Подпишитесь на наш Телеграм 10 сентября 2023 года исполнилось бы 85 лет архимандриту Виктору (Мамонтову) — нашему современнику, чья внутренняя интеллигентность сочеталась с благодатным даром старчества. Филолог по образованию, он начинал свой монашеский путь под руководством старца Серафима (Тяпочкина) и митрополита Леонида (Полякова). В 90-е к нему за советом ехала вся страна — а отец Виктор скорее молился, чем давал прямые советы. И ответы приходили. «Таинство жизни» (текст и аудиоверсия) — простые беседы о главном в христианской жизни. Здесь можно найти наставления отца Виктора об открытии веры в себе, встрече с Богом, о любви Бога, о том, как устоять в любви, христианской жизни, молитвенном чтении Библии, о радости, покаянии, прощении, болезни, тайне животных, свободе, молитве и еще много о чем. «Бог есть Любовь. Бог из любви сотворил мир и человека. Человеческая жизнь возникла в любви. Свойство любви не стоять на месте, но общаться с другими, распространяться вглубь и вширь. Как писал французский философ Альбер Камю, каждый раз, когда один говорит другому: «Я люблю тебя», он тем самым возвещает: «Я хочу, чтобы ты никогда не умирал, чтобы ты жил вечно». Поэтому в человеке заложено неистребимое желание жить всегда. Но мы живем под законом земной природы, который не дает нам вечной жизни. Нам остается только желание такой жизни». «Таинство детства» — книга, которая нужна не только родителям, но и каждому воцерковляющемуся человеку: в ней затрагиваются разные темы — от рождения и детской молитвы до выбора профессии и заключения брака. Отец Виктор, например, учит: «Перед ребенком должны умаляться и мать, и священник, и епископ. Умалиться — значит, создать чистое поле свободы, когда ничего еще нет. Бог творит из ничего. Когда есть это поле свободы, там не присутствует моя авторитарность. Это все должно уйти. И тогда Бог может действовать. А как Он будет действовать — это уже тайна. Мы же не можем подсмотреть, как будет действовать Дух Святой! Бог так же поступает с нами — Он тоже умаляется. У Бога нет никаких трудностей заставить нас делать то, что мы не хотим делать. Ведь Он призвал все к бытию из небытия, из ничего! Он мог бы заставить человека поступать так, как Ему угодно. Но Он не делает этого. И не может.

http://blog.predanie.ru/article/knigi-i-...

– Первый раз я увидел о. Тавриона в конце ноября 1973 г. Я только-только вернулся из армии, а одна наша сестра, крестившаяся через год после меня, – вторая “ласточка” в нашем Плехановском институте – получила чудесным образом распределение в Ригу. Там в храме ее увидел архиепископ Рижский Леонид (Поляков) и посоветовал ездить в Преображенскую пустынь около Елгавы. Она нам написала восторженное письмо: “Приезжайте, тут такое!” и я приехал сразу же после армии – духовно “отмокать”, и Господь меня наградил встречей с о. Таврионом. Мне она написала: “Когда приедешь, нужно подойти к о.Тавриону и благословиться на работу в пустыньке. Тогда он оставит”. И вот с этой заготовленной, как пароль, фразой я и приехал. Меня накормили (а там кормили всех: каждого приезжающего сразу усаживали за стол в любое время дня и ночи. Прежде всего ты ешь, а потом с тобой разговаривают), потом повели и говорят: “Вот батюшка идет”. Мы встретились на улице недалеко от его дома. Стоял ноябрь, но был уже снег. Он шел навстречу, немножко сгорбленный, да, чуть-чуть сутулый, с длинной белой бородой. Я не могу сказать, что увидел ослепительно духоносный лик, прозорливые очи, особые жесты. Но наша с ним беседа имела неожиданное для меня продолжение. Беседа была очень короткая. Я произнес пароль: “Вот, я готов поработать, батюшка, благословите”. И он мне на это ответил: “Хорошо, хорошо. Я тебе дам шкафы свинчивать. У меня есть шкафы, и ты будешь их свинчивать”. Я успокоился: все, работа есть, меня оставляют. Поселил он меня в отдельную келью. Там было три кровати, но я жил один. Позже я узнал, что это была келья для приезжавших священников. Я не хочу этим ничего сказать о себе, он просто очень заботился о молодежи. Он старался молодежь не посылать ночевать со всеми на чердак, где было много разных людей. У него, видимо, было задание от архиепископа Леонида “готовить кадры”, и он с удовольствием и хорошими результатами это делал. А с этими шкафами получилось интересно. На следующий день после литургии я опять подошел к нему и говорю: “Отец Таврион, я готов работать”. Он мне отвечает: “Да, да. Будешь у меня шкафы свинчивать”. Две недели он мне про эти шкафы говорил, но, так ничего и не дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАУГАВПИЛССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Латвийской Православной Церкви (Московский Патриархат), восстановлено в 1989 г. (см. Двинское викариатство Полоцкой епархии ), названо по г. Даугавпилсу (до 1893 Динабург, до 1920 Двинск в Латвии). В связи с преклонным возрастом митр. Рижского и Латвийского Леонида (Полякова ; 8 окт. 1966 - 8 сент. 1990) по его ходатайству 6 июля 1989 г. постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Свящ. Синода определено архим. Александру (Кудряшову) быть епископом Даугавпилсским, викарием Рижской епархии. Хиротония состоялась 23 июля 1989 г. в московском Богоявленском соборе. Еп. Александр жил в Риге, занимался делами Рижской епархии, его кафедральным храмом стал рижский храм св. Иоанна Крестителя. 9 сент. 1990 г., после кончины митр. Леонида, еп. Александр стал временно управляющим Рижской и Латвийской кафедрой, 27 окт. был назначен епископом Рижским и Латвийским. Затем более 15 лет Д. в. не замещалось. 19 июля 2006 г. решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Свящ. Синода Даугавпилсским епископом был назначен игум. Александр (Матрёнин), 21 июля возведенный в сан архимандрита. Наречение архим. Александра во епископа Даугавпилсского состоялось 17 авг. 2006 г., архиерейская хиротония - 19 авг. в храме Христа Спасителя в Москве. Еп. Александр (Матрёнин) является помощником правящего митр. Рижского и всея Латвии Александра (Кудряшова), а также ответственным за приходы Латгалии (Вост. Латвия). В наст. время на территории 3 благочиний в Латгалии действуют ок. 60 храмов. Кафедральный храм еп. Александра - собор св. князей Бориса и Глеба в Даугавпилсе (построен в 1904-1905). В Даугавпилсе, 2-м по величине городе Латвии, 5 действующих правосл. храмов (в т. ч. Александро-Невский, построенный в 1998-2003 на месте разрушенного в советские годы Александро-Невского собора (1856-1864)), завершается восстановление 6-го храма - Успенского. Помимо Борисоглебского собора еп. Александр совершает богослужения в др. храмах Даугавпилса, а также в Резекне, Лудзе и Зилупе, в сельских церквах Латгалии. Проводятся встречи с властями посещаемых городов и селений, с общественностью, учащимися и верующими. Появление викарного епископа в Латгалии оживило духовную жизнь края, способствует укреплению Православия, поднятию его авторитета среди местного инославного населения.

http://pravenc.ru/text/Даугавпилсское ...

Леонид (Поляков Лев Львович), архп. Пермский и Соликамский Родился в 1913 году в Петербурге, в семье врача. После окончания средней школы, химического факультета и Ленинградского педиатрического медицинского института в 1939 году работал врачом-терапевтом. В качестве врача принимал участие в финской кампании и в Великой Отечественной войне и имеет несколько правительственных наград. 13 ноября 1949 года рукоположен во диакона. 20 ноября того же года – во священника. Пастырское служение проходил в Ленинградских храмах. В 1952 году окончил экстерном Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. I сент.1952 года пострижен в монашество с именем Леонида в Псково-Печерском монастыре. С I сентября 1953 года по июль 1957 года был доцентом Ленинградской духовной академии. 18 июля 1957 года возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Московской духовной академии и семинарии с ведением курса Гомилетики. В январе 1958 года защитил магистерскую диссертацию на тему «Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность», утвержден в степени магистра богословия и присвоено звание профессора. II июня 1959 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. Чин хиротонии совершали: Высокопреосвященный Николай, Митрополит Крутицкий и Коломенский, архиепископ Виленский и Литовский Роман, епископ Дмитровский Пимен. 9 апреля 1962 года назначен епископом Можайским, вик. Московской епархии и управляющим Курской епархией. 29 мая 1962 года возведен в сан архиепископа. 13 июня того же года освобожден от управления Курской епархией. II мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке. Почетный член Московской духовной академии. С 5 авг.1963 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. С 20 мая 1964 года – архиепископ Пермский и Соликамский. 16 июня 1964 года присвоена высшая ученая степень доктора Церковной истории. Труды: «Иеросхимонах Амвросий Оптинский и его значение в истории русского монашества”. «Учебник Нравственного богословия применительно к типовой программе духовных семинарий».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Москва, 15 января. Ректор Московской медицинской академии имени Сеченова, староста храма Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле профессор Михаил Пальцев стал делегатом от Московской (городской) епархии на Поместный собор Русской Православной Церкви (РПЦ), которому в конце января предстоит избрать нового патриарха, передает корреспондент РИА Новости . Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, более 18 лет возглавлявший Русскую православную церковь, скончался 5 декабря 2008 года на 80-м году жизни. Выборы делегатов от Москвы на Поместный собор состоялись на собрании Московской городской епархии в четверг в храме Христа Спасителя под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, вступившего по уставу со смертью патриарха Алексия Второго в управление приходами столицы. Пальцев будет представлять на соборе мирян столицы. Делегатом от монашествующих избран игумен Дамаскин (Орловский) - клирик храма Покрова Богородицы на Лыщековой горе в Москве, член Синодальной комиссии по канонизации святых. От священства на собор избран один из старейших клириков Москвы, настоятель храма Рождества Христова в Измайлово протоиерей Леонид Ролдугин. В собрании приняли участие 420 человек (настоятели храмов и монастырей столицы и старосты приходов). Предложенные митрополитом Ювеналием по согласованию с епархиальным советом кандидатуры трех вышеназванных делегатов были поддержаны практически единодушно. Голосование было открытым, как это вошло в практику на епархиальных собраниях при патриархе. За Пальцева проголосовали 400 участников собрания, за игумена Дамаскина - 398, за отца Леонида Ролдугина - 406 человек. В качестве альтернативных делегатов на собрание настоятель Троицкого храма в Останкине игумен Феофилакт выдвинул настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери в Узком, возглавлявшего фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя, архимандрита Петра (Полякова), настоятеля храмов Симеона Столпника на Поварской и иконы Божией Матери Отрада и Утешение на Ходынском поле Сергия Никитина и юрисконсульта Московской патриархии Ксению Чернегу (от мирян). К голосованию по альтернативным кандидатурам, как объявил митрополит Ювеналий, предполагалось приступить в случае, если бы не прошли три претендента, предложенные Епархиальным советом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Любовь Ульянова Семь слов на новом языке Источник:  Русская idea 9 ноября 2015 года в фонде ИСЭПИ прошла презентация книги " Семь слов о русском мире " . Автор " семисловника " , как значится на обложке книги – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Эта книга – сборник выступлений Патриарха за период с 2012 по 2015 года на форумах Всемирного русского народного собора и Рождественских встречах. Составителем сборника выступил известный религиовед, директор Московского центра социальных исследований Александр Щипков, издателем – фонд ИСЭПИ. Сама презентация была построена в форме дискуссии за круглым столом. Слово Патриарха – как отметил на презентации философ и участник проекта Русская Idea Василий Ванчугов – отличается простотой: адресат этой книги отнюдь не интеллектуалы, экспертное сообщество или интеллектуальный класс, а простой человек. В общем-то, с этим сложно не согласиться – любое слово Патриарха является проповедью, как сказано в аннотации к сборнику и как подчеркнул в своем выступлении на презентации Александр Щипков, а проповедь – это и есть обращение к простым людям. Однако, по мнению модератора дискуссии, политолога Леонида Полякова, необходимо " перевести простой язык Патриарха на еще более простой язык потребителя, когда человек не будет даже задумываться (об основах своей идентичности – Л.У.) " . Как не задумываешься об основах своей веры. Кроме того, слова Патриарха отличаются не только простотой, но и прямотой (которая, по замечанию Леонида Полякова, может вызвать недовольный шепот за спиной), недвусмысленностью и искренностью – участники дискуссии говорили об этой особенности " семисловника " также со всей прямотой. " Возможно ли обсуждать слова Патриарха, ведь часть нашего сообщества воспринимает его слова как богооткровенные? " – спросил Леонид Поляков у Александра Щипкова. " Да " – ответил тот, ведь тот, кто знает Патриарха, тому известно его стремление к дискуссиям и диалогу: " Для меня Святейший – социальный мыслитель, говорить с Патриархом можно на равных в силу его характера " .

http://religare.ru/2_107873.html

Воспоминания об архимандрите Таврионе (Батозском). Часть 1 Архимандрит Таврион (Батозский) Архимандрит Таврион (Батозский) В России в советское время почти все монастыри были закрыты, но в каждой из Балтийских республик сохранился православный монастырь со своими святынями: в Эстонии — Пюхтицкий монастырь со святым источником и чудотворными иконами, в Литве — монастырь Святого Духа с мощами святых Вильнюсских мучеников, а в Латвии — в Пустыньке — в скиту Рижского женского монастыря близ Елгавы был живой старец, к которому съезжалось со всех сторон множество людей. Это был архимандрит Таврион. После смерти в 1968 г. схиархимандрита Косьмы (Смирнова) Пустыньке был необходим опытный духовник. Выбор Рижского митрополита Леонида (Полякова) остановился на архимандрите Таврионе. Митрополит уже знал его как деятельного священника, очень много сделавшего для Церкви. Поэтому, когда отец Таврион вначале не соглашался, митрополит достиг своего при содействии Патриарха Алексия I. За послушание высшей церковной власти архимандрит согласился. В 1975 году после долгого отсутствия я вернулся в свой родной город Елгаву. Через какое-то время Господь призвал меня на служение Ему в храме Успения Божией Матери. Там я встретил нескольких москвичей, которые помогали священнику. Они-то и рассказали мне о старце Таврионе, так как часто приезжали в Пустыньку. Мы стали ездить туда вместе. Когда я познакомился ближе со старцем, меня стало тянуть туда всё больше и больше. До сих пор сохранилось в моей памяти одно очень сильное духовное переживание. Как-то мы втроем из Елгавской церкви приехали в Пустыньку на Литургию (которая там начиналась очень рано), чтобы помолиться, причаститься Святых Тайн и успеть обратно в свой храм на службу. Наше появление, очевидно, для отца Тавриона было неожиданным, так как мы должны были быть в это время в Елгавском храме, и поэтому он встревожился, не случилось ли что. Вскоре мы поняли, что он о нас особо помолился. Когда после Святого Причастия мы вышли из церкви и поспешили обратно, все трое ощутили такой душевный подъем и такую духовную радость, какую ни до, ни после того больше не переживали. Это необычайное чувство сохранялось еще долго. Было такое ощущение, что всех любишь, всем желаешь спасения и сожалеешь, что другие не могут переживать подобное. Такова была сила молитвы старца.

http://pravoslavie.ru/5291.html

Московское духовенство поздравляет протоиерея Владимира Дивакова с 70-летием 14 июня 2007 г. 17:25 Архиепископ Истринский Арсений , викарий Московской епархии : За внешним строгим видом отца Владимира скрывается очень интересный и ироничный человек. Он — прекрасный секретарь Епархиального совета, человек деловой и преданный Церкви. Иногда и страх нагонит, тоже полезно бывает. Святейший Патриарх его ценит, он всегда служит первым со Святейшим, поскольку прекрасно знает чин богослужения. Одно из редких в наше время качеств отца Владимира — бескорыстие, честь ему и хвала за это, он довольствуется тем, что есть. Также не могу не отметить его особенного трудолюбия — всегда приезжает к половине восьмого, к восьми утра, чтобы до начала приема успеть поработать с документами. Слава Богу, что такие помощники есть, я не представляю себе работу Канцелярии без отца Владимира. Епископ Дмитровский Александр , викарий Московской епархии: Знаю отца Владимира как человека глубоко церковного, он многое почерпнул во время иподиаконства у владыки Леонида (Полякова). Я всегда люблю его называть «начальником Патриаршей Канцелярии» — я многому у него учусь, он очень дисциплинированный и ответственный человек, очень хорошо знает Москву, московские храмы, дорожит тем, что он москвич. Накануне его 70-летия хотел бы пожелать помощи Божией в его трудах — деятельность его многогранна, дай Бог ему духовных и телесных сил на благо Церкви. Епископ Бронницкий Амвросий , викарий Московской епархии: Отец Владимир — человек терпеливого и смиренного служения во благо Русской Православной Церкви. Являясь преданным в своем служении Его Святейшеству Святейшему Патриарху Алексию, отец Владимир всегда с большой ответственностью подходит к выполнению всех поручений. Вызывает восхищения его способность находить подход к каждому человеку, поддерживать беседу на многие, даже узко специальные темы, при этом проявляя неподдельный интерес и уважение к собеседнику. Отец Владимир поистине является хранителем удивительных историй и весьма интересных и во многом поучительных случаев осуществления Церковью своего служения в XX столетии, пересказ которых выявляют в нем прекрасного рассказчика с очень тонким чувством юмора. Будучи благочинным Центрального округа Москвы, к которому относится храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, настоятелем которого я являюсь, отец Владимир всегда с готовностью делится бесценным опытом настоятельства и храмового благоустройства, за что я ему очень благодарен. Сердечно желаю ему неоскудевающей помощи Божией в трудах и доброго здоровья на многая и благая лета!

http://patriarchia.ru/db/text/257670.htm...

Сергей Вознесенский. Автопортрет, 1955 30 марта 2020 года в Москве состоится открытие персональной выставки художника Сергея Вознесенского (1913–1990). Участник Великой Отечественной войны, в советские годы он был известен своими работами на военную тему, портретами, пейзажами, натюрмортами. Самая знаковая картина в его творчестве стала одновременно и последней в его жизни. На ней изображен родной дед художника – священник Василий Вознесенский, изгоняемый тройкой ГПУ. Накануне вернисажа дочь живописца Татьяна Сергеевна Таджури (Вознесенская) – московский педагог, преподаватель иностранных языков – поделилась воспоминаниями об отце и историей своей семьи. Мой отец, русский и советский художник Сергей Леонидович Вознесенский, родился 10 октября 1913 года в Варшаве, где его дед по матери Степан Гаврилович Гаврилов, в прошлом участник и герой войны с турками за освобождение Болгарии (1877–1878), служил интендантом военного склада. Мать отца Анна Степановна Гаврилова-Вознесенская преподавала языки в Варшавской гимназии; отец Леонид Васильевич Вознесенский, выпускник юридического факультета Варшавского университета, не успел начать карьеру: грянула Первая мировая война. Отношение поляков к русским было недружелюбным, особенно к военным. Поэтому в самом начале войны (моему отцу был тогда всего 1 год) вся большая семья в срочном порядке в товарном вагоне переезжает в Россию. Сергей Вознесенский в детстве, 1914 Первое впечатление раннего детства папы: он на деревянной лошадке в белой комнате с высокими окнами, в доме где-то недалеко от Московского Кремля. Но относительно спокойной жизнь в Москве была недолго. В 1917 году вся семья – мой прадед с супругой, мои бабушка, дед и трехлетний папа, а также его молоденькая тетя-учительница, – спасаясь от беспорядков и голода, едут на Украину, где, по сравнению с Москвой и Петроградом, можно было как-то прокормиться. Однако с началом гражданской войны стало невыносимо и там. Самые тяжелые годы семья провела где-то под Черновцами. Выжили только благодаря золотым рукам моего деда Леонида Васильевича. То он чугунную сковородку склепает крестьянке, а она ему в благодарность даст дюжину яиц, то железную кровать починит, то покосившийся крест на церкви поправит, да в одиночку!

http://pravoslavie.ru/129471.html

Четыре студента из КНДР закончили Хабаровскую духовную семинарию 6 июля 2018 г. 13:33 1 июля 2018 года в Хабаровской духовной семинарии состоялся выпускной акт, ставший девятым в истории духовной школы. Торжества начались с Божественной литургии, которую возглавил ректор семинарии митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир в сослужении преподавателей и выпускников в священном сане. Перед Божественной литургией митрополит Владимир совершил чин поставления во чтеца студентов очного отделения Хабаровской духовной семинарии Владислава Дорожкова, Игоря Коркина и Леонида Товбина. Во иподиаконов были поставлены выпускники из Корейской Народно-Демократической Республики Павел Пак, Василий Хван, Владимир Чжан и Георгий Юн. На малом входе за усердные труды во благо Святой Церкви митрополит Владимир наградил проректора по науке и инновациям Хабаровской духовной семинарии иерея Максима Суворова правом ношения наперсного креста. За богослужением митрополит Владимир совершил диаконскую хиротонию студента Хабаровской духовной семинарии Владимира Чжана. По окончании Литургии владыка Владимир и сослужащее духовенство совершили молебен на окончание учебного года в Хабаровской духовной семинарии. В 2018 году Хабаровскую семинарию окончил 31 студент: шесть из них получали образование очно и 25 — заочно. Также в этом году обучение по специальной двухгодичной программе окончили четыре студента из Корейской Народно-Демократической Республики. Перед началом церемонии вручения дипломов к выпускникам обратился ректор семинарии митрополит Владимир. Грамоты за ответственное отношение к возложенным послушаниям и успехи в учебе получили лучшие студенты духовной школы. От лица выпускников очного отделения руководство, профессорско-преподавательский состав и сотрудников семинарии поблагодарил чтец Леонид Товбин. Выпускники 2018 года преподнесли в дар семинарии изготовленную из дерева эмблему духовной школы и положили начало новой традиции: во время выпускного акта передавать эмблему от выпускников студентам 3-го курса, чтобы в течение самого непростого для семинаристов года символ был размещен в учебном классе. От имени студентов заочного отделения к педагогам и наставникам обратился иерей Владимир Поляков. По окончании официальной части студентам, преподавателям и гостям семинарии была представлена концертная программа. Участие в концерте приняли: студия народного творчества «Елань», хор Хабаровской духовной семинарии, вокально-инструментальный дуэт Григория Зосимова и Анны Хрустовой, солист Хабаровского краевого музыкального театра Никита Туранов, хор Спасо-Преображенского кафедрального собора. Завершился выпускной акт праздничной трапезой. Хабаровская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010