Лазарь, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский (Баранович) Родился в 1620 году в Малороссии. Обучался в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря. Окончательное образование получил в польских коллегиях. В начале 40-х годов XVII столетия состоял наставником в Киевской духовной академии. Приняв монашество, он был преподавателем, а с 1650 года – ректором Киево-Могилянской коллегии (с 1701 года – Киево-Могилянская духовная академия) и игуменом Братского Богоявленского училищного монастыря, а с 1651 или 1652 года и Киево-Кирилловского монастыря. В 1651 году оставил духовную академию и жил в монастырях Киево-Кирилловском, Купятицком и Дятловецком. С 1653 года заведовал Елецким Успенским монастырем Черниговской епархии. 8 марта 1657 года в Яссах митрополитом Сочавским Гедеоном Лазарь был хиротонисан во епископа Черниговского. Был местоблюстителем Киевской митрополии с апреля по декабрь 1657 года, с октября 1659 года по май 1661 года, с 1669 года по 1676 год. Участвовал в работе Московского Собора 1666–1667 годов, который среди прочих рассматривал также вопрос о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату. 8 сентября 1667 года возведен в сан архиепископа. В 1692 году уволен на покой. Скончался 3 сентября 1693 года. Погребен в Черниговском Борисоглебском монастыре. Архиепископ Лазарь – ревностный поборник святой веры и благочестия. Святитель Димитрий Ростовский называл его «великим столпом Церкви». В бурное время междоусобий, когда Украина, недавно присоединенная к России, едва вновь не отторглась от нее, владыка Лазарь показал себя не только красноречивым проповедником и талантливым духовным писателем, но и крупным общественным деятелем. Недолго ему пришлось заниматься святым делом воспитания юношества в духе Православия. Скоро Братская коллегия была разгромлена униатами; ректор ее, игумен Лазарь, был вынужден удалиться в Кирилловский монастырь; воспитанники коллегии взялись за оружие. Поляки и крымские татары под видом союзников борющихся между собой гетманов грабили и жгли села по всей Украине; даже в окрестностях Киева в 1665 году открылись военные действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XI. Западные влияния и богословский спор о преложении Святых Даров И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 3. Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев как носители западных влияний Проникновению в московскую жизнь западных влияний способствовало не только их содержание, но в гораздо большей степени деятельность их сторонников, которая была весьма успешной. Иеромонах Сильвестр Медведев стоял в центре «западной», или «латинской», партии; его богословское образование, да и весь процесс его духовного становления были обусловлены постоянным личным общением с такими людьми, с помощью которых он мог научиться западному стилю мышления и овладеть западной образованностью, убедившись в их преимуществах. Таким был, например, знаменитый Симеон Полоцкий, оказавший многообразное влияние на культурную жизнь Москвы, чья деятельность вводит нас уже в предысторию богословского спора о преложении Святых Даров. Симеон Петровский-Ситнианович, родившийся в 1629 г. в Полоцкой земле в Белоруссии и потому в истории литературы именуемый обычно Симеоном Полоцким, был главным поборником западного просвещения в Москве, с тех пор как поселился там в 1663 г. По сравнению с его современником и идеологическим противником Епифанием Славинецким, это был совсем другой человек; школа, которую он прошел, тоже решительно отличается от той, которую проходил Епифаний. В 40-е гг. он учился в Киевской коллегии, когда преподавателем (до 1650 г.) и префектом (1650–1655) там был известный южнорусский проповедник и ученый Лазарь Баранович (1620–1693), который впоследствии, уже архиепископом Черниговским (1657–1692), играл немаловажную роль в церковной жизни Киевской митрополии . Его имя должно быть упомянуто здесь потому, что в позднейшей переписке с патриархом Иоакимом о преложении Святых Даров Лазарь Баранович поддерживал римо-католическую доктрину, и можно предположить, что богословские воззрения Симеона сложились в пору его учения в Киевской коллегии. В ту пору в коллегии процветала схоластическая система преподавания, она повлияла на духовный склад его личности и отразилась в его сочинениях. После окончания коллегии Симеон возвращается из Киева в Полоцк, принимает там иноческий постриг и становится преподавателем местной школы. При посещении города царем Алексеем Симеон Полоцкий удостоился чести лично обратиться к царю и преподнести ему специально написанное для этого случая приветственное стихотворение, тем самым он обратил на себя внимание царя. Так уже в Полоцке началась его будущая карьера.

http://sedmitza.ru/lib/text/436627/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации С. Г. Яковенко. Западнорусская Церковь в последней трети XVII в. К оглавлению Жизнь Западнорусской Церкви в последней трети XVII в. определялась прежде всего постоянным возрастанием влияния со стороны Московского патриархата, что в итоге привело к возвращению Киевской митрополии в лоно Русской Православной Церкви. Падение роли Константинополя (как общеправославного центра) и других восточно-православных патриарших кафедр усилило роль Москвы. При Б. Хмельницком национально-государственная проблема Украины была решена путем перехода под патронат русского царя. И тогда сами собой отпали и проекты перенесения Константинопольской патриаршей кафедры на Украину (кон. XVI в.), а затем, в XVII в., учреждения Киевского патриархата. В это же время явно усиливается и влияние Рима как католического центра, оправившегося после Реформации. Католическая Церковь укрепила свои позиции в Польше, что не могло не отразиться на положении православных в Киевской митрополии. Православная иерархия Киевской митрополии пыталась сохранить свои привилегии и остаться под номинальной властью Константинопольского патриарха, а три епархии Правобережной Украины и Белоруссии открыто перешли в унию. Уже при митрополите Дионисии (Балабане) (1657–1663) в жизни Церкви на Украине произошли события, наложившие отпечаток на ее последующее развитие. Встав на сторону гетмана Ивана Выговского, порвавшего с Москвой и стремившегося к соглашению с Польшей (Гадячский договор 1658 г.), митрополит Дионисий покинул Киев и переехал в Чигирин. Православные епархии на Левобережной Украине оказались без пастыря и для них в 1659 г. Москвой был назначен местоблюститель — Черниговский епископ Лазарь (Баранович). Таким образом было положено начало своего рода церковному двоевластию.

http://sedmitza.ru/lib/text/436221/

II. Патриарх Иоасаф II и деяния Большого Московского Собора при участити патриарха Иоасафа, изложенные в книге соборных деяний К оглавлению По низложении Никона естественно было подумать об избрании нового патриарха на Московский патриарший престол, который столько уже времени оставался незанятым. Но обстоятельства заставили несколько замедлить этим делом. Наступали великие церковные праздники, в которых должны были участвовать и патриархи и прочее духовенство. Первый из таких праздников, особенно уважавшийся в Москве, был 21 декабря, на память великого святителя Московского Петра. Оба патриарха служили всенощную и литургию в Успенском соборе вместе со многими русскими архиереями, и во время литургии Евангелие читано было на двух языках, греческом и славянском. Пред началом священнослужения патриархи приказали было, чтобы никто из русских епископов не носил на своей митре креста, но некоторые не послушались, и епископы Лазарь Баранович и Мефодий, прибывшие из Киевской митрополии, объявили, что они имеют эту привилегию от Константинопольского патриарха. На праздник Рождества Христова также служили в Успенском соборе оба патриарха, и Евангелие за литургией читалось на трех языках, греческом, арабском и славянском. В день обрезания Господня, 1 генваря 1667 г., патриархи служили с двумя митрополитами в дворцовой церкви Нерукотворенного Образа, и Евангелие читалось по-гречески и по-славянски. На Крещение Господне патриархи дважды совершали водосвятие: под праздник после вечерни в Успенском соборе и на самый праздник пред литургией на реке Москве — и потом совершили в соборе и самую литургию. Все эти патриаршие служения чрезвычайно занимали жителей Москвы и увеличивали для них радость праздников . Когда праздники миновали, патриархи снова принялись за дело, для которого были призваны. Генваря 14-го числа по их назначению все архиереи собрались в патриаршем дворце для подписания акта о низложении Никона. Но едва был прочитан доклад, как, к общему изумлению, два архиерея, Крутицкий митрополит Павел, блюститель патриаршества, и Рязанский митрополит Иларион, те самые, которые во время суда более всех действовали против Никона, объявили, что не подпишут приговора об его низложении, а их примеру последовали и некоторые другие русские архиереи.

http://sedmitza.ru/lib/text/436197/

В.И. Ржевский 9-го сентября текущего 1896 года в городе Чернигове совершилось великое духовное торжество – открытие мощей вновь прославленного благодатиею Божиею, угодника Божия святителя-чудотворца Феодосия Углицкого Архиепископа Черниговского. Святитель Феодосий, живший во второй половине 17 века в одно время со святителем Митрофаном Воронежским , был сыном священника Никиты и жены его Марии из дворян Подольской губернии по фамилии Углицких. Имея в Киеве родственников, он в молодости учился в Киево-Братской Богоявленской школе, где развил высокие качества своей души, получив задатки того высокого благочестия, которым украшалась вся его последующая жизнь. По окончании образования, он, по любви своей к подвигам благочестия, рано поступил в монашество в Киеве и митрополитом Дионисием Балабаном был поставлен сперва в архидиакона при Киево-Софийском соборе, впоследствии же настоятелем Корсунского монастыря в Коневском уезде Киевской епархии, где недолго настоятельствовал, будучи в 1664 году назначен игуменом Киевского Выдубицкого монастыря. Монастырь этот незадолго перед тем был почти разорен униатами (поляками-католиками) и нуждался в своем устройстве, поэтому сюда требовался деятельный настоятель, и вновь назначенному игумену Феодосию предстояло много забот и трудов по внешнему и внутреннему благоустройству его. Святитель Феодосий, ревностно исполняя свои обязанности игумена, служил для братии примером строгой подвижнической жизни, имея постоянную заботу о духовном совершенствовании иночествующей братии, что и побудило его в 1680 году устроить в Мозырском уезде на земле, принадлежавшей обители, скит для желавших из братии полного уединения и усиленных подвигов. По просьбе Святителя гетман Малороссии Дорошенко в 1670 году укрепил за монастырем многие земли. В записях Выдубицкого монастыря о преосвященном Феодосии значится: «Он был муж благоразумен и благотворящ Киевскому братскому монастырю. Подвижническая жизнь игумена Феодосия и его опытная мудрость в управлении Выдубицкою обителью доставили ему всеобщее уважение и любовь. Бывший блюститель Киевской митрополии архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, заметив в святом муже чистое сердце и проницательный ум, избрал его себе в помощники и назначил его, еще тогда игумена, своим наместником по митрополии. В письме своём (1674 г.) он пророчески передавал Феодосию желание своё, чтобы «имя его (Феодосия) написано было на небесах». Письмо 104. Черн. Еп. Изв. за 1864 г. стр. 178–179.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА Вести от Брюховецкого о турецких замыслах; доносы на Запорожье и на епископа Мефодия. – Убиение царского посланника Ладыженского я Зипорожье. – Письма кошевого Васютенка к Брюховецкому по этому случаю – Следствие по козацким жалобам на полтавского воеводу. – Увещательная царская грамота к козакам. – Сношения с Дорошенком. – Неудовольствия епископа Мефодия на Москву и примирение его с Брюховецким. – Наговоры Мефодия на Москву. – Тукальский сносится с Брюховецким и склоняет его окончательно к измене. – Начало волнений в Малороссии. – Царская грамота к Брюховецкому по поводу этих волнений. – Решительное восстание против московских воевод в малороссийских городах. – Грамота Брюховецкого на Дон. – Внушения польские против козаков. – Движения князя Ромодановского. – Татары и Дорошенко на восточном берегу Днепра. – Гибель Брюховецкого. – Дорошенко удаляется на западную сторону, и восточная снова тянет к Москве. – Наказной гетман Демьян Многогрешный. – Архиепископ Лазарь Баранович и протопоп Симеон Адамович. – Грамота Барановича к царю с увещанием простить малороссиян и вывести от них воевод. – Последняя деятельность епископа Мефодия. – Татары провозглашают нового гетмана – Суховеенка. – Затруднительное положение Дорошенка. – Сношения его и Многогрешного с киевским воеводою Шереметевым. – Большое малороссийское посольство в Москве. – Письмо протопопа Симеона Адамовича, к царю. – Разговоры Многогрешного и Барановича с посланцем Шереметева. – Глуховская рода: избрание Многогрешного в гетманы. – Сношения с Польшею и Швециею. – Король Ян-Казимир отрекается от престола. – Вопрос об избрании в короли польские царевича Алексея Алексеевича. – Последняя служба Ордина-Нащокина. – Переписка его с царем. – Избрание в польские короли Михаила Вишневецкого. – Съезды Нащокина с польскими комиссарами. – Удаление Нащокина в монастырь. – Польские послы Гнинский и Бростовский в Москве. – Дело о возвращении Киева и о союзе против турок. – Русское посольство в Турции. – События в Крыму.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Двадцать первый день. Св. Димитрий ростовский. (О помощи нуждающимся в пропитании). I. С в. Димитрий митрополит ростовский, память коего совершается ныне, родился в 1651 году в Киевской губернии от благочестивых родителей – сотника Саввы и Марии и при крещении был наречен Даниилом. После домашняго обучения он воспитывался в Киевском братском училище. На восемнадцатом году своей жизни он, по влечению своего сердца, постригся в монашество, а чрез шесть лет черниговский архиепископ Лазарь Баранович посвятил его в иеромонаха и назначил в проповедники при кафедральном соборе. Строгая подвижническая жизнь, которую проводил св. Димитрий, отличала его пред другими, так что он еще в мододые годы сделан был настоятелем одного монастыря в Черниговской губернии. Но тяготясь заботами, соединенными с этим званием, он скоро отказался от настоятельства и удалился в Киево-Печерскую лавру, где предался молитвенным подвигам и ученым занятиям. Здесь он начал составлять «Жития святых», под названием «Четьи-Миней» т. е. помесячные чтения, которые впоследствии сделались любимым и драгоценным чтением благочестивого русского народа. В 1701 году св. Димитрий за свои добродетели и труды был посвящен в сан митрополита тобольского и сибирского для распространения веры Христовой между многочисленными язычниками, обитавшими в этой отдаленной стране. Однако, по слабости своего здоровья, он не мог отправиться туда, вследствие чего в следующем году назначен был митрополитом ростовским. С в. Димитрий, как ревностный пастырь, неусыпно заботился о спасении своей паствы, неутомимо назидал ее словом и примером святой своей жизни. Он всячески старался обратить на путь правый и спасительный проживавших в его епархии раскольников. Словом и писанием он доказывал этим заблудшим овцам стада Христова, что вера их не права, учение душевредно, дела предосудительны. К елейная жизнь святителя Димитрия была преисполнена высоких подвигов воздержания, любви к ближним, милосердия и христианской благотворительности. Пищу принимал он простую и притом в самом малом количестве, а в первую и страстную неделю великого поста вкушал по однажды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иоанн, святитель, митрополит Тобольский и всея Сибири (Максимович Иван Максимович) († 1715; память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в декабре 1651 года в городе Нежине. Происходил из знатного дворянского рода от благочестивых и преданных Церкви родителей. Благодаря этому он еще в детстве смог получить воспитание, отвечавшее его природным душевным склонностям и направившее его впоследствии на путь служения Господу Богу в святительском сане. Обладая особыми духовными дарованиями и прилежанием к книжному обучению, он был отправлен для обучения в Киево-Могилянскую коллегию (в 1701 году преобразована в Киевскую духовную академию), где обогатился добрыми познаниями в религиозной области, а также воспитал в себе горячую любовь к Церкви и родине. В 1668 году он закончил коллегию и как наиболее способный и умный питомец был оставлен при ней наставником и преподавателем латинского языка. Иоанн находился в этом звании около восьми лет (с 1668 по 1676 годы) и, несмотря на пользу своей деятельности, он жаждал более высоких подвигов. Часто посещая Печерскую лавру, Иоанн пленился высокими иноческими подвигами и сам пожелал оставить мир и вступить на путь иночества. Священноархимандрит лавры Иннокентий (Гизель, † 1684) принял его под свое духовное попечение и в 1680 году приобщил к сонму иноков. Вскоре архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович, † 1693) посвятил его в сан иеромонаха. Обладая выдающимся проповедническим талантом, иеромонах Иоанн был избран на почетную должность лаврского проповедника, а затем полюбившая его братия избрала иеромонаха Иоанна на ответственную должность эконома Киево-Печерской лавры. В 1684 году иеромонах Иоанн был назначен управляющим Свенским монастырем близ города Брянска, куда временно, в связи с нападением турок, была переведена братия Печерской лавры. После этого почти в течение двадцати лет он проходил настоятельские должности в разных монастырях южной России, всюду приобретая любовь и уважение руководимых им иноков. Архиепископ Черниговский Феодосий (Углицкий, † 1696) незадолго до своей кончины, зная строгую подвижническую жизнь и высокое христианское образование иеромонаха Иоанна и желая видеть в нем себе преемника, вызвал его в Чернигов и в 1695 году назначил управляющим Черниговским Елецким Успенским монастырем с возведением его в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иосиф, митрополит Киевский и Галицкий (Нелюбович – Тукальский) Известен с 1649 года в звании старшины Виленского Свято-Духова монастыря. С 1658 года – архимандрит Лещинского монастыря. 3 августа 1661 года утвержден польским королем в звании епископа Мстиславского и Могилевского с оставлением настоятелем Лещинского монастыря. Хиротонию совершал митрополит Киевский Дионисий (Балабан. † 1663). В 1663 году, после смерти митрополита Дионисия, состоялся Собор, на котором избрали сразу двух кандидатов на Киевский митрополичий престол – Антония (Винницкого, † 1679) и Иосифа (Нелюбовича-Тукальского), причем оба кандидата были утверждены польским королем. В 1664 году митрополит Иосиф был обвинен в том, будто он вместе с бывшим гетманом И. Выговским замышлял вытеснить поляков из Малороссии по правую сторону Днепра и возвратить ее московскому государю, а вместе с бывшим гетманом Ю. Хмельницким возбуждал казаков против гетмана П. Тетери. Выговский был взят в плен и в марте 1664 года расстрелян в Корсуне как изменник. Митрополит Иосиф и Хмельницкий, по жалобе на них гетмана Тетери королю, были схвачены и отвезены в Варшаву и оттуда в крепость Мариенбург, где и томились в заключении до 1667 года. В 1668 году, по ходатайству гетмана Петра Дорошенко, утвержден Константинопольским патриархом в звании Киевского митрополита и патриаршего экзарха в Польше и Литве. Избрание епископа Иосифа на Киевскую митрополию произошло в самый разгар борьбы между Россией и Польшей за обладание Украиной. Являвшиеся один за другим гетманы склонялись то на ту, то на другую сторону, терзая страну междоусобицами. Новому митрополиту предстояло решить, с кем он. На личном опыте он испытал тяжелое положение Православия под польским владычеством, но не хотел и присоединения к России, требовавшей подчинения Украинской Церкви Московскому патриарху. Выбор его оказался неожиданным. Вместе с гетманом Дорошенко, с которым он был связан дружбой и благодарностью за освобождение из крепости, они решили заключить договор с Турцией. Напрасно писал ему архиепископ Лазарь (Баранович, † 1692), что «под басурманскою рукою стонет Греция и по настоящее время, и самих патриархов вешают. О, невольная вольность! И для чего такое ярмо класть на шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь сама лезет».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Источники и пособия Амвросий «История Российской иерархии» Изд. 2. Антонович «История православных церквей в Юго-Западном крае XVII века» (Архив Юго-зап. России ч. I, т. IV). Аскоченский «Киев с древнейшим его училищем – Академиею». Бантыш-Каменский «История Малой России, со времён присоединения оной к российскому государству при Алексее Михайловиче». Велички Самуила Летопись. Вестник Юго-западной России 1862 89. 1863 4. 1866 5, 8. Гассе Церк. История. Голубинский Е. Е. «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия.» Правосл. Обозрен. 1872 г. и 7. Евгений «Описание Киево-софийского собора», «Описание Киево-печерской лавры», «Словарь Исторический» Изд. 2. Еленевский «Мелетий Смотрицкий» Прав. Обозр. 1861 7. Ersch und Gruber «Allgemeine Enciclopädie Wissenschaften und Künste» (Dositheus). Захария Копистенского «Палинодия» Рук. Киев. дух. акад. Υψηλντου «Αθανσιου Κομνηνου εκλησιαστικν και πολιτικον». «Икона» или изображение великия соборныя церкве всероссийского и всех северных стран патриарша престола приключшихся дел в разные времена и лета. Рук. Импер. публ. библиотеки, Синодальной библиотеки и Румянцевского музея, изданная в V томе I части Архива Югозап. России. Карпов «Киевская митрополия и Московское правительство во времена соединения Малороссии с великой Россией» Прав. Обозр. 1871. и 9. Костомаров «Монографии Т. IX–XI». Коялович «Литовская церковная уния». «Лекции о Западной Руси». Крыжанич Юрий «Русское государство в половине XVII века. Лазарь Баранович «Письма». Le Quien «Oriens Christianus». Макарий «История русской церкви» т. V. Максимович М.А. «Межигорский монастырь» Киевские Епархиальные Ведомости» 1865 г. 7. Маркевич «История Малороссии». Мелетий Смотрицкий Θρνος. (Из библ. Киев. дух. акад.). Образцов «Киевские ученые в Великороссии» Эпоха 1859 года январь. Основа. 1861. 8. Памятники Киевской Археографической Комиссии т. II. Пекарский «Представители Киевской учености». Отечественные Записки 1862. т. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010