А.А. Половцов Леонтий (Лебединский), митрополит Московский Леонтий (в миру Иван Алексеевич Лебединский) – митрополит Московский; род. 22 января 1822 г., умер 1-го августа 1893 г. Сын священника села Новой Калитвы, Острогожского уезда, Воронежской епархии, начальное образование получил в Павловском духовном училище, а среднее в Воронежской духовной семинарии, в которой кончил курс с отличным успехом в 1843 году. В этом году на публичном экзамене в семинарии присутствовал Воронежский архиепископ Антоний; он так был растроган воодушевленною речью даровитого воспитанника семинарии Ивана Лебединского, что с особенным чувством благословил его и, возложив руки на голову оратора, заметно для всех, присутствовавших на экзамене, прочитал какую-то молитву. Этот знаменательный факт был предуказанием будущего высокого назначения молодого воспитанника семинарии. В этом же году Лебединский поступил в С.-Петербургскую духовную академию в число студентов XVII курса. В 1847 году молодой студент перед самым окончанием академического курса постригся в монашество с именем Леонтия, 8-го июня был рукоположен в иеродиакона, а 18-го июля – в сан иеромонаха. Сейчас же по окончании курса в академии молодой инок назначен был профессором и помощником ректора С.-Петербургской духовной семинарии, а затем в том же 1847 году инспектором и профессором богословия Киевской духовной семинарии, где и прослужил по 1852 г., когда был переведен инспектором в Киевскую духовную академию со званием экстраординарного профессора и 15 февраля 1853 г. возведен в сан архимандрита. В 1856 г. архимандрит Леонтий был назначен ректором Владимирской семинарии, в 1857 г. перемещен на ту же должность в Новгородскую семинарию, а с 17 мая 1859 г. до 5 марта 1860 г. был ректором С.-Петербургской семинарии, будучи в то же время членом конференции духовной академии и внешнего академического правления. И в академии, и в семинариях он оставил по себе наилучшие воспоминания как о талантливом наставнике, так и добром и авторитетном начальнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕОНТИЙ (ЛЕБЕДИНСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрополит Леонтий (Лебединский). Фото с сайта Троице-Сергиевой Лавры Митрополит Леонтий (Лебединский) Преосвященный Леонтий преобразовал Холмскую бывшую униатскую семинарию по образцу русских православных семинарий, для которой, по его требованиям, выстроено было прекрасное здание в Холме. Здесь же вскоре открыто был духовное училище , преобразованное из бывшей причетнической школы. Преосвященный Леонтий усилил благочиннический надзор за приходским духовенством, исходатайствовал от правительства увеличение окладов жалованья духовенству. Заботясь об умственном и нравственном просвещении народа Преосв. Леонтий восстановил церковные братства и усилил их деятельность, увеличил число церковно-приходских школ и церковно-приходских попечительств, устроил приюты при Яблочинском монастыре и Леснинской общине, усилил церковную проповедь. Восстановленное им в 1879 году Холмское Православное Свято-Богородицкое братство для укрепления и утверждения православия в Холмской Руси в 1885 году впервые выпустило в свет " Холмский народный календарь " с целью вытеснить из употребления в народе составленные в латинском и польском духе польские календари. С 15 мая 1883 года - член Святейшего Синода , с 1884 года - почетный член Санкт-Петербургской духовной академии . На собственные средства устроил кладбищенскую церковь в родном селе и домовую церковь в Павловском духовном училище . 17 ноября 1891 года был назначен на Московскую кафедру c возведением в сан митрополита . Кратковременно было служение Преосвященного Леонтия на кафедре Московской митрополии, полтора лишь года, но оно ознаменовано двумя важными событиями в церковно-общественной жизни русского народа, а именно: устройством церковно-народного чествования 500-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского и фототипическим изданием всецело на средства преосвященного Леонтия Нового Завета , писанного рукою Святителя Алексия , митрополита Московского и духовного друга святого Сергия Радонежского.

http://drevo-info.ru/articles/3084.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Лебединский Иван Алексеевич; 22.01.1822, слобода Нов. Калитва Острогожского у. Воронежской губ.- 1.08.1893, с. Черкизово близ Москвы), митр. Московский и Коломенский. Род. в бедной потомственной священнической семье, имел 6 братьев и сестер. Дед митрополита прот. Даниил Иванович Лебединский († 1831) построил 3-престольный каменный Троицкий храм в слободе (1818; разрушен в 1936). Отец митрополита свящ. Алексий Даниилович Лебединский (1780-1838) по окончании Воронежской ДС женился на Марии Васильевне, в 1827 г. сменил своего отца на должности настоятеля. Младший брат архиерея Василий (1829-1912), став священником и благочинным, выстроил Троицкий храм (1862-1869; не сохр.) в с. Козловке Бобровского у. В эту церковь Л. передал древний образ Божией Матери «Знамение». Сестра Анна (1821-1888) стала женой прот. Иоанна Федоровича Поповского (1820-1897), клирика Троицкого храма Нов. Калитвы, племянника А. Д. Граникова, проф. КДА. Позже на средства Л. и прот. Иоанна в Нов. Калитве был построен кладбищенский храм во имя свт. Леонтия Ростовского (освящен в 1881; разрушен в 30-х гг. XX в.). Лебединский с детства отличался трудолюбием и рассудительностью, в 8 лет выучился читать и писать. Впосл. вспоминал, что для деда прот. Даниила «часто читал... богослужебные книги, которые он выслушивал, лежа... на одре по болезни и исправляя мои ошибки по памяти» (Мои заметки и воспоминания. Серг. П., 1914. С. 1). После непродолжительного домашнего воспитания в окт. 1832 г. Лебединский был отдан во 2-й класс Павловского приходского 2-классного ДУ, в 1833 г. переведен в Воронежское ДУ, окончил начальное образование в 1836-1837 гг. в обновленном Павловском уездном ДУ, где служил учителем, а затем смотрителем его старший брат Даниил (1815-1871). Он оказывал Лебединскому финансовую и др. помощь. Позже при непосредственном участии Л. в Павловском уч-ще устроили домовую ц. во имя святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова (1882-1884), в к-рую архиерей пожертвовал иконостас.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

(† 1 августа 1893 г.) Августа 1 дня сего 1893 года в 9 ч. 45 м. вечера, после продолжительной и тяжкой болезни, тихо почил, на 72-м году жизни, один из старейших архипастырей Русской церкви, высокопреосвященнейший митрополит Московский и Коломенский и священно-архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Леонтий. Высокопреосвященнейший митрополит Леонтий, в мире Иван Алексеевич Лебединский, сын священника села Новой Калитвы Острогожского уезда Воронежской епархии, родился 22 января 1822 года. В этой же епархии получил он свое первоначальное и среднее образование, причем постоянно шел в числе самых лучших учеников и в училище, и в семинарии. От семинарского курса его учения в Воронеже, за годы 1837–1843, до нас сохранились принадлежащие его перу разного рода письменные упражнения: периоды, хрии, рассуждения и проч., которые почти все имеют самые лестные рекомендации со стороны наставников, как например: «Во всех отношениях очень хорошая хрия»; – «с удовольствием прочитал упражнение твое: весьма хорошо»; – «Очень достойное похвалы упражнение»; – «Отлично хорошо» и т.п. или латинские: «Eleganter»; – «Optime» и т.п. 1 В семинарии же Воронежской И. А. Лебединский своими способностями, трудолюбием 2 , отличными ответами па экзаменах и даром слова обратил на себя особенное внимание тогдашнего архипастыря Воронежской епархии, известного своим глубоким благочестием и святостию жизни, архиепископа Антония († 1846), который тогда же предуказал ему будущее высокое служение его Церкви. По окончании курса наук в Воронежской семинарии в 1843 году с отличным успехом, И. А. Лебединский, для получения высшего образования, поступил в С.-Петербургскую Духовную Академию, где все четыре года (1843–1847) учился также с отличным успехом, имея между прочими такого высокого руководителя в своей учебной и нравственной жизни, как в Бозе почивший (в 1882 году) митрополит Московский Макарий (Булгаков) 3 , в то время профессор и инспектор означенной Академии, известный своею глубокою ученостью богослов и историк.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Леонтий (Лебединский Иван Алексеевич), митр. Московский Родился 22 января 1822 года в семье священника с. Новой Калиты, Острогожского уезда, Воронежской епархии. Начальное образование получил в Павловском духовном училище, а среднее в Воронежской духовной семинарии, в которой кончил курс с отличным успехом в 1843 г. В этом же году на публичном экзамене в семинарии присутствовал Воронежский архиепископ Антоний (Смирницкий) ; он так был растроган воодушевленной речью даровитого воспитанника Ивана Лебединского, что с особенным чувством благословил его и, возложив руки на голову оратора, заметно для всех присутствовавших на экзамене, прочитал какую-то молитву. Этот знаменательный факт был предуказанием будущего высокого назначения молодого воспитанника семинарии. Осенью 1843 года он поступил в СПБ духовную академию. 17 мая 1847 года пострижен в монашество, 8 июня – рукоположен во иеродиакона, а 18 июля – во иеромонаха. По окончании академии со степенью магистра богословия в этом же году назначен профессором и помощником ректора СПБ духовной семинарии, а затем в том же 1847 году – профессором богословия Киевской духовной семинарии. С 20 марта 1851 г. – инспектор той же семинарии. С 26 янв.1853 г. – ректор Киевской духовной академии. 15 февр. 1853 г. возведен в сан архимандрита. С 30 мая 1856 г. – ректор Владимирской духовной семинарии. С 9 июня 1857 г. – ректор Новгородской духовной семинарии, и настоятель Новгородского Антониева монастыря. С 17 мая 1859 г. – ректор СПБ духовной семинарии, будучи в то же время членом конференции духовной академии и внешнего академического правления. 13 марта 1860 г. хиротонисан во епископа Ревельского, вик. СПБ митрополии. В августе следующего 1861 года Преосвященный Леонтий послан был Св. Синодом на освящение новосозданного трудами известного протоиерея Иосифа Васильева в Париже храма во имя Александра Невского, которое совершено было им 30-го августа с большой торжественностью. Произнесенное при сем случае Преосвященным Леонтием слово было переведено на французский язык и напечатано.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

I. Посреди монастыря каменная соборная церковь во имя Пресвятой Троицы. Она сооружена Государем и Великим Князем Василием Иоанновичем в 1530 году. В настоящее время иконостас в ней и царские двери столярной работы в три яруса; колонны, рамы, карнизы и прочие вещи в иконостасе – резные – поставлены в 1784-м году, при архимандрите Иосифе Быкове, и вызолочены на полимент червонным золотом в 1801 году мастером московским купцом Иваном Хрипуновым при архимандрите Павле Предтеченском. 1 Иконы в иконостасе древнего письма; но украшение их состоит только в том, что венцы на священных изображениях серебряные. Храмовая икона Живоначальныя Троицы – образ древний; на нём три венца с коронами и цатами серебряные, вызолочены, на коронах 10-ть камней разноцветных простых; нижнее и верхнее поля обложены серебром басемным с позолотою. Поверх образа в клеймах Богоявление Господне. Святый престол обложен серебряным листом с чеканными изображениями – Вечери Господней, положения Спасителя во гроб, Успения Божией Матери и Воскресения Христова. Одеяние сие устроено коллежским асессором Демидом Мещаниновым в 1801 году. Клиросы и место настоятельское – новые, резные, 2 устроены переславскими 2-й гильдии купчихами, почётными гражданками, девицами Варварою и Татьяною Васильевными Гладковыми в 1859 году при архимандрите Платоне (Троепольском). Церковь расписана стенным писанием в 1668 году, при архимандрите Григории Неронове. Предметы для картин живописи взяты большею частию из Апокалипсиса. Двери западные и южные – железные, 3 устроены купчихами девицами Гладковыми в 1858 году при архимандрите Платоне (Троепольском). Глава и верх церкви покрыты листовым железом в 1805 году при архимандрите Модесте. На северной стороне летней церкви находится каменный придел во имя преподобного Даниила. Придел сей сооружён в 1660 году, вскоре после открытия мощей преподобного Даниила с благословения патриарха Никона , при архимандрите Никите. Иконостас в нём столярной работы, вызолочен на полимент усердием купеческой жены Агафьи Васильевны Крестовниковой в 1811 году; святые иконы писаны из усердия переславским мещанином Иваном Мельниковым; в 1813 году придел сей снова весь был возобновлён и освящён архимандритом Иосифом Величковским; в 1835 году устроен в нём чугунный пол усердием доброхотных дателей; в 1856 году, при архимандрите Платоне Фивейском , особенно усердием вкладчиц девиц Гладковых и некоторых других сделана живопись, 4 изображающая некоторые события из жизни преподобного, и их же усердием придел сделан тёплым и устроены, при архимандрите Леонтие (Лебединском), в нём под полом духовые трубы, 5 в 1805 году при архимандрите Модесте покрыт вновь железом. Из предметов, особенно замечательных, обращают на себя внимание – икона преподобного Даниила и Тихвинской Божией Матери, и рака с мощами преподобного Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

А.А. Половцов Полуботок, Павел Леонтьевич Полуботок , Павел Леонтьевич, черниговский полковник и наказной гетман Малороссийский; сын Леонтия Артемьевича Полуботка, родился около 1660 года и около 1680 года женился на племяннице гетмана Самойловича, дочери Лебединского священника и сестре Гадяцкого полковника Михаила Самойловича – Евфимии Васильевне Самойлович. Благодаря этому браку, отец его, а также и он сам стали близкими людьми к гетману. Но с низложением Самойловича П. вместе с отцом попал в немилость у Мазепы, чему особенно способствовал случай, происшедший в Москве между П. и Михаилом Самойловичем (о нем см. Леонтий П.): П. был взят вместе с отцом под стражу, но вскоре освобожден. Тем не менее, Мазепа, лишив отца его переяславского полковничества, не давал никакого уряда и П.: последний до самого 1705 года числился лишь «знатным товарищем» Черниговского полка и занимался хозяйством, скупая в свои руки разные земли и селя на них людей. Но когда, за смертью черниговского полковника Ефима Лизогуба (1705 г.), уряд этот остался свободным, Мазепа заместил его по неизвестной причине Полуботком. Тем не менее, и здесь П. остается совершенно незаметным человеком и лишь в измену Мазепы он выступает, как историческая личность. 6-го ноября 1708 года П. явился на раду, созванную, по приказу царя, для избрания гетмана, в Глухове, куда собрались и остальные, оставшиеся верными царю полковники. Из десяти полковников верными остались лишь четверо, и, по свидетельству Ригельмана, лично знавшего современников П., последний являлся едва ли не первым кандидатом на гетманскую булаву. Среди товарищей он выделялся по своему уму: современники отзываются о нем, вообще, как об умном, но упрямом человеке. Однако, Петр I, находившийся на раде, отнесся с недоверием к П., указав на его хитрость, и, благодаря принятым мерам, выбор пал на Скоропадского, человека безличного и неспособного ни на какие новые замыслы, т. е. такого, какого в данное время царь и находил нужным поставить гетманом. П. понимал свое выгодное положение, основанное на том, что он остался верен царю и, подобно Кочубеям, которые сумели воспользоваться в это же время казнью их отца, выпросил у царя, тут же в Глухове, новые местности, тогда как другие лишь просили подтверждения старых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В седьмом часу вечера 8-го января торжественный звон колоколов Лавры и всех посадских церквей громко загудел по морозному воздуху и толпы народа отовсюду бегом устремились к монастырским воротам; все знали, что этот звон служит выражением радостного привета только что прибывшему в Лавру новому Священноархимандриту, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Леонтию. Ко времени прибытия поезда, для встречи Архипастыря собрались на железнодорожной станции: ректор и инспектор Академии, ректор Вифанской семинарии, эконом Лавры с многочисленною братией, начальствующие лица Вифанского монастыря и Гефсиманского скита, полицмейстер Сергиевского посада, городской голова, члены городской управы, церковные старосты посадских церквей, члены правления местного городского банка и другие представители посадского поселения. В парадных покоях вокзала городской голова, профессор академии П. П. Горский-Платонов , поднося Владыке хлеб-соль от жителей Сергиева посада, обратился к нему со следующим кратким приветствием: «Высокопреосвященнейший Владыка, Милостивейший Архипастырь и Отец! Городское поселение, и началом и продолжением своего бытия обязанное обители Преподобного Сергия, сыновне приветствует Вас, Милостивейший Архипастырь, пред вступлением в Лавру, чтимую всем православным народом русским. Примите, Владыка святой, нашу скромную хлеб-соль и осените нас Вашим Архипастырским благословением». Благословив всех присутствовавших, Его Высокопреосвященство вошел в приготовленную для него карету, запряженную цугом четвернею белых лошадей, и предшествуемый и сопровождаемый длинным рядом экипажей, при неумолкаемом колокольном звоне, направился к монастырю. Встреченный, по обычаю, при дверях лаврского Троицкого собора старшей монастырскою братией в облачениях, Владыка приложился к св. мощам и иконам и затем, обращаясь к монашествующим, произнес свое первое слово. «Не в первый раз, – говорил он, – я пришел сюда. В этой св. обители Преподобного Сергия я бывал и раньше, несколько лет тому назад; но тогда я не так приходил сюда, как прихожу теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Воронеж. Домовая церковь Иоанна Богослова в бывшем здании Духовной семинарии. Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:1822. Адрес: г.Воронеж, проспект Революции (ул.Большая Дворянская), д. 29 Координаты: 51.669545, 39.208698 Проезд:Здание Воронежского техникума строительных технологий, ранее Воронежская Духовная семинария. Здание расположено в самом центре города. Добраться можно любым транспортом, который следует через проспект Революции. Необходимо выйти на остановке " ул.Комиссаржевской " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Одну из лучших домовых церквей имела у себя духовная семинария (Большая Дворянская, 29). Храм в семинарии начал действовать в 1822 году с момента окончания строительства здания на Большой Дворянской, он был освящен епископом Епифанием (Канивецким). Храм находился «в лучшей части дома», в центре второго и третьего этажей, и посвящался святому евангелисту Иоанну Богослову. Семинарская церковь перестраивалась и расширялась в 1847,1896 и 1903 годах. После этого она имела размеры 38 на 8 метров при высоте 8 метров (без алтаря). В начале XX века церковь уже освещалась электричеством. В 1896 году работы проводились на средства старосты купца Матвея Ульяновича Сычева. Стены были отделаны искусственным мрамором, обновлены алтарь и живопись. 7 сентября 1896 года церковь освятил ректор семинарии протоиерей Алексий Спасский. Иоанно-Богословскую церковь в определенной степени можно считать продолжением учебных классов: здесь семинаристы должны были продемонстрировать на практике то, что они постигали в теории. Поэтому безошибочно можно утверждать, что в ней немало времени провел каждый студент. В стенах церкви бывали бурсаки святитель Петр (Полянский), новомученик Димитрий (Краснопольский), будущий митрополит Леонтий (Лебединский), Андрей Серебрянский, Иван Никитин, Алексей Путинцев, педагоги Николай Чехов, Григорий Недетовский (писатель О. Забытый), врач Константин Федяевский, ректор семинарии 1880-х годов известный историк и краевед архимандрит Димитрий, (Самбикин).

http://sobory.ru/article/?object=26423

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВ Иосиф Васильевич (1821, с. Стрелец Елецкого у. Орловской губ.- 27.12.1881, г. Гатчина Царскосельского у. С.-Петербургской губ.), прот., общественный и церковный деятель, публицист. Из семьи священника. Окончил Орловскую ДС (1841), затем СПбДА (1845) со степенью магистра богословия за дис. «Историческое исследование учения Римской Церкви о непогрешимости папы в делах веры». Оставлен при академии для подготовки к преподавательской деятельности, но 16 апр. 1846 г. был назначен в Париж 2-м священником посольского Петропавловского храма, через 3 года утвержден настоятелем. Создал при храме школу для рус. детей, церковную б-ку, для нуждающихся организовал социальную помощь. Будучи единственным офиц. лицом из русских, оставшимся в Париже во время Крымской войны (1853-1856), В. оказывал помощь рус. военнопленным, интернированным во Францию, снабжал их деньгами и вещами, к-рые собирал среди рус. парижан. Добился аудиенции у имп. Наполеона III, перед к-рым ходатайствовал о льготах для военнопленных. Др. важным направлением служения В. стало обращение в Православие неск. западноевроп. деятелей - протестанта Ф. Овербека и аббата В. Гетте (свящ. Владимир). В 1857 г. В. поднял вопрос о возведении нового правосл. храма в Париже, благодаря усилиям священника с этой целью было собрано более 200 тыс. р. (из них 50 тыс. р. пожертвовал имп. Александр II ). 19 февр. 1859 г. состоялась торжественная закладка 3-престольной ц. во имя Сошествия Св. Духа с приделами во имя блгв. кн. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца (см. Александра Невского собор в Париже ). 30 авг. 1861 г. освящение храма совершил еп. Ревельский, вик. С.-Петербургской епархии Леонтий (Лебединский) в сослужении 10 священников и 3 диаконов, на освящении присутствовали католич. епископы. В 1858 г. В. вместе с Гетте и С. П. Сушковым учредили газ. «L " Union chrémiènne» (Христианское единение; издавалась до 1867), задачей к-рой было ознакомить европейцев с правосл. вероучением и положением правосл. Церкви в Российской империи. Среди публикаций издания наиболее широкий резонанс имели письма В. к Нантскому католич. еп. А. Жакме, в к-рых рус. священник опровергал мнение католич. епископа о том, что РПЦ находится в полной зависимости от императора. Полемика на ту же тему была продолжена в открытой переписке В. с кард. Л. Ж. М. де Бональдом, архиеп. Лионским. Ряд материалов из «L " Union chrémiènne» (в частности, письма В.) был опубликован на рус. языке в правосл. журналах. В. перевел на франц. язык «Катехизис» свт. Филарета (Дроздова), «Введение в догматическое богословие» митр. Макария (Булгакова), чин венчания, молитвы, в 1859 г. помог изданию на франц. язык правосл. богослужебного Евангелия с месяцесловом.

http://pravenc.ru/text/Иосиф ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010