К посл. четв. XV в. благосостояние мон-ря, вероятно, восстановилось. В записи писца на переписанном в 1491 г. в обители по заказу архим. Ионы Евангелии-тетр (ГИМ. Увар. 96-1) монастырь именуется «лаврой в Жидичине» ( Леонид. 1887. Т. 1. С. 31-32. 60). Книга написана писцом Игнатием вполне профессионально и украшена полихромными заставками балканского стиля ( Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Ykpaihcьka рукописна книга. Льbib, 1995. С. 70, 299-300. Кат. 65). Ж. м. обладал значительной для своего времени и региона б-кой. Согласно описи 1621 г. (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 502-503, 199), в собрании имелось 89 томов «старых» и «новых» книг: 77 рукописных (в т. ч. 9 на пергамене, в частности «Патерик», а также 2 полных и неполный комплект рукописных Служебных Миней - 38 томов) и 12 печатных, изданных в Вильно (в т. ч. Апостол Ф. Скорины), Заблудове, Остроге и Стрятине. Среди четьих книг в описи значатся «книжица Златоустовы Слова избраныи», «Пчела учителная», «Меч духовный» «Книга избранная на десту (т. е. in folio) з вопросами и ответами», «Знарад» (Измарагд), «Златоструй» и др. В 1496 (1495) г. в результате татарского набега Ж. м. был сожжен, братия пленена или убита (ПСРЛ. 1980. Т. 35. С. 123). Вскоре мон-рь был возрожден благодаря местной правосл. шляхте, о чем свидетельствует грамота от 2 марта 1500 г. еп. Парфения Владимировича, передавшего обители с. Охматково ( Малевич. 1905. С. 71-72). Еще с 1494 г. вокруг Ж. м. появлялись новые селения, нек-рые из них - Подгайцы, Жабки, Охматково и др.- перешли во владение обители. К нач. XVI в. в собственности Ж. м. находились значительные лесные территории и пасеки, что позволило братии торговать деревом, смолой, углем и медом. Мон-рь пользовался авторитетом среди жителей не только Волыни, но и др. регионов. Об этом свидетельствует вклад киевского воеводы Дмитрия Путятина в 1506 г. в размере 10 литов. к. Храм свт. Николая Чудотворца бывш. Жидичинского мон ря. 1723 г. Фотография. Нач. XXI в. Храм свт. Николая Чудотворца бывш. Жидичинского мон ря. 1723 г. Фотография. Нач. XXI в. 29 дек. 1507 г. Ж. м. со всеми доходами был передан королем кн. К. И. Острожскому с правом назначения архимандрита, управлявшего обителью через своего наместника. Кандидата в архимандриты должны были предлагать «князи, панове и земяне Волынской земли вместе со старцами» (АрхЮЗР. Ч. 8. Т. 4. 34), что свидетельствует об особом значении Ж. м. на Волыни и о стремлении местного общества придать обители тот статус, к-рым обладали на Киевской земле Киево-Печерский или на Полоцкой земле Евфросиниев в честь Преображения Господня мон-ри.

http://pravenc.ru/text/182287.html

Список статей по запросу «Андреев» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Андреев» найдены статьи: АНДРЕЕВ Алексей, иконописец 1-й четв. XVIII в. - см. Алексеев Андрей АНДРЕЕВ Василий (кон. XVII в.), московский гравер, резных дел мастер, серебряник, медальер АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959), поэт, писатель АНДРЕЕВ Иван Дмитриевич (1867-1927), историк Церкви, византинист, переводчик АНДРЕЕВ Иван Михайлович (наст. фам. Андреевский; 1894-1976), духовный писатель, богослов, филолог АНДРЕЕВ Иоанн, свящ., ярославский иконописец 1-й пол. XVIII в. АНДРЕЕВ Косма Андреевич (1857-ок. 1939), миссионер, просветитель АНДРЕЕВ Леонид Николаевич (1871-1919), писатель антихрист. направления, драматург, публицист АНДРЕЕВ Матвей (кон. XVII-1-я пол. XVIII вв.), старообрядец-поповец, автор полемических " бесед " и посланий против федосеевцев АНДРЕЕВ Николай Ефремович (1908-1982), историк религ. искусства, филолог АНДРЕЕВ (Серебренников) Тимофей (1745-1809), старообрядческий выговский писатель и наставник АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887-1929), прот., идеолог " иосифлянства " , богослов Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Андреев.html

31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). Нет даных 3). Нет данных 4). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год О больницах и богадельнях, состоящих при монастырях и церквах (Ведомость [размерность – ед.] Больницы (всего), в т.ч. – при монастырях – при церквах Богадельни (всего), в т.ч. – при монастырях – при церквах Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В табл 7, видимо, опечатка в годе: указан 1875 г. вместо 1876 г. 3). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 3). Число училищ введено условно 4). В 1903 г. к тому еще 75 женских училищ Об учившихся в духовных учебных заведениях (Ведомость [размерность – чел.] Дата Учащихся в академиях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в семинариях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в училищах (всего), в т.ч. [выборочно] – пользующихся пособием Итого учащихся, в т.ч. – казеннокоштных – пользующихся пособием Доля казеннокоштных учащихся, % Доля учащихся, пользующихся пособием, % Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 2).и 3). 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 3). Ошибка в сумме до 15% 4). За 1902 г. в семинариях в число казеннокоштных взята сумма казенно- и полуказеннокоштных

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

О числе лиц, присоединившихся к православию (Ведомость [размерность – чел.] Итого присоединившихся к православию, в т.ч. [выборочно] Присоединившихся из протест., реформ., лютеран.верисповедания Присоединившихся из римо-католического вероисповедания Присоединившихся из раскола (всего), в т.ч. безусловно на правах единоверия Присоединившихся из нехристиан (всего), в т.ч. евреев магометан язычников Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 259 016 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). Греко-униатов в Холмско-Варшавской епархии присоединилось – 250007 чел., в 1876 г. – 516 чел. 3). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 4). В 1907 г. отпало от православия всего 25615 чел. (с. 72–73), в т.ч.: в ламаизм – 147, в старообрядцы – 10994, в секты – 3747, в католицизм – 5115, в протестантизм разный – 1953, в иудаизм – 54, в ислам – 3561, в язычество – 44 чел. 5). Отпали от православия: в 1908 г. – всего 20613 чел., в 1909 г. – всего 9768 чел., 6). Отпали от православия в 1913 г. – всего 12346 чел. О числе церковно-приходских (двух- и одно- классных) школ и учащихся в них (Ведомость б/н (приложение 1)) Дата Число ЦПШ [размерность – ед.] Число учащихся [размерность – чел.]

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

II, стр. 1–30); «Остяки и рыбопромышленность в долине реки Оби» («Природа и Охота» 1878 г., кн. II, стр. 31–68, кн. III, стр. 69–116); «Исследования И. С. Полякова (выписки из дневника)» («Владивосток» 1883 г., 1, 3, 5); «Леса в долине Оби» («Лесной Журнал» 1878 г., 4, стр. 228–229); «К вопросу о китобойстве» («Русская Правда» 1879 г., «Глубокое прошлое озерной области», «Большие северно-русские озера», «Каменный век в России» («Живописная Россия», изд. Вольфа, т. I. СПб.); «Старинное и современное Лукоморье» (там же, т. XI); «На Сахалине» («Новь» 1885–1886 г., кн. 1, стр. 1–18); «На крайнем востоке России» (там же, 1888 г., кн. XIX, стр. 151–167); «Крестьянское население на крайнем востоке России» (там же, 1888 г., кн. XXII, стр. 108–113, кн. XXIII, стр. 126–130). За свои исследования П. был награжден от Императорского Русского Географического Общества серебряной и малой золотой медалью. О значении его работ и исследований см. в «Истории полувековой деятельности Императорского Русского Географического Общества, 1845–1895», СПб. 1896. Дела Комитета Правления Имп. Акад. Наук; Письма родственников и друзей; «Известия Имп. Русск. Географ. Общества» т. V, 1869 г., т. VII, 1871 г., т. XIV, 1878, г., т. XV, 1879 г.; «Отчеты Имп. Русск. Географ. Общества» за 1871, 1872, 1877, 1878, 1880, 1882 годы; «Труды Имп. С.-Петербургского Ботанического сада», СПб., 1877 г., т. IV, вып. 1; – Некрологи: «Биография и ученые труды И. С. П.» в «Восточном Обозрении» за 1887 г., 16, стр. 8–10; «Кончина и похороны И. С. П. Речь на могиле Полякова, Н. Ядринцева» – там же, 1887 г., 15, стр. 15–16; «Русские Ведомости» 1887 г., 99, стр. 3; «Рижский Вестник» 1887 г., 77; «Сибирская Газета» 1887 г., 16; «Сибирский Вестник» 1887 г., 53; «Сибирь» 1887 г., 21; «Новости» 1887 г., 94, 95 и 170; «Исторический Вестник» 1887 г., кн. VI, стр. 719; «Вестник Европы» 1888 г., кн. VI, стр. 731–732; «Журн. Мин. Народн. Просв.» 1887 г., CCLI, май, отд. IV, стр. 39–40; «Энциклопед. Словарь» Брокгауза, т. XXIV, 1898 г., стр. 460; «Труды С.-Петербургского Общества Естествоиспытателей», т. VII, 1876 г., стр. CVII; т. IX, 1878 г., стр. и. «История русской этнографии» А. Н. Пыпина. Т. II, стр. 811; т. IV, стр. 222, 290, 300, 307, 308, 309, 371, 382; «Обзор жизни и трудов покойных русских писателей», Д. Д. Языкова, Вып. VII, Москва. 1893 г ; «Вестник Европы» 1874 г., 2; «Древняя и Новая Россия» 1880 г., 9, стр. 201–203; «Изв. Сиб. Отд. Имп. Русск. Географ. Общества», т. VIII, 1877 г.; «Сибирь» 1878 г., 20. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

47 См. Schulte. Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung. Giessen. 1887. S. 309–310. 48 Schulte. Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung. Giessen. 1887. S. 306. 49 Schulte. Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung. Giessen. 1887. S. 307. Сравн. Письма и заявления Дёллингера в переводе и с предисловием И. Л. Янышева. Спб, 1891. Стр. 43–45. 50 Письма и заявления Дёллингера о ватиканских декретах 1869–1887 Перевод с предисловием протопресвитера И. Л. Янышева. Спб. 1891. Стр. 24. Сравн. Происхождение старокатоличества. Проф. Н. Беляева . Москва. 1892. Стр. 8. 51 Schulte. Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung. Giessen. 1887. S. 309. Сравн. Письма и заявления Дёллингера о ватиканских декретах в переводе И. Л. Янышева. Спб. 1891. Стр. 30. Происхождение старокатоличества. Проф. Н. Беляева . Москва. 1892. Стр. 10. 52 Schulte, Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung. Giessen. 1887. S. 309–310. 53 См. План (Entwurf) протеста против определений ватиканского собора, составленный Рейнкенсом. Schulte. Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung. S. 79. 54 План протеста против ватик. определений Рейнкенса. (Der Entwurf von Reinkens). Schulte. Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung. Giessen. 1887. S. 79–80. 55 План протеста прот. опред. ватик. собора Рейнкенса. Schulte. Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung. Giessen. 1887. S. 79. 56 Schulte. Der Altkatholicismus. Geschichte seiner Entwickelung, inneren Gestaltung und rechtlichen Stellung. Giessen. 1887. S. 81. 58 Христианский катехизис православной церкви. Издание шестьдесят седьмое. Москва. 1889. Стр. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Пройдя жизненные «университеты», о. Пимен был на 7 лет старше и во многом духовно опытнее своего друга. Когда в каком-нибудь затруднении нужно было поступить осторожно и искусно, непрактичный о. Леонид неизменно обращался к нему за советами и обычно им следовал. В свою очередь, о. Леонид, тонко чувствовавший прекрасное, наслаждавшийся лучшими произведениями русской литературы, оказал заметное влияние на архимандрита Пимена, который не очень-то воспринимал поэзию, находя в ней много мирской страстности. О. Леонид вдохновенно читал другу духовные стихи Пушкина, Лермонтова, Языкова, Глинки, помогая ему ощутить глубину и красоту этих произведений. Часто бывая на Угреше, о. Леонид дал также немало дельных советов по архитектурной отделке возводившихся зданий, которую он желал видеть более изящной. Между друзьями возникали порой несогласия по этому вопросу, поскольку о. Пимену не хотелось тратиться на переделки, но потом он, как правило, прислушивался к советам друга. Оба пастыря были глубоко проникнуты духом монашества, строго исполняли все правила, посты, были нестяжательными. Однако о. Леонид в этом доходил порой до изнеможения. Архимандрит Пимен предпочитал простую пищу, постился, но не голодал. О. Леонид дошел во время поста однажды до такого состояния, что упал во время службы в голодный обморок. За такой чрезмерный аскетизм ему сделал внушение митрополит Филарет: «Ревность твоя – не по разуму». О. Пимен старался удерживать друга от подобных крайностей. Воспитанный в материально очень скудных условиях, о. Леонид не слишком заботился об экономическом процветании вверенных ему обителей, считая, что это не его дело, что он должен помышлять только о духовном. Отец Пимен убеждал друга, что порой следует позаботиться и о земном благосостоянии, особенно если это относится к церковным потребностям и нуждам паствы. Для себя лично не скопив ни рубля, архимандрит Пимен заботился о процветании Угреши, а впоследствии, когда стал благочинным общежительных монастырей Московской епархии, и других обителей. Он много сил вложил в благотворительность для всей округи, открыв при монастыре больницу, богадельню и народное училище. В этих добрых начинаниях о. Леонид поддерживал друга. Особенно по душе ему было народное училище, куда он лично приезжал на публичные экзамены и помогал лучшим его выпускникам продолжить образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Начало урока Лукиан возвещал колокольчиком. Все входили в класс, и водворялась полная тишина. И это было независимо от того, находился ли Леонид Алексеевич в классе или был в своей комнате, в которой он жил рядом с классным помещением. Занятия начались чтением молитвы перед учением. Ее читал дежурный ученик. Леонид Алексеевич стоял впереди, у своего стола. Его взор был устремлен к образу Спасителя. Думаю, что он молился за нас. В школе были первый, второй и третий классы. Все три класса занимались вместе, в одном общем помещении. Когда один класс занимался устно, два других выполняли письменные работы. На следующем уроке устно занимался другой класс и т.д. Для первого и второго классов это было очень полезно. Бывало, выполняешь письменную работу, а сам краем уха, а то и целым ухом, слушаешь, как занимается Леонид Алексеевич с другим классом устно. И много-много узнаешь интересного. Леонид Алексеевич никогда не раздражался. Если ученик ошибался, Леонид Алексеевич добродушно объяснял ему в чем ошибка, как будет правильно, и все это делал как равный нам «раб Божий». Нам это равенство было очень дорого, мы понимали и ценили его, понимали, что Леонид Алексеевич, хоть и равный нам, но он наш учитель, и относились к нему не с уважением — нет, а с большой любовью. Поэтому во время урока никто никогда не баловался. В перемены Леонид Алексеевич разрешал нам любую, но не во вред друг другу, сумятицу. Мы «давили масло», устраивали «кучу малу», бегали, прыгали, играли в прятки и т.д., — кто был во что горазд. Однажды какой-то посетитель обратил внимание Леонида Алексеевича на шум и эту сумятицу. Леонид Алексеевич ему ответил: — Это перемена, а они — дети. Пусть поразомнутся после часового сидения в классе. Поразмяться необходимо. Но вся эта сумятица моментально прекращалась, как только появлялся Лукиан со своим колокольчиком. Лукиана мы тоже все любили. Любили смотреть, как он колет дрова, носит воду, топит печи. Но больше всего мне нравилось, когда в конце последнего урока в прихожей раздавались шаги Лукиана и аппетитный скрип корзины с хлебом, который он приносил для нас из монастырской пекарни. Отправляясь домой после занятий, мы проходили мимо Лукиана, прощались с ним и неизменно получали от него по куску хлеба. Этот монастырский хлеб обладал замечательным свойством: он был необычайно вкусен и, если я съедал его по дороге, то дома мне есть уже не хотелось, и я отказывался от обеда. Заметив это, мама обезпокоилась и запретила мне есть хлеб по дороге домой:

http://azbyka.ru/fiction/iz-zhizni-pravo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010