Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 190 лет назад русские войска перешли Неман и начали Освободительный поход в Европу (комментарий в аспекте культуры) Федор Глинка Ф. Н. Глинка Из книги «ПИСЬМА РУССКОГО ОФИЦЕРА» 10 ноября. Местечко Баево Вчера перенесли мы знамена свои за древние рубежи нашего Отечества. Перейдя речку Мерейку, мы вступили уже в Могилевскую губернию. Теперь главная квартира авангарда в местечке Баево, что на одной высоте с м. Лядами, на большой дороге. И так ныне уже ясно и никакому сомнению не подвержено, что одно постоянное продолжение сей войны увенчивает ее столь блистательными успехами. Если б заключили мир при Тарутине, как бы ни был он выгоден, Россия не имела б ни лавров, ни трофей, ни драгоценнейшего для всякого уверения, что Наполеон уже никогда не возвратится разорять пределы ее. Теперь можем мы вздохнуть спокойно!.. Меч, висевший над головами нашими, исчез. Тучи, ходившие по русскому небу, быстро несутся назад. Мы видим над собой ясную лазурь безмятежного свода, отколе всевышний благословляет оружие правых на славном поприще его побед. Известно, однако ж, что Наполеон, прежде нежели: решился оставить Москву, истощал все усилия для заключения мира. Мудрый Кутузов заводил в сети ослепленного страстями и гордостью этого нового Навуходоносора. Он старался выиграть время, доколе подоспеет к нам вернейшая союзница — зима! Но твердость государя в этих смутных обстоятельствах достойна хвалы и удивления современников и потомства. Исполненный духом предвидения, он пребывал непоколебим, как гранитный утес среди мятежных морей! «Я прежде соглашусь перенести столицу мою на берега Иртыша и ходить в смуром кафтане, чем заключу теперь мир с разорителем Отечества!» Так отвечал монарх на предложение о мире. Слух об сем дошел к нам в армию. Такие изречения государей подслушивает История и с благоговением передает отдаленнейшим родам.

http://sedmitza.ru/text/395811.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Изобразительность неразлучна с Евангельским повествованием...» (Деян. VII Всел. Соб.) (Телепрограмма 28.02.04) (комментарий в аспекте культуры) Валерий Харитонов Перед белым холстом «Какая мне польза, если мертвые не воскресают?» (I Кор. 15, 32) Валерий Харитонов. " Сим победиши! " Полотно, состоявшееся в сосредоточенной тишине нетварного света всеми красками соучаствуют в литургии оглашенных. Стоя перед холстом, художник слышит эхо веков: нечеловеческая мощь Микеланджело, божественная красота Боттичелли, небесный аскетизм Джотто и даже такое: рукой Леонардо водил Сам Бог... И современный художник мечтает о том же, недостающем ему чуде - сверхъестественной помощи во всех его формальных изысках, оправдании их и в обретении собственного этического принципа и в даровании сил следовать ему. Мечтает, даже зная, что в " последние времена " не чудеса и высота духа будут определять лицо мира, а агрессивный интеллект, технология и воля к власти. Знает, что не оградит и башня из слоновой кости, что вдохновение будет плодить фантомы, а сокровенное снова уйдет в катакомбы и тогда художнику, чтобы скрыть свой Китеж от всех окаянств понадобится спуск по лестнице восхождения, ведущей к новому Небу. Понадобится на время, чтобы не стать жеманной, бессловесной частью культуры new age, украшателем ее салонов и парков, виньеточным оформителем и попугаем модных идей или наемным клерком арт-рынка. Мистически одаренные художники, переносившие частицы рая на землю, не были ни художниками, ни живописцами в строгом понимании профессии, но именно им, возводившим основание изобразительной культуры новозаветного времени, мы обязаны тем, что и сквозь смог пороков сияют еще искры Предвечного Света, от которых не каждый современный художник достоин зажечь свою свечу. Это безымянные иконописцы Византии и Древней Руси, и это на фундаменте их свидетельства Богоприсутствия стали возводить потом Вавилонскую башню цивилизации потребления.

http://sedmitza.ru/text/398968.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Император Николай I: «Я приеду делить с вами опасности» О поведении российского самодержца во время эпидемии холеры в Москве 02.03.2020 391 Время на чтение 17 минут Источник: Православие.Ru Николай I во время холерного бунта на Сенной площади Клянусь: кто жизнию своей Играл пред сумрачным недугом, Чтоб ободрить угасший взор, Клянусь, тот будет небу другом, Каков бы ни был приговор… Эти строки из стихотворения под названием «Герой» Пушкин посвятил императору Николаю I за его мужество, которое он проявил во время зловещей эпидемии холеры, обрушившейся на Российскую империю в начале его царствования. «Каков государь! Молодец!» – восклицал поэт . «Одров я вижу длинный строй…» 28 августа 1830 года министр внутренних дел Арсений Закревский сообщил монарху о том, что на города и села центральных губерний наступает смертоносное поветрие «индийской заразы» – так в народе называли коварную холеру, колыбелью которой считалась долина Ганга. Современник тех далеких событий описывал симптомы недуга и способы его лечения следующим образом: «Болезнь начинается головокружением, потом делается сильная рвота и понос, кровь обращается в воду, человек истлевает и умирает в короткое время. Болезнь, как сказывают, не сообщается прикосновением, но в поветрии. При самом начале можно избавиться от оной одним скорым кровопусканием; действие ее уменьшается разными предохранительными средствами» . Во второй половине сентября «индийская зараза» нахрапом ворвалась в Златоглавую и стала жестоко косить москви чей. Хлорная известь и окуривания, которые наши предки использовали против заражения лютой хворью, не помогали. Слухи о массовых заражениях и повальном море росли с каждым днем, и людям ничего не оставалось делать, как спасаться бегством. Вскоре паника приняла массовый размах: только за двенадцать дней город покинули около 60 тысяч жителей, в результате чего эпидемия стремительно распространялась в соседние губернии . «Для пресечения ложных и неосновательных слухов, кои производят безвременный страх и уныние, московский военный генерал-губернатор князь Д.В. Голицын предписал издать при временном Медицинском совете особливую ведомость ежедневно или через день, смотря по тому, как потребует нужда» , – именно так власти объяснили выход «холерных листов».

http://ruskline.ru/opp/2020/03/02/impera...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Как уроки литературы приводят к Богу Учитель Николай Лобастов о вечных вопросах 02.09.2020 845 Время на чтение 8 минут Источник: Православие.Ru Есть учителя литературы, послушав которых, сразу хочется погрузиться в произведения Пушкина и Достоевского, а еще – обязательно пойти в храм и стать церковным человеком. Таким удивительным талантом обладает Николай Лобастов – преподаватель с многолетним стажем, автор книги «Записки сельского учителя». Наш собеседник поделился своим опытом, как увлечь школьников русской классикой и открыть для них мир православной веры. Досье. Николай Лобастов – педагог, писатель, выпускник Свято-Тихоновского православного университета. В книге «Записки сельского учителя» он рассказывает о русской литературе и христианстве. Живет в городе Лысково Нижегородской области. – Николай Алексеевич, когда вы говорите подросткам о русской классике, как они реагируют? – Мне нравится выступать перед старшеклассниками. У них натура – открытая, очень восприимчивая. Их волнует поиск истины, проблемы любви, смерти. Это всегда будет одинаково, во все времена. Подростки задают «каверзные вопросы», слушают, обсуждают. Мне нравится, когда есть диалог. Мой подход в преподавании литературы имеет особенность. Я смотрю на русскую классику через Евангелие и православную веру, рассказываю ученикам о духовных исканиях писателей, как в их творчестве раскрывалась религиозная тема. Я смотрю на русскую классику через Евангелие Какие замечательные строки есть у Есенина: «Душа грустит о небесах,/Она нездешних нив жилица»! Эту же мысль раньше и по-своему выразил Пушкин: «Стремиться к небу должен гений». Именно тоска по совершенству заставляла русских писателей взяться за перо. Когда затрагиваешь эти темы – аудитория живо реагирует. – И все же многие говорят, что нашим детям читать и слушать про Евгения Онегина уже не очень интересно… – Христос всегда, и сегодня, и завтра – Один и Тот же. Он – мера всех вещей. Вечные ценности – одни и те же. Мучительные и проклятые вопросы, затронутые в классике, будут до скончания века. И дело учителя понять, под каким углом на героев Пушкина или Лермонтова посмотреть, какие акценты сделать. В советские времена из всех героев, даже из Онегина и Печорина, делали революционеров, и умным ученикам было скучно. Если сегодня из Онегина и Печорина делают только эстетов, скучающих дворян – это тоже будет неинтересно. Плохо, когда преподавание классики оторвано от сегодняшнего дня. А если учитель помогает школьнику решать насущные вопросы, получится увлекательно.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/02/kak_ur...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Рождение и Крещение детей: вопросы и ответы (Телепрограмма от 19.01.07) (комментарий в зеркале СМИ) Свет Христов просвещает всех Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 02.06.07) Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире «Православная энциклопедия». Вчера отмечался международный день защиты детей, 2007 год объявлен годом ребенка. И поэтому сегодняшнюю нашу программу мы решили посвятить детям, вернее, проблемам их воспитания, - воспитания наших православных детей. А проблем этих очень много. Наша Церковь сегодня, - это фактически церковь детей. Они в ней родились, а их родители еще очень молоды, в Церковь пришли недавно, и поэтому еще очень-очень многого не знают. Значит и вопросов у них очень много. Как подготовить ребенка к первой исповеди? Как привить чаду любовь к молитве? В какой мере дети должны соблюдать пост? На эти и многие другие вопросы я сегодня буду отвечать в течение всей нашей программы. Звоните. Телефон прямого эфира вы видите на экранах. Итак, готовьте Ваши вопросы. Сюжет: Дети «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и люди». Эти слова святителя Иоанна Златоуста, сказанные еще в VI веке, актуальны и сегодня. Взрослые пытаются что-то придумать, чтобы ребенок вырос не только здоровым, но и послушным, и трудолюбивым, и добрым, – в общем, счастливым. Ребенка отправляют заниматься спортом, музыкой, в разные кружки и секции, в трудовые лагеря, в том числе и православные. Диакон Михаил Першин, заместитель председателя Братства православных следопытов: – Сейчас для всей России и для Русской Православной Церкви ключевая задача в том – сможем ли мы дать детям добрые стремления, правильные мотивации, будут ли они расти вверх, к небу, или они будут разваливаться дальше. Мы стараемся, чтобы дети росли к небу.

http://sedmitza.ru/text/413084.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Перед началом Рождественского богослужения Святейший Патриарх Кирилл возглавил встречу Даров волхвов в Храме Христа Спасителя В ночь с 6 на 7 января в Храме Христа Спасителя началось праздничное Рождественское богослужение, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Богослужение транслируется на ряде телеканалов, а также на сайте Патриархия.ru. Перед началом великого повечерия и утрени в Храм Христа Спасителя была принесена священная реликвия Афона — Дары волхвов. В ночь с 6 на 7 января 2014 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя началось праздничное Рождественское богослужение, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Богослужение транслируется на телеканалах «Первый», «Россия», «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Трансляцию комментирует сотрудник Московской Патриархии Н.И. Державин. Перед началом богослужения Святейший Владыка с амвона обратился к пастве с кратким словом, посвященным празднику Рождества и принесению в Русскую Православную Церковь Даров волхвов — одной из немногих реликвий, связанных с земной жизнью Спасителя: «Этим богослужением в соборном Храме Христа Спасителя и во всех храмах нашей Церкви, и не только нашей Церкви, мы, православные люди, входим в торжество рождественской ночи. И через это соприкосновение с памятью о величайшем событии человеческой истории мы прикасаемся к тому, что, собственно, является содержанием этого события. Бог пожелал прийти в мир и соединиться с человеком, стать одним из нас для того, чтобы не силой власти, не силой денег, не человеческим могуществом, не силой предопределения, а через свободный выбор человека сделать его сопричастником Божественной жизни. И люди отозвались на это величайшее событие в простоте своего сердца. Пастухи с радостью восприняли свидетельство неба о рождении Спасителя. К Нему, новорожденному, пришли с дарами волхвы и в благодарность небу, в благодарность неведомому для них Богу преподнесли младенцу золото, ладан и смирну: золото — как царю, ладан — как Богу, смирну — как человеку.

http://sedmitza.ru/patriarch/2014-01-06/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Куда влечет нас рок? (Телепрограмма, 19.02.05) (комментарий в зеркале СМИ) Константин Кинчев Миссионерство и... рок-музыка Может ли рок быть направлен к небу? Не ошибается тот, кто ничего не делает Роман Воскресенский, член Оргкомитета концерта, студент Костромской Духовной семинарии, сотрудник Отдела по делам молодежи РПЦ Московской епархии Этот концерт прошел 14 января 2003 года в «Ледовом дворце» Санкт-Петербурга. Молодежи было около 14 тысяч. Участвовали: зампредседателя Отдела по делам молодежи РПЦ, ректор Костромской Духовной семинарии архимандрит Геннадий (Гоголев), руководитель Отдела по делам молодежи РПЦ Санкт-Петербургской епархии протоиерей Артемий Скрипкин, известный публицист и проповедник диакон Андрей Кураев. А также «киты» русского рока: Константин Кинчев и группа «Алиса», Юрий Шевчук и «ДДТ», Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов и Ольга Арефьева. Все средства, полученные от продажи билетов, пошли на восстановление храмов при вузах Санкт-Петербурга, то есть концерт был благотворительным. Об этом было объявлено официально. Я рассказываю обо всем этом не со слов фанатов, недоброжелателей или прессы, а имею реальное представление о концерте, так как видел все своими глазами, слышал свидетельства очевидцев и сам участвовал в проведении «Рок – к небу» Идея проведения такого миссионерского концерта зародилась еще летом 2002 года на фестивале бардовской песни имени Валерия Грушина, который проходил под Самарой. Тогда Юрий Шевчук приезжал выступать в акустике. Там был и лагерь православных бардов, мы предложили отцу Артемию Скрипкину устроить такой миссионерский концерт, пригласить православных рок-музыкантов, батюшек-проповедников. Отец Артемий согласился. Сначала хотели устроить этот концерт в Москве, но не получилось, и его перенесли в Санкт-Петербург.

http://sedmitza.ru/text/401631.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 4-ю Великого поста в московском храме прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе 30 марта, в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, и день памяти преподобного Алексия, человека Божия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. 30 марта 2014 года, в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, и день памяти преподобного Алексия, человека Божия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Валерий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую с четвертым воскресеньем Великого поста, днем, когда мы вспоминаем память святого преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника — великого аскета, подвижника, церковного писателя, труды которого и сегодня помогают людям, нашим современникам, отделенным многими веками от преподобного Иоанна, совершать дело спасения. Сила творений святого преподобного Иоанна в том, что мысли, содержащиеся в его словах, — не от мудрости человеческой. Конечно, все в рассуждениях преподобного изложено очень логично. В его книге, именуемой «Лествица», о пути восхождения человека от земли к небу, удивительно логично следствия связаны с причинами, так что выстроена целая аскетическая система, в соответствии с которой человек может взойти по невидимой лестнице от земли к небу уже в своей земной жизни. Но эта мудрость, эта логика, это удивительно убедительное слово обусловлены не образованием или знаниями преподобного, а его жизненным опытом. Он писал о том, что сам пережил, сам прочувствовал, что стало частью его жизни. А когда человек говорит от собственного опыта, а не с чужих слов, когда его слова проходят через его собственный разум, через его сердце, тогда слова эти становятся исключительно убедительными. Они уже не могут быть ограничены ни национальностью, ни страной, ни культурой, ни эпохой, — они будут иметь значение для каждого человека, где бы и когда бы он ни жил. Так и случилось с творениями святого преподобного Иоанна Синайского, Лествичника, память которого мы сегодня совершаем.

http://sedmitza.ru/patriarch/2014-03-31/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Начало Великого Поста (комментарий в свете веры) Фото - Ю.В.Клиценко, " Седмица.Ru " 22 февраля, в Прощеное воскресенье, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великую вечерню и чин прощения. Его Святейшеству сослужил епископ Дмитровский Александр. Приступая к чтению молитв на начало Великого поста Святейший Патриарх Алексий сказал: «Дорогие братья и сестры, вступая в Великий пост, я прочитаю молитвы перед началом Великого поста, в которых мы будем испрашивать благословения Божия, чтобы с честью каждому из нас пройти спасительное поприще поста, принести покаяние Господу о вольных и невольных грехах. В этих молитвах даются примеры покаяния: они показывают, как нужно каяться, как нужно проверять и осознавать свои согрешения пред Господом, надеясь на милосердие Божие в спасительном деле обновления наших душ покаянием и молитвой, которую мы возносим в продолжение Великого поста. Помолимся, чтобы Господь благословил каждому из нас достойно пройти Святую Четыредесятницу». Перед совершением чина прощения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь о прощении обид и посте: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Стоим мы с вами, дорогие братья и сестры, на пороге Великого поста. Святая Церковь на протяжении трех недель готовила нас к достойному вступлению на поприще поста, покаяния и сугубой молитвы. В эти приготовительные недели мы многократно за субботними Всенощными бдениями в канун Великого поста слышали песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Далее в покаянном песнопении говорится: «На спасения стези настави мя, Богородице». Мы просим, чтобы с помощью Пречистой Богоматери Господь наставил нас на путь спасения, на путь покаяния. Нам давался пример покаяния в лице мытаря, который стоял в храме, и, по притче Христовой, не смел глаза свои поднять к небу, но ударяя себя в грудь говорил: «Боже, милостив буди мне грешному».

http://sedmitza.ru/text/398866.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Жизнь православной Москвы (Телепрограмма, 03.09.05) (комментарий в свете веры) Храм Христа Спасителя Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 03.09. 05) Видеозапись телепередачи «Православная энциклопедия» от 03 сентября 2005 года (формат WM9 – 256Kbps – PAL, 25 мин., 53 Mb, разр. 320х240) Сюжет: Беслан Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте. «Трагедия Беслана стала скорбью всей России. Боль Беслана сильна и сегодня. Кровь Беслана взывает к небу. Тяжелейшее испытание выпало на долю родных и близких погибших. Велико их горе. Подобно Вифлеемским матерям они плачут о детях своих, и не хотят утешиться, ибо их нет. И только человеческое соучастие и молитвы способны, превозмогая боль утраты, дать силы для того, чтобы жить дальше. Сила веры утверждает надежду, что придет время, «и отрет Бог всякую слезу с очей их», - эти слова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал в годовщину трагических событий в Беслане. 3 сентября в России – день траура. В этот день во всех храмах Москвы совершаются заупокойные богослужения в память всех невинно убиенных в террористических актах последних лет. День города в Москве, который по традиции отмечается в первый выходные сентября, начнется в этом году с минуты молчания. Сюжет: Бесланская миссия В первые дни после трагедии возникла идея написать образ Вифлеемских младенцев-мучеников и привезти его в Беслан. На призыв настоятеля Леушинского подворья в Петербурге священника Геннадия Беловолова откликнулись многие, и в первую очередь – дети. Михаил Осипенко: – «Икона была написана на деньги, которые собрали 500 детей из Петербурга, их имена написаны на обороте образа. В икону мы вмонтировали мощевик с мощами Вифлеемских младенцев-мучеников».

http://sedmitza.ru/text/403056.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010