В русской святогорской обители считают, что совокупное почитание их является еще одним фактором, не только сближающим, но и духовно сплачивающим Святую Русь. «Издревле существовало в Земле Русской предание, что в лихую годину все святые ее правители вкупе приходят на помощь своему земному Отечеству. Каждый из них по отдельности является молитвенником за Землю Русскую, вместе же – это непобедимая небесная рать, ополчение предстателей и хранителей Святой Руси», - убеждены русские святогорцы. В новосозданном на Святом Афоне Царском храме также поминаются на проскомидии представители всех княжеских и царских родов, не причисленные к лику святых. В заупокойных ектениях на богослужении возносятся имена Государей, являвшихся ктиторами и благодетелями русской святогорской обители. Икона Всех святых русских государей, хранящаяся в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре.      Русские святогрцы надеются, что освящение в на Святом Афоне первого в истории храма Всех святых русских государей станет примером, которому последует создание подобных храмов и в разных уголках Святой Руси. Помимо единственного в мире храма Всех святых Русских Князей и Царей, в Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне действует еще и монастырский собор, посвященный трем русским святым князьям: Александру Невскому, Владимиру и Ольге Киевским (их дни памяти отмечаются как престольные праздники этого храма). Он был построен в 1867 году в память избавления императора Александра II от смерти в 1866 г. В иконостасе этого собора в местном ряду находится икона благоверного князя Александра Невского, подаренная обители императором Александром III в память о его родителе – убиенном императоре Александре II. Поэтому в день памяти Собора всех святых русских государей торжественное богослужение прошло и в этом русском храме на Святой Горе. 29 июля 2014 г. Рейтинг: 8.5 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы

http://pravoslavie.ru/72575.html

Псковитяне ужаснулись, малодушные бежали. Благоверный князь Довмонт, явясь одному из псковичей, сказал: " Возьми одеяние гроба моего и со крестами обойдите три раза около города, молитесь и не бойтесь " . Воля святого князя выполнена - обошли ночью с его одеждою и крестами крепость. Магистр, подступив с войском, старался зажечь город. Русские, воодушевленные небесным вождем, бросились в бой и смяли немцев в воду. Немцы бросились на суда и тонули, а ночью сняли осаду и ушли. В 1899 году русский исследователь писал: " Вскользь коснулась благочестивой жизни и значения стратегических доблестей благоверного князя историческая наука; почти забыл о нем русский народ или знаком с ним лишь по имени; забыло и псковское современное общество о любви и благодарности к нему своих предков, ведавших его как защитника и спасителя дорогой нам Родины. И лишь Святая Церковь, - отзывчивая и чуткая всегда к подвигам добродетели, взяла князя под особое свое покровительство. Церковь, причислив его к лику святых, прославила его целебные мощи и тем самым утвердила на вечное время торжественное почитание его как угодника Божия, прославленного многими знаменательными событиями в честь и славу общего, любезного нам Отечества. Да славится Церковь во святых своих и между ними в лице угодника Божия, благоверного князя Довмонта! " (И.И.Василев, Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей Псковский. Биографический очерк, Псков, 1899). Прославляя Довмонта в лике святых воинов, Русская Православная Церковь сравнивает благоверного князя с библейским Давидом, победившим Голиафа. Молитвами святых Господь сохранит Свою Церковь и " врата ада не одолеют ее " (Мф. 16. 18). Юрий Клиценко 04/03/2003 Смотри также: Тематические подборки: Православная Церковь и Ватикан Документы истории: 760-летие Ледового побоища Меж двух зол. Исторический выбор Александра Невского Краткий очерк истории Католической церкви в России Встреча с Православием: Александр Невский: защитник земли русской Преподобный Амвросий Оптинский. Ответ благосклонным к Латинской Церкви Аналитическое обозрение: Сила мертвая и силы грядущие (отрывок из " Дневника " Ф.М. Достоевского о римском католицизме) Ссылки по теме: Святой благоверный князь Довмонт Псковский Поместные Церкви Встреча с Православием Вопросы священнику Новости Аналитическое обозрение Пресса Интернет-журнал Гость сайта Документы истории Полемика English Edition Сретенский монастырь editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU    

http://pravoslavie.ru/archiv/dovmont.htm

Руководитель Российского государственного архива древних актов В.А. Аракчеев провел для участников церемонии обзорную экскурсию по экспозиции и рассказал об истории наиболее уникальных экспонатов. Так, к примеру, в экспозиции выставки представлены подлинники договорной грамоты Новгорода Великого с младшим братом благоверного Александра Невского Ярославом Ярославичем (1270), а также духовной грамоты внука Александра Невского великого князя Ивана Даниловича Калиты и духовной грамоты великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского. Ученый рассказал об исследовательской работе, которая была проведена в научных учреждениях в связи с подготовкой экспозиции. Выставка «Александр Невский и его образ в исторической памяти» посвящена личности и деяниям князя Александра Невского. В экспозиции впервые представлены хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов уникальные летописные свидетельства о жизни и трудах благоверного князя, подлинные архивные документы и музейные предметы, положившие начало его почитанию как святого, свидетельствующие о перенесении чудотворных мощей из Владимира в Санкт-Петербург, использовании образа полководца в наградной системе Российской империи — СССР — Российской Федерации. Экспозиция вставки включает подлинные архивные документы, графику, гравюры, иконы, орденские знаки, а также фото- и кинодокументы. В подготовке экспозиции принимали участие восемнадцать федеральных и региональных архивов и музеев, в том числе представлены иконы и богослужебные книги из библиотеки Издательского Совета Русской Православной Церкви. Для посещений выставка будет работает с 30 сентября по 7 ноября 2021 года. Экспозиция открыта с 12.00 до 18.00 (вход до 17.15). Выходные дни — понедельник, вторник. Вход свободный при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Контактный телефон для заказа бесплатных экскурсий: +7 (495) 580-88-25, 580-87-12; эл. почта vzal_fa@mail.ru; bolotina@statearchive.ru. Куратор выставки — главный специалист Российского государственного архива древних актов Наталья Юрьевна Болотина.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5848900...

К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского Мерная икона св.блг.князя Александра Невского, написанная в мастерской Данилова монастыря/danilov-master.ru Жизнь и подвиги благоверного князя Александра Невского могут показаться изложенными довольно полно. О святом князе написано уже множество работ как церковного, так и светского характера, но, тем не менее, его личность всегда будет приковывать к себе внимание. Александр Невский во все времена являлся примером для многих поколений граждан нашей страны. Его земная жизнь заставляет задуматься не только о роли нравственности в политике, что актуально для сегодняшнего времени, но и о том, как человек может послужить Богу в том звании, в котором он призван. Что касается его политики, то можно сказать, что она создала наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом. Однако в последнее время в исторической науке наметилась иная тенденция: в 80–90-е годы прошлого столетия как в западноевропейской, так и в российской науке появились исторические труды, целью которых стало переосмысление значения для истории Руси политики и деятельности благоверного князя. Итогом этого стали идеи о том, что его подвиг не просто типичный, рядовой для воина-князя поступок, но и скорее роковая ошибка, предопределившая «не тот» путь развития средневековой Руси, а затем и России. Моральные оценки в исторической науке неизбежны: оценивая прошлое, каждое поколение определяет свой дальнейший путь. Однако подобный «суд истории» бывает справедливым далеко не всегда. И, вопреки обвинениям, которые выдвигают подобные авторы, существуют неоспоримые факты, являющиеся свидетельствами истинности достоинств и трудов благоверного князя Александра Ярославича Невского. Одному из таких фактов – почитанию князя Александра в лике святого – и посвящена данная статья. Но прежде, чем перейти к вопросу об истории прославления, необходимо сделать хотя бы краткий историографический обзор трудов, посвященных изучению и оценке деятельности святого князя Александра.

http://pravoslavie.ru/48583.html

В Сретенской духовной академии прошла международная конференция «Мир Александра Невского. Русь в XIII веке» Москва, 13 мая 2021 г.      11 мая 2021 года на базе Сретенской духовной академии при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви прошла международная научно-богословская конференция «Мир Александра Невского. Русь в XIII в.», посвященная 800-летию со дня рождения благоверного князя Александра Невского, сообщает Патриархия.ru . В форуме приняли участие ведущие профессора вузов Москвы и Санкт-Петербурга и духовных школ Русской Православной Церкви. Выступили специалисты по истории, социологии, философии, культурологии, искусствоведению, филологии, юриспруденции, физике и математике. Открыл конференцию председатель Учебного комитета, и.о. ректора Сретенской духовной академии протоиерей Максим Козлов. Он обозначил цель конференции и рассказал, почему именно Александр Невский обладает такой популярностью и авторитетом. Отец Максим отметил, что разные исторические фигуры могли бы скрепить и объединить нацию. Среди них есть много спорных фигур. Например, к Петру Великому исследователи относятся по-разному, есть разные исторические оценки и мнения, даже в церковной среде. Но есть те, кто действительно мог задать правильный вектор всей нации, именно они объединяли и могут объединять. «Одна из таких фигур, может быть, наиболее подходящая на эту роль, — святой благоверный князь Александр Невский», — заключил отец Максим. Конференция началась с пленарного заседания. Первым с докладом выступил председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон , рассказавший о наследии Александра Невского. Ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан представил доклад о почитании Александра Невского в России и Финляндии. Доклад «Александр Невский как нравственный образец начальствующим» зачитал ректор Николо-Угрешской духовной семинарии доктор богословия иеромонах Кирилл (Зинковский). По его мнению, Александр Невский был образцом государственного управленца, дипломата и военачальника; жизнь князя основывалась на вере в Бога, вера отражалась на его духовных и нравственных качествах.

http://pravoslavie.ru/139248.html

В Москве прошла конференция «Имя России: к 800-летию святого благоверного князя Александра Невского» 23 апреля 2021 г. 17:13 19 апреля 2021 года в трапезной московского храма благоверного князя Александра Невского при МГИМО состоялась научно-практическая конференция «Имя России: к 800-летию святого благоверного князя Александра Невского». В мероприятии, организованном Центром «Церковь и международные отношения» при МГИМО совместно с Александро-Невским храмом, участвовали крупнейшие отечественные историки-специалисты по изучению личности святого князя и его эпохи. Главный научный сотрудник и руководитель Центра по истории Древней Руси Института Российской истории (ИРИ) РАН В.А. Кучкин представил доклад «Александр Невский: битва на Неве, возвращение Пскова, Ледовое побоище». Главный научный сотрудник и руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН А.А. Горский говорил о долгосрочных последствиях деятельности князя Александра Невского. Директор Института истории и социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Р.А. Соколов осветил тему «Александр Невский: дискуссионные вопросы современной историографии». Ведущий научный сотрудник ИРИ РАН, главный редактор журнала «Древняя Русь. Вопросы медиевистики» Е.Л. Конявская предложила историко-филологический анализ первой редакции жития благоверного великого князя Александра. На заседании выступили два докторанта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия . Секретарь Отдела внешних церковных связей по межрелигиозным отношениям священник Димитрий Сафонов представил сообщение «Святой князь Александр Невский в творчестве Н.Н. Лисового (1946-2019)». Заведующая кафедрой изобразительного искусства Государственной полярной академии (Санкт-Петербург) Н.В. Регинская выступила с докладом «Дореволюционная иконография святого Александра Невского южных районов России (историко-теологический аспект)». В ходе конференции на основе последних исторических исследований был уточнен ряд деталей, касающихся жизни и деятельности благоверного князя, выявлена неприменимость к последней некоторых современных историографических схем, доказана несостоятельность недобросовестной критики святого Александра Невского, показан масштаб поистине всероссийского почитания князя как защитника Православия и небесного покровителя России. Модератором форума выступил декан факультета международной журналистики МГИМО, председатель совета Центра «Церковь и международные отношения» Я.Л. Скворцов. Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5801616.ht...

В Чехию и Словакию будут принесены мощи благоверного князя Александра Невского Москва, 27 мая 2009 г. 27 мая частица мощей святого благоверного князя Александра Невского будет принесена в Чехию и Словакию, жители которой в течение пяти дней смогут поклониться этой святыне. Акции проводится по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Чешских земель и Словакии Христофора в рамках реализации программы " Александр Невский " Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного, сообщили " Интерфакс-Религия " в пресс-службе фонда. Согласно программе, сначала ковчег с частицей доставят в храм Святого Вячеслава в чешском городе Брно, затем будут по очереди переносить в разные храмы Праги, далее - в подворье Русской Церкви в Карловых Варах и, наконец, в собор Александра Невского в словацком городе Прешов. В 2007 году делегация Фонда Андрея Первозванного привозила мощи святого Александра в ряд российских городов, так или иначе связанных с жизнью, подвигами и особым почитанием великого князя, в том числе в Калининград, Ригу, Псков, Великий Новгород, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород и Екатеринбург. В каждом городе тысячи верующих приходили поклониться святыне. В мае 2008 года мощи Александра Невского были принесены в города воинской славы России и Беларуси. В период от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского Александр Невский стал самым видным историческим деятелем Руси. Его потомки проявили себя как видные политики, некоторые сподобились святости: святой князь Даниил Московский – его сын, князь Иван Калита, собиратель русских земель вокруг Москвы, – внук, а святой Дмитрий Донской, победитель в битве на Куликовом поле, – правнук князя. По преданию, именно Александр Невский чудесным образом благословил Дмитрия Донского и его воинов перед решающим сражением с монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 году. Петр I призвал Александра Невского в небесные покровители Петербурга, новой столицы России, перенеся мощи князя из Владимира в город на Неве. Своим небесным покровителем его считают военные, дипломаты и весь православный народ. В 2008 году на одном из центральных телеканалов России проходил цикл программ " Имя Россия " , в рамках которого телезрителям было предложено выбрать наиболее значимую фигуру российской истории. Сотни тысяч голосов были отданы святому благоверному князю Александру Невскому, имя которого и было признано " Именем России " . 27 мая 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30560.html

В Высоко-Петровском монастыре Москвы прошли III Свято-Петровские чтения 2 февраля 2008 г. 14:41 31 января в рамках  XVI Международных образовательных Рождественских чтений состоялись III Свято-Петровские чтения, организованные при поддержке клуба «Вестник Отечества» и Исследовательского Фонда «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов» (ИФ МАМИФ). Чтения были традиционно посвящены памяти святителя Петра, митрополита Московского . Перед началом конференции в Высоко-Петровском монастыре был совершен  праздничный молебен святителю Петру. Ведущим конференции стали игумен Петр (Пиголь) и протоиерей Александр Кузин. В работе конференции принимали участие  представители ГСИ, МПГУ, МГИМО МИД РФ, МТУСИ, МГОУ, общественных, научных и религиозных организаций России. Конференция началась в старинных Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря с приветственного слова архимандрита Иоанна (Экономцева) , в котором было сказано о необходимости и важности проведения подобных мероприятий в память святителя Петра. Игумен Петр (Пиголь) коснулся темы истории празднования памяти святителя Петра, дав несколько примеров из редакций его жития. Протоиерей Олег Платхий в своем сообщении коснулся проблемы феодальной раздробленности на Руси и роли митрополита Петра в общерусском единстве. Владислав Петрушко, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , кандидат исторических наук, рассказал о почитании митрополита Петра на Западной Украине через призму отношения Западнорусского епископата к Брестской унии. Декан факультета международной журналистики МГИМО Ярослав Скворцов провел параллель между личностями святителя Петра и благоверного князя Александра Невского, оценив их роль в русской дипломатии. Преподаватель Коломенской духовной семинарии, кандидат филологических наук Андрей Мельков коснулся вопросов преемственности традиции Восточного Православия на Руси через оценку вклада святителя Петра в дело укрепления Русской Церкви и Московского государства в XIV веке. Преподаватель МПГУ Вадим Венедиктов рассказал о греческом влиянии на Русскую Церковь и государственную идеологию начиная с XIV века в контексте проблемы этнофилетизма. Впервые активистами клуба «Вестник Отечества» А. Ерешко и В. Павловым было объявлено о начале работы над архивными материалами по истории Высоко-Петровского монастыря. Было решено продолжить эту работу с целью выпуска исторической хрестоматии по проблемам предстоящих исследований.   Информационная служба ИФ МАМИФ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/359147.htm...

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр вручил награду Казахстанского митрополичьего округа церковному и общественному деятелю А.В. Бугаевскому 22 июля 2021 г. 11:28 22 июля 2021 года в представительстве Казахстанского митрополичьего округа на Патриаршем подворье при храме мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусах г. Москвы состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с видным церковным и общественным деятелем, председателем православного общества «Скиния», членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви А.В. Бугаевским. На встрече присутствовали ключарь храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии иерей Сергий Неретин, благотворитель храма Ю.А. Хомяков, уроженец города Костаная московский травматолог-ортопед А.В. Василевич, сотрудники представительства. Во внимание к трудам на благо Православия в Казахстане митрополит Александр вручил А.В. Бугаевскому награду Митрополичьего округа — орден священномученика Пимена, епископа Верненского и Семиреченского. Архиерей тепло поблагодарил А.В. Бугаевского за участие в исследовании житий, подвигов и духовного наследия новомучеников и исповедников, просиявших на Казахстанской земле в ХХ столетии. Владыка Александр рассказал гостю о значимых событиях в жизни Православной Церкви Казахстана, в числе которых закладка храма в честь великого благоверного князя Александра Невского в Нур-Султане, освящение новосооруженного креста-памятника новомученикам Церкви Русской в Лисьей балке в Чимкенте и освящение поклонного креста в память святых новомучениц Казахстанских, пострадавших за Христа в АЛЖИРе — Акмолинском лагере жен изменников Родины. А.В. Бугаевский поделился с главой Митрополичьего округа информацией о своей работе над масштабным научным проектом, посвященным исследованию житийной литературы о великомученике и целителе Пантелеимоне и истории почитания этого святого в Православии. Участники встречи также обсудили планы дальнейшего сотрудничества. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Он призывал в своей молитве на помощь великому князю Димитрию благоверного князя Александра. И во время своей молитвы он увидел, что перед гробом благоверного князя сами собою загорелись свечи, затем из алтаря вышли два благолепных старца и, приблизившись к гробнице святого, сказали: «Встань, поспеши на помощь сроднику своему благоверному князю Димитрию Иоанновичу». И святой князь Александр тотчас встал и сделался невидим. Пораженный этим чудом инок безмолвствовал и только после того, как было узнано, что как раз в это время произошла славная Донская победа, он сообщил о своем видении Владимирскому святителю. По распоряжению владыки тогда же были освидетельствованы мощи благоверного князя, которые и были найдены нетленными (Гусакова В.О. О житии святого благоверного великого князя Александра Невского// http://www.iconworld.ru/products/124 ). Русские святые воины. Жития. Спасский собор – «Держава». М., 2000. С. 247. По словам митрополита Иоанна (Снычева), «для спасения России князь Александр должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока» (Иоанн (Снычев), митрополит. В память святого благоверного великого князя Александра Невского//Русский узел. Статьи, беседы, обращения. СПб., 2006. С. 338). Можно сказать, что иконография Александра Невского, развивавшаяся в двух вариантах, отражала суть этого подвига князя. В первом – святой князь представлен в княжеском одеянии, при оружии; во втором – в монашеском облачении, как чудотворец и монах Алексий, в воспоминание того, что перед смертью князь Александр принял иночество с этим именем. Отметим, что до XVIII в. преобладал второй иконографический вариант (см.: Бегунов Ю.К. Иконография святого благоверного князя Александра Невского//Князь Александр Невский и его эпоха. С. 172–175). Кроме того, большое количество икон благоверного князя, написанных с XIV по XXI в., дает возможность создания ретроспективной иконографии иконописного образа в историческом времени: XIV–XVI вв. – святой Александр Невский – воин в группе сражающихся новгородцев; XVI–XVIIIbb.

http://pravoslavie.ru/48583.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010