Из Великой и страшной Пятницы мы отправились в Великую, тихую, исполненную надежды Субботу, с трепетом ожидая праздник праздников, который зовется у нас в Косовском Поморавье Великдан – Великий день. Величайший. В Косово пришло Воскресение Христово, собрав, соединив, возвратив бежавших, изгнанных и даже убитых – в свои дома, храмы, семьи В Косово пришло Воскресение Христово, собрав, соединив, возвратив бежавших, изгнанных, потерянных и даже убитых – в свои дома, храмы, семьи. Сербские села полны народу, церкви – молитвой, родительские сердца – радостью. Измученное Косово поднимает голову – так расправляется навстречу солнцу напившийся росы цветок – и в сердце, и в устах, от избытка которого они говорят, звучит одно радостное: «Христос воскресе!» Большинство сербов отправились встречать воскресшего Христа в святые обители, как и всегда в нашем крае. Грачаница, Печка Патриаршая, Великие Дечаны, Зочиште, Драганац – здесь и в других монастырях, поменьше, звучали молитвы и пасхальные гимны наших соплеменников. Лазарева суббота в монастыре Драганац Лазарева суббота в Витине В Косовском Поморавье местные жители вместе со своим любимым владыкой Иларионом, епископом Новобродским, встречали епископа Рашко-Призренского Феодосия и Косовско-Метохийского, в полном соответствии с давними традициями гостеприимства, присущими нашему краю. Особенно волновались самые младшие – детям не терпелось показать владыке разученные танцы и по возможности вовлечь его в хоровод, и, да, немного похвастаться особыми пасхальными нарядами родного края. Больше 20 лет храм в селе Витина встречал Воскресение Христово тихо, без громкого торжества, столь нам, сербам, присущего. Но в этот раз оставшиеся сербские жители Витины, не обращая внимания на косые взгляды некоторых соседей, вновь устроили праздник: танцевали «коло», наш знаменитый хоровод, подняли сербские трехцветные флаги, поздравляли друг друга. Было довольно много молодежи – скоро наступит их черед вести борьбу за сохранение Православия в Косово. Судя по настроению молодых, борьба не прекратится.

http://pravoslavie.ru/153371.html

Подпишитесь на наш Телеграм Джованни Беллини. Пьета. 1500–1514 Мир охвачен пандемией: стремительно распространяется неизлечимая болезнь — синдром Гувера-Джонса (СДГ). Она поражает только детей и подростков. Власти решают закрыть хосписы для пациентов со СДГ. Священник Глеб, переводчик с древних языков Иван и медсестра Вероника вместе с врачами и родителями решают не покидать хоспис, закрываются в нем, как в крепости… Stabat Mater — «Матерь скорбящая», молитвенная песнь, написанная на латыни в Средние века, в двадцати куплетах которой говорится о душевных муках Богородицы, видящей страдания распятого Иисуса, дала название новому роману Руслана Козлова. Публикуем отрывок из него. 11 апреля. Лазарева суббота Иеромонах Глеб Стою в притворе. Жду, когда из храма и ризницы вынесут все привезенное к визиту Владыки. Иподьяконы снуют с облачениями, утварью, тащат квадратный ящик кафедры, обитый красным ковролином, везут на тележке микрофоны и динамики, которые не понадобились в маленьком храме. На меня никто не смотрит. Присаживаюсь на «Ванино место» — в одну из ниш, где меня обычно дожидается Иван Николаевич. В эти ниши хотели повесить иконы, но не успели — и так было слишком много всего к приезду Владыки. А уж последние сутки прошли в такой суете, что я не спал ни минуты. Сейчас в моей голове гудят последние слова Владыки: «Знай, на что замахиваешься, и помни, кому тем служишь». Для него я — уже отступник, уже враг… Вдруг всплывает в памяти недавний неприятный эпизод. Я был у Алеши, и он рассказывал мне сны про своего ангела, который теперь все время молчит, и Алеше кажется, что ангел не хочет говорить о чем-то страшном… И тут в палате появился этот тип с розовыми волосами — какой-то весь дерганый, с неприятным старческим лицом. Не обращая на меня внимания, подошел к Алеше, стал подключать капельницу. И прямо перед моими глазами оказалась черная татуировка на его руке. Я узнал мрачную иллюстрацию из Ветхого Завета — падение денницы, ангела-отступника, низверженного с небес и ставшего князем тьмы. Мне стало не по себе. Если впечатлительный Алеша тоже заметит эту татуировку, она наверняка испугает его. Но Алеша, к счастью, смотрел не на руки, а на лицо странного типа, на его крашеные волосы и серьги в ушах. И тип улыбнулся ему щербатой, морщинистой улыбкой. А мне подмигнул — фамильярно и развязно. Я был рад, когда он наконец убрался из палаты, и сразу решил поговорить с Диной Маратовной, чтобы она велела ему по крайней мере прятать его неуместные татуировки. Но, конечно, забыл сделать это в суете перед приездом Владыки.

http://blog.predanie.ru/article/stabat-m...

Православная стенгазета 44 (150) В номере: Димитриевская родительская суббота. Священник Сергий Круглов, Евангельское чтение: Притча о богатом и Лазаре. Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова, 7 самых распространенных суеверий о Причастии, Предание о Казанской иконе Божией Матери. 2 ноября, 2012 В номере: Димитриевская родительская суббота. Священник Сергий Круглов, Евангельское чтение: Притча о богатом и Лазаре. Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова, 7 самых распространенных суеверий о Причастии, Предание о Казанской иконе Божией Матери. А в вашем храме уже есть приходская стенгазета? Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит и вы внесли свой вклад в дело миссии. Стенгазета издается при участии Синодального Информационного отдела Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Присылайте фотографии стенгазет на адрес gazeta@pravmir.ru Нам очень нужны ваши отзывы! У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 16 февраля, 2024 9 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Лазарева суббота и плачущий Христос: что нам дает осознать этот день, а что остается тайной? 4 мин., 07.04.2023 «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя»… Богослужения всех дней финальной Страстная неделя, предшествующая Пасхе, в состав Великого поста не входит. — Ред. недели Великого поста зовут нас войти в ту реальность евангельских событий, которая сделает нас подлинными участниками грядущей Пасхи. Не случайно на утрене Лазаревой субботы поются песнопения, звучащие только на воскресном всенощном бдении — « Ангельский собор удивися» и « Воскресение Христово видевше». Апостол Павел говорил: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор 15:13–17). И воскрешение Лазаря — это символ воскрешения во Христе каждого из нас, свидетельство, что для Бога нет ничего невозможного. Лазарь — единственный человек, которого Христос в Писании называет своим другом. Они практически ровесники: Лазарю лет тридцать, Иисусу чуть больше. Он часто гостит в доме друга и его сестер, Марфы и Марии, в Вифании — деревне на юго-восточном склоне Елеонской горы, километрах в трех от Иерусалима. И вдруг Лазарь заболевает, он при смерти, сестры взывают к Учителю — ведь Он может исцелить любую болезнь! Но Тот почему-то не спешит на помощь. Он дает своему другу умереть, ждет, когда его похоронят… Воскрешение Лазаря, фреска нижней церкви в Базилике Сан-Франческо, Ассизи. Почему Христос воскресил его именно на четвертый день? Согласно иудейским представлениям, душа человека три дня пребывала рядом с телом, а потом усопшего уже нельзя было оживить. Так что Христос не случайно ждал четвертого дня, и именно поэтому воскрешение Лазаря так поразило всех, кто его видел.

http://foma.ru/lazareva-subbota-i-plachu...

Дни празднования Благовещения мы часто встречаем в течение святой Четыредесятницы. Седмичные богослужения Постной триоди не имеют праздничных знаков и совершаются особым чином. Праздничные богослужения редки, и поэтому с особой радостью мы подходим к их совершению. Суббота Акафиста , Лазарева суббота , Вход Господень во Иерусалим и праздник Благовещения особенно ярко отражаются в церковной жизни каждого христианина. Праздник Благовещения относится к двунадесятым праздникам. В разных литургических традициях древней Церкви праздник Благовещения совершался с некоторыми различиями. Так, например, в Иерусалиме V–VII веков службу совершали на четвертый день Богоявления . В церковном обиходе есть такое понятие, как «Кириопасха» (Κριο Πσχα – Господня Пасха). Это связано с датировкой в византийской традиции трех важнейших событий человечества: первым днем творения, Благовещения и Воскресения Христова. В понимании Константинопольской Церкви истинная «господственная» Пасха совершается в 25-й день марта . В русской богослужебной традиции праздник Благовещения твердо закреплен за 25 марта/7 апреля. И только устав совершения праздника каждый год изменяется – указания на это приводят так называемые «Марковы главы» Типикона. Но от устава и датировок стоит перейти к сути праздника. Воспоминание событий Благовещения началось еще в первые века христианства. Особое почитание этого дня сложилось во всех древних Церквях, что отразилось и в святоотеческом учении, и в многочисленных гимнографических текстах, посвященных этому событию. В начале праздничных служб, на вечерне Благовещения, поют стихиру, которая особенно выделяется в русской богослужебной традиции. Текст данной стихиры небольшой, но чрезвычайно точно и торжественно передает суть праздника: «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная, радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая, радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде, радуйся, Божественная стамно манны, радуйся, разрешение клятвы, радуйся, Адамово воззвание: с Тобою Господь» .

http://pravoslavie.ru/138461.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Воскресение Лазаря. Ян Пинас. Около 1615 г. Лазарева суббота: мы все воскреснем 5 мин., 18.04.2019 Малой Пасхой и предвестницей Воскресения Христова называют Лазареву субботу. Для нас это действительно так. Ведь мы знаем, чем заканчивается евангельская история. По иному понимался в умах и звучал в сердцах факт воскресения четырехдневного мертвеца современниками Христа. Восхищение и ужас, радость и страх, жизнь и смерть — эти антонимы чувств соседствовали в те минуты, когда из погребальной могилы-пещеры вышел известный в Иудее человек, похороненный, оплаканный и практически для всех уже навеки «прошлый». Это чудо, ставшее своего рода водоразделом между теми, кто утверждал, что их Учитель есть действительно Сын Божий, и теми, для кого Он лишь угроза их духовного господства, и в день нынешний не утеряло своей значимости. Более того, каждый из нас, желает он того или не желает, знает о воскресшем Христе и о воскрешённом Лазаре или остается в неведении христианской истории, обязательно рано или поздно воскликнет, стоя перед родным и любимым умершим человеком: «Проснись! Встань!» Христос победил смерть. Воскрешением праведного Лазаря он предначертал Свое Воскресение и наше с вами предстоящее будущее, но та, которую мы изображаем безобразной старухой с косой, до дня нынешнего «госпожа» и объективная реальность. Именно поэтому воскресение Лазаря — это не только апологетический и исторический факт, который столь часто используют в качестве примера и доказательства, но и событие, которое в корне изменяет отношение к смерти как таковой. Ликование иерусалимской толпы во время Входа Господнего в Иерусалим, то есть на следующий день после восстания Лазаря, это не признание Христа Богом, а всего лишь радость избавления от страха смерти, который, как бы мы от себя его не гнали, все едино в нас присутствует. Да, действительно, перед Христом расстилали пальмовые ветви и кричали ему «Осанна!», как царю, но этого не было бы, не выйди из погребальной пещеры «друг Господень». Логика ликующих иудеев проста и понятна: «Если Он победил смерть, то что и кто может Ему противостоять?!»

http://foma.ru/lazareva-subbota-myi-vse-...

11 апреля в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.      Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка, здравствуйте! Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева: Эта Пасха и праздники, ей предшествующие — Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим — без преувеличения, станут самыми нерадостными со времен Великой Отечественной войны. Можно ли в домашних условиях принять ту благодать, которую дает Литургия в храме? Митрополит Иларион: В полной мере это невозможно, потому что самое главное, что дает Литургия — это причащение, и Таинство причащения никак невозможно осуществить дистанционно. Те люди, которые останутся дома, — а мы очень просим всех наших прихожан оставаться дома и не выходить сейчас на улицу, — смогут участвовать в прямой трансляции богослужения и духовно приобщиться к торжеству, которое будет совершаться в храме. Сейчас решение не прийти в храм будет не просто обусловлено уважительной причиной, но станет выполнением того, к чему призвал Патриарх. Поэтому мы надеемся на то, что большинство наших прихожан будут оставаться дома и станут смотреть прямую трансляцию богослужений, а причаститься они смогут, либо придя в храм в индивидуальном порядке и договорившись со священником, либо там, где это возможно, придя в храм в ограниченном количестве, либо после того, как строгие карантинные меры будут отменены. Е. Грачева: Как в условиях карантина, владыка, в храмах проходит отпевание и крещение? Митрополит Иларион: Крещение детей происходит по индивидуальной договоренности со священником. Я сам на днях крестил одного младенца: со мной договорились, я пришел, попросил, чтобы было как можно меньше родственников, и их было действительно немного, они стояли на соответствующей дистанции. Так же по договоренности со священником совершаются и все остальные Таинства.

http://pravoslavie.ru/130320.html

24 апреля 2021 года, в Лазареву субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня особенный день — Лазарева суббота, когда Церковь вспоминает великое чудо, совершенное Христом, — воскрешение умершего человека. О Лазаре невозможно было сказать, что он находился в летаргическом сне или в обмороке, или страдал от какой-то болезни, которая как бы прекратила на время его связь с внешним миром, — это был реально умерший человек, погребенный во гробе, то есть в пещере. Вход в пещеру был закрыт камнем — так делалось для того, чтобы инфекция от разлагавшихся тел не выходила наружу и не приносила вреда людям. Все было сделало в соответствии с законом, гроб был запечатан; но вот на четвертые сутки Господь силой Своей изводит из гроба смердящего умершего человека — в пеленах, с признаками тления, то есть с совершенно необратимыми последствиями реальной смерти, которая начала разрушать все человеческое естество. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже», — вот какими словами мы прославляем сегодняшний день. Мы связываем чудо воскрешения Лазаря с общим воскресением всех умерших. И когда люди рационально мыслящие, не принимая факта всеобщего воскресения, задаются вопросом, как же может Господь телесно воскресить умерших, когда от них даже праха не осталось, — то ответ простой: а какая разница между подвергшимся тлению человеческим естеством, которое уже четыре дня как переступило границу жизни и смерти, и теми, для кого переход этой границы произошел более продолжительное время назад? Действительно, воскрешение Лазаря есть великий акт, свидетельствующий о силе Божией, способной воскресить весь человеческий род. Именно так: весь человеческий род будет изведен из гроба во времена Второго пришествия Господа и Спасителя на Страшный Его Суд.

http://pravoslavie.ru/138890.html

Вербное воскресенье в 2024 году – 28 апреля Праздники бывают разные. По словам митрополита Антония (Блюма), праздник Входа Господня в Иерусалим – это «один из самых трагических праздников церковного года» 19 апреля, 2019 Праздники бывают разные. По словам митрополита Антония (Блюма), праздник Входа Господня в Иерусалим – это «один из самых трагических праздников церковного года» Какого числа Вербное воскресенье в 2024 году? Какова его история и предпосылки? Почему его называют Вход Господень в Иерусалим? Ответы Вы найдете в статье! Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2024 году – 28 апреля Воскрешение Лазаря празднуется Русской Православной Церковью в шестую субботу Великого поста, накануне Вербного воскресенья, когда Христос въехал в Иерусалим. Это последнее великое чудо, сотворенное Иисусом перед началом Страстей, и рассказывает о нем один только евангелист Иоанн. Многие поверили тогда в Христа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря и, увидев воскресшего, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. А спустя пару дней с такой же фанатичной верой в Его вину перед ними лично понаблюдать за распятием. Весть о чуде мгновенно разнеслась по Иудее, так что именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса, обнародовав повеление взять Его, как только Он будет замечен. Причем это событие так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного. Лазарь был вынужден бежать и поселился на острове Кипр, где впоследствии поставлен был апостолами первым епископом Китона, а Богоматерь подарила ему собственноручно вытканный омофор. Благодаря Иисусу Лазарь прожил еще 30 лет. Воскрешение Лазаря. Фреска Джотто в капелле Скровеньи Когда были обретены мощи епископа, они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В 898 году византийский император Лев Мудрый (886–911) приказал перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря, откуда их впоследствии похитили франкские крестоносцы и вывезли в Марсель. Но в 1970 году под церковью Святого Лазаря в Ларнаке (где и был первоначально похоронен святой) обнаружили саркофаг, а в нем человеческий череп. Киприоты позолотили его и выставили в одной из установленных в храме рак, твердо веря, что это – череп святого Лазаря. Правы ли они, никто сейчас сказать не может. Воскрешение Лазаря Иисусом стало прообразом всеобщего воскрешения человечества, поэтому Лазарева суббота – единственный день в году, когда воскресное богослужение совершается в субботу.

http://pravmir.ru/verbnoe-voskresenie-20...

Видавництво випустило служебник» у 3-х частинах 22 березня 2021 р. 13:18 По многочисленным просьбам священников Издательство Московской Патриархии выпустило «Великопостный служебник» в среднем аналойном формате. Книга будет особенно полезна начинающим священнослужителям, а также тем, чье дополнительное церковное послушание не дает возможности часто совершать богослужения Великим постом и тем самым легко ориентироваться в их уставных особенностях. Средний аналойный «Великопостный служебник», как и карманный вариант, вышедший ранее, разделен на тома в соответствии с уставной особенностью Великого поста — Лазарева суббота и Страстная седмица по уставу стоят особняком от Святой Четыредесятницы («свершивше святую Четыредесятницу...» — поется на вечерне пятницы 6-й седмицы). Такое деление преследует и практическую цель: в течение большей части Великого поста священнослужителю нет необходимости иметь в первой части объемные чинопоследования Страстной седмицы. А когда настают святые и великие дни Страстной седмицы, священник может отложить до следующего года первый том и пользоваться следующим, каждый день в котором подробно и предметно расписан без отсылок к другим страницам книги и без запутанной навигации, всегда неизбежных при ограниченном объеме. При этом, в отличие от карманного варианта, средний аналойный «Великопостный служебник» выпущен в 3-х частях (том с последованиями служб Страстной седмицы также разделен на две части для удобства расположения книги на аналое). В среднем аналойном «Великопостном служебнике» чинопоследования также даются по принципу «все на ряду», за исключением светильничных и утренних молитв, которые многократно повторяются и поэтому сильно увеличивают объем книги. Чтобы добиться оптимальной толщины книги, позволяющей удобно расположить ее на аналое, эти молитвы помещены единожды в каждом томе, и при повторении их в других местах книги дается только отсылка на них. Исключением также является чинопоследование Литургии свт. Василия Великого в Великую Субботу в 3-й части книги, полное дублирование которого привело бы к неприемлемому увеличению объема книги.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5790368...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010