Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛАВДЕВОС Галавдевос [Клавдий; эфиоп.  ] (ок. 1521-1559), св., эфиоп. царь (царское имя Ацнаф Сагад означает «перед ним склонились пределы») (1540-1559) (пам. эфиоп. 27 магабита/23 марта). Г. был 2-м сыном царя Лебна Денгеля (1508-1540), в царствование к-рого Эфиопия подверглась сокрушительному мусульм. нашествию (джихаду) под водительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази . 3-й сын царя Лебна Денгеля Минас был пленен мусульманами 21 мая 1538 г., старший сын Виктор погиб 8 апр. 1538 г. в бою с одним из военачальников аль-Гази. Мусульмане преследовали и Лебна Денгеля, к-рый умер 3 сент. 1540 г. Став царем, Г. начал собирать разрозненные силы христ. сопротивления. Тем временем к эфиоп. побережью Красного м. в 1541 г. подошла португ. эскадра во главе с доном Эштеваном да Гамой, старшим сыном мореплавателя Васко да Гамы, посланная из Индии на помощь христ. царю Эфиопии, 9 июля в глубь страны отправился отряд под командованием младшего сына Васко - дона Криштована, состоявший из 400 португальцев и 130 слуг и рабов. Встреча португ. отряда с войском имама аль-Гази (15 тыс. пехотинцев, 1500 всадников и 200 тур. янычар) состоялась 4 апр. 1542 г. После того как имам был ранен в бедро и под ним пал конь, мусульмане дрогнули и стали отступать. Но 30 авг. аль-Гази захватил в плен раненого дона Криштована, к-рого подвергли пыткам и казнили. Португальцам удалось соединиться с войсками Г., и 22 февр. 1543 г., когда они вновь встретились в битве с войсками мусульман, имам был убит. Однако после гибели аль-Гази джихад продолжился и существование христ. царства в Эфиопии и династии Г. оставалось под угрозой. Еще в XIV в., для того чтобы предотвратить внутридинастическую борьбу, эфиоп. цари учредили на горе Гешен место заточения для царских родственников муж. пола, способных претендовать на престол. Эта крепость была взята мусульманами, к-рые вырезали ее обитателей. Кроме Г., не имевшего сыновей, из представителей царской династии в живых оставались лишь двое его братьев: Минас, находившийся в мусульм. плену, и Иаков. Поэтому, когда царю удалось в 1547 г. захватить в плен сына имама, он обменял его на Минаса, впосл. ставшего его преемником (1559-1563).

http://pravenc.ru/text/161477.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАОД [Эфиоп.  ,  ] ( 30.07. 1508), эфиоп. царь из династии Соломонидов (1494-1508). Внук Зара Якоба , сын Баэда-Марьяма и царицы Ромны, отец Лебна Денгеля . Крещен с именем Клеопа в честь одного из апостолов от 70; известен также под почетным прозвищем Анбаса Басар (     - «Лев из рода человеческого»). Тронное имя Наод, под которым он вошел в историю, представляет собой искаженное в процессе рукописной передачи имя израильского судьи Аода (Суд 3. 15 - 4. 1;   >  ). Первый раз Н. возвели на престол сразу после кончины Баэда-Марьяма 8 нояб. 1478 г. всего на неск. дней, пока вернувшийся из похода его старший брат Эскендер (Александр) не был воцарен начальником войска Амда Микаэлем . Н. же был возвращен на столовую гору (амбу) Гешен, где содержались в заточении лица муж. пола из рода Соломонидов. После неожиданной гибели царя Александра в нач. 1494 г. вновь была предпринята попытка передать власть Н., и опять ее пресек тот же полководец, посадивший на трон младенца Амда Сиона II, сына Александра. Мальчик умер после 6 или 7 месяцев правления, и тогда в окт. 1494 г. царем Эфиопии стал Н. В янв. 1495 г. Н. отправился в монастырь Дэбрэ-Либанос в Шоа, где посетил могилу матери, поклонился праху св. Такла Хайманота и получил поддержку эччеге Марха Крэстоса, занявшего этот пост в 1462 г. и с тех пор оказывавшего покровительство Баэда-Марьяму и его потомкам. Н. энергично начал борьбу с доставшейся ему в наследство феодальной анархией: разгромил и сослал одного из своих главных противников Така Крэстоса, жестоко подавил восстание эфиопских иудействующих (фалаша) в горной обл. Сымен, сразился с мятежным воинством Ванаг Жана, обратившегося в ислам правителя обл. Бале, и пленил его. Тот покаялся, вернулся в христианство и был поставлен наместником Бале, но в начале правления Лебна Денгеля вновь изменил царю. Пространная хроника царствования Н. обрывается на 3-м году, поэтому детальная реконструкция дальнейших событий не представляется возможной. Н. прекратил преследования стефанитов , предоставив им возможность образовать собственную монашескую конгрегацию.

http://pravenc.ru/text/2564662.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХМАД ИБРАХИМ АЛЬ-ГАЗИ [Араб.      ] (1506-1543), имам, предводитель джихада на Африканском Роге в 1-й пол. XVI в. Выходец из небогатого рода землевладельческой знати Харарского султаната (территория совр. Судана и Эфиопии), А. И. Г. с юных лет оказался вовлеченным в междоусобную борьбу на родине. С упадком торговли на Красном м. падало и значение местных султанов, в то же время росло значение т. н. эмиров, почти независимых мусульм. военачальников, под знаменем джихада водивших воинственную молодежь в набеги на богатое христ. пограничье. Молодой и талантливый А. И. Г. быстро выдвинулся в первые ряды таких предводителей, но его планы не ограничивались грабительскими набегами. Его целью было «завоевание Абиссинии», т. е. уничтожение эфиоп. христ. царства и создание на его месте идеального теократического мусульм. гос-ва. А. И. Г., скоро ставший известным по всему Африканскому Рогу под прозвищем Грань (амхар.  ; букв.- левша), принял титул «имам правоверных» и со своими сподвижниками начал планомерное завоевание всей Эфиопии. За 15 лет ему удалось сломить сопротивление армии христ. царя. Но слабостью почти уже созданного мусульм. гос-ва оказалось отсутствие адм. аппарата. Подчиненные имаму эмиры успешно громили христ. военачальников, но их «управление» завоеванными областями сводилось к безудержному грабежу населения и продаже его в рабство. За этим неизбежно последовали крушение джихада и дальнейшая христ. «реконкиста». В конце правления А. И. Г. эфиоп. царь Лебна-Денгель , спасаясь от мусульман, обратился за помощью к португ. вице-королю Индии; уже после смерти Лебна-Денгеля, 9 июля 1541 г., 400 португальцев под предводительством дона Криштобала да Гамы , младшего сына мореплавателя Васко да Гамы, высадились на Африканском побережье Красного м. Они отправились на поиски сына Лебна-Денгеля, царевича Галавдевоса (Клавдия), возглавившего силы сопротивления, по пути громя мусульм. отряды. В одной из битв раненый дон Криштобал да Гама попал в руки А. И. Г., к-рый велел казнить его после жестоких пыток (авг. 1542). Уцелевшие португальцы поклялись отомстить за дона Криштобала, и 22 февр. 1543 г., во время битвы, А. И. Г. был убит португальцами, а его войско разбежалось. Лит.: Basset R. Histoire de la conquête de l " Abyssinie (XVI siècle) par Chihab ed-Din Ahmad ben (?)lsquo;Abd el-Qaader surnommé Arab-Faqih. P., 1897; Castanhoso M. The Portuguese Expedition to Abyssinia/Transl. and ed. by R. S. Whiteway. L., 1902;                    1966; Чернецов С. Б. Эфиопская феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 210-237. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77200.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРМУДИШ [португ. Bermudes] Жуан (кон. XV в., Опорто (Порту) - 1570), самозваный католич. «патриарх Эфиопии». В 1520 г. попал в Эфиопию в составе португ. посольства во главе с доном Родригу да Лима, где занимал должность «цирюльника, отворяющего кровь». В 1526 г. Б. вместе с живописцем Лазару д " Андради был оставлен при дворе эфиоп. царя Лебна Денгеля. В книге о своих приключениях, крайне недостоверной, Б. пишет, что эфиоп. митр. Маркос на смертном одре назначил его своим преемником, что не соответствовало каноническому праву. В 1535 г. Лебна Денгель, будучи не в силах противостоять мусульм. нашествию под предводительством имама Ахмада Ибрагима аль-Гази , отправил Б. к королю Португалии с просьбой о помощи. В своей книге Б. утверждает, что по дороге он побывал в Риме, где папа Павел III утвердил его в сане католич. «патриарха Эфиопии» и сделал патриархом Александрии in partibus infidelium. В Лиссабон он прибыл в 1537 г., в Эфиопию вернулся в 1541 г. с португ. отрядом под предводительством дона Криштобала да Гамы, отправился ко двору эфиоп. царя Галавдевоса (Клавдия), унаследовавшего престол после Лебна Денгеля, и потребовал от царя принять католичество и подчинить Эфиопскую Церковь в его лице папе. Нападки на Эфиопскую Церковь заставили царя написать «Исповедание Клавдия», где он с большим тактом отклоняет католич. обвинения в жидовствовании. Однако Б. требовал признания своего патриаршего сана и верховной власти над Эфиопской Церковью, а когда Галавдевос отказался, он пригрозил направить против него португ. солдат. Б. был арестован, и лишь заступничество королевы-матери и просьбы португальцев спасли его от казни. Б. был сослан в отдаленную область, но впосл. отпущен и направился к побережью для возвращения на родину. Б. был обвинен эфиоп. духовенством в краже золотой дароносицы из церкви. В марте 1556 г. ему удалось сесть на португ. корабль и покинуть Африку. На родину Б. прибыл лишь год спустя, в 1565 г. опубликовал в Лиссабоне книгу о своих приключениях. Соч.: Esta he huma breve relaçâo da embeixada quo patriarcha do Joâo Bermudez trouxe do emperador da Ethiopia etc. Lisboa, 1565. Лит.: Whiteway R. S. The Portuguese Expedition to Abyssinia in 1541-1543, as Narrated by Castanhoso with Some Contemporary Letters, the Short Account of Bermudez and Certain Extracts from Correa. L., 1902; Rey C. F. The Romance of the Portuguese in Abyssinia. L., 1929. С. Б. Чернецов Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78166.html

Первое подробное описание храмового комплекса Л. оставил капеллан Франсишку Алвариш, входивший в состав португ. посольства при дворе эфиоп. царя Лебна Денгеля в 1520-1526 гг. Оно подтверждает эфиоп. предание, согласно которому Грань, захвативший и разоривший Л. в 1533 г., не стал разрушать церкви, пораженный их красотой (возможно, в действительности он просто не смог этого сделать). Вновь европейские путешественники обратили внимание на Л. лишь во 2-й пол. XIX в. Первыми среди них были Г. Рольфс, сопровождавший карательную экспедицию лорда Р. Нейпира (1867-1868), и франц. консул А. Раффре (80-е гг. XIX в.). Ист.: Les églises monolithes de Lalibala: Descriptions de Francisco Alvarès, Gerhard Rohlfs, Achille Raffray et Gabriel Simon//Vie de Lalibala, roi d " Éthiopie/Éd., trad. J. Perruchon. P., 1892. P. 130-161. Лит.: Monti della Corte A. A. Lalibelà. R., 1940; Bianchi Barriviera L. Le chiese in roccia di Lalibelà e di altri luoghi del Lasta//RSE. 1962. Vol. 18. P. 5-76; 1963. Vol. 19. P. 5-118; Gerster G. Churches in Rock. L., 1970; Finneran N. Lalibäla//EncAeth. 2007. Vol. 3. P. 482-484; Heldman M. Churches of Lalibäla//Ibid. P. 484-489; Bosc-Tiess é Cl. Catalogue des autels et meubles d " autel en bois (tâbot et manbara tâbot) des églises de Lâlibalâ: Jalons pour une histoire des objets et des motifs//Annales d " Éthiopie. P., 2010. T. 25. P. 55-101; Bosc-Tiess é Cl. et al. Les inscriptions arabes, coptes et guèzes des églises de Lâlibalâ//Ibid. P. 43-53; Fritsch E. Twin Pillars: An Epistemological Note in Church Archaeology//Ibid. P. 103-111. С. А. Французов Архитектурный комплекс Архитектурный комплекс Л. включает 11 монолитных церквей, а также ряд гидро-инженерных сооружений (рукотворные русла, плотины и резервуары для сбора и хранения дождевой воды). Вероятно, здесь также существовала система укреплений. Д. Филлипсон ( Phillipson. 2009) предполагает, что комплекс Л. формировался за неск. основных строительных этапов с VII-VIII по нач. XIII в. Согласно этой версии, к самому раннему периоду относится создание дворцов, а к завершающему - комплекса Дэбрэ-Сина - ц. Голгофы - часовни Св. Троицы и ц. св. Георгия. Франц. ученые К. Лепаж и Ж. Мерсье ( Lepage, Mercier. 2012), основываясь на взаимодействии в процессе создания элементов комплекса - церковных зданий, объектов гидро-инженерной системы, подземных туннелей, а также на стилистике декора, говорят о единовременном строительстве комплекса в течение ок. 12-24 лет в правление царя Лалибалы. Они подчеркивают также отсутствие строгого соответствия библейской топонимии в расположении церквей и их посвящениях. Большинство совр. исследователей (Филлипсон, Лепаж и Мерсье) определяют изначально светский характер зданий, к-рые в наст. время занимают церкви архангелов Гавриила и Рафаила и св. Меркурия. По мнению Лепажа и Мерсье, храм Бетэ-Кыддус-Гэбрыэль-Руфаэль служил резиденцией митр. Михаила II (нач. XIII в.), а храм Бетэ-Мэркоревос - митрополичьей гостиницей для священнослужителей. Северная группа

http://pravenc.ru/text/2462567.html

времена в Д.-Д. было почитаемое святилище хтонического божества ( Leroy. 1973. Р. 103). Храм построен на небольшой овальной насыпи, окруженной стеной; справа от него находится 7-метровая колокольня. Здание представляет собой прямоугольную в плане 3-нефную базилику (21×9 м) с 3-частным компартиментом «святая святых» (макдас), нартексом и поздним притвором. Ориентировано на восток, имеет входы с 3 сторон. Наос разделен на нефы рядами монолитных каменных столбов (по 3); неодинаковые размеры и разное оформление капителей свидетельствуют о вторичном использовании столбов. На них покоится деревянный антаблемент, над к-рым тянется продолжающийся и в алтаре фриз. Выше расположены окна клеристория, выходящие в размещенные над боковыми нефами помещения 2-го этажа (хоры). Неф перекрыт коробчатым деревянным потолком на дугах. Прямоугольные в плане компартименты не соединены друг с другом; с севера пристроен дополнительный компартимент, вероятно в связи с устройством там погребения царя Лебна Денгеля. Центральная часть макдаса, где расположены престол и табот , открывается в неф подковообразной аркой. Она перекрыта деревянным куполом на нервюрах (2 м в диаметре), возможно первоначальный купол не сохранился; росписи поздние (поясные изображения святых). В нартексе выделен сев. компартимент (по ширине сев. нефа), в к-ром устроена лестница на 2-й этаж. По поперечной оси юж. части нартекса стоят 3 каменных столба, поддерживающие деревянный кессонированный потолок. Благодаря надстройкам над боковыми нефами снаружи базилика Д.-Д. представляет собой параллелепипед с небольшим повышением над средним нефом. Нынешняя кровля воспроизводит традиц. покрытие. Храм стоит на едва заметном ступенчатом цоколе. Его стены выложены из мелкого камня на растворе, скреплены продольными и поперечными деревянными связями (ростверк). Балки выступают на фасад круглыми концами, т. н. «обезьяньими головами»; для их защиты от дождя устроены выносные карнизы из тонких каменных плит. Живописность поверхности стен усиливается выступами небольшого выноса.

http://pravenc.ru/text/180788.html

По точному замечанию С. Б. Чернецова ( Чернецов. 1982. С. 163), Н. выбрал образцом для подражания своего великого деда Зара Якоба, останки к-рого он в 1497 г. перезахоронил в мон-ре св. Стефана на о-ве Дага, в юго-вост. части оз. Тана. Подобно ему Н. укреплял почитание Пресв. Богородицы и ввел в церковную практику обычай справлять ежемесячно главные праздники в Ее честь: Рождество, Вознесение и Успение (1, 16 и 21 числа соответственно). Н. старался следовать примеру деда и в сфере лит. творчества. Ему приписывают авторство богородичных гимнографических сборников «Образ Марии» (    ) и «Похвалы Марии» (    ), а также отдельных гимнов. Кроме того, в единственном списке (Lond. Brit. Lib. Orient. 706) сохранилась антология богослужебных гимнов кэне (см. в ст. Гимнография ), написаннных Н. преимущественно в метрико-семантической разновидности «сэлласе» (Троица); антология, очевидно, была составлена при жизни Н. ( Тураев. 1906). У Н. было 5 жен, возможно, последовательно, а не одновременно, но известно имя только одной из них - царицы Наод Могаса. Помимо единственного наследника Лебна Денгеля сохранились сведения о 3 дочерях Н.: Валатта Каламсис, Романа Верк, Амата Сион, последняя из к-рых причислена к лику святых Эфиопской Церкви . Н. скончался во время похода против мусульман обл. Ифат. Согласно «Краткой хронике», он похоронен на амбе Гешен ( Basset R. Études sur l " histoire d " Éthiopie: 1ère partie//J. Asiatique. Ser. 7. 1881. T. 17. P. 327 [эфиоп. текст]; T. 18. P. 97 [франц. пер.]). По др. сведениям, его тело упокоилось рядом с возводившейся по его приказу ц. Макана-Сэлласе и по завершении строительства 12 янв. 1521 г. было торжественно перезахоронено внутри храма. Соч.: [ Тураев Б. А.]       Вирши царя Наода//ЗВОРАО. 1906. Т. 16. С. 0169-0189. Ист.: Histoire d " Eskender, d " ‘Amda-Seyon II et de Nä " od, rois d " Éthiopie/Éd., trad. J. Perruchon//J. asiatique. Ser. 9. P., 1894. Vol. 3. P. 319-366, здесь: p. 346-366 (рус. пер.: Тураев Б. А. Абиссинские хроники XIV-XVI вв./Пер. с эфиоп. под ред. И. Ю. Крачковского. М.; Л., 1936. С. 101-111).

http://pravenc.ru/text/2564662.html

кор. Мануэла I Франсишку Алвариш (ок. 1465 - ок. 1540). В 1517 г. послам не удалось высадиться в Эфиопии, а возглавлявший посольство Дуарте Галван скончался на о-ве Камаран. Второе посольство под рук. Родригу ди Лима прибыло в Массаву 9 апр. 1520 г. С 30 апр. по 19 окт. 1520 г. 17 португальцев совершили путешествие по Эфиопии, были приняты при дворе негуса Лебна Денгеля (Давида II; 1508-1540); там Алвариш встретил Педру да Ковильяна и неск. др. европейцев, выполнявших функции советников эфиоп. правителя. Алвариш провел в Эфиопии 6 лет и возвратился в Лиссабон в июле 1527 г. Его сопровождал эфиоп. посол Цага Сааб, который привез письма от негуса Лебна Денгеля к кор. Жоану III (1521-1557) и к папе Римскому. В 1533 г. Алвариш лично отвез папе Римскому Клименту VII послание эфиоп. негуса. Соч. Алвариша «Verdadeira Informação das Terras do Preste João das Indias» (Правдивая повесть о землях Пресвитера Иоанна Индийского), изданное в Лиссабоне в 1540 г., стало важным источником по истории Эфиопии в период до мусульм. вторжений XVI в.; в ней содержится 1-е в Европе описание Аксума и Лалибэлы. «Правдивая повесть...» была переведена на итал. (1550), испан. (1557) и нем. (1566) языки. Со 2-й пол. XVI в., когда из-за успешных завоеваний имама Ахмада ибн Ибрахима аль-Гази эфиоп. правители стали регулярно обращаться к португальцам за военной помощью, Эфиопия перестает восприниматься как «царство Иоанна Пресвитера». В XV в. благодаря контактам с европейцами Эфиопия была правильно локализована на картах мира («Egyptus Novelo» флорентийца Пьетро дель Массайо (1454), «Mappomondo» венецианца Фра Мауро (1460) и проч.). Несмотря на это в течение 2 веков нидерланд. и португ. картографы приводили детализированные карты «Абиссинии, или Империи Пресвитера Иоанна» (Abissinorum sive Pretiossi Ioannis Imperium), якобы расположенной в Вост. Африке, иногда добавляя к ним вымышленные гербы И. П. (Себастьян Мюнстер в «Космографии» (1544), Диего Омем в атласе 1558 г., Абрахам Ортелий в 1570, Иодок Хондий в дополненном варианте атласа Герарда Меркатора (1606), Маттеус Мериан в 1610 и др.).

http://pravenc.ru/text/471457.html

Впоследствии синаксарь пополнялся новыми местными святыми. Несомненно современна царю-богослову книжка „Egziabher nagasa“ – „Господь воцарися“, представляющая гимны в честь праздников и святых на каждый день. Они собраны царем Зара-Якобом с целью привести в известность святых, прославленных до его времени, сделать так сказать общий свод, общий канон их, нечто в роде наших святцев или месяцеслова. В предисловии к ней мы читаем: „песнь „Господь воцарися“ и похвалы собору Ангелов, пророков и апостолов, собору праведных и мучеников, собранные царем нашим Зара-Якобом, сыном Давида. Да приимут они завет свой от Бога своего Савваофа. Ради завета вещания апостолов и ради завета страданий праведных и мучеников, и ради завета Св. Марии, запечатленной девством плоти и помышления, и ради тела и крови Иисуса Христа, великого Архиерея, да упасут они его (т.е. царя) днем и ночью“.. Интересен здесь „завет“ (kidän), который является как бы необходимой принадлежностью святого и, наоборот, был ее условием. Ни одно житие не обходится без того, чтобы Бог перед смертью не являлся святому и не давал ему обещания помиловать до известного поколения всех совершающих память его, верующих в молитву его, творящих во имя его добрые дела и интересующихся житием его. Та настойчивость, с которой повторяются эти „заветы“ в каждом житии, та неукоснительность, с которой авторы их приводят эти заветы, заставляют нас серьезно подумать, не была ли наличность этих странных для православного читателя обетований таким же условием помещения в святцы, как и чудеса. Закончим наши предварительные замечания о святых эфиопской церкви указанием на то, что кроме преподобных, она прославляла и некоторых царей, оказавших ей особенные услуги. Кроме просветителей Абреха и Ацбеха, она возносила на литургии имена и помещала в синаксарях царей Калеба, Габра-Маскаля, Лабибалы, Наакуэто-Лааба, Феодора I, Давида I, Зара-Якоба, Баэда-Марьяма, Лебна-Денгеля и др. Что касается ликов святых, то в наших источниках обыкновенно говорится о „пророках, апостолах, праведных и мучениках“, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Цари следующей эфиоп. династии, Соломонидов , благоволили Д.-Д. и в свою очередь пользовались поддержкой его насельников. Однако центр христ. государственности уже переместился на юг, и в XIV-XV вв. мон-рь Д.-Д. находился вдали от основных политических событий. В 1-й пол. XVI в. христ. царство подверглось мусульманскому нашествию под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази . Эфиоп. царь Лебна Денгель (1508-1540) умер гонимый мусульманами, и его тело погребли на неприступной горе Д.-Д. Там же португальцы во главе с доном Криштобалом да Гамой, пришедшие на помощь эфиоп. христианам во время кампании 1542-1543 гг., устроили склад оружия. Однако в сент. 1557 г. туркам под командованием паши Оздемира, прибывшим из Йемена для поддержки мусульман, удалось захватить и разграбить обитель. Вскоре они потерпели поражение и ушли на побережье, но мон-рь долго не мог возродиться после погрома. В сер. XVII в. центром эфиоп. царства стал г. Гондар (Гондэр), а Д.-Д. остался далеким сев. монастырем, хотя и почитаемым, но лишенным заботы государства. Древняя церковь мон-ря Д.-Д.- одна из немногих сохранившихся средневек. церквей, построенных в традициях архитектуры Аксума . Традиция относит ее к V-VI вв., ряд совр. исследователей - к Х в. ( Anfray. 1990. P. 171); эти датировки опираются на архитектурные признаки и не имеют под собой документальных или археологических оснований. При разграблении мон-ря турками в 1557 г. церковь пострадала, но не была сожжена. В 1948 г. проводились реставрационные работы под рук. Д. Мэттьюза. Уникальность церкви обусловлена тем, что близкие ей по архитектуре памятники, находившиеся на территории Эритреи, утрачены: церковь в Асмэре разобрана в 1920 г., церковь в Арамо погибла в 1940-1941 гг., церковь мон-ря Дэбрэ-Либанос в Шимезане разобрана в 1961 г. Церковь расположена в сев.-вост. части мон-ря Д.-Д., на месте, где, по преданию, огромный змей, взявший За-Микаэля Арагави на спину, опустил его на землю. Эта легенда, возможно, указывает на то, что в дохрист.

http://pravenc.ru/text/180788.html

  001     002    003