Лев.13:18 .  Если у кого на коже тела был нарыв и зажил, Лев.13:19 .  и на месте нарыва появилась белая опухоль, или пятно белое или красноватое, то он должен явиться к священнику; Лев.13:20 .  священник осмотрит его, и если оно окажется ниже кожи, и волос его изменился в белый, то священник объявит его нечистым: это язва проказы, она расцвела на нарыве; Лев.13:21 .  если же священник увидит, что волос на ней не бел, и она не ниже кожи, и притом мало приметна, то священник заключит его на семь дней; Лев.13:22 .  если она станет очень распространяться по коже, то священник объявит его нечистым: это язва; Лев.13:23 .  если же пятно остается на своем месте и не распространяется, то это воспаление нарыва, и священник объявит его чистым. Подобный же ход и двоякий же исход имеет проказа, образовавшаяся на бывшем ранее и зажившем уже нарыве (schechin, Vulg.: ulcus, слав.: болячка), а также, Лев.13:24–28 , на обжоге (mikvat-esch), только, в отличие от первоначального заболевания, считалось достаточным однажды отделить больного на 7 дней ( Лев.13:21, 26, 27 ). Лев.13:29 .  Если у мужчины или у женщины будет язва на голове или на бороде, Лев.13:30 .  и осмотрит священник язву, и она окажется углубленною в коже, и волос на ней желтоватый тонкий, то священник объявит их нечистыми: это паршивость, это проказа на голове или на бороде; Лев.13:31 .  если же священник осмотрит язву паршивости и она не окажется углубленною в коже, и волос на ней не черный, то священник имеющего язву паршивости заключит на семь дней; Лев.13:32 .  в седьмой день священник осмотрит язву, и если паршивость не распространяется, и нет на ней желтоватого волоса, и паршивость не окажется углубленною в коже, Лев.13:33 .  то больного должно остричь, но паршивого места не остригать, и священник должен паршивого вторично заключить на семь дней; Лев.13:34 .  в седьмой день священник осмотрит паршивость, и если паршивость не распространяется по коже и не окажется углубленною в коже, то священник объявит его чистым; пусть он омоет одежды свои, и будет чист.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В отличие от книги Исход (ср. Исх.17:14, 24:4, 34:27 ), где Моисей называется автором определенной части, Левит ни разу не упоминает об авторе. Тем не менее, доказательства в пользу авторства Моисея выглядят довольно убедительно. Они основаны на четырех группах свидетельств. (1) Тридцать шесть божественных речей начинаются со слов «Господь призвал/сказал» (1:1, 4:1, 5:14, 6:1,8,19,24, 7:22,28, 8:1, 10:8, 11:1, 12:1, 13:1, 14:1,33, 15:1, 16:1, 17:1, 18:1, 19:1, 20:1, 21:1,16, 22:1,17, 22:26, 23:1,9,23,26,33, 24:1,13, 25:1, 27:1). Эти речи обращены к разным людям. Четыре раза Господь обращается «к Моисею и Аарону» (11:1, 13:1, 14:33, 15:1). Однажды Господь обращается только «к Аарону» (10:8). В остальных случаях речь обращена только «к Моисею». 210 Такое количество ссылок не только указывает на авторство Моисея, но и на богодухновенность самой книги. Такие законы, как, например, обязанность прокаженного человека находиться вне стана, а не вне города (13:46); порядок доступа к скинии для приношения жертв (17:19); законы, которые начинаются со слов «Бог, который вводит вас в землю» (14:34, 18:3, 23:10, 25:2) указывают на то, что народ располагается станом в пустыне и поклоняется в скинии, а не в храме. (2) Тщательно расписанная система обрядов книги Левит похожа на обряды ближневосточных культур, существовавшие задолго до позднейшего периода, что противоречит поздней датировке, которую защищает критика. (3) Более того, важные вопросы и обстоятельства времени вавилонского пленения, никак не отражены в Книге Левит. Проблема смешанных браков, очень острая во времена Ездры и Неемии ( Езд.910 ; Неем.13:2331 ), не упоминается. Левит превозносит священство, но священство времен пленения противилось реформам Неемии ( Неем.13 ). Закон о десятине, описанный в Пятикнижии, исходит из того, что на каждого священника приходится десять левитов ( Чис.18:2631 ), а во времена пленения, похоже, ощущалась нехватка левитов ( Езд.8:15 ). (4) Пророк Иезекииль несколько раз ссылается на Книгу Левит ( Иез.22:26 и Лев.10:10 ; Иез.20:11 и Лев.18:5 ; Иез.34 и Лев.26 ). Это означает, что цитируемый материал (Левит) «был старым трудом, чьи законы связывали Израиль, поскольку они хранили завет между Богом и Его народом». 211

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Книжникам и фарисеям, которые присутствовали при этом и искали повода обвинить Его, сказал: «Я не пришел нарушить закон или пророков, но исполнить ( Мф.5:17 )». Но исполнение потребно там, где есть недостаток. И каково должно быть исполнение, (сие) показывает, говоря: «вот, восходим мы в Иерусалим, и исполнится все, что написано обо Мне ( Лк.18:31 )». А о недостатках сказал: «древнее прошло ( 2Кор.15:17 )». Тем же, кои крещены в то, что совершенно, и погружены были в то, что превосходнее, и обновлены посредством того, что изобильнее, говорит: «скорее небо и земля прейдут, нежели пропадет одна черта из закона ( Лк.16:17 )», и: «всякий, – говорит, – кто нарушит одну из заповедей ( Мф.5:19 )», то есть, нового завета. «Кто ударяет тебя в (одну) щеку, обрати ему и другую ( Мф.5:39 )». Сим утверждает, что то (сказанное древним) изречение: «удар за удар (ср. —87— Исх.21:25; 24:19:20 )» несовершенно, поскольку то, что совершенно и истинно, установил во дни благодати, говоря: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в царство небесное ( Мф.5:20 )». Итак, тем сказано было: «не убивай ( Исх.20:13 )», вам же: «не гневайся ( Мф.5:22 )»; тем: «не прелюбодействуй ( Исх.20:14 )», а вам: «не вожделей ( Мф.5:28 )», там «зуб за зуб ( Исх.21:24 ; Лев. 24:20 ; Втор.19:21 )», а здесь: «кто ударяет тебя в щеку, обрати к нему и другую ( Мф.5:39 )». И иным образом тому же учит: «если ты, – говорит, – хочешь принести дар твой на алтарь твой, то оставь дар твой и пойди примиришься ( Мф.5:23:24 )», – что сказал для того, дабы никто не оставался в сомнении о том, справедливо или нет пренебречь Божественным жертвоприношением и оставить без отмщения преступников. «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев ( Мф.5:20 )». Поскольку, если закон повелевает: «не собирай колосьев после жатвы твоей, и не сбивай маслин твоих два раза, и не подбирай ягод в винограднике твоем, но пусть остается это бедным ( Лев.19:9:10 )», если сие сказано тем, которые живут под законом, то что повелевается христианам, коим Господь сказал: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не можете войти в царство небесное ( Мф.5:20 )».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исх.20:12 .  Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Почитание отца и матери, повиновение им детей является источником благоденствия и долгоденствия отдельных лиц ( Притч. 20:20 ), целых поколений ( Иер. 35:18–19 , Притч. 1:8 , Сир. 3:6–9 ) и всего народа. Крепкие своей нравственной связью, верностью заветам отцов, отдельные семьи не распадутся и сами ( Еккл. 4:9–12 ) и создадут прочное, долговечное общество; расстройство, распадение семьи – признак близкой гибели целого народа ( Мих. 7:6 и др.). В виду подобного значения семьи, как основы всей гражданской жизни, Моисей и начинает определение, урегулирование взаимных, общественных отношений пятой заповедью: прочная семья – залог прочного общества. Выражение: «да благо ти будет», отсутствующее в еврейском чтении Исх.20:12 , но встречающееся при повторении данной заповеди во Второзаконии ( Втор.5:16 ), имеется налицо в том и другом месте по тексту LXX. Исх.20:13 .  Не убивай. Шестая заповедь охраняет право человека на жизнь. Виновником жизни каждого человека является Бог ( Иов. 10:10–12 ), а потому и отнять ее может только Он один. Исх.20:14 .  Не прелюбодействуй. Под прелюбодеянием разумеется связь женатого мужчины с чужой женой, замужней женщиной, а также замужней женщины с чужим мужчиной ( Лев.20:10 , Притч. 6:32 , Иер. 29:23 ), и даже невесты с посторонним мужчиной ( Ос. 4:13 ). Оно рассматривается как нарушение брачного союза, почему и идолопоклонство народа еврейского, измена завету с Богом, который представляется под образом союза мужа с женой ( Иер. 3:1 , Ос. 2:4, 13 ), называется прелюбодеянием. И так как брачный союз является божественным установлением, то уже в патриархальный период прелюбодеяние считается великим злом, грехом пред Господом. Исх.20:15 .  Не кради. Восьмая заповедь охраняет собственность ближнего. Собственность добывается посредством труда, труда тяжелого ( Быт. 3:19 ), который в силу этого ценится и уважается самим трудящимся. Но всякий ценящий свой труд должен ценить и труд ближнего ( см. толкование 22 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дамасий II (Поппо фон Бриксен) 17 июля - 9 августа 1048 Лев IX (Бруно, граф Эгисхейм-Дагсбург) 12 февраля 1049 - 19 апреля 1054 . Николай II (Жерар де Шеврон) 6 декабря 1058 - 27 июля 1061 Александр II (Ансельмо да Баджо) 1 октября 1061 - 21 апреля 1073 Гонорий II (Пьетро Кадало) (антипапа) (1061.Х.28 - 1072) Григорий VII (Гильдебранд) 22 апреля 1073 - 25 мая 1085 Климент III (Виберто ди Парма) (антипапа) (1080.VI.25, 1084.III.24 - 1100.IX.8) Виктор III (Дезидерий Эпифани) 24 мая 1086 - 16 сентября 1087 Урбан II (Эд де Шатийон) 12 марта 1088 - 29 июля 1099 Пасхалий II (Раньеро ди Бьеда) 13 августа 1099 - 21 января 1118 Теодор (Джибер) (антипапа) (1100-1102) Альберт (антипапа) (1102) Сильвестр IV (Маджинульфо) (антипапа) (1105.XI.18 - 1111) Геласий II (Джованни Каэтани) 24 января 1118 - 28 января 1119 Григорий VIII (Морис Бурден де Брага) (антипапа) (1118.III.8 - 1121) Каликст II (Ги из Бургундии) 2 февраля 1119 - 13 декабря 1124 Гонорий II (Ламберто ди Фьяньяно) 15 декабря 1124 - 13 февраля 1130 Целестин II (Тибальдо Буккапек) (антипапа) (1124.XII) Иннокентий II (Грегорио Папарески) 14 февраля 1130 - 24 сентября 1143 Анаклет II (Пьетро Петри Леонис) (антипапа) (1130.II.24 - 1138.I.25) Виктор IV (Григорий) (антипапа) (1138.III - 1138.V.29) Целестин II (Гвидо из Читта ди Кастелло) 26 сентября 1143 - 8 марта 1144 Луций II (Джерардо Каччанемичи) 12 марта 1144 -15 февраля 1145 Евгений III (Бернардо Паганелли) 15 февраля 1145 - 8 июля 1154 Анастасий IV (Коррадо) 12 июля 1153 - 3 декабря 1154 Адриан IV (Николай Брейкспир) 4 декабря 1154 - 1 сентября 1159 Александр III (Роландо Бандинелли) 7 сентября 1159 - 30 августа 1181 Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа) (1159.IX.7 - 1164.IV.20) - собственно - Виктор V, но, возможно, средневековые хронисты не учитывали первого Виктора IV (кардинала Григория Конти), антипапу в 1138, поскольку тот через два месяца покорился законному папе Иннокентию II. Пасхалий III (Гвидо да Крема) (антипапа) (1164.IV.22 - 1168. IX.20) Калликст III (Джованни де Струми) (антипапа) (1168. IX - 1178.VIII.29) Иннокентий III (Ландо) (антипапа) (1179.IX.29 - 1180) Луций III (Убальдо Алючиньоли) 1 сентября 1181 - 25 ноября 1185 Урбан III (Уберто Кривелли) 25 ноября 1185 - 20 октября 1187 Григорий VIII (Альберто де Морра) 21 октября - 17 декабря 1187 Климент III (Паоло Сколари) 19 декабря 1187 - 20 марта 1191 Целестин III (Джачинто Бобоне) 30 марта 1195 - 8 января 1198

http://drevo-info.ru/articles/2437.html

Иез.22:10 .  Наготу отца открывают у тебя, жену во время очище­ния нечистот ее насилуют у тебя. Иез.22:11 .  Иной делает мерзость с женою ближнего своего, иной оскверняет сноху свою, иной насилует сестру свою, дочь отца своего. Исчисление половых гнусностей идет сверху вниз и опять вверх. – «Наготу отца открывают». Как показывают Лев. 20.11 ; Втор 27.20 , разумеется сожительство с женою или наложницей отца, встречавшееся у многих арабов древности: Smith D. Alt, Test. 350. Kinship and Marriage 89 и д: у LXX стыдливый перифраз: «стыд отчий открыша». – «Жену во время очищения…» – Иез.18.6 . – «Иной». В слав. слишком сильно: «кийждо»: евр. «иш» здесь ­­ τις. – «Оскверняет сноху свою». Блаж. Феодорит: «хуже, чем невестку» (как в слав.) Тацит (V, 5) об евреях: «ужасно похотливый народ: от сожительства с чужими отстраняются, а между собою ничто не запрещается». – «Сестру свою, дочь отца своего» – не сводную, или: приложение для усиления мысли. Конец исчисления мало уступает началу. Иез.22:12 .  Взятки берут у тебя, чтобы про­ли­вать кровь; ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Го­с­по­дь Бог. После осквернения крови речь возвращается опять к пролитию крови (д. б. не в собственном смысле, а в смысле лишения куска хлеба), через продажу правосудия, через проценты большие ( «рост», слав. «лихву») и малые ( «лихва», слав. «избыток»; см. Иез.18.8, 13 ) и всякого рода насилие (едва ли под этим последним разумеются такие частности, как тяжкие налоги для покупки союза с Египтом и аммонитянами или обиды переселившимся в Вавилон Иез.7.12 ; у LXX: «и скончал еси скончание злобы твоея яже в насилии», т. е. вообще насилия твои дошли до крайних пределов). – «А Меня забыл» – звучит здесь трогательно – нежно. Иез.22:13 .  И вот, Я всплеснул руками Мо­ими о корысто­любии твоем, какое обнаруживает­ся у тебя, и о кровопролитии, которое совершает­ся среди тебя. «Всплеснул руками» в негодовании: Иез.6:11 . – «О корыстолюбии твоем» – LXX не читают.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Снова (ст. 20) слушатели побуждаются (ср. Притч 3.21, 2.2 и др.) к особенно внимательному восприятию наставлений мудрости, которые для исполняющих их являются не только питающими и поддерживающими истинную жизнь духа, но также благотворными для самого тела (ст. 22: мысль подобная выраженной в словах Апостола, «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей», 1Тим 4.8 ). Но чтобы человек получил надлежащую устойчивость в добре и неодолимость со стороны приражений зла, всякому ревнителю мудрости – благочестия необходимо со всею тщательностью, более всяких других сокровищ, хранить свое сердце (евр. лев): «потому что из него источники жизни» (евр. тоцео хаим, LXX: ξοδοι ζως). Сердце, по библейскому представлению служит центром, средоточием как физически органической природы человека ( Пс 21.27, 101.5 ; Ис 1.5 ; Иер 4.18 ), так и душевной и духовной жизни его ( Пс 83.3 ; Иер 11.20, 17.10 ), частнее – не только разного рода ощущений, чувств и эмоций ( Притч 31.11, 5.12, 13.12 ; Суд.16:15 ), но и высших обнаружений духа, как то: решений воли ( 1Цар 14.7 ; 3Цар 8.17 и др.), ведения и силы разумения ( 3Цар 10.2 Суд.16:17 ; Притч 17.16, 15.14, 7.7, 9.4 ), наконец, как центр и носитель нравственной жизни ( Пс 50.12 ; 3Цар 3.6, 9.4 ; Притч 7.10 и мн. др.). В этом последнем значении ветхозаветно-библейское «сердце» ближе всего подходит к христианскому понятию «совесть»; в этом смысле, в смысле чистого нравственного сознания (ср. новозаветное γαθ συνεδησις 1Тим 1.5, 19 ; 1Пет 3.16 ), сердце употреблено и здесь Притч 4.23 (ср. Пс 50.12 ; Иов 27.6 ; 1Цар 25.31 ), как показывают и дальнейшие стихи 24–25, предостерегающие от всякого лукавства, от всякого лицемерия и под. (ср. Притч 6.13, 10.10, 16.30 ; Сир 27.25 , сн. Мф 6.22–23 ), чем извращается нормальное течение нравственной жизни, регулируемой доброй совестью. Только при условии неповрежденности последней, пути нравственной жизни человека могут быть тверды (ст. 26. Сн. Пс 108.133 ; Евр 12.13 ). Ст. 27 представляет сжатое обобщение всех отеческих увещаний к пути мудрости и добродетели и по форме выражения напоминает подобное же увещание законодателя Моисея, Bmop 5.32. LXX удлиняют этот стих сравнительно с еврейским текстом словами: δος γρ τς κ δεξιν οδεν θες, διεστραμμνοι δ εσιν α ξ ριστερν ατς δ ρθς ποισει τς τροχς σου, τς δε πορεας σου ν ερνη προχει. Прибавка эта имеется и в Вульгате, а равно и в славянском и русском – синодальном перев. кн. Притчей (в переводе архим. Макария слова эти отсутствуют). По мысли слова эти представляют повторение и развитие мысли ст. 26–27. Ввиду устойчивости разных код. греческого текста в передаче этого добавления, а также ввиду авторитета Вульгаты, можно думать, слова эти могли находиться и в том еврейском оригинале, с которого был сделан перевод LXX-mu (ср. Franz Delitzsch. Das Salomonische Spruchbuch. Leipzig. 1873, s. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

     Жестко настроен к колдунам, гадателям, ворожеям, т. е. к представителям оккультных наук, Ветхий Завет. Во Второзаконии (глава 18, ст. 9-13) сказано: " Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим " .      В книге Левит говорится: " Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш " (19, 31). " И если какая душа обратилась к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их,то я обращу лицо мое на ту душу и истреблю ее из народа ее. Освящайте себя, и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят " (20, 6-7).      В книге Исход говорится: " И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям,- тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света " . И еще: " Ворожеи не оставляй в живых " (22,18).      В книге Левит особенно жестко и прямо сказано про людей, занимающихся оккультизмом: " Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волховать, да будут преданы смерти; камнями должно побить их, кровь их на них " (20, 27).      Таким образом, в Ветхом Завете отношение к людям, занимающимся волшебством, гаданиями, чародейством, к звездочетам (астрологам) и т. п., т. е. оккультными занятиями, вполне четкое и жесткое - вплоть до предания их смерти. Про тех, кто к ним обращается за помощью гаданием и т. п., сказано: " ...обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее " (Лев., 20, 6). Из последующего нашего повествования будет видно, что те, кто обращается за помощью к колдунам, магам, шаманам, экстрасенсам, действительно начинают страдать духовно и телесно вплоть до гибели.

http://zavet.ru/book/berestzv.htm

Исх.21:30 .  если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него. Исх.21:31 .  Сына ли забодает, дочь ли забодает, – по сему же закону поступать с ним. Исх.21:32 .  Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. Законы, разъясняющие заповедь – «не убий!», убийство сознательное и ненамеренное; различные случаи увечья, как нанесения вреда жизни ближнего. Сознательное убийство во всех его видах ( Чис. 35:16–21 ), будет ли оно совершено евреем или же пришельцем ( Лев.24:22 ), наказывается по общему праву кровавой мести смертью : «мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его» ( Чис. 35:19, 21 ). Исх.21:13 .  но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце]; Применяемое в случае сознательного убийства, право кровавой мести не имеет места при убийстве ненамеренном, заранее необдуманном ( Чис. 35:22–23 , Втор. 19:4–5 , 1Цар. 24:18 ). Невольный убийца не подлежит суждению на смерть ( Втор. 19:6 ), и само общество должно спасти его от руки мстителя за кровь ( Чис.35:25 ), предоставив право убежать в место, «назначенное Богом», в один из городов убежища ( Чис. 35:11 и др.). Закон о невольных убийцах, ограничивая право кровавой мести, смягчал грубость нравов. Исх.21:14 .  а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть. Коварный, сознательный убийца, лишенный права скрыться в одном из городов убежища ( Втор.19:11–12 ), не может спастись от смерти и у жертвенника ( 3Цар.2:28–34 ). Требуя от Израиля истреблять зло из своей среды ( Втор. 19:19–20 ), Господь тем более сам не может охранять его на месте Своего жилища, в скинии или храме, у жертвенника. Исх.21:15 .  Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Как видно из Втор. 21:18–21 , отец и мать сами отказываются от дурного сына. Нетерпимый член семьи, поругающий внушаемые природой чувства, он нетерпим и в обществе – исторгается из его среды, побивается камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иез.36:15 .  И не будешь более слы­шать по­смеяния от народов, и по­ругания от племен не по­несешь уже на себе, и народа твоего вперед не будешь делать бездетным, говорит Го­с­по­дь Бог. «И народа твоего вперед не будешь делать» – повторение из ст. 13 и 14; нет в Ват. и мн. др. Иез.36:17 .  сын человеческий! когда дом Израилев жил на земле своей, он осквернял ее по­веде­нием сво­им и делами сво­ими; путь их пред лицем Мо­им был как нечистота женщины во время очище­ния ее. «Поведением своим и делами». Как показывает 18 ст., под первым могут разуметься нравственные поступки, под вторым религиозные; посему LXX: «путем своим и кумирами своими, и нечистотми своими». – «Как нечистота женщины во время очищения ее». Так велика следовательно эта естественная нечистота – Иез.18.6 ; ср. Лев. 15.19 ; Ис 64.6 . Иез.36:18 .  И Я излил на них гнев Мой за кровь, которую они про­ливали на этой земле, и за то, что они оскверняли ее идолами сво­ими. Указываются два вида грехов: нравственные и религиозные. «За кровь которую они проливали» – насилия и прямые убийства, может быть, между прочим несправедливые смертные приговоры; см. объяснение Иез.9.9 . Отсюда (включительно) до конца стиха нет в Ват. и мн. др. Иез.36:19 .  И Я рас­сеял их по народам, и они раз­веяны по землям; Я судил их по путям их и по делам их. Иез.22.15 , см. объяснение Иез.5.5 . Иез.36:20 .  И при­шли они к народам, куда по­шли, и обесславили святое имя Мое, по­тому что о них говорят: «они – народ Го­с­по­да, и вышли из земли Его». «К народам» – разноплеменный состав ассирийской и вавилонской монархии. – «Обесславили святое имя Мое», внушив мысль о бессилии Иеговы, что и сказано далее, – а также своею порочностью. – «Они – народ Господа Бога, и вышли из земли Его». Имея только национальных богов, язычники и Иегову могли считать только национальным богом евреем, а несчастную судьбу Израиля, плен его, объяснять только бессилием Иеговы, победой над Ним своих богов. Иез.36:21 .  И по­жалел Я святое имя Мое, которое обесславил дом Израилев у народов, куда при­шел.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010