Лев.26:35 .  во все дни запустения [своего] будет она покоиться, сколько ни покоилась в субботы ваши, когда вы жили на ней. Лев.26:36 .  Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует, Лев.26:37 .  и споткнутся друг на друга, как от меча, между тем как никто не преследует, и не будет у вас силы противостоять врагам вашим; Лев.26:38 .  и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших; Лев.26:39 .  а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут; 1) Болезни и поражения от врагов ( Лев.26:16–17 ). Schachepheth – «чахлость», чахотка (LXX: ψρα, слав.: « краста»; с арабск.: может быть, истощение от голода). Oaddachath – " горячка», лихорадочный жар (LXX: κτερα, Vulg.: ardor; сирск.: scabies; слав.: « желтяница»). 2) Для смирения упорства, гордости и надежды народа на богатство послано ему будет бесплодие почвы ( Лев.26:18–20 ): небо будет как железо (по скудости дождей), земля – как медь (по бесплодию), Лев.26:19 (ср. Втор 28.23 , где сравнение – в обратном виде). Это грозное слово на Израиль со всею точностью сбылось на Палестине, некогда кипевшей молоком и медом, а ныне загустелой. 3) Обилие хищных зверей и безлюдье страны ( Лев.26:22 , ср. Иез 5.17 ) – наказание, в точности сбывшееся сперва на царстве Израильском ( 4Цар 17.25 ). 4) Гибель от неприятельского меча, который будет вместе мстителем за нарушение Израилем завета ( Лев.26:25 ) от язвы (ib.), наконец, от голода: 10 хозяек будут готовить хлеб для 10 семейств в одной печи (ст. Лев.26.26 ), «по недостаточности необходимого» (блаж. Феодорит, вопр. 36), при чем голод будет все усиливаться в виду ничтожных, выдаваемых на вес, порций хлеба. 5) Лев.26:27–33 : конечное бедствие Израиля – голод, доводивший до людоедства родителей в отношении к собственным детям ( Лев.26:29 , – так и было при осаде Самарии, 4Цар 6.28 , и Иерусалима, Иер 19.9 ; Плач 2.20 , особенно при разрушении его Титом, Иосиф Флавий, Иуд.Война 5:1, 4–5); разорение предметов культа – ложного (ст. 30, «высоты», bamoth; обелиски, chammanin, посвященные богу солнца, у финик, бааль-хамман, ср. Ис 17.8 ; 2Пар 34.4 , идолы, ср. 4Цар 23.10–16 ), а затем и истинного ( Лев.26:31 в противоположность Лев.26:11 ); наконец крайнее запустение, удивительное для самих врагов страны Израиля ( Лев.26:32 ) и рассеяние его между народами ( Лев.26:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лев.19:26 .  Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. Лев.19:27 .  Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Лев.19:28 .  Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]. Лев.19:29 .  Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом. Лев.19:30 .  Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я Господь. Лев.19:31 .  Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш. Запрещение некоторых суеверий, существовавших в культе и быте египтян и других народов, с которыми Израиль входил в такое или иное соприкосновение: 1) вкушение мяса с кровью ( Лев.19:26 , ср. Лев.7.26 ), по объяснению раввинов, от животного еще живого, – вероятно, вообще суеверный обычай, связанный с верою в особую силу крови; чтение LXX иное: π τν ρων (слав.: " не ядите на горах_), оно может указывать на обычай язычников закалать свои жертвы на горах; в связи с этим 2) всякого рода ворожба (евр. nachasch; LXX: οωνζεσθαι, Vulg.: augurari – гадание по полету птиц) и гадание ( Лев.19:26 , ср. Лев.20.6 ); 3) стрижение волос на голове и бороде (ср. Иер 9.25, 26 ) с язычески-суеверными целями, как, напр., древние арабы, по Геродоту 3:8, сбривали волосы на висках в честь бога Оротала, которого греки сближали с Бахусом; 4) изуродование тела нарезами в честь умерших (ср. Втор 14.1 ), в частности татуировка: то и другое было в большом употреблении у народов Востока, как остается доселе и у дикарей, например, на Каролинских островах (ср. Иер 16:6, 41:5, 47:5 ; 3Цар 18.28 ); 5) религиозная (напр., в честь Астарты-Мелиты, ср. Быт 38 ) проституция, которой осквернялись бы земля и святилище Иеговы; 6) вызывание мертвых и вообще волшебство (LXX: γγαστρμυθοις, слав.: " утробные басни» – чревовещание; ср. блаж. Феодор., вопр. 29). Лев.19:32 .  Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лев.4:19 .  и весь тук его вынет из него и сожжет на жертвеннике; Лев.4:20 .  и сделает с тельцом то, что делается с тельцом за грех; так должен сделать с ним, и так очистит их священник, и прощено будет им; Лев.4:21 .  и вынесет тельца вне стана, и сожжет его так, как сожег прежнего тельца. Это жертва за грех общества. Эти стихи, изображающие обряд жертвы за грех целого общества израильского, в виду тесной идейной связи этой жертвы с жертвою за первосвященника, особенностей в ср. с Лев. 4:5–12 не представляют. Лев.4:22 .  А если согрешит начальник, и сделает по ошибке что-нибудь против заповедей Господа, Бога своего, чего не надлежало делать, и будет виновен, Лев.4:23 .  то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козла без порока, Лев.4:24 .  и возложит руку свою на голову козла, и заколет его на месте, где заколаются всесожжения пред Господом: это жертва за грех; Лев.4:25 .  и возьмет священник перстом своим крови от жертвы за грех и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь его выльет к подножию жертвенника всесожжения; Лев.4:26 .  и весь тук его сожжет на жертвеннике, подобно как тук жертвы мирной, и так очистит его священник от греха его, и прощено будет ему. Лев.4:27 .  Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, Лев.4:28 .  то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу без порока за грех свой, которым он согрешил, Лев.4:29 .  и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют [козу] в жертву за грех на месте, [где заколают] жертву всесожжения; Лев.4:30 .  и возьмет священник крови ее перстом своим, и возложит на роги жертвенника всесожжения, а остальную кровь ее выльет к подножию жертвенника; Лев.4:31 .  и весь тук ее отделит, подобно как отделяется тук из жертвы мирной, и сожжет его священник на жертвеннике в приятное благоухание Господу; и так очистит его священник, и прощено будет ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Песн.4:8 ). Евреи и арабы давали им разные имена – по их полу и возрасту и по их характеристическим качествам и действиям, которых нелегко, впрочем, определить точное значение. Название эти указаны нами в самом начале. Вот некоторое их объяснение. Имя Ари и Арье ( и ) от гореть, пылать, означает горячий, ярый, лютый ( Чис.24:9 . Суд.14:5 . 1Цар.17:34, 37 . 2Цар.1:23 . Пс.22:17 . Притч.22:13 ). Гур () означает преимущественно молодого льва, который еще сосет грудь или живет с матерью ( Быт.49:9 . Втор.33:22 . Иез.19:3 ); впрочем, происхождение этого слова в точности неизвестно. Кефир () есть имя молодого льва, и именно такого, который ходит уже на грабеж ( Наум.2:11–13 . Пс.33:11 . Суд.14:5 ). Леби, Лаби, Лебие ( , ,) согласно переводятся всеми: лев, львица ( Пс.56:5 . Быт.49:9 . Чис.24:9 . Втор.33:20 . Ис.30:6 . Иез.19:2 ). Лаиш ( – по Ges. от арабского быть крепким) означает крепкое, сильное животное ( Иов.4:11 . Притч.30:30 . Ис.30:6 ). Отен ( – от неупотребительного ) значит сильный, лютый, хищный, жестокий (Фюр. 2. р. 197). Цоба ( – от неупотребительного хватать, похищать) означает хищника, истребителя стад; употребляется в арабском языке. Шахал () – кричащее, оглушающее криком, рыкающее животное ( Иов.4:10, 10:16, 28:8 . Пс.90:13 Притч.26:13 . Ос.5,14, 13:7 ). Шахац () – выское, гордое, крепкое, дикое, возвышающееся ( Иов.28:8, 41:26 ). Из этих названий чаще встречаются: Ари или Арие, Лаби и Шахал. С львами имели счастливую борьбу Самсон ( Суд.14:5, 6 ) и Давид ( 1Цар.17:34–37 ). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля ( 3Цар.13:24–26 . сн. ст. 9). Пророк Даниил чудесным образом спасен был от львов, к которым в ров был брошен ( Дан.6 гл.). Львов посылал Бог на переселенцев языческих в Самарии – в наказание за то, что они не чтили Бога Израилева, и львы умерщвляли их ( 4Цар.17:24–27 ). Львы в Св. Писании представляются символами людей, отличающихся особенной силой, властью и могуществом ( Дан.7:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Немного воды? Военачальник заслуживает большего: «Воды просил он; молока подала она, в чаше вельможеской принесла молока лучшего» ( Суд.5:25 ). Уже на этом этапе можно уловить насмешливый и сатирический подтекст. Затем гостеприимство Иаили выразилось в том, что она левую свою руку протянула к колу, а правую свою к молоту работников» и ударила Сисару в голову ( Суд.5:26 ). Чтобы подчеркнуть пародийность ситуации, автор использует последовательный ряд слов для описания действий Иаили («ударила», «поразила», «разбила» и «пронзила») и их последствий (Сисара «пал и лежал, к ногам ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный», Суд.5:27 ). За этим следует не менее сатирическое изображение матери Сисары, с надеждой выглядывающей в окно в ожидании возвращения своего сына и его воинства, а также иллюзорной мысли, пришедшей в голову «умных из ее женщин» при хананейском дворе, что задержка вызвана тем, что «они нашли, делят добычу» ( Суд.5:28–30 ). К разряду сатирического юмора относятся также отрывки из Ветхого Завета, высмеивающие идолопоклонство. В Ис.44:12–20 , например, презрительными характеристиками осыпается язычник, изготовляющий идола из дерева, которое служит ему также топливом, а затем повергающийся перед идолом со словами: «Спаси меня; ибо ты бог мой». Еще более забавным выглядит высмеивание Илией пророков Ваала на горе Кармил: Ваал, «может быть, задумался, или занят чем-либо [облегчается], или в дороге, а, может быть, и спит, так он проснется» ( 3Цар.18:27 ). Улыбку вызывают и некоторые сатирические колкости в Притчах. Разбуженный утром ленивец оправдывает свое поведение словами: «Лев на улице! посреди площади убьют меня!» ( Притч.22:13 ). Гротескный вариант ленивца представлен в виде человека, который «опускает руку свою в чашу, и не хочет донесть ее до рта своего» ( Притч.19:24 ). Портрет вздорной женщины тоже нарисован в юмористических красках: «Сварливая жена – сточная труба» ( Притч.19:13 ; ср. Притч.27:15 ). По поводу общественных отношений говорится следующее: «Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору» ( Притч.26:17 ), а «кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего» ( Притч.27:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Когда Израиль вступил в обетованную землю, жившие на ней народы не просто оказались не на том месте в неподходящее время. Библейская история показывает, что для этих народов наступил день суда. В этом смысле они были, прежде всего, врагами Яхве, а затем уж Израиля. Но их конкретная роль всегда определялась верховной волей Бога. Населявшие Ханаан народы, как и великие империи библейских времен (Ассирия, Вавилон, Египет), могли использоваться Богом для наказания Израиля и суда над ним. Для описания победы Бога над этими врагами используются разные образы, но в основном это образ поддержки. Упор делается поочередно на разгроме врага Богом как Небесным Воителем и на разгроме врага Израилем с предпосылкой, что истинная победа на поле боя невозможна без Божьей помощи. Бог обещает идти с Израилем, сражаться за Израиль и давать ему победу ( Втор.20:4 ). Бог заставляет врага поворачиваться спиной и обращает его в бегство ( Исх.23:27 ), рассеивает его ( Чис.10:35 ) и посылает Израиль в погоню. С Богом во главе пятеро израильских воинов могут прогнать сотню, а сто могут прогнать тьму ( Лев.26:7–8 ). Когда Израиль находится в отчаянном положении, Бог избавляет его от руки врага и спасает от сильного противника ( Чис.10:9 ; Суд.8:34 ; 2Цар.22:18 ; Пс.17:18; 105:10 ). Бог обещает прогнать хананеев от лица Израиля ( Втор.32:21; 33:27 ), изгнать их из земли ( Втор.6:19 ). Израиль возвратит потерянное ( Втор.30:7 ) и получит земли своих врагов. Повторяющаяся тема, связанная с наследованием земли, – предоставление Богом Израилю «покоя» от его врагов ( Втор.12:10; 25:19 ; Нав.23:1 ). Мы часто читаем также, что Бог предает врагов в руки Израиля ( Втор.23:14 ), предает их для казни ( Нав.21:44 ; Суд.3:28 ; 1Цар.26:8 ; ср. Суд.16:23–24 ). Бог изображается сокрушающим голову врагов Своих ( Пс.67:22 ) или низлагающим их ( Пс.59:14; 107:14 ). Враги Соломона «будут лизать прах» ( Пс.71:9 ). Бог обращает врагов в мелкую пыль, и они становятся «как разлетающаяся плева» ( Ис.29:5 ). Враги Израиля исчезнут, как дым ( Пс.36:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Дамасий II (Поппо фон Бриксен) 17 июля - 9 августа 1048 Лев IX (Бруно, граф Эгисхейм-Дагсбург) 12 февраля 1049 - 19 апреля 1054 . Николай II (Жерар де Шеврон) 6 декабря 1058 - 27 июля 1061 Александр II (Ансельмо да Баджо) 1 октября 1061 - 21 апреля 1073 Гонорий II (Пьетро Кадало) (антипапа) (1061.Х.28 - 1072) Григорий VII (Гильдебранд) 22 апреля 1073 - 25 мая 1085 Климент III (Виберто ди Парма) (антипапа) (1080.VI.25, 1084.III.24 - 1100.IX.8) Виктор III (Дезидерий Эпифани) 24 мая 1086 - 16 сентября 1087 Урбан II (Эд де Шатийон) 12 марта 1088 - 29 июля 1099 Пасхалий II (Раньеро ди Бьеда) 13 августа 1099 - 21 января 1118 Теодор (Джибер) (антипапа) (1100-1102) Альберт (антипапа) (1102) Сильвестр IV (Маджинульфо) (антипапа) (1105.XI.18 - 1111) Геласий II (Джованни Каэтани) 24 января 1118 - 28 января 1119 Григорий VIII (Морис Бурден де Брага) (антипапа) (1118.III.8 - 1121) Каликст II (Ги из Бургундии) 2 февраля 1119 - 13 декабря 1124 Гонорий II (Ламберто ди Фьяньяно) 15 декабря 1124 - 13 февраля 1130 Целестин II (Тибальдо Буккапек) (антипапа) (1124.XII) Иннокентий II (Грегорио Папарески) 14 февраля 1130 - 24 сентября 1143 Анаклет II (Пьетро Петри Леонис) (антипапа) (1130.II.24 - 1138.I.25) Виктор IV (Григорий) (антипапа) (1138.III - 1138.V.29) Целестин II (Гвидо из Читта ди Кастелло) 26 сентября 1143 - 8 марта 1144 Луций II (Джерардо Каччанемичи) 12 марта 1144 -15 февраля 1145 Евгений III (Бернардо Паганелли) 15 февраля 1145 - 8 июля 1154 Анастасий IV (Коррадо) 12 июля 1153 - 3 декабря 1154 Адриан IV (Николай Брейкспир) 4 декабря 1154 - 1 сентября 1159 Александр III (Роландо Бандинелли) 7 сентября 1159 - 30 августа 1181 Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа) (1159.IX.7 - 1164.IV.20) - собственно - Виктор V, но, возможно, средневековые хронисты не учитывали первого Виктора IV (кардинала Григория Конти), антипапу в 1138, поскольку тот через два месяца покорился законному папе Иннокентию II. Пасхалий III (Гвидо да Крема) (антипапа) (1164.IV.22 - 1168. IX.20) Калликст III (Джованни де Струми) (антипапа) (1168. IX - 1178.VIII.29) Иннокентий III (Ландо) (антипапа) (1179.IX.29 - 1180) Луций III (Убальдо Алючиньоли) 1 сентября 1181 - 25 ноября 1185 Урбан III (Уберто Кривелли) 25 ноября 1185 - 20 октября 1187 Григорий VIII (Альберто де Морра) 21 октября - 17 декабря 1187 Климент III (Паоло Сколари) 19 декабря 1187 - 20 марта 1191 Целестин III (Джачинто Бобоне) 30 марта 1195 - 8 января 1198

http://drevo-info.ru/articles/2437.html

Место это некоторые толкуют так. Наследство, говорят они, Екклезиаст поставил вместо доброй жизни, чрез которую мы соделываемся наследниками Богу и сонаследниками Христу. Поэтому Екклезиаст хочет научить, насколько удостоившиеся видеть Солнце Правды и имеющие мудрость выше тех, кои без мудрости заботятся только о жизни и ее отношениях. Это показывает и Даниил говоря: «разумеющие слова мои просияют, как светила небесные» ( Дан.12:3 ), или, как перевёл Феодотион: «разумеющие слова мои просветятся, как сияние тверди; а те, кои исполнят слова мои, как звёзды небесные». А под сенью серебра, или денег, в таинственном смысле, мы должны разуметь ту сень, из коей собираются таланты и мины в Евангельских притчах ( Мф.25:13–30 , Лк.19:12–27 ) чтобы, когда мы будем под сенью мудрости и под сенью такого серебра, «во дни солнце» не опалило нас, «ниже луна нощью» ( Пс.120:6 ). Можно сказать и то, что сень есть жизнь наша на земле: «дух лица нашего помазанный Господь, о нем же рехом: в сени его поживем в языцех» ( Плач.4:20 ). Всякая защита наша на земле сей подобна тени, – тени ли мудрости, или выше упомянутого серебра, пока не дохнет день и не будут удалены тени. Симмах, по своему обычаю, и здесь перевёл яснее, поставив: «как помогает мудрость, подобным образом помогают деньги». Следующий же стих ясно убеждает к приобретению знания. Еккл.7:13 . Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? Посмотри на дела Божии: ибо кто сможет выпрямить того, кого искривил Бог? Это место Симмах перевёл так: «поучись делам Божиим, ибо никто не сможет исправить то, что Он ограничил». То есть, пусть будет для тебя достаточно из святых Писаний, или из самого созерцания мира знать и разуметь сотворенное; но не ищи причин и оснований, почему то и другое сотворено так, и не говори, что оно должно быть иначе, чем как сотворено, например, если бы кто захотел спрашивать, зачем Моисею Бог говорит: «кто сотвори нема и глуха, и видяща и слепа; не Аз ли Господь Бог» ( Исх.4:11 ) и сказал бы: зачем слепой, глухой и немой сотворены такими, и прочее, тому подобное. Относительно этого места следует иметь ввиду свидетельство псалма семнадцатого, в котором говорится Господу: «со святым свят будешь, и с развратным развратишься» ( Пс.17:27 ), и принимать, что Господь свят с тем, кто свят, и что пред Ним развратен тот, кто прежде развратился своею волею, – принимать сообразно с написанным и в книге Левит: «если будут ходить ко Мне превратно, то и я буду ходить к ним в ярости Моей превратно» ( Лев.26:27–28 ), – что может объяснять и то, почему Бог ожесточил сердце Фараона. Ибо, как одно и тоже действе солнца воск расплавляет, а глину делает твердою, и воск расплавляется, а глина твердеет в силу своих собственных свойств: так одно и тоже совершение чудес в Египте и смягчало сердца верующих, и ожесточало неверующих, которые по своему жестокосердию и нераскаянному сердцу из этих чудес, видя которые они не верили, собирали себе гнев в день гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ис.5:18 . Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными; «Влекут» – правильнее перевести: «навлекают на себя наказание Божие за свои преступления». В таком смысле понимают эти слова пророка святой Кирилл Александрийский , и святой Иоанн Златоуст , а также некоторые новейшие толкователи. Наказание, можно сказать, так крепко утверждено, прикреплено уже к нечестивым иудеям, как крепко привязывается телега к везущему ее животному. Ис.5:19 . которые говорят: «пусть Он по­спешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть при­близит­ся и при­дет в исполне­ние совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали!» «Дело Свое», т. е. суд Свой над нами. Ис.5:20 . Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму по­читают светом, и свет – тьмою, горькое по­читают сладким, и сладкое – горьким! Ис.5:21 . Горе тем, которые мудры в сво­их глазах и ра­зу­мны пред самими собою! «Мудрые в своих глазах» не хотят знать закона Божия. Ис.5:24–30 . За свои преступления все грешники понесут тяжелое наказание от Бога; трупы их будут валяться повсюду, – знак того, что начнется какая-то страшная эпидемия, но этого еще мало. Бог призовет против грешных иудеев из далекой стороны такого врага, который, как лев, бросится на избранный народ и множество иудеев захватит в плен. Ис.5:25 . За то воз­горит­ся гнев Го­с­по­да на народ Его, и про­стрет Он руку Свою на него и по­раз­ит его, так что содрогнут­ся горы, и трупы их будут как по­мет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратит­ся, и рука Его еще будет про­стерта. «Рука Его... будет простерта», – т. е. эта казнь будет для Иудеи только началом ее бедствий. Ис.5:26 . И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, – и вот, он легко и скоро при­дет; «Поднимет знамя» – укажет место для собрания войск, идущих на Иудею. «Народы дальние» – вероятнее всего, здесь пророк разумеет ассириян и соседних с ними и им подвластных народов. Ис.5:27 . не будет у него ни усталого, ни изнемога­ю­щего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимет­ся по­яс с чресл его, и не разо­рвет­ся ремень у обуви его;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

17 . Здесь указывается на обычай, по которому у оскорбителя величества дом запечатывался, чтобы все имущество потом могло в целости поступить в царскую казну. ПослИер.1:18 . зажигают для них светильники, и больше, нежели для себя самих, а они ни одного из них не могут видеть. ПослИер.1:19 . Они как бревно в доме; сердца их, говорят, точат черви земляные, и съедают их самих и одежду их, – а они не чувствуют. ПослИер.1:20 . Лица их черны от курения в капищах. ПослИер.1:21 . На тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки. ПослИер.1:22 . Из этого уразумеете, что это не боги; итак, не бойтесь их. ПослИер.1:23 . Если кто не очистит от ржавчины золота, которым они обложены для красы, то они не будут блестеть; и когда выливали их, они не чувствовали. 23 . У вавилонян не было идолов, только обложенных золотом, а почти исключительно каменные или глиняные. Очевидно, автор был незнаком с вавилонским культом. ПослИер.1:24 . За большую цену они куплены, а духа нет в них. ПослИер.1:25 . Безногие, они носятся на плечах, показывая чрез то свою ничтожность людям; посрамляются же и служащие им; 25 . Вавилонские идолы были с ногами. ПослИер.1:26 . потому что, в случае падения их на землю, сами собою они не могут встать; также, если бы кто поставил их прямо, не могут сами собою двигаться и, если бы кто наклонил их, не могут выпрямиться; но как перед мертвыми полагают перед ними дары. ПослИер.1:27 . Жертвы их жрецы продают и злоупотребляют ими; равно и жены их часть из них солят, и ничего не уделяют ни нищему, ни больному. ПослИер.1:28 . К жертвам их прикасаются женщины нечистые и родильницы. Итак, познав из сего, что они не боги, не бойтесь их. ПослИер.1:29 . Как же назвать их богами? женщины приносят жертвы этим серебряным и золотым и деревянным богам. ПослИер.1:30 . И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами: 30 . О жрецах вавилонских ничего подобного неизвестно. Скорее это может быть сказано о фригийских жрецах. – Евреям было запрещено разрывать одежды ( Лев.10:6 ), брить бороду ( Лев.19:27 ), тем более священникам ( Лев.21:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010