«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви 16 марта 2008 года скончался митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла), Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Именно он 17 мая прошлого года подписал исторический Акт о воссоединении Православной Церкви России и Зарубежья. О своих встречах с владыкой специально для читателей «ВЖ» вспоминает участник работы комиссии Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом иерей Николай Савченко. Отец Николай, расскажите об истории Вашего знакомства с владыкой Лавром. - Мы познакомились лично в 1997 году, а до этого еще виделись кратко в 1993-м. Он тогда был архиепископом, фактически - заместителем первоиерарха Зарубежной Церкви. А я был иподьяконом и сопровождал владыку во время его пребывания в Петербурге. - Какое впечатление произвел на Вас владыка при первой встрече? - Пожалуй, меня поразила его простота. Он был очень прост и в общении, и в быту. Комфорт, какие-то бытовые условия для него были совершенно неважны. Он останавливался на частных квартирах, не просил о какой-то гостинице. И общался с каждым человеком, который приходил к нему, невзирая на разницу в положении. Миряне имели к нему всегда свободный доступ. Никакой особой делегации при нем обычно не было - он приезжал в сопровождении одного-двух человек. - Что делал владыка в те годы в Петербурге? Какова была обычно программа его визитов? - Дело в том, что это не были официальные визиты, ведь отношения между двумя частями Русской Церкви были тогда еще не урегулированы. Владыка ощущал тогда некоторую неловкость в отношении священноначалия Московской Патриархии и не хотел создавать лишних проблем своим присутствием. Поэтому он тонко, но твердо просил нас не называть себя владыкой в России, - и мы вынуждены были обращаться к нему прилюдно «батюшка!». А когда его спрашивали незнакомые люди, откуда он, он отвечал: «Из Словакии». Что было вполне правдой - так как владыка родился в Словакии.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/48...

Лавр (Шкурла), митр. Восточноамерикан-ский и Нью-Йоркский. Фотография. 2008 г. (Шкурла Василий Михайлович; 1.01.1928, с. Ладомирова (ныне Словакия) - 16.03.2008, Джорданвилл, шт. Нью-Йорк, США), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ. Из правосл. русинов. Был крещен настоятелем находившегося тогда в Ладомирове рус. Иова Почаевского прп. мужского монастыря архим. Виталием (Максименко ; впосл. архиепископ). С детских лет прислуживал в храме в Почаевской обители. В 1939 г. принят в обитель трудником настоятелем монастыря архим. Серафимом (Ивановым ; впосл. архиепископ). Был воспитанником иером. Киприана (Пыжов). В 1941-1942 гг. учился на богословско-пастырских курсах в Почаевском монастыре. В нач. авг. 1944 г. в связи с приближением фронта выехал вместе с монашеской братией в Братиславу. В окт. того же года стал послушником. В февр. 1945 г. вместе с частью почаевской братии и присоединившимися к ней иноками переехал в Зондернах (Германия), а в мае того же года - в Женеву (Швейцария). В кон. 1946 г. бывш. насельники Ладомировской обители, в т. ч. послушник В. Шкурла, эмигрировали в США, где составили большую часть братии джорданвиллского во имя Св. Троицы мужского монастыря . 19 марта 1948 г. пострижен в монашество с именем в честь мч. Лавра Восточноамериканским архиеп. Виталием (Максименко). В том же году приступил к занятиям в Свято-Троицкой ДС. Во время учебы начал преподавать общеобразовательные предметы на младших курсах. 14 янв. 1950 г. рукоположен во диакона. В 1954 г. окончил ДС со степенью бакалавра богословия. 17 июня того же года рукоположен архиеп. Виталием во иерея. Стал преподавателем ВЗ и патрологии в Свято-Троицкой ДС (в дальнейшем вел в семинарии различные предметы вплоть до 2003). С 1960 г. занимал должность инспектора семинарии. Одновременно нес послушание секретаря духовного Собора обители, заведующего монастырским книжным магазином, ведал рассылкой издаваемых в Джорданвилле периодических изданий. 6 сент. 1959 г. возведен в сан игумена, 17 апр. 1966 г.- в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2462409.html

Митрополит Лавр у мощей преподобных отцов Киево-Печерской Лавры. Фото: В. Писаревский/Православие.Ru В день Торжества Православия, 16 марта 2008 года, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр не пришел на литургию в храм. Братия Свято-Троицкого монастыря города Джорданвилля (где находится резиденция первоиерарха) не на шутку взволновалась: последние дни владыка недомогал. Когда после богослужения монахи вошли к митрополиту, то увидели его покойно лежащим в кровати и уже отошедшим в мир иной. Скромный монах Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в словакском городе Ладомирово. 11-летним мальчиком он поселился при монастыре преподобного Иова Почаевского в Ладомирове, основанного иноками Почаевской лавры, а через пять лет стал послушником. Позже он эвакуировался вместе с братией в Джорданвилль, где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ. Здесь Василий и принял постриг с именем Лавр, после его рукоположили в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи. И он ступень за ступенью достигал вершины: игумен, архимандрит, епископ Манхэттенский, викарий Восточно-Американской епархии и секретарь Архиерейского Синода, настоятель Свято-Троицкого монастыря, управляющий Троицко-Сиракузской епархией, правящий архиерей и ректор Свято-Троицкой семинарии, архиепископ, заместитель первоиерарха РПЦЗ. И, наконец, на Соборе в октябре 2001 года Лавр был избран первоиерархом Русской православной церкви заграницей, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским. Однако, несмотря на регалии и высокий сан, владыка Лавр в памяти знавших его людей навсегда остался скромным монахом в простеньком подряснике. «Первые годы в монастыре я копал могилы, бывало, владыка заходил на кладбище, посочувствует, вспоминал, как сам копал, затем засунув за пояс подрясник, брал лом и полчаса помогал долбить замерзшую землю, – вспоминает о. Вениамин (Гомартели). – Когда в октябре собирали картошку, то владыка тоже присоединялся к нам и по полдня работал в поле. Старая закалка. Простой он монах и сердечный. И не мое это только мнение, когда был с ним на Афоне, то заметил, что все, знающие его, также на это смотрели».

http://pravoslavie.ru/36532.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 22.03.08) Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире «Православная энциклопедия». Праздник Торжества Православия, который мы отмечали в прошлое воскресенье, принес печальную весть из Америки. В своей монастырской резиденции в Джорданвилле скончался Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр. «Подвигом добрым подвизался, веру соблюл и победителем многолетнего разделения в Русской Церкви явился», - говорится в сообщении Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Митрополит Лавр Сюжет: Митрополит Лавр – Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Лавр (в миру Шкурла Василий Михайлович) родился 1 января 1928 года в чехословацком селе Ладомирово. С одиннадцати лет жил в местном монастыре. В 1946-м вместе со всей братией эвакуировался в США, в Джорданвилль. Здесь, в Свято-Троицком монастыре, в 1947-м году он принял монашество. Был настоятелем монастыря. Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей его избрали в 2001 году. В 2003-м в Нью-Йорке Владимир Путин передал ему письмо Святейшего Патриарха Алексия с приглашением посетить Москву. Путь сближения разорванных революцией и гражданской войной русских православных людей был долог и тернист. И вот 17 мая 2007 произошло эпохальное событие - был подписан акт о каноническом общении. Впервые Святейший Патриарх Алексий и митрополит Лавр совершили совместное богослужение. Джорданвилль Отпели Митрополита Лавра 21 марта в соборном храме его родного Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Вечная память, которая поется сейчас митрополиту Лавру, - это не только традиционные слова поминания. Действительно, приснопамятный владыка оставил о себе вечную память не только в истории Церкви, но и в мировой истории. Воссоединение Церквей, ставшее делом его жизни, - урок для всех. Как смирением, любовью и молитвой можно побеждать ненавистную рознь мира сего. А теперь перейдем к Новостям.

http://sedmitza.ru/text/413879.html

24 апреля 2008 года – сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра. По определению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей в этот день поминовение почившего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви будет совершаться на Великом входе за Божественной литургией Великого Четверга, а торжественные панихиды – на Радоницу. Светлой Памяти Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра (Шкурла) Восстановление евхаристического общения Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, первую годовщину которого мы будем отмечать вскоре, открыло нам пути ко всеобъемлющему совместному осмыслению духовного опыта Русского Зарубежья. Важнейшей вершиной этого опыта стало преображение церковной жизни славянских народов центра и юго-востока Европы, произошедшее под непосредственным влиянием таких деятелей Русской Православной Церкви Заграницей, как святитель Иоанн (Максимович), митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Серафим (Соболев), епископ Феофан (Быстров), епископ Антоний (Бартошевич), архимандриты Амвросий (Курганов) и Сергий (Кашманов), игумен Тимолай (Пастухов). Особое место в этом ряду занимает имя архиепископа Виталия (Максименко), жизненный подвиг которого был отмечен и святителем Иоанном Шанхайским. Владыке Виталию посчастливилось участвовать в двух славянских миссионерских проектах: восстановлении Православия в Чехии и на Закарпатской Руси. При этом следует учесть, что эти миссионерские проекты были начаты в Императорской России, а продолжены усилиями Церкви и Правительства Сербии, и Архиепископ Виталий принимал участие в них как на дореволюционном, так и на «сербском» этапе их развития. Оба эти миссионерских проекта принесли свои плоды, а второй из них – восстановление Православия на Закарпатье – в некотором смысле определил современную судьбу Русской Зарубежной Церкви, поскольку крестник владыки Виталия Митрополит Лавр (Шкурла), карпаторосс, и привёл Зарубежную Церковь к евхаристическому единству с Московской Патриархией. Покойный Митрополит в 2007 году говорил: «Возвращение в Почаев – это возвращение к нашим истокам и духовному преемству, которое мы всегда ощущали через наших святителей Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Виталия (Максименко)». Отпевание блаженнопочившего Митрополита Лавра промыслительно совпало с днём кончины архиепископа Виталия: Владыка Виталий, встретивший Первоиерарха в момент его духовного рождения, встретил его и при переходе в жизнь вечную. Как замечательно сказал протоиерей Андрей Папков, «радуемся мы и тому, что владыка теперь соединится с теми иерархами, которые были ему близки: с приснопамятным и блаженнейшим митрополитом Анастасием и приснопамятным архиепископом Виталием (Максименко), который его и крестил, и постригал, и рукополагал» (1).Так подтверждается преемственность духовного опыта Зарубежья XX и XXI веков.

http://pravoslavie.ru/36678.html

20 ноября 2012 г. 01:00 Архимандрит Флор (Ванько) (+04.09.2012) После продолжительной болезни на 86-м году жизни 4 сентября скончался архимандрит Флор (Ванько), старейший священнослужитель Русской Православной Церкви Заграницей, клирик Свято-Троицкого ставропигиального мужского монастыря в Джорданвилле (США). Василий Ванько родился 9 декабря 1926 года в деревне Шеметковцы на Карпатах в Словакии. Подростком в качестве трудника был принят в монастырь преподобного Иова во Владимировой (Ладомировой) на Карпатах, основанный в 1923 году почаевским архимандритом, впоследствии Нью-Джерсийским (Джерсиситским) архиепископом Русской Православной Церкви Заграницей Виталием (Максименко). Перед началом Второй мировой войны в монастыре поселился и другой юноша Василий Шкурла, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Лавр. 1 августа 1944 года ввиду приближения линии фронта большая часть братии переселилась в Братиславу, где в просторном здании, предоставленном русским эмигрантом, были устроены домовая церковь во имя преподобного Иова и кельи. Архимандрит Серафим (Иванов) решил не брать юных трудников с собой, но братия не согласились с этим, и отец Виталий (Устинов, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей) поехал за ними в Ладомирову. Так судьба обоих Василиев оказалась навсегда связанной с Братством преподобного Иова Почаевского. На заседании духовного собора братства 15 октября 1944 года было решено облачить обоих Василиев в подрясники. В начале 1945 года они вместе с братией прибывают в Берлин, а в мае того же года в Женеву. В декабре 1946 года они приезжают в Джорданвилль вместе с основной частью выехавшего из Ладомировой братства. Прибывшие в этой группе отцы Киприан (Пыжов), Антоний (Ямщиков), Сергий (Ромберг) и, конечно же, будущие отцы Флор и Лавр стали столпами Свято-Троицкой обители в Джорданвилле. 28 марта 1947 года архиепископом Виталием (Максименко) оба Василия были пострижены в рясу с именами в честь святых мучеников Флора и Лавра. Лавр рассказывал, что на эти имена владыку Виталия навела память о двух монах-иподиаконах киевского митрополита Флавиана (Городецкого). На следующий день, в субботу Акафиста, поставлены во чтецов и иподиаконов. В память о постриге архимандрит Флор всю жизнь благоговейно сохранял свой " ладомировский " молитвослов со следующей надписью: " Благоговейному иподиакону Флору: да не отступит книга сия от уст твоих. Молись и обо мне. + Архиепископ Виталий. 17–30 марта 1947 г. Св.-Троицкий монастырь " .

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhimandr...

Возвращение к истокам. Визит Митрополита Лавра на Украину Встреча митрополитов Лавра и Владимира перед началом литургии в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры 24 мая 2007 г. Фото: Максим Брусника/«Православие на Украине» С 23 по 28 мая 2007 года Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр по приглашению Митрополита Киевского и всея Украины Владимира посетил епархии и монастыри Украинской Православной Церкви. Чтобы за перечнем посещений, встреч и служб увидеть смысл этого неординарного события, необходим небольшой экскурс в историю. Русскую Зарубежную Церковь и Митрополита Лавра многое связывает с Украиной, ее святынями, прежде всего – с Успенской Почаевской лаврой. Митрополит Лавр (Василий Михайлович Шкурла) происходит из карпатороссов – древнего народа карпатской Руси, который у нас чаще называют русинами. Они расселены в Закарпатской области, где признаны коренной национальностью, в Словакии, других карпатских странах, имеют свой язык, на котором разговаривают, издают книги и периодику. Язык очень любопытный, поскольку едва ли не на половину состоит из церковнославянизмов. Председатель народного парламента подкарпатских русинов, настоятель кафедрального Крестовоздвиженского собора в Ужгороде протоиерей Димитрий Сидор, как и другие нынешние лидеры этого народа, считает, что русины более других народов сохранили древний язык Киевской Руси. Православные русины, как и украинцы, постоянно подвергались гонениям со стороны католиков и униатов, но выстояли. Сегодня в небольшой Закарпатской области находится более 500 общин и 30 монастырей Украинской Православной Церкви. Местное население традиционно церковно: в Закарпатье есть села, давшие за последние десятилетия по сто и более священнослужителей для Православной Церкви. Предметом особой гордости русинов является то, что веру православную и письменность они получили на столетие раньше Киева – от равноапостольных Кирилла и Мефодия, наиболее почитаемых закарпатцами святых. Не случайно и визит Митрополита Лавра был приурочен к празднованию памяти родоначальников нашей письменности.

http://pravoslavie.ru/779.html

История взаимоотношений между РПЦ и РПЦЗ (2000-2005 гг.). 19 мая 2005 г. 14:22 Последовавшая на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. канонизация в сонме новомучеников и исповедников российских императора Николая II и членов его семьи сняла одно из формальных препятствий к сближению РПЦЗ с «патриаршей» Церковью. Как следствие, Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в том же, 2000-м, году, принял решение о создании Комиссии по вопросам единства Русской Церкви, которая призвана изучить вопрос потенциального восстановления евхаристического общения с РПЦ. Год спустя Святейший Патриарх Алексий II и члены Священного Синода РПЦ направили Архиерейскому Собору РПЦЗ послание, в котором впервые членам «зарубежной» юрисдикции адресовались следующие слова: «Лишь тогда станет полной наша радость, когда получит исцеление рана пагубного раскола в теле Церкви Русской. Печалью исполнены наши сердца от того, что мы с вами, братия, православно исповедуя единую веру, не можем причаститься от единой Чаши и продолжаем находиться в плену исторически изжитого разделения». В документе выражалась также готовность священноначалия РПЦ создать аналогичную комиссию по вопросам русского церковного единства. Активизации движения по пути преодоления раскола способствовал уход на покой в 2001-м первоиерарха РПЦЗ митрополита Виталия (Устинова), представителя консервативного направления в «карловацкой» юрисдикции, который на протяжении десятилетий занимал жестко ригористическую позицию неприятия любых форм сближения с Московской Патриархией. На смену бывшему первоиерарху пришел митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла), принадлежащий к иному крылу «зарубежной» церковной общественности и являющийся сторонником развития диалога с целью потенциального восстановления общения с РПЦ. Примечательно, что в первом после своего избрания интервью митрополит Лавр заявил о чуждости Зарубежной Церкви «как крайностей либерализма, модернизма и экуменизма, так и крайностей фанатизма, воинствующего фундаментализма и чувства гордой самодостаточности». Подробнее

http://patriarchia.ru/db/text/12447.html

Сортировать по Исключить новости Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион: Экстремизм всегда — источник зла Человек может жить в свободном обществе, но быть плененным своими пороками и страстями. Поэтому по-настоящему свободный человек — это тот, кто прикован к Господу. 5 февраля, 2010 Человек может жить в свободном обществе, но быть плененным своими пороками и страстями. Поэтому по-настоящему свободный человек — это тот, кто прикован к Господу. Интервью Высокопреосвященнейшего митрополита Илариона журналу «Экономические стратегии». В интервью Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей (РПЗЦ) Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, данному ответственному за общественные проекты «ЭС» начальнику Войсковой Православной Миссии Игорю Смыкову обсуждаются наиболее насущные проблемы Церкви в наше непростое время: поддержка прихожан в их духовной и повседневной жизни, взаимоотношение конфессий, позиция Церкви в ключевых вопросах современности. Ваше Высокопреосвященство, чем для Вас было избрание в мае 2008 г. Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей? Это было трудное послушание. Я ни в коем случае не желал себе такого тяжелого креста, как быть Первоиерархом или председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, потому что моими предшественниками были люди высокой духовной жизни — митрополиты Антоний (Храповицкий), Анастасий (Грибановский), Филарет (Вознесенский), Виталий (Устинов) и мой ближайший предшественник митрополит Лавр (Шкурла). И поэтому я со страхом и трепетом приступил к своим обязанностям, но считал, что не могу ослушаться Церкви, и кто-то должен нести этот крест. Поэтому я подчинился такому избранию, всецело полагаясь на Божью помощь и на молитвы всех православных верующих. Восприемником каких традиций (помимо канонических) Вашего предшественника митрополита Лавра Вы себя считаете? Каковы важнейшие проблемы РПЦЗ, доставшиеся Вам в наследство? Владыка митрополит Лавр был человеком мира, любви и смирения. Он всегда спокойно, вдумчиво относился к разным обстоятельствам, возникающим проблемам и не сразу делал выводы, принимал решения. Я думаю, что он решал проблемы с Божьей помощью, пламенной молитвой, т.е. принимал решения осторожно. Считаю, что должен учиться у него тому, чтобы все делать таким же спокойным, мирным образом. Конечно, мы люди, мы ошибаемся. Главное — осознать свои ошибки и постараться исправить их.

http://pravmir.ru/mitropolit-vostochno-a...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января К 15-летию подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей В статье хабилитированного доктора богословия (Dr. hab.), доктора теологии (ThDr), кандидата юридических наук (PhD) иерея Павла Бочкова освещается новейшая история взаимоотношений Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, затрагиваются вопросы истории диалога и поиска канонического единства, предварившие подписание Акта о каноническом общении, а также подводятся некоторые итоги, связанные с пребыванием РПЦЗ в составе Русской Православной Церкви за 15-летний период в качестве самоуправляемой части. Статья В череде стремительно развивающихся событий в мире, обусловленных последствиями эпидемии COVID-19, мировым геополитическим кризисом, военными конфликтами и экономическими потрясениями, практически незамеченной осталась юбилейная дата — 15 лет со дня подписания Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Заграницей и Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Это, без преувеличения, эпохальное событие, положившее конец десятилетиям противостояний и юрисдикционных конфликтов как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами, состоялось 17 мая 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве, когда Предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и Предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) подписали документ, восстановивший единство внутри Поместной Русской Церкви с. 337–340].

http://bogoslov.ru/article/6177518

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010