Эрик Нюстрем (протестант) Раб Раб евр. эвед. Прислугой у израильтян, как и у всех древних народов, были рабы, которые являлись собственностью своих владельцев. Рабами, обыкновенно, были иноплеменники, взятые на войне ( Чис 31.26 и дал.), или купленные за деньги ( Быт 17.23 , Лев.25.44 ), или, наконец, рожденные от рабов, следовательно, от рождения бывшие собственностью своих господ ( Быт 17.23 , Исх 21.4 ). Законною ценою раба было 30 сиклей серебра ( Исх 21.32 ), а свободного израильтянина – 50 сиклей серебра ( Лев.27.3 и дал.). Израильтянин также мог быть рабом у израильтянина ( Исх 21.2 , Втор 15.12 ) в том случае, если первый из-за бедности продавал себя ( Лев.25.39 ); но закон повелевал хозяину все-таки не считать его за раба, а относиться к нему, как к наемнику, и, спустя определенное время, возвратить ему свободу без выкупа ( Исх 21.2 и дал., Лев.25.39 и дал.), если только он до этого времени не был выкуплен ( Лев.25.48 и дал.). Неизвестно, касалось ли это правило также того, который, вследствие невозможности возместить украденное, был продан в рабы ( Исх 22.3 ). Должников, которые не могли уплатить долга, заимодавцы обращали в рабов ( Чис 4.1 , Неем 5.5 , срав. Иов 24.9 , Ам 2.6 , Мф 18.25 ). Некоторые полагают, что это было установлено законом в Лев.25.39, 47 , где говорится о том, что бедный должник продает себя заимодавцу; другие же понимают это так, что продажа себя была добровольным поступком должника. Рабство, которое существовало у евреев с незапамятных времен ( Быт 12.16, 14.14, 24.35, 30.43 ), не было отменено законом Моисеевым, но было облегчено и смягчено некоторыми оговорками, причем сделано различие между рабами – израильтянами и таковыми из других народов: последние были полной собственностью своих господ и переходили, как все прочее имущество, к потомству для «вечного владения» ( Лев.25.44 и дал.), раб-израильтянин мог быть выкуплен своими родственниками или, если этого не получалось, то после шестилетнего пребывания в рабстве получал право оставить своего господина и стать свободным ( Исх 21.2 ); и тогда нельзя было отпустить его с пустыми руками: хозяин должен был снабдить его всем необходимым из скота и припасов ( Втор 15.12 и дал.). Если раб израильтянин был женат в то время, как продавал себя в рабство, то он имел право взять на свободу жену, но если он женился во время пребывания в рабстве, то жена и дети его принадлежали хозяину ( Исх 21.3 и дал.). В Иер 34.8 и дал. говорится о том, как Седекия и народ, из страха перед халдеями, провозгласили свободу рабам-евреям, потому что эта заповедь не была соблюдаема. Когда же опасность миновала, они раскаялись в своем поступке и взяли обратно только что освобожденных рабов ( Иер.34:11, 16 ), поэтому Господь объявил им свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду и обещал отдать их на озлобление во все царства земли ( Иер.34:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Суббота I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) евр. глагол шават означает «прекращать какие-либо действия», «отдыхать от чего-либо», «соблюдать субботу»; сущ. шаббат означает день отдыха или праздничный день, С. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, напр. на ⇒ День очищения ( Лев. 16:31 ; Лев. 23:32 ; ср. также Лев. 23:24 ). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной С.; 2) в Вавилоне существовало понятие ша пату ­­ «(день) середины», обозначавшее 15-й день месяца, который отмечался как «день успокоения сердца (богов)», т.е. был своего рода днем покаяния и молитвы. кроме того, в 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа месяца в Вавилонии запрещались определ. виды деятельности; это особенно касалось царя, причина запрета объяснялась тем, что эти дни считались несчастливыми. Но между ними и ша пату не существовало никакой связи, и ни в том, ни в другом случае нет существенной для С. связи с неделей. Соотв., несмотря на некоторое сходство терминов и выражавшихся ими понятий, у вавилонян и у израильтян речь шла о разных вещах. II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ 1) УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ. С. как день отдыха в конце каждой семидневной недели первонач. была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны ( Исх. 16:5.22–30 ), впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе ( Исх. 20:8–11 ; Исх. 31:12–17 ). Вопрос о том, была ли неделя и ее завершающий день знакомы израильтянам раньше, остается невыясненным. Из библ. текстов ясно лишь, что об устоявшемся временном отрезке в семь дней говорится только в сообщении о потопе ( Быт. 7:4 ; Быт. 8:10.12 ); свадебное торжество также длилось семь дней ( Быт. 29:27.28 ); 2) ПРЕДПИСАНИЯ. Каждый 7-й день ( Исх. 23:12 ), С., был днем святого покоя ( Исх. 16:23 ; Исх. 31:15 ; Исх. 35:2 ), когда запрещалось работать ( Исх. 20:10 ; Исх. 31:14 ); это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В С. запрещалось зажигать огонь ( Исх. 35:3 ); необходимую для С. пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в «день перед субботой» ( Мк. 15:42 ; Исх. 16:23 ). В С. нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны ( Исх. 16:27–29 ) и дров являлись нарушением предписаний о С. Ам упоминает перерыв в деловой жизни ( Ам. 8:5 ), а Иеремия указывает на запрет «носить ношу» ( Иер. 17:21 ). Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью ( Исх. 31:14.15 ; Исх. 35:2 ; Числ. 15:35 ). Но основополагающий смысл С. заключался в том, что это был день отрады ( Ис. 58:13 ), в который израильтяне собирались вместе ( Лев. 23:3 ; ср. 4Цар. 4:23 ) для вознесения хвалы Господу и богослужения ( Пс. 91 ). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась ( Числ. 28:9.10 ), а в святилище возлагали новые хлебы предложения ( Лев. 24:8 ). III. ОБОСНОВАНИЕ СУББОТНЕГО ОТДЫХА И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Б. Во времена Моисея, когда по повелению Божию, устроена была Скиния, в ней был двоякий жертвенник: для принесения жертв и для воскурения фимиама. Первый устроен был из дерева ситтим или акации, и обит медью. В средине он был пустой, и на четырех углах его сделаны были рога, которые также обиты были медью ( Исх.27:1–8, 38:1 ..). На нем горел неугасимый огонь ( Лев.6:9, 12–13 ) и приносились всякого рода жертвы (гл. Лев.1 и далее), и законом запрещено было устроять жертвенники и приносить жертвы в других местах ( Лев.17:3–9 . Втор.12:5, 11–17–19 ), хотя, впрочем, это и не соблюдалось строго, и жертвенники устроялись и жертвы приносились и в других местах ( Нав.9:30, 22:10–34 . Суд.2:5, 6, 24, 26 . 1Цар.7:9–10, 10:8, 14:35, 16:5, 20:29 . 2Цар.15:7–12, 24:25 . 3Цар.3:4 ). – Другой жертвенник, т. е. для фимиама, сделан был также из дерева ситтим. Он также имел четырехугольную форму, но был меньше жертвенника для жертвоприношений. Сверху и по бокам обложен был чистым золотом, и на верхней стороне его было горнило (, σχρα), в которое возлагался ладан для курения фимиама, и которое украшено было вокруг златым венцом ( Исх.30:1–9, 37:25–27, 39:38 . Чис.4:11 . Древн. Флав. К. 3. гл. 6. § 8); употреблялись также кадильницы (πυρεον): Лев.10:1 . Чис.16:46 . и др. Жертвенник этот поставлен был прямо против ковчега Завета, и тем указывалось на важнейшее его значение по сравнению с другими предметами святилища. Для курения на нем повелено было сделать особенный состав благовонных веществ, и законом воспрещено было возносить и употреблять фимиам этот в других местах и для других целей, но только на известном месте священными лицами, и ничего другого не приносить на этом жертвеннике ( Исх.30:1, 7–10, 37–38 . сн. 1Цар.2:28 ). Священный фимиам этот и жертвоприношение составляли, можно сказать, сущность всего священнослужения ветхозаветного. По высокой чистоте своей, служение это превосходило все религиозные обряды древнего мира, и служило прообразом того духовного служения, которое, с пришествием Христа Спасителя, имело открыться в Церкви Новозаветной (Евр. гл. 9 и 10). Сн. Власт. Св. Лет. Т. 2. стр. 270–272. 277–279.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Дан Дан ( от – и =судья; Δαν; Dan; Данъ): а) Быт.30:6, 46:23, 49:16–17 . Исх.35:84 . Числ.2:25 . Втор.33:22 . Числ.13:13, 34:22 . Нав.19:47 . Суд.1:34, 5:17. 13:2, 25, 18:1–30 . Иер.4:15, 8:16 . Иез.48:1 . Ам.8:14 .– Сын патриарха Иакова от Валлы, служанки Рахилиной, родоначальник племени Данова; и потом этим именем означается иногда и все колено Даново, и удел Данов. Имя «Дан» с еврейского значит судья; так назван он потому, что Рахиль сказала при его рождении: «Судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына» ( Быт.30:6 .). Соответственно этому имени патриарх Иаков пророчествовал о Дане: «Дан будет судить народ свой» и потом присовокупил: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня», изображая этим хитрость его потомков ( Быт.49:16–17 .). Под. обр. в благословении Моися о Дане сказано: «Дан молодой лев, который выбегает из Васана» ( Втор.33:22 .). Этим указывается его сила и воинственный дух. Хитрость и сила данитян известны из последующей истории. Из сынов дановых в Св. Писании упоминается один Хушим ( Быт.46:23 ). Но при перечислении израильтян при Синае и после Даново колено оказалось многочисленнее других колен, кроме Иудина (гл. Числ.2:26 ). Из Данова колена был один из главных художников при устроении Скинии и ее принадлежностей ( Исх.35:34–35, 36:1–2 ). В числе соглядатаев земли обетованной из Данова колена был Аммиил ( Числ.13:13 ). При разделе земли обетованной был князь и от Данова колена ( Числ.34:22 ). При разделе этом Даново колено, несмотря на свою многочисленность, получило самый малый удел; но удел этот был в средине между сильными коленами: Ефремовым, Вениаминовым и Иудиным, и занимало самую богатую и плодородную землю и широкую равнину приморскую ( Нав.19:40–46 ). Между городами его известны: Цора (Сараа), Ештаол, Вефсамис, Жаалаввин (Саламин), Аиалон, Елон, Фамнафа, Екрон, Елтеке, Ваалаф, Гаф-Риммон, Ме-Иаркон, Ракон близ Иоппии, и другие ( Нав.19:40–46 ). Впрочем, западных земель к морю данитяне никогда не могли вполне удерживать за собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЗДЕРЖАНИЕ [воздержность; греч. γκρτεια, ποχ], добродетель тех, кто управляют своими страстными влечениями, пожеланиями, умеряют и ограничивают чувства. Это понятие встречается у древних писателей, напр. у Платона ( Plat. Gorg. 491 d: «воздержность - умение владеть собою, быть хозяином своих наслаждений и желаний»; Leg. 645e; 710a; 840c; 966e), у Ксенофонта ( Xen. Symp. 4. 15; 8. 27). Ветхий Завет о В. У ветхозаветных евреев прослеживаются 3 мотива В.: гигиенический, духовный и покаянный ( Mugnier. Col. 120-121). Закон Моисеев запрещал употреблять в пищу определенных животных (Втор 14. 4-21), запрещалось употреблять тук и кровь животных (Лев 7. 22-27; Втор 12. 16). Большинство животных, мясо к-рых нельзя было есть, действительно были непригодны для этого, повсюду на Востоке мясо их считалось нездоровым; в отношении др. сказывался естественный инстинкт или суеверие ( Суг. Alex. Contr. Jul. IX//PG. 76. Col. 984; Hieron. Adv. Jovin. II 7). Поскольку в основном это были хищные или «нечистые» животные, отстранение от них Израиля должно было, по замыслу Божию, привести к духовному очищению народа. Духовный мотив В. проявлялся уже в том, что священникам под страхом смерти запрещалось употреблять хмельные напитки во время служения (Лев 10. 9; Иез 44. 21), чтобы они всегда могли отличить чистое от нечистого. Назореи , дававшие обет всецело посвятить себя служению Богу и в силу этого удалившиеся от общества, должны были воздерживаться от вина, крепких напитков и от всего, что имело к.-л. отношение к винограду, напр., им запрещено было употреблять виноградную кожицу (Числ 6. 3-4). Кроме того, от назорея требовалось не стричь волос, не прикасаться к мертвому телу, даже отца и матери (Числ 6. 5-7). Обет назорейства давался на неопределенное время, пожизненное назорейство не было предписано законом, его принимали по доброй воле лишь нек-рые (напр., Самсон). Нарушивший обет назорейства в 7-й день должен был остричь волосы, в 8-й принести священнику 2 горлиц или 2 голубей, и священник одну птицу приносил в жертву за грех, а др. во всесожжение, очищая его от осквернения. Счет времени выполнения обета для него начинался снова, потому что назорейство его было осквернено, он приносил также однолетнего агнца в жертву повинности. По окончании обета приносилась дорогая жертва - беспорочный агнец во всесожжение, беспорочная агница в жертву за грех и беспорочный овн в жертву мирную (Числ 6. 9-14). Рехавиты никогда не пили вина, не имели ни виноградников, ни полей, ни посевов, не строили домов, а жили в шатрах, проявляя послушание завещанию отца своего Ионадава, сына Рехава (Иер 35. 6-10).

http://pravenc.ru/text/155090.html

Волхвы, волхователи, волшебники, гадатели Волхвы, волхвователи, волшебники, гадатели, и пр. (, , , и др.; ξηγητι, σοφιστι, γνοστι, μγοι, и др.; coniectores, sciolae, sapientes, magi, arioli, и др.; сказатели, волхвы, обаятели, и пр.; Wahrsager, Weisen, Gelehrte, Zauberer, и пр.): Быт.41:8 . Исх.7:11 . Лев.19:81 . Втор.18:10–11 . Иер.39:3, 13 . Дан.2:10, 27, 4:4 ,. 6, 5:11. Мф.2:1, 7 и др. – Под именем волхвов в древности разумелись люди мудрые, обладавшие высокими и обширными знаниями, особенно знаниями тайных сил природы, светил небесных, священных письмен, иероглифов, и т. под. Они наблюдали естественные явления, толковали сны, предсказывали будущее; были большей частью вместе и жрецами, и пользовались великим уважением и при дворах царских, и в народе. Таковы были: волхвы египетские, упоминаемые во времена Иосифа и Моисея ( Быт.41:8 . Исх.7:11 ). Таков Валаам у мадианитян ( Числ.22:23 ). Таковы волхвы и мудрецы персидские, упоминаемые у Даниила ( Дан.2:4 ). Таковы волхвы или маги, приходившие на поклонение Спасителю ( Мф.2:1–2 ). Слово «волхв», «маг», «», «μγος», в еврейском встречающееся только у Иеремии ( Иер.39:3, 13 ), на востоке, у разных народов, было весьма употребительно. Таковы слова – в санскритском: mah, maha, mahe; в Зендавесте: Meh (megh), Megovad; у ассириян: Mag или Meg; у древних мидян: Mag, Mog; у персов: Mugh, Magusch, и др. Herz. 8. р. 687. Ges. р. 541. Слово это означало и жреца, и мудреца, ученого, и потому у халдеев, ассириян, мидян и персов употреблялось как о жрецах, так и об ученых и мудрых людях вообще, и отсюда в арамейском и еврейском часто заменялось словами: , =мудрец, мудрецы ( Ис.44:25 . Иер.50:35, 39:3, 13 . Дан.2:2, 12, 18, 24, 4:3, 15, 5:7–8 ), или: , – ξηγητι, ερογραμματες, σοφιστα, μγοι=тайноведцы, софисты, мудрецы ( Быт.4:8, 24 . Исх.7:11 . Дан.1:20, 2:10, 27, 4:4, 5:11 ). Fürst. 1. p. 43S и 692. Судя по первоначальному значению и употреблению слова «маги, волхвы» можно думать, что с ним первоначально не соединялось понятий волхвования и колдовства.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Глава 4 1–19. Придворные и высшие чиновники Соломонова управления. 21–34 (евр.5:1–14). Содержание двора Соломона: его чрезвычайная мудрость. 3Цар.4:1 .  И был царь Соломон царем над всем Израилем. Вступительное замечание к перечню служащих Соломона (ср. 2Цар.8:15 ). 3Цар.4:2 .  И вот начальники, которые были у него: Азария, сын Садока священника; В принятом тексте LXX ( Αζαρας υς Σαδκ) нет слова «священника» ´ιερες, евр. когенс; членом: гакоген часто обознач. первосвященника ( Исх.29:30 ; Лев.21:10 и др.); но во многих текстах LXX (44, 92, 106, 120, 123, 134, 144, 236, 242, 244, 247 у Гольмеса), в Комплют., Альдинск., у Акилы, Симмаха, в Вульг. и слав.-русск. слово это имеется: по евр. т., греч. кодд. и слав. Азария сам был священник (или первосвященник); по Вульг. и русск., – только сын Садока (священника или первосвященника). По ( 1Пар.6:9 ; евр.5:35), Азария был внуком, а не сыном первосвященника Садока. Возможно, что в ст. 2 данной главы Садок не тождественен с первосвященником этого имени: последнее встречалось нередко ( 4Цар.15:33 ; Неем.3:4,29,13:13 ). 3Цар.4:3 .  Елихореф и Ахия, сыновья Сивы, писцы; Иосафат, сын Ахилуда, дееписатель; «Писцы», ( евр. соферим, греч. γραμματες, лат. scribae) ведали всю письменную часть двора, – письмоводство, корреспонденцию, указы, дипломатическую переписку. «Дееписатель» (евр. мазкир,, греч. ναμιμνσκων, лат. a commentariis, слав. «напоминатель»), вероятно – докладчик, канцлер. Вместе с «писцами» ведал государственный архив. 3Цар.4:4 .  Ванея, сын Иодая, военачальник; Садок и Авиафар – священники; Ванея, ср. 3Цар.2:35 . Удаленный Соломоном Авиафар ( 3Цар.2:26–27 ) называется как бы в качестве действительного первосвященника или потому, что в начале царствования Соломона был таким (Philippson), или же потому, что «Соломон отнял у Авиафара начальство ( ρχ), но не лишил его священства ( Ιερωσνη), потому что сан священства имели тогда не по рукоположению, а по родовому преемству» (блаженный Феодор, вопр. 15); невероятно предположение Клерика и др. о помиловании Авиафара Соломоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Псалом 81 Надписание сего псалма – Псалом Асафу – таково же, как и надписание псалма 49 и некоторых других псалмов. Надписание сие указывает на принадлежность псалма Асафу как составителю его, а под именем сего Асафа нужно разуметь того славного певца Давидова пророка Асафа, именем которого надписаны 49-й и 78-й псалмы, с песнопениями которых настоящий псалом имеет большое сходство. Именно, он представляет собой обличительную проповедь против неправедных судей и мог быть вызван теми злоупотреблениями некоторых судей Давидовых, которые подали Авессалому повод возбуждать в народе сомнение в правосудии отца своего и недовольство всем его правлением ( 2Цар.15:2–6 ). Пс.81:1 Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит. Вся история израильского народа представляет собою теократию, т.е. государство, управляемое Самим Богом. От Бога, как верховной власти, происходил и весь закон гражданский, и всякая исполнительная власть в этом теократическом государстве. Как цари, так и все судьи и князья в нем были только видимыми представителям Бога, во имя Его применявшими к частным случаям и осуществлявшими данный Богом Закон. Поэтому все они, эти представители Верховного Судии Бога, в Ветхом Завете неоднократно называются богами ( Втор.1:17 ; Исх.22:8, 28 ; 2Пар.19:6 , ср. Ин.10:35 ). Так, не кто другой, а именно те же иудейские судьи, и в сем псалме названы богами. И в царствование Давида, именно в начале его, были такие судьи, которые забыли, что они должны судить во имя Божие и потому – справедливо. К ним-то и относятся эти начальные слова псалма, в которых псалмопевец представляет Господа Бога, верховного Судию внезапно являющимся в собрании неправедных судей (в сонме богов), чтобы потребовать от них отчет в употреблении своей власти, произвести суд над ними: «Бог стал в сонме божием; среди богов произнес суд». Пс.81:2 Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете. Еще Моисей пророк, в Законе своем, от имени Божия говорил евреям: «Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие» ( Втор.1:17 ), и еще: «Не сотворите неправды в суде: да не приимеши лица нищего, ниже почудишися лицу могущего: по правде да судиши ближнему твоему» ( Лев.19:35,15 ). Иудейские судьи, очевидно, забывали эти статьи Закона или не обращали на них должного внимания; при разборе тяжебного дела и постановлении судебного приговора, они принимали во внимание не сущность разбираемого дела, а угодливость тому или другому лицу, богатому или знатному, находящемуся с ними в родственных, дружественных и т.п. отношениях. В такой несправедливости и лицеприятии пророк, от имени Божия, и обличает здесь иудейских судей, говоря: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Доколе будете смотреть на лица, на общественное положение судимых, на подарки или какие-либо свои выгоды, и т.д., а не на самое дело?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Е.А. Авдеенко Кафизма XIII Пс.91:8             …разрастаются нечестивые, как трава,                         и расцветают все делатели беззакония 487 ,                         чтобы истребиться навсегда-навсегда. Само преобладание, умножение и процветание нечестивых есть залог их скорейшего истребления: чем пуще одно, тем ближе другое; нечестивцы горазды действовать, но действуют на самоистребление. Важно знать:        чем энергичнее нечестивые набирают силу, тем стремительней их путь к погибели. Пс.91:10             … разделятся все делатели беззакония. Речь не идет о рассеянии: нечестивые перестают составлять сплоченный клан. Подобное произошло при Вавилонском столпотворении: Господь «разделил сынов человеческих» ( Втор.32:8 ), в результате «разделись народы на земле» ( Быт.10:32 ). Внутреннее разделение нечестивых есть важный фактор для ослабления их совокупной мощи. До конца разделение произойдет уже в ином мире – каждый окажется один. Греховные связи между людьми в мир иной не проникают. Пс.93:1             Бог отмщений – Господь,                         Бог отмщений, воссияй. «Бог, дающий отмщение» ( Пс.18 /17:48) – напоминание о заповеди любви к ближнему, которая начинается словами «не мсти»: «не мсти и держи [злобы] на сынов народа твоего, но возлюби ближнего своего как себя. Я – Яхве» ( Лев.19:18 ). «Бог отмщений – Господь» означает также, что не человек должен мстить: «у Меня отмщение и воздаяние» ( Втор.32:35 ). У Бога «прощение» и «отмщение» – одно действие, которое разное имеет завершение: «Бог прощающий» есть «Бог отмщающий» ( Пс.99 /98:8). То, что у Бога – одно (с разным завершением). Человек воспринимает – как два (разных действия). «Воссияй» – такое было на Синае: Господь «воссиял от горы Фаран» ( Втор.33:2 ). Такого же воссияния ожидают в будущем: «Пастырь Израиля… восседающий на Херувимах, воссияй» ( Пс.80 /79:2). Стих «Бог отмщений – Господь» кажется исполненным мстительного чувства, однако этого нет; находим и напоминание о любви к ближнему, и возлагание на Бога всякого воздаяния. Также находим, что

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Кровь (Blood) Появление крови никогда не бывает хорошим знаком. Сама по себе кровь – естественное явление, а вот ее вид таковым не воспринимается. Для древних ее красный цвет, наряду с мистической ассоциацией с жизнью и смертью, делал кровь зловещим и ярким символом насилия и зла, вины и грядущего наказания. Хорошим предзнаменованием кровь могла служить только во время жертвоприношений. Кровь как символ человеческой жизни . Образ крови, часто в сочетании «плоть и кровь», символизирует человеческую жизнь ( Ин.1:13 ; Гал.1:16 ; 1Кор.15:50 ). Без крови человек возвращается в прах. Прах разлагающегося тела и отсутствие крови символизируют тленную и бренную природу человека ( 1Кор.15:50 ). Аналогичная символика заложена в сочетании «кровь и вода» ( Ин.19:34 ; 1Ин. 5:6 ). Кровь настолько ассоциируется со смертностью человека, что ученикам (да и нам тоже) трудно было представить себе, что у воскресшего Христа есть плоть и кости ( Лк.24:39 ). Кровь как символ смерти. Коль скоро жизнь держится на крови ( Лев.17:11 ; см. выше), упоминание о крови связывается с угрозой для жизни ( 2Цар.23:17 ; 1Пар.11:19 ) или с уходом жизни из тела. Кровь содержит дуновение жизни (nees) Бога, поэтому дух возвращается к Богу, Который дал его ( Ек.12:7 ) и сообщает Творцу о каждом случае кровопролития ( Быт.4:10 ). Иов умоляет: «Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему» ( Иов.16:18 ). Упоминание о крови указывает на непреложный факт смерти человека, независимо от ее причины. Кровь связывается со смертью в результате неназванных насильственных действий ( Иез.5:17 ; Авв.2:17 ), Жертвоприношений детей ( Иез.23:37, 45 ), зависти и ревности ( Иез.16:38 ), убийства из алчности ( 3Цар.21:19 ; 4Цар.9:26 ) и даже самоубийства ( Мф.27:8 ; Деян.1:18–19 ). Кровь как начаток смерти течет по земле перед тем, как тело превратится в прах ( Ис.63:6 ). Кровь как символ вины . Образная связь крови с виной основывается на понимании крови как символа насильственной смерти. Во многих местах само упоминание о крови подразумевает виновность. Библейские авторы используют такие выражения, как «кровь Изрееля» ( Ос.1:4 ), «город нечестивцев, запятнанный кровью» ( Ос.6:8 ), «руки полны крови» ( Ис.1:15 ). Псалмопевец опасается «кровожадных» людей ( Пс.138:19 ). Кроме того, кровь убитого не только вопиет к Богу, но и преследует убийцу ( Иез.35:6 ). Пролитая кровь, как тяжелый груз, висит до самой смерти ( Притч.28:17 ). Каин жаловался, что его наказание (или виновность) больше, нежели он может снести ( Быт.4:13 ). Кровь и связанная с ней вина остаются на руках ( Мф.27:24–25 , см. ОМОВЕНИЕ РУК ). Кровавые дела ожидают расплаты ( 2Цар.16:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010