Согласно «Сказанию», во иерея и настоятеля пустыни прп. Леонида рукоположил Ростовский митр. Варлаам (Рогов ; † 1603) (но, вероятно, речь идет о Филарете (Романове) , в 1619-1633 патриархе Московском и всея Руси). Вернувшись на Лузу, подвижник построил ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, в к-рую 17 февр. 1608 г. перенесли икону «Одигитрия». Впосл. в обители существовала традиция совершать в 9-ю пятницу по Пасхе службу чудотворному образу «Одигитрия» (Великоустюжский филиал ГАВО. Науч. б-ка. Инв. 3644. Л. 29 об.- 30). Права пустыни как самостоятельного мон-ря были узаконены Ростовским митрополитом уже в 1612 г.: «...на Лузе реке усть речки Едомки зачата пустыня ново, а в ней поставлен храм древяной, теплой, во имя Пречистыя Богородицы Введения. А в пустыне черной поп Леванид, братьи у него 3 чернца. И с того храму оброком за все пошлины по 5 алтын на год; в 120 по митрополиче грамоте пожалованы; имать не велено и десятилником вьежжать и судить не велено же» (Акты. 1894. Ч. 2. Стб. 902). Впосл. подвижник приложил много усилий к обустройству места для буд. мон-ря: в целях осушения лесных болот выкопал 3 канала («борозды»): от р. Лузы до Чёрного оз. (900 саж.), до Святого оз. (40 саж.) и далее - до Чёрной речки (800 саж.), на к-рой поставил мельницу, существовавшую мн. годы. Однажды во время работы прп. Леонида в левую ногу укусила змея, но тот, помолившись Богу и Богородице и услышав чудесный глас «не скорби и не думай на бежание от трудов», преподобный положил на сердце не думать об этом несчастье и, не обращая внимания на рану, продолжил свой труд (Великоустюжский филиал ГАВО. Науч. б-ка. Инв. 3644. Л. 11). В память об этом чуде подвижник назвал выкопанный им канал «Недума-река» (Акты. 1894. Ч. 2. Стб. 902). Позже здесь была образована Л. п. Она была чернотяглой: «...тех монастырей деревни в вытном и сошном писме с черными тяглыми волостьми написаны, и великаго государя всякие подати платят и службы служат с уездными крестьяны вместе» (Там же. 1890. Ч. 1. Стб. 511-512). Считается, что самый первый мон-рь, начало к-рому положила построенная в 1608 г. Введенская ц., находился в дер. Старово (Старомонастырская).

http://pravenc.ru/text/2463453.html

На рубеже XVI и XVII вв. в К. м. подвизались преподобные Лонгин , Герман и Боголеп , а также прп. Корнилий Кожеезерский. С 1601/02 г. в К. м. полтора года прожил прп. Никодим Кожеезерский, Хозьюгский († 3 июля 1639). Затем в течение 36 лет он пустынножительствовал на р. Хозьюге, но за полтора месяца до кончины вернулся в мон-рь и был погребен в Никольском приделе Богоявленского собора. В 1625 г., при игум. Авраамии, послушником К. м. стал Иоанн Дятлев (впосл. иеромон. Иаков), один из составителей Жития прп. Никодима. Ок. 1602 г. в К. м. поступил прп. Леонид († 1654; впосл. основатель Леонидовой Усть-Недумской пустыни ). В К. м. он подвизался под рук. старца Серапиона и проживал в одной келье с прп. Никодимом, еще не ушедшим на пустынножительство. Св. Леонид в должности келаря неоднократно упоминается в недатированных статьях вкладной книги К. м. вместе с игум. Авраамием (ГЭ ОИРК. ЭРБ-62. Л. 111, 198). При настоятеле (1634-1642) игум. Ионе (Ляпунове) 8 июня 1634 г., во время пожара, сгорели оба храма и хозяйственные постройки. Игумен собирал пожертвования на их восстановление. Значительные средства поступали в К. м. из Москвы: от денежных дел мастера старца Герасима, старца Даниила (казначея патриарха Иоасафа), Григория Васильева, давшего «складни, серебром обложены, позолочены со сканию» (1636/37), старца Александра Булатникова, келаря Троице-Сергиева мон-ря, сделавшего кроме книжных вклады «на келью», на церковные сосуды и колокол (1640/41). В годы настоятельства игум. Ионы во вкладной книге записаны пожертвования от соловецких пострижеников старцев Флавиана, Тихона, Даниила (ок. 1639/40), Кирика (1636/37), Ефрема Квашнина (1637/38), Пафнутия, подарившего складни Соловецких чудотворцев, старца Игоря, священноинока Венедикта, анзерского старца Зосимы (1636/37) и др. В 1634 г., при игум. Ионе, в число братии был принят иером. Никон ( Минов; впосл. патриарх Московский и всея Руси). По благословению настоятеля он поселился на пустынном острове Кожозера; помимо молитвенного делания занимался ловлей рыбы для братии. В 1643 г. по просьбе насельников Никон стал игуменом К. м. Его трудами остров был соединен с берегом насыпью - дамбой; в монастыре было 100 насельников.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Ист.: Описание о российских святых. С. 142. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 62-63; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 567; Т. 2. С. 53; Голубинский. Канонизация святых. С. 335; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 115; Макаров Н. А., Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре и круг произведений по истории Белозерья//Hoчi beдium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 187-209; Прохоров Г. М. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о городе Белозерске//Святые подвижники и обители Русского Севера/Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 312-370. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ИГНАТИЙ († 1-я пол. XV в.), прп. Белозерский, молчальник (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/text/2563958.html

Ист.: Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 19942. С. 120-123. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. С. 129. М. В. Печников Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИГНАТИЙ († 1-я пол. XV в.), прп. Белозерский, молчальник (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МОИСЕЙ (XIV или 1-я треть XV в.), прп., Белозерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских и Соборе Вологодских святых) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/164705.html

КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ Петербургская (1720/25 (?)-1791/96 (?)), блж. (пам. 24 янв. и 24 мая и в Соборе Санкт-Петербургских святых) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) «КУКУЗЕЛИССА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в Лавре св. Афанасия на Афоне (празд. 1 окт., по др. источникам - 21 нояб., в день Введения во храм Пресв. Богородицы) ЛАВРЕНТИЙ († 16 мая 1548),игумен, прп. (пам. 16 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЛАЗАРЬ (ок. 1329 - 15.06.1389), мч. (пам. серб. 15 июня), серб. кн., основатель серб. правящей династии, один из самых чтимых серб. святых ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЛЕВКИЙ († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЛЕСНИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Леснянская) Икона Божией Матери (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками

http://pravenc.ru/rubrics/123208_14.html

ЛАЗАРЬ ГАЛИСИЙСКИЙ (966/7-980/1 - 7.11.1053), прп.(пам. 7 нояб., 10 нояб., 17 июля (перенесение мощей)), столпник, подвизавшийся на горе Галисий ЛАЗСКИЕ МУЧЕНИКИ (Папатские, Дудикватские) (пам. 29 апр.), 300 чел., пострадавших в груз. исторической пров. Чанети (также Лазети, Лазистан ЛЕВ Евфимиевич Ершов (1867 (по др. данным, 1866) - 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе святых Пермской митрополии) ЛЕВ (Егоров Леонид Михайлович; 1889 - 1937), архим., прмч. (пам. 7 сент., в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЛЕВКИЙ († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря ЛЕВКИЙ (I-III или IV-V вв.), еп. Врунтисиопольский (Брундизийский), исп. Александрийский (пам. 20 июня, пам. зап. 8, 11 янв.) ЛЕОНИД (Молчанов Лев Петрович; 1872-1918), игумен, преподобномученик (пам. 31 окт., в Соборе Святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни ЛЕОНИД прп., Островский - см. Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, преподобные Островские ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЛЕОНИД (Антощенко Лаврентий Евтихиевич; 1872 - 1938), еп. Марийский, сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД Платонович Бирюкович (1864 - 1937), прот., сщмч. (пам. 12 авг., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_56.html

п. числилось 45 половничьих дворов (Акты. 1890. Ч. 1. Стб. 511-512). Крестьян при пустыни было 126 чел. (Вологодские ЕВ. 1864. Приб. 5. С. 141). В переписных книгах 1710 г. сообщается о 2 церквах: «В том же Ратмеровском стану пустыня Пречистыя Богородицы Одигитрие на реке на Лузе на Усть Недумы речки, а около тое пустыни ограда древяная ветхая, а в пустыне церковь Пречистые Богородицы Одигитрия, холодная, другая церковь Введения Пресвятыя Богородицы теплая с трапезою и с келарскою, да в пределе святыя великомученицы Парасковии»; среди населяющих Л. п. названы строитель иером. Филарет и еще 6 монахов с вкладчиками. В это время Л. п. принадлежали 8 деревень. Консисторские сведения за 1725 г. называют 18 дворов со 137 крестьянами. В 1-й четв. XVIII в. в Л. п. проживали 5 монашествующих и отставной солдат; при обители состояли 76 служителей (вкладчиков). Л. п. принадлежали 64 четв. пашни сенокосов на 2030 копен. Братия получала «в пропитание» хлебное жалованье и деньги - 8 р. 80 к. на 5 чел., включая строителя (Великоустюжский филиал ГАВО. Ф. 363. Оп. 1. Д. 53. Л. 20 об.). В сер. 50-х гг. XVIII в. в Л. п. проживал только иером. Афанасий, количество бельцов неизвестно ( Зенкова. 2000. С. 207). 29 марта 1760 г. дьячок усть-недумского храма Андрей Павлович Вячеславов за неосторожность, приведшую к возгоранию теплой деревянной церкви, был наказан плетьми (Выписки из ревизских сказок, предоставленные А. Булатовым). В 1763 г. вместо обветшавшей деревянной Введенской ц. на средства лальского купца Ксенофонта Емельяновича Захарова был построен каменный теплый храм с 2 престолами. В 1764 г. Л. п. была упразднена и обращена в приходскую церковь, имения изъяты в пользу гос-ва. В 1833 г. по указанию Вологодской духовной консистории началось строительство придела вместо др. деревянной церкви - в честь иконы Божией Матери «Одигитрия», в которой после секуляризации служили только на престольный праздник. Новый престол был освящен в 1835 г., старая церковь, как и Введенская, разобрана. В 1788 г.

http://pravenc.ru/text/2463453.html

Обращают на себя внимание статьи о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, выдающемся русском поэте и авторе «Героя нашего времени», и писателе Николае Семеновиче Лескове, авторе «Запечатленного ангела», известном знатоке старообрядчества. В своих произведениях Н.С. Лесков использовал, в частности, церковнославянскую лексику. В томе содержатся также статьи про трех Лжедмитриев, сыгравших большую роль в событиях русской истории начала XVII в. Благодаря 40-му тому «Православной энциклопедии» читатель может познакомиться со статьей «Летописание», в которой подробно обсуждаются научные проблемы, относящиеся к истории летописных записей до начала XVIII века. 40-й том «Православной энциклопедии» знакомит читателей с рядом православных епархий и монастырей. В частности, здесь присутствуют статья «Ларгвиси», о монастыре Грузинской Православной Церкви , о Ларисской и Тирнавской митрополии в Фессалии, о Латросе, крупном монашеском центре в византийскую эпоху, Лебедянском женском монастыре Липецкой митрополии , Лебяжском мужском монастыре в Краснодарском крае, Левкадской и Итакийской митрополии Элладской Православной Церкви , Левкиевом монастыре Московской области, Леонидовой Усть-Недумской пустыни, мужском монастыре Лепавина в Хорватии Сербской Православной Церкви , католическом монастыре Лерен, монастыре Лесново в Македонии, затопленном Леушинском монастыре. Статьи о странах и областях занимают значительную часть 40-го тома. В частности, здесь присутствует статья о Лаосе, где до сих пор нет православных храмов, Латвии и Латвийской Православной Церкви , королевстве Лесото, Либерии и, как упоминалось выше, Ливане. Присутствует и статья о исчезнувшем государстве, а именно о Латинской империи, возникшей после 4-го крестового похода. Следует упомянуть статью о латинском языке, также присутствующую в данном томе. В 40-м томе содержатся подробные статьи «Ленинградская область» и «Лесбос». Одна из важнейших статей данного тома посвящена библейской книге Левит, а также истории самих левитов, священнослужителей древнего Израиля. Из новых статей «Православной энциклопедии» можно также узнать о древнем израильском городе Лахиш.

http://patriarchia.ru/db/text/4400858.ht...

С кон. 80-х гг. XX в. почитание М. стало открытым. В 1991 г. был совершен чин освящения восстановленной часовни над его могилой. 23 нояб. 1997 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II Вятский и Слободской архиеп. Хрисанф (Чепиль ; впосл. митрополит) совершил чин прославления М. в лике местночтимых святых Вятской епархии. 21 авг. 2015 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Яранске были обретены мощи подвижника, которые после освидетельствования были перенесены в Троицкий храм города. Арх.: ГА Кировской обл. Ф. 628. Оп. 3. Д. 155, 2010; Ф. 237. Оп. 70. Д. 1899; Ф. 1100. Оп. 1. Д. 2, 6; Ф. Р-2169. Оп. 44. Д. 516; ГАСПИКО. Ф. Р-6799. Оп. 3. Д. Су-3930 и др. Лит.: Сухих А., прот. Яранский чудотворец//Вятский епарх. вестн. 1996. 7. С. 3-5; Ильинская А. Узкий путь иером. Матфея Яранского: Духовный очерк//Лит. учеба. 1998. Кн. 1. С. 182-224; Прп. Матфей, Яранский чудотворец: Житие. Акафист. Киров, 2003; Яранский чудотворец//Лампада. М., 2007. 10. С. 21-24; Прп. Матфей, Яранский чудотворец. Яранск, 2009; Ошаев В. П. История Яранского Анно-Пророчицкого монастыря. Яранск, 2015. Д. Н. Казаков Рубрики: Ключевые слова: ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2562636.html

Прп. Леонид Устьнедумский. Икона. 70-е гг. ХХ в. Иконописец Н. Г. Емельянова (1551 (?), Пошехонский у.- 17.07.1654, Усть-Недумская пуст. Устюжского у. (ныне дер. Озерская (Усть-Недума) Лузского р-на Кировской обл.), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской пустыни . Основным источником сведений о жизни Л. является «Сказание о явлении Пресвятыя преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии старцу Леониду, и о пошествии его с образом ея в Устюжския пределы в Усольской уезд, и како прииде со образом на Лузу реку, на Турину гору, и о преславных ея чюдесехъ списано вкратце». До недавнего времени оно было известно только в пересказе И. Верюжского по рукописи из усть-недумской церкви ( Верюжский. Вологодские святые. С. 668-679). В наст. время выявлено 3 списка: РНБ. Q.I. 836. Л. 1-34 об., 1699 г. (самый ранний, написан в Лальском погосте (ныне пос. Лальск Лузского р-на Кировской обл.)); БАН. Арх. ком. 228. Л. 1-38, 1-я четв. XVIII в. (принадлежал лальским крестьянам); Великоустюжский фил. ГАВО. Науч. б-ка. Инв. 3644. Л. 1-17, XVIII в. (опубл.: Зенкова. 2000. С. 206-228; Власов. 2011. С. 372-395). В 1798 г. по указу Вологодской духовной консистории канцеляристом Устюжского духовного правления А. Поповым была сделана копия с устюжской рукописи для еп. Вологодского и Белозерского Арсения (Тодорского), названная «летописец» ( Власов. 2011. С. 758); местонахождение списка неизвестно. Время создания «Сказания...» относят к 50-м гг. XVII в., поскольку его основная часть завершается сообщением о кончине основателя пустыни 17 июля 1654 г. ( Власов. 1995. С. 56; Он же. 2011. С. 368; Буланин, Романова. С. 528). Автором «Сказания...» был местный книжник, на что указывают сохранившиеся в тексте следы севернорус. говоров («цоканье» - «Цорная речка») ( Буланин, Романова. С. 528) и осведомленность в местных реалиях и преданиях.

http://pravenc.ru/text/2463399.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010