Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Каменотесных дел мастер» В Санкт-Петербурге состоялись памятные мероприятия, посвященные Самсону Суханову 25.07.2022 2983 Время на чтение 13 минут Фото: Предоставлены организаторами 10 июля православные христиане отмечают Самсонов день.  Но 10 июля — это еще и день рождения великого русского каменотеса и ваятеля Самсона Ксенофонтовича Суханова. Дату его рождения установил, работая в архивах при подготовке рукописи своей книги «Самсон Суханов», писатель Владимир Анатольевич Васильев, сообщает пресс-служба НП «Серебряное кольцо». В 2018 году собралась инициативная группа и приняла решение создать юбилейный оргкомитет по празднованию 250-летия со дня рождения великого русского каменотеса и ваятеля Самсона Ксенофонтовича Суханова. Свою деятельность оргкомитет вел, используя финансово-организационную структуру НП «Серебряное кольцо». И это правильно. Ведь объекты, созданные Самсоном Сухановым и его артелью, стали объектами духовного и историко-культурного наследия нашей страны.  В юбилейный год было сделано много: - проведена целая серия презентаций книги Владимира Васильева «Самсон Суханов» в школах, лицеях, колледжах, институтах, университетах, а также в библиотеках, музеях и в среде общественных историко-краеведческих структур в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Псковской области и других регионах Северо-запада России; - в день юбилея 10 июля 2018 года в Казанском соборе состоялась панихида памяти Самсона Ксенофонтовича Суханова и его сподвижников – строителей нашего города Санкт-Петербурга; - в Доме архитектора прошла научно-практическая конференция «250-летию со дня рождения великого русского каменотеса и ваятеля Самсона Ксенофонтовича Суханова посвящается...», в которой приняло участие более 120 человек; - к конференции был подготовлен и вышел в свет одноименный сборник материалов конференции; - по итогам конференции был подготовлен актуализированный вариант материалов конференции с добавлением новых докладов, прозвучавших на конференции. В настоящее время сборник в типографии и ждет поступления финансирования;

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/25/ka...

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир: «Он не дал им этого сделать» (к 30-летию кончины митрополита Никодима (Ротова)) сентября 2008 «Вода живая» начинает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова), почившего 5 сентября 1978 года. В беседе с ответственным редактором «Воды живой» протоиереем Александром Сорокиным владыка вспоминает о своих встречах с митрополитом Никодимом и рассуждает о его роли в истории Русской Православной Церкви. " Вода живая " начинает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) , почившего 5 сентября 1978 года. Как уже сообщалось в нашей ленте новостей, свежий, сентябрьский номер официального журнала Санкт-Петербургской митрополии " Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник " посвящен памяти митрополита Никодима. Номер содержит эксклюзивные воспоминания о владыке, собранные непосредственно к юбилею, среди них - интервью правящего архиерея Санкт-Петербургской епархии, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира . В беседе с ответственным редактором " Воды живой " протоиереем Александром Сорокиным владыка вспоминает о своих встречах с митрополитом Никодимом и рассуждает о его роли в истории Русской Православной Церкви.   - Владыка, первый вопрос к Вам о том, как Вы познакомились с митрополитом Никодимом, каково было Ваше первое впечатление, как складывались у Вас с ним отношения в дальнейшем?   - Первый раз я его увидел именно здесь, в Ленинграде, в наших Духовных школах . К тому времени я сам уже закончил Академию и был профессорским-стипендиатом. Владыка Никодим, тогда еще, кажется, в сане игумена, приезжал в библиотеку, будучи студентом заочного обучения. Так случилось, что заболел делопроизводитель заочного сектора, и меня, как стипендиата, поставили его заменить - принимать людей, координировать расписание и тому подобное. Отец Никодим тогда служил в Русской Духовной Миссии и специально приезжал сдавать экзамены. Поначалу в нашем общении не было ничего примечательного, но потом, когда я стал преподавателем и меня стали привлекать к работе с гостями, в том числе иностранцами, наши пути стали пересекаться гораздо чаще. После назначения отца Никодима в Отдел внешних церковных сношений процесс нашего участия в международных событиях значительно активизировался. Примерно тогда же к этой деятельности был привлечен и отец Виталий Боровой, профессор Ленинградских Духовных школ, окончивший в свое время богословский факультет Варшавского университета, который был необычайно образованным и культурным человеком (скончался совсем недавно, в этом году на Благовещение, на 93-м году жизни. - Ред.), знавшим несколько языков. Эта связь с Ленинградскими Духовными школами, наверное, и сыграла свою роль в том, что меня стали также привлекать к активному участию в международной деятельности.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=193...

Родился 3 января 1900 г. в погосте Поля Демяновского уезда Новгородской губ. в семье священника. Окончил Старорусское духовное училище, в 1913 г. поступил в Новгородскую духовную семинарию, но не окончил ее в связи с закрытием. Служил в церкви псаломщиком, регентом. В 1920 г. был призван в Красную армию, где служил до 1922 г. В 1922 г. был привлечен к суду вместе с отцом, протоиереем Дмитрием Успенским, который был арестован по ложному обвинению в хищении из Никольского храма. В том же году поступил в Петроградский богословский институт, где учился у профессора А. А. Дмитриевского . Затем в 1925 г. поступил на Ленинградские высшие богословские курсы. Защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен на курсах профессорским стипендиатом. В 1928 г. поступил в техникум Государственной академической капеллы. В 1926 г. женился на Наталии Ивановне Шторр. В конце 1929 г. она была арестована за помощь своему свекру и была выслана в Иркутскую область. В 1932–1937 гг. учился в Ленинградской консерватории, получил специальность музыковеда. С 1937 г. преподавал на Государственных курсах музыкального образования им. Н. А. Римского-Корсакова, с 1938 г. В Ленинградской консерватории. Был директором Ленинградского музыкального педагогического училища до его закрытия в 1942 г. В 1941–1945 гг. являлся начальником отряда противовоздушной обороны (ПВО), был тяжело контужен. В результате он получил инвалидность II группы. В 1942 г. был регентом в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 г. В 1946 г. он защитил в Ленинградской консерватории диссертацию на тему «Лады русского севера» и был удостоен степени кандидата искусствоведения. С 1947 г. преподавал в Ленинградской духовной академии, доцент по кафедре литургики, профессор (с 12 июня 1947 г.). Одновременно руководил регентскими классами при Ленинградских духовных школах. 22 июня 1949 г. защитил диссертацию на тему «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церквах», за которую был удостоен степени магистра богословия. К концу 1953 г. им была написана докторская диссертация «Профессиональная музыка в России до XVII века», отвергнутая по идеологическим соображениям (решением совместного заседания кафедр марксизма-ленинизма и теории музыки), обвинен в «пропаганде церковщины». Николаю Дмитриевичу пришлось уйти из консерватории. Докторская диссертация под названием «История богослужебного пения Русской Церкви (до середины XVII в.)» была представлена на рассмотрение ученого совета Московской духовной академии. 10 августа 1957 г. за этот труд ему была присуждена степень доктора церковной истории. В 1956 г. был приглашен для работы в Богослужебно-календарную комиссию при Священном Синоде. Член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 г. 772 Скончался 23 июля 1987 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере сентября 2012 Пойте Богу разумно! Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (УПЦ МП) сегодня известен как один из самых плодовитых церковных композиторов. Его смелые, но изящные опыты современных переводов православного богослужения — рискованное дело в наше время — вызывают больше положительных, чем отрицательных откликов. А тем, кто учился в Ленинградских Духовных школах в 1970-е и 1980-е годы, он запомнился как один из самых незаурядных регентов и преподавателей церковного пения. Владыка, стоявший у истоков Регентского класса, вспоминает об этом на страницах «ВЖ» . Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (УПЦ МП) сегодня известен как один из самых плодовитых церковных композиторов. Его смелые, но изящные опыты современных переводов православного богослужения — рискованное дело в наше время — вызывают больше положительных, чем отрицательных откликов. А тем, кто учился в Ленинградских Духовных школах в 1970-е и 1980-е годы, он запомнился как один из самых незаурядных регентов и преподавателей церковного пения. Владыка, стоявший у истоков Регентского класса, вспоминает об этом на страницах «ВЖ» . Предыстория Как правило, в семинарских храмах студенты по очереди поют и читают, а рукоположенные в духовный сан воспитанники служат в алтаре. Так было и у нас, в Ленинградских Духовных школах. После войны для студентов c музыкальными способностями был организован Регентский класс с кратким курсом необходимых музыкальных знаний и навыков управления хором. Его организатором был выдающийся литургист и музыковед Николай Дмитриевич Успенский, профессор церковной истории и композитор духовной музыки. Тео­рию и гармонию музыки во время моего обучения в семинарии преподавал Юрий Петрович Юренев, регент митрополичьего хора Богоявленского Свято-Никольского собора. Игру на фортепиано преподавала Татьяна Николаевна Авророва, вокал — Андрей Александрович и Людмила Владимировна Ильинские. Все они были истинными тружениками на ниве церковного пения. Царство им Небесное! Николая Дмитриевича студенты уважали за знания литургики и очень его боялись. Не дай Бог прийти на его лекции одетым не по семинарской форме, без галстука (тогда в подрясниках не ходили). Это означало иметь гарантированную «двойку» при хорошем ответе. Но эта педантичная строгость учила всех нас, студентов, дисциплине и собранности. 

http://aquaviva.ru/journal/poyte-bogu-ra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михаил (Чуб), еп. Лужский. Фотография. 1954 г. (Чуб Михаил Андреевич; 18.02.1912, г. Царское Село С.-Петербургской губ. (ныне Пушкин в черте С.-Петербурга) - 25.04.1985, г. Тамбов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Род. в семье диакона (впосл. протоиерея) Андрея Трофимовича Чуба (1880-1960). С детства посещал храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Детское Село (ныне Пушкин), в к-ром служил отец. В 1930 г. окончил 10-летнюю школу в г. Детское Село, поступил в Заочный гидрометеорологический ин-т. С 1932 г. работал лаборантом во Всесоюзном ин-те растениеводства в Детском Селе, в 1933-1935 гг.- библиотекарем-переводчиком в Детскосельском сельскохозяйственном ин-те. В марте 1935 г. был выслан вместе с родителями из Ленинградской обл. на 5 лет в Казакскую (Казахскую) АССР. Работал преподавателем в Карагандинском филиале Новосибирского ин-та повышения квалификации хозяйственников и переводчиков. В 1936 г. ссылка в Казахстан была отменена. Проживал в г. Рыбинске Ярославской обл. Поступил в Заочный ин-т иностранных языков, к-рый окончил в 1940 г. Владел французским, немецким, английским, шведским, латинским, древнегреческим и древнееврейским языками. Преподавал иностранные языки в Рыбинске: в средних школах, техникумах, в железнодорожном клубе, на учительских курсах. Был преподавателем Рыбинского танкового уч-ща (1942-1943 и 1945-1947). В 1943-1945 гг. работал в школе-типографии, был начальником охраны лесов Рыбинского межрайонного лесхоза. Во время войны перенес дистрофию. Награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Осенью 1947 г. переехал в Ленинград. В том же году поступил в ЛДА. После 1-го курса академии сразу перешел на 3-й, окончив 2-й курс экстерном. На 4-м курсе начал преподавать историю Древней Церкви во 2-м классе Ленинградской ДС как ассистент на кафедре общей церковной истории. Большое влияние на формирование его богословских интересов оказал 1-й научный руководитель проф. А. И. Сагарда . Студент Михаил Чуб был близко знаком с иеросхим. прп. Серафимом (Муравьёвым) Вырицким и прот. А. А. Кибардиным , ставшим его духовным наставником. В 1950 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творения и богословие». 11 июня того же года рукоположен Лужским еп . Симеоном (Бычковым) во диакона целибатом, 12 июня - во иерея; назначен священником домового академического храма во имя св. ап. Иоанна Богослова. С сент. 1950 по 1 февр. 1955 г. преподавал курс общей церковной истории в Ленинградской ДС, особое же признание коллег и студентов получил его курс лекций по истории Древней Церкви, к-рые он стал читать в ЛДА с 1953 г. как доцент кафедры патрологии. С 1952 г. привлекался председателем ОВЦС Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) к международной церковной работе.

http://pravenc.ru/text/2563658.html

ЖМП 8 август 2016 / 16 августа 2016 г. 14:50 протоиерей Димитрий Олихов Митрополит Феодосий (Процюк) 07.01.1927–28.05.2016 28 мая в отошел ко Господу бывший управляющий Омской епархией митрополит Феодосий (Процюк).         Будущий митрополит Феодосий (в миру Игорь Иванович Процюк) родился 7 января 1927 года в селе Топульно Рожищенского района Волынской области в семье священника. Начальное образование он получил в школах сел Згораны и Городно Любомльского района Волынской области. В 1943 году, завершив обучение в Горховской гимназии, Игорь Процюк сдал экзамен на псаломщика на пастырско-богословских курсах при Почаевской лавре и был определен псаломщиком Свято-Дмитровского храма города Дружкополя Волынской епархии. Через год принят под юрисдикцию Московской Патриархии и определен иподиаконом в Троицком кафедральном соборе Луцка. В 1945 году в качестве келейника епископа Волынского и Ровенского Николая (Чуфаровского) он был на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который избрал Патриарха Алексия I (Симанского). 24 марта 1945 года Игорь Процюк был рукоположен во диакона, а 1 апреля во иерея. В течение двух лет отец Игорь служил в Симеоновском храме в деревне Сельцо, а также помогал настоятелю Свято-Дмитровского храма Дружкополя иерею Иоанну Процюку (своему отцу). В последующие годы служил в храмах Волынской и Хмельницкой епархий. Еще в 1951 году отец Игорь поступает сразу в третий класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии, через год успешно оканчивает семинарию и продолжает образование уже в Ленинградской духовной академии, не прерывая пастырского служения. В 1956 году после окончания духовной академии он возводится в сан протоиерея. С 1959 года — кандидат богословия. Эту степень пастырь получил за сочинение «Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета». 3 ноября 1979 года, уже будучи архиепископом, владыка Феодосий был удостоен степени магистра богословия, за сочинение «Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)». Этот труд не потерял своей актуальности до сих пор: в 2004 году он был издан в Москве издательством Крутицкого подворья.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_fe...

Интервью Блаженнейшего Митрополита Владимира для журнала «Академический Летописец» Источник: Официальный сайт Украинской Православной Церкви — Ваше Блаженство! Духовенство всегда вспоминает период обучения в Духовных школах с особой теплотой. Какую память Вы храните об этом периоде Вашей жизни? — Поступив в Духовную семинарию, я ощутил, что передо мной открылся новый мир: чины богослужений, богословия, доступ к духовной литературе, знакомства с историей Церкви, ее уставами, традициями и т.д., — что было неизвестным, стало доступным. Все это вспоминается, и сейчас кажется, будто это было только вчера. Все, что связано с обучением в Духовных школах, живет в душе и сердце и сегодня. — «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и ... подражайте вере их» (Евр.13:7), — гласит Священное Писание. Кто из наставников или церковных иерархов сыграл самую важную роль в становлении Вас как священнослужителя Православной Церкви? — Самую важную роль сыграл в моей жизни и становлении сельский священник, протоиерей Сильвестр, который был на приходе в селе, где я родился. Он научил меня читать на церковнославянском, разбираться в богослужении, в церковном уставе, — все это довольно сложные вещи, сложные особенно для тех, кто не пел на клиросе, не прислуживал в алтаре, — так просто постигнуть все это бывает нелегко. Отец Сильвестр первым привил мне любовь к поэзии, чтению книг, научил многим добродетелям. Позже, во время моего обучения в Одесской семинарии, епархиальным архиереем был приснопамятный митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик), у которого я прислуживал в годы обучения в семинарии, а потом во время приездов в Одессу в период учебы в Ленинградской Духовной академии. Этот человек был исключительно церковным, владел музыкальными способностями и прекрасным голосом. В своей жизни я знал двух архиереев, обладавших великолепными голосами и наделенных музыкальными способностями: приснопамятных патриарха Пимена и митрополита Бориса. Эти два владыки никого не оставляли равнодушными своими богослужениями. Кроме того, эти глубоко духовные личности служили лучшим примером для учащейся молодежи и многому могли научить тех, кто хотел у них научиться и был готов принять то, что они могли дать.

http://pravoslavie.ru/37553.html

19 февраля 1990 года исполнилось 50 лет со дня кончины ученого-богослова и подвижника-аскета Высокопреосвященного ФЕОФАНА, архиепископа Полтавского и Переяславского, который на протяжении пяти лет был в числе «начальствующих» в Санкт-Петербургской Духовной академии, сначала (с 1905) в должности инспектора, затем (с 4 февраля 1909 до 19 ноября 1910) в должности ректора. Учениками и почитателями Преосвященного Феофана считали и называли себя известные иерархи и церковные деятели. Из их числа можно назвать двух митрополитов-экзархов Московской Патриархии: Высокопреосвященного митрополита Алеутского и Североамериканского ВЕНИАМИНА (Федченко) и Высокопреосвященного митрополита Корсунского НИКОЛАЯ (Еремина). Они лично хорошо знали Владыку Феофана либо по Санкт-Петербургской Духовной академии, либо по его святительской деятельности, и в своих благодарных о нем воспоминаниях характеризовали его, как высокоученого богослова строго церковного направления и как архипастыря-аскета, пользовавшегося особым почитанием среди православных верующих людей. О епископе Феофане как ректоре С.-Петербургской Духовной академии и известном ученом-богослове рассказывал незабвенный для нашей академической корпорации заслуженный профессор, доктор богословия, протоиерей о. Михаил Сперанский, который, будучи выпускником С.-Петербугской академии, 28 лет трудился в ленинградских духовных школах, из них 14 лет в должности ректора. 1 О. Михаил, учившийся в С.-Петербургской Духовной академии в 1909–1913 годах, рассказывая о днях своего первого приезда в С.-Петербург и о первом посещении своей будущей almae matris, с теплым чувством признательности вспоминал «неожиданную встречу в академическом саду с тогдашним ректором СПбДА епископом Феофаном (Быстровым) . Высокообразованный человек, Преосвященный Феофан отличался вместе с тем простотой в обращении, он принял живое участие в судьбе одаренного юноши». Так говорится об этом в Некрологе, посвященном памяти заслуженного профессора протоиерея Михаила Кронидовича Сперанского 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

ЖМП 11 ноябрь 2016 / 15 ноября 2016 г. Михаил Шкаровский 20 ноября Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 70 лет. Наш сайт начинает серию публикаций, посвященных юбилею Предстоятеля Русской Православной Церкви. В этом материале мы расскажем о служении Святейшего Патриарха на посту ректора Ленинградской духовной академии, на который он, будучи архимандритом, был назначен решением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода 26 декабря 1974 года в возрасте 28 лет. ПДФ-версия Время перемен в духовных школах Отец Кирилл официально вступил в должность 12 января 1975 года, причем митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим придал этому событию максимальную торжественность: «Тебе Святая Церковь поручила самое ответственное сейчас служение в ней — это возглавление воспитания и формирования тех, которые будут благовестниками Евангелия, священниками Бога Вышнего и служителями Господа Иисуса Христа... Серьезной ответственностью для тебя как для ректора академии является организация не только преподавания и обучения студентов и воспитанников, но и развитие отечественной богословской науки, что является непременной обязанностью духовной академии, центра научной богословской мысли...»1 Архимандрит Кирилл стал ректором Ленинградских духовных школ в разгар так называемой эпохи застоя. Вплоть до конца 1980-х годов Церковь оставалась социальным изгоем, количество храмов, священнослужителей, студентов духовных школ и насельников монастырей жестко регламентировалось, а миссионерская, просветительская и благотворительная деятельность была запрещена. Патриарх вспоминает, что пришел на эту должность в очень трудное время: «Практически все профессора Санкт-Петербургской духовной академии, столпы наши сошли... Отблески былой славы, конечно, присутствовали… И по ним мы могли понять, что такое петербургская богословская школа. Она была более миссионерской, а значит, и более открытой. Если смотреть с точки зрения диалога цивилизаций, Петербург — это интересное место.

http://e-vestnik.ru/church/patrarhu_70_l...

28 октября 2010 г. http://e-vestnik.ru/church/12_ep_tihon_stepanov/ Ночью 20 октября на сорок восьмом году жизни скончался Преосвященнейший Тихон, епископ Архангельский и Холмогорский. Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон (в миру Николай Владимирович Степанов) родился 2 марта 1963 года в городе Костроме в многодетной семье священника. С малых лет будущий архипастырь был окружен родительской любовью, заботой. Мудрый и ревностный в вере родитель протоиерей Владимир Степанов заложил прочное основание, на котором строилась вся дальнейшая жизнь его сына. Прилежание, послушание и отзывчивость были присущи будущему владыке с самых ранних лет. С детства по благословению отца Николай вошел под своды православного храма и до последнего вздоха оставался верным Церкви Христовой. Отрочество и юность архипастыря прошли под сенью благодатного Покрова Феодоровской иконы Божией Матери, в день празднования которой ему и было суждено принять позже монашеский постриг. После успешного окончания средней школы, а затем лесотехнического техникума он был призван в ряды вооруженных сил. Эти годы укрепили и закалили его характер. По окончании воинской службы началось его церковное служение. По благословению архиепископа Костромского Кассиана он нес послушание иподиакона, а затем был направлен на учение в ленинградские духовные школы. В 1986 году он окончил духовную семинарию, а в 1990 году — Санкт-Петербургскую духовную академию. За годы учебы в духовных школах будущий пастырь Церкви получил блестящее богословское образование. Одним из самых его любимых предметов было догматическое богословие. Ему посчастливилось быть учеником известного профессора и исповедника веры протоиерея Ливерия Воронова, уроки и заветы которого он бережно хранил всю свою жизнь. Уже в студенческую пору стали раскрываться черты, достойные пастырского служения. Благодарная память, уважение и почтительное отношение к учителям и духовным наставникам особо отличали Николая среди многочисленных сверстников. Добрые качества души способствовали избранию его на послушание иподиакона и келейника ректора духовных школ архимандрита Мануила (Павлова). С тех пор их судьбы были неразрывно связаны. И в радости, и в горе владыка был рядом со своим духовным отцом.

http://e-vestnik.ru/church/12_ep_tihon_s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010