Архиепископ Иоанн (Попов): На празднование 100-летия канонизации святителя Иоасафа ожидаются тысячи паломников 17 сентября 2011 года в Белгороде пройдут торжества в связи со 100-летием церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, молитвенника пред престолом Божиим за землю Русскую. 16 сентября, 2011 17 сентября 2011 года в Белгороде пройдут торжества в связи со 100-летием церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, молитвенника пред престолом Божиим за землю Русскую. 17 сентября 2011 года в Белгороде пройдут торжества в связи со 100-летием церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, молитвенника пред престолом Божиим за землю Русскую. Во время торжеств в Белгороде будет освящена храм-часовня, возведенная на месте пещерки святителя Иоасафа. А в канун праздника сюда прибудут пять крестных ходов – из Ровеньки, Алексеевки, Старого Оскола, Ивни и Грайворона. О том, как пройдут предстоящие торжества и как проходило прославление святителя 100 лет, порталу «Православие.ру» рассказал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). – Ваше Высокопреосвященство, в эти дни Белгородскую епархию посетит Святейший Патриарх Кирилл. – 16–17 сентября в пределы Белгородской епархии мы ожидаем с визитом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и этот визит связан с торжествами, посвященными 100-летию канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца. Мы надеемся на то, что, как и век назад, география России будет представлена в Белгороде паломниками из самых разных мест. – А как проходило прославление святителя Иоасафа 100 лет назад? – В сентябре 1911 года здесь были великие торжества, которые длились целую неделю – со 2 по 9 сентября по старому стилю. За несколько дней до прославления святителя и открытия его мощей в Белгород прибыли крестные ходы с харьковского, курского, корочанского и грайворонского направлений. Кроме того, сюда прибыли почитатели святителя Иоасафа из Архангельского края, Бессарабии, с Волги и Причерноморья, из далекой Сибири, Камчатки и даже из Старого Афона.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-ioann-popo...

в Собор новомучеников); мч. Виктор Матвеев странник, Алма-Атинский († ок. 1936–1937, пам. в Собор новомучеников); прмц. Евдокия монахиня Алма-Атинская († 1918, пам. в Собор новомучеников) – прославлены 28.07.1993 архиеп. Алма-Атинским и Семипалатинским Алексием (Кутеповым). 40) Прп. Парфений (Краснопевцев) Киево-Печерский († 25.03.1855, пам. 17 марта), прославлен УПЦ 27.07.1993. 41) Свт. Георгий (Конисский) , архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский († 13.02.1795), прославлен 5–6.08.1993 Синодом Белорусского экзархата Московского Патриархата (резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 17.07.1993). 42) Свт. Василий (Преображенский) , еп. Кинешемский († 12.08.1945, пам. 30 июля), прославлен в 12.08.1993 архиеп. Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым). 43) Блж. Алексий Ворошин, Христа ради юродивый, Юрьевецкий, Ивановский († май 1937; пам. 12 сент.) прославлен 25.09.1993 архиеп. Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым). 44) Сщмч. Константин (Дьяков), митр. Киевский († 10.11.1937, пам. 28 окт.), прославлен 19.10.1993 решением Свящ. Синода УПЦ. 45–47) Мч. Даниил Млиевский, Черкасский († 29.07.1766); прп. Иов Княгиницкий († 29.12.1621); прп. Феодосий, игум. Манявский († 24.09.1629),— прославлены 8.03.1994 решением Свящ. Синода УПЦ, торжество прославления состоялось 14.03.1994. 48) Прп. Зосима Александровский, Владимирский († ок. 1713, июль, пам. 15 июля), прославлен 18.07.1994 решением съезда Владимирской епархии под председательством архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова), торжество прославления 26.07.1994 возглавил Святейший Патриарх Алексий II. 49–51) Прп. Кукша Одесский († 24.12.1964, пам. 16 сент.); прп. Гавриил Афонский, Ильинский († 9.07.1901); прп. Лаврентий (Проскура) Черниговский († 19.01.1950, пам. 29 дек. и 9 авг.) – прославлены 4.10.1994 решением Свящ. Синода УПЦ. (По данным из Черниговской епархии, прп. Лаврентий прославлен 27.07.1993 решением Синода УПЦ, обретение мощей состоялось 22.08.1993, день памяти – 29 дек.) 52) Сщмч.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

В час блаженной кончины св. Иоасафа игумен Хотмыжского монастыря Исаия, во время послеобеденного отдыха видел следующее знаменательное сновидение. Будто он находился у архипастыря Иоасафа в Белгороде, причем святитель, стоя у окна, указывал ему на восток и на ярко восходившее солнце, сиявшее ослепительным светом, и сказал: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию».15 декабря после заупокойной Литургии в домашней церкви грайворонского архиерейского дома, тело почившего св. Иоасафа было отправлено в г. Белгород для погребения. Два с половиной месяца после блаженной кончины св. Иоасафа честное тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих в Триединого Бога видели знамение благодати Божией, почивающей на святителе. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения честного тела св. Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек. Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церкви Божией, гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя. Спустя 2 года по погребении св. Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и его одежд, покрова и самого гроба не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду, и стал привлекать к гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о преставившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по своей вере получали исцеления. Так жил, так трудился на ниве Христовой, подвизался подвигом добрым и почил в Господе Белгородский святитель Иоасаф, великий светоч православно-христианской веры.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203605...

Она постоянно жила в Измайлове вместе с дочерьми, собрала вокруг себя много приживалок, нищих и богомольцев, которые постоянно молились за помин душе царя Ивана. Ее дочь царица Анна Ивановна также любила Измайлово. Последним из русских государей, кто бывал в Измайлове, была Елизавета Петровна. В XVIII веке село постепенно приходит в упадок. Комиссия, осматривавшая его строения еще в 1737 г., отмечала, что в церкви Иоасафа служба не ведется из-за множества протечек в крыше. В 1765 г. царский измайловский дворец за ветхостью был разобран, остались только каменные постройки. В верхний храм Иоасафа царевича 2 мая 1780 г. попала молния, и после пожара там пришлось делать весь новый интерьер. В 1812 г. Измайлово сильно пострадало от отрядов французов, обследовавших окрестности Москвы в поисках провианта. Только спустя несколько лет село смогли отстроить, но здания в царской усадьбе остались заброшенными. В 1828 г. Покровский собор и церковь Иоасафа были закрыты. В 1848 г. император Николай I, надеясь остановить разрушение Измайлова, передал здания в Департамент военных поселений и поручил архитектору К.А. Тону провести работы по восстановлению зданий и приспособлению их под богадельню для ветеранов Отечественной войны. В 1849 г. по случаю приезда императорской семьи в Измайлово по проекту К.А. Тона в трапезной нижней церкви были устроены парадные покои. Тогда же церковь Всех Святых переосвятили во имя святой царицы Александры, небесной покровительницы жены Николая I. По проекту Тона были сделаны новые иконостасы как в нижнюю Александровскую церковь, так и в верхнюю. С 1883 по 1894 гг. на посту архитектора Измайловской богадельни был С.К. Родионов, крупный архитектор и реставратор. Он провел ряд работ по поновленню храма Иоасафа. В 1919 г. Измайловскую богадельню закрыли, инвалидов выселили, а помещения заняли под казармы инженерных частей Московского военного округа. Этим частям присвоили имя Н.Э. Баумана, поэтому территория бывшей усадьбы стала называться городком Баумана. В 1922 г. Измайлово осматривали представители комиссии «Старая Москва», которые констатировали ужасное состояние древних памятников. Из отчета видно, что в Иоасафовской церкви был сломан парапет, упала главка колокольни, в алтаре храма был сложен овес, в нижнем храме сырость от почвенных вод, проступающих в подвал, и так далее… В общем, полное запустение. В 1925 г. казармы были упразднены, а в опустевшие помещения вселили семьи рабочих. В церкви Иоасафа царевича был сделан «Красный уголок», а в нижнем храме устроили общежитие казарменного типа. В 1937 г. церковь святого Иоасафа, царевича Индийского, сломали как ветхую, а из оставшихся материалов построили склад. В 1970-х гг. часть зданий на Измайловском острове была передана архитектурным реставрационным мастерским Спецпроектреставрация. Сотрудники этих мастерских разработали проект восстановления церкви святого Иоасафа, но пока он не осуществлен. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.

http://sobory.ru/article/?object=34822

После торжественной канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду изучить дела, связанные с канонизацией святителя Иоасафа. Император воочию убедился в 100-процентном нетлении его мощей, проезжая через Белгород в 1904 году. В 1910 году была создана комиссия, прибывшая в Белгород для освидетельствования мощей. Врачи проверили достоверность более ста исцелений и подтвердили, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя. Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря (в день кончины святителя Иоасафа) 1910 года по старому стилю на докладе Царь написал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай». Когда гроб со святыми мощами святителя был поставлен в раку, возле нее уже горели самые красивые лампады, подаренные Императрицей Александрой Федоровной и Великой княгиней Елизаветой Федоровной от всей Царской семьи. Лампады были украшены рубинами, изумрудами, жемчугами. Рака с мощами святителя Иоасафа Белгородского В Казанском соборе, который был в свое время освящен спрятанными там мощами святителя Иоасафа, в настоящее время есть огромная икона святых Царственных великомучеников и икона поменьше, на которой Император Николай II изображен с Цесаревичем Алексием. Именно светлый отрок и его святая семья и привели Марию в город на Неве – к Казанской иконе Божией Матери и ко многим другим святыням Санкт-Петербурга. А начался этот долгий и тернистый путь воцерковления Марии по молитвам святителя Иоасафа. Он родился на Украине в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, любил посещать Харьков, обрел недалеко от Изюма чудотворную Песчанскую икону Божией Матери, был настоятелем Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой Лавры, где при нем была выстроена самая большая колокольня.

http://radonezh.ru/2022/12/23/pro-muzey-...

Герлах знал, что в Константинополе считали Иоасафа симонистом, пускавшим в продажу епископские места. Но важнее свидетельства Герлаха в этом отношении определение собора, бывшего в Константинополе. Сам Иоасаф собрал этот собор, имея в виду сделать на нем постановления, грозные для непослушных клириков. Но собор обратил свою деятельность против самого Иоасафа. Ободряемые тогдашним временщиком, Михаилом Кантакузином, члены собора подняли дело о симонии патриарха и присудили его к лишению кафедры, к возвращению незаконно собранных им денег и к ссылке на Афон. Собор состоял из очень большого числа членов: на нем были 51 митрополит и епископ.  Положим, что собор действовал, может быть, и не совсем самостоятельно, так как он находился под влиянием Кантакузина, но во всяком случае мы не вправе сомневаться в честности его действования, как иногда это делается. Такой многочисленный собор ведь нельзя же было склонить к несправедливости даже и сильному временщику. Некоторые из современников Иоасафа старались обелить патриарха и выставить его невинной жертвой деспотизма Кантакузина. Так, на защиту Иоасафа выступали в свое время Иоанн и Феодосий Зигомала (отец и сын), двое константинопольских ученых XVI в. Феодосий Зигомала именовал его мужем превосходным и указывал, что патриарх только по ненависти лишен кафедры; причем давал знать, что деяние собора Константинопольского 1565 г. против Иоасафа внесено в «Historia Patriarchica» (Малаксом) вопреки справедливости.  Другой Зигомала, Иоанн, в беседе с Герлахом рекомендовал Иоасафа как человека доброго, невинного и святого, который низвержен с кафедры несправедливо.  Но эта защита Иоасафа со стороны обоих Зигомала едва ли значительна. Прежде всего, свидетельство двух таких лиц, как отец и сын, будет справедливо считать за одно свидетельство; а одно свидетельство едва ли может поколебать те авторитетные сообщения, которые приведены выше и которые служат не к чести патриарха. Затем, Иоанн Зигомала мог любить Иоасафа как своего бывшего ученика (Иоасаф учился у Иоанна),  а оба Зигомала могли ценить этого иерарха и как любителя и покровителя науки (каким и был Иоасаф), и как такое лицо, которое помнило заслуги Иоанна в качестве наставника, — и сообразно с этим платило какими-либо милостями обоим Зигомала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Это был смиренный, молчаливый, всегда невозмутимый, приветливый и ласковый инок. Родная тетка Св. Иоасафа (сестра Пахомия) под именем Анастасии постриглась в монахини в Ладинском монастыре, – недалеко от г. Прилук, на берегу р. Удая. Следовательно, трое Горленков – дед, сын и внук (Димитрий, Андрей Димитриевич и Андрей Андреевич) «громко заявили о своем существовании в летописях Малороссии первой половины XVIIbeka», а трое других 6 – родной дядя Святителя Иоасафа – смиренный инок Киево-Печерской Лавры – Пахомий, брат Святителя – архимандрит Митрофан (настоятель Киево-Братского монастыря, затем Киево-Выдубицкого), окончивший жизнь в Святогорской пустыни на покое 7 , и сам Святитель Иоасаф удалились под своды монастырских храмов, которыми была усеяна Малороссия, и соделывали спасение свое подвигами иноческого жития. Приведенные данные касательно предков Святителя Иоасафа, склада домашней жизни в семье Горленков и поступления некоторых членов из фамилии Горленков в монашество в некоторой степени объясняют нам возникновение в душе отрока Иоакима того благочестивого настроения, вследствие которого он преклонился не пред широким поприщем шумной светской жизни, а пред незримою жизнью верующего сердца, пред молитвою и подвигами монастырской жизни. В доме родителей Святителя Иоасафа витала та благодатная атмосфера, под согревающим влиянием которой произрастала и получила свое развитие юность Иоакима. В этой благодатной атмосфере слагалась и образовалась та крепкая сила духа Святителя Иоасафа, которая покорила в себе человеческую природу и пересоздала ее потом в духе истинно-христианской настроенности. Опираясь на это, мы смеем подтвердить, что родители Святителя Иоасафа, отличавшиеся, помимо внешних преимуществ, благодатною настроенностью, своим примером и наставлениями посеяли в восприимчивой и впечатлительной душе первенца своего Иоакима первые семена веры и благочестия. Тихий, ласковый, добрый, кроткий, незлобивый, смиренный родитель Святителя Иоасафа своею жизнью и наставлениями внедрял и укоренял в душе ребенка Иоакима высокие правила благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Предстоятель указал на особую актуальность примера святителя Иоасафа, удивительным образом совмещавшего «в своей личности высокий духовный авторитет, духовную молитвенную жизнь с прекрасным талантом администратора», в современных условиях, когда «священство несет большую ответственность не только за состояние дел в Церкви, на приходах», но и «за духовное состояние всего народа, а значит, за благополучие нашей страны». «Священник должен оценивать свою работу не только в соответствии с техническим состоянием храма — отремонтирован храм или нет, восстановлен или не восстановлен; не только по количеству людей, приходящих в храм; не только по числу причастников. Священник должен оценивать свою работу по нравственному состоянию народа, которому он служит», — отметил Святейший Патриарх, выступая на торжественном вечере. 17 сентября, в праздник обретения мощей и 100-летия прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии на Соборной площади Белгорода. Из крипты часовни святителя Иоасафа Белгородского на площадь были принесены его честные мощи. После чтения Евангелия Патриарх Кирилл произнес проповедь о значении духовного подвига святителя Иоасафа для нашего времени. «Пример святителя Иоасафа подтверждает замечательные слова, сказанные великим отцом Церкви Григорием Нисским. Святитель Григорий говорил, что каждому слову должно сопутствовать дело, а слово без дела суетно и неплодотворно. Эти слова должны быть запечатлены в сознании каждого священнослужителя. Мы можем говорить, обращаясь к людям, но если наши слова не сопровождаются делами, то эти слова суетны и несостоятельны», — сказал, в частности, Патриарх. По словам Предстоятеля, пример святителя Иоасафа «есть пример обжигающий, который свидетельствует о том, что каждое слово святительское, слово священническое должно сопровождаться делом — делом жизни, духовным подвигом, подвигом любви к людям, пастырской заботой о каждом». По окончании Литургии архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнес Святейшему Патриарху набор богослужебной утвари, сделанной украинскими мастерами по образцам богослужебных сосудов, которые были изготовлены 100 лет назад специально к канонизации святителя Иоасафа.

http://e-vestnik.ru/news/na_rodine_svyat...

Однако, Епископ Феоктист скоро был вразумлен дивным явлением Святителя. В одно время епископ Феоктист очень рано утром до звона к заутрени видит сон, что он в этом соборе служит литургию и вместе с ним находится в алтаре на горнем месте Святитель Иоасаф, и когда епископ Феоктист с кадилом обратился к горнему месту, в то время Святитель Иоасаф взявши свой омофор, коснулся лица Феоктиста, говоря: «что ты меня гонишь!» Прикосновение было так сильно, что епископ Феоктист проснулся в испуге, тотчас послал за ключарем и приказал звонить к заутрени; сам служил и по совершении литургии открыл ход в пещеру, служил панихиду, что и доныне совершается и ход остается открытым. Один из Харьковских епископов посетил пещеру, где покоятся мощи Святителя Иоасафа, и смутившись тем, что крышка гроба Святителя открыта при служениях панихид и народ беспрепятственно прикладывается к мощам, еще церковью не причисленным к лику святых, отдал распоряжение, чтобы крышку гроба закрыли навсегда. Не успел он отъехать от города и версты, как был поражен параличом. Язык, руки и ноги отнялись у него. Кое-как знаками показал он, чтобы повернули лошадей назад, к монастырю. Там, по указанию Владыки, его внесли в пещеру, и он слезно умолял святителя Иоасафа простить ему его тяжкий грех пред ним и возвратить здравие. Господь, по молитвам Святителя Иоасафа, внял мольбе и подал исцеление. Уезжая, Епископ сказал: «Не я открывал крышку, не мне грешному и закрывать ее. Пусть все останется по-прежнему». (Сообщ. иеромонах Александро-Невской лавры о. Гавриил Стефановский). В 1824 году, во время приезда своего в Белгород, Государь Император Александр I спускался в пещеру, где покоятся мощи Святителя Иоасафа, и служил панихиду, но на представление Преосвященного причислить Св. Иоасафа к лику святых не изъявил согласие. Надобно, чтобы ровно через год Император скончался 19 ноября, в день Преподобного Иоасафа, царевича Индийского, в который празднуется в Белгороде и тезоименитство Свят. Иоасафа Горленка (Русск. арх. 1880 г., III, стр. 289–290. Воспоминания Н. И. Шенига).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Идентифицировать их с его телом помог Н-образный разрез в районе печени. В декабре 1920 года его сделал скальпелем приглашенный из Харькова профессор, известный патологоанатом, который бальзамировал Ленина. Дело в том, что при мумификации печень удаляется, а была попытка доказать, что это искусственная мумия. Но при вскрытии мощей печень и все внутренние органы оказались на месте. Разрез не зашили, а прикрыли. Были обнаружены и другие совпадения, известные по описанию мощей святителя Иоасафа, умершего в 1754 году. Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский у мощей святителя Иоасафа Неся послушание у Казанской иконы Божией Матери, Мария удивлялась тому, что она жила во всех трех городах, тесно связанных с именем святителя Иоасафа: в Белгороде, где находятся его мощи и где сейчас живут ее родные, в Санкт-Петербурге, где мощи были спрятаны на чердаке Казанского собора, и в Харькове, где в 2009 году были обнаружены подлинники документов 1908-1913 годов об обследовании множества чудес от мощей святителя Иоасафа (Горленко). Фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода впервые были опубликованы в книге «Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы». Эту уникальную книгу Мария получила в подарок в год 100-летия со дня канонизации святителя от настоятеля Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиерея Олега Кобеца, награжденного медалью святителя Иоасафа, епископа Белгородского II степени. На обложке книги воспроизведен текст клятвы, которую впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди принимали на Кресте и Евангелии: «Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим Крестом в том, что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод или иными какими-либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, помятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь».

http://radonezh.ru/2022/12/23/pro-muzey-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010