иеромонах Иоаким (Сабельников) Часть третья. Письма старца Иеронима Поручая вас и себя особой помощи Божией и покрову Богоматери и святого Пантелеймона, остаюсь ваш духовник Иероним К РОДНЫМ И ДУХОВНЫМ ЧАДАМ Богом спасаемая любезная сестра Евдокия Павловна! Благодаря Бога, спасающего меня и покрывающего от всех бед, хотя я и не скучаю жизнию в Святой Горе, но скучаю о том, что о любимых моих не имею известия, живы ли все они и здоровы ли; чем более времени проходит в неизвестности, тем более скучаю. Может быть, Вы и посылали и много писем ко мне чрез прохожих, то они и по необходимости должны пропасть, потому что ныне разве десятый поклонник в Иерусалим может пройти; впрочем, да будет воля Божия во всем; еще и того не знаю, может быть, и мои письма к Вам не доходят, хотя я и часто к Вам пишу. Сие письмо я вручил для доставления Вам слепому Григорию Ивановичу моему дорогому, который обещался доставить Вам лично. Что касается до моей жизни здесь, то этот слепой, как человек благочестивый, расскажет Вам все подробно о нашем монастыре и обстоятельствах и о том, как приезжал к нам великий князь Константин Николаевич. Спаситеся, спаситеся и о мне молитеся; достопочтеннейшей матери и старице нашей Ксанфире сообщите мое глубочайшее почтение, и его высокопреподобию отцу Луке, и честнейшему отцу диакону, а благословенным племянницам Анне и Надежде – мое благословение. При сем, пожелав Вам всех благ, остаюсь всегда помнящий Вас грешный богомолец, Святой Афонской Горы Русского монастыря духовник иеромонах Иероним Р. S. От слепого получите двое четок перламутровых для благословения Анне и Надежде, и пять ложек, и неувядаемых цветов. 1845 года, августа 12-го дня Любезнейшие родители Павел Григорьевич и Марфа Афанасьевна. Здравствуйте о Господе. Извещаю вас, что и я вашими святыми молитвами благополучен, получил посланные от вас ко мне деньги – 55 рублей серебром, то есть пятьдесят пять целковых, за которые благодарю вас, а более не присылайте ко мне денег, потому что я не имею нужды в них, а если когда понадобятся, то я тогда буду писать к вам. Прошу вас, более имейте попечение о невестах Христовых, то есть о матери Ксанфире с ее детьми духовными Евдокиею, Анною иНадеждою. Посылайте им все нужное для содержания, чтобы они не имели нужды телесной, а всещедрый Бог за это благословит ваш дом всяким довольством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Письма Скачать epub pdf Письма к архимандриту Леониду (Кавелину) Письмо Ваше Высокопреподобие Возлюбленнейший Отец. Архимандрит Леонид! Прежде выражения моей благодарности, приветствую Вас с наступившим Новым Годом, с пожеланием Вам милости Божией. Не сочтите, Батюшка, мою медленность в ответе за невежество, нет, это моя единственная добродетель, и мне удается в этом успевать, особенно насчет поздравлений: я иногда поздравляю зараз с прошедшим, настоящим и будущим Новым годом. Душевно благодарю Вас за прекрасную Икону Преподобного Отца нашего Сергия, благодарю также и за поздравление с милостию Божиею и Царскою. Протекли моего настоятельства 25 лет, как день един. Не избежал я и торжества и милостей беспримерных. Скажу вам по-братски: все суета! Хотелось бы остальные дни провести в покаянии. Дела незаконченные, дряхлость и тягость телесные уже начинают всякому делу препятствовать. Вот купец и проторговался, одна надежда на неизреченную милость Божию. Прошу Ваших Святых Молитв пред престолом Божиим, да покрыет Господь своим милосердием мое недостоинство. Вашего Высокопреподобия имею честь быть усердный слуга и богомолец. Архимандрит Игнатий. 13 января 1883 года Письмо Христос Воскресе! Незлобиве отче! Я еще за старую книгу не благодарил, а ты, добродушие, и другую прислал. Вот и экономия: за два благодеяния один раз благодарить. Очень, очень благодарю и прошу прощения за мою леность. По этому поводу я благодарен Достоевскому, который одному приятелю отвечал на письмо через два года, и говоря, что письма писать дело невозможное, прибавлял к тому, что если я буду за грехи сослан в ад, то другого тягчайшего наказания не ожидаю, кроме того, что заставят писать каждый день по десяти писем. Хотя меня это не утешает, но успокаивает, что и умные люди ленились письма писать. А нам и Бог простит. Прошу Св. молитв и благословения от Преподобного Сергия. старый друг и почитатель Твой. Архимандрит Игнатий. 20 апреля 1886 года Письмо архимандрита Иннокентия (бывшего настоятеля Троицко-Зеленецкого монастыря) к архимандриту Игнатию (Малышеву) 

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Malysh...

Раздел 3: Русская Духовная Миссия при архимандрите Леониде (Кавелине) 1863–1865 142. О кандидатурах на пост начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Из письма митрополита Московского Филарета (Дроздова) к обер-прокурору Св. Синода А.П. Ахматову Троице-Сергиева Лавра 10–11 июня 1863 г. Публикация Ваше Превосходительство, милостивый государь! ...Удивляюсь, что А.Н. продолжает рекомендовать архим. Порфирия 204 и после его сочинения о Синайской Библии 205 , и после дельных обличений не дельного сочинения. Какие странные заключения выводит он из простого варианта рукописи, и какие неумеренные поднимает крики! Как нескромно провозглашает себя критиком, почти единственным в России! Сидя в лавре, под глазами митрополита, в соседстве духовной академии, с каким самонадеянием и невниманием к начальству, без совета с учеными соседями, без разрешения митрополита, пускает он в свет сочинение спорное, по делу, покровительствуемому государем императором. Если так в глазах: чего ожидать за глазами? 206 Думаю, Вам известно, что он писал из Константинополя одно письмо в трех экземплярах к двум митрополитам и к Вашему Превосходительству, жалуясь на невнимание к его достоинству, угрожая принести жалобу Вселенскому Патриарху. Для Иерусалимской миссии, по моему мнению, первым кандидатом может быть оптинский иеромонах Леонид 207 и вторым архимандрит Ювеналий. Оба они были уже в Иерусалимской миссии, под начальством епископа Мелитопольского. Первый более основателен и опытен; второй оборотлив. Мысль определить преосвященного Кирилла в Свияжский монастырь на место архиепископа с поручением преосвященному Казанскому поддерживать его, дабы он оправдал себя и устроил себе лучший путь, – такова, что лучшую трудно изобрести. Но при сем надобно употребить для преосвященного Кирилла слово утешения. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. Ч. II. С. 188. 143. Из записки иеромонаха Леонида (Кавелина), представленной И.Д. обер-прокурора Св. Синода князю С.Н. Урусову

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

(2-я пол. XIV в.), архим. смоленского Богородичного мон-ря. В 70-х гг. XIV в. совершил паломничество в Иерусалим и составил описание «Хождение архимандрит Агрефенья», дошедшее в 2 списках - XV и XVI вв. Имя паломника в научной лит-ре передавалось по-разному (Григентий, Грефений, Парфений), позднее общепринятым стало его именование Агрефением. Датировка «Хождения» 70-ми гг. XIV в., принадлежащая архим. Леониду (Кавелину) , основана на отсутствии упоминания турок, приведении имен «Иерусалимского митрополита» Германа и еп. Марка II († 1378), а также на указании владений арм. духовенства в Иерусалиме. «Хождение» начинается перечнем рус. городов (Москва, Тверь, Смоленск, Новгород, Луки, Витебск, Друцк, Слуцк, Белгород); затем путь паломника лежит на Царьград и Иерусалим (по дороге А. посетил о-ва Митилина, Хиос (Стихий), Родос, Патмос, Кипр). Путник последовательно описывает расположение Иерусалима («стоит в горах»), главные христ. святыни (ц. Воскресения с ее реликвиями, Сион, Голгофу, гроб Давидов, св. Келью и др.). Далее следуют краткие описания Гефсимании, Галилеи, Вифлеема, Вифании, лавры св. Саввы, Назарета. В «Хождении» А. отметил совершение в Иерусалиме богослужения разными христ. Церквами: яковитами, хабежами (эфиопами), фрягами (католиками), греками, армянами, иверами (грузинами). Рассказ паломника насыщен упоминаниями лиц и событий ВЗ (гибель Содома и Гоморры, Авраам и Исаак, гроб царя Давида и др.) и НЗ (Христос и Пилат, св. Иоанн Предтеча и др.). Упоминает А. также и апокрифические образы (Авимелех, проспавший 62 года, и др.), что свидетельствует о книжной образованности, наблюдательности автора, сумевшего, не повторяя сведений Даниила игумена , своего предшественника, найти краткие, но выразительные слова для характеристики тех мест, к-рые он посетил. Н. И. Прокофьев, разыскавший и опубликовавший список «Хождения» XV в., обратил внимание на инженерно-экономический аспект при описании архитектурных памятников (в частности, закладку храмов на цистернах), а также на легендарные элементы и на нек-рый архаизм лексики.

http://pravenc.ru/text/453095.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ, ПАХОМИЙ, ФЕОДОСИЙ Даниил, «игумен успенский», Пахомий, архим. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря, Феодосий, игум. «спасский» († ок. 7.02.1238, Владимир), преподобные, священномученики (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых). Д., П. и Ф. как, по-видимому, наиболее уважаемые духовные лица города (наряду с еп. Владимирским сщмч. Митрофаном ) упомянуты в варианте летописной статьи 1238 г. о взятии и разорении Владимира монголо-татар. войсками, получившей оформление во Владимирском летописном своде 1281 г.: «И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рождества Святыя Богородицы, и Данило, игумен успенскыи, Феодосии Спаскыи и прочии игумени, и черньци, и черници, и попы, и дьяконы» ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 316; ПСРЛ. Т. 18. С. 56-57; Т. 30. С. 88-89). В Лаврентьевской летописи (1377) «успенский игумен» упомянут анонимно (ПСРЛ. М., 2001р. Т. 1. Стб. 463-464; о соотношении летописных сообщений, посвященных нашествию Батыя, см.: Письменные памятники истории Древней Руси: Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания: Аннот. кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 81-82). В синодике Успенского собора г. Ростова Д., П. и Ф. названы «преподобными игуменами» (РГБ. Ф. 344. Шибанов. 99. Л. 53 об., список 1642 г.). Согласно архим. Леониду (Кавелину) , П. был погребен в Успенском соборе, а Д. и Ф.- во владимирском Золотоворотском в честь Преображения Господня мужском монастыре . Точная дата гибели Владимирских священномучеников неизвестна. Большинство историков считают, что Владимир был взят войсками хана Батыя в течение одного дня - 7 февр. 1238 г. Однако в летописях недвусмысленно указывается, что 7 февр. была захвачена лишь одна из 3 частей Владимира - т. н. Новый город. Точная дата захвата несомненно укрепленного Среднего, или Печернего, города, где располагались Рождественский мон-рь и Успенский собор и где находились тогда еп. Митрофан, великокняжеская семья и оставшиеся в живых воины и горожане, не была зафиксирована летописцем; по-видимому, Средний город был взят вскоре после 7 февр.

http://pravenc.ru/text/171308.html

Исидор, митрополит Новгородский и С.-Петербургский Ваше Высокопреподобие Возлюбленный о Господе Брат и сослужитель. Душевно благодарю Вас за присланные Акты Иверского Монастыря. Это мне тем более приятно, что старинные бумаги в монастыре оставались без должного надзора и даже без описи. Поэтому я приказал нынешнему настоятелю Архимандриту Амвросию составить описание оных, которые еще не утратились. Ваш труд облегчит его. Нужно будет описать только эти бумаги, которые не вошли в Вашу книгу. Настоятель Воскресенского Монастыря помог Иверскому, а Иверский дал Настоятелю Воскресенского доброго преемника в знак духовного общения обоих, обязанных славою своею одному Великому Зиждителю. Поручая себя святым молитвам Вашим, с совершенным почтением и братскою о Христе любовью честь имею быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Исидор Митрополит Новгородский и С.-Петербургский 4 августа 1878 г. Ваше Высокопреподобие, Достопочтенный отец Архимандрит! Приношу Вашему Высокопреподобию душевную благодарность за присланное мне историческое описание Нового Иерусалима и всех его сокровищ. Оно так богато подробностями, что не оставляет желать большего. Господь судил Вам, в подробности осмотреть и описать древний Иерусалим. Я читал с удовольствием это описание в журнале «Душеспасительное чтение», и отдаю ему преимущество перед другими высокоправыми описаниями, по простоте изложения приличной важности и предмета, Новый Иерусалим не мог дать столь возвышенного материала. Потому и описание его драгоценно совершенно в другом отношении как путеводитель для всякого посещающего эту близкую и дорогую для Русского общества, наглядно объясняющую великую и вселенскую Святыню, к которой не всякому возможно достигнуть. Дай Бог здоровье Павлу Григорьевичу, совершившему описание Нового Иерусалима, на такое благое дело, за которое мог взяться только избранный вспомоществуемый силою Божию и любовью к Богу! Прошу помянуть в Святых Молитвах Ваших с истинным почтением и братскою о Христе любовью к Вам взывающего Исидора, М. Новгородского и С.-Петербургского. 21 октября 1876 г. Читать далее Источник: Письма к Леониду (Кавелину), архимандриту : [Рукопись]/Исидор, митр. Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский. - [Б. м.], 1876, 1878. - 4 (2 ч.) лл., 2 п. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Письмо к Цурикову Павлу Григорьевичу, Московскому Почётному гражданину Максиму Евфилиеву Попову, с передачей Действительному Статскому Советнику Павлу Григорьевичу Цурикову, В Москву, на Ильинку, в дом Веригина, в суконные магазины Исидор, митрополит Новгородский и С.-Петербургский 28 мая 1877 г. Москва, утро (почтовая печать) Получил письмо Ваше, в котором Вы сообщили мне о нежелании Архимандрита Леонида принять на себя должность Наместника Сергиевой Лавры, и о затруднениях, какие он опасается встретить при исполнении таковой должности. Я доводил до сведения Святейшего Синода, что Архимандрит Леонид не изъявил согласия на принятие должности Наместника и желает продолжать службу в Воскресенском монастыре. Но Святой Синод принял во внимание представление Московского Митрополита, в котором он объясняет, что не имеют в виду другого кандидата для должности Наместника, кроме Архимандрита Леонида и, не желая огорчать Владыку отказом в удовлетворении его представления, определился 25 мая постановил: Согласно представлению Митрополита переместить на должность Наместника Сергиевой Лавры Архимандрита Леонида. Пусть отец Архимандрит благодушно примет это на послушание. Видно так угодно Богу и Его Преподобному Сергию. Он же и поможет ему. Священник Николай Семёнович Боголепов довёл до Сведения моего, что Ваше Превосходительство в честь и славу Царицы Небесной, изъявили желание, расписать купол и стены Покровской Церкви в селе Никольском. Не нахожу слов, чтобы выразить Вам мою сердечную признательность за такое тёплое усердие к храму Пречистой Матери Божьей, столь дорогому для меня по личным воспоминаниям. Да будет покров и милость Её над Вами во все дни жизни вашей. Призывая на Вас Благословение Божие, с искренним уважением и преданностью честь имею быть, Вашего Превосходительства Милостивого Государя Покорнейшим слугою. Исидор, Митрополит Новгородский и С.-Петербургский. Мая 27 Читать далее Источник: Письмо к Цурикову Павлу Григорьевичу [рукопись]/Исидор, митр. Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский. - Санкт-Петербург - Москва, 1877 май 27. - 3 лл., 1 п., 1 конв. (Кавелин Л.А. Письма разных лиц к Леониду (Кавелину), архимандриту). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

1847 год Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при сей Скита святого Иоанна Предтечи. Составил Лев Кавелин. (Издано в пользу Св. Обители.) Часть I. Описание Обители. С приложением вида ее. Часть II. Описание Скита, с приложением вида его. СПб. 8°, 229+26 с. Этого же сочинения «издание второе, исправленное и дополненное оной же Пустыни И. Л. (Иеромонахом Леонидом), СПб., 1862, ч. I, 385 с; ч. II, 259 с.; изд., 3-е, дополненное: М., 1876 (с. IV, 244, 169); изд. 4-е: М., 1885, 240 с. 1848–1856 годы. За эти годы ни в одном из известных библиографических списков не значится каких-либо работ Л.А. Кавелина. 1852–1856 гг. – время послушнического искуса Льва Кавелина (с 1854 – монаха Леонида) под руководством старца Макария. В связи с этим некоторые исследователи (в том числе и И.Н. Корсунский в «Перечне», составленном для журнала «Библиографические записки») включают в каталог трудов о. Леонида все переводы, изданные за этот период Оптиной Пустынью. Сам о. Леонид в своем рукописном «Перечне», на который все время ссылается И.Н. Корсунский , писал: «В Оптиной Пустыни, проживая в братстве состоящего при сей благоустроенной обители скита святого Иоанна Предтечи Господня, я занимался, под руководством известного своею духовной опытностью старца иеросхимонаха Макария, в числе трех других сотоварищей, приготовлением к изданию в свет славянских переводов старца Паисия Величковского и перевел с славянского на русский язык, с товарищем о. Ювеналием Половцевым книги: «Вопросы и ответы старцев Варсануфия и Иоанна» и «Книгу поучений аввы Дорофея »». По другим сведениям, отцу Леониду может быть усвояема лишь одна из переводных книг, изданных Оптиной Пустынью, а именно: 28а. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов, данных на оные святыми Старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1856, XIV + 283 + 43 с. Читать далее Источник: Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина)//Богословские труды. 1972. 9. С. 226-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

  Полюбил Константин Николаевич и ближайшего ученика старца Иеронима, «покорного ему постриженика и сына» с. 572] — схиархимандрита Макария (Сушкина), будущего прославленного игумена Русика, которого описал, как «великого, истинного подвижника» и «современного, живого, привлекательного человека» с. 572]. Важно отметить, что Леонтьев, как никто до и после него, понял характер отношений друг к другу двух великих старцев и их значение в жизни Афона. «Отец Иероним был организатор, отец Макарий был только ученик и последователь его. Отец Иероним восстановил на Афоне русское иночество, он создал новую русскую общину и прославил ее. Отец Макарий только приумножил его духовные насаждения. Самого отца Макария сформировал, утвердил и выучил отец Иероним, нередко и жестоким искусом» [Там же, с. 584]; «Отец Иероним был гений, а отец Макарий только дарование, несравненно меньшее» с. 584].   О них обоих пишет Константин Николаевич: «Учусь у них и умнею под старость, скорблю и блаженствую, каюсь и радуюсь и за честь себе считаю их дружбу, их участие, за дар Божий — их наставления!» с. 577].           О том, как сам Леонтьев был воспринят афонскими духовниками, мы отчасти можем узнать из письма отца Макария к архимандриту Леониду (Кавелину):   «Новый консул солунский Константин Николаевич Леонтьев — славянофил и с особым взглядом на вещи, переделавшийся из нигилиста в деиста» л. 86об].   Несмотря на кажущуюся излишнюю строгость в суждении афонского подвижника, это очень верно замечено. Леонтьев, «в первой юности» не чуждый либеральных идей и увлечений и называвший себя «почти нигилистом» с. 458], имел веру в Бога, но по-настоящему православным, то есть церковным, человеком до Афона не был. Но для того Леонтьев и «поехал на Афон, чтобы строгие монахи научили его веровать», как вспоминал он впоследствии с. 346]. О вопросах, волновавших тогда Константина Николаевича, и об ответах на них старца мы узнаем, вчитываясь в леонтьевский текст.   Как приобрести веру и страх Божий? Старец «как нельзя проще» посоветовал ему «повторять только трижды в день: “Господи, пошли мне веру в загробную жизнь и утверди ее в сердце моем”». Леонтьев свидетельствует, что после того, как он стал выполнять старческую заповедь, иногда даже сухо и невнимательно, Бог послал просимую веру и утвердил его в ней [см.: Там же, с. 347]: «Я молился и уверовал. Уверовал слабо, недостойно, но искренне» с. 459]. С тех пор он «от веры и страха Господня отказаться уже не мог, если бы даже и хотел» [см.: 13, С. 588]. В конце жизни Леонтьев с благодарностью написал: «Приятием личной веры я обязан афонским духовникам» с. 668].

http://isihazm.ru/1/?id=747

В письме от 17 апреля огорченный архимандрит сообщил Севастьянову, что МИД России предполагает перевести его в константинопольскую миссию, а тамошнего архимандрита переместить в Афины. Посланника Озерова перевели в Швейцарию. В Константинополе друзья увиделись снова. Шел сентябрь. Севастьянов отправлял материалы экспедиции в Россию. Они попрощались. Последнее из сохранившихся писем о. Антонина датировано 22 ноября 1860 г. В нем говорится:   «С отъезда Вашего нет о Вас ни слуху, ни духу. Я ждал, что Вы напишете из Равенны или о Равенне. Отъезжая, Вы меня утешали, что мне скоро понравится в Константинополе и я перестану сокрушаться об Афинах - это начинает сбываться. Судя по двум месяцам, прожитым в Царьграде, страхи мои были напрасны... Ваша дружеская рекомендация по-видимому расположила здешнее общество ко мне». В письме упоминается француз, участник недавней экспедиции: «Г-н Леборн открыл свое фотографическое заведение. Сегодня приходил видеться со мной и рад, как дитя, встрече со странным знакомым. О Вас вспоминает чуть не со слезами, равно как и о жизни на Св.горе». Прощаясь, Капустин и Севастьянов не знали, что жизнь разводит их навсегда. Петр Иванович погрузился в новые поездки по музеям Европы и дела по организации отделения христианских древностей при Румянцевском музее, перемещенном из Петербурга в Москву. Он спешил, сопротивляясь начинающейся чахотке. Архимандрит Антонин спокойно работал, возглавляя русскую церковь при посольстве. В 1865 г., после ряда конфликтных ситуаций в Иерусалиме, возникла срочная необходимость подыскать замену начальнику русской православной иерусалимской миссии архимандриту Леониду (Кавелину). Лучшей кандидатуры, чем А.Капустин, не было. В этой последней должности он прослужил 29 лет, до конца жизни, считается, что это был самый успешный период в истории русского присутствия в Палестине. Служба главы духовной миссии в Иерусалиме была далеко не простой. Будучи в сущности церковной организацией, одновременно миссия подчинялась Палестинскому комитету МИД России. По-прежнему очень сложными оставались отношения русской православной церкви с иерусалимским греческим патриархом и представителями западных церквей. Кроме того, в 1882 г. по инициативе российской общественности возникло Православное Палестинское общество. У нового общества были серьезные гуманистические и научные цели: изучение истории, языка и культуры народов Ближнего Востока, организация научных экспедиций, популяризация в России знаний об исторических памятниках и христианских святынях Палестины, а также содействие образованию и духовному просвещению арабского народа. Средства на осуществление своей широкой программы члены общества собирали в России по подписке. На эти деньги приобретались небольшие земельные участки для строительства школ. Русская миссия в Иерусалиме была обязана отчислять Палестинскому обществу на церковно-просветительную работу значительные суммы из своих церковных сборов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2899

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010