Климент Римский Первое к Коринфянам, гл. XVI. Итак, почитаем несправедливым лишать служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами, с согласия всей церкви, и служили стаду Христову неукоризненно, со смирением, кротко и беспорочно, и притом в тече­ние долгого времени от всех получили одобрение. И не малый будет на нас грех , если неукоризненно и свято приносящих дары будем лишать епископства. Игнатий Богоносец К Ефесянам, гл. XIII. Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. К Филадельфийцам, гл. IV. Старайтесь иметь одну Евхаристию; ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение крови Его, – один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы всё, что делаете, делали вы о Боге. К Смирнянам, гл. VII и VIII. Еретики удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил по Своей благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прениях. Им надлежало бы держаться любви ( γαπ ν), чтобы воскреснуть. Посему надобно удаляться таких людей и ни наедине, ни в собрании не говорить о них, а внимать пророкам, особенно же Евангелию, в котором открыто нам страдание Христа и совершенно ясно Его воскресение. Особенно же бегайте разделений, как начала зол. Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте, как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там дол­жен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь . Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно. Свидетельства св. отцов и церковных писателей второго и третьего столетий

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обратимся к временам Апостольским. Простой здравый смысл не подскажет ли нам, что если бы мы там искали истинную Церковь среди разных общин и исповеданий, то доискались бы, которая из них в единении со Св. Апостолами, избранными и наученными Самим Спасителем; теми Апостолами, которым сказано Господом нашим Иисусом Христом: «слушающий вас, Меня слушает» ( Лк. Х, 16 ). А с кончиною их, естественно, таким же критерием для нахождения истинной Церкви признавать единение с их законными преемниками. Так было в древней Церкви и до Св. Киприана. Св. Ириней Лионский ссылался на преемственный от Апостолов епископат, как на один из признаков истинной Церкви. Он писал: «Мы можем перечислить епископов, поставленных Апостолами в Церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти еретики бредят» (Против ересей, кн. III, гл. III, 1). В другом месте Св. Ириней прямо излагает учение, которое Н. Зернов обявляет новшеством Св. Киприана: «Итак, где находятся дарования Господни, там надлежит учиться истине у тех, которые имеют преемство церковное от Апостолов» (там же, IV, гл. 26, 5). И Тертуллиан , будучи еще православным, пишет о еретиках: «Пусть обявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый из епископов имел своим виновником и предшественником кого-либо из Апостолов или мужей Апостольских, долго обращавшихся с Апостолами. Ибо Церкви Апостольские ведут свои списки именно так: Смирнская, например, представляет Поликарпа, поставленного Иоанном, Римская – Климента, рукоположенного Петром; равно прочия Церкви указывают тех мужей, которых, как возведенных на епископство от самих Апостолов, имели у себя от отрасли апостольского семени» (De prescrupm. наегет. § 32). Посоветуем Н. Зернову почитать и еще более ранния творения Св. Игнатия Богоносца , который особенно ярко призывал к полному повиновению епископам, говоря в послании к Смирнянам, что «где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос , там и Кафолическая Церковь » (гл. VIII) 3 . На иерархию, как преимущественную блюстительницу истины и следовательно как на один из критериев для определения, где истинная Церковь , указывал и Климент Римский (1 Clem. 42 и 44) и мн. др. Св. Отцы. И этот критерий, наконец, получил авторитетнейшее освящение от Вселенского Собора, когда в числе других свойств или признаков истинной Церкви исповедано, что она – Апостольская 4

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

В основе церковного устройства и управления должно лежать 34-ое Апостольское правило, которое гласит, что  «Епископам всякого народа подобает знати перваго в них, и признавати его якоглаву, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения... но и первый ничего да не творить без разсуждения всех». Было указано, что против этого основного канона погрешили как иерархи, сделавшие себя слепым орудием богоборческой власти в так наз. Советском Союзе, так и иерархи, отколовшиеся от единой Русской Церкви заграницей. Епархиальное Собрание высказало решительное осуждение, как самочинно отделившимся от Русской Церкви, так и подчинившим Св. Церковь безбожной диктатуре, вопреки принципу подлинной соборности, столь ясно выраженному в вышеприведенном 34-м Апостольском правиле. Как во главе всей Поместной Церкви, так и во главе каждой отдельной части ее, законно Соборной Властью определенной, стоит Апостольский преемник – Епископ.  Без Епископа,  как ясно учат Мужи Апостольские и Святые Отцы,  нет Церкви. «Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам»,  учит современник Св. Апостолов священномученик Игнатий Богоносец ,  Епископ Антиохийский (По преданию, бывший тем дитятею, которое взял на руки Господь Иисус Христос, уча Апостолов смирению, как разсказывается об этом в Евангелии Марк. 9: 33–37 ) в своем послании к св. Поликарпу Смирнскому (Гл. VI). «Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви»   (Он же в послании к Смирнянам гл. VIII). «Кто будет почитать себя больше епископа, тот пропал совершенно»   (Послание к Поликарпу его же гл. V). «Делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу»   (Послание к Смирнянам IX гл.). «Епископ в Церкви, и Церковь в Епископе»,  учит священномуч.  Киприан Карфагенский : «и если кто не с епископом, тот вне Церкви». Во главе отдельных Приходов, являющихся малыми церквами, стоят Пастыри – Священники. Они поставляются Епископом, как его помощники и проводники его Апостольской власти. Как Епископы являются вдохновителями и устроителями всей Церкви, так и Священники, находящиеся в каноническом подчинении и послушании у своих Епископов, являются устроителями и ответственными руководителями малых церквей – приходов. Верующие миряне, избираемые в церковно-приходские советы, согласно определению Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 г. г. как это ясно видно из Введения к выработанному этим Собором Приходскому Уставу, отнюдь не являются какими-то полновластными распорядителями, или «правлением» прихода, а всего лишь «ближайшими помощниками своего пастыря и проводниками его начинаний в приходе», причем избираться они должны не по какому-либо иному признаку (напр. партийному), как только по признаку своего подлинного христианского благочестия и усердия к церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Люди хорошо чувствуют духовное состояние и внутренний настрой священнослужителя. Посему, если ты будешь иметь сердечное горение, стремиться нелицемерно радеть о благостоянии Церкви Христовой, то тебе всегда будет сопутствовать помощь и поддержка народа Божиего, жаждущего видеть своего архипастыря образцом добродетели, «делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2, 15). Как же стяжать это сердечное горение? Ищи укрепления своих человеческих сил в горячей искренней молитве, а более всего в совершении Таинства Евхаристии, попаляющей семя греховных страстей и соделывающей нас причастниками превосходящего всякое разумение Божеского естества (см. 2 Пет. 1, 4). Сегодня мы празднуем Преображение Спасителя — событие, ставшее источником неиссякаемой силы, преображающей всю тварь и все существо. «Явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил радостью и обожил человека» (Косма Маюмский. Гимн на Преображение Господне). Неслучайно преподобный Серафим Саровский, великий подвижник земли Русской, в своей беседе с Мотовиловым свидетельствует о необходимости стяжания благодати Святого Духа как о цели христианской жизни — «жизни Богочеловеческого Тела Христовой Церкви» (прп. Иустин (Попович). Собр. творений, т. IV). Свято храни верность данной тобою архиерейской присяге. Твердо стой на камне православного учения, да не искусит тебя враг соблазном разделения и непослушания Священноначалию. Помни о неразрывной связи епископа с врученной ему местной церковью, наименование которой в соответствии с традицией становится частью имени самого архиерея. Ибо по слову священномученика Игнатия Антиохийского, «где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь» («К Смирнянам», гл. VIII). Архиерей, переставший чувствовать пульс жизни своей епархии, утративший непосредственную связь с клиром и паствой, не выражающий чаяния и духовные устремления своего словесного стада, перестает быть епископом в собственном и изначальном смысле этого слова. Он не может быть блюстителем, ибо его миссия не принимается в таком случае людьми. Да не будет сего с тобой. А для того чтобы избежать подобных искушений, всегда стремись быть доступным для общения не только духовенству, но и православным мирянам и, более того, всякому человеку, вопрошающему тебя о твоем уповании (см. 1 Пет 3, 15).

http://patriarchia.ru/db/text/1600645.ht...

56 Под этим именем у Климента подразумеваются и собственно так называемые пресвитеры, ими поставляемые для совершения священнодействий и разделяющие с ними дело пасения стада Христова. Ниже Климент говорит о тех же пастырях церкви, называя их пресвитерами. 57 Впрочем, Климент изменяет чтение 70 толковников приспособительно к своей мысли, вместо князей ( αρχοντας ) называя диаконов. 58 Излагая это событие из Чис.17, Климент прибавляет некоторые подробности, умолчанные в св. Писании, но заимствованные, вероятно, из иудейского предания. 59 Буквально: о епископском имени ( επι του ονοματος ); это слово означает также звание, достоинство. 60 Т. е. епископов (в обширнейшем смысле) и диаконов. Замечательно, что Климент говорит об апостолах вообще и называет их нашими, не выставляя особенного авторитета ап. Петра и какого-либо преимущества церкви. 61 Επινομη , по мнению Гильгенфельда, означает здесь прибавление к закону: т.е. апостолы кроме того, что первых из обращенных поставляли в епископы и диаконы, сделали еще дальнейшее распоряжение, чтобы по смерти ими поставленных лиц должность их опять завещалась другими достойными. В следующем предложении; «чтобы когда они почиют» подлежащее относится не к апостолам, а к преемникам их. 62 Например, Титом, Тимофеем и другими сотрудниками апостолов, которым предоставлено было поставлять епископов, пресвитеров и диаконов. 63 Участие народа при поставлении ( καταςασις ) епископов и других священных лиц, которое собственно принадлежало апостолам и их преемникам, выражается здесь одобрении ( συνευδοκησις ). Об этом см. у !Киприана Epist. 55 и 68 и у Оригена Hom. in Lev (Tom. II. 216. ed. Bene d.). Киприан говорит: «священник да избирается в присутствии народа в виду всех, и достойный и способный должен быть одобрен общественным мнением и свидетельством, дабы в присутствии народа были открыты или преступления дурных или заслуги добрых людей». (Epism. 63). 64 Т. е. Евхаристию. См. Игнатий, к Смирнянам, гл. VII; «Постановления апостольские», VIII, 12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

«Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, – увещевает св. Игнатий Смирнян, – а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию» (гл. VIII). «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви» (гл. VIII). «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (гл. VIII). «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь » (гл. VIII). «Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно» (гл. VIII). «Прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа – почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа – служит диаволу» (гл. IX). «Ничего не должно быть без твоей воли, – поучает Игнатий своего ближайшего ученика, еп. Поликарпа (впоследствии священномученика), – но и ты ничего не делай без воли Божией» (послание к Поликарпу, гл. IV). «Кто может в честь Господа плоти пребывать в чистоте, пусть пребывает без тщеславия. Если же станет тщеславиться, то погиб; а если будет почитать себя больше епископа, то пропал совершенно» (гл. V). «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти» (гл. V). «Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам. Я – жертва за тех, которые повинуются епископу, пресвитерам и диаконам. И пусть часть моя в Боге будет одинаковая с ними» (гл. VI). «Желаю вам всегда укрепляться о Боге нашем Иисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с Богом и епископом» (гл. VIII) 513 . Выписал я мысли св. Игнатия, и мне очень захотелось свести их к некоему духовному единству, к тому мистико-догматическому основанию, на котором они покоятся, но это слишком бы удлинило мое письмо, об окончании которого пора уже подумывать, а потому я предоставляю вам самим, мои дорогие, внимательно вдуматься в слова великого Святителя, чтобы уяснить себе их глубокий внутренний смысл. Со своей стороны я отмечу в них лишь те черты, которые имеют ближайшее отношение к нашей беседе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Евангельские возражения православию. Откуда всё это появилось? Глава «Священство». Димитрий Чуйков. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 26. В. Экземплярский . Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Киев: Пролог, 2007. С. 90. Письмо к Юбаяну. Цит. по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 133. Против ересей. Кн. 5, гл. 20/1. Напр., кн. 3, гл. 2/2; кн. 4, гл. 26/2, 5. Настольная книга священнослужителя. Т. VIII, с. 32–33. Против тяготящихся церковными наказаниями. Цит. по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 94. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 496. Двадцать веков христианства. Одесса-СПб, 2002. Т. I, с. 141. Изд. Пролог, 2007 г., с. 50. О девстве. Гл. 23. Цит. по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 55–56. Там же. С. 60. Беседы на Деяния Апостолов, XIV/3. Беседы на 2 послание к Тимофею. Беседа 2. Настольная книга священнослужителя. Т. VIII, с. 41. В. Экземплярский . Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 141. Слово 3-е о священстве. Цит. по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 69. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 152. Двадцать веков христианства. С. 138, 177. Настольная книга священнослужителя. Т. VIII, с. 28. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 217–218. Там же. Т. II, с. 499. Там же. Т. II, с. 218. Изд. Протестант, Москва, 1992 г., с. 55. О прескрипции [против] еретиков. Гл. 32. Письмо к монаху Демофилу. Строматы, VI/13. Апостольское предание. Гл. 4. О крещении. Гл. 17. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 219. Там же. Т. II, с. 223. Там же. Т. II, с. 226. Там же. Т. II, с. 220. К траллийцам. Гл. 3. К филадельфийцам. Гл. 3. К Смирнянам. Гл. 8. Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 216. Там же. Т. II, с. 215. Письмо к Магну. Цит. по: Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. С. 86. Там же. С. 132. Письмо 43-е к Антониану. Цит. по: там же. С. 83.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Виссарион (Нечаев) , еп. Толкование. – Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на Божественную литургию по чину св. И. Златоуста и св. Василия Великого . Киев, 2001 п . Χαμοδπουλος. ρμηνεα τς Λειτουργας. – Χαμοδοπολου Μ. ρμηνεα τς ερς Λειτουργας. ν θνας, 1887. Πεφνης. ρμηνεα τς θεας λειτουργας. – Πεφνη . (πρωθ.). ρμηνεα θεας κα ερς λειτουργας το ν γοις πατρς μν ωννου ρχιεπισκπου Κωνσταντινουπλεως του Χρυσοστμου. ν θναις, 1897. Μεσολωρς. Λειτουργικ. – Μεσολωρ Λειτουργικ: ρμηνεα τς θεας λειτουργας//ερς Σνδεσμος. T. 3. 1897–1898. Востоков В., прот. Христианин за литургией. – Востоков В. И., прот. Христианин за литургией. М., 1914. Τρεμπλας. Λειτουργικν. – Τρεμπλας Π. Ν. Λειτουργικν. θνας, 1995 13 . Παρασκενπουλος. ρμηνευτικ πιστασα. – Παρασκευοπολου Г. X. (ρχιμ.). ρμηνευτικ πιστασα π τς θεας λειτουργας. Πτρας 1958. Τσιρπονλος. Μυστικς δεπνος. – Τσιροπονλον Κ. Μυστικς δεπνος: σχλια ενς σημερινο στη θεα λειτουργα το αγ. ωννου του Χρυσοστμου κα στην εποχ μας. θνας, 1965. Διονσιος (Ψαριανς). Θεα Λειτουργα. – Ψαριανο Δ. (Μητρ. Σερβων κα Κοζνης). Θεα Λειτουργα, ρμηνεα-νπτυξη-σχολιασμς. θνα, 1990 3 . Γρηγριος ερομ. Θεα Λειτουργα. – Γργορων ερομονχου. Θεα Λειτουργα – Σχλια. θνα, 1982. Ιορδανοπολου. Θεα λειτουργα. – Ιορδανοπολον К. Γ. Θεα λειτουργα. Προσγγιση με τν νο κα τν καρδι. θνα, 1997. Г) Произведения древнехристианской письменности Св. Игнатий Антиохийский . К смирнянам, VIII. – Послания св. Игнатия Антиохийского . К смирнянам. Гл. VIII. В кн.: Писания мужей апостольских/Серия «Творения святых отцов и учителей Церкви». М., 2003. С. 367 (нижней пагинации). Иустин Философ , мч. Иже во святых отца нашего Иустина, философа и мученика, Апология первая за христиан к Антонину благочестивому. PG 6, 327–440. Рус. перев.: Св. Иустин, философ и мученик. Творения/Серия «Библиотека Отцов и учителей Церкви». М., 1995. С. 31–104. Ипполит Римский. Апостольское предание. – Hippolyte de Rome. La Tradition Apostolique. Introduction, traduction et notes par B. Botte. SC 11bis. Рус. перев.: «Апостольское предание» св. Ипполита Римского (пер. с лат. и предисл. свящ. П. Бурубуза)//БТ. 5.1970. С. 277–296.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

72. См. Анатолиевы мысли о Пасхе у Евсевия, Церковн. истор. VII,32. 73. Это видно из некоторых мест книги Деяний апостольских (2:46; 20:7), а также из слов св. Игнатия Богоносца (ad Ephes., 31), Иустина мученика (Apol. 2,38), св. Климента Александрийского (Stromat. P.318), Тертуллиана (De corona milit. Cap.3; De oratione. Cap.14), св. Киприана (De oratione dominic.,147). 74. Loc. cit. P.255. 75. Apol. Cap.33. 76. Epist. 28, 38, 62, 55. 77. Optat adv. Donat. Lib. VII. 78. Constit. Apost. VIII,54; V,2. 79. Epiphan. Haer. XLII. 80. Император так говорит об этом в своем послании к Евсевию: " Многократно читал я твое письмо и понял, что ты в точности соблюл правило церковного учения. Да, твердо пребывать в том, что угодно Богу и согласно с апостольским преданием, есть дело святое. Но ты по своему благоразумию прекрасно поступил, что, решившись соблюсти Божественные заповеди, апостольское и церковное правило, отказался от епископства над Ангиохийскою церковию и восхотел остаться в той, над которою по воле Божией с самого начала принял епископство " . См. соч. Евсевия о жизни царя Константина, kh.III гл.62, в русском переводе, изданном при С.-Петербургской Духовной Академии в 1849 г. T.II. С.220. 81. См. его послания к смирнянам, триллианам, филадельфийцам. 82. См. его первое послание к коринфянам. То же самое свидетельствуют Тертуллиан (De baptismo. Cap.17; De praescript. haer. Cap.41), св. Ириней (Haer. V,3), св. Климент Александрийский (Strom. VI). 83. Св. Игнатий Богоносец, напр., так говорит в послании к смирнянам: " Без епископа никто не должен делать ничего такого, что относится до церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому дана будет от него власть священнодействия. Нельзя без епископа ни крестить, ни совершать вечерю " (посл. к мир. " Христианское чтение " , 1828. Т.32). 84. Выражения в этом правиле отдельные собрания - ином алтарь с точностью объясняются тем, что первоначально по городам все духовенство принадлежало к кафедральной церкви епископа (которая нередко одна была в целом городе) и составляло ее клир. Правило говорит, собственно, об основании особой церкви, отдельно от епископской, и о самовольном служении там пресвитеров, отложившихся от своего епископа. См. Славян. Кормч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/370/...

600 Здесь следуем чтению Дресселя. По чтению других, эти слова относятся ко Христу: «кто более Его пострадал» и пр. 607 Сатана не мог не знать, что Христос Спаситель умер. Но Игнатий здесь говорит о рождении и смерти Спасителя не как о событиях, на земле совершившихся, но как о таинствах, которые совершились в безмолвии Божием, т. е., в предвечном совете Божием, но после открылись миру посредством звезды и других знамений. 608 ντψυχον. Это слово толкуется различно разными учеными. Гефеле держится такого смысла: «Вы найдете одобрение во мне и в том, которого…» Дрессель: «Я более своей души люблю вас и того…» Гильгенфельд, указывая на слова послания Игнатия к смирнянам (гл. Х) и Поликарпу (гл. II, VI), полагает, что здесь Игнатий выражает свою готовность пожертвовать жизнью для блага Церкви. 609 Христиане, жители города Магнезии близ Меандра в Ионии, прислали в Смирну к святому Игнатию своего епископа Дамаса с пресвитерами Вассом и Аполлонием и диаконом Сотионом. Увещание к церковному порядку и единству (гл. III–VII) здесь находит особенный повод в молодости епископа, которого, однако, должно уважать как видимого представителя Невидимого Епископа. К этому присоединяется (гл. VIII–X) предостережение от ложных учителей, особенно христиан иудействующих. Затем следуют (гл. XII–XV) краткие увещания и личные просьбы с приветствием от других Церквей. 613 νεωτερικν τξιν. Гефеле и Гильгенфельд на основании контекста относят к видимой молодости епископа Магнезии, а не к недавности епископского сана вообще, как думают Роте и Ульхорн. 615 Гефеле объясняет: единение с епископом есть образ той жизни, какою живут святые, соединенные с Богом, и в то же время другие, смотря на единение христиан магнезийских с епископом, приходят к убеждению в той жизни. 618 Некоторые в слове молчание (σιγ) видели указание на учение гностика Валентина и потому отвергали подлинность этого послания Игнатия. Но Котельер и Персон объясняли слова Игнатия в таком смысле: Сын Божий есть вечное слово Божие, которое рождается не из молчания, подобно слову человеческому, не следует по времени после молчания, но вечно. В недавно открытом сочинении святого Ипполита «Philosophumena» сохранился отрывок из «Великого откровения» Симора Волхва; из него видно, что Симон в своей системе давал первое место молчанию (σιγ), которое имеет сходство с «глубиною» (βθος) Валентина. На это именно учение Симона здесь намекает святой Игнатий, по мнению Денцингера, Бунзена и Гефеле.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010