булатный нож, Взоткнул его в дубовый стол» (Былины. М., 1988, с. 112). Эпизод 2. В былине «Добрыня и Змей» , после того как Змей, нарушив договор с Добрыней, похитил племянницу князя Владимира, именно Алёша советует князю отправить Добрыню в смертельно опасную экспедицию для вызволения высокопоставленной заложницы: « Говорил Алёшенька Левонтьевич: «Ах ты солнышко Владимир стольнокиевский! Ты накинь-ка эту службу да великую На того Добрыню на Никитича:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/28/al...

Т.Р. Руди К вопросу о датировке Жития Игнатия Ростовского А.Г. Мельник Автор Жития Игнатия, епископа Ростовского (далее – Житие) отметил: «Потомъ же житье се преподобного, не предано бысть писанию и досел» 204 . Получалось, что оно было составлено через некоторый промежуток времени, после смерти святого. Но каков был этот промежуток, оставалось совершенно неясным. Очевидно, данная неопределённость породила весьма широкий разброс мнений исследователей о датировке интересующего нас произведения. Вероятно, одним из первых по данному вопросу высказался архиеп. Филарет (Гумилевский) , который утверждал, что Житие написано при митрополите Максиме 205 (1283−1305). Значит, оно возникло либо сразу после смерти свт. Игнатия, последовавшей в 1288 г., либо незначительное время спустя. Но никакого обоснования этой точке зрения автор не дал. По мнению В.О. Ключевского , Житие составлено «не позже половины XIV в.». Но к данному выводу исследователь пришёл посредством рассмотрения не самого памятника, а Повести о Петре, царевиче Ордынском, которую он датировал так же, как и Житие. Поскольку оба произведения написаны одним автором, то значит, они близки и по времени своего создания, полагал историк. Но он же допустил, что источником Жития послужила записка, современная погребению святителя 206 . Обойдя молчанием вопрос о датировке Жития, митр. Макарий (Булгаков) привёл следующие соображения, которые так или иначе повлияли на представление о времени его написания: «Местное чествование св. Игнатия Ростовского, начавшееся ещё с самой его кончины (28 мая 1288 г.), когда мощи его, вследствие множества совершавшихся от них чудес, даже не были преданы земле, а открыто поставлены в церкви, вероятно, с XIV в. перешло в Москву и другие места, одновременно с чествованием св. Леонтия Ростовского. Св. Игнатий уже числился со святыми в церковных книгах XIV, XV и первой половины XVI столетий (...) в летописи конца XV в. он называется „великим чудотворцем“» 207 . Однако никаких документальных свидетельств о столь раннем местном почитании святителя, и открытом хранении тогда его мощей, автор не привёл. Вероятнее всего, он усвоил это представление из сочинения А.Н. Муравьева, который его также никак не обосновал 208 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010