Н.И. Гиббенет Глава XIV Приезд патриархов алекс. и антиох. в Москву и встреча их. – Прием патриархов у царя и беседа их наедине. – Соборное засед. 7 Ноября. – Новая сказка о подписи патр. грамот, привезенных Мелетием и греком Стефаном. – Соб. зас. 28 Ноября и призвание патр. Никона на собор. – Соб. зас. 30 Ноября, вторая и третья посылка от собора за Никоном. – Два последние дня патр. Никона в Воскресенском м., отправление его на собор и обстоятельства пути. – Приезд патр. Никона в Москву и явление его на собор 1 Декабря. 31 Октября объявлен был церемониал встречи в Москве патриархов: александрийского Паисия и антиохийского Макария. Торжественный вход их в столицу был 2 Ноября 1666 г 303 . Для встречи их назначены были три места: 1) за земляным городом, у покровских ворота, находился Павел митрополит сарский и подонский с митрополитами, Григорием никейским и Космою амасийским, тремя архиепископами, двумя епископами, с архимандритами, игуменом и протопопами; 2) на лобном месте был митрополит казанский Лаврентий с митрополитом Феодосием сербским, одним архиепископом и одним епископом, с архимандритами, двумя игуменами и протопопом архангельским, и 3) у соборной церкви Успения встречали митрополиты, Питирим новгородский, Иона ростовский, Паисий газский, архиепископ рязанский Иларион, епископ черниговский Лазарь Баранович, с архимандритами, игуменами, соборным протопопом, 20 священниками избранными и восемью дьяконами, и на всех трех местах с крестами и образами 304 . Придя к успенскому собору, патриархи вошли в церковь и слушали здесь молебное пение, а потом пошли на Кирилловское подворье. По городу выстроены были стрельцы, а встречали патриархов за городом стрелецкие головы с их приказами. 4 Ноября патриархи были приняты на аудиенции у великого государя в грановитой палате, и государь говорил речь, в которой, коснувшись подвигов мучеников и страстотерпцев, пострадавших за Веру и церковь Христову, применял их к подвигам трудного путешествия патриархов через земли агарян. «И сице вас благочестне – говорил Алексей Михайлович – яко самих святых верховных апостол Петра и Павла приемлем, тако вас любезне, яко ангелов Божьих объемлем, веруя, что всемощный промысл вашим сюда пришествием всякое в верных сомнение искоренить, всякое, желаемое благочестивыми, благое исправление насадить и святую российскую церковь и всех верных возвеселить и утешить. Воздавая благодарение Богу, укрепившему ваше преблаженство толикий труд подьяти, ради общего спасения, о святой и прелестной двоице, что вас наречем, толик душеспасительный труд подъемших, толикия святые подвиги сотворших, архипастыри пречестнейшие! Херувимы ли? ибо на вас почил есть Христос. Серафимы ли? ибо непрестанно прославляете Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Не то мы видим на Соборе, теперь состоявшемся в Москве. На нем присутствовали не один какой-либо, а два Восточных патриарха: Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, и не случайно прибывшие в Россию для своих целей, а нарочито приглашенные в Москву для Собора. И если не было здесь лично двух других Восточных патриархов. Константинопольского и Иерусалимского, зато находились из Константинопольского патриархата пять митрополитов: Никейский Григорий, Амасийский Козьма, Иконийский Афанасий, Трапезундский Филофей, Варнский Даниил и один архиепископ – Погонианский Даниил, а из Иерусалимского патриархата и Палестины – Газский митрополит Паисий и самостоятельный архиепископ Синайской горы Анания, да кроме того, находились из Грузии митрополит Епифаний и из Сербии епископ Иоаким Дьякович. Всего же иноземных архиереев присутствовало теперь на Соборе двенадцать, чего прежде никогда у нас не бывало. Русские архипастыри принимали участие на Соборе все семнадцать, и именно: митрополиты – Новгородский Питирим, Казанский Лаврентий, Ростовский Иона, Сарский Павел, архиепископы – Вологодский Симон, Смоленский Филарет, Суздальский Стефан, Рязанский Иларион, Тверской Иоасаф, Астраханский Иосиф, Псковский Арсений; епископы – Вятский Александр и из Малороссии Черниговский Лазарь Баранович и Мстиславский Мефодий, блюститель Киевской митрополии; а вскоре к ним присоединились вновь избранный Московский патриарх Иоасаф II и архиереи двух новооткрытых епархий: Белогородской – митрополит Феодосий и Коломенской – епископ Мисаил. Таким образом, на Московском Соборе 1666 – 1667 гг. присутствовали сперва два, потом три патриарха, Александрийский, Антиохийский и Московский, двенадцать митрополитов (5 русских и 7 иноземных), девять архиепископов (7 русских и 2 иноземных) и пять епископов (4 русских и 1 иноземный) – всего 29 иерархов (хотя, надобно заметить, не на всех заседаниях присутствовали все), и в числе этих иерархов находились представители от всех главных самостоятельных церквей православного Востока, не говорим уже о множестве архимандритов, игуменов и других духовных лиц не русских только, но и иноземцев. Очень естественно, если такой Собор сравнительно со всеми прежними называется Большим Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИССИДЕНТЫ [от лат. dissidens, букв.- сидящий отдельно, несогласный], термин, появившийся в Польше в XVI в., в ходе Реформации , которым католики называли всех некатоликов. Впосл. в европ. странах слово «Д.» стало юридическим термином, обозначавшим категорию населения, не принадлежащую к господствующей религии. По отношению к ним применялись ограничения религ. и гражданских прав. В Польше Д. считали протестантов и православных, в Англии - противников англикан. Церкви (диссентеры, нонконформисты ), во Франции - гугенотов , в Германии - лиц, не придерживавшихся религии князя, подданными к-рого они являлись. В новейшей истории Д. обычно называют политических противников авторитарных режимов, использующих ненасильственные, правовые формы протеста. Д. в Польше Впервые слово «Д.» употреблено (в значении «последователи различных исповеданий» - dissidentes in religione) в акте Варшавской генеральной конфедерации 8 янв. 1573 г., установившей религ. мир в Речи Посполитой . Актом запрещалось пролитие крови, конфискация имущества, тюремное заточение и ссылка по религ. мотивам, а также обращение за помощью к сторонним инстанциям или гос-вам; предполагалось устранить разницу в положении духовенства всех конфессий. С учетом постановлений Варшавской конфедерации был изменен текст королевской присяги Генриха Валуа и последующих польск. королей, ставших гарантами соблюдения религ. мира в стране. В Литовском великом княжестве правовое равенство всех конфессий было утверждено сеймом в 1563 г., эта норма была внесена в Третий статут (1588). После смерти кор. Стефана Батория (12 дек. 1586) принцип свободы вероисповедания стал предметом острой дискуссии между католич. духовенством, не желавшим с ним согласиться, и светскими депутатами, исходившими из необходимости сохранения гражданского мира, а также боровшимися против усиления власти короля. Светские депутаты всех вероисповеданий подписали Варшавскую генеральную конфедерацию (7 марта 1587), по к-рой сохранение религ. равноправия являлось обязательным для польского правителя. В ответ католические иерархи выразили резкий протест: Львовский архиеп. Дмитрий Соликовский заявил в сенате, что он скорее готов лишиться сана и жизни, чем подписать «нечестивую конфедерацию»; Перемышльский еп. Альберт Барановский отказался скрепить подписью и печатью «ереси и богохульства». Единственным католич. духовным лицом, подписавшим конфедерацию, стал Каменецкий еп. Лаврентий Гослицкий, заявивший, что он делает это только «ради блага мира». Католич. епископы объявили пункт королевской присяги о свободе вероисповедания как исторгнутый силой юридически ничтожным и заранее освободили буд. короля от обязанности его соблюдать. Они открыто протестовали против него во время присяги кор. Сигизмунда III. Законодательные акты о наказании нарушителей религиозного мира не были приняты.

http://pravenc.ru/text/178554.html

Назначение Н. обер-прокурором Синода было единственным в XVIII в. примером определения на данную должность синодального чиновника. Вероятно, в это время имп. Екатерина II Алексеевна перестала опасаться синодальной и вообще церковной оппозиции. Н. удалось, не проявляя особых инициатив, сохранить доброжелательные отношения как с синодалами, так и со светской властью, иногда устраняясь от серьезных церковных дел. При этом Н. принимал некоторые меры, касавшиеся упорядочения церковного управления. Наиболее известным в его бытность обер-прокурором оказалось дело, связанное с доносом вятского кафедрального прот. Евсигния Тукмачёва на еп. Вятского и Великопермского Лаврентия (Барановича) . 2 янв. 1786 г. Тукмачёв направил Н. прошение, в к-ром писал, что он недоволен своей карьерой и считает, что его способности были бы оценены лучше в гражданском ведомстве. Он просил о снятии сана и пожаловании соответствующего гражданского чина. В ответ Синод поручил еп. Лаврентию проверить состояние психического здоровья Тукмачёва. 26 февр. 1787 г. архиерей сообщил, что никакого помешательства у протоиерея, пользующегося значительными привилегиями, не заметил. В ответ Тукмачёв обвинил еп. Лаврентия в утаивании казенных сумм - средств на строительство и восстановление после пожара архиерейского дома и соборных денег, предназначенных для семинарии. 4 окт. 1788 г. Н. направил генерал-прокурору кн. А. А. Вяземскому представление с запросом о необходимости возвращения всех средств в казенную палату. Решение Вяземского было направлено скорее в пользу Вятских архиереев - еп. Лаврентия и его предшественника архиеп. Варфоломея (Любарского) : хищения с их стороны не усматривалось. Н. довел эти сведения до Синода и предложил сделать финансовую отчетность более строгой. Еще в 1782 г. императрица отвергла ходатайство архиепископов С.-Петербургского Гавриила (Петрова) и Московского Платона (Левшина) об упразднении отчетности по ремонтным работам и покупке церковной утвари, но этот указ не был доведен до епископата. Поэтому 26 марта 1789 г. по предложению обер-прокурора и на основе именного указа имп. Петра I (от 10 мая 1723) Синод предписал епархиальным архиереям незамедлительно присылать копии с получаемых ими именных указов и ежемесячно уведомлять об исполнении предписаний. Стремлением улучшить делопроизводство можно объяснить и более раннее предложение Н. (1786) о том, чтобы служащие консисторий собственноручно заполняли данные в годовых ведомостях.

http://pravenc.ru/text/2564758.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАВР (Шкурла Василий Михайлович; 1928 - 2008), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ ЛАВРА в наст. время почетное наименование некоторых крупных общежительных монастырей, имеющих особое историческое значение ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРИНДИЗИ [мирское имя - Джулио Чезаре Руссо] (1559 - 1619), св. Римско-католической Церкви (пам. 21 июля), проповедник, деятель Контрреформации, учитель католич. Церкви ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛАГОДЕХИ монастырь во имя вмц. Варвары (2000) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель ЛАЗАРЬ (Журбенко Федор Иосифович; 1931-2005), один из деятелей катакомбного движения архиеп. бывш. Одесский и Тамбовский РПЦЗ, лидер неканонической группы «Русская Истинно-православная церковь» (РИПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_157.htm...

Мануховка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты С. Мануховка (Покровское). До 1789 г. в этом селе существовала деревянная церковь, построенная, вероятно, на рубеже XVII-XVIII вв. и отмеченная на плане 1785 г. На смену ей в 1789 г. построили новую, одноименную, которая функционировала вплоть до 1920-х гг. Главной святыней храма считалась чтимая икона Пресвятой Богородицы «Казанская». 5 августа 1909 г. газета «Русское слово» писала: « КУРСК, 22,VII. В Мануховке, Путивльского уезда, грабители, проникнув через наружные двери в церковь, унесли чаши для причастия, все священные предметы из алтаря и дорогую ризу с чтимой Казанской иконы Божьей Матери. Преступники скрылись». Вероятно, храм был ограблен шайкой Абрамова, которая в сентябре того же 1909 г. совершила ограбление церквей в с. Стрельники и Антыки. С этим селом связано имя выдающегося архиерея конца XVIII в. – преосвященнейшего Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского (в миру – Лукиан Павлович Баранович). Его отец – Павел Баранович, был настоятелем местной церкви. Образование будущий святитель получил в стенах Киевской Духовной Академии, где по окончании курса обучения был пострижен в монашество c именем Лаврентий. 1 сентября 1758 г. он был назначен учителем в Новгородскую семинарию, там же с 1760 г. исполнял должность префекта, а с 10 сентября 1762 г. – ректора, будучи при этом архимандритом Антониева монастыря в Новгороде. «16 июля 1767 г. был перемещен настоятелем Новгородского Варлаамо-Хутынского Спасо-Преображенского монастыря. 6 августа 1774 г. хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского. В 1780 г. назначен присутствующим при открытии Вятского наместничества. В 1781 г. командирован в Пермь для открытия Пермского наместничества, а в 1782 – Уфимского наместничества. За эти труды был награжден большой золотой медалью. Скончался 13 марта 1796 г. Погребен в кафедральном соборе. Преосвященный Лаврентий много внимания и заботы уделял образованию. Он учредил ставленническую школу, привел в лучший вид епархиальную духовную семинарию, построил в ней несколько новых зданий, ввел в семинарское образование новые предметы (философию и богословие), обеспечил библиотеку семинарии книгами. После епископа Лаврентия осталась немалая по тому времени библиотека — 617 книг. Много позаботился преосвященный о благолепии кафедрального собора в Вятке».

http://sobory.ru/article/?object=34633

Вятская Учреждена в 1657 году Вятская и Великопермская Кафедра в Вятке Александр епископ, бывший еп. Коломенский с 5.12.1657 по 8.01.1674 на покое; †16.10.1679 Иона (Баранов) епископ, рукоположен, с 23.08.1674 архиепископ с 12.03.1682 †8.10.1699 Дионисий (Ушаков) архиепископ, рукоположен с 4.08.1700 по 1718 Алексий (Титов) епископ, бывший еп. Сарский и Подонский, с 25.01.1719 архиепископ с 15.02.1731 по 26.09.1733 Лаврентий (Горка) епископ, бывший еп. Рязанский и Муромский с 26.09.1733 архиеп. Рязанский и Муромский †9.04.1737 Киприан (Скрипицын) епископ, рукоположен с 31.12.1737 по 18.05.1739 еп. Коломенский и Каширский Вениамин (Сахновский) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 18.05.1739 по 2.12.1742 еп. Воронежский и Елецкий Варлаам (Скамницкий) епископ, рукоположен с 27.02.1743 по 28.02.1748 еп. Устюжский и Тотемский Антоний (Илляшевич) епископ, рукоположен с 25.05.1748 †16.11.1755 Без архиерейства три года Варфоломей (Любарский) епископ, рукоположен с 19.07.1758 †5.06.1776 Лаврентий (Баранович) епископ, рукоположен с 6.08.1774 †13.03.1796 Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, рукоположен с 1.07.1796 по 16.10.1799 переименован еп. Вятский и Слободский Вятская и Слободская С 16 октября 1799 года Амвросий (Яковлев-Орлин) епископ, бывший еп. Вятский и Великопермский с 16.10.1799 по 29.01.1804 еп. Рязанский и Зарайский Серафим (Глаголевский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 29.01.1804 по 7.07.1805 еп. Смоленский и Дорогобужский Гедеон (Ильин-Замыцкий) епископ, рукоположен с 20.08.1805 †3.05.1817 Амвросий (Рождественский- Вещезеров), епископ, рукоположен с 15.07.1817 по 28.10.1822 архиеп. Тобольский и Сибирский Павел (Морев-Павлов) епископ, рукоположен с 27.05.1823 по 19.03.1827 еп. Могилевский и Витебский Кирилл (Богословский-Платонов), епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 26.03.1827 по 24.01.1832 архиеп. Подольский и Брацлавский Иоанникий (Образцов) епископ, рукоположен с 3.04.1832 по 16.11.1835 еп. Оренбургский и Уфимский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (Баранович Лукиан Павлович; † 13.03.1796), еп. Вятский и Великопермский. Род. в семье священника с. Покровского Путивльского у. По окончании курса в Киево-Могилянской академии принял монашеский постриг, с 1 сент. 1758 г. был учителем, затем профессором и вице-ректором Новгородской ДС. 25 янв. 1762 г. назначен ректором семинарии. С 10 сент. 1761 г. настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря в сане архимандрита, с 16 июля 1767 г. настоятель Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря . 20 июня 1774 г. Л. был назначен, 4 авг. наречен, а 6 авг. того же года хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского. Особое внимание уделял духовному образованию. Предшественник Л. на Вятской кафедре архиеп. Варфоломей (Любарский) ввел в Вятской семинарии курс богословия и философии (обучались по популярным учебникам Ф. Х. Баумейстера); читал курс префект семинарии и учитель риторики Петр Любарский. По мнению вятского историка прот. Герасима Никитникова, «это преподавание было еще частное и зависело от усердия наставника» ( Никитников. 1863. С. 79). В 1775 г. Л. благословил открыть философский класс, 1-м учителем к-рого стал префект семинарии Антон Попов, а пиитический и риторический классы объединил в один. В 1779 г. Л. ввел в семинарии публичные философские и богословские диспуты, к-рые ежегодно проводились в июле перед каникулами, а в 1780 г. ввел преподавание греч. языка в риторическом классе. Воспитательная концепция имп. Екатерины II Алексеевны - «не только учить, но и воспитывать» - требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Воспитание осуществлялось по методу педагога И. И. Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых. Вятская ДС, расположенная в стенах Трифонова вятского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря , не могла соответствовать поставленным задачам. Территория монастыря была крайне мала для размещения учебных корпусов и комнат семинарского пансиона, а нахождение обители в городе не способствовало воспитанию студентов. Л. решил построить для семинарии при загородном Филимоновском доме 2 каменных флигеля, в которых могли бы проживать по примеру др. академий как наставники, так и ученики (Там же. С. 8). В 1789 г. проект ансамбля Вятской ДС составил 1-й вятский губ. архит. Ф. М. Росляков. В 1795 г., на период переезда на новое место, в семинарии обучались свыше 700 чел. Комплекс зданий семинарии - крупнейший архитектурный ансамбль гражданских зданий кон. XVIII - нач. XIX в. Центром композиции является 2-этажный архиерейский дом. Два одноэтажных корпуса фланкируют его, несколько выступая вперед, и образуют в комплексе с домом парадный двор, обращенный к главному въезду.

http://pravenc.ru/text/2462463.html

Вятка (Киров). Домовая церковь Иоанна Богослова при бывшей Духовной семинарии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1795 г. семинария обрела собственные стены. Вятский владыка Лаврентий (Баранович) пожертвовал для нее свою Филимоновскую загородную дачу. Для семинарии были выстроены два обширных каменных корпуса. Помимо учебных классов здесь также располагалась церковь во имя Двенадцати святых Апостолов. Уникальный архитектурный ансамбль сохранился до наших дней. В советское время там размещался филиал Сызранского авиационного училища. На период переезда на новое место в семинарии обучалось около 700 человек. Всеми делами в семинарии ведало семинарское правление в составе ректора (до 1868 г. ими являлись архимандриты Успенского Трифонова монастыря), префекта, отвечавшего за финансовые, хозяйственные вопросы и дисциплину, и его помощника – суперинтенданта. Впоследствии помощниками ректора стали инспектор и эконом. Организация богослужений проходила в семинарском храме ап. Иоанна Богослова. Революция 1917 г. кардинальным образом изменила отношение власти и Церкви. В 1918 г. семинария, наряду с другими духовными заведениями Вятской епархии, была закрыта. Место, занимаемое ныне семинарией, до 1829 г. принадлежало Вятскому архиерейскому дому и называлось подгородной Филимоновской дачей, где и был построен архиерейский дом. В 1829 г. эта дача отдана в собственность семинарии, которая до сего времени помещалась здесь (с 1795 или 1796 г.), как в архиерейском доме. При епископе Вятском Варлааме был заготовлен на строение при том Филимоновском архиерейском доме деревянной церкви брусчатый лес, который долгое время лежал и напрасно гнил, а церковь почему-то при нем, епископе Варлааме, не была построена. Преосвященный Антоний, епископ Вятский, в апреле месяце 1750 г. дал собственноручный приказ о строении на каменном фундаменте домовой деревянной церкви для крестовой службы во имя Святых Двунадесяти Апостолов, коей церкви, как сказано в приказе, при том доме, яко при немалом строении и по веселости местоположения быть пристойно. Эта церковь и была построена и 13 июня 1751 г. освящена.

http://sobory.ru/article/?object=38048

Вятка (Киров). Церковь иконы Божией Матери " Знамение " при доме архиерея. Крестовая Знаменская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Весной 1763 года в кремле на месте сгоревшего при пожаре 1752 года архиерейского подворья и рядом со строящимся Троицким Кафедральным собором архиерейские и монастырские каменщики заложили новый каменный дом. «Ведомости о церковном и монастырском строении ...» сообщали, что «начата вновь строить Крестовая церковь об одном престоле во имя Алексия Человека Божия и при ней дом архиерейской каменной же о два апартамента ...» Постройкой собора и дома руководил тогда бывший ученик Д. В. Ухтомского поручик архитектуры И. Г. Кутуков. В личном письме вятскому архиерею от 7 сентября 1763 года московский архитектор сообщал, что теперь уже не вправе поручить Кутукову составить смету «по опробованным и данным от меня для строения Катедрателного вашего собора и дому планам и фасадам», поскольку он послан в Вятку по указу сената. К концу первого строительного сезона цокольный этаж дома был сложен и перекрыт сводами. «Вчерне» строение окончено к 1774 году, отделка же и украшение церкви продолжались ещё долго и завершились при архиепископе Лаврентии Барановиче. Стены каменные, сложены из кирпича размером 295x140x64 мм с вложенными местами камнями из опоки, на известковом растворе. Цоколь облицован плиткой из опоки толщиной 25 мм. Перекрытия (кроме цокольного этажа) балочные. Полы нижнего этажа из опочных плит. Кровля первоначально из пластового железа 1x1 аршин, позже из обычного кровельного железа. В конце XVIII века между домом и собором устроен крытый переход. Тогда же, возможно, по чертежам Ф.М. Рослякова, к южному фасаду сделаны две пристройки, а часть южной стены здания между ними разобрана в 1841 году. В 1867-1868 годах перестроены и «благолепно украшены» помещения Крестовой церкви, после чего главный храм освящён во имя Знамения Божией Матери, а вновь устроенный придел - во имя Алексия (Человека Божия). При этой перестройке над церковью появляется световой барабан с главкой. В 1900 году закончилась ещё одна перестройка, длившаяся три года, при которой на западном фасаде поставлена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=32474

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010