Делегация российских средств массовой информации посетила Эфиопию 9 октября 2019 г. 16:55 27 сентября — 4 октября 2019 года в рамках развития отношений между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью состоялась поездка делегации церковных и светских СМИ из России в Эфиопию. Целью поездки стало посещение мест, связанных с историей христианства в этой стране, и ознакомление с современной жизнью христиан в Эфиопии для создания соответствующих медиаматериалов. Эфиопская Церковь, объединяющая около 60 миллионов верующих, является одной из крупнейших в мире. Это традиционная христианская Церковь на Африканском континенте, берущая свое начало с апостольских времен и сохраняющая самобытную традицию. В состав делегации вошли: секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.Ю. Смирнов, сотрудники телеканала «Спас» И.В. Веденисова и В.А. Кудинов, старший обозреватель журнала «Фома» Ю.Ю. Маковейчук, оператор студии «Неофит» К.А. Голенчик, корреспондент МИА «Россия сегодня» А.Л. Скрипунов, корреспондент телеканала «Царьград» Д.Н. Богатиков. Проект реализуется в рамках деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью. В ходе поездки делегация приняла участие в посвященной празднику Воздвижения Креста Господня церемонии «Мескель», которая в Эфиопии носит характер общенационального торжества. Состоялись встречи с главой Эфиопской Церкви Патриархом-Католикосом Абуной Матфием, руководителем Отдела внешних церковных связей Эфиопской Церкви епископом Южного Гондэра Абуной Арегави, генеральным секретарем Священного Синода епископом Авассы Ауной Йоханнесом, другими иерархами. Журналисты из России посетили древний Аксум — первую столицу Эфиопии, где в IV веке проповедовал святой Фрументий, а местный царь Эзана одним из первых в мире придал христианству статус государственной религии. Затем делегация побывала в Лалибеле, где ознакомилась с высеченным в скалах уникальным комплексом храмов XII-XIII веков и посетила традиционную духовную школу Эфиопской Церкви. Члены делегации также посетили Гондер — столицу Эфиопии периода правления в стране христианских государей XVII-XIX веков, где в честь гостей из России был дан торжественный прием. Духовенство и верующие Гондэра высказали слова признательности Русской Православной Церкви и лично Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за поддержку христианства в Эфиопии.

http://patriarchia.ru/db/text/5510466.ht...

Делегация российских средств массовой информации посетила Эфиопию Окт 9, 2019 Новости , Событие Москва, 9 октября . С 27 сентября по 4 октября 2019 года в рамках развития отношений между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью состоялась поездка делегации церковных и светских СМИ из России в Эфиопию. Целью поездки стало посещение мест, связанных с историей христианства в этой стране и ознакомление с современной жизнью христиан в Эфиопии для создания соответствующих медиаматериалов. Эфиопская Церковь, объединяющая около 60 миллионов верующих, является одной из крупнейших в мире. Это традиционная христианская Церковь на Африканском континенте, берущая свое начало с апостольских времен и сохраняющая самобытную традицию. В состав делегации вошли: секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Стефан (Игумнов); сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата А.Ю. Смирнов; сотрудники телеканала «Спас» И.В. Веденисова и В.А. Кудинов; старший обозреватель журнала «Фома» Ю.Ю. Маковейчук; оператор студии «Неофит» К.А. Голенчик; корреспондент МИА «Россия сегодня» А.Л. Скрипунов; корреспондент телеканала «Царьград» Д.Н. Богатиков. Проект реализуется в контексте деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью. В рамках поездки делегация приняла участие в посвященной празднику Воздвижения Креста Господня церемонии под названием «Мескель», которая в Эфиопии носит характер общенационального торжества. Состоялись встречи с главой Эфиопской Церкви Патриархом-Католикосом Абуной Матфием, руководителем Отдела внешних церковных связей Эфиопской Церкви епископом Южного Гондэра Абуной Арегави, генеральным секретарем Священного Синода епископом Авассы Ауной Йоханнесом, другими иерархами. Журналисты из России посетили древний Аксум — первую столицу Эфиопии, где в IV веке проповедовал святой Фрументий, а местный царь Эзана одним из первых в мире придал христианству статус государственной религии. Затем делегация побывала в Лалибеле, где ознакомилась с высеченным в скалах уникальным комплексом храмов XIIXIII веков и посетила традиционную духовную школу Эфиопской Церкви.

http://sinfo-mp.ru/delegacziya-rossijski...

Церковь на краю земли. Часть 1 Эти очерки – попытка сопрячь отдельные исторические сведения и факты об Эфиопской Церкви с тем небольшим опытом, который я имел от встречи с этой Церковью во время посещения Эфиопии в июне 2006 года вместе с моим коллегой отцом Александром Васютиным. Всякий кто пожелает написать об Эфиопской Церкви, не будет первооткрывателем. Тем не менее, наверное, не всякий кто писал об этой Церкви, по крайней мере на русском языке, имел возможность непосредственно соприкоснуться с живой традицией этой Церкви – Эфиопия остается одной из наименее доступных стран мира. Эти заметки могут носить субъективный характер – особенно в той части, которая касается описания современного состояния Церкви. Однако такая субъективность неизбежна, особенно если принять во внимание, что мне довелось наблюдать лишь немногие стороны жизни Церкви на протяжении всего пяти дней пребывания в ней. История Храм св. Георгия (Лалибела, XII в.), высеченный в цельной скале / Итак, сначала немного фактов и истории. Самоназвание Эфиопской Церкви – Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо. Тэуахэдо значит «объединенный» и является по сути богословской формулой, которая обозначает способ соединения Божества и человечества во Христе. Эфиопская Церковь – единственная, которая в своем самоназвании использует богословскую формулу. Это самая многочисленная из всех Церквей дохалкидонской традиции, но при этом и самая изолированная – прежде всего из-за географической удаленности Эфиопии. Эфиопская Церковь также одна из самых древних христианских Церквей. Сама она возводит свое начало к апостольским временам, когда евнух эфиопской царицы Кандакии был крещен апостолом Филиппом (Деян. 8: 26–30). Тем не менее, в те времена название Эфиопия относилось не к нынешней Эфиопии, но к Нубии на территории современного Судана. Лишь после того, как в Аксуме во втором веке по Р.Х. воцарилась династия Соломонидов, стране было усвоено это название. Наряду с этим названием использовалось и другое – Хабаша или, в эллинизированном виде, Абиссиния.

http://pravoslavie.ru/589.html

Свиная рожа везде вхожа – я особо и не стеснялся: заходил, когда приглашали. Очень понравилось общение с эфиопскими священниками: очень улыбчивые, доброжелательные, выспрашивали о русском христианстве. Подлинный восторг вызывали сообщение, что у нас сейчас зима и снега много, а также нательный крест: всё, значит, свой, хоть и странный. Считается, что у каждого эфиопского священника необходимо попросить благословения – для этого он дает поцеловать деревянный крест, который всегда носит с собой. Священников и диаконов в Эфиопской церкви более 400 тысяч, и пользуются они огромным авторитетом у народа. Монастырей здесь, оказывается, тоже огромное количество: около тысячи! Не значит, что все они размером с Кирилло-Белозерский или Валаамский, конечно, но само количество впечатляет. Большинство из них находится, что логично, в труднодоступных местах: в горах, на берегах озер, на скалах. Чем дальше от столицы, тем их больше – так не пора ли выехать из этой Аддис-Абебы? Давно пора!    Насчет выехать. Если вам пришла в голову идея именно ехать по Эфиопии , немедленно избавьтесь от нее: средняя скорость автобуса – 20 км/ч, расстояние в 900 км он раньше, чем в двое-трое суток, не преодолеет. Ночевать приходится в спецприемнике для пассажиров, потому что ночью здесь просто не ездят – опасно. Спецприемник, как и сам автобус, поможет вам лучше понять рассказы Солженицына или Шаламова. Каким будет ваш вид после такого путешествия? Нет, вы, конечно, будете чувствовать себя видавшим всякое Миклухо-Маклаем, но рисковать не стоит: здоровье дороже. Поэтому пользуйтесь местной авиацией. Итак, главная цель моего путешествия в Эфиопию – это монастыри Лалибелы. Город называют Иерусалимом Эфиопии. Городок совсем небольшой, тысяч 40 населения, но именно здесь находятся 11 высеченных в скалах монолитных храмов, которые были построены во время правления царя Лалибела в конце XII – начале XIII века. Церкви построены не из блоков или кирпичей, а просто вырублены в скалах – окна и двери вырезались потом. Царь решил построить их в то время, когда Эфиопия со всех сторон была окружена враждебными мусульманскими государствами и привычный для паломников путь на Святую Землю стал невозможен. Церкви разбросаны по городу или расположены в его окрестностях. К ним относятся: храм Медхани Алем – Спасителя мира, храм Мариам – Девы Марии, храм Данагля – при женском монастыре, церковь Дебре Синая – святого мученика Синая, церковь Голгофы, храм святого Эммануила, церковь святого Меркурия, церковь Абба Либаноса, церковь Габриэля Руфаэля – архангела Гавриила, церковь святого Георгия и Селассия – часовня Святой Троицы.

http://pravoslavie.ru/69184.html

То есть вы входите в круглый храм; внутри круга – квадрат, святилище (или «кеддаса»). А внутри святилища – «кеддаса кеддасе», святая святых, т.е. алтарь. Безусловно, эфиопы восприняли от своей Церкви-Матери – Александрийской Церкви, устремление к огражденному, закрытому алтарному пространству. Однако из-за того, что они сдвигают алтарь в центр храма, у эфиопов появляется уникальная, четырехгранная алтарная преграда. С четырех ее сторон – царские врата; открываются все, кроме восточных. Восточные же врата откроются сами, в день Страшного суда. Интересно что эта, построенная на принципе концентрических кругов, форма церковного зодчества переносятся и на другие постройки. Вот, к примеру, не церковь, но ризница знаменитого монастыря Аввы Гаримы. Это именно ризница, а не храм. Дворцы царей (негусов) и князей (расов) вплоть до начала XX в. строились по этому же концентрическому принципу и представляли собой круглые постройки. Посреди дворца, естественно, располагалась не святая святых, но основные покои владельца дома. Быть может, самым известным памятником архитектуры Эфиопской Церкви связаны с именем царя Гондара династии Загве, имя которого Гебре Мескель Лалибела. Правил он во второй половине XII в. Вот его изображение на одной из эфиопских фресок XV в. Гебре Мескель Лалибела это, опять же, его символическое, тронное имя. Эфиопские негусы, подражая исламским халифам и султанам, принимали особые имена при восшествии на престол. Ведь арабские халифы часто принимали одно из 99 имен Аллаха. Если говорить о султанах, то «Салах-ад-Дин» значит «защитник веры»; до этого он был курдским вельможей, имя которого было Юсуф ибн Айюб. Христианские негусы переняли эту традицию. Последний император Эфиопии, задушенный в 1974 г. принял имя «Хайле Селассие», что значит «Сила Св. Троицы». Что касается Гебре Мескеля Лалибелы, то его имя означает «Святой Крест» (Гебре Мескель) и «Тот кому покорны пчелы» (Лалибела). Когда Салах ад-Дин отбил у крестоносцев Иерусалим, в 1187 г., для христианского Востока это действительно стало событием катастрофическим, напоминающим гнев Божий (радовался этому событию разве что византийский император).

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

И тогда негусу Гебре Мескель Лалибеле явился ангел, который возвестил, что неверные взяли Иерусалим, и что Господь требует, чтобы негус на своих землях воздвиг новый Иерусалим. Так, после откровения, данного негусу, были созданы 13 церквей (неверно считать, что их всего 11), высеченные из монолита. Причем, по преданию, на зов Гебре Мескеля Лалибелы и по его молитвам слетались ангелы, горы расступались, силы природы трудились; ему помогали даже пчелы. Вот самая известная из церквей Лалибелы – храм Св. Георгия. Храм крестообразный, с алтарем в центре. Конечно же, вместо ангелов и пчел там трудились тысячи и тысячи согнанных на работы жителей и рабов. Но, тем не менее, их усилиями, был созданный действительно великий памятник христианского зодчества. Особой чертой эфиопских богослужений является устремление к массовому участию клира и паствы. Богослужение нельзя совершать, если в нем не будут участвовать как минимум три священника и два диакона. Это минимум; лучше, чтобы совершающих литургию было семь. Даже в последовании богослужения священнику, завершившему облачение, предписывается обернуться и пересчитать «братьев своих», дабы знать, что можно приступить к совершению литургии. Если же говорить об эфиопской иконописи, следует сразу сказать, что произведения станковой живописи, иконы на досках мы видим только с XV в. Фрески восходят и к более раннему периоду – с XII-XIII вв. Пластика же (в особенности эфиопские кресты) также восходит к XI-XII вв. Причина столь «поздних» памятников для страны, принявшей христианство в IV в. в разорительных набегах, инициированных царицей Гудит в VII в. и арабами-мусульманами, пришедшими с севера в XV в. Единственным и уникальным в своем роде свидетельством, благодаря которому эфиопскую икону XV-XX вв. действительно можно связать с ранними традициями, являются т.н. Евангелия Гаримы. Название дано по монастырю, где хранятся эти Евангелия. Обитель  эта была основана Аввой Гаримой, одним из Девяти отцов, прибывших из Константинополя в Аксум.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

И Гэбрэ Мескель Лалибэла действительно велел создать комплекс из одиннадцати церквей. Вот Бет Абба Либанос. Одна из таких церквей. Каждая из них вырезана из камня, вырезана из монолита. Опять же то, что я вам пересказал, это легенда, эти церкви начали строить с середины XII века еще при предшественниках Гэбрэ Мескеля Лалибэлы, при царе Йемреханна Кристосе, очевидно, уже начинается строительство. Заканчивается уже после смерти Гэбрэ Мескеля Лалибела, но с ним, с его правлением связана основная наиболее активная фаза строительства. Причем очень интересно: здесь на месте обрушившейся отчасти скалы, восстановлены, опять же, для симметрии эти колонны; и фасад этой церкви тоже интересен, это не чистый монолит. Это – церковь Бет Медхане Алам, церковь Спасителя Мира, крупнейшая из церквей Лалибэлы. Вот она. Колоссальных размеров, то есть это окно фактически в человеческий рост. Вот ее план. Там полностью вырезали участок, она стоит с этой покатой крышей, просто срезали колоссальную часть скалы и создали там такую базилику. Интересно, на что вообще смотрят эфиопы с точки зрения архитектуры? Тут, несмотря на то что эфиопы являются частью коптской Александрийской Церкви, никакой особой связи с коптским зодчеством у них нет. Но они очень внимательно смотрят за тем, что происходит у их северных соседей – христианской Нубии. И архитектурно эти базилики, которые теперь там разрушены и раскрывают в Фарасе, в Каср Ибриме на территории Нубии, там есть достаточно четкая перекличка с тем, что потом неожиданно при Загвейских монархах вырезают, правда, уже из камня в Ласте. Вот самая известная, конечно, церковь св. Георгия в Лалибэле, вырезанная в форме идеального креста. Опять ж просто колоссальный кусок цельного известняка, из которого вырезают очень аккуратненько очень большую в форме идеального равностороннего креста церковь. Очень интересно то, что это не просто грубая работа, чтобы выдолбить что-то. Там тщательно рассчитывают эти галереи, колоннады, обходные галереи, притворы. Несмотря на то, как сложно физически это делать, опять же легенды говорят, что у царя Гэбрэ Мескель Лалибэлы трудились не люди, а ангелы, силы природы и т. д., там, конечно, его подданные трудились так, что пчелы могли бы позавидовать, выдалбливая это все. Даже рабов-то там особенно не было, их неоткуда было брать. Просто, видимо, сгоняли население и заставляли под пристальным присмотром зодчих вырезать.

http://blog.predanie.ru/article/iskusstv...

Приветствую рождество твое, ибо Бесплодна была матерь твоя Леба, но Предзнаменование о тебе от Ангела прияла. Текле Хаймонот! подобен ты солнцу, Которое управляет временами. Напомнила землю слава твоя от края до края И сияние твое небеса облистало. Дебре Ливанский монастырь имел важное значение в церковной истории Эфиопии. Он был всегда рассадником просвещения и давал направление мысли туземным богословам. В течение веков в его стенах развивалась и крепла богословская наука. Образ мысли дебре-либаносцев был однако камнем преткновения для многих и вызывал горячие споры между эфиопскими учеными, идущие на всем протяжении веков от IX до XIX. Третье место в счете монастырей отводится туземцами монастырю св. Лалибелы, в области Ласта. Из лето- —435— писей Абиссинии мы узнаем, что св. Лалибела (жил в XII веке) был абиссинским императором и происходил из племени евреев фалашан, населяющих провинцию Самен. Владычество фалашан, незаконных восхитителей эфиопского престола, длилось от VIII до XIII в. В течение этого времени абиссинские летописи не называют царей даже по имени, – словом отделываются упорным молчанием, но делают исключение в пользу одного Лалибелы, пользовавшегося в народе симпатиями за свое благочестие и гуманные поступки. Он дал убежище христианам, бежавшим из Египта от преследований мусульман, показал себя ревностным в сооружении храмов, употребив на работы искусных каменщиков, оказавшихся в числе египетских беглецов. Замечателен сооруженный им храм, сохранившийся доселе на том самом месте, где стоит теперь монастырь св. Лалибелы. Храм имеет вид пещеры, высеченной в недрах гиацинтовой горы; в пещеру ведет узкая галерея, начинающаяся у подошвы и ведущая в мрачную глубь. Паломники, останавливаясь недалеко входа, любуются изображениями, украшающими поверхность площади, раскинутой у подошвы горы: по каменистой почве площади прямо под открытым небом высечены на вечные времена изображения рая и ада, – райских блаженств и адских мучений. Площадь легла несколько наклонно от горы и зрителю изображения видны очень ясно. Направо находится картина рая, налево – ада. Посредине между обеими картинами идет узкая тропа, возводящая путника ко входу в галерею. Над самым входом – вверху и по сторонам его тоже высечены прямо на гиацинте разные священные изображения. Галерея приводит в мрачный храм, освещенный несколькими лампадами. Там сбоку в нише покоятся открытыми мощи св. Лалибелы. Над нишей надпись: «кто был в храме Лалибелы, тому Бог дает завет спасения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

28. Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобнаго Антония) почивающих: Антония, основателя Лавры (1073), Прохора чудотворца (1107), Иоанна постника (XII), Иулиании девы, княжны Ольшанския (ок. 1550), преподобномучеников Василия и Феодора (1098), Поликарпа, архимандрита Печерскаго (1182), Варлаама, игумена Печерскаго (1065), Дамиана пресвитера, целебника (1071), Никодима просфорника (XII), Лаврентия затворника, епископа Туровскаго (XII), Афанасия затворника (ок. 1176), Еразма (XII), Луки, иконома Печерскаго (XIII), Агапита, врача безмезднаго (ок. 1095), Феофила и Иоанна (XII), Нектария (XII), Григория иконописца (XII), священномученика Кукши (XII), Алексия (XIII), Саввы (XIII), Сергия Послушливаго (XIII), Меркурия, епископа Смоленскаго (1239), Пимена Многоболезненнаго (1110). Нестора летописца (ок. 1114), преподобномученика Евстратия (1097), Елладия затворника (ок. XII–XIII), Иеремии прозорливаго (XI), преподобномученика Моисея Угрина (1031 –1043), Иоанна Многострадальнаго (1160), Марка гробокопателя (XII), Николы Святоши, князя Черниговскаго (1143), мученика Григория чудотворца (1093), Онисима затворника (XII–XIII), Матфея прозорливаго (XI), Исаии чудотворца (1115), Авраамия трудолюбиваго (XII–XIII), Нифонта, епископа Новгородскаго (1156), Сильвестра (XII), Пимена постника (XII), Онуфрия молчаливаго (XII), Анатолия затворника (XII), Алипия иконописца (1114), Сисоя затворника (XII–XIII), Феофила затворника (XII–XIII), Арефы затворника (ок. 1195), Спиридона просфорника (XII), Онисифора исповедника (1148), Симона, епископа Суздальскаго (XII), Никона, игумена Печерскаго (1088), Феофана постника (XII), Макария (XII), преподобномученика Анастасия диакона (XII), дванадесяти мастеров зодчих, Авраамия затворника (XII–XIII), Исаакия затворника (ок. 1190), мученика Иоанна младенца, Илии Муромца (ок. 1188), Никона Сухаго (XII), Тита иеромонаха (1190), Ефрема, епископа Переяславскаго (ок. 1098). Преподобнаго Харитона Исповедника (ок. 350). Преподобнаго Харитона Сянжемскаго (1509). Преподобнаго Иродиона Илоезерскаго (1541).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

TzetzBa L.Bachmann, Scholia in Homeri Iliadem, vol.I. Leipzig 1835, 746–845. [s.XII] TzetzEp Ioannis Tzetzae epistulae, rec. P.Leone. Leipzig 1972 (Index 190–218). [s.XII] TzetzEpilog H.Hunger, Zum Epilog der Theogonie des Johannes Tzetzes. BZ 46 (1953) 302–307. [s.XII] TzetzEpitMan Tzetzae iambi funebres ad Manuelem imperatorem, in: P.Matranga, Anecdota Graeca. Roma 1850, 619–622. [s.XII] TzetzHist Ioannis Tzetzae Historiae, rec. P.A.M.Leone. Napoli 1968 (Index 672–716). Iterum ed. P.A.M.Leone. Galatina 2007. [s.XII] TzetzIamb P.A.M.Leone, Ioannis Tzetzae Iambi. RSBN N.S. 6/7 (1969/70) 127–156. [s.XII] TzetzIl Tzetzae Allegoriae Iliadis, curante J.F.Boissonade. Paris 1851 (Index 405–414). [s.XII] TzetzIlMatr P.Matranga. Anecdota Graeca. Roma 1850, 599–618. [s.XII] TzetzIned S.Pétridès, Vers inédits de Jean Tzetzès. BZ 12 (1903) 568–570. [s.XII] TzetzKamat S.Pétridès, Epitaphe de Théodore Kamatèros. BZ 19 (1910) 7–10. [s.XII] TzetzLol Der unbekannte Teil der Ilias-Exegesis des Johannes Tzetzes (A 97–609), ed. A.Lolos. Königstein 1981 (Index 191–202). [s.XII] TzetzMetrPind Isaac Tzetzae de metris pindaricis commentarius, ed. A.B.Drachmann. Κøbenhavn 1925. [s.XII] TzetzOd H.Hunger, Johannes Tzetzes, Allegorien zur Odyssee. BZ 48 (1955) 4–48 [XIII–XXIV]; 49 (1956) 249–310 [I–XII]. [s.XII] TzetzPorph Ch.Harder, Johannes Tzetzes, Kommentar zu Porphyrius. BZ 4 (1895) 314–318. [s.XII] TzetzSchluß C.Wendel, Das unbekannte Schlußstück der Theogonie des Tzetzes. BZ 40 (1940) 23–26. [s.XII] TzetzStich Sp.Lampros, ωννου Τζτζου στχοι πολιτικο. ΝΕ 16 (1922) 192–197. [s.XII] TzetzTheog Iohannis Tzetzae Theogonia, ed. P.Matranga, Anecdota Graeca. Roma 1850, 577–598. [s.XII] Uran E.McGeer, Sowing the Dragon’s Teeth: Byzantine Warfare in the Tenth Century. Washington, D.C. 1995, 79–167: The Taktika of Nikephoros Ouranos, Chapters 56 through 65 (Index 371–392). UranIn J.-A. de Foucault, Inédits de Nicéphore Ouranos. TM 5 (1973) 281–312 (Index S.312). [s.X] UspChar Th.I.Uspenskij, Mnenija i postanovlenija konstantinopol’skich pomestnych soborov XI i XII vv. o razdae cerkovnych imušestv (charistikarii). IRAIK 5 (1900) 1–48. [s.XI/XII]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010