Благодаря сложившимся на короткое время дружественным отношениям между Римской империей и Ираном, когда им пра­вил шах Йездигерд, положение персидских христиан измени­лось в лучшую сторону. Они фактически обрели не только сво­боду вероисповедания, но и легальную возможность проповеди Евангелия. В 409 г. христианским общинам даровано было пра­во открыто совершать богослужение и восстанавливать ранее разрушенные храмы. В 410 г. в восточной столице Ирана Селевкии был созван собор, на котором с титулом католикоса Селевкии и Ктесифона был избран предстоятель Персидской церкви Авда, который признавал над собою юрисдикцию архиеписко­па Антиохии. Собор выразил совершенную лояльность монарху: «Мы все единодушно умоляем нашего милостивого Бога, чтобы Он продлил дни победоносного и знаменитого царя Йездигерда, царя царей, и чтобы его годы были продолжены на поколе­ния поколений и на годы годов» 567 . По словам историка Феофана Исповедника , «персидский царь Исдигерд, следуя убеждениям Маруфы, епископа Месопо­тамского, и Авды, епископа царствующего града в Персии, впол­не сделался благочестив. Он было хотел уже принять крещение из рук чудотворящего Маруфы, наказывая волхвов (магов), как обманщиков, но на двадцатом году скончался» 568 . Этому сообще­нию вполне соответствует одиозная репутация Йездигерда, кото­рую он снискал среди приверженцев зороастризма. После его смерти в 420 г. на престол шахиншахов вступил его сын Бахрам, прозванный Гором, что значит «дикий осел». При нем начались кровавые гонения на христиан. Повод для них дал католикос Авда одним своим неблагоразумным поступ­ком. Как рассказывает Феофан Исповедник , «Авда, епископ столицы Персии... увлекаясь божественной ревностью и не по-должному пользуясь ей, сжег храм огня. Узнав о сем, царь велел разрушить все христианские церкви в Персии, Авду же казнил разными муками. Это гонение продолжалось пять лет, пострадали бесчисленные мученики; ибо волхвы тщатель­но отыскивали христиан, укрывавшихся по городам и селам; некоторые сами объявляли о себе, чтобы молчанием не пока­зать, что они отрекаются от Христа. Когда нещадно истребляли христиан, то очень многие скончались среди мучений, а дру­гие бежали к римлянам» 569 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Благодаря сложившимся на короткое время дружественным отношениям между Римской империей и Ираном, когда им правил шах Йездигерд, положение персидских христиан изменилось в лучшую сторону. Они фактически обрели не только свободу вероисповедания, но и легальную возможность проповеди Евангелия. В 409 году христианским общинам даровано было право открыто совершать богослужение и восстанавливать ранее разрушенные храмы. В 410 году в восточной столице Ирана Селевкии был созван собор, на котором с титулом католикоса Селевкии и Ктесифона был избран предстоятель Персидской Церкви Авда, который признавал над собою юрисдикцию архиепископа Антиохии. Собор выразил совершенную лояльность монарху: «Мы все единодушно умоляем нашего милостивого Бога, чтобы Он продлил дни победоносного и знаменитого царя Йездигерда, царя царей, и чтобы его годы были продолжены на поколения поколений и на годы годов» . По словам историка Феофана Исповедника, «персидский царь Исдигерд, следуя убеждениям Маруфы, епископа Месопотамского, и Авды, епископа царствующего града в Персии, вполне сделался благочестив. Он было хотел уже принять крещение из рук чудотворящего Маруфы, наказывая волхвов (магов) как обманщиков, но на двадцатом году скончался» . Этому сообщению вполне соответствует репутация Йездигерда, которую он снискал среди приверженцев зороастризма: «Персидская традиция, которая отражает умонастроение магов и знати, – пишет А.А. Васильев, – называет Йездигерда “отступником”, “безнравственным”… другом Рима и христиан и преследователем магов» . После смерти Йездигерда в 420 году на престол шахиншахов вступил сын Йездигерда Бахрам, прозванный Гором, что значит «дикий осел». При нем начались кровавые гонения христиан. Повод для них дал католикос Авда одним своим неблагоразумным поступком. Как рассказывает Феофан Исповедник, «Авда, епископ столицы Персии… увлекаясь божественной ревностью и не по должному пользуясь ею, сжег храм огня. Узнав о сем, царь велел разрушить все христианские церкви в Персии, Авду же казнил разными муками. Это гонение продолжалось пять лет, пострадали бесчисленные мученики, ибо волхвы тщательно отыскивали христиан, укрывавшихся по городам и селам; некоторые сами объявляли о себе, чтобы молчанием не показать, что они отрекаются от Христа. Когда нещадно истребляли христиан, то очень многие скончались среди мучений, а другие бежали к римлянам» .

http://pravoslavie.ru/49552.html

В сем году Аттик, епископ Константинопольский, обратил к христианской вере одного расслабленного иудея, крестил его и принял здравым из купели; говорят, епископ провождал жизнь богоугодную. л. м. 5903, Р. Х. 403. В сем году Аларих взял Рим 9 календ сентябрьских, а спустя несколько дней был убит знаменитейший муж, Константин, со многими другими. л. м. 5904, Р. Х. 404. В сем году умерщвлены в Галлиях знаменитые мужи Иовиан и Севастиан и головы их доставлены в Рим, а спустя 5 дней после того равным образом лишены жизни Салюстий и Ираклиан. л. м. 5905, Р. Х. 405. Первый год епископства Зосимы в Риме. В сем году иудеи в Александрии много причинили неприятностей христианам. Запасшись кольцами, сделанными из финиковых листьев, для отличения себя от других, они приказали кликать ночью по городу, будто бы церковь горит, и когда христиане сбежались на пожар, иудеи перебили их. Узнав об этом событии, начальники христиан изгнали иудеев из Александрии, а имущество их взяли в государственную казну. В сем же году персианин Антиох переселился в вечность, а блаженная Пульхерия решительно стала одна управлять всеми государственными делами. л. м. 5906, Р. Х. 406. В этом году была лишена жизни насильственною смертью Ипатия, дочь философа Феопа, весьма сведущая в философии. В этом же году Персидский царь Исдегерд, следуя убеждениям Маруфы, епископа Месопотамского, и Авды, епископа царствующего града в Персии, вполне сделался благочестив. Он было хотел уже принять крещение из рук чудотворящего Маруфы, наказывая волхвов (магов), как обманщиков, но на двадцатом году скончался. Виной же преследования христиан был Авда, епископ столицы Персии, который, увлекаясь божественною ревностью и не по должному пользуясь ею, сжег храм огня. Узнав о сем, царь велел разрушить все христианские церкви в Персии, Авду же казнил разными муками. Это гонение продолжалось пять лет, пострадали бесчисленные мученики; ибо волхвы тщательно отыскивали всех христиан, укрывавшихся по городам и селам; некоторые сами объявляли о себе, чтобы молчанием не показать, что они отрекаются от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

название филистимского города Иавнеи, между Экроном и морем; ныне — это большое село с наименованием Иевна. юго-восточная береговая страна Малой Азии. было в 309 году. Память святого Маруфа епископа и святых мучеников, пострадавших в Мартирополе Тагрит, или по греч. Мартиропол, до времен Юстиниана принадлежал к греческой империи и был пограничным ее городом с Персидскою империею. царь Uздerepд I царствовал с 399 по 420 г. оставил после себя довольно много сочинений на сирском языке, которые доселе не все изданы. Особенно заслуживают известности: 1) неизданный его Толкование на Евангелие; 2) История мучеников Персидских; 3) Левни Маруфы; 4) Литургия, его и 5) 73 правила Собора Никейского с описанием деяний сего собора. Мощи святого Маруфа были впоследствии перенесены в Египет и положены в скитском монастыре Богоматери. Страдание святого великомученика Феодора Тирона Максимианом здесь разумеется Максимиан Галерий, зять императора Диоклитиана (284–306), соправитель его на Востоке, и после — его преемник (305–311). Максимин Дака был соправителем Максимиана Галерия, которому он доводился племянником. От своего дяди он получил во владение Сирию и Египет с титулом цезаря. Царствовал почти одновременно с Галерием (305–313). Тирон  — слово римское, значит: новобранец, воин новый. Препозит  — слово латинское, значит начальник. Амасия  — сильно укрепленный город в Понте, по обоим берегам Ириса, бывшая столица понтийских царей. Понт  — северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся по берегу Черного моря или Понта Эвксинского, как это море называлось в древности. Таким образом, Понтийская область от моря получила свое название. Второго Лица Святой Троицы Словом заимствовано у Евангелиста Иоанна Богослова. Свое Евангелие евангелист Иоанн начинает, вдохновенными строками о Боге-Слове, прежде век бывшем с Богом Отцом, — Слове, «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1:1–3). разумеется языческая богиня Цибела, дочь неба (Урана) и земли (Геи); она почиталась как великая матерь богов, так как греческая мифология считала ее матерью олимпийских богов с Зевсом во главе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

4. О св. Симеоне Ле-Кень Or. chr. II, 1007. 1008. Assemans, orient. Biblioth. I, 1–4. 12 Память 128 мучеников Персид. апр. 6. Повествование о них св. Маруфы у Ассемана: Act. s. martyrum. Romae 1748. 19 Степен. кн. 1, 228. Фундуклея Киев 52. М. Никифор о Мономахе: «егоже из утробы освяти и помаза, от царской и княжеской крови смесив». Сам Владимир в своей духовной: «аз худый дедом своим Ярославом благовольным славным наречен в крещении Василий, Русским именем Володимир, отцем взлюбленным и матерью своею Мономахы». 21 Татищев 3. пр. 355. Уменьшительными именами назывались младшие князья и княжны. Но поскольку Анна была старшею сестрою, то уменьшительное имя ее не могло быть следствием сего обычая, а указывало на другую причину – на особенную любовь к пей в семье родной. 28 Собр. л. 1, 120. 2, 287. Евправсия скончалась июля 10-го, 1109 г. и положена была у южных дверей великой Печерской церкви. Собр. л. 1, 121. 2, 228. 30 Преп. Феодосий в поучении «о казнях Божиих» обличает «пьянство, блуд, игры злые, скоморохов, гусельщиков, волхование, чародеяние». В другом порицает обычай целоваться на пирах с женским полом. Неизвестный учитель XII в. о посте и служении церковном между делами ненавистными Богу поставляет идолослужение, моление при колодезях и реках, песни бесовские, плясание, бубны и сопели, козицы и игры бесовские» (Правосл. собес. 1858 г.1:168). 33 Собр. л. 1, 127. 136. 2, 3. 289. Словарь святых 1836 г. стр. 30. Буслаева словес. и искусство 2, 242. 35 Фундуклея обозр. Киева, стр. 101. Развалины и найденные в них вещи описаны в ж. м. просв. 1833 кн. 3, только здесь ошибочно отнесены они к Феодоровскому монастырю. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Ноябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преп. Василия нового. Подвизался в Константинополе, имел в услужении св. Феодору (30 дек.), сконч. 944 г. Вт Чет. Минея. Житие, писанное учеником его Григорием, сокращенно, с прибавлениями из Великой Четии. (Act. SS. 26 mar.). 27 Св. муч. Матроны Селунской. Рабыня Иудеянки Павтилы, жены Селунского воеводы, от коей страдала и умерла в темнице за твердость в вере. Чет. Минея. (Act. SS. 15 mart.). Мес. B. 28 марта. Март. Р. 15 марта. У Коптов 7 сент. В службе канон Феофана. Преп. Иоанна прозорливого, пустынника и затворника Египетского. Подвизался близ Ликополя в Фиваиде; славен предсказаниями побед имп. Феодосию Великому; скончался в 393 г. Чет. Минея из Палладиева Лавсаика. (Act SS. 27 mart.). Март. Р. Свв. мучч. Мануила и Феодосия. Из стран восточных; добровольно вызвались на подвиг мучения; скончались от меча. Пролог. (Act SS. 26 mart.). Мес. В. Март. Р. 26 марта. (Воспоминает Квадрата, Еммануила, Феодосия и иных четыредесять мучч.) 28 Преп. Стефана чудотворца, игумена Триглийского монастыря. Скончался при Льве Армянине в заточении, за иконопочитание. Чет. Минея. (Act SS. 26 mart. Assem. Kal. un. eccl. VI. р. 206). Мес. В. 27 марта. В службе канон Иосифа. Преп. Илариона нового, игумена Пеликитской обители. Полагают, чго жил при Копрониме; страдал за иконопочитание. Чет. Минея по службе. (Act SS. 28 mart.) Мес. В. 28 марта и 4 мая. Пролог вторично 5 мая. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Ионы и Варахисия, двух братьев, и с ними: Занифы, Лазаря, Маруфы, Нарсы, Илии, Мара, Авива, Сивефина и Саввы. Пострадали в Персии при Сапоре II, в 18 г. его царствования, в 327 г. по Р. Христ. Пролог. (Act SS. 29 mart. Аста Martyrium orient. chald. et lat. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. p. 211. Христ. Чтение. 1827 г. XXVIII). Мес. В. и Март. Р. 29 марта. Преп. Евстратия печерского, постника и мученика. При нашествии Половецкого хана Боняка (в 1096 г.) взят был в плен и продан в Корсуне жиду, который мучил его и, наконец, распял за твердость в вере. Чет. Минея из Патерика Печерского. 29

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Как удивились все, когда Тишендорф издал Синайский манускрипт Библии! Мы удивляемся знаменитой библиотеке Фотия, а забываем при этом, что на Афонской горе, в Константинополе, Москве и Киеве найдутся, быть может, многие из 279-ти сочинений, упоминаемых Фотием, и которые мы считаем погибшими; мы не говорим уже о позднейших сочинениях, которые могут быть не менее важны. Все это, конечно, одни надежды, основанные, впрочем, на фактах. Опасно произносить решительный приговор над тем, что сделано в тысячелетний период и что большею частью остается до настоящего времени в неизвестности. Какое, например, понятие, мы могли иметь о сирийской церкви до драгоценных научных открытий Ассемания? И как много наше понятие о ней выяснилось, благодаря тем Нитрийским сокровищам, которые находятся в Британском музее, и которые по частям обнародованы были незабвенным доктором Кюртоном, доктором Ли де Лагарди и Пэйн Смитом. Творения Евсевия, Св. Афанасия, Кирилла Александрийского были значительно пополнены, открыты сочинения Иоанна Ефесского; в скором времени и сочинения Св. Ефрема будут значительно пополнены; а сочинения епископа Едесского Рабулы, равно как и Балея, впервые войдут в отеческую литературу. 92 Таким образом, изучение Рабулы наконец откроет нам связь между Св. Кириллом (Александрийским) и Востоком. Если Бог поможет, то разработаются со временем и сочинения епископа Маруфы Тагритского и монофизитские акты разбойничьего собора, бывшего в Ефесе, в которых находятся сведения об Иве Эдесском. Равным образом и сочинения знаменитого учителя сирийской церкви, плодовитого и классического писателя Иакова Саругского, о котором еще почти ничего не напечатано, быть может, со временем будут обнародованы добросовестным Сирийцем доктором В. Врейтом. Как славно пополняется один пробел за другим в истории Сирийской церкви, о которой несколько столетий тому назад никто и не помышлял! Какая умственная жизнь, какая степень образования! Мы этого и не подозревали! И три известных монофизита Бархебрей (Абульфарач), Диониский Тельмахарийский и Иоанн Ефесский точно также нам весьма полезны, ut audiatur et altera pars.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/svet...

Все эти жития чрезвычайно важны для изучения быта и культуры средневековой Южной Италии и Сицилии, наводнённых византийским влиянием. Гораздо меньшее значение имеют они для исследования самой византийской культуры, нераздельно связанной с возрастившей её эллинистической почвой, и потому в настоящей работе, не желающей выходить за пределы собственно византийского мира. Эти жития оставлены в стороне. Зато в круг изучаемого материала пришлось включить жития, возникшие в областях этого мира, захваченных Исламом. Многое из византийской жизни ещё уцелело здесь, многие стороны быта, выработанные ещё в эпоху эллинизма, должны были остаться не изменёнными в течение первых двух столетий, последовавших за арабскими завоеваниями. Городская культура Сирии и Палестины имела за собой слишком большую давность, чтобы она могла быть изменена одними фактом торжества Ислама, и скорее сама ассимилировала быт недавних пустынных кочевников, чем испытала заметное влияние этого последнего. Оттого жития святых, подвизавшихся в Сирии и Палестине в первые столетия Халифата, рассматриваемые как культурно-исторический источник, могут быть поставлены рядом с чисто византийскими житиями, и способны доставить несколько интересных данных для ретроспективной характеристики культуры византинизма в этих областях. Таковы жития преп. Иоанна Дамаскина , Косьмы Майюмского, Стефана Савваита и Феодора Эдесского ; таковы мученичества Илии Нового, монахов Савваитов, 60-ти иерусалимских и 42-х аморийских мучеников 26 . Наконец, имеют свою ценность и жития святых, подвизавшихся на далёкой восточной окраине империи, в областях, смежных с Персией и Арменией. Жития преп. Маруфы, епископа Софанинского и муч. Голиндухи, переселившейся из Персии в Византию, прекрасно рисуют разные стороны, того религиозного и культурного синкретизма, который вопреки ожесточённой политической борьбе обеих монархий незаметно объединяли их пограничное население. Так, значительно количество агиографических произведений, которые возникнув в определённом районе, и отражая не столько общие всей империи, сколько местные бытовые явления, с удобством могут быть классифицированы на основании географического принципа. Но есть также много житий, собраний чудес и благочестивых легенд, которые по разным соображениям удобнее классифицировать на основании их содержания. Это те жития, чудеса и легенды, в которых мы имеем дело со средой и бытом, одинаково общими всем византийским областями, или которые, странствуя по всей империи в массе вариантов и пересказов, утратили местный и приобрели общевизантийский колорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Иверской иконе Богоматери Спаситель изображен с обращенною к Себе ладонью руки, благословляющей именословно. Зрителю большой палец не виден, а видны только указательный, средний и нижний сустав безымянного. 13 . Прпп. Мартиниана, Симеона Мироточивого, кн. Сербского, Евлогия, архиеп. Александрийского, св. жен Зои, Фотинии. 14 . Св. равноапост. Кирилла, учителя Словенского; прпп. Авксентия, Исаакия, Печерского затворника, Марона, пустынника Сирийского и Авраама, еп. Каррийского. Перенесение мощей благов. кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора. 15 . Ап. Онисима (от 70-ти), прпп. Евсевия, пустынника Сирийского, Пафнутия и дщери его Евфросинии. 16 . Мчч. Памфилы пресвитера и иже с ним: Уалента (Валента) диакона, Павла, Селевкия, Порфирия, Иулиана, Феодула, Илии, Иеремии, Исаия, Самуила и Даниила: прп. Маруфы, еп. Мартиропольского; мчч. персидских, иже в Мартирополи (на границе Персии). Мч. Памфил (IV в.) сличал тексты (т.е. чтения) Нового Завета, исправлял места, испорченные переписчиками, сам переписывал рукописи и раздавал желающим. 17 . Вкмч. Феодора Тирона; обретение мощей мч. Мины Калликелада (т.е. красноречивого); св. Мариамны, прп. Феодосия болгарина и ученика его Романа. Спустя 50 лет, после кончины св. великомуч. Феодора († ок. 306 г.), римский император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский пост в первую седмицу Св. Четыредесятницы, приказал епарху Константинопольскому тайно в следующие дни кропить кровию идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Св. Феодор явился ночью к Константинопольскому архиеп. Евдоксию и велел ему объявить всем христианам, чтобы они не покупали на рынках съестных припасов, а питались коливом, т.е. вареною пшеницею с медом. Отсюда видно, что если бы пост имел малозначащее значение и даже был излишним, как неправильно учат сектанты, то святую неприкосновенность его не охраняли бы так небожители, и св. великомуч. Феодор Тирон не оставил бы обителей Отца небесного для: того только, чтобы указать земным братиям на средство избежать нарушения поста.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Павла 15 февр., страдание Памфила, Балента и проч. 16 февр., страдание св. Маруфы и других в Мартирополе 17 февр., житие св. Архивия (т. е. Авксивия) архиеп. и чудотворца, мучение Садофа епископа и иже с ним 21 февр. (вместо 20), похвальное слово Хрисиппа пресв. иерус. на великомуч. Феодора и частию о чудесах его 22 февр., особенность, страдание Поликарпа, еп. смирнского, 23 февр., сказание об обретении главы Иоанна Крестителя 24 февр., житие св. Порфирия, еп. Газского, 26 февр., Ипполита папы римского о Христе и антихристе, страдание св. Нестора, еп. Пергийского (28 февр.). Итак это минея полная, за исключением пропущенных чисел немногих, и жития следуют по тому же порядку, в каком памяти святых находятся в установившихся позднейших месяцесловах, только муч. Садофа под 21 февр. доселе не найдено, и память Мелетия антиохийского показана 10 февраля. Так как в этом собрании житий есть беседа патриарха Фотия, то оно не ранее конца или второй половины IX века. Если это собрание действительно не позднее первой половины X века, то эти жития дометафрастовские, но П.-Керамевс указывает между ними по Миню и метафрастовския некоторые жития. В Иерус. библиотеке (Т. I) описаны четьи минеи греч. (кодекс 6 IX-X в. Здесь нет указаний на метафрастовские жития по Миню), и кодексы 7–11, XI в. и кодекс 22-й 1079 года. Из них видно, что жития расположены по числам почти во все дни так, как и ныне святые чтутся, следовательно нынешний порядок начал установляться не позднее XI века. В Москов. Синод. библиотеке есть четья минея, относимая к X в. сентябрь, но мы не сравнивали ее в том отношении, дометафрастовская она или нет; замечательна тем, что жития в ней расположены совершенно согласно с нынешним месяцесловом, именно: жизнь Симеона (1 сент.), страдание Маманта (2), страдание священномуч. Анфима (3), священномуч.. Вавилы антиох. (4), чудо арханг. Михаила (6), страдание Евдоксия и дружины (6 сент.), муч. Созонта (7), Севириана (9), Минодоры и проч. (10), Феодоры александр. (11), священномуч.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

  001     002    003