О.Н.Бондарева Статья посвящена воспитаннику Горного кадетского корпуса, деятелю Русской Православной Церкви, выдающемуся педагогу и литератору, архиепископу Ярославскому и Ростовскому Леониду (Краснопевкову) (1817 – 1876). Благодаря высоконравственному воспитанию, полученному в Корпусе, а также личным качествам, он избрал для себя путь монашеского служения. Но творческое начало, заложенное в Горном кадетском корпусе, пронес и развил в своей созидательной деятельности на благо человечества. 26 апреля 1874 г. Горный институт направил преосвященнейшему Леониду поздравительный адрес в связи с пятнадцатилетием служения его в сане епископа, в котором отметил: «Праздник, устроенный в Москве в честь Вашу есть вместе с тем и праздник Горного института – Вы его питомец! Узы, связующие Горный институт с Вами, досточтимый архипастырь, неразрывны» с.260]. The article narrates about Mining Cadet Corps inmate, Russian Orthodox Church active figure, outstanding man of letters and teacher, archbishop of Yaroslavl and Rostov Leonid (Krasnopevkov) (1817 – 1876). Due to education of high moral standards received in Corps, and also due to his bright personality he chose for himself a way of monastic service. But he preserved and developed during his life that creative commencement the foundation of which was laid by Mining Corps and which he used in his creative service in sake of mankind. Память достойного ученика есть достояние училища. Епископ Леонид (Краснопевков) 25 октября 1873 г., юбилейного для вуза года, руководство Горного института давало обед в честь епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова) . За обедом горный инженер Василий Аполлонович Полетика от лица присутствовавших обратился с речью к преосвященному Леониду, в которой подчеркнул необычность события: «Как ни исключителен случай, чтобы молодой человек,получивший высшее техническое образование и блистательно начавший светскую карьеру, добровольно расставался бы с миром и оделся в монашескую рясу, но ваше пострижение для ваших корпусных товарищей не представляло ничего неожиданного». Василий Аполлонович продолжил свои воспоминания о двух друзьях – Николае Слепцове и Льве Краснопевкове: «на поле битвы честно и славно сложил свою голову Слепцов. Из смиренной монашеской кельи Краснопевков призван на святительскую кафедру». И старый их одноклассник, заслуженный горный инженер В.А.Полетика, напомнил, что оба товарища, оставивши Горный, не смогли оторвать от него своего сердца, и задался вопросом: «Было же, значит, в Горном корпусе что-то особенно привлекательное, что так неразрывно привязывало к нему его питомцев?» с.200 – 201].

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Письмо 1 Возлюбленнейший о Господе Отец Архимандрит! Всемилосердый Господь, ущедряющий тварей Своих тленными и нетленными благами, даровал мне, грешнику, нетленное сокровище – Любовь Вашу, да утешаюсь и укрепляюсь этим духовным даром во время многоскорбного земного странствования моего. Вы принесли это сокровище ко мне в Сергиеву Пустыню. В 1847-м году я свидетельствовал сокровище мое в Сергиевой Лавре и нашел его не только сохранившимся, но и усугубившимся. Ныне, при подобном освидетельствовании, у зри л сокровище паки и паки возрастшим. Такое внутренное сознание души моей Вы могли усмотреть в той откровенности, каковая изливалась из моего сердца при беседе с Вами. Приезд мой к Вам считаю вместе и приездом Вашим ко мне: ибо свойствен такой расчет любви о Господе, чуждой расчетов по обычаям века сего. В тех расчетах, где является Бесконечный Господь, числа исчезают по известному Вам закону математики и вкупе богословия, признающему, что действия чисел и самые правила их уничтожаются, когда в состязание или, что все равно, в совокупление с ними войдет бесконечное. В предлежащий мне приезд в Москву я непременно должен остановиться, по данному еще в Петербурге слову, у тех лиц, которые содействовали мне денежным пособием к совершению путешествия. Но, полагая ныне погостить в Москве дня три-четыре, намереваюсь, Господу споспешествующу во благое, быть у Вас, и пребыть у Вас по возможности дольше, в наслаждении Любовию Вашею о Господе. Испрашивающий Ваших Святых Молитв Ваш преданнейший слуга и послушник недостойный Архимандрит Игнатий 1856-го года 17 июня. Письмо Ваше Высокопреподобие, Возлюбленнейший о Господе Отец Архимандрит! С истинным утешением прочитал я Ваше письмо от 17 июля. Вы ни в чем не виноваты предо мною, кроме обилия любви Вашей, которой я недостоин. По поручению Вашему я писал о. Ювеналию Половцеву 1 , чтоб он, когда будет в Москве, посетил Вас и поступил бы относительно Вас по-братски, т. е. приехал бы прямо к Вам и остановился бы у Вас. Этот человек – редкость в наше время: жительствует, безусловно, ради Бога, неся бремя превыше сил своих. В течение нынешнего странствования моего Господь даровал мне два однородных утешения: я видел Вас и о. Ювеналия; с Вами и с ним свободно изливалась убогая душа моя. Милосердый Господь да приложит Вам к милостям милости и да навершит их всесовершенною милостию: даром спасения и вечного блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Письма к архиепископу Леониду Леонид (Л. В. Краснопевков, 1817–1876), в период переписки епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (1859–1876), впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский. В его судьбе митрополит Филарет принимал непосредственное участие: Краснопевков, после смерти отца, по предложению Московского митрополита переехал из СПбДА в Троице-Сергиеву лавру для продолжения духовного образования. Из книги Святитель Филарет Московский. " Призовите Бога в помощь " , изданной в серии «Письма о духовной жизни» , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Леонид (Краснопевков), архиепископ Ярославский и Ростовский Кажется, вопрошающий, не предлагая вопроса, мог бы сказать: смею ли рядом с воспоминанием крестной смерти Господней поставить память кончины моей матери , когда в сей день Церковь святых прославленных поминать не позволяет? Если не хочет совсем подчиниться уставу Церкви, пусть совершат панихиду завтра пред литургией, а не в пятницу. Господь да дарует Вам крепость и в святой печали святое утешение. 19 апреля 1861 года Если обращаете и обращают взор мой на прошедшее, будет правда, если обращу оный на милосердные пути Провидения Божия. Пройти сорокалетнее поприще— это не мое приобретение, но дар милосердия Божия . Пережить, например, несколько эпидемий , и особенно первую, которая не менее затрудняла преувеличенным страхом, как своею силою,— это также не мое приобретение, а милость Божия, которая в то время явилась, и особенным образом. Говорили, что опасны собрания народа в церквах и в крестных ходах, и представляли в пример город, в котором церкви были заперты. Я обещал некоторые предосторожности: и мне уступили свободу собраний в церквах. А когда по совершении крестных ходов в середине города и около всех церквей на другой день прибыл государь император и, следуя, конечно, суждениям врачей, спросил меня, не опасно ли, что я собираю массы народа и становлю на коленопреклонную молитву на сырой земле, Провидение дало мне возможность тотчас отвечать: «Ваше Величество, Господь оправдал церковное действие по крайней мере против сего сомнения; число заболевающих после крестных ходов не больше, а несколько меньше, нежели во дни прежде крестных ходов». Так еще более подтвердилась свобода церковных молитв.

http://pravoslavie.ru/2488.html

Не могу не поблагодарить и всех моих хороших и близких знакомых, и даже малознакомых за их живое участие в моей болезни, которые сами меня навещали, и не раз, а другие присылали узнавать о здоровье. Такого всеобщего сочувствия я никак не мог ожидать, и не знаю даже, чем его объяснить. Быть может, немало содействовала этому и распространенная обо мне газетная клевета, которая подала повод многим совершенно незаслуженно обвинять меня. Не пожелали ли после того некоторые из этих лиц, осуждавших меня, успокоить свою совесть и, слыша, что я в безнадежном положении, спешили выказать мне свое сочувствие и примириться через то с самими собою? Князь Владимир Андреевич Долгорукой, по своему обычному ко мне расположению, неоднократно присылал узнавать о моем здоровье. В заключение о своей болезни я скажу, что на свое выздоровление я смотрел не иначе, как на великое чудо, совершенное Господом по Его милосердию ко мне, недостойному, и конечно, не иначе могу объяснить себе это незаслуженное мной благоволение Божие, как молитвами архипастырей. Преосвященному Леониду угодно было на его подворье и в Саввине монастыре, а равно и в обителях моего благочиния обо мне молиться во все время моей болезни. Благодарю и отца-наместника Троицкой Лавры, велевшего поминать на ектениях болящего Пимена. Первый мой выезд для прогулки по моем выздоровлении был до церкви Смоленской Божией Матери, что близ Подновинского. Я доехал до церкви, не выходя из кареты помолился иконе и возвратился домой. На следующий день, в 11 часов утра я поехал к преосвященному Леониду благодарить его за все его особые ко мне милости, и ежели я могу так выразиться, не только архипастырское, но совершенно родственное расположение. Меня вышел встретить брат преосвященного, Александр Васильевич Краснопевков, и повел меня наверх по лестнице. Когда я вошел в гостиную, преосвященный стал меня обнимать и не раз повторял мне: «Не верю, не верю своим глазам, что опять Вас вижу у себя в доме. И повел меня к себе, в домовую церковь , из залы через свою моленную, которая примыкает к алтарю, и читал благодарственные молитвы. Я у преосвященного оставался недолго, потому что чувствовал еще себя слабым и спешил возвратиться домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 417, 479. Лебедев А. П. Успенский кафедральный собор в Ярославле. – 2-е изд. – Ярославль, 1896. – С. 40, 41. Павел, иеромонах. Воспоминание о преосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Ярославль, 1877. Кроткое А. С. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. – СПб., 1901. – С. 227. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 1, 3, 4, 5, 6. Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810–1880): Биографический очерк. – М., 1881. – С. 86–101. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – М., 1877. – С. 169 и далее. Угреша: Историческое описание Николо-Угрешского монастыря. – М., 1883. – С. 34. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 112, 148, 155, 308, 478, 491, 518, 524, 525, 565, 589, 635, 703, 704. Сборник для любителей духовного чтения иеромонаха Никифора. – М., 1888. – С. 681–684. Памяти преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского, иеромонаха Ефрема. – Киев, 1902. Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию (1843–1847). – М., 1883. – С. 28, 29, 39, 66, 69, 78, 187. Письма Филарета, митрополита Московского к Леониду, епископу Дмитровскому, впоследствии Ярославскому. – М., 1883. См. также: Душеполезное чтение. – М., 1883. – Ч. 2. – С. 103–119. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, ч. 1. – С. 151, 154, 189, 190 и др.; ч. 2. – С. 47, 103 и др. Московские епархиальные ведомости. – 1870, 49. –»– 1871, 16. –»– 1876, 28. – С. 223–227; 52. – С. 460–462. Московские ведомости. – М., 1874, 109. –»– 1876, 328, 333. Ярославские епархиальные ведомости. – 1876, 50. – С. 393–396; 51. – С. 401–408.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Может быть, это и правда. Для Иерусалима могли бы найтись другие». П. П. Яковлев добавляет еще, что в Москве у Преосвященного Игнатия случился приступ его болезни, во время которой Митрополит прислал к нему своего доктора и сам навестил его. В последующие годы Преосвященный Игнатий в письмах своих к о. Леониду (Краснопевкову) постоянно интересовался здоровьем Митрополита Филарета: «Уведомьте меня о здоровье Высокопреосвященнейшего Митрополита и о Вашем». И благодарил за сообщения: «Искренне благодарю Вас за уведомление о здравии Высокопреосвященнейшего Митрополита. Немудрено, что прозорливый старец ведет самую уединенную жизнь: из тишины своей келлии он видит те тучи, которые скопляются на горизонте»; «Весьма благодарю Вас за известие о Высокопреосвященнейшем Митрополите. Всеблагий Господь да подкрепит его силы в настоящее трудное время, в которое начинают заигрывать многоразличные бури». Первое время по прибытии в Ставрополь Преосвященный Игнатий выражал удовлетворение своим перемещением: «Хотя здесь место новое и почти все надо заводить; хотя я страдаю от необычно суровой зимы, от особенного неудобства в помещении, но я спокоен и потому доволен». Но очень скоро он начал замечать противодействие своим распоряжениям по благоустройству Епархии со стороны ректора семинарии и некоторых членов Консистории. Епифаний Избитский, из дворян Киевской губернии, римско-католического вероисповедания, недавно принявший православие и монашество, после отъезда архимандрита Германа в Самару занял его место в Ставрополе. Вначале «он показывал большую деятельность по должности своей» и епископ Игнатий ввел его «в лучшие отношения с местными властями гражданского ведомства». Но почувствовав уверенность в своем положении, он, якобы пользуясь покровительством Митрополита Филарета, начал интриговать против Епископа и вообще вести себя недостойно. А вот что пишет по поводу Епифания сам епископ Игнатий Преосвященному Леониду: «Письмо Ваше я храню как сокровище. Оно и есть сокровище. В нем показаны самые верные отношения Епископа к Ректору и Ректора к Епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В Петров день, в праздник, у нас в Угрешском скиту служил в мое отсутствие по моей просьбе мой помощник по благочинию Ново-Голутвинский архимандрит, отец Сергий, и после того, 30 июня, он приехал ко мне в Кармолино. Он сказывал, что посетителей на Угреше было до того много, что не только все номера во всех гостиницах (более 160 номеров) были заняты, но принуждены были отводить помещения и в монастырской больнице, в богадельне и даже в нижних келиях архиерейского дома. Это мне доказало на самом деле, что не излишество и не моя личная прихоть построение у нас третьей и новой гостиницы; стало быть, и без конно-железной дороги, не состоявшейся до сих пор, еще гостиница была нам нужна. И это великое стечение богомольцев повторяется у нас в лето довольно часто. Также в мое отсутствие происходило на Угреше еще торжество, в котором я не мог быть участником, именно: передача нашего монастырского училища в ведение Народного Просвещения и открытие двухклассного училища, которому, на основании новейших узаконений, предоставлены некоторые права, весьма важные в настоящее время, которые на три года сокращают срок служения в военной службе для окончивших курс. Но не одно это, важное для училища, право побудило меня к передаче оного в ведение министерства: помышляя о будущем, меня нередко смущала мысль, что в числе моих преемников могут быть и такие, кои, не имея расположения к образованию народному, начнут сокращать число учащихся и доведут мной учрежденное училище до совершенного упадка. Торжество этого открытия совершилось 1 июля и происходило следующим порядком, как мне после того сообщили. Директор учебного округа А. В. Краснопевков, брат преосвященного Леонида, был в то время озабочен отъездом его в Ярославль, июля 3, и потому на Угрешу не приехал, но прибыли накануне три инспектора и присутствовали при совершении с вечера всенощного бдения в церкви училища. Наутро, июля 1, была литургия, которую соборно служил наш монастырский отец-казначей; затем последовало молебствие благодарственное с провозглашением многолетия: 1) Государю Императору и всему Августейшему дому, 2) Святейшему Правительствующему Синоду, 3) владыке нашему, митрополиту Московскому, 4) архиепископу Ярославскому Леониду, 5) господину министру Народного Просвещения, графу Д. А. Толстому, 6) попечителю учебного округа, князю Н. П. Мещерскому, 7) настоятелю Угрешскому, 8)учащим и учащимся и всем православным христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

По окончании академического курса со званием магистра в 1842 году Лев Краснопевков в следующем году определился преподавателем гражданской истории, катехизического учения и греческого языка в Вифанскую семинарию. Его академическая диссертация на тему: «Жизнь св. Филиппа, митрополита Московского и всея России», с некоторыми изменениями и исправлениями, напечатана в 1861 году. В 1845 году Лев Краснопевков привёл в исполнение свою заветную мысль — 23 сентября он пострижен был в монашество в Троице-Сергиевой лавре с именем Леонид, а 1-го октября того же года рукоположен митрополитом Филаретом во иеромонаха в Покровском Московском (Василия блаженного) соборе. Профессор Санкт-Петербургского университета Советов по случаю столетнего юбилея Горного института дает такую характеристику Леонида: «Для меня дорога Вифанская пустыня, где я впервые встретил человека, который был непохож на других, который своею ласкою, вниманием и любовью к природе невольно вызывал к себе привязанность и глубокое уважение. С преосвященным Леонидом всегда было о чём говорить, всегда хотелось его слушать, от него поучаться. Его живое назидательное слово сильно врезывалось в молодое сердце и потом уже не забывалось никогда. Его опытный светлый взгляд на отношения людей друг к другу, его беспредельная преданность воле Божией и просвещенный трезвый взгляд на дух христианства, его уважение к установившимся обычаям, даже к мелочам житейским, были таким неисчерпаемым источником для назидания, что я и после, когда уже сделался самостоятельною личностью, в случае недоумений, нередко обращался к преосвященному Леониду. Мало того, скажу более: преосвященный Леонид решил судьбу моей жизни, помог мне сделаться тем, что я теперь, научил меня ещё в юности моей любить природу и науку». В 1848 году иеромонах Леонид назначен был бакалавром патристики в Московскую духовную академию, а 9 мая того же года помощником библиотекаря академии, коим в то время был знаменитый профессор Л. В. Горский. В 1849 году Леонид был определён ректором Вифанской семинарии и настоятелем Московского Златоустова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Первоначальное образование будущий архиепископ Леонид получил в английском, а потом во французском пансионах, где прекрасно изучил французский, немецкий и английский языки. В своем дневнике за 1848-1851 годы архиепископ Леонид писал: «Взгляну ли на свое воспитание: вот после предварительных начал домашних, я начинаю в английском пансионе, потом начинаю во французском, и помаленьку позабываю эти начатки в горном корпусе; наконец опять начинаю домашние приготовления к экзамену на чин мичмана и через несколько лет начинаю учиться в духовных академиях. Обращусь к службе. Готовиться начинал я и к горной и к артиллерийской и к инженерной и ученой и к гвардейской задумывал даже на контору к английскому купцу; но все это кончилось тем, что 17-ти лет поступил я юнкером во флот; начал морскую службу и порядочно; получил эполеты и команду и добрую репутацию по службе и еще не снимал военного мундира начал слушать курс в академии Петербургской дошел до высшего отделения и в московской [академии] начал по высшему отделению сызнова. Определен наставником в семинарию.» В 1829 году будущий владыка Леонид был определен родителями в горный кадетский корпус. Спустя три года Лев Краснопевков оставил горный корпус и после домашнего приготовления в 1834 году был определен юнкером в Балтийский флот с зачислением в 14-й флотский экипаж. В 1836 году он был произведен в мичманы. Служа во флоте, Лев Краснопевков познакомился с архимандритом Игнатием (Брянчаниновым; +1867, память 30 апреля/13 мая), настоятелем Сергиевской пустыни, близ Санкт-Петербурга, который до начала своего монашеского пути также был военным и променял свой офицерский мундир на черный подрясник послушника по сердечному влечению к монашеской жизни. Архимандрит Игнатий познакомил будущего владыку Леонида с монашеской жизнью, стремление к которой с того времени в юной душе возрастало день ото дня. Дружба отца Леонида с отцом Игнатием продолжалась на протяжении всей жизни. В письме от 5 марта 1858 года уже в сане епископа Игнатий писал отцу Леониду: «Господь да сохранит сей союз между нами во все время нашего земного странствования, и да будет он залогом любви в вечности, той любви, которая уже не страшится перемены» 1 . Примечательно, что Господь привел владыку Леонида окончить дни свои в Николо-Бабаевском монастыре, в котором почил и епископ Игнатий, «принявший его, отшедшего в вечность, в свое единение, в свою обитель, что выразил осязательным выражением — покрытием тела преставльшегося своею епископской мантией. Не без промысла, конечно, сподобил Господь и меня — брата епископа Игнатия послужить в этот великий час преосвященнейшему Леониду», — писал Петр Брянчанинов 17 декабря 1876 года.

http://pravoslavie.ru/55585.html

27 нояб. 1857 г. Синод по ходатайству свт. Иннокентия предложил перенести архиерейскую кафедру Камчатской епархии из Якутска на Амур и учредить в помощь Камчатскому архиерею 2 вик-ства с центрами в Якутске и Новоархангельске. 11 янв. 1858 г. имп. Александр II Николаевич утвердил эти предложения (2 ПСЗ. Т. 33. Отд. 1. С. 23. 32664). В том же году свт. Иннокентий предложил ректору Московской ДС архим. Леониду (Краснопевкову; впосл. архиепископ) возглавить Н. в., однако последний отказался от предполагавшегося назначения. В дек. 1858 г. в состав Камчатской епархии вошла обширная Амурская обл., что еще более затрудняло архиерейское окормление огромной территории. 21 дек. 1858 г. по представлению Камчатского архиерея на Новоархангельскую кафедру был определен архим. Петр (Екатериновский). 29 марта 1859 г. в иркутской Воскресенской ц. состоялась его архиерейская хиротония, в которой участвовал свт. Иннокентий. В тот же день Камчатский архиерей ходатайствовал перед исполняющим должность начальника Аянского порта (ныне с. Аян Аяно-Майского р-на Хабаровского края) о содействии еп. Петру в отплытии без задержек в Новоархангельск летом того же года. Кафедра викарного архиерея находилась в соборе во имя арх. Михаила в Новоархангельске. При соборе до перевода в Якутск работала семинария, а также действовали начальная и средняя школы с приютом. При еп. Петре в Н. в. помимо самого викарного епископа трудились 9 священников, 2 диакона и 16 церковнослужителей; действовали 9 храмов и 35 часовен. Духовенство Н. в. окормляло 12 тыс. чел., из них 76% были представителями коренных народов (алеуты, эскимосы, тлинкиты), ок. 14 - креолы, 6,5 - русские, 3,5% - представители др. национальностей. Со времени образования Камчатской, Курильской и Алеутской епархии (21 дек. 1840) деятельность правосл. Церкви в Русской Америке финансировалась из различных источников. На заработную плату духовенства, на постройку и ремонт большинства храмов и часовен, а также на миссионерские поездки Российско-Американская компания выделяла ок. 33 тыс. р. ассигнациями. Синод ежегодно отпускал более 300 р. на Кенайскую миссию. Новоархангельский епископ получал из казны на свое содержание ок. 1,5 тыс. р. серебром. Кроме того, миссионерская работа поддерживалась за счет фонда, к-рый свт. Иннокентий создал из пожертвований, собранных в С.-Петербурге, Москве и Иркутске, а также за счет части церковного дохода храмов и часовен, уже существовавших на Аляске к моменту образования епархии. К 1867 г. этот фонд составлял более 50 тыс. р. серебром. Его средства расходовались на развитие миссионерской работы, в частности на организацию и поддержку Нушагакской и Квихпакской миссий.

http://pravenc.ru/text/2577801.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010