Елена Николаевна Егорова Скачать epub pdf В годы настоятельства архимандрита Пимена (Мясникова, данные о нем см. в статье «Угреша в архивных документах») в Николо-Угрешский монастырь часто приезжал его близкий друг – епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) , старший викарий Московской епархии. Он много помогал архимандриту Пимену в его делах, освятил на Угреше несколько церквей, был одним из основателей Петропавловского скита. Сердечная дружба между двумя известными церковными деятелями, продолжавшаяся более 20 лет, оказала благотворное влияние на их личности и судьбы. Епископ Леонид (в мире Лев Васильевич Краснопевков) родился 16 февраля 1817 года в Петербурге в небогатой дворянской семье. Полученное дома начальное образование он продолжил в английском училище, а потом в Горном кадетском корпусе. В 1834 году 17-летним юношей он был зачислен юнкером в Балтийский флот, но прослужил всего 4 года и вышел в отставку в чине лейтенанта. Во время флотской службы Лев Краснопевков познакомился с архимандритом Игнатием Брянчаниновым , будущим епископом Кавказским и Черноморским, тогда управлявшим Троице-Сергиевой пустынью в Стрельне, близ Петербурга. Общение с умным, образованным святителем, глубоко проникнутым духом истинного монашества, упрочило желание искренне верующего молодого человека оставить светскую жизнь. Повстречавшись в Петербурге с известным алтайским миссионером архимандритом Макарием 1 , он стал проситься на Алтай вместе с ним. Однако прозорливый о. Макарий в просьбе отказал и посоветовал ему пройти курс в духовной академии. В 1838 году Лев по благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова) поступил в академию сначала в Петербурге, а спустя два года перешел в Московскую духовную академию. Мечта о миссионерском служении его не покидала, и он обратился к бывшему проездом в Москве епископу Камчатскому, Алеутскому и Курильскому Иннокентию (Попову-Вельяминову) с просьбой взять его в свою миссию. Однако и этот проницательный архипастырь просьбу Краснопевкова отклонил. В 1842 году Лев Васильевич с блеском окончил академию. Его диссертация на тему «Жизнь св. Филиппа, митрополита Московского и всея Руси» была с некоторыми изменениями и дополнениями опубликована в 1861 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Краснопевков Лев Васильевич; 16.02.1817, С.-Петербург - 15.12.1876, Бабаевский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в дворянской семье. Отец, Василий Васильевич Краснопевков, был товарищем герольдмейстера, мать, Анна Ивановна, из рода дворян Ломовых (по отцу) и Алфёровых (по матери). Первоначальное образование получил в английском, затем во франц. пансионе, изучил франц., нем. и англ. языки. В авг. 1829 г. был определен в горный кадетский корпус, но в 1832 г. оставил учебу в нем. В февр. 1834 г. после домашней подготовки поступил юнкером на Балтийский флот и зачислен в 14-й флотский экипаж. В 1836 г., выдержав экзамен в Морском кадетском корпусе, произведен в мичманы. Знакомство с архим. св. Игнатием (Брянчаниновым) , настоятелем с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. , состоявшееся в 1836 г., а затем с архим. прп. Макарием (Глухарёвым) пробудило в молодом мичмане влечение к монашеству и миссионерству. Однако прп. Макарий посоветовал сначала прослушать курс в ДА. Вняв совету, Краснопевков, не снимая военного мундира, посещал лекции в СПбДА ( Гуличкина. 2012. С. 6). В марте 1837 г. познакомился с митр. Московским и Коломенским свт. Филаретом (Дроздовым) и в 1838 г. по его благословению поступил в СПбДА. В 1839 г., после кончины отца, по предложению митр. Филарета был переведен в МДА. В июле 1840 г. Краснопевков переехал в Троице-Сергиеву лавру, дойдя в СПбДА, по его словам, до высшего отд-ния, «в Московской начал по высшему отделению сызнова» (РГБ. Ф. 149. К. 19. Ед. хр. 1. Л. 13 об.). Духовное образование и служение Л. проходили под непосредственным руководством Московского святителя. Гр. С. Д. Шереметев писал: «Слово Филарета проникло все его существо. Он подчинил себя его духовному руководительству, смотрел на него как на отца и переселился в Москву... Филарету стало ясно, что Леонид человек убеждения, человек призвания - и кроме того, человек ему безусловно верный» ( Шереметев. 1898. С. 4).

http://pravenc.ru/text/2463437.html

Леонид, архиепископ Ярославский и Ростовский (Краснопевков Лев Васильевич) Родился 16 февраля 1817 года в Петербурге в дворянской семье. Первоначальное образование получил в английском, затем во французском пансионах. В 1829 году определен в горный кадетский корпус. В феврале 1834 года оставил корпус и определился юнкером на Балтийский флот. В 1838 году по внутреннему влечению к монашеской жизни поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии. В 1840 году после смерти отца и по предложению митрополита Московского Филарета (Дроздова , † 1867; память 19 ноября/2 декабря) переехал в Троице-Сергиеву лавру для продолжения образования в Московской духовной академии. В 1842 году окончил курс духовной академии со званием магистра и определен преподавателем в Вифанскую духовную семинарию. 23 сентября 1845 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре; 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 1 октября митрополитом Филаретом рукоположен во иеромонаха. С 23 апреля 1848 года – бакалавр Московской духовной академии. С 19 декабря 1849 года – ректор Вифанской духовной семинарии и настоятель Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. 1 января 1850 года возведен в сан архимандрита, переведен настоятелем Московского Знаменского монастыря. Назначен членом Московской духовной консистории и членом конференции внутреннего правления Московской духовной академии. С 31 августа 1853 года – ректор Московской духовной семинарии. С 22 апреля 1854 года – настоятель Заиконоспасского монастыря. 26 апреля 1859 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В 1863 году назначен председателем Московского губернского присутствия по предмету улучшения быта духовенства. В 1864 году в Москве принимал деятельное участие в переговорах с делегатом Нью-Йоркской конвокации пастором Юнгом о соединении Церквей. С 20 ноября 1867 года по 25 мая 1868 года по смерти митрополита Филарета (Дроздова) управлял Московской епархией. 15 мая 1876 года возведен в сан архиепископа Ярославского и Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Записки московского викария Архиепископ Леонид (Краснопевков). Записки московского викария. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 608 с. : ил. — (Серия «Русская Православная Церковь в дневниках и воспоминаниях»). Архиепископ Ярославский и Ростовский Леонид (Краснопевков; 1817 — 1876) более 15 лет был викарием и ближайшим помощником святителя Филарета, митрополита Московского. Всесторонне образованный, чуткий ко всему прекрасному и доброму, владыка Леонид на протяжении всей жизни вел дневники, которые сохранились до наших дней и, составляя значительную часть его литературного наследия, являются летописью церковной жизни Москвы той эпохи. Считаем полезным познакомить читателей с замечательным архиереем Русской Православной Церкви XIX века и его трудами. Приводим отрывок из книги. Предисловие. «Истинная ангельская душа» Архиепископ Леонид (в миру Лев Васильевич) родился в дворянской семье Краснопевковых 16 февраля 1817 года в Санкт-Петербурге. Его отец был товарищем герольдмейстера . О матери Анне Ивановне Краснопевковой владыка Леонид писал в своих воспоминаниях: «Анна Ивановна происходила из рода дворян Ломовых по отцу и Алфёровых по матери. Она родилась в Дмитрове, городе Московской губернии. Родители ее не были богаты, но жили в довольстве и воспитывали детей сообразно со своими понятиями и средствами старались паче всего внушить им страх Божий. Частые посещения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, отстоящей на 40 верст от Дмитрова, произвели на пылкую и восприимчивую душу Анны Ивановны в самом раннем ее возрасте самое сильное и глубокое впечатление. На утре жизни воспламенилась в душе ее вера в молитвенную силу преподобного Сергия и во всю жизнь горела в ней путеводною звездой, соделалась отличительной чертой ее христианского характера. Пять детей: два сына и три дочери. 1817 года февраля 16 на память мученика Памфила и иже с ним в пятницу второй недели Поста в 9 часов вечера родился у товарища герольдмейстера Василия Васильевича Краснопевкова в Санкт-Петербурге первенец сын Лев тезоименитый святому Льву Великому папе Римскому, его же память совершаем в 18 день февраля. В то лето Пасха Христова паде на Благовещеньев день. ». В годы отрочества огромную радость Льву Краснопевкову доставляли уединенные прогулки с отцом по глухим улицам Васильевского острова, или семейные прогулки в Троице-Сергиеву пустынь. Любимым домашним его занятием было чтение миниатюрных английских книжек и рыцарских романов, рисование ландшафтов и боевых коней.

http://pravoslavie.ru/55585.html

Звенигород. Скит преподобного Саввы. Саввинский скит Скит. Действует.   Престолы: Саввы Сторожевского Год основания:Между 1860 и 1870. Ссылки:   Адрес: Московская область, гор. Звенигород Саввино-Сторожевский монастырь Скит Преподобного Саввы Координаты: 55.736544, 36.8135 Проезд:электропоездом от Белорусского вокзала до станции Звенигород, далее автобусом или до остановки «Монастырь»; Изменить описание объекта Автор: Сергей Чернов Снято: 30 марта 2014 Добавлено: 30 марта 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Преподобный Савва для молитвенных подвигов и молитвенного общения с Господом часто удалялся из обители в глубокий овраг, отстоящий в версте от монастыря на север. Там на склоне горы под сенью густого леса он ископал себе пещеру, в которой предавался со слезами подвигам молитвы и созерцанию на земле высших обителей небесных. Память о месте его молитвенных подвигов сохранялась веками. В 1860 - начале 1870-х годов над пещерой была возведена церковь во имя преподобного Саввы Сторожевского, а рядом с ней построен ансамбль монастырского Скита. Первоначально он носил название «общежитийного отделения» и представлял собой целый монастырь с двумя церквами, кельями и хозяйственными службами, обнесенный каменными стенами с башенками. Возникновение Скита произошло благодаря желанию и усердию нескольких людей: святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, настоятеля Саввина монастыря епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), звенигородского купца и фабриканта Павла Григорьевича Цурикова и наместника Саввинской обители о. Галактиона. Средства на устройство Скита и его содержание были пожертвованы П.Г. Цуриковым. Жизнь в Саввинском скиту основывалась на правилах строгого общежительного устава, введение которого было связано с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова). Митрополит Филарет усердно насаждал в обителях подобный тип иноческой жизни, восходивший к традициям преподобного Сергия Радонежского и его учеников. Особое отношение к общежительным монастырям разделял викарий митрополита епископ Леонид. Епископ Леонид (Краснопевков) глубоко почитал прп. Савву. При нем с 1859 г. была установлена традиция ежегодного крестного хода из монастыря к пещерке в день праздника 17 (30) июля в память обновления раки Преподобного — устройства над ней новой сени. Епископ Леонид вспоминал о трогательных минутах крестных шествий между монастырем и Скитом, когда припев “преподобне отче Савво, моли Бога о нас”, непрестанно повторяемый клиром и народом, разносился далеко по лесу, где стояли еще некоторые дубы, которые могли служить сенью своею для преподобного». В настоящее время традиция крестных ходов из монастыря в Скит восстановлена. Основная заслуга практического воплощения идеи Скита принадлежит наместнику монастыря (с 1856 по 1887 г.) отцу Галактиону.

http://sobory.ru/article/?object=16954

1-я глава «Ревнителю целомудрия от юнаго воспитания, святителю Филиппа, незыблем, яко на камени основан твердем». (Светилен.) Имя святого Филиппа, митрополита московского и всея России священно для нас, как имя великого угодника Божия, исповедника веры 1 и страдальца за мир и счастье нашего отечества. Святитель Филипп родился в Москве, при великом князе Василии Ивановиче и митрополите Симоне, 11 февраля 1507 года, и наречен во святом крещении Феодором 2 . И знатность происхождения, и добродетели родителей, обещали новорожденному высокую участь. Знаменитость предков естественно возвышает дух потомков, окрыляет его к славным подвигам. В России тех времен древность рода была одним из важнейших и законным правом на высшие государственные достоинства. Феодор происходил из дома Колычевых 3 , которые вели свое происхождение, вместе с другими дворянскими фамилиями (с Сухово-Кобылиными, Романовыми, Шереметевыми, Яковлевыми и др.), от прусских владетельных князей, пришедших в 13 веке в Россию. Дед Феодора, Иван-Лобан Андреевич Колычев 4 , пользовался доверенностью Иоанна 3 , который поручал ему важные должности посла при Менгли-Гирее, наместника в Новгороде, а в военное время, опасные посты воеводы передового полка новгородской рати (в Финляндии, с Князем Щеней), или начальника столь важного военного пункта, каков был тогда новопостроенный Иван-город (на правом берегу Наровы, против Нарвы). Под стенами этой крепости он и сложил свою голову в неровной битве с эскадронами Ревельского командора (в 1502). Отец Феодора, Степан Иванович, старший из пяти сыновей Лобана 5 , был весьма любим великим князем Василием Ивановичем за преданность московскому самодержавию, за добрые нравы и как муж «исполненный ратнаго духа». Как дорогое наследие отца и деда, эти добродетели – преданность самодержавной власти, мужество и деятельный дух – скоро зацвели и в юном Феодоре вместе с многими иными прекрасными свойствами души 6 . Твёрдый в правилах и богобоязненный, Степан Иванович Колычев не ослеплялся «высотою сановною, которою постоянно сиял всюду».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

227. Блаженной памяти митрополита Филарета Близится, чрез три года, 50-летие кончины великого и в малом, как выразился профессор А. П. Лебедев в своей лекции, митрополита Филарета. Помню, как я горько плакал на Перерве, в IV классе духовного училища, когда во время уроков, 20 ноября 1867 г. нам, детям, сказали, что скончался великий святитель Филарет. Я плакал о том, что не привел Бог принять у него лично его святительского благословения, о чем так мечтал тогда. И зарисовал я тогда на закладке своей Библии что-то и написал: пусть это напоминает мне скорбный час, когда я услышал о кончине митрополита Филарета. Так велико было действие самого имени святителя, даже на нас, детей, а что мы понимали тогда о значении Филарета в жизни и истории родной Церкви? Поистине, имя его, как бы некое благоухание, носилось в атмосфере церковной жизни еще в то время, а с течением времени, с появлением в печати великого множества материалов, касающихся его деятельности, все росло и росло и ныне стоит на недосягаемой высоте сравнительно с именами других иерархов, его современников. Как незабвенный Император Александр III был носителем идеала русского православного Самодержца, так митрополит Филарет был как бы воплощением идеала русского православного иерарха. Он напоминал не только России, но и всей вселенской Церкви великих святителей и вселенских учителей: Василия Великого , Григория Богослова и подобных. Справедливо писал известный, беззаветно ему преданный викарий Леонид Краснопевков , что потомки будут считать современников Филарета счастливцами, что имели счастье видать его, что слышали мудрое слово его. Бог послал русскому народу митрополита Филарета, как путеводную звезду, в его церковной, культурной и государственной жизни, и если бы мы, архиереи, свято соблюдали его заветы в нашем святительском служении, если бы люди науки, особенно богословской, в своем делании искали постоянно его руководства, если бы мужи государственные не чуждались тех глубоко мудрых, словом Божиим освященных, начал, какие он раскрывал в своем государственном учении, если бы даже служители искусства христианского не чуждались тех его указаний, какие рассеяны в его мнениях, резолюциях, отзывах, то – кто знает? Может быть, мы не переживали бы того духовного тумана, какой окутывает нас теперь во всех областях нашей духовной жизни; может быть, мы не сбились бы с того исторического пути, на какой поставил нас Промысл Божий среди народов земных, не отвратились бы от тех святых идеалов, какие завещаны нам отцами и дедами нашими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Вместо предисловия необходимого для пояснения происхождения и некоторых особенностей в содержании моих «воспоминаний», предлагаются здесь три письма из переписки моей с братом покойного генерала, Петром Павловичем Слепцовым. Письмо I. От меня к Петру Павловичу Письмо ваше о герое, падшем на берегу Гехи, брате вашем, напечатанное в «Северной Пчеле», было истинным утешением для меня, который имел несравненное счастье звать покойного товарищем и другом. В этом письме, говорите вы, что описывать военные заслуги Николая Павловича предоставляете сослуживцам, а сами склоняете речь к его домашним отношениям. Причина понятна: те были очевидцами его военных дел, вы – его домашних отношений. Пусть бы, таким образом каждый, кто знал его, приложил свою страницу к страницам вашим, г. Циммермана и др. Все эти частныя сведения послужили бы материалом для истории Николая Павловича Слепцова. Герой Сунженский не был односторонним военным человеком. Сколько я понимаю, биография его должна представить в нем образец истинного современного вождя православного русского воинства. Ни одна черта его прекрасного характера не должна пропасть для истории. Печать высокой нравственной силы, глубокого чувства религиозного лежит на всех его поступках, украшает все его подвиги, в которых для поверхностного взгляда более видны следы редкого ума и баснословной отваги. Она, эта печать, должна свято сохраниться. Если же таково будет его жизнеописание, – поверьте, оно скоро сделается настольной книгой у военных и будет воспитывать героев и полководцев. «Брат ваш, было сказано вами, – имеет истинный характер военного человека». В нем, прибавлю – были все элементы великого мужа и не пресекись так рано жизнь его, нет военной степени, которой бы он не достиг, если отбросить замечание, что dans ce monde les plus belles choses ont le pire destin… Но и не достигнув цели, он может указывать, как достигать ее. Внутри себя он заключал все, а чего недоставало ему от внешних обстоятельств, то может быть восполнено его историком.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Из-за яслей крест сияет Кровь струится… Иисус Человека искупает От греховных рабских уз. Архиепископ Леонид (Краснопевков) «Рождественская ночь» Дни поста наполнены необъяснимой тихой радостью. Христиане чувствуют особую духовную близость всех членов Церкви. Л.Э. Селивестрова Рождественский пост оказался для меня настоящим путешествием. За несколько недель я узнала, что значит быть атеистом, и поняла, что значит быть верующим, получила рецепт счастья, испугалась, проводила слона и обрадовалась. И все в преддверии Рождества Христова – самого лучшего праздника в году. Моя подруга из Хабаровска говорит, что Рождественский пост – самый тяжелый: искушения на каждом шагу, и ты, как железный чурбан в прорубь, проваливаешься в них и проваливаешься, пока наконец не спасает тебя Господь. Каждый, как может, справляется с душевными терзаниями. Батюшка в церкви говорит: «От греха беги трудом. Найди, чем себя занять». Чтобы не впасть в грусть-тоску по поводу собственной душевной немощи, я решила построить камин. Нет-нет, не настоящий камин. У меня же обычная типовая квартира, даже балкона нет. Из суперудобств лишь два лифта, один из которых грузовой. Нет, я решила построить бутафорский каминный портал, в который планирую поставить высокие свечи и иногда вечерами… Да что там говорить! Какой русский не любит посидеть у огня? А чтобы получить рекомендации, я отправилась к знакомым, которые такой уже строили. В автобусе еду рядом с компанией молодых ребят. Беседа у них оживленная, громкая, прислушиваться нет необходимости. Одна девушка говорит: – Жизнь – это путь. Мы все за кем-то идем. Мысль, в общем, не новая, но в молодости кажется мудрой. – И за кем идешь ты? – спрашивают девушку. – Я иду за атеистами, – не раздумывая, отвечает она. – Они точно знают, что такое свобода – Я иду за атеистами, – не раздумывая, отвечает она. – Они точно знают, что такое свобода. Вообще-то мне не свойственно встревать в чужие беседы, но тут… – Причем здесь свобода? – еле слышно бормочу я. – Вот-вот, – подхватывает парень с пышными волосами, – причем здесь свобода?

http://pravoslavie.ru/89409.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Виноградов Дмитрий Петрович; 1823 г., Москва - 24.11.1898, Данилов моск. муж. мон-рь), архим. Род. в семье диакона, служившего на моск. Даниловском кладбище. В 1846 г. окончил МДС, его сокурсниками были Костромской еп. Игнатий (Рождественский) , протоиереи Г. П. Смирнов-Платонов , В. П. Рождественский и др. С 1846 г. преподавал в Донском ДУ в Москве. В 1850 г. принял монашество, был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха, в 1857 г.- в сан игумена, служил смотрителем Заиконоспасского ДУ. Указом Синода от 21 марта 1874 г. Д. был назначен настоятелем Ферапонтова Лужецкого можайского мон-ря . 30 марта 1874 г. в Москве, на Саввинском подворье, еп. Дмитровским Леонидом (Краснопевковым) был возведен в сан архимандрита. По инициативе Д. в Лужецком мон-ре было установлено особое почитание основателя обители прп. Ферапонта Белозерского , напечатано Житие (1876), составлены акафист (1877; установлено его еженедельное пение у гроба преподобного), служба (1878), молитва святому (1883), собраны архивные материалы о преподобном, о лицах, с ним связанных. Вероятно, именно Д. составил и стихотворное житие прп. Ферапонта. В соборе и на паперти были выполнены настенные изображения, иллюстрирующие Житие святого. В 1877 г. по инициативе настоятеля была отреставрирована древняя икона прп. Ферапонта. С 1883 г. записываются чудеса, совершаемые предстательством прп. Ферапонта, а с 1873 г. по благословению еп. Можайского Игнатия (Рождественского) возобновлено двукратное в году празднование основателя обители: 27 мая и 27 дек. Также Д. установил соборное поминовение почившей монастырской братии - 15 янв.- и день пам. кн. Андрея Дмитриевича Можайского - 2 июня. С 1878 г. имя кн. Андрея стали регулярно поминать на заупокойных ектениях. В соборе мон-ря у юж. столпа была установлена копия изображения кн. Андрея из Архангельского собора в Москве, а на сев. столпе изображен сюжет основания Лужецкой обители прп. Ферапонтом и кн. Андреем. При Д. обитель посещали еп. Можайский Мисаил (Крылов), митр. Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) .

http://pravenc.ru/text/178371.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010